Как объяснить ребенку, что такое изложение

<<Лид>>

ГУЛЬНАЗ ГАЛИМУЛЛИНА,

Учительница русского языка и литературы высшей квалификационной категории, эксперт ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Знает всё об изложениях

Виды изложения

Изложение — это письменный пересказ текста. Различают четыре вида изложения.

Подробное

Последовательный пересказ, близкий к исходному тексту, с сохранением языковых особенностей текста.

Сжатое

Краткий пересказ основной мысли с сохранением всех микротем, без подробностей.

Выборочное

Пересказ фрагмента текста, связанный с конкретной темой. Например, только описание какого-то героя или природы.

Осложнённое

Пересказ с дополнительным заданием. Такое изложение предполагает внесение изменений в текст: замену лица рассказчика, дополнение текста своим мнением, перестановка частей текста.

Зачем пишут изложение

Изложение — это способ развития речи ученика. Также оно учит:

  • воспринимать информацию на слух;
  • выделять главное и отсекать второстепенную информацию;
  • правильно и логично излагать мысли, иначе — речевой культуре;
  • постоянно прорабатывать словарный запас — активный и пассивный;
  • активизировать мыслительную деятельность, развивать логику и память;
  • подбирать необходимые обобщающие слова, заменять сложные предложения простыми, заменять прямую речь косвенной.

Кроме того, написание изложений подготовит ребёнка к устному собеседованию по русскому языку в 9-м классе.

Этапы работы над изложением

При работе над изложением в младшей и средней школе важно соблюдать следующие этапы.

Учителю:

  1. Прочитать текст для учеников или включить аудиозапись.
  2. Поговорить о содержании текста, чтобы выяснить понимание смысла.
  3. Ещё раз прочитать текст или включить аудиозапись, если дети старше 7-го класса, или ещё дважды, если учатся в 5–6-х классах.

На мой взгляд, целесообразно с младших классов приучать к самопроверке с использованием орфографического словаря. Так дети подготовятся к этому виду работы на предстоящем экзамене в 9-м классе.

Детям:

  1. Составить план. Поделить текст на смысловые части так, чтобы одна мысль соответствовала одному пункту. При этом план может быть как развёрнутым, когда один пункт содержит подпункты, так и кратким.
  2. Озаглавить, то есть поработать с основной мыслью.
  3. Провести словарно-орфографическую работу. Стоит записать непонятные слова, чтобы учитель объяснил их значение. А в орфографическом словаре можно найти правильное написание.
  4. Пересказать по плану. Посмотреть на темы, рассказать текст про себя, чтобы получились связные абзацы.
  5. Написать текст изложения. Сначала лучше на черновик.
  6. Проверить себя.

Как оценивают изложение

Изложение оценивают с двух сторон: с точки зрения содержания и грамотности.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

<<Параграф c цитатой>>

В 8–9-х классах рекомендуют оценивать изложение максимально приближённо к критериям ОГЭ по ИК (изложения критериям).

ИК1 — передача микротем:

  • 2 балла, если ученик точно передал основное содержание текста и отразил все важные микротемы;
  • 1 балл, если упустил или добавил одну микротему;
  • 0 баллов, если упустил или добавил более одной микротемы.

Неточно понятая микротема — это знак, что часть главного содержания исходного текста осталась для учащегося недоступной. При этом фактические ошибки, которые не исказили текст, не учитываются.

ИК2 — сжатие текста:

  • 3 балла, если ученик применил хотя бы один приём сжатия всех микротем;
  • 2 балла, если сжал только две микротемы;
  • 1 балл, если сжал только одну микротему;
  • 0 баллов, если не применил приёмы сжатия текста, то есть написал подробное изложение.

Здесь нужно понимать разницу между первым и вторым критерием. Иногда ученик может сохранить только часть микротемы, упустив важную мысль. В таком случае он получит балл по первому критерию, но будет «наказан» по второму, так как он сильно сократил текст (пережал).

Пример: исходный текст

«Американские учёные решили выяснить, что толкает людей на подвиги. Они опросили лауреатов фонда героев имени Карнеги. Вывод удивил психологов: смелые и решительные поступки люди совершали бессознательно. Они сначала действовали, лишь потом думали и осознавали, что же они сделали. Утрируя, можно вспомнить героя фильма “Живёт такой парень”, который так объяснил причину своего подвига: “По глупости”.

Но американским учёным нужна научная версия. Если герои рисковали бессознательно, то, может быть, причина в гене альтруизма. О его открытии периодически сообщают разные научные группы. Впрочем, оппоненты возражают: “Нет одного гена альтруизма, как нет гена счастья, интеллекта, страха. За это отвечают целые генные ансамбли. Их ещё предстоит открыть”.

В ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Причина, скорее всего, в том, что человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы вынуждены помогать окружающим, ожидая, что наше участие не останется без ответа. Помощь другим становится нашей привычкой, а в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно: спасать чью-либо жизнь, рискуя собственной. Это и есть бессознательный героизм. По сути, о нём говорили лауреаты премии, которых изучали американские учёные».

Микротемы текста:

  • Учёные решили узнать причину героических поступков. Ей оказалась бессознательность.
  • Необходимость научной версии. Различные предположения. За поступки человека отвечают группы генов.
  • Предрасположенность человека к подвигу, так как мы живём в социуме. Помогать другим, рискуя своей жизнью, — бессознательный героизм.

Пример: текст изложения ученика (орфография и пунктуация автора сохранены)

«Американские учёные решили выяснить, что толкает людей на подвиги и провели опрос. Психологи были удивлены! Люди совершают героические поступки бессознательно. Они действуют и лишь потом обдумывают сделанное.

Но учёным нужна была научная версия. В ходе исследований, выяснилось, что в человеке есть расположенность к героизму.

Мы социальны, помощь окружающим становится нашей привычкой, мы можем поступать рефлекторно. Спасать чью-то жизнь, рискуя собственной — это и есть бессознательный героизм!»

Результат

ИК1 — 2 балла

ИК2 — 2 балла, 1 балл снят за отсутствие во втором абзаце важной мысли о том, что за поступки человека отвечают группы генов

ИК3 — связность речи:

  • 2 балла, если в работе ученика нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена, текст верно разделён на абзацы;
  • 1 балл, если есть одна логическая ошибка и (или) одно нарушение абзацного членения;
  • 0 баллов, если более одной логической ошибки и (или) два случая нарушения абзацного деления.

Изложение всегда оценивается и на грамотность. На экзамене — в совокупности с сочинением из задания 9.

Как родителю помочь своему ребёнку подготовиться к изложению

Есть пять советов, которые помогут проработать испытываемые трудности.

  • С детства воспитывайте в ребёнке любовь к чтению: это развивает кругозор и расширяет словарный запас.
  • Организуйте ребёнку отдельное рабочее место, где ему не будут мешать братья или сёстры, телевизор и шум бытовых приборов.
  • Приучите ребёнка к работе с орфографическим словарём. Научите его проверять с использованием словаря одно упражнение в день по любому предмету. Так он запомнит правописание слов.
  • Помогите ребёнку работать с толковым словарём. Так он расширит словарный запас и научится применять ранее незнакомые слова в своей речи.
  • Дайте ребёнку небольшой текст, попросите подчеркнуть главные слова, затем попросите переписать эти слова и пересказать исходный текст по ним. Если получится воспроизвести текст, значит работа удалась.

Начните работу с небольших художественных текстов. С ними работать легче, так как там проще понять сюжет.

Учимся писать изложение… | Интернет-класс

Изложение — это творческая работа. Изложить – это значит пересказать содержание текста. Задача изложения — помочь ребенку научиться правильно формулировать мысли и выбирать нужную информацию.  Как научить ребенка писать изложение?…

Начинать следует с развития памяти — учить стихи, пусть даже небольшие четверостишия, устно пересказывать простые сюжеты, постепенно переходя к более сложным произведениям.

Перед тем как приступить к написанию изложения составьте план, так будет проще пересказывать текст.

В школе есть определенная методика. Учитель на уроке два раза зачитывает текст. Сначала медленно, с интонациями, остановками на знаках препинания. Второй раз читает более бегло. В процессе чтения учителем текста, школьники отмечают важные моменты произведения и записывают их в черновик (для учеников 4 классов). Затем составляют план изложения. После этого начинают писать пересказ текста, излагают его своими словами, следуя пунктам плана и пользуясь записями из черновика.

Такой метод можно использовать и дома. Начинайте с небольших, коротких текстов. Читайте большее количество раз. Ключевые моменты сюжета отмечайте вместе с ребенком. Составьте план изложения. После этого ребенок начинает писать пересказ.

Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс Смотреть

Тексты для изложений

Гостинец для мамы

Это было на фронте. Шли тяжёлые бои. Мой товарищ получил письмо из дома и загрустил.

В письме мать писала, что нечем засеять огород. В доме нет зерна и картофеля. В деревню пришёл голод.

Наш отряд решил помочь товарищу. Мы собрали денег и послали матери. Помогла солдатская дружба. Мать засадила огород картофелем. (54 сл.)

Вопросы: 

  • Где происходили события?
  • Какие шли бои?
  • Почему загрустил товарищ?
  • О чём писала мать в письме?
  • Как друзья решили помочь товарищу?

Слова для справок: что нечем засеять, пришёл, решил, солдатская, послали матери.

Осенью птицы в теплые края летят

Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.

Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.

Окольцованные птицы — мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.)

Вопросы:

  • Что можно узнать по надписи на кольце?
  • В какое время суток летят зяблики на юг?
  • Какой враг летит вдогонку?
  • Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?

План:

  1. К югу.
  2. Когда летят зяблики?
  3. Что делают они днем?
  4. Что сделали с пойманной птичкой?
  5. Зачем окольцованную птицу отпустили?

Слова для справок: достается, колечко, мастера.

Русская смекалка

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужичок землю — и дорога готова.
Вот как просто русский человек трудное дело сделал, (65 слов.)

Вопросы:

  • Из чего видно, что дело было трудное?
  • Как справился крестьянин с этим делом?
  • Почему рассказ назван «Русская смекалка»?
  • Как назван этот человек в разных местах рассказа? (Запомните слова мужичок, крестьянин, русский человек или выпишите их на доске.)

План:

  1. Огромный камень мешает.
  2. Камень тяжел.
  3. Крестьянин убрал камень.
  4. Как просто!

Слова для справок:камень, могучих.

Рекомендую… Изложения для младших школьников

 

Tags: русский язык

4 способа помочь учащимся успешно подвести итоги

4 способа помочь учащимся успешно подвести итоги

Если вы учитель начальных классов, то вы понимаете, с какими трудностями приходится сталкиваться при обучении учащихся тому, как подводить итоги и как различать подведение итогов. Понятие подведения итогов является одним из самых сложных для понимания студентами. Пересказать всю книгу или главу, но сделать это кратко? Вставьте сюда растерянные студенческие лица! Хотя существуют разные стратегии обучения студентов подведению итогов, я обнаружил, что лучший способ донести до них концепцию подведения итогов — это начать с обучения студентов тому, что им НЕ следует делать при подведении итогов. Первое, что учащиеся НЕ должны делать при подведении итогов, — это пересказывать то, что они прочитали, и обычно именно это они делают изначально!

Начав обучение написанию сводки с демонстрации учащимся пересказа, вы сможете легко объяснить разницу между ними. В начальных классах учеников всегда просят пересказать рассказ. Пересказ — это то, что студенты умеют делать, что делает его идеальным способом привлечь их внимание при обучении тому, как подводить итоги. Это также позволяет учащимся легко устанавливать связи в рамках собственного обучения. Студенты могут самостоятельно контролировать свое написание резюме, спрашивая, является ли то, что они написали, резюме или пересказом. Читайте дальше, чтобы узнать, как я начинаю работать над концепцией написания резюме со своими учениками. (Возьмите бесплатные обучающие пункты для подведения итогов уроков, приведенных ниже).
1. Выберите книгу, чтобы резюмировать то, что ранее было прочитано вслух

К тому времени, когда я начинаю обобщать инструкции, мы уже прочитали много разных книжек с картинками. Перед началом урока я достаю несколько любимых книжек с картинками, которые раньше читал класс, и показываю их. Я также пишу пересказ и резюме для одной из книг до начала урока, чтобы учащиеся смоделировали письмо, чтобы сравнить резюме и пересказы, когда урок начнется. Использование ранее прочитанных книг — отличный способ научить резюмировать, так как это позволяет учащимся сосредоточиться на навыке резюмирования, вместо того, чтобы пытаться понять историю с первого раза. (Подробнее об использовании ранее прочитанных книг во время чтения читайте здесь.)

2.

Создайте якорную диаграмму

Я заранее готовлю якорную таблицу, чтобы заполнить ее вместе со студентами в начале урока. Простая Т-диаграмма SUMMARY vs RETELL всегда помогает. Затем я привлекаю студентов, чтобы они помогли мне заполнить его, рассказав мне, что они уже знают как об обобщении, так и о пересказе. Их идеи обсуждаются и записываются. Используя заполненную Т-диаграмму, мы начинаем обсуждение различий между подведением итогов и пересказом.

3. Используйте смоделированное письмо

Я люблю использовать смоделированное письмо в классе для обучения практически всему! После того, как мы обсудим нашу Т-образную диаграмму «обобщение и пересказ», я делюсь со студентами подготовленным заранее пересказом одной из ранее прочитанных книг, которые я показал. Студенты могут сразу выбрать книгу, которую пересказывают, потому что она включает в себя все детали истории. В этот момент я заручился помощью студентов, чтобы вычеркнуть некоторые менее важные детали из моего пересказа, которые не попали бы в краткое изложение той же книги. Затем я раскрываю предварительно написанное резюме. Престо! Резюме выглядит как пересказ без лишних подробностей. Эта часть уроков помогает учащимся не только понять разницу между подведением итогов и пересказом, но и показывает им, что у них уже есть навыки написания резюме!

4. Практика, практика, практика

Проанализировав смоделированное письмо, учащиеся могут понять разницу между резюме и пересказом. Сейчас время, когда мы тренируемся. Я отправляю небольшие группы студентов, чтобы они написали резюме по разным ранее прочитанным книжкам с картинками, но даю им только каталожные карточки, на которых они могут писать свои резюме. Это напоминает учащимся, что резюме включают только важную информацию из книги и являются краткими. Когда студенты закончат, мы снова собираемся вместе, как класс, и начинаем делиться. Мы используем созданную нашим классом Т-таблицу резюме и пересказа, чтобы решить, написали ли учащиеся краткие резюме или пересказ истории. Студенты также могут оценить, содержат ли резюме, которым делятся студенты, важную информацию, поскольку все они слышали истории, о которых студенты написали резюме. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше об итогах практических занятий!

Движение вперед

Подведение итогов

Этот урок — отличный способ представить конспекты в вашем классе, но это только начало. Этот урок предоставляет учащимся базовые знания, которые помогут им понять структуру резюме, и предоставляет визуальную якорную диаграмму того, что нужно делать и что НЕ делать при написании резюме. На этом этапе навыки написания резюме учащихся только развиваются, поэтому их необходимо оттачивать и оттачивать в течение года. (Да, это процесс длиной в год!) Существует множество различных стратегий, помогающих учащимся усовершенствовать свои навыки написания резюме. Среди моих любимых: 

  • The 5 Ws- Учащиеся отвечают на вопросы 5W о книге, которую они читают, чтобы помочь им составить резюме. Кто? Какая? Когда? Где? Почему?
  • SWBSA- Эта стратегия хорошо работает при чтении книг с сильными персонажами. Это означает кто-то, хотел, но, так, и. После того, как учащиеся заполнили органайзер SWBSA, они могут легко написать резюме.
  • Краткое изложение карты-истории — После прочтения учащиеся заполняют карту-историю. Используя заполненную карту-историю, учащиеся затем пишут резюме.

Важная и интересная

Если вы заметили, что ваши учащиеся затрудняются включить важную информацию в свои конспекты, попробуйте провести урок на тему сравнения важной информации. Создайте t-диаграмму класса, чтобы помочь учащимся понять разницу между ними.

Подведение итогов является одним из самых сложных понятий для обучения и требует множества последующих мини-уроков, чтобы помочь учащимся добиться успеха. Чтение отрывков и карточек с заданиями для повторения действительно помогает! Студентам должно быть предоставлено много возможностей попрактиковаться в написании резюме, поэтому не ждите, что они сразу станут экспертами. Привлекайте учащихся к ответственности за написание резюме не реже одного раза в неделю. Чем больше студенты будут практиковаться, тем лучше они станут. Учащиеся также должны каждый день устно обмениваться резюме. Это можно сделать, когда вы беседуете с ними один на один или во время чтения в партнерстве.

Помните, чем больше учащийся будет практиковаться в подведении итогов, тем лучше он станет! О стратегиях обучения другим приемам чтения, таким как вопросы, читайте ЗДЕСЬ. (Возьмите бесплатные обучающие пункты для подведения итогов, которые помогут вам в последующих уроках ниже.)

Зайдите в мой магазин TPT, чтобы получить следующие ресурсы, которые могут вас заинтересовать:

Подведение итогов

Год

Стратегии чтения0

Обучение школьников навыку написания отличного резюме

Научить детей писать резюме кажется чем-то простым, не так ли? Я имею в виду, что для того, чтобы написать резюме, студенты читают, а затем записывают то, что они прочитали. Затем мы получаем сводки и замечаем, что студенты либо все записали, либо переписали дословно, либо слишком много, либо слишком мало. Видите ли, то, как написать резюме, требует навыков мышления более высокого порядка. Читатели должны прочитать, понять, проанализировать, а затем обобщить информацию, чтобы иметь возможность записать ее.

 

Когда учащиеся пишут резюме, это помогает им понять содержание, а также помогает учителям контролировать процесс обучения учащихся. Но для правильного резюме нам нужно построить подведение итогов, чтобы учащиеся успешно их написали. Студенты должны понимать, что когда они подводят итоги, они подводят итоги, заключают, оценивают, перечитывают, определяют. Поэтому обучение написанию резюме для детей чрезвычайно полезно для обучения на протяжении всей жизни.

 

Цель и тип литературы

 

Когда мы знаем, что нам придется что-то резюмировать, нам нужно определить цель чтения. Когда мы читаем художественную литературу, нам нужно уделять пристальное внимание элементам истории, таким как персонаж, обстановка, события, проблемы и решения. Когда мы читаем научно-популярную литературу, нам нужно обращать внимание на особенности текста и понимать, кто, что, когда, где, почему и как применимо к письменному произведению.

 

Определение важности

 

Когда учащиеся определяют важность, они также избавляются от лишнего материала. Они анализируют прочитанное и выбирают самую важную информацию. Чтобы научить учащихся определять важность, вы можете создать набор элементов, которые вы будете использовать для какого-либо действия, например, для пробежки, а затем предложить учащимся выбрать, какие элементы наиболее важны для бега. Они могут объяснить, почему они выбрали то, что сделали. Это помогает им настроиться на правильный выбор важных идей, фактов, концепций и т. д.

 

 

Основная идея

 

Основная идея связывает другие идеи вместе. Это столешница к ножкам. Это всеобъемлющая идея. Это большая картина. Мне нравится учить студентов, как найти основную идею, сначала играя в игру. Выберите в уме категорию, например, фрукты. Затем расскажите учащимся о различных видах фруктов и посмотрите, смогут ли они выбрать категорию. Это настраивает учащихся на поиск всеобъемлющей идеи, которая объединяет все в чтении.

 

 

Перефразирование

 

Перефразирование – это пересказ своими словами. Мы перефразируем, используя синонимы, изменяя структуру предложения и используя собственный голос. Мне нравится играть в игру «Скажи это еще раз» — в этой игре вы должны произнести предложение. Вы можете придумать это предложение или выбрать случайное предложение из книги. Учащиеся придумают как можно больше различных способов перефразировать предложение. Забавно видеть, как много разных и творческих способов мы можем сказать одно и то же!

 

Использование графических органайзеров

 

Прежде чем приступить к написанию резюме, учащиеся должны научиться разбивать тексты на части и анализировать их. Графические органайзеры — отличный способ выполнить эту задачу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *