Содержание

советы родителям и эффективные упражнения для школьников

Елизавета Шатунова

Автор Дэйли Бэби

#школа

#развитие

Тетрадь первоклашки порой напоминает блокнот с зарисовками — кляксы, дрожащие буквы, перечёркнутые страницы. На это больно смотреть. Но давайте забудем о стереотипе «плохо пишет, значит будет плохо учиться». Всё можно исправить, если ответственно подойти к вопросу. Разберёмся, как научить ребёнка красиво писать. Обойдёмся без истерик и вырванных тетрадных листов.

Надо ли учить ребёнка писать до школы?

В раннем развитии, безусловно, нет ничего плохого. Но навыки письма — совсем другое дело. И торопиться здесь не стоит. Об этом говорят и психологи, и учителя начальной школы.

Взрослым кажется, что в буквах нет ничего сложного. А для «среднестатистического» дошкольника 4-5 лет научиться красиво и правильно писать — непосильная задача даже в физическом плане.

Нужна феерическая концентрация внимания, усидчивость и, в конце концов, окрепшие пальцы.

Но предположим, вы задались целью — во что бы то ни стало научить ребёнка писать до первого класса. Регулярные тренировки, песенки и прибаутки, скорее всего, помогут — малыш будет старательно выводить буквы в прописях. Но где уверенность, что он пишет правильно? Возможно, он «рисует» буквы так, как ему удобно и на что хватает сил. Контролировать процесс даже для опытных родителей будет сложно. А учитель за такие навыки письма не скажет «спасибо», ведь потом ребёнка придётся переучивать, а это стресс для первоклашки.

В школе свои методики обучения. И навыки письма в первом классе развиваются параллельно с чтением. Зачем торопить время? Лучше сосредоточиться на том, чтобы с первого класса развивать полученные на уроках навыки.

Почему у детей возникают сложности при обучении письму?

Соединять буквы в слова — сложная наука. Педагоги говорят, что первоклассники гораздо быстрее осваивают чтение, чем письмо. Но у кого-то из детей строчки получаются ровненькими «как по линейке», а у других — полная неразбериха в тетради. Почему так?

Некоторым первоклассникам тяжело сосредоточиться и длительное время сохранять концентрацию внимания. А ведь усидчивость и старательность — это и есть залог красивого почерка. Детей, у которых эти навыки развиты слабее, придётся постоянно направлять и поправлять.

Да и чисто физически научиться красиво писать — это довольно сложно. Одна и та же поза долгое время, нагрузка на глаза и руки, постоянный контроль за своими действиями. Движения пальцев пока не доведены до автоматизма, это новая для ребёнка деятельность. Естественно ему хочется как можно быстрее закончить занятие и отдохнуть. А высокая скорость на первых порах не способствует хорошим результатам. Отсюда и многочисленные ошибки.

Как научить ребёнка красиво писать: 5 советов родителям

Чтобы почерк ребёнка «не хромал», нужны регулярные занятия письмом не только в школе, но и дома. Желательно, чтобы дополнительные уроки не длились не более 45 минут. А непрерывное письмо не должно продолжаться дольше 10-15 минут.

И вот на что обратить внимание родителям, пока ребёнок тренирует свои навыки письма:

Порядок на рабочем месте

Ребёнку для успехов в правописании необходимо хорошо организованное место. Отрегулируйте по высоте стол и стул. Выводя аккуратные буквы, ребенок не должен тянуться вверх или, наоборот, сгибать спину в неестественном положении. Не забываем и про хорошее освещение. Свет от настольной лампы должен падать слева (для левшей — справа). И конечно, наведём порядок на столе. Пусть здесь не будет ничего такого, что отвлекает внимание ребёнка и мешает его руке свободно двигаться.

Правильная ручка

Главный инструмент в обучении письму — это, конечно ручка. Она должна быть «по размеру» ребёнку — не слишком тонкой и не слишком толстой. В магазинах столько ручек — глаза разбегаются. Но не забывайте, что «необычные» письменные принадлежности (яркие, блестящие, с игрушками и кнопочками) зачастую только отвлекают внимание. Конечно, ребёнку больше захочется поиграть с ручкой, чем писать ею в тетради.

Куда важнее не внешний вид ручки, а её качество. Она должна писать мягко — тогда ребёнку не придётся сильно давить на неё, и его пальцы не будут быстро уставать. Ребристая ручка с гранями тоже доставляет дискомфорт.

Правильный захват ручки

Это основа основ. Если ребёнок неправильно держит ручку, красивого почерка ждать не приходится. Конечно, учитель на уроке расскажет и покажет ученикам, как правильно расположить пальцы. Но на первых порах и дома придётся это контролировать, пока у ребёнка не выработалась привычка.

Правильный захват — тремя пальцами (большим, указательным и средним), не ниже, чем на 1,5-2 см до носика стержня. Для удобства можно сделать пометку на ручке, чтобы ребёнок видел, где должен быть его средний палец. А ещё можно нарисовать крупную точку (фломастером, например) на самом пальце, чтобы ученик знал, куда должна «приземлиться» ручка. Никак не удаётся натренировать правильный захват? Тогда прибегаем к помощи специальной насадки на ручку. С ней просто невозможно ошибиться в правильном расположении пальцев.

Если ребёнок сильно сжимает ручку, буквально вдавливая её в тетрадь, поправляйте и показывайте, что рука при письме должна быть расслаблена.

Правильное расположение тетради

Чтобы соблюсти наклон букв, свойственный для красивого почерка, тетрадь должна правильно лежать на столе. Середина рабочего листа чуть правее середины груди ребёнка, левый нижний угол слегка опущен, а верхний правый – немного приподнят. Не забывайте периодически поправлять тетрадь, когда ребёнок тренируется, чтобы строчки не «плавали».

Медленно, но верно

Когда ребёнок спешит, его почерк только ухудшается. Скорость письма можно тренировать чуть позже. А в начальной школе лучше сосредоточиться именно на аккуратности. Поэтому во время домашних тренировок, не торопите ребёнка, пусть работает в своём ритме, старательно выводя буквы, слоги, а потом и целые предложения.

Развитие мелкой моторики

Чтобы ребёнок уверенно выводил буквы, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика. Её тренируют следующие занятия:

  • лепка из пластилина;
  • сборка конструктора;
  • вышивка;
  • плетение бисера;
  • создание бумажных аппликаций и оригами;
  • собирание паззлов.

Этот список можно продолжить. В целом, подойдёт любое увлечение, где от ребёнка требуется выполнять точные движения пальцами. Но важно, чтобы это занятие доставляло радость. Только тогда ребёнок будет с удовольствием и качественно выполнять любые задания.

Пальчиковые упражнения — вот, что ещё важно при развития мелкой моторики. Они помогают снять напряжение с пальцев во время занятий, а к тому же повышают общую «выносливость» при письме.

Когда ребёнок занимается дома, периодически устраивайте перерывы и делайте простейшие упражнения, чтобы размять руки.

Формирование навыков письма в начальной школе

Обучение аккуратному письму невозможно без развития у ребёнка внимательности и наблюдательности, настойчивости и усидчивости. Развивая эти качества, школьник будет писать гораздо лучше. Главное в этом деле — регулярность. Как бы жестоко ни звучало, даже в период летних каникул не помешает давать ребёнку те или иные письменные задания, иначе в новом учебном году почерк будет «хромать на обе ноги». Буквально 10-15 минут тренировок вполне хватит.

Какие упражнения помогут улучшить качество письма?

Прописи

Прописи могут оказаться полезными вплоть до 3-4 класса. Раз за разом обводя буквы по штриховке и выводя аккуратные соединения в слогах, ребёнок учится красиво писать. Все эти действия постепенно доходят до автоматизма. А значит и в тетради со временем будет гораздо чище. Выбирайте прописи в соответствии с возрастом школьника. Они должны быть не сложнее и не проще того, что уже умеет ребёнок.

Штриховка

Штриховка деталей или картинок (по линейке или от руки) — отличная тренировка усидчивости и аккуратности. Можно купить специальные раскраски или нарисовать на листке ту или иную фигуру, чтобы ребёнок её заштриховал. Подойдёт и «штриховка» крестиками. Дайте ребёнку листок в клеточку, и за дело. Пусть он закрасит пару строчек аккуратными крестиками (от уголка к уголку). Вот здесь точно пригодится выдержка.

Рисование не отрывая руки

Тут можно пользоваться специальными прописями или проявить фантазию. Пусть ребёнок обводит без отрыва руки те или иные картинки или соединяет линии по цифрам. И для ребёнка тут только одно правило — аккуратность. Или дайте ему задание нарисовать на листе бумаги спираль (не отрывая руку).

От большой буквы к маленькой

Писать строчки с буквами — это неинтересно. Можно неиного разнообразить задание. Пусть ребёнок пишет те же буквы, только разного размера. Сначала большого формата, а потом меньше и меньше. Это тренирует усидчивость и концентрацию внимания.

Контрольное списывание

Контрольное списывание — лучшая практика для формирования почерка. Конечно, это вариант только для тех детей, которые уже изучили все буквы и способны «собирать» их в слова и целые предложения. Чем больше ребёнок практикует навыки письма, тем скорее он сформирует красивый почерк. При наличии старательности, конечно.


— поделитесь с друзьями!


Читать дальше

  • От крепких мышц до хорошего почерка: педиатр о плюсах выкладывания новорождённого на живот
  • Режим дня первоклассника: как помочь ребёнку влиться в учебный процесс
  • ВОЗ: у пятой части первоклассников из Москвы проблемы с лишним весом

Как научить ребенка красиво писать | Статья по русскому языку (1 класс) по теме:

Как научить ребенка красиво писать

МБОУ г. Астрахани « СОШ № 29»

Свиридова Светлана Равилевна,

учитель нач.

классов

Навык письма – один из сложнейших , которым овладевает человек . Заботясь об аккуратности и чёткости письма школьников , учитель воспитывает в них опрятность , трудолюбие , добросовестное и уважительное отношение к людям ,которые будут читать его работу , способствует их эстетическому и нравствен-ному воспитанию .

Почерк – это система привычных движений или выработанная манера письма, в основе которой лежит письменно – двигательный навык , требующий устойчивого выполнения необходимых действий . Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека , его психического и эмоционального состояния , а также от характера двигательных реакций . Почерк формируется в течение длительного времени – от 8 до 12 лет и более . И окончательно вырабатывается к 20 – 25 годам .

Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе. Сначала детей учат тому, как нужно правильно сидеть , держать ручку и располагать тетрадь на столе , затем писать буквы , а позже – целые слова . Следует обратить внимание на то , что праворукий ребёнок должен держать ручку тремя пальцами на расстоянии 1, 5 – 2 см до кончика ручки , свободно , не сжимая очень крепко . Леворукий  ребёнок держит ручку на расстоянии 3 – 4 см от кончика ручки,  указательный палец при этом расслаблен .

Так же важно помнить,  что ученик зрительно воспринимает вертикальное расположение письменных букв и такими их выполняет. Наклонные линии выполняются перпендикулярно краю стола,  обращенному к пишущему . Наклон получается не за счёт наклонного написания  , а за счёт положения листа на столе ( угла расположения тетради ) . Наклонное расположение листа обеспечивает более удобное продвижение кисти руки по листу бумаги ( при этом локоть должен оставаться зафиксированным в одной точке). Учитель должен следить и за положением головы ребёнка.  Её чрезмерный наклон происходит из – за того , что пальцы ребёнка очень низко спускаются к самому « шарику» и закрывают поле видимости , из – за чего ребёнок стремится заглянуть под них .

Особо стоит остановиться на культуре письма самого учителя . Тот , кто небрежно выполняет запись образцов в тетради , пишет замечания , не соблюдая строк , никогда не добьётся от своих учеников высокого каллиграфического качества работ .

     В последнее время всё чаще и чаще приходится слышать , что у школьников плохой почерк . Обвиняют в этом новые приёмы письма , отсутствие времени на установку красивого почерка . Трудности с почерком , как правило , возникают , если у маленького ученика недостаточно развита мелкая моторика – умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук .

Разработкой мелкой моторики следует заниматься ещё до школы. Продолжать эту работу надо и в 1 классе . Для этого необходимо не только писать , но и рисовать , лепить , выполнять различные поделки , собирать конструкторы с мелкими деталями , мозаики .

Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движения рук первоклассников, снять их мышечную утомляемость , целесообразно включать в работу ряд упражнений для рук , пальцев , формирования красивого почерка .

Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом , многие из них не получаются совсем . Но систематические тренировки дают , в конце концов , хорошие результаты .Эти упражнения должны выполняться не только на уроках письма , но и на других уроках .

Приводим примеры некоторых упражнений , которые мы используем в своей практике .

Упражнение 1

Ладошки лежат на парте . Учащиеся поднимают пальцы по одному сначала одной руки , затем другой . Повторяют это затем в обратном порядке .

Упражнение 2

Пальцы обеих рук образуют шар .Затем поочерёдно разъединяют сначала большие пальцы , затем указательные и т . д .Затем , наоборот , соединяются пальцы , начиная с мизинца .

Упражнение 3

Ученики зажимают ручку средним и указательным пальцами . Сгибают и разгибают эти пальцы , следят , чтобы ручка не опускалась ниже  большого пальца .

Упражнение 4

На столе лежат 10 – 15 карандашей . Одной рукой надо собрать их в кулак , по одному , затем положить карандаши на стол также по одному .

Упражнение 5

Дети, представив себе,  что у них в ладошках шарик,  делают движения , имитирующие поворачивание шарика в разные стороны .

Упражнение 6

Ладошки лежат на столе.  Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 7

Пальцы лежат на краю стола , дети перебирают пальцами , как будто играют не пианино .  В этот момент можно включить ритмичную музыку .

Все эти упражнения помогают исправить почерк, особенно детям , у которых в дошкольном возрасте была плохо развита мелкая моторика рук .

Литература

1.Журнал « Начальная школа» № 10 2011 г .

2. Журнал « Управление начальной школой» №  2009 г .

3. Журнал « Управление начальной школой» № 1 2012 г .

4. Публикации методики В. А. Илюхиной  « Письмо с секретом» . Электронный вариант .

Совет учителю: улучшите почерк с помощью этого упражнения по рисованию

Вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с почерком? Ваш ребенок пишет грязно и его трудно читать? Эти трудности могут быть вызваны или результатом ограниченного обучения письму.

В наши дни во многих школах больше не учат писать от руки. На это есть несколько причин. Существует убеждение, что дети будут писать большую часть своего письма, используя технологии, и им не нужно так много писать от руки. Кроме того, в школах ограничено время в течение дня. Из-за большого количества тем, которые нужно охватить, почерку уделяется меньше внимания.

К сожалению, многие люди не понимают, насколько важен почерк для обучения письму. Они также не понимают той роли, которую формирование букв играет в способности детей писать хорошо построенные и связные предложения, абзацы и эссе.

Как помочь

Хорошая новость заключается в том, что вы как родитель можете помогать дома. Одним из способов поощрения образования букв является рисование — отработка линий и форм с использованием крупных двигательных движений. И одно из лучших упражнений — «высокая трава, короткая трава», впервые использованное легендарным экспертом Ортона-Гиллингема Дайаной Хэнбери Кинг.

Установите дома мольберт с бумагой или белой доской. Скажите ребенку: «Мы будем практиковаться в рисовании высокой травы и низкой травы». Каждая травинка высокой травы будет длинной вертикальной линией, а каждая травинка низкой травы будет короткой вертикальной линией. Попросите ребенка нарисовать каждое лезвие сверху вниз. И пока ваш ребенок рисует, указывайте на разницу между высокой и низкой травой.

Обратите внимание на то, как ваш ребенок рисует линии. Важно рисовать сверху вниз. И начинать с левой стороны листа, а заканчивать с правой. Это самый эффективный способ формирования букв.

Поощряйте ребенка использовать в этом упражнении непрерывный штрих, не отрывая карандаша, пока он не закончит каждую линию. Опять же, это самый эффективный способ писать письма. Например, подумайте о букве b . Правильный способ написать b — провести прямую линию сверху вниз, затем пройти половину прямой линии, чтобы сформировать круг b одним непрерывным штрихом.

Чтобы сделать «высокая трава, низкая трава» еще более увлекательным, попробуйте разноцветные мелки или карандаши. Если вы хотите попробовать другое упражнение, вы также можете попросить ребенка рисовать круги против часовой стрелки (не по часовой стрелке).

Узнайте больше

  • The Leathrod Grasp и как карандашные ручки могут помочь
  • Multisensory для обучения рукописным поручению
  • БЕСПЛАТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, такие как подкладка, для помощи с рукописными

    .

    письмо

  • Стратегии и советы

Расскажите, что вас интересует

Об авторе

Об авторе

Марджи Б. Гиллис, EdD , является основателем и президентом организации Literacy How, которая обеспечивает профессиональное развитие учителей по исследовательской практике чтения в классе.

8 советов по улучшению почерка (плюс бесплатный рабочий лист) – The Postman’s Knock

Люди часто считают каллиграфию и почерк синонимами, но это не так. В общем, каллиграфия – это стилизованные, украшенные буквы – это больше искусство, чем письмо. И наоборот, почерк относится к стилю и технике, которые вы используете для ежедневных записей. Рукописный текст должен быть более быстрым и практичным, чем каллиграфия. Хотя у каждого свой стиль почерка, всегда есть место для совершенствования! В этом посте вы найдете восемь советов, которые помогут вам улучшить свой почерк.

1. Используйте красивую ручку

Прилагательное «хорошая» субъективно — вам придется поискать ручку, которая подойдет именно вам! Мой выбор ручки для повседневного письма — Pilot G2 05 из-за ширины штриха, удобного захвата и угольно-черных чернил. Мне также нравится, что он такой отзывчивый; Мне не нужно сильно давить на перо, чтобы обеспечить равномерный поток чернил.

Вы можете найти тысячи ручек на рынке, поэтому я призываю вас делать покупки. Возьмите ручку здесь и там, и попробуйте! Неважно, предпочитаете ли вы гелевые ручки, перьевые ручки, шариковые ручки… все, что вы связываете с лучшим, идеально.

2. Сохраняйте расслабленный хват

Хороший, расслабленный хват — одна из главных вещей, которая улучшит ваш почерк. «Расслабленный хват» означает, что ни один из мускулов вашей руки не напряжен чрезмерно, а ваши ногти не должны быть белыми из-за того, что вы сжимаете корпус ручки.

Многие люди склонны хвататься за ручку, что приводит к боли в руке через несколько минут письма. Мы часто хватаемся, не осознавая, что делаем это, поэтому старайтесь мысленно проверять себя каждые несколько минут, чтобы убедиться, что вам все еще удобно держать ручку.

3. Начните с упражнений

Независимо от того, планируете ли вы писать курсивом или печатным шрифтом, может быть сложно составить красивые буквы без разминки. Выполнение нескольких простых упражнений поможет вам писать четкие, уверенные символы. Вы можете использовать раздел «Упражнения» рабочего листа «Улучшите скоропись»…

… Или вы можете нарисовать несколько «телефонных проводов» или подобные формы.

Если вас интересуют дополнительные упражнения, онлайн-курс «Улучшите свой почерк» предлагает несколько! Упражнения для письма, как правило, просты, но эффективны, и чем больше вы их выполняете, тем большую разницу вы заметите.

4. Поэкспериментируйте с поворотом бумаги

В детстве нас обычно учат держать бумагу перед собой в вертикальном положении. Если это сработает для вас, отлично! Если нет, не стесняйтесь экспериментировать с различными поворотами бумаги. Если держать бумагу под определенным углом, это поможет вам улучшить почерк!

Большинству правшей подходит традиционное вертикальное положение бумаги… но я не из их числа. Мне всегда было легче писать — особенно курсивом, который я предпочитаю, — когда моя бумага повернута 90 градусов. Я не шучу: вы можете посмотреть это супер короткое видео, чтобы увидеть!

Вращение бумаги — дело личное, поэтому я рекомендую вам попробовать разные ракурсы. Правшам следует начинать с вертикального положения и поворачивать бумагу влево до тех пор, пока письмо не станет легким и удобным. Левши должны начинать с вертикального положения и поворачивать бумагу вправо.

5. Практика с рабочим листом

Если вы хотите структурированный способ улучшить свой почерк, я сделал для вас бесплатный рабочий лист! Он состоит из трех страниц и посвящен скорописи — вы можете скачать его, нажав здесь. По сути, рабочий лист проведет вас через упражнения, заглавные и строчные буквы, слова и предложения.

Скоропись, представленная в наборе рабочих листов, не является формальным стилем. Вместо этого он фокусируется на формах букв, которые я лично использую в повседневном рукописном письме. Эти буквы легко создавать, и они прекрасно соединяются друг с другом, что позволяет быстро писать.

Если вы предпочитаете структурированную практику с видео и рабочим листом, обязательно попробуйте курс «Улучши свой почерк»! Вам понадобится от двух недель до месяца, чтобы пройти курс, а техники, которым он вас научит, останутся с вами на всю жизнь.

6. Практикуйтесь подкрадывайтесь, когда можете

Как и все остальное, вы можете улучшить свой почерк при использовании. Чем больше вы пишете, используя хорошие привычки и применяя стиль, который вам нравится, тем лучше будет становиться ваш почерк.

Вы можете попрактиковаться несколькими способами. Например, вы можете отправить кому-нибудь рукописное письмо вместо электронного или текстового сообщения. Если у вас есть время и интерес, вы можете начать вести дневник каждый вечер. Записи не должны быть длинными; они могут быть краткими рассказами о том, как прошел ваш день!

7. Пишите на разлинованной бумаге или используйте шаблон

Красивое, ровное написание слов — залог аккуратного почерка! Если вы хотите написать кому-то письмо, вы можете положить лист бумаги из блокнота под бумагу для принтера. Скорее всего, вы сможете увидеть линии бумаги для ноутбука сквозь бумагу для принтера, и вы сможете использовать эти линии в качестве ориентира даже для письма. Или, если вас не смущают строки, вы можете написать кому-нибудь письмо прямо на тетрадной бумаге.

Этот пункт напоминает мне о другом совете: всегда используйте «подкладочный» лист бумаги. Независимо от того, на каком листе бумаги вы пишете, под ним всегда должен быть еще один лист бумаги. По какой-то причине немного более мягкая поверхность, обеспечиваемая двумя листами бумаги, облегчает письмо любой ручкой!

8. Примите свой личный стиль

Почерк — это очень подвижная, личная вещь, которая постоянно развивается. Это не каллиграфия, где вы каждый раз более или менее пишете одно и то же. Вместо этого у вас будут опрятные дни и не очень опрятные дни (как примечания, изображенные ниже).

Как бы ни выглядел ваш почерк, он прекрасно отражает вас и вашу личность. Вот почему люди любят получать рукописные заметки: они представляют собой частичку вас! Так что не зацикливайтесь на радикальных изменениях: вместо этого сосредоточьтесь на написании букв четкой формы, которые легко читать.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *