Содержание

Увлекательные упражнения, игры и задания на развитие речи дома

Может ли развитие речи дома быть эффективным, и можно ли самостоятельно помочь ребенку избавиться от логопедических проблем? Несомненно, родители играют огромную роль в этом процессе. Логопедические рекомендации научат как развить речь дома. Простые упражнения можно выполнять самостоятельно. Следует помнить, что мама и папа не всегда могут вовремя определить, а тем более правильно скорректировать возникшие дефекты на разных стадиях. В этом поможет консультация специалиста. Выполнение заданий логопеда на дому ускорит эффект и позволит быстрее получить положительный результат.

Как научить ребенка говорить?

Может ли ребенок научиться говорить без помощи взрослых? А может ли тигренок научиться охотиться без примера и практики? Хотите научить малыша говорить – говорите.

Это не значит, что мама и папа должны стать домашними логопедами. Комментируйте бытовые ситуации, разговаривайте, читайте и рассказывайте сказки, учите скороговорки. Все это сделает упражнения веселыми и интересными, а задача «научить говорить» станет увлекательной игрой.

Что делать для развития речи дома

1. Разговаривайте

С шести месяцев дети интересуются миром вокруг. Покажите, что делать с предметами дома, проговаривайте то, что происходит: – Может ли собачка лаять? Может. Вот так: «ав-ав-ав». У собачки хвостик. Может ли собачка двигать хвостиком? Может. Вот так. Может ли бежать? Может: «топ-топ-топ».

2. Следите за собственной речью

Станьте идеальным примером – говорите правильно.Говорите четко и ясно, так детям легче усвоить верное произношение. Прислушивайтесь: может ли малыш повторять простые слова, такие как «мама», «папа»?

3. Читайте для развития речи

Больше читайте дома, а книжки выбирайте в соответствии с возрастом.В первых книжках должно быть минимум текста, максимум крупных красочных картинок. Занимаясь дома, вместе изучайте рисунки, читайте подписи, обговаривайте то, что видите. В три года читайте народные сказки. Также подойдут сказки К.И. Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе» и т.д., стихи С.Я. Маршака: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный». В 4 года – попробуйте пересказ. Первое время задавайте наводящие вопросы, позже пересказывайте вместе (взрослый рассказывает – малыш вставляет слова, фразы и предложения). Читайте «Колобка», «Три поросенка», «Теремок» и т.д.В пять лет берите сказки А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, рассказы К.Д. Ушинского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого.

4. Учите стихи

Может ли развитие речи стихами быть эффективным? Стихи помогут уловить ритм языка, позволят научиться говорить красочно и связно.Попробуйте при чтении стихов предложить отхлопывать ритм в ладоши. Далее старайтесь запомнить строки: вы рассказываете стих – ребенок договаривает последнее слово. Выучили стихотворение – чаще повторяйте: читайте дома, во время прогулки, на обратном пути домой.

5. Играйте со скороговорками

Это веселый способ проработать произношение и научить говорить правильно. Вот несколько скороговорок для развития речи на дому:

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
  • Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!

Играйте со скороговорками регулярно и результаты не заставят ждать.

6. Смотрите мультики, развивающие речь

Взрослому сложно постоянно находиться рядом. Может ли малыш заниматься самостоятельно? Для этого подойдут мультики для развития речи. «Школа кролика Бобо»: «Части лица», «Учимся говорить. Сборник» или популярные мультики: «Уроки тетушки Совы», «АБВГДейка», «Развлечеба» насыщены интересными заданиями и увлекательными упражнениями, которые легко выполнять дома. С ними дети могут заниматься сами, пока вы заняты домашними делами.

7. Создавайте ситуации, где необходимо говорить

Для эффективного развития речи на дому играйте в ролевые и настольные игры, обсуждайте книги, мультики и т.д. При обсуждении задавайте наводящие вопросы: «А что ты думаешь?», «Как ты считаешь?». Внимательно, не прерывая выслушивайте ответы.

Как еще развить речь дома?

Дополнительные упражнения для речи ребенка

Развитие речевого дыхания на дому

С года учите дуть на мыльные пузыри, правильно высмаркиваться (отслеживайте, может ли малыш сморкаться без выхода воздуха через рот). Давайте задание дуть на разные предметы дома: на воду, лист бумаги, в трубочку сока. Развивать дыхание важно, чтобы научиться говорить правильно и четко.

Развитие мелкой моторики на дому

Играйте в «Козу рогатую», «Кисоньку-мурысоньку», «Ладушки». Насыпьте в миску крупу или макароны и позвольте детским ручкам в них «поплавать». Используйте дома пальчиковые игры, лепите из пластилина и глины, делайте аппликации, собирайте пазлы, бусы. Наблюдайте, может ли малыш самостоятельно выполнять задания, позвольте ему справляться без помощи.

Какие бывают задания логопеда:

  1. «На что похожи звуки?»
    Вместе придумайте, на что похож звук, и спросите, может ли ребенок этот звук повторить:
    Например, «сссс» — «можешь посвистеть, как слон?».
    «Шшшш» — «можешь ли пошипеть, как змея?».
    «Рррр» — «можешь порычать, как собачка?».
  2. «Поймай звук»
    Выполняйте задание: на трудном звуке хлопнуть в ладоши. Говорите слоги, потом слова, которые начинаются с проблемного звука и отлеживайте, может ли ребенок «поймать» его?
    Затем переходите к продвинутому уровню — спрячьте букву в середине слова. Когда произносите слово, голосом выделяйте нужный звук.
    «Р» — хлопай в ладоши, когда слышишь звук «Р».
    «Са, шу, ре, ру»,
    «Рука, Шуба, рыба, рюмка»,
    «Маруся, крепкий, гром».

Постановка звуков на дому

Часто звучит вопрос, например, как научить ребёнка говорить букву р? Если вы заметили замену звуков, например вместо «р» звучит «л», проконсультируйтесь у логопеда, иначе самостоятельные занятия на дому могут принести вред. Работайте совместно со специалистом — выполняйте задания дефектолога дома и результат не заставит себя ждать.
Мы рекомендуем родителям отслеживать формирование речи относительно логопедических норм. Не стесняйтесь обращаться к логопеду – на консультации специалист проверит речевое развитие и даст рекомендации. Чем раньше вы включите в работу профессионалов, тем лучше и быстрее будет результат. В некоторых центрах можно вызывать логопеда на дом или заниматься со специалистом онлайн.

Как научить ребенка выговаривать Р?

Как научить ребенка выговаривать Р?

Можно всю жизнь копить вот такие смешные истории…

…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.

…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.

Содержание статьи

  1. Досье на звук Р: описание и нормы появления
  2. Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
  3. Как НЕ правильно произносить Р?
  4. Чек-лист правильной артикуляции для звука Р
  5. Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях: упражнения от логопеда Novator
  6. Топ-3 способа постановки звука Р
  7. Автоматизация звука Р поэтапно
  8. Дифференциация Р с другими звуками
  9. Ставим Р в домашних условиях: рекомендации от логопедов Novator
  1. Досье на звук Р: описание и нормы появления
  2. Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?
  3. Как НЕ правильно произносить Р?
  4. Чек-лист правильной артикуляции для звука Р
  5. Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях: упражнения от логопеда Novator
  6. Топ-3 способа постановки звука Р
  7. Автоматизация звука Р поэтапно
  8. Дифференциация Р с другими звуками
  9. Ставим Р в домашних условиях: рекомендации от логопедов Novator

Досье на звук Р: его описание и нормы появления

Досье на звук Р: его описание и нормы появления

Сразу же ответим на самый важный вопрос.

Когда в норме должен появиться звук Р?

✅ Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется

к 5-ти годам.

✅ Звук Р согласный. При произнесении согласных воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ. Голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, поэтому можно легко услышать вибрацию.

✅ Р – твердый, всегда звонкий звук. Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Если произнести звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р) можно ощутить разницу в формировании звука.

✅ В образовании звука участвует кончик языка – звук переднеязычный.

Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?

Почему ребенок пропускает Р или заменяет на другие звуки?

Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.

Однако! Мы, в Novator, рекомендуем обратиться к логопеду раньше, чтобы понять, есть ли шанс, что звук встанет самостоятельно или необходимо начать подготовку артикуляционного аппарата.

В произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляционный аппарат и сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.

О причинах неправильного Р

О причинах неправильного Р

Как НЕ правильно произносить Р?

Как НЕ правильно произносить Р?

Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.

Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:

❗ Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.

❗ Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани. Звук при этом приобретает горловой оттенок.

❗ Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.

❗ Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.

❗ Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

❗ Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дека» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».

Чек-лист правильной артикуляции Р

Чек-лист правильной артикуляции Р

Теперь, когда вы знаете, как правильно можно приступать к постановке!

✅ Сначала подготовьте базу – научитесь выполнять все нужные артикуляционные упражнения для Р. Гимнастика нам нужна для того, чтобы накачать мышцы языка, ведь слабый язычок зарычать не сможет.

✅ Выберите подходящий способ постановки звука Р. Сначала лучше попробовать все способы на себе, так вы лучше сможете объяснить задачу и помочь вашему ребенку.

Далее поделимся подборкой упражнений для постановки Р в домашних условиях от логопеда Novator – Ксении. Выбирайте нужный этап работы со звуком Р и листайте наши методические материалы.

Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях

Готовим язычок к постановке Р в домашних условиях

Артикуляционной гимнастике нужно уделять 15-20 минут каждый день:

  • Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 5 минут.

  • Не следует предлагать детям более 5 упражнений за раз.

  • Каждое динамическое упражнение выполняется 5-10 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 7-10 секунд

Сначала общая разминкаЛистайте ⏩ ⏩ ⏩

Далее следуют артикуляционные упражнения для постановки «Р».

Листайте ⏩ ⏩ ⏩

Топ-3 способа постановки Р

Топ-3 способа постановки Р

Листайте ⏩ ⏩ ⏩

Автоматизация звука Р

Автоматизация звука Р

Если вам подошел один из наших способов и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.

Если вам подошел один из наших способов и удалось самостоятельно поставить звук Р, можно переходить к следующему этапу – автоматизации. Именно на этом этапе мы вводим звук в речь ребенка и закрепляем его.

Дифференциация Р с другими звуками

Дифференциация Р с другими звуками

После автоматизации переходим к различению (дифференциации) звуков в речи. Чаще всего, ребенок путает Р с Л. Предлагаем вам воспользоваться чистоговорками для различения звуков в речи.Листайте ⏩ ⏩ ⏩

Ставим Р в домашних условиях:
рекомендации логопеда

Ставим Р в домашних условиях: рекомендации логопеда

Дорогие родители!

Мы понимаем, что очень хочется поставить Р ребенку самостоятельно и не идти к логопеду. Но! Речь ребенка это не тот случай, который надо откладывать, лениться, бояться или хотеть экономить. Причины нежелания могут быть разные, но вы должны помнить: речь это на всю жизнь. Потрудитесь 1 раз и затем улыбайтесь успехам ребенка всю жизнь!

Прежде чем пробовать ставить Р дома самостоятельно, убедитесь:

Случай не самый сложный

Например, горловой Р или ситуацию с укороченной уздечкой нужно прорабатывать только под контролем логопеда. Исправлять неправильный вариант за вами будет сложнее, больнее, дольше и дороже.

У вас есть на это силы и время

Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день по 15 минут, повторять все упражнения по 5-10 раз. При этом не срываться на ребенке, помогать, контролировать и поддерживать.

Вы сами умеете выговаривать Р

Ребенок – активный подражатель и если у вас в речи есть ошибки, он с удовольствием их повторит.

Случай не самый сложный

Например, горловой Р или ситуацию с укороченной уздечкой нужно прорабатывать только под контролем логопеда. Исправлять неправильный вариант за вами будет сложнее, больнее, дольше и дороже.

У вас есть на это силы и время

Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день по 15 минут, повторять все упражнения по 5-10 раз. При этом не срываться на ребенке, помогать, контролировать и поддерживать.

Вы сами умеете выговаривать Р

Ребенок – активный подражатель и если у вас в речи есть ошибки, он с удовольствием их повторит.

Если вы понимаете, что без помощи логопеда не справиться, начинайте его выбирать! Обращайте внимание на опыт, образование специалиста, а главное, его подход к ребенку. Не нужно «из-под палки», пусть ребенок с удовольствием идет к логопеду.

Вы можете попробовать занятие с логопедом Novator совершенно бесплатно!

Мы понимаем, что вы хотите убедиться в эффективности формата онлайн и посмотреть, будет ли ребенок вообще заниматься.

Оставляйте заявку на бесплатное первое занятие здесь

Оставить заявку

Вы можете попробовать занятие с логопедом Novator совершенно бесплатно!

Мы понимаем, что вы хотите убедиться в эффективности формата онлайн и посмотреть, будет ли ребенок вообще заниматься.

Оставляйте заявку на бесплатное первое занятие здесь

Оставить заявку

Читайте также другие полезные статьи

Читайте также другие полезные статьи


Логопед – это врач?


Как научить ребенка выговаривать Р?


8 проблем, которые должны быть решены до первого класса


Все об укороченной уздечке языка и звуке Р.


Ребенок не шипит: все о постановке звука Ш.


Всё о звуке Р. Ставим самостоятельно


Коррекционные игры


Коррекция звуков онлайн


Нормы звуков в речи


Что делать, если ребенок пишет с ошибками?


Логопедия дома: 18 советов для родителей

Есть ли у вашего ребенка признаки задержки речи? Они слишком часто неправильно произносят слова? Замечаете ли вы у своего ребенка признаки заикания или задержки речеязыкового развития? У некоторых детей в раннем возрасте проявляются проблемы с речью и языком. Как родитель, вы имеете полное право и причину для беспокойства. Вы можете беспокоиться об их качестве жизни, образовании и карьерных перспективах. Но просто беспокойство ни к чему не приведет. Вам нужно принять меры.

Во-первых, вам необходимо выяснить тип проблемы с речью у вашего ребенка. Возможно, вы захотите поговорить с логопедом (SLP) или логопедом. У них есть подготовка, знания, опыт и инструменты, необходимые для правильной диагностики.

Затем вы можете начать заниматься с ребенком логопедической гимнастикой дома. Когда родители привлекают логопедов онлайн, помогают детям практиковать определенные упражнения или используют передовые логопедические приложения, такие как Stamurai, есть способы повысить общую эффективность логопедии. Вот 18 советов от наших логопедов для родителей.

1. Используйте свою речь как образец

Никогда не используйте телеграфную речь во время разговора с ребенком. Это относится ко всем родителям, независимо от возраста их ребенка. Всегда говорите грамматически правильными предложениями. Это один из самых важных аспектов любой логопедической стратегии для родителей дома.

Говорите медленно, подчеркивайте правильные слова и правильно произносите каждое слово. Не говорите «Wabbit» вместо «Rabbit», потому что так говорит ребенок или потому что это звучит мило.

Послужит «источником обучения правильной речи» для вашего ребенка.

2. Расширьте то, что они говорят

Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы произносить предложения из двух слов, попробуйте добавить к его речи.

Например, если они говорят: «Мама, иди». В зависимости от ситуации вы можете сказать: «Да, пошли». Или «Да, детка, ты хочешь пойти? Хочешь пойти посмотреть телевизор?»

3. Работа над узнаванием имени

После того, как вы выбрали имя для своего ребенка, приветствуйте его полным именем хотя бы один раз, когда вы его видите. В других случаях используйте их прозвища.

Когда вашему ребенку исполнится около 6 месяцев, он сможет смотреть в сторону человека, зовущего его по имени. Они также должны лепетать в ответ.

Также указывайте на людей и упоминайте их отношение к вашему ребенку. Например, укажите и скажите «дядя Шон» или «дедушка».

4. Параллельный разговор

Чтобы освоить параллельный разговор, начните с использования понятного ребенку языка. Затем расскажите, что делает ваш ребенок. Опишите, что они видят, осязают, слышат, едят или обоняют.

Например, когда они играют с игрушкой, опишите ее простым языком. Говорите что-то вроде: «О! Вы играете с машиной. Это красная машина. Машина едет врум. Ох. Это быстрая машина».

5. Используйте визуальные подсказки

Визуальными подсказками могут быть материальные объекты, фотографии или символы. Это может быть так же просто, как указать на объект и назвать его. Например, если перед вами игрушечная машинка, вы можете сказать: «Это машинка. Красная машинка».

Если ваш ребенок немного старше, вы можете расширить эту информацию. Ребенку от 2 до 3 лет можно указать на его обувь и сказать: «Мы надели обувь, затем мы можем выйти на улицу».

Вы можете использовать ту же стратегию, чтобы привлечь внимание к чувствам или эмоциям человека. Для этого можно использовать фотографии или карточки с картинками. Сядьте с коллекцией карт эмоций/чувств. Покажите им счастливое лицо и скажите: «Этот человек счастлив». Покажите им плачущее лицо и скажите: «Этот человек грустит и плачет».

6. Предлагайте два или более вариантов выбора

Ваш ребенок должен понимать концепцию выбора с самого раннего возраста. Старайтесь не давать им указаний или команд постоянно. Дайте им выбор.

Например, когда пришло время выходить на улицу, разложите два комплекта одежды и спросите ребенка: «Какую футболку ты хочешь надеть? Синий или зеленый?

Попробуйте применить эту технику во всех возможных аспектах. Это укрепит их способность принимать самостоятельные решения и повысит уверенность в себе в долгосрочной перспективе.

7. Практикуйте выжидательное ожидание

Предположим, вы задали вопрос своему ребенку. Теперь пришло время подождать. Не торопите их. Дождитесь ответа. Если ваш ребенок отвлекается, задайте тот же вопрос по-другому. Всегда есть шанс, что ваш ребенок не понял вопроса.

Взрослым трудно ждать. Тем не менее, это самый важный навык, которому родители должны научиться, чтобы научить своих детей своевременным реакциям.

Еще один способ тренировки выжидательного ожидания — поменяться ролями. Когда ребенок указывает на предмет, подождите 5 секунд, прежде чем передать его. Да, они могут наклониться и попытаться схватить, но в то же время им будет не терпится назвать желаемый предмет.

Всякий раз, когда ваш ребенок впервые произносит новое слово или правильно произносит трудное слово, подкрепляйте его словесно. Говоря: «Вау. Это было сложно, но ты сказал правильно!» или «Хорошая работа, Макс» может помочь укрепить уверенность и чувство собственного достоинства вашего ребенка.

Не обескураживайте ребенка, когда он неправильно произносит слова или неправильно произносит звуки. Повторите слово правильно для них в своем ответе. Например, ваш ребенок говорит: «Смотри, мама, женился павиан». Ответьте: «О, да. Это большой красный шар».

9. Разговор с самим собой

Еще до того, как ваш ребенок станет достаточно взрослым, чтобы болтать, он готов учиться. Итак, всякий раз, когда вы находитесь рядом с ребенком, двигаетесь, заканчиваете работу по дому, говорите с самим собой.

Рассказывайте обо всем, что вы делаете по дому, на доступном для детей языке. Вы можете смотреть футбол по телевизору, мыть посуду или стирать грязную одежду. Просто продолжайте описывать ребенку свои действия.

Когда они немного подрастут, опишите все, что вы делаете в их поле зрения. Например, когда пришло время купаться, вы можете рассказать обо всех действиях, которые они могут видеть и слышать. «Вот вода. Это теплая вода. Лить воду. Нанесите немного мыла/шампуня. Смойте все пузырьки. Высушите ребенка. Все готово!

Все дети почти естественно используют жесты и знаки. Первая улыбка, плач или смех ребенка также являются частью общения. Все это элементы невербального общения.

Годовалые дети обычно указывают пальцем на то, что им нужно. Или используйте жесты для «привет», «пока», «голоден» или «сон». Дети, которые чаще используют жесты, с большей вероятностью разовьют обширный словарный запас, когда станут старше.

Вы можете научить своего ребенка нескольким знакам и жестам. Они могут включать в себя: есть, пить, помогать, молоко, голодный, вода, пожалуйста, еще и вперед.

11. Пойте с ними

Есть ли песня, которую вы и ваш ребенок любите слушать? Это может быть что угодно, от «Колеса в автобусе» до «Человек-пианист». Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы говорить и напевать вместе с песней, пойте вместе с ним.

Подберите потешки, детские песенки (Baby Shark определенно подойдет) и все, что вы любите. Убедитесь, что вы знаете правильный текст и что он подходит для ребенка. Нажмите кнопку Play на своем телефоне и подпевайте!

Это простое и веселое упражнение. Если ваш ребенок неправильно произносит слово, исправьте его во время припева или повторений.

12. Чтение стихов

Чтение стихов вместе с ребенком может улучшить его языковые навыки. Если ваш ребенок еще не сказал свои первые слова, вы можете прочитать ему стихи. Обязательно делайте ударения и паузы в правильных местах. Произносите слова внимательно и правильно.

Когда ваш ребенок немного подрастет, читайте ему простые стихи и стишки. Вы также можете найти сборник лимериков. Повторяйте с ребенком короткие и смешные несколько раз в день. Это поможет им органично изучить просодию и артикуляцию.

Более того, к началу начальной школы они уже будут знать популярные детские стишки и стишки.

13. Дайте им простые указания

Дайте вашему ребенку простые двухэтапные указания (когда ему исполнится как минимум 2 года) служат двум целям –

  • Это дает вам представление о том, могут ли они следовать простым указаниям
  • Это расширяет их всесторонние способности

Попросите их сделать что-нибудь простое, например: «Иди в гостиную и принеси красный мяч». Или: «Иди к маме и скажи ей, что ужин готов».

Когда они подрастут, вы сможете перейти к ним с трех- или четырехшаговыми инструкциями.

14. Разрешите им давать вам указания

Когда ваш ребенок просит вас что-то найти, вы можете спросить, как добраться до этого предмета. Например, если они хотят свое красное пальто. Вы можете спросить: «Можете ли вы сказать мне, как я могу его найти?»

Это отличный способ развить аналитические способности и логическое мышление вашего ребенка. Они также будут тренировать свою артикуляцию и разговорную речь, когда объяснят, как именно вы можете достать для них предмет.

15. Избавьтесь от отвлекающих факторов

Когда придет время петь, выключите телевизор. Когда пришло время играть, поставьте телефон на беззвучный режим.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок пел с вами в течение 15 минут, вы должны сосредоточиться на времени пения. Будьте в данный момент. Не переписывайтесь и не отвечайте на звонки, когда проводите время с ребенком.

Качественное времяпрепровождение с ребенком имеет решающее значение для его когнитивного и эмоционального развития. Иногда, после долгого утомительного дня, ничего не делая, кроме чтения им, вы можете создать приятные воспоминания.

16. Читайте вместе с ними

Когда ваш ребенок достаточно подрос, чтобы отвечать на простые вопросы, вы должны начать читать вместе с ним. Не просто читайте любую книгу, которую вы выбрали для сказок на ночь. Сделайте время чтения интерактивным.

В перерывах между чтением задавайте им простые вопросы, например: «Какого цвета собака?» или «куда прилетела птица?» Конечно, эти вопросы будут зависеть от того, что вы читаете.

Закончив историю, вы можете попробовать создать свой собственный альтернативный финал. Важно исследовать фантазии вашего ребенка, чтобы повысить функцию его префронтальной коры (ПФК). Задавайте вопросы «что, если…» и старайтесь исследовать возможности вместе с ребенком.

17. Играйте в глупые игры

Играйте в собственную версию игры «Охота за сокровищами». Возьмите ведро и положите в него все игрушки. Затем сядьте и покопайтесь в ведре вместе с ребенком. По очереди доставать игрушку, называть ее и описывать.

Поиграйте с ребенком в игру «Красный свет, зеленый свет». Когда вы говорите «Зеленый», ваш ребенок начинает прыгать вверх и вниз. Когда вы говорите «красный», они останавливаются. Вы можете импровизировать правила на месте. И выберите занятия, которые им действительно нравятся.

18. Назовите выражение лица

Вы можете научить своего ребенка называть или понимать эмоции по выражению лица. Вы можете скачать диаграммы эмоций, вместе смотреть фильмы и делать паузы, чтобы спросить, что чувствуют актеры, или просто использовать свое лицо в качестве холста.

Это простое упражнение может помочь детям развить эмоциональный интеллект и понять чувства других.

Это также важная часть логопедических упражнений для детей с аутизмом.

Эти 18 упражнений подходят для всех детей. Вы можете выполнять эти логопедические занятия дома со своим ребенком, даже если он заговорил поздно. Однако, если ваш ребенок не принимает участия или не реагирует ни на одну из игр, вам обязательно следует поговорить с педиатром, чтобы проверить его слух.

Stamurai используют более 50 000 человек из более чем 190 стран.

Развитие речи и языков | Kaiser Permanente

Skip Navigation

Обзор

Что такое развитие речи и языка?

Речь и язык — это навыки, которые мы используем для общения с другими людьми. Эти навыки мы формируем в течение первых лет жизни. К 6 годам большинство детей изучают основы. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком и читать ему, чтобы развивать эти навыки.

Речь — это создание звуков, которые становятся словами — физический акт разговора.

Язык — это наша система использования слов для общения. Это включает в себя использование слов и жестов, чтобы сказать то, что мы имеем в виду, и понимание того, что говорят другие.

Когда начинается развитие речи и языка?

Младенцы начинают учиться в утробе матери, где они слышат знакомые голоса и реагируют на них. Наиболее быстрое обучение происходит в возрасте от 2 до 5 лет.

Речевые и языковые вехи помогают определить, развивается ли ребенок так, как ожидается. Вехи — это определенные навыки, такие как лепетание, произнесение «мама» или «папа» или сложение двух слов. Обычно ребенку необходимо освоить одну веху, прежде чем перейти к следующей.

Младенцы обычно начинают ворковать примерно в 2 месяца, а лепетать — примерно в 6 месяцев. Большинство детей уже к году говорят, но понять, о чем они говорят, все еще может быть трудно. В возрасте от 15 до 18 месяцев типичный малыш понимает гораздо больше, чем может выразить словами. Начиная примерно с 18 месяцев у многих детей начинается вспышка речи. К 24 месяцам дети, как правило, используют не менее 50 слов, а также начинают использовать фразы из двух слов.

Имейте в виду, что возраст, в котором дети достигают вех, варьируется от ребенка к ребенку. Некоторые дети развиты. Другие развиваются медленнее.

Почему у некоторых детей возникают проблемы с речью и языком?

Речевые и языковые проблемы означают, что у вашего ребенка проблемы с речью или произношением слов. Или ему или ей может быть трудно понять или объяснить идеи.

Проблемы со слухом могут вызвать задержку речи и языка у детей. Все дети с задержкой речи и языка должны пройти проверку слуха. Некоторые расстройства, такие как расстройство аутистического спектра, также могут вызывать задержку. Речевые и языковые проблемы также могут передаваться по наследству.

Ребенок может преодолеть многие речевые и языковые проблемы с помощью такого лечения, как логопед. Лечение работает лучше всего, когда проблемы обнаруживаются на ранней стадии. Логопедия помогает вашему ребенку овладеть речью и языковыми навыками.

Что вы можете ожидать

От рождения до 1 года

Вот некоторые действия, которые дети могут делать на каждом этапе возраста.

Возраст менее 1 месяца

  • Слушайте ритм и мелодии речи.
  • Узнай голос их матери.
  • Выучите ритм двух языков, когда дома говорят на обоих.
  • Используйте плач, который звучит одинаково, независимо от того, что им нужно.

Возраст от 1 до 4 месяцев

  • Предпочитает детский лепет и высокие голоса.
  • Моргайте или расширяйте глаза, когда замечаете звуки.
  • Испугаться или повернуться на звук, чтобы найти его источник.
  • Замолчать под голос матери.
  • Издавать воркующие звуки, такие как «а-а-а» или «о-о-о-о». Младенцы также могут издавать воркующие звуки тому, кто с ними разговаривает.

Возраст от 5 до 6 месяцев

  • Узнают свое имя.
  • Издавать звуки, похожие на «слизь», и одновременно пускать пузыри.
  • Начните бормотать или повторять звуки, такие как «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба», чтобы привлечь внимание или выразить чувства.
  • Варьируйте их крики, чтобы сигнализировать о конкретных потребностях.

Для детей от 7 до 9 месяцев

  • Слышать слова как отдельные звуки.
  • Узнавать значение некоторых выражений лица и тона голоса, например, когда родитель говорит «Нет!»
  • Повторять звуки, которые они слышат.
  • Имитируйте ритм речи других.
  • Может произносить такие слова, как «мама» и «папа».
  • Май помашет рукой «до свидания», когда его спросят.

Возраст от 10 до 12 месяцев

  • Начните выполнять простые команды, такие как «Дай мне игрушку».
  • Обычно понимают «мама» и «папа».
  • Правильно обращайтесь к каждому родителю «мама» или «папа».
  • Укажите на вещи, которые они хотят или в которых нуждаются.
  • Скажите несколько слов кроме «мама» или «папа».

Возраст от 1 до 3 лет

Вот некоторые из вещей, которые дети могут делать в каждом возрасте.

Для детей от 1 до 2 лет

  • Поймите, что слова имеют значение.
  • Знать имена членов семьи и знакомые предметы. Начните узнавать имена других людей, части тела и предметы.
  • Делайте простые заявления и понимайте простые просьбы, такие как «Все пропало» и «Отдай папочке мяч».
  • Используйте жесты, например указывание.
  • Издавайте одно- или двухсложные звуки, обозначающие предметы, которые они хотят, например «баба» для «бутылки».
  • Использовать свой собственный язык, представляющий собой смесь выдуманных слов и настоящих слов.
  • Произнесите от 20 до 50 слов, понятных семье.

Возраст от 2 до 3 лет

  • Узнает названия как минимум семи частей тела и может назвать некоторые из них.
  • Повысить их понимание названий вещей.
  • Выполняйте простые просьбы, например «Положите книгу на стол».
  • Когда вас спросят, укажите на картинку с названием, например «Где корова?»
  • Продолжайте учиться и использовать жесты.
  • Разработайте способ общения с помощью жестов и мимики, если они тихие и мало разговаривают.
  • Назови любимые игрушки и знакомые предметы.
  • Используйте такие местоимения, как «я» и «ты», но вы можете их перепутать.
  • Составьте фразы, такие как «Бутылочки нет» или «Хочу печенье».
  • Говорить от 150 до 200 слов к 3 годам. Незнакомцы могут понимать их примерно в 75% случаев.

От 3 до 5 лет

Вот некоторые из вещей, которые дети могут делать на каждом этапе возраста.

Возраст 3 года

  • Выполняйте просьбы, состоящие из двух частей, например: «Положи пижаму в корзину, а тапочки в шкаф».
  • Быстро учить новые слова.
  • Знать названия самых распространенных предметов.
  • Поймите понятие «два».
  • Понять разницу между девочками и мальчиками.
  • Знать свое полное имя.
  • Начните правильно использовать множественное число, местоимения и предлоги более последовательно.
  • Часто спрашивают «почему» и «что».
  • Часто используйте полные предложения из 3-4 слов.

Возраст 4 года

  • Знать названия цветов.
  • Понимать разницу между одинаковыми и разными вещами, например, разницу между детьми и взрослыми.
  • Следуйте трехэтапным инструкциям, таким как «Подойдите к раковине, вымойте руки и вытрите их полотенцем».
  • Используйте прошедшее время слов.
  • Используйте предложения из 5-6 слов.
  • Опишите, что с ними произошло, или расскажите историю.
  • Говорите достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понимать их почти все время.

Возраст 5 лет

  • Понимать отношения между вещами, такими как «девочка, играющая в мяч» и «мальчик, прыгающий через скакалку».
  • Продолжайте разговор с другим человеком.
  • Называйте людей или предметы по их отношению к другим, например, «мама Бобби» вместо «миссис Смит».
  • Дайте определение таким словам, как «ложка» и «кошка».

Подробнее

Общие вопросы

Родители часто задают вопросы о развитии речи и языка своего ребенка.

Речевые и языковые задержки

У некоторых детей могут возникать легкие и временные задержки речи.

Некоторые дети учат новые слова быстрее, чем другие. Если ваш ребенок не говорит ни слова к 18 месяцам или может сказать менее 50 слов к 24 месяцам, поговорите со своим врачом. Все дети с задержкой речи должны пройти проверку слуха.

Имейте в виду, что на развитие речи ребенка влияет много разных вещей. Помните о распространенных мифах о причинах задержки речи и языка, таких как лень или различия в развитии между мальчиками и девочками. Некоторые из этих вещей могут способствовать тому, что ребенок заговорит немного позже, чем другие дети того же возраста. Но они не являются причиной значительных задержек речи. Истинные задержки связаны с проблемами развития или здоровья, такими как некоторые виды потери слуха или семейная история задержки речи и языка.

Настораживающие признаки задержек речи и языка обычно основаны на установленных вехах развития речи и языка. Поговорите с врачом вашего ребенка в любое время, когда у вас возникнут проблемы. Важно вовремя обнаружить задержку речи и языка и исключить другие состояния, такие как проблемы со слухом. Ранняя диагностика позволяет врачу рекомендовать лечение, которое может помочь предотвратить долгосрочные проблемы.

Поведенческие проблемы

Пока они изучают и осваивают новые языковые навыки, дети иногда говорят требовательно или невежливо. Например, ребенок может сказать: «Дай!» когда они хотят игрушку. Часто такое поведение связано с тем, что дети не могут найти слова, соответствующие их чувствам. Или они могут просто повторять то, что говорят вокруг них. Мягко напомните ребенку использовать соответствующий голос и манеры. И всегда моделируйте вежливую речь и поведение.

Некоторые родители думают, что их ребенок постоянно разговаривает или болтает. Это детский способ тренировки. Родители не обязаны слушать и реагировать на все, что говорит болтливый ребенок. Но и полностью не отключайте болтуна. Пение и танцы с вашим ребенком, игра на музыкальных инструментах или чтение историй, предназначенных для детей, помогут вашему ребенку научиться слушать и выражать свои мысли.

Обычные ошибки

Большинство детей делают «ошибки», когда впервые учатся говорить. Это часть нормального развития. Например, дети часто неправильно произносят слова, например, говоря «пасгетти» вместо «спагетти». Когда дети слушают других людей, они часто исправляют свои ошибки. Они учатся четко произносить слова и правильно использовать грамматику на практике.

Подробнее

Плановые осмотры

Регулярные плановые осмотры начинаются вскоре после рождения и продолжаются в подростковом возрасте. Их часто называют посещениями здорового ребенка.

Эти визиты позволяют вашему врачу внимательно следить за общим состоянием здоровья и развитием вашего ребенка. Выявление возможных проблем на ранней стадии дает вашему ребенку наилучшие шансы на правильное и успешное лечение. Кроме того, во время этих посещений можно обсудить любые опасения, которые у вас есть в отношении вашего ребенка.

Во время визитов врач осматривает вашего ребенка. Врач также задает вам вопросы о развитии и поведении вашего ребенка. И прививки и скрининги либо проводятся, либо планируются в это время.

Врач вашего ребенка порекомендует график осмотров ребенка.

Проверка задержки речи и языка

Возможны легкие и временные задержки речи. И некоторые дети учатся общаться быстрее, чем другие.

Ваш врач проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка во время регулярных осмотров ребенка. Но звоните своему врачу в любое время, когда у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка. Ребенок может преодолеть многие речевые и языковые проблемы с помощью лечения, особенно если вы обнаруживаете проблемы на ранней стадии.

Скрининг проблем со слухом

Во всех 50 штатах требуется проверка слуха новорожденных для всех детей, рожденных в больницах. Слух должен проверяться врачом при каждом визите здорового ребенка и в любое время, когда вы или ваш ребенок можете заметить изменения. Некоторые проблемы со слухом могут задержать развитие речи и языка вашего ребенка. Убедитесь, что ваш ребенок регулярно проходит проверку слуха.

Узнать больше

Смотреть

Когда звонить врачу

Звоните своему врачу в любое время, когда у вас или другого лица, осуществляющего уход, возникают проблемы с речью и развитием языка вашего ребенка. Обратите внимание на признаки, указывающие на возможную задержку развития, например, когда ваш ребенок не издает звуки, ожидаемые для его возраста.

Ваш врач проведет медицинский осмотр и задаст вопросы об истории болезни вашего ребенка. Эта информация может помочь вашему врачу определить модели развития и оценить, мешают ли какие-либо другие состояния, такие как потеря слуха, развитию.

Ваш врач может также порекомендовать другие анализы, чтобы:

  • Исключить другие состояния. Например, для исключения потери слуха может быть рекомендована проверка слуха у аудиолога.
  • Оценить прогресс в развитии речи и языка. Анкеты и оценки логопеда могут помочь определить, каковы способности вашего ребенка по сравнению с другими детьми того же возраста.
  • Узнайте, возникают ли другие проблемы, такие как поведенческие трудности или задержки развития в других областях.

Развитие навыков дома

Чтобы помочь вашему ребенку развить речевые и языковые навыки, обязательно разговаривайте с ним и читайте ему. Позже поощряйте разговор с ребенком. Размер словарного запаса 2-летнего ребенка напрямую зависит от того, как много родители и другие опекуны говорили с этим ребенком с момента его рождения.

Новорожденные запрограммированы на обучение. А родители, естественно, отличные учителя языка. Типы взаимодействия и разговоров, которые родители обычно ведут со своими детьми, от детского лепета до повторения слов, являются идеальными уроками языка. Говорить, читать, слушать и отвечать на вопросы младенцев и маленьких детей — это, как правило, все, что им нужно, чтобы научиться говорить.

Обучение языку жестов детей в возрасте 6 месяцев и старше также может помочь им несколькими способами. Жесты дают детям возможность выразить свои желания и потребности, когда они не могут говорить. И это дает вам еще один способ связи с вашим ребенком.

Начните читать своему ребенку до того, как ему исполнится 6 месяцев. Читайте своему ребенку каждый день. Чтение вашему маленькому ребенку является очень важным учебным занятием по нескольким причинам. Во время чтения вы и ваш ребенок чувствуете утешительную близость. Вы также оба фокусируетесь на одной и той же картинке и одной и той же концепции. Ваш ребенок может задавать вам вопросы, а вы можете подкреплять его или ее наблюдения. Чтение дает детям возможность выучить новые слова, которые они обычно не услышат в повседневном разговоре. Если вы часто читаете своему ребенку, вы можете помочь ему в развитии речи. Это также может помочь вашему ребенку развить способности к чтению и успеваемость в школе.

Если вы беспокоитесь о своих навыках чтения, поищите программу чтения для взрослых в местной библиотеке или государственной школе. Вы также можете зайти в America’s Literacy Directory по адресу www.literacydirectory.org, чтобы найти программы чтения в вашем регионе.

Помощь вашему ребенку от рождения до 1 года

Вот некоторые действия, которые вы можете предпринять, чтобы помочь вашему ребенку развить речь и язык.

  • Разговаривайте, читайте, пойте и играйте со своим малышом.

    Общение с малышом и любящая обстановка помогут ребенку стать более любознательным, развить уверенность в себе и помочь малышу освоить язык. Эти черты обеспечат прочную основу для развития речи и языка.

  • Выключите телевизор.

    Когда вы играете или читаете с ребенком, выключайте телевизор. Даже фоновое шоу может отвлечь вас и вашего ребенка.

Помощь вашему ребенку в возрасте от 1 до 2 лет

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы поощрить и поддержать речевое и языковое развитие вашего ребенка.

  • Вовлекайте своего ребенка в разговоры.
  • Поговорите о названиях любимых игрушек и других предметов в доме.
  • Говорите медленно и четко и хвалите ребенка за попытки говорить.
  • Играйте или читайте вместе.

    Чтобы помочь развитию мозга вашего ребенка, играйте и читайте вместе, а не позволяйте ребенку смотреть телевизор, смотреть фильмы или играть в игры на экране.

  • Оставьте телевизор выключенным.

    Когда вы играете или читаете с ребенком, выключайте телевизор. Даже фоновое шоу может отвлечь вас и вашего ребенка. Детям младше 18 месяцев Американская академия педиатрии советует родителям избегать экранного времени.

Помощь вашему ребенку в возрасте от 2 до 4 лет

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку в возрасте от 2 до 4 лет выучить новые слова и произнести предложения.

  • Поощряйте вашего ребенка разговаривать с другими.

    Когда вы можете, мягко поощряйте вашего ребенка разговаривать с другими, в том числе с другими детьми того же возраста.

  • Корректируйте речь вашего ребенка в позитивном ключе.

    Когда ваш ребенок делает языковую ошибку, аккуратно перефразируйте, повторите или переименуйте.

  • Читайте своему ребенку каждый день.
  • Установить ограничения на просмотр ТВ и видео.

    Американская академия педиатрии рекомендует родителям ограничивать время просмотра высококачественных программ до часа или меньше в день.

Помощь вашему ребенку в возрасте от 3 до 5 лет

Лучший способ помочь вашему ребенку учиться — это разговаривать с ним и читать ему. Выполнение этих действий поможет вашему ребенку быстрее освоить языковые навыки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *