Как научить ребенка выговаривать звук «Ш» в домашних условиях

Что делать, если ребенок не выговаривает «Ш», как научить малыша в домашних условиях выговаривать звук «Ш»: читайте советы логопеда Ярош Татьяны Александровны про гимнастику, упражнения, а также закрепление звука «Ш» в речи ребенка.

Если ваш малыш не выговаривает звук Ш (и Ж), то вы можете предложить ему игры-упражнения, которые помогут ему освоить эти звуки.

Начинаем учить ребенка выговаривать звук «Ш» с правильного положения органов артикуляции (языка, зубов, губ). Это особенно важно, если вы занимаетесь самоcтоятельно в домашних условиях без логопеда:

  • Широкий кончик языка поднят к передней части нёба, но не прижат к нему.
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
  • Язык не слишком напряжён.
  • Губы слегка вытянуты вперёд в виде рупора.
  • Зубы сближены, но не сомкнуты.
  • Нужно выдыхать воздух равномерно, посередине языка.
  • На ладони, подносимой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.

Видео. Как научить ребенка произносить звук «Ш»

Подготовительные упражнения

Артикуляционная гимнастика, которую стоит выполнять перед тем, как начать учить ребенка звуку «Ш». Подготовка начинается с обучения распластывать язык и загибать его вверх. Выполняем перед зеркалом, чтобы и вы, и ребенок могли следить за правильным исполнением упражнений.

  1. Расслабляем мышц языка: нужно открыть рот, положить широкий мягкий язык на нижнюю губу («лопатка»). Похлопать язык губами, произнося «бя-бя-бя» или «пя-пя-пя».
  2. Развиваем правильный выдох: широкий язык лежит на нижней губе, нужно сдуть ватный шарик с ладошки.
  3. Загибаем широкий кончик языка («чашечка»): нужно положить широкий язык на нижнюю губу. Напрягая кончик языка, поднимать его вверх. Язык принимает форму чашечки. Можно капнуть в эту «чашечку» каплю сока или воды. Кончик языка обязательно широкий.
  4. Загибаем широкий кончик языка на верхнюю губу («слизывай варенье»).
  5. Поднимаем язык-чашечку к верхним зубам.
  6. Заводим язык-чашечку за верхние зубы на 1,5-2 см вглубь рта. Кончик языка остаётся широким и не прикасается к передней части нёба, а образует с ним щель.
  7. Удерживая язык в таком положении, сдуваем ватный шарик с ладони взрослого. Если язык не удерживается в таком положении, можно поддержать его ручкой чайной ложки. Каждое упражнение выполняется по несколько раз с перерывом на отдых: органы артикуляции быстро устают. Если ребёнок отказывается заниматься, выберите более благоприятный момент. Нельзя принуждать и ругать ребёнка.

Произношение звука Ш

  1. Выполнить упражнение язык-чашечка.
  2. Медленно завести язык-чашечку за верхние зубы (не касаясь нёба) и удерживать на счёт 5.
  3. Удерживая язык в таком положении (не опуская вниз) несколько раз открыть и закрыть рот.
  4. Удерживая язык-чашечку за верхними зубами и вытянув губы рупором, подуть на ватный шарик. Ватка должна полететь прямо вперёд.
  5. Можно подуть на тыльную сторону ладони. Струя воздуха должна быть обязательно тёплой.
  6. Повторить эти упражнения несколько раз, предлагая ребёнку изобразить, как шипит змея (ш-ш-ш), как шумят деревья (ш-ш-ш), как выходит воздух из шарика (ш-ш-ш)

.

Развитие фонематического восприятия звука «Ш»

Упражнения, которые помогут ребенку научиться воспринимать звук «Ш» на слух:

  • Хлопни владоши, когда услышишь звук Ш: м, б, д, ш, р, л, в, ш, н, ш, к, л, ш
  • Отложи фишку (кружок, кубик, шарик), когда услышишь звук Ш: дом, шар, шуба, дети, шапка, мама, папа, шея, шутка, хлеб, шоколод, хлеб, шина.

Закрепление произношения звука Ш

Звук «Ш» в данных упражнениях произносится только твёрдо. Занимаемся перед зеркалом для того, чтобы контролировать правильное положение органов артикуляции.

Произношение звука Ш в слогах

Установить органы артикуляции в нужное положение, произнести длительно звук Ш и, не прерывая звучания, добавить звук А: ша.

Точно так же отрабатывать слоги: шо, ше, ши, шу. Губы при этом немного изменяют положение в зависимости от гласных звуков.

Слоги шо, шу – губы сближаются сильнее.

Закрепление звука Ш в начале слова

Произносите с ребенком перед зеркалом слова, которые начинаютсяна «Ш»:

шаги шорох шило шум

шары шёпот шина шутка

шапка шёл шипеть шуба

шайба шов шили шея

шатёр шёлковый шиповник

Закрепление звука Ш в середине слова

Попросите ребенка произнести следующие слова со звуком «Ш» в середине:

мышата мешок малыши мишутка

лошадка пушок дыши дышу

большая петушок пиши пишу

мешать ушёл машина ношу

дышать нашёл ошибка мишень

Закрепление звука Ш в предложениях

Повторяйте с малышом фразы:

  • Наташа пишет. Малыши шагают.
  • Миша гоняет шайбу.
  • Лёша ел кашу.
  • Паша, не шуми.
  • У шиповника шипы.
  • На дороге шумит машина.


С помощью взрослых предложите ребенку придумать предложения с выученными словами. Например: мне купили шары. Я надеваю шапку.

Закрепление звука Ш в стихах

Учим с ребенком простые двустишия со звуком «Ш»:

  • Шапка да шубка – вот он, наш Мишутка.
  • Петушок, петушок, отдай Маше гребёшок
  • Тише, мыши, тише, мыши, кот пришёл на нашу крышу.
  • Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Закрепление звука Ш в закрытых слогах

Просим ребенка произнеси следующие слова:

ваш

наш

душ

тушь

плющ

малыш

камыш

даёшь

пьёшь

поёшь

ландыш

башня

кошка

каштан

башмак

букашка

ладошка

окошко

подушка

квакушка

лягушка

кукушка

петушки

мошка

кошка

катушка

мышка

вышка

малышка

Алёшка

лепёшка

вишня

мышка

бабушка

дедушка

Фразы для закрепления звука Ш в закрытых слогах

Наш Антошка глядит в окошко.

У кошки ушки на макушке.

Кошка ловит мышку.

В лукошке вишни.

Малышка ела кашку.

Стихи для закрепления звука Ш в закрытых слогах:

Петушок, петушок,

выгляни в окошко,

дам тебе горошку!

Петушок, петушок,

золотой гребешок,

масляна головушка,

шёлкова бородушка.

На окошке крошку-мошку

ловко ловит лапой кошка.

Большая подушка

у мишки под ушком.

Закрепление звука Ш в сочетании с согласными звуками

Попросите произнести ребенка следующие слова:

шкаф

школа

шкатулка

шла

шляпа

шлюпка

шмель

шпагат

шпион

штопать

штука

шпинат

Фразы для закрепления звука «Ш» в речи ребенка:

У Маши шляпа. Школа большая. Шуба и шапка в большом шкафу.

Стихи для закрепления звука «Ш» в речи ребенка:

Я по камешкам пошла,

​шубку шёлкову нашла.

У маленькой мышки большие штанишки,

большие штанишки у маленькой мышки.

Ушки на макушке у кошки и у мышки,

но у кошки ушки больше, чем у мышки.

Закрепление звука Ш в текстах

Просим ребенка повторять за взрослым предложения. Затем по вопросам взрослого пересказывать текст.

Ушли все из дома. А кошка дома. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Пошла мышка на кухню. нашла там крошки. Мышка поела крошки. Кошка увидела мышку и прыгнула на неё. Мышка побежала, и кошка её не догнала.

Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня и пушка. У Алёнушки кукла Малышка. Малышка на подушке. Алёнушка надевает на Малышку рубашку и башмаки. Яша кормит кошку. Потом Яша глядит в окошко. Вошла мама. Яша и Алёнушка рады.

Повторение материала: предложите ребёнку самостоятельно называть слова со звуком Ш.

Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает звук «Ш», как без логопеда научить его выговаривать «Ш», а также, как закрепить «Ш» в речи ребенка.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Учим ребенка выговаривать «С»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок

Как научить ребёнка говорить букву ш: занятия дома, выговаривать шипящие

Советы мамам

Упражнения для развития речевого аппарата

При правильном произношении звука «ш» язык должен занимать во рту определённое положение. Он широко распластан, а кончик поднят к твёрдому небу, и образует с ним щель за верхними зубами. Боковые края языка прижимаются к верхним резцам.

Как научить ребёнка говорить букву «ш» дома — делать с ним гимнастику для язычка

Фото
Getty

Если малыш не может правильно выговаривать звук, нужна артикуляционная гимнастика. Для домашних занятий используют специальные упражнения, которые тренируют речевой аппарат. Ребёнок должен выполнять их перед зеркалом, чтобы видеть как у него получается повторять то, что показывает мама:

  • «заборчик» – малыш должен сомкнуть зубы и показать маме, какой у него получился «заборчик»;
  • «трубочка» – ребёнок вытягивает губы вперёд трубочкой, затем быстро чередует упражнение «трубочка» и «заборчик»;
  • «ленивый язычок» – язык нужно высунуть изо рта и положить на нижнюю губу, полностью при этом расслабив;
  • «ковшик» – расслабленный язычок подгибаем вверх и заводим за верхние зубы, дуем на него, при этом получается звук «ш».

Кроме приведённых основных упражнений, можно использовать и другие. Когда ребёнок будет легко и правильно повторять все задания переходят к постановке звука «ш».

Занятия по постановке звука «ш»

Без игры в обучении малыша не обойтись. Сначала нужно проверить внимательность и чёткость восприятия. Произносите в произвольном порядке слова с буквой «ш» и без неё. Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит слова, в которых есть звук «ш».

Обязательно похвалите малыша за его успехи.

Попросите ребёнка изобразить при помощи руки шипящую змею, которая должна дойти по нарисованному лабиринту к цели.

Вспомните вместе где ещё можно слышать шипящие звуки – шуршание опавшей листвы под ногами, шипение кошки, шорох испуганной мышки, шелест листьев на ветру.

Для закрепления звука используйте сначала слоги и слова, а затем скороговорки, детские стихи и чистоговорки. Большую помощь в автоматизации произношения окажут картинки, изображающие предметы, в названии которых есть буква «ш».

Начинать обучение правильному произношению звука «ш» нужно с артикуляционных упражнений. Затем при помощи игр и занятий можно закрепить достигнутый результат.

Редакция Wday.ru

Сегодня читают

Больно смотреть: 15 самых нелепых «голых» платьев российских звезд

«День превратится в ночь, и никто не убежит»: жуткие предсказания «цыганского Нострадамуса» на 2023–2026 годы

«Верблюжья лапка», открытая грудь и другие засветы звезд: 55 стыдных фото

Вы не сможете это развидеть: 275-килограммовая звезда реалити вышла замуж в провокационном свадебном наряде

Вот это конфуз: 12 случаев, когда наряды звезд порвались у всех на глазах — как они выкручивались?

Обучение словам на букву «Ш» с помощью логопеда

По мере того, как дети растут и развивают свои речевые и языковые навыки, для них нормально и часто возникают трудности с произношением некоторых буквенных звуков или комбинаций буквенных звуков. Одним из наиболее распространенных звуков, с которыми дети могут испытывать затруднения, является звук «ш». Многие дети могут произносить звук «ш» самостоятельно, но с трудом используют его в слове в сочетании с другими звуками. Есть много разных забавных способов помочь вашему ребенку научиться произносить звук «ш» и поддерживать его речь и развитие языка дома. Обращение за поддержкой и руководством к опытному логопеду — отличная идея для любого ребенка, даже для тех, кто развивается должным образом. Если вы хотите связаться с логопедом, чтобы узнать больше о том, как он может помочь вашему ребенку, запланируйте свое 9-часовое занятие.0003 бесплатный ознакомительный звонок прямо сейчас!

Когда у ребенка должен быть звук «Ш»?

Большинство детей могут произносить этот звук в возрасте от 3 до 7 лет. Возраст, в котором ребенок может произносить слова «ш» и «ш», зависит от нескольких факторов. Если ребенок борется с другими ошибками речи или задержкой речи, он, скорее всего, будет бороться со звуком «ш».

Какие ошибки обычно делают дети, произнося слова на букву «Ш»?

  • «Ш» заменяется на «Ч» или «Т» (наконечник вместо корабля)
  • «Ш» избегается или вообще опускается
  • «Ш» произносится, но искажено
  • «Ш» можно произносить, но оно искажается на уровне предложения

Как преподавать логопедию «Ш»? Как научить изоляции «Ш»?

Есть несколько стратегий, которые помогут ребенку воспроизвести звук «ш». Важно начать с изучения звука «ш» отдельно, прежде чем переходить к изучению слов «ш» и звуковых сочетаний.

Фонетическая расстановка

Фонетическая расстановка означает правильное расположение языка, губ и челюсти для получения определенного звука. Обычно это лучшее место для начала при устранении ошибки или дефицита речевого звука. Чтобы произнести звук «ш», вы должны сомкнуть зубы и сблизить уголки губ к центру, сморщив губы, как при поцелуе. Середина языка очень слабо поднимается и слегка касается внутренних углов верхних зубов, но не касается нёба. Зарегистрированный речевой и языковой патолог может помочь научить правильному размещению и правильным стратегиям артикуляции. Получите поддержку для своего ребенка, запланировав бесплатный ознакомительный звонок сегодня.

Используйте визуальные и звуковые подсказки

Существует множество различных игр и занятий, которые помогут вашему ребенку выучить звук «ш». Логопед — отличный ресурс для такого рода инструментов, и он знает, как работать с ребенком таким образом, чтобы он приносил удовольствие и новизну, чтобы ребенок даже не знал, что он работает и учится. Вы или логопед вашего ребенка также можете использовать свои руки и рот, чтобы продемонстрировать правильное расположение губ, зубов и языка при воспроизведении определенного звука. При рассмотрении речевых проблем, связанных с артикуляцией, важно проверить слух ребенка, чтобы исключить вероятность того, что его проблемы или недостатки могут быть вызваны потерей слуха.

Также важно спросить ребенка, слышит ли он разницу между звуком или словом, когда оно произносится правильно или неправильно. Убедиться, что они понимают целевой звук, — это основополагающий шаг.

Переход к использованию звука «ш» в слогах, словах и предложениях

После того, как ребенок овладел способностью произносить звук «ш» самостоятельно и изолированно, вы можете перейти к работе над его сочетанием с другими звуками. Важно практиковать звук «ш» в начале, середине и конце слов. Просто потому, что они, возможно, освоили использование «ш» в начале слова, использование его в середине или в конце может потребовать дополнительной практики.

Разговор и беглость

После того, как они освоили произношение звука «ш» отдельно, а затем в составе слогов и слов, следующим шагом будет практика включения слов «ш» в разговорную и повседневную речь. Укрепление доверия к этим новым навыкам и поощрение ребенка к их использованию и освоению — это последний шаг к мастерскому использованию слов на «ш» в любой ситуации.

Чем может помочь онлайн-логопед?

Логопеды являются экспертами в решении проблем, связанных с произношением звуков речи. Они специализируются на артикуляционной терапии и лечении нарушений артикуляции. Нарушения артикуляции определяются как затруднения при произнесении какого-либо одного звука или комбинации звуков или постоянное неправильное произношение отдельных звуков или сочетаний звуков. Лечение этих расстройств, как правило, очень успешно, и в большинстве случаев раннее вмешательство обеспечивает лучший результат.

Логопед поможет, выявив ошибку в сравнении с правильным воспроизведением звуков и нацелившись на ошибочные звуки со все более сложными уровнями артикуляции. Они также помогут, работая над воспроизведением звуков в традиционной иерархии (изоляция, слоги, все позиции слов, фразы, предложения, разговор), а также укрепляя и поддерживая навыки самокоррекции речи. Если вы или ваш ребенок боретесь с произношением звука «ш» или другим нарушением артикуляции, вам может помочь. Чем раньше вы обратитесь за помощью к опытному логопеду, тем быстрее вы или ваш ребенок начнете говорить четко и уверенно. А теперь, когда логопед доступен онлайн через Great Speech, получить помощь, в которой вы или ваш близкий человек нуждаетесь, теперь удобнее и проще, чем когда-либо прежде. Не откладывайте, свяжитесь с нами, запланировав бесплатный вводный звонок сегодня!

Как научить звуку SH от Чикагской логопедии

Звук /ш/ получается путем сближения зубов и сближения уголков губ к середине, поэтому губы сморщиваются, как при поцелуе. Середина языка лишь слегка приподнимается и едва касается углов верхних зубов, не касаясь нёба. Передняя часть языка немного опускается вниз, но не касается ничего другого во рту. Звук /ш/ — это глухой звук, а это означает, что то, что мы слышим, когда произносим звук, исходит только от прохождения воздуха через рот, а не от вибрации голосовых связок.

Нормальный диапазон развития этого звука у детей — от трех с половиной до семи лет. Часто дети могут произнести этот звук изолированно, но могут возникнуть проблемы с его регулярным употреблением в словах и разговорах. Если у вашего ребенка все еще есть проблемы с произношением или регулярным употреблением звука /sh/ до семи лет, настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к лицензированному логопеду. Чем раньше вы сможете определить и устранить небольшую проблему с речью, тем легче будет ее исправить.

Независимо от того, учится ли ваш ребенок говорить или работает над определенными проблемными областями, практика артикуляции с вашим ребенком – это отличный способ провести время с ребенком и стимулировать его или ее развитие речи. Вот несколько проверенных советов детских логопедов по поводу звука /ш/:

  • Вербальные сигналы

При отработке с ребенком одного звука важно четко и медленно повторять звук сам по себе, чтобы ребенок понял, на чем вы сосредоточены. Это также дает ему хороший пример звука для подражания. Начните с «/ш/, /ш/, /ш/» и предложите ребенку повторить этот звук. Если у вашего малыша возникли проблемы, попробуйте начать с произнесения длинного звука /e/ и научите его превращать его в звук /sh/. Попросите ребенка произнести долгий звук /э/ шепотом, а затем сожмите уголки рта в форме поцелуя. Это должно привести к звуку /sh/. После того, как ваш ребенок сможет успешно произносить и использовать звук /sh/ самостоятельно, потренируйтесь со слогами, маленькими словами и, наконец, с предложениями.

  • Визуальные подсказки

Вероятно, ваши малыши уже очень хорошо знакомы со звуком /ш/ в форме «шиш». Когда ребенок видит кого-то с сморщенными губами и пальцем, лежащим на них, он обычно распознает символ молчания.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *