Содержание

Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда

Про звук «Р»

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр. ), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т. е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

 

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

 

 

Вам также может понравиться:

  1. Мимическая гимнастика
  2. Логопедические игры с мячом
  3. Вся правда о логопедах
  4. Ребенок растет и меняется: что важно знать про каждый возраст

 

14 способов постановки звука [Р]

В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р], которые успешно применяются и апробированы на практике.

1 способ постановки звука [Р]: Постановка  [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]:   Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

4 способ постановки звука [Р]:   Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

6 способ постановки звука [Р]:  При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.   Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р]:    В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р]:     Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р]:  Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р]:   Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13  способ постановки звука [Р]:   Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р]:  Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

 

Автор: 

Кагарлыцкая Татьяна Леонидовна, учитель-логопед МОУСОШ №2, г. Пыть-Ях

Когда учить названия букв

Ширли Хьюстон

Недавно я получил электронное письмо с таким вопросом:

Мы учим наших малышей систематической фонетике, но у нас возникают противоречия относительно того, когда учить названия букв. Когда и как учить детей названиям букв?»

Время введения названий букв важно, поэтому я буду формулировать свои мысли по принципу Златовласки — не слишком рано, не слишком поздно, а как раз в нужное время. Это проблема развития, а не проблема, связанная с классом/годом или возрастом.

Не слишком рано

Следует ли сначала учить названия букв или звуков?

Буквы используются в качестве кода для звуков в нашей речи, поэтому без знания звуков они бессмысленны. Любая волнистая линия/форма может обозначать звук, например:

Благодаря новым знаниям нашего кода формы вы все же смогли прочитать это!

Названия букв представляют собой абстрактные метки для букв, а не представления того, как буквы на самом деле звучат в нашем языке. Вот почему обучение ребенка петь алфавитную песенку до того, как ребенок получит формальное обучение чтению, имеет ограниченную ценность. Первым важным шагом к успеху в обучении грамоте является развитие фонематического слуха, а не пение буквенных названий.

Почему бы не учить названия букв и звуков вместе?

Итак, если буквы не имеют смысла без звуков, почему бы не учить одновременно звуки букв и названия? Ответ прост: из-за когнитивной нагрузки. Рабочая память должна работать больше всего, когда задача является новой и, следовательно, имеет большую когнитивную нагрузку. Для начинающего ученика определение отдельных звуков в слове слева направо — совершенно новая задача. Формирование форм букв и различение форм букв — новые задачи. Запоминание названия буквы — новая задача. Связать определенную букву с определенным звуком — новая задача.

Стоит ли удивляться, что у некоторых детей, особенно со слабой оперативной памятью, проблемы с чтением и правописанием? Теория когнитивной нагрузки ясно дает понять, что мы можем и должны делать все необходимое для снижения когнитивной нагрузки. Начинающим школьникам не обязательно знать названия букв для чтения и правописания, поэтому, на мой взгляд, обучение названиям букв следует отложить до тех пор, пока не возникнет необходимость в названиях букв. Это позволяет учащимся быстрее начать писать и читать.

На начальном этапе обучайте буквенно-звуковым соответствиям, не обучая их названиям.

Учащиеся должны выучить буквенно-звуковые соответствия для чтения и правописания. Когда начинающий читатель изучает соответствия отдельных букв и звуков, вы должны говорить о волнистых линиях, которые мы делаем для звуковых символов, как о «буквах», но это не означает, что вы должны ссылаться на буквы имен . Вместо этого учитель может сказать:


или

Когда ребенок пишет по буквам, подсказка может быть следующей:

Слишком раннее обучение названиям букв может запутать начинающих читателей ‘. Хотя некоторые могут утверждать, что учителя могут использовать аспекты названий букв в качестве подсказок для учащихся, чтобы идентифицировать звуки, которые они представляют, потенциальная путаница перевешивает любые преимущества, если названия букв вводятся слишком рано.

Дети, которые учатся читать, получив больше информации о названиях букв, чем о звуках букв, с большей вероятностью будут смотреть на слово и читать:

‘ш’ /d/ (от ‘ d oubleyou’) — относится к форме буквы, а не к звуку
«у» /w/ (для ‘ w hy’)
‘у’ /у/ (для ‘ у у’)
‘с’ /s/ (для ‘ s ee’) – встречается реже, чем /k/
‘г’ /j/ (для ‘ j ee’) – встречается реже, чем жесткий /g/
‘ч’ длинный /a/ (как в ‘ a зуд’)
‘f’, ‘l’, ‘m’, ‘n’, ‘s’, ‘x’ короткий /e/ (как в ‘ e f’, ‘ e l’, ‘ e m’, ‘ e n’, ‘ e s’, ‘ e x’)

Если их учат названиям букв до звуков букв, начинающие читатели будут ожидать, что гласные буквы представляют долгий гласный звук в словах, читая, например, «получил» как «коза». Наиболее распространенным звуком, представленным гласной буквой, является ее краткий звук, и обычно это слова VC и CVC, содержащие короткие гласные звуки, с которыми начинающие читатели сталкиваются в первую очередь.

…и начинающие орфографы

Дети, обучающиеся правописанию, которые получили больше информации о названиях букв, чем о звуках букв, с большей вероятностью будут использовать названия букв в своем написании, например.

«Могущество», «клетка» и «пока»

Не слишком поздно

Учителю будет труднее помочь детям, которые , а не научились называть буквы с их правописанием. На фотографии ниже вы можете увидеть, что выдала пятилетняя девочка, которая не знает названий букв, когда она спросила, как пишется слово «фасоль», и родитель ответил названиями букв:

«Б-Е-А-Н»

Если ребенок спрашивает, как пишется долгий звук /и/ в слове «пляж», не следует говорить «Напиши /э/, затем /а/», потому что смешивание этих звуков вместе не создает долгий звук /ее/. Вы должны использовать имена букв, например. «Мы произносим долгий звук /ee/ в слове «пляж» с помощью буквы «е», за которой следует буква «а». Они делают
команда гласных». Точно так же, если вы спросите ребенка, как пишется слово «искать», ему будет недостаточно сказать «/с/, длинное /ее/, /к/», потому что для каждого из этих звуков существует несколько вариантов написания. Развитие языка, позволяющего обсуждать соответствие букв и звуков, важно для успешного чтения и правописания.

Когда вы помогаете ребенку закодировать или расшифровать неправильное сложное слово, вы должны быть в состоянии привлечь внимание к неправильным частям, например, говоря: «Буквы «а» и «и» вместе в этом Слово «сказал» представляет короткий звук /э/». Неправильные слова не могут быть полностью озвучены, поэтому знания буквенно-звуковых соответствий недостаточны.

Как раз в нужное время

Исследования показывают, что обучение названиям букв на самом деле укрепляет знание букв и звуков. Когда учащийся понимает, как работает алфавитный код, названия букв становятся важными. Многие буквы имеют более одного возможного звука, и многие звуки могут быть воспроизведены множеством разных букв, поэтому важно иметь возможность ссылаться на каждую букву независимо от звука, который она издает.

Учите названия букв, когда они необходимы:

  • Чтобы говорить об альтернативных написаниях
    Учите названия букв, как только вам нужно говорить об альтернативных написаниях при чтении и/или написании. Как правило, в первый раз вам нужно будет сделать это, когда учащиеся узнают, что «c», «k» и «ck» — все это альтернативы написанию /k/. Вам нужно будет рассказать о том, где дети увидят эти альтернативы:

    , например.

    «Обычно мы видим букву ‘k’, обозначающую /k/ перед ‘e’ или ‘i’ в начале
    слова».

    «Буква «с» обычно представляет /k/ перед буквами «a», «o» или «u».

    «Мы используем буквы «с» и «к» вместе после слабой гласной в конце слова».

    Названия букв должны быть выучены для обсуждения орграфов, например. «Поскольку у нас 44 звука, но только 26 букв в английском языке, мы должны объединить некоторые буквы. Двухбуквенная комбинация «c» и «h» представляет собой звук /ch/». Когда вы изучаете альтернативные варианты написания длинного /ee/ (ea, ee, т.е. ei, ey), уже недостаточно просто обратиться к «двухбуквенному e» — вы должны назвать гласные, которые можно комбинировать для представления гласные звуки и их порядок.

  • Чтобы говорить о заглавных буквах
    Если вы учите учащихся использовать заглавную букву в начале предложения или имени, вы должны обратиться к букве имени. Нет такой вещи, как капитальный звук! Вам также нужно будет обращаться к названиям букв, когда вы помогаете детям распознавать буквы при чтении текста, написанного разными шрифтами.

  • Чтобы сообщить кому-то написание слова
    Знакомство с названиями букв позволяет учителю отвечать на расстоянии на вопрос «Как написать /ie/ в слове «ночь»?» с «Это написание i-g-h», вместо того, чтобы идти и записывать его для ребенка. Когда кто-то просит вас написать свое имя по буквам, вы даете ему/ей звуки своего имени или даете названия букв? Конечно, вы отдаете последнее. Чтобы этого не делать, человеку пришлось бы перебирать все альтернативные представления звуков и делать выбор. Это могло бы занять много времени, если бы ваше имя было получено из другого алфавита, например «Шивон»! Следовательно, учителю, возможно, придется раньше обучать ребенка названиям определенных букв, чье имя не может быть легко произнесено или имеет необычное написание.

  • Для обучения омофонам
    Когда два слова звучат одинаково, вы должны уметь описывать их, используя их буквенные названия. например «Фасоль», которую вы едите, пишется буквами «е» и «а», как и в слове «есть». Другое «been» — это прошедшее время «be» и пишется с двумя буквами «е».

Как вы учите названия букв?

Следуйте порядку вашей программы синтетической фонетики, выбирая, какие названия букв учить и когда. Используя наш предыдущий пример, альтернативные варианты написания c/k/ck для /k/ являются первыми, которые обычно встречаются в программе синтетической фонетики (на уровне 6 порядка Phonics Hero’s Playing with Sounds и на уровне 2A букв и звуков, так что, вероятно, они должны учить сначала буквы, из которых состоят согласные диграфы (l, s, f, h, t, w, n и g).0003

Сначала выучите наиболее распространенные названия букв, затем менее распространенные названия букв (q, z, x.). В каждом слоге каждого слова должен быть гласный звук, и существует много альтернативных вариантов написания гласных звуков, поэтому очень важно, чтобы учащиеся хорошо знали их.

Для того, чтобы действительно свободно распознавать буквы, дети должны уметь различать буквы и произносить их имена в контексте и вне контекста, в последовательности и вне ее. Не только точность, но и автоматизм способствуют долгосрочному успеху в обучении грамоте. Вот несколько идей для развития автоматизма в назывании букв:

  • Прямая инструкция: «Имя этой буквы __. Что это за письмо? Укажите на другую ___ на доске».
  • Учите названия букв одновременно с их формированием. Попросите ребенка назвать букву, когда он ее пишет.
  • Получите письмо дня и вознаградите ребенка за то, что он нашел это письмо в классе, в общей книге и т. д. Распечатайте наш бесплатный плакат «Письмо дня» и используйте его, чтобы повесить письмо перед классом.

  • Поиск букв: «Обведите каждую букву «р» в этой строке».

  • Бинго: Назовите название буквы и попросите ребенка положить жетон на соответствующую букву. Мы создали бесплатный шаблон Letter Name Bingo, который вы можете использовать.
  • Попросите ученика вытащить письмо из загадочного мешка, песочницы и т. д. и назвать его.
  • Используйте имя ребенка и другие фамилии, чтобы попрактиковаться в распознавании букв.
  • Распечатайте буквы на бумаге или напишите их мелом. Пусть дети прыгают/бегут к букве, когда вы называете букву.

Как только учащийся сможет точно назвать все 26 букв, вернитесь к соответствию букв и звуков. Звуков гораздо больше, чем букв, и знание этих соответствий является ключом к успешному чтению и правописанию!

Остались вопросы о том, как и когда учить детей называть буквы? Оставьте нам комментарий ниже!

Автор: Ширли Хьюстон

Обладая степенью магистра специального образования, Ширли более 30 лет обучает детей и обучает учителей в Австралии. Работая с детьми с трудностями в обучении, Ширли отстаивает важность систематического обучения фонетике и достижения мастерства в обычных классах.

Если вы заинтересованы в помощи Ширли в качестве тренера по обучению грамоте в вашей школе, отправьте команде электронное письмо по адресу [email protected].


Когда перестановка букв b и d представляет собой проблему

При письме от руки ребенок должен правильно определить палочки, кривые и/или окружности, из которых состоит буква, а затем воспроизвести эти формы в определенной ориентации, используя заданную последовательность штрихи пера. До того, как навык будет автоматизирован, процесс рукописного ввода может быть довольно утомительным для ума. Новые писатели также изо всех сил пытаются развить навыки мелкой моторики, необходимые для удержания ручки или карандаша, и навыки кодирования языка, необходимые для чтения и правописания.

Добавьте к этому сложность написания прямой линии и создание букв одинаковой высоты и ширины, и вы обнаружите, что перевернутые буквы — распространенная ошибка начинающих. Это особенно касается символов, составленных из одного и того же набора форм, включая b/d , p/q , f/t , i/j , m/w и n/u. . Тем не менее, большинство детей перестают переворачивать буквы к 7 годам, и это становится причиной для беспокойства только тогда, когда ошибки возникают после первого и второго класса.

Это связано с тем, что ребенок старшего возраста, который переворачивает буквы, несмотря на то, что его научили правильному формированию букв, может иметь определенные трудности в обучении или физические недостатки, которые также могут повлиять на навыки чтения. Важно, чтобы любые проблемы были выявлены на ранней стадии, чтобы можно было принять правильные меры и дать инструкции по стратегии.

Причины перестановки букв у детей старшего возраста

Дислексия

Дислексия — это языковая разница в обучении, которая в первую очередь влияет на навыки чтения и правописания и обычно связана с перестановкой букв. Не у всех детей с дислексией будут наблюдаться инверсии, особенно в тех случаях, когда дислексия легкая.

Однако 8 из 10 дислексиков имеют проблемы со знанием направления, из-за чего могут возникать перевороты влево-вправо и вверх-вниз, наблюдаемые в b/d , p/q и 6/9 . вероятно произойдет. Если дислексия является причиной перестановки букв, учителя могут также заметить, что учащиеся испытывают трудности с последовательностью букв и цифр, что может привести к плохому и непоследовательному правописанию и трудностям при выполнении простых математических операций.

Предостережение: поскольку перестановка букв — это простой способ визуального представления языковых трудностей, они часто используются для сопровождения статей и блогов о дислексии. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что перестановка букв более распространена среди детей с дислексией по сравнению со сверстниками того же возраста, которые учатся читать и писать. Более того, большинство детей вырастают из перестановки букв, но дети с дислексией, которые когнитивно перегружены другими элементами чтения и письма, включая сопоставление звуков и букв, могут медленнее.

Знаете ли вы, что фонологическая обработка, способность разбивать слово на составные звуки, а затем точно сопоставлять эти звуки с буквами, является наиболее распространенной причиной трудностей с грамотностью, с которыми сталкиваются люди с дислексией? Узнайте больше о дислексии в следующих сообщениях: Выявление дислексии, Различные типы дислексии, Сильные стороны дислексии

Нарушения зрительной обработки и/или нарушения зрения

Они также могут вызывать инверсию букв. На самом деле, люди с нарушениями зрительной обработки часто путают буквы и цифры, имеющие сходную форму. Это связано с тем, что, хотя зрение не нарушается, мозг изо всех сил пытается интерпретировать информацию, которую он получает во время чтения. Ребенок с полным/частичным нарушением зрения может не распознавать все формы, образующие букву, как единое целое. У ребенка с нарушениями зрения могут возникнуть проблемы с формированием букв в результате меньшего воздействия букв во время чтения.

В некоторых случаях СДВГ импульсивность может привести к переворачиванию букв, особенно когда ребенок делает торопливые штрихи ручкой и не корректирует свою работу. Некоторые дети с диспраксией, нарушением двигательных навыков, которое влияет на мелкую и крупную моторику, считают почерк настолько сложным физически, что из-за истощения когнитивных ресурсов возникают перевернутые и перевернутые буквы. Дисграфия — еще одно специфическое состояние письма, которое может привести к бессвязному тексту и неразборчивому почерку, включая перестановку букв.

Уверенность и самооценка

Как и в случае со многими трудностями в обучении, связанными с чтением и письмом, ребенок, который отстает от своих сверстников, рискует испытать низкую самооценку, смущение и неуверенность в себе в классе . Перестановка букв является особенно заметной ошибкой, и боязнь их совершения может нарушить беглость письма и помешать ребенку выражать свои мысли.

Это может вызвать у ребенка меньше желания участвовать в групповых занятиях, особенно когда речь идет о письме на доске. Это также может создать негативное отношение к школе и учебе. В случае инверсии из-за конкретной трудности в обучении могут быть более далеко идущие последствия, если чтение также нарушено и проблема остается недиагностированной.

Обучение письму от руки

Когда дети начинают учиться читать и писать в школе, они обычно имеют довольно хорошее представление о том, как выглядят буквы. Это происходит благодаря развитию навыков предварительной грамотности благодаря детским песням, прочитанным родителями и учителями, а также игре с буквенными блоками и другими развивающими игрушками. Некоторые дети могут даже написать буквы своего имени. Узнайте больше о 6 предварительных навыках грамотности.

Цель обучения письму – привлечь внимание к все буквы алфавита , вводя их по одной. Вы можете начать с заглавных букв, строчных букв или представить их вместе. Как бы вы это ни делали, важно, чтобы ученики практиковались в создании линий и кривых, необходимых для создания формы. Это означает последовательное повторение каждого штриха пера.

Рекомендуется смоделировать букву, а затем применить мультисенсорный подход, который помогает закрепить форму в памяти — в дополнение к действиям с ручкой и бумагой в рабочей тетради. Имейте в виду, что, хотя у многих детей есть опыт владения пишущим инструментом для рисования, понимание того, как держать ручку или карандаш и оказывать нужное давление, может потребовать некоторого привыкания. Особенно это касается детей, которые борются с дисграфией и диспраксией.
 
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ. Вы когда-нибудь замечали, что некоторые дети предпочитают писать большими буквами? Заглавные буквы менее сложны, чем строчные, и поэтому ребенку их легче писать и обрабатывать. Узнайте больше о разнице между заглавными и строчными буквами.

Обучение письму сопровождается уроками фонетики для обучения навыкам чтения, включая звукобуквенное соответствие и распространенные буквосочетания. Таким образом, дети одновременно учатся читать, писать и писать по буквам, что является сложной когнитивной задачей.

По мере развития мелкой моторики становится легче составлять буквы одинакового размера и пропорциональные, аккуратные и равномерно расположенные, и в конечном итоге навыки письма автоматизируются. Обычно это происходит к концу второго класса. Затем учащиеся продолжат изучение скорописи, а иногда даже слепой печати в более поздних классах.

Основные советы по правильному составлению часто путаемых пар

  1. Расклейка плакатов. Прежде чем ребенок сможет правильно написать букву, ему нужно быстро ее распознать. Чем больше вы укрепляете буквы алфавита посредством повторного воздействия при чтении, тем легче это будет. Если учащийся испытывает трудности с определенными парами, такими как b и d , попробуйте создать два больших плаката и повесить их возле реплики в классе ( d возле двери и b у доски).

  2. Создание коллажей для проблемных писем. Рабочие тетради обычно содержат слова, начинающиеся с определенной буквы. Сделайте еще один шаг вперед и принесите семейные фотографии родственников, чьи имена начинаются на эту букву. Далее вырежьте из журналов картинки слов, значимых для ребенка. Просто поиск изображений, начинающихся с определенной буквы, может помочь! На отдельном листе бумаги напишите название каждого изображения в коллаже и прикрепите его к нижней части плаката, а затем повесьте на стену. Вы можете обнаружить, что студенты работают над разными буквами в зависимости от их индивидуальных потребностей.

  3. Играйте в игры на сортировку и запоминание. Возьмите несколько карточек с буквами и поиграйте в игры на сортировку, в которых учащиеся должны составить пары заглавных и строчных букв или перевернуть их, чтобы дети запомнили, что где находится, например, в игре «Рыбка».

  4. Учим буквы, образованные одинаковыми штрихами. Нижний регистр c и d имеют одинаковый штрих пера, который также можно найти в o , q и g . Научите детей формировать эту кривую, а затем потренируйтесь составлять слова из этих букв, одновременно рисуя изображения, чтобы закрепить форму. Например, вы можете поставить слово треска на доске, и пусть каждый нарисует рыбу с чешуей, сделанную в форме c , или напишет собака с вилянием хвостом или длинными волосами, которые выглядят как c .

  5. Соедините буквы с конкретными предметами для создания наглядных пособий. Некоторые люди рисуют бейсбольную или крикетную биту поверх строчной буквы b. Другие превратят d в барабан с барабанной палочкой или установят стулья спиной к спине, которые представляют d и б . d может быть дверной ручкой или динозавром. Проявите творческий подход и составьте список форм, которые помогут вашим ученикам запомнить различия между часто перевернутыми буквами.

  6. Разработайте несколько звуковых сигналов для письма. Иногда бывает полезно составить сценарий, который учащиеся могут произнести вслух перед тем, как написать письмо. Например, по изгибу, затем вверх и вниз для d . Для b , сначала идет удар вниз для биты, а затем мяч .

  7. Практика визуализации букв с закрытыми глазами. Предложите учащимся посмотреть на букву, затем закрыть глаза и нарисовать пальцем в воздухе фигуру. Вы также можете предоставить сенсорные материалы, такие как песок, грязь и даже крем для бритья, форму которых можно проследить как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Эта мультисенсорная деятельность добавляет к обучению кинестетический элемент. Узнайте больше о мультисенсорном подходе.

  8. Достаньте пластилин или пластилин. Составление букв — еще одно динамическое занятие, которое может помочь закрепить форму в памяти. Учащиеся могут раскатать тесто и вырезать фигурки пластиковым ножом или построить 3D-модель буквы. Для увлеченных детей предложите им также создать животное или предмет, название которого начинается с этой буквы. Сфотографируйте эти творения и развесьте их по комнате, если тесто нужно переработать.

  9. Иди за блестками. Украшать буквы блестками или нитками пряжи — еще одно увлекательное занятие, а также раскрашивать их различными маркерами, ручками, карандашами и цветными мелками.

  10. Используйте цвет, чтобы различать пары букв. Обведите буквы d и b при поиске слов, раскрасьте их на диаграммах и подчеркните на рабочих листах, используя для каждого цвета свой цвет. Затем попросите учеников поменяться листами и посмотреть, смогут ли они найти что-то, что пропустил их партнер. Делайте по одной букве за раз.

В целом полезно уделить больше времени одной букве в часто перевернутой паре, прежде чем вводить другую. Это потому, что их одновременное представление может привести к большей путанице. Исследования в области прикладной лингвистики показали, что когда нам приходится осваивать группу слов, труднее добиться высокой точности, если они выглядят и звучат одинаково или имеют родственное значение. Существуют также приложения для планшетов и iPhone, которые превращают упражнения по переворачиванию букв в игры.

Учитывайте свои «П» и «Вопросы»: помощь учащимся, которые не нуждаются в помощи

Для учащихся, сопротивляющихся целевому чтению и письму, иногда бывает полезно ввести приспособление, которое не воспринимается как прямое решение проблемы. Один из полезных подходов для учащихся от 7 лет и старше — предложить уроки слепой печати. Мультисенсорная программа, такая как Touch-type Read and Spell, представляет букву, комбинации букв и слова на экране, воспроизводит звук, а затем указывает ребенку, где набирать букву.

Игра на клавиатуре использует мышечную память пальцев, чтобы преодолеть проблемы с почерком, и повторять упражнения, чтобы закрепить правильную ориентацию букв.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *