Содержание
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: игры и рекомендации
Содержание статьи
- Готовность к обучению
- Лучший возраст
- Учим читать по слогам
- Основные методики
- Первый этап занятий – словесные игры
- «Поймай звук»
- «Рыболов»
- Альбом со слогами
- Самолетики
- Магазин
- Знакомство с буквами
- Работа со слогом
- Читаем первое слово
- Первое предложение
- Советы родителям
- Пособия
Многие родители, всерьез обеспокоенные вопросом развития крохи, решают научить своего ребенка читать задолго до поступления в первый класс. И психологи согласны с ними, поскольку доказано, что в 5 лет процесс обучения пройдет проще, чем в 7. Разработано большое количество различных методик, позволяющих научить малыша не просто складывать буквы в слоги и затем – в слова, но и понимать, обдумывать прочитанное.
Не стоит забывать, что развитие и мышление у всех детей разное. Кто-то начинает читать по слогам в 5 лет, у кого-то это получается гораздо раньше, а кто-то и в 6 не хочет этого делать. Учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, не сравнивайте его с остальными. Не каждый может ловить все на лету, кому-то нужно больше времени, чтобы освоить новое. Все индивидуально.
Готовность к обучению
Не нужно учить ребенка сразу читать бегло. Сначала он должен овладеть техникой чтения, то есть научиться составлять слоги самостоятельно, уметь их читать, затем составлять слова, предложения. Сначала это будет медленно. Задача родителей — тихо и спокойно поправлять его ошибки, обучать как бы играючи. Ведь игра – это отсутствие стресса.
О готовности к обучению можно судить по следующим показателям.
- Ребенок уже вполне самостоятелен, многое умеет и понимает.
- Активная речь сформирована, ребенок говорит полными предложениями, может составить рассказ.
- Хорошее развитие фонематического слуха. Примерно к пяти годам ребенок умеет выделять отдельные фонемы из общего звукового потока. Чтобы научиться читать, ему нужно уметь «узнавать» звуки в словах. Можно попросить его угадать, на какой звук начинается слово, или назвать несколько слов на эту букву.
- Правильное произношение. Существующие проблемы в произношении в дальнейшем будут затруднять восприятие текста, станут причиной «проглатывания» букв во время чтения и пропуска букв при написании слов.
- Уверенная ориентация в пространстве. Такие понятия, как «право» и «лево», «вверх» и «вниз», должны быть изучены очень четко. Иначе ребенок может путаться, с какой буквы начать чтение, «зеркалить» слова, начиная читать с конца.
- Нужно прививать любовь к чтению, ребенку должно быть интересно слушать новые истории. В раннем возрасте читают родители. Делать это нужно как можно чаще.
- Иногда нарушение зрения или слуха у детей может стать основной проблемой. В этом случае потребуется помощь специалистов.
Лучший возраст
Итак, специалисты уверены, что приступать к обучению науке чтения следует в дошкольном возрасте. В школе ребенок столкнется с множеством нововведений, прежде всего – изменится его основной вид деятельности, от игры он неожиданно для себя перейдет к обучению. Это непросто. Приходится длительное время сидеть за партой, концентрироваться на том, о чем рассказывает учитель, учиться общаться с ранее незнакомыми ровесниками, искать свое место в социуме. Ученик становится более самостоятельным, ему теперь необходимо дисциплинированно себя вести, знакомиться с арифметическими действиями, учиться рисовать, мастерить и прочее. Поэтому получение еще одного нового навыка – чтения – будет стоить больших усилий. И те родители, которые жалеют ребенка, не хотят заниматься с ним чтением, стремятся хотя бы на год продлить детство, на самом деле оказывают ему медвежью услугу – время потеряно, в школе их малышу предстоит усиленно и напряженно заниматься.
Начинать лучше в 4,5-5 лет. В это время ребенок способен концентрировать внимание около 10 минут, этого для обучения вполне достаточно. Изучать буквы можно и раньше – в 3 — 4 года малыш обладает всеми резервами для знакомства с алфавитом и постепенного запоминания букв.
В комнате малыша следует повесить красивый яркий плакат, на котором изображены буквы. Постепенно они отложатся в голове благодаря пассивной памяти, станут узнаваемыми.
Полезным будет давать ребенку в 3-4 годика играть с кубиками, на гранях которых написаны буквы и нарисован предмет, название которого начинается с каждой из них (например, К и котик). Ребенок, выстраивая крепость из кубиков, будет в процессе игры постепенно запоминать, как выглядят буквы и что они обозначают.
Не менее важно формировать устойчивый интерес к книге. На родителей дошкольников возлагается большая ответственность: если они будут заставлять ребенка читать, кричать на него, нервничать, то велик риск, что малыш навсегда разочаруется в чтении и даже во взрослой жизни будет крайне неохотно открывать книгу. Этого можно избежать, если регулярно хвалить его, а сам процесс, при всей его серьезности, преобразовать в увлекательную игру.
Учим читать по слогам
Занятия нужно проводить, когда у ребенка есть настроение. Длительность каждого «сеанса» должна составлять 15-20 минут, не более, чтобы не пропал интерес к обучению.
Есть несколько проверенных способов научить ребенка читать по слогам.
- Начните с алфавита. Использовать можно разные пособия. Обращаем ваше внимание, что малыш должен запомнить именно букву, а не рисунок рядом с ней. Если в книге буква Б означает барабан, то предложите кубик, на котором Б – это бегемот. После чего используются символы без картинок. Можно приобрести набор букв на магнитах. Позже они пригодятся для составления слов.
- Не надо учить буквы по порядку. Начните с гласных (А, О, У, Э, Ы) и звонких согласных (М, Л, Н…).
- Не старайтесь научить ребенка всем звукам за один раз. Изучайте по несколько каждый день.
- Нужно начинать не с букв, а со звуков: не Б, а [б]. Ведь дальше нужно научить ребенка «сливать» звуки. Эти знания звуков подкрепляем графическим написанием в виде буквы. Очень важно тренировать и зрительную память, и слуховую.
- При этом не нужно пояснять, какой из звуков гласный, а какой согласный. Лучшим объяснением будет следующее: этот звук можно пропеть, а этот обрывается, не поется, произносится с преградами.
- Лучшим решением будет выполнять упражнения играя. Причем выбирать нужно подвижные игры. Через движение ребенку легче воспринимать мир. Предложите вместе лепить буквы из пластилина; рисовать мелками на асфальте, а затем прыгать по ним; разукрасить в альбоме; вырезать из цветной бумаги.
- Перед изучением нового не забывайте припомнить пройденный материал – его нужно закрепить.
- Не ждите того момента, когда алфавит будет изучен полностью. Начинайте складывать уже выученные буквы!
- Главная задача — научить ребенка произносить звуки слитно.
- Очень важно не торопить и не заставлять. Продолжайте учить буквы (точнее, звуки, которые они обозначают) и образуйте из них слоги. Сначала открытые, начинающиеся с сонорных согласных («МА», «ЛА», «ЛУ»), затем слоги с глухими и шипящими согласными – «ЖИ», «ШИ», «ШУ».
- Когда открытые слоги усвоены, переходите к другому типу — слогам, которые заканчиваются на согласную, — «АМ», «УС», «АС».
- Изучив алфавит, научившись складывать слоги, ребенок может переходить к чтению. Начинать лучше с простых слов.
- Уделяйте внимание произношению. Учите малыша делать паузы между словами и предложениями, соблюдать интонацию.
Не нужно торопиться. Даже когда все буквы и слоги уже выучены, чтение не будет легким. Помогут книги с большими картинками и крупным шрифтом.
Основные методики
Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.
Наименование метода | Краткое описание | Достоинства | Недостатки |
Звуковой (фонетический) | Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. | Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться. Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова. Заниматься можно в любое время в любом месте. | Требует длительного времени, обучение будет долгим. В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного. |
Кубики Зайцева | Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). | Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. | В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало. |
Карточки Домана | Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. | Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. | Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом. |
Методика Марии Монтессори | Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. | Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. | Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести. |
Программа Ольги Соболевой | Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. | Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. | Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию. |
Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.
Первый этап занятий – словесные игры
Обучение чтению обязательно должно проводиться в игровой манере, в противном случае малыш быстро устанет и утратит интерес. На первом этапе необходимо пояснить ему, что слово состоит из слогов. Сделать это проще всего при помощи карточки. Сначала родитель показывает ребенку карточку, на которой написано простое слово (например, «собака»), потом разрезает его при помощи ножниц: со-ба-ка.
Еще интереснее и нагляднее будет сделать карточку с изображением собаки, обладающей вытянутым телом, например таксы, а само слово растянуть. Когда иллюстрацию разрежут, ребенок поймет, что, как собака «складывается» из кусочков, так и слово составляется из частей.
Далее можно предложить малышу поиграть со слогами.
«Поймай звук»
Называем ребенку слова, а он должен хлопать в ладоши, когда услышит определенный звук (например, [л]).
«Рыболов»
Понадобятся рыбки с буквами из бумаги, на каждой закреплена скрепка. Нужно поймать удочкой (на ней магнитик) рыбешек, называя буквы на них, и сложить в ведерко. Можно попросить ребенка называть слова, которые начинаются на эти буквы. Позже из этих букв можно составлять слоги – и тоже их произносить.
Альбом со слогами
Предложите малышу поработать над созданием своего букваря. Такая идея ему точно понравится! Для начала берем обычный альбом для рисования. Каждый лист делим пополам. На одной половинке пишем слог, который изучаем сегодня. Предлагаем ребенку назвать предметы, которые начинаются на этот слог. Затем ему нужно нарисовать их на второй половине листа. Можно использовать аппликации.
Самолетики
Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.
Если девочкам самолеты малоинтересны, для них можно предложить аналогичную игру «Бабочки».
Магазин
Сначала взрослые готовят материал – те овощи, которые будут продаваться. Это могут быть картинки, игрушечные овощи, трава, даже настоящие продукты. Далее делаются карточки, которые будут играть роль «валюты», – они представляют собой написанные слоги, с которых начинаются наименования товаров (например, если на «прилавке» имеется кабачок, то обязательно должна быть карточка «КА»). Далее «деньги» даются детям, которые от имени кукол должны совершить покупки.
Сначала надо несколько раз проговорить слог, чтобы ребенок его запомнил, а только после этого приступать к игре. Если дошкольник ошибся – следует поправить его, но очень деликатно.
Знакомство с буквами
Первый шаг сделан, малышам-дошкольникам удалось запомнить некоторые слоги и разобраться, что любое слово состоит из таких «кирпичиков». Теперь необходимо раскрыть перед ними мир букв, познакомить с их разнообразием. Это станет важнейшим этапом подготовки к школе.
Можно приобрести различные наглядные пособия, например набор букв с алфавитной доской, который поможет познакомиться с серьезным материалом в наглядной игровой форме. Также потребуются и большие карточки, на которых изображена каждая буква алфавита. Знакомство с ними можно проводить по следующей схеме.
- Показать ребенку карточку. Это может быть не просто скучное изображение той или иной буквы, а интересное. Например, Л – в виде гимнаста, широко расставившего ноги.
- Для облегчения запоминания следует заранее подготовить все многообразие предметов, которые удастся найти дома. Так, изучая ту же Л, можно показать ребенку ложку, лошадь (игрушечную), лампочку, люстру, ловец снов – все, что он знает. А потом предложить продолжить цепочку, поискать в комнате (на улице, по дороге в садик) все предметы, начинающиеся на Л.
- Предложить малышу зарисовать изучаемую букву.
Иногда родители концентрируют внимание на правильном произнесении буквы, например [эм], а не [м], тогда ребенку будет очень трудно перестроиться в процессе чтения. Он видит знакомую М, но читает ее как [эм]. При занятиях лучше использовать наименования фонем.
На данном этапе обучения детей необходимо использовать различные стишки, которые в веселой форме помогают запомнить буквы. Например, Генрих Сапгир создал большое число замечательных текстов специально для самых маленьких читателей и слушателей – они помогут наглядно представлять каждую букву и быстро ее запоминать. Начать лучше со стихотворения «Веселая азбука», в котором каждой букве посвящены свои строки. Следует запастись терпением, работа может быть долгой и трудной.
Работа со слогом
Теперь, когда дошкольник знает все буквы, можно научить ребенка читать по слогам. Для этого лучше всего использовать яркий и красочный «Букварь» Жуковой, занятия по которому будут интересны даже родителям. Эту книгу можно приобрести или скачать в интернете и распечатать. Основное преимущество состоит в том, что родителям не придется продумывать план занятия – достаточно последовательно продвигаться от страницы к странице, соблюдая тот темп, который комфортен малышу.
Но чтобы обучение не превратилось в рутину, можно еще и поиграть. Есть несколько интересных игр.
- «Лифт». Родитель готовит простое наглядное пособие: столбик, разделенный на ячейки, в каждой из которых написаны знакомые малышу согласные. Отдельно делается карточка с гласной, например А. Задача ребенка – имитировать лифт: буква А перемещается по этажам из согласных, дошкольник же читает вслух получившиеся слоги.
- «Найди слог». Гуляя, можно предложить ребенку обнаружить и показать недавно пройденные слоги (например, РО есть в слове «Продукты»).
- Составь слог на магнитной доске.
- Исправь ошибку (мама составляет слог, но «путает» буквы местами (не МА, а АМ), ребенок должен прочитать то, что получилось, и исправить).
Занятия надо проводить каждый день, но порция новых знаний должна быть посильна малышу. Кто-то без проблем за один день сможет заучить несколько слогов, другой же кроха нуждается в том, чтобы ряд домашних уроков был отведен конкретному слогу. Все индивидуально.
Читаем первое слово
Чтобы чтение для дошкольников не превратилось в наказание, родителям важно не забывать хвалить малыша, а вот делать ему замечания следует как можно реже. Когда слоги уже хорошо прочитываются и составляются на магнитной доске, можно переходить к следующему заданию – прочесть свое первое слово. Оно должно быть простым и понятным, например «мама».
Для этого урока родитель готовит две карточки – на одной слово разделено на два слога – «ма» и «ма», а вторая карточка разрезана на эти слоги. Необходимо предложить ребенку прочитать слоги один за другим: ма-ма. Далее спросить, что получилось, какое слово? Сначала ему показывается первая карточка, затем – вторая. Малыш, скорее всего, ответит правильно, это будет его маленькое открытие – если прочитать слоги слитно, получится слово! Похожим образом строится последующая работа по чтению слов по слогам, ребенку даются пока самые простые комбинации: собака, дорога, рыбалка.
После прочтения каждого слова по слогам следует обязательно спросить малыша, что в итоге получилось, какое слово. Это поможет убедиться в том, что читает он осмысленно.
На этом этапе мы учимся не только читать, но и составлять слова из слогов, поэтому можно предложить ребенку всевозможные пазлы: сложи слово из отдельных слогов, отгадай загадку и сложи ответ из карточек.
Первое предложение
Обучение чтению почти завершено, и если все идет правильно, то малыш без труда сможет прочитать свое первое предложение. Оно должно быть простым и понятным, например: «Инна мыла раму», причем читать небольшое предложение можно еще до того, как будут изучены все звуки, главное – чтобы в выбранном кусочке были только знакомые малышу слоги.
Как правило, этот этап проходит быстро и весело, ребенку нравится то, что он может прочесть, дети с удовольствием начинают практиковаться и нередко благодаря своей языковой интуиции и удивительной памяти читают даже те буквы, которые с родителями пока не изучались.
Такова пошаговая программа изучения чтения в дошкольном возрасте. Если мама и папа были терпеливы и деликатны, хвалили своего малыша, то уроки в домашних условиях проходили легко и весело, поэтому и успехи порадуют обоих. Тренировки должны проводиться регулярно, но не занимать много времени – прекратить надо еще до того, как малыш устал, обязательно сообщить ему, что уже завтра предстоит знакомство с еще более интересной информацией, тогда он с нетерпением будет ждать следующего занятия.
Советы родителям
Начинайте обучение со звуков, а не с букв. Иначе ребенок запутается.
Исключите любые негативные эмоции в процессе обучения. Они пугают ребенка, отбивают охоту к обучению.
У многих детей слова «учиться» и «уроки» вызывают протест. Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребенку было весело, а главное – интересно.
Не нужно заставлять. Научитесь договариваться. К примеру, предложите сначала поиграть в буквы, а потом пойти в парк.
youtube.com/embed/qP5nxeV_pN8″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>
Пособия
Насколько бы эффективными ни были современные методики, привычный букварь еще никто не отменял. Вы можете сравнить несколько пособий и выбрать что-то одно.
- Хорошие отзывы оставляют родители об «Азбуке для малышей» О. Жуковой. Известный логопед и педагог предлагает нестандартный метод обучения чтению. Детям очень интересно и легко следить за смешными человечками, которые бегут от буквы к букве, помогая складывать слоги. Предложите ребенку тянуть звук, пока человечек доберется до следующего: «А-а-а-а-у». Можно использовать не только букварь, но и машинки, кукол. Передвигайте их от буквы к букве, а ребенок пусть произносит звуки.
- Предлагает поиграть и пособие Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать». В качестве обучения чтению авторы используют поездку на поезде. Вагончик перемещается по рельсам с написанными согласными, на нем пустое окошечко, а рядом – гласная. Нет необходимости зубрить скучные слоги, достаточно назвать «станцию»: БА, МА, ГУ и т. д.
- Автор Букваря для малышей Е. Бахтина использует свою методику: для каждой буквы заготовлен свой забавный образ, они дружат между собой, и малышу интересно участвовать в играх вместе с ними.
Конечно же, это не полный список пособий. Использовать можно несколько в комплексе.
Запаситесь терпением. И запомните самое главное — нельзя ругать и наказывать, если что-то не получается. Отложите занятия на некоторое время, а потом попробуйте снова. И не забывайте хвалить, ведь похвала вызывает желание двигаться дальше.
СЕКРЕТ КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ по слогам в домашних условиях БЫСТРО
На сегодняшний день родители детей четырех – пяти лет всерьез озабочены вопросом о том, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях? Причин для этого существует несколько. Многие хотят начать обучение малышей как можно раньше, надеясь, что в школе ему будет легче. Кроме того, современные программы обучения во многих учебных заведениях предполагают, что придя в школу, дети уже будут уметь читать по слогам.
Конечно, можно доверить обучение преподавателям специальной подготовительной группы в детском саду, или обратиться за помощью к частным учителям, если таковой группы в садике не имеется. Однако, как мы понимаем, в детском дошкольном учреждении слишком много детей на одного воспитателя, поэтому не факт, что ребенок будет хорошо усваивать пройденный материал. Что касается частных преподавателей – здесь придется потратить немалое количество денег на обучение. Выход из сложившейся ситуации есть – научить малыша читать самостоятельно.
Содержание:
- 1 Готов ли ребенок учиться читать?
- 2 Подготовка к чтению
- 3 Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?
- 4 Как научить ребенка читать — видео
Готов ли ребенок учиться читать?
Нельзя сказать точно какой наименьший возраст подходит для начала обучения чтению. Все зависит от самого ребенка и его моральной и физиологической готовности.
Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом, вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив у ребенка всякое желание учиться и познавать мир.
Существует несколько признаков, по которым можно определить, готов малыш к обучению или нет:
- О готовности к чтению говорит связная и продолжительная речь ребенка. Если ваш малыш умеет изъяснять свои мысли целыми предложениями, гармонично входящими в рассказ – можно подумать об обучении чтению.
- Четкое произношение букв и звуков. Ребенок не должен картавить, шепелявить. Правильное произношение буквы ребенком – залог понимания и запоминания букв. Если существуют такое проблемы, то следует обратиться к специалисту, способному исправить речь ребенка. В раннем возрасте (до 5 лет) обращаться к услугам логопеда не рекомендуется. В большинстве случаев малыш сам со временем научится правильно говорить. В этой ситуации изучение «сложных» букв следует отложить.
- Для обучения чтению важно развитое логическое мышление и способность ориентироваться в таких понятиях как влево-вправо и вверх-вниз.
- Еще одним важным признаком готовности к чтению является заинтересованность малыша. Если ребенок любит, когда ему читают книжки, сам берет их с полки и старается вспомнить прочитанное мамой, или составить рассказ по картинкам – это верный признак того, что на вопрос «Хочешь ли ты научиться читать?», он не ответит отказом.
- Усидчивость ребенка и его способность на десять минут сконцентрироваться над занятием – также благоприятный признак. Малышам с рассеянным вниманием обучаться чтению еще рановато.
Подготовка к чтению
Подготовка ребенка к чтению начинается задолго до изучения букв. Помимо вышеперечисленных пунктов малыш должен обладать чувством ритма и фонематическим слухом.
Развить первое поможет прослушивание музыки и танцы под нее. Веселитесь под музыку вместе со своим ребенком, со временем малыш начнет стараться подражать вам в танце, улавливая заданный ритм. Таким образом, вы не только хорошо проведете время с чадом, но и положите начало к подготовке к чтению. Игры под музыку также благотворно сказываются на развитии ритмического слуха.
Что касается фонематического слуха, то способность малыша узнавать и правильно произносить звуки поможет ряд игровых упражнений:
- Назовите ребенку слово и попросите его угадать, на какой звук оно начинается и заканчивается. Помогите ему с первыми двумя-тремя словами, чтобы он точно знал, что от него требуется.
- Предложите ребенку придумать слова, начинающиеся на сказанный вами звук.
- Для этих целей прекрасно подойдет игра в «Города», только с тем учетом, что на последний звук можно называть любое подходящее слово.
- Еще одна веселая игра позволит ребенку научиться выделять звуки из произнесенного слова. Правила ее состоят в следующем: договоритесь с ребенком о том, какой именно звук он будет искать в словах. Затем родители называют разные слова, а малыш, услышав знакомый звук, громко оповещает об этом хлопком, топотом или стуком.
Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?
После того, как вы убедились, что ребенок готов не только физически, но и морально начать обучение, переходите к выполнению нескольких правил, которые помогут решить вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?.
- Первым делом определитесь с выбором учебника, по которому будете проводить занятия с ребенком.
Помните, что простое заучивание звуков, без сиюминутного применения не даст никаких результатов. Ваш ребенок будет просто знать звуки, но не будет иметь понятия как их можно сложить в слоги, а затем в слова.
Наиболее подходящими учебниками для домашнего обучения чтению являются те, в которых после первых выученных гласных «А» и «У» их складывают в первое более или менее понятное для малыша слово «Ау!». Далее вы заметите, что зная 8 букв ребенок уже будет читать целыми предложениями. Такая методика позволяет захватить интерес ребенка и уже после первых занятий он сможет успешно применять полученные знания. Успешную практику в домашнем обучении показал Букварь Н.С. Жуковой.
- Как правило, первыми буквами, которые должен выучить ребенок являются гласные, но не все подряд (придерживайтесь выбранной методике). Затем пара звонких согласных и несколько глухих.
Важным моментом в начале обучения является то, что вы будете учить именно звуки, а не буквы. Никаких Не или Эн, только «Н».
- Важным аспектом быстрого обучения является повторение пройденных букв на каждом уроке, перед тем как выучить новую.
- После того, как малыш уже узнал несколько букв необходимо сразу перейти к чтению по слогам. Доступно объяснить ребенку каким именно образом сливаются буквы в слог совсем не сложно. Разберем на примере: напишите на листке бумаги с левой стороны согласную букву, например «С», а справой – гласную «А». Предложите ребенку «побегать» от согласной к гласной, попутно проводя расстояние от «С» до «А» карандашом, как бы соединяя их: «С-с-с-с-с-с-а-а-а-а-а-а».
- Выучив первые гласные и звонкие согласные, составляйте из них простые слоги, постоянное прочтение которых позволит понять малышу каким именно образом составляются слоги. После уяснения алгоритма, читать более сложные слоги с шипящими согласными ему будет очень легко.
- После того как с соединением слогов типа «согласная — гласная» не останется проблем, переходите к более трудным слогам типа «гласная — согласная».
- Преодолев и этот барьер, начинаем составлять из узнанных букв коротенькие слова: «Ма-ма», «Ро-ма», «Са-ма».
- Перейдя к чтению несложных предложений (Ма-ма мы-ла ра-му.) обратите внимания ребенка что между словами необходимо делать паузу, а не произносить все предложение на одном дыхании. Следите за правильным произношением звуков. При необходимости повторяйте только что прочитанное слово по слогам, целиком.
- Запаситесь терпением и превратите чтение в игру. Ничто не дается сразу. Старайтесь не ругать ребенка за ошибки или слишком долгое «вспоминание» буквы. Лучше на следующий день еще раз пройти тот же материал, пока малыш не запомнит его хорошо.
Исходя из выше прочитанного вы уже, наверное, поняли, что вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях не так страшен. Важно быть терпеливым, внимательным, любящим, хвалить за полученные результаты и стараться заниматься каждый день. Только при таких условиях ваш ребенок сможет быстро научиться читать по слогам.
Как научить ребенка читать — видео
Оказалась полезной статья «Секреты, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях быстро»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять.
Поделиться с друзьями:
Твитнуть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Adblock
detector
действий по слогам — 17 игр, которые работают! – Early Impact Learning
Заучивать слоги можно с самого раннего возраста. Многие трех- и четырехлетние дети смогут начать процесс изучения слогов в веселых играх, и этот процесс продолжается в течение нескольких лет по мере того, как дети углубляют свое понимание.
Как вы учите слоги?
Начните учить слоги с распевами и песнями. Дети могут отбивать слоги в словах с помощью ритмических палочек или музыкальных инструментов. Используйте куклы, сумки с предметами и песни, чтобы привлечь их внимание, и познакомьте детей с слогами разными способами.
Это короткий ответ, но на самом деле это гораздо больше.
Изучение слогов — длительный процесс. Он начинается с веселых экшн-игр и переходит к чтению и письму многосложных слов.
В этой статье вы найдете все, что вам нужно: как начать, что вам нужно знать, а также все возможные успешные игры, которые можно попробовать, чтобы учить слоги веселым и эффективным способом.
Эти игры и занятия предназначены для детей в возрасте от 3 до 6 лет и могут использоваться как родителями, так и воспитателями.
1.Использование песен и песнопений (с предметами)
В первые несколько игр в этой статье дети могут хлопать в ладоши. В качестве альтернативы вы можете использовать что-то вроде барабанов, или все они могут иметь пару ритм-стиков.
Эти палочки — мой любимый ресурс для изучения слогов. Если у вас есть пара клав, они будут работать. Вы также можете использовать палочки для еды или просто несколько палочек снаружи. Если вы хотите узнать больше о том, что такое ритм-стики и как их использовать, ознакомьтесь с этой статьей, которую я написал.
Для этой игры вам также понадобится какая-нибудь мягкая сумка и несколько животных из джунглей. Есть заклинание, которому вы собираетесь учить детей. Это выглядит так:
Прогулка по джунглям
Прогулка по джунглям
Что я вижу? Что я вижу?
Все вместе произносят заклинание, ударяя по палочкам в такт заклинания.
Затем ребенок достает из мешка одно животное из джунглей. Идея теперь состоит в том, чтобы набирать слоги в имени животного, а затем также считать слоги.
Например, гепард будет «чи-та!» 1-2!» Повторите это несколько раз, например. «Чи-та! 1-2! Че-та! 1-2! Че-та! 1-2!» Повторение в таких играх имеет решающее значение для того, чтобы они начали понимать навык.
Повторите процесс с разными животными. Хорошо, если у вас есть подборка животных, у которых в именах разное количество слогов. Например, у вас может быть змея (1), тигр (2), крокодил (3) и бегемот (5).
2. Хит кукольные слова!
Куклы действительно привлекают внимание подавляющего большинства детей! В некоторых случаях они работают почти как по волшебству.
В этой игре марионетка должна сказать слово, а мы все затем копируем слово, отбивая по слогам ритм-палочками, барабанами или хлопками.
Приятно иметь тему. Например, вы можете спросить марионетку, что она любит есть.
Он может сказать «яблоко!» 1-2!» (Все копируют и нажимают). «Ба-на-на». «Пирожок».
Еще раз повторите каждое слово несколько раз, чтобы дети действительно освоились.
Если вы хотите узнать о других кукольных занятиях, которые вы можете попробовать, взгляните на этот подробный путеводитель по лучшим 22.
3.Волшебная шкатулка!
Все, что содержит магию, определенно выигрывает!
Все, что вам нужно для этого, это какая-то коробка, которая выглядит хоть немного волшебно. Это может быть старый сундук или корзина для пикника. Подойдет даже старый чемодан.
Пока дети не соберутся, положите в нее несколько предметов (желательно таких, названия которых состоят из разных слогов).
Затем, когда они будут смотреть, вы все произведете заклинание. Пошевелите волшебными пальцами над коробкой и произнесите:
Волшебная шкатулка, волшебная шкатулка,
Произнесите заклинание,
Оно откроется!
Откройте коробку и достаньте предмет. Что бы это ни было, вы все попадаете в слово и считаете слоги.
Волшебство в основном состоит в том, чтобы заинтересовать их, заставить их смотреть и волноваться, чтобы увидеть, что происходит. Немного драмы — это ответ почти для всех ранних акустических игр.
4. Детские стишки
Один из лучших способов научить детей начиная с понимать слоги — это использовать детские стишки.
Это шаг перед всеми остальными действиями в этом списке, но он, вероятно, самый важный!
Все детских стишков хороши для того, чтобы начать понимать слоги.
Однако, чтобы выбрать один, давайте возьмем Колеса в автобусе. У этого есть много отличных звуковых эффектов, которые имеют разное количество слогов. Например, дворники «свистят» (1), взрослые «болтуют» (2), дети «двигаются вверх-вниз» (3).
Все эти звуки также сопровождаются действиями, так что вы физически отыгрываете количество слогов.
Дети в этот момент понятия не имеют, что означает слово «слоги», но они начинают понимать его концепцию.
5.Используйте инструменты
Какое удовольствие отбивать слоги в словах инструментами!
Просто раздайте кучу инструментов в этом, а потом скажите детям какое-нибудь слово. Соедините слова вместе, как «группу слогов». Затем сосчитайте слоги.
Например, иди чо-ко-поздно! 1-2-3! Шоколад! 1-2-3!»
Детям никогда не бывает скучно, когда они бьют по инструментам, поэтому это увеличивает время, в течение которого вы можете заниматься.
6.Рассказ со звуковыми эффектами
Это еще одно хорошее простое занятие для начала процесса изучения слогов.
Опять же, это очень хорошо работает с ритм-стиками, но вы можете использовать и хлопки в ладоши.
По сути, вы придумываете историю! Это может быть что угодно, но важно, чтобы вы использовали много звуковых эффектов. Дети бьют и говорят звуковые эффекты!
Например, история может звучать примерно так: «Однажды большой медведь прошагал по лесу — топ, топ, топ. Он встретил своего друга кукушку. Он говорил: « кукушка, кукушка, кукушка». ’ Внезапно вниз полетела ведьма, кудахтать, кудахтать, кудахтать .’
Подобные упражнения отлично подходят для изучения ритма в разговорной речи. Дети воспринимают слогов в игровой форме, и это лучшая основа для дальнейшего изучения того, что они из себя представляют.
7.Книги со звуковыми эффектами
Подобным образом любая книга со звуковыми эффектами отлично подходит для этой же стратегии.
Одним из фантастических примеров является книга «Наконец-то мир » Джилл Мерфи.
В этой книге Мистер Медведь пытается заснуть в своем доме, но там происходят ужасные звуки! Кран стучит «кап!» (1 слог) Часы тикают «тик-так!» (2) и «кукушка» (2)
Это отличная книга для детей, чтобы все вместе повторяли звуковые эффекты. . Вы можете хлопать в ладоши или ударять по слогам одновременно, чтобы действительно подчеркнуть суть.
8.Jumping
Сделать раннюю фонетику как можно более мультисенсорной – это определенно правильный путь!
Если вы можете заставить детей двигаться, вы можете заставить их учиться.
Прыжки по слогам — отличный способ узнать, что такое слоги. Просто дайте детям слово, а затем прыгайте. Например, «кокос» — это три прыжка — «ко-ко-орех». «Манго» будет два — «ман-гоу».
Вы можете попробовать и другие типы движений. Дети могли прыгать! Они могли указывать вверх. Будьте настолько изобретательны, насколько можете.
9.Hit The Words Theme
Это еще одна игра, требующая аплодисментов, ритм-стиков или барабанов.
Хорошо, если вы выберете какую-то тему и скажете слова, относящиеся к этой теме. Начните с легкого, но если у них все хорошо, вы всегда можете усложнить задачу.
Например, если темой были супергерои, вы просто произносите имена разных супергероев, а дети хлопают в ладоши или ударяют по имени. Например:
Халк!
Халк!
Captain America
Cap-Tain A-Me-Ri-CA
Spiderman
Spi-Der-Man
Batman
Bat-Man
Другие. транспортные средства, еда, животные джунглей, динозавры — все, что им интересно, берите с собой.
10.Испытание на разные слоги
Это немного сложнее! Сначала начните с других игр, но это уже следующий шаг.
Вы выбираете три объекта, каждый из которых имеет разное количество слогов в названии. Например, это может быть «грузовик», «грузовик» и «велосипед».
Покажите детям предметы и потренируйтесь отбивать слова палками или хлопать в ладоши.
Затем вы ударяете по одному из слов чем-то вроде барабана, но ничего не говорите. Например, вы делаете два удара в барабан.
Дети должны угадать, по названию какого предмета вы нажимали, а затем указать на этот предмет. Затем повторите с другими объектами, например. один удар для «грузовика» и три для «велосипеда». Это действительно заставляет их задуматься!
11.Dance The Words
Кто устоит перед танцем!
Для этого нужно поставить детей на ноги и показать им какое-нибудь простое танцевальное движение. Например, это могут быть руки вверх, а затем вниз.
Дайте им слово, например, «слон». Они танцуют слово, используя танцевальное движение, по одному движению на каждый слог — «e-le-phant!» Повторяйте несколько раз для каждого слова.
Заставьте их изобретать собственные танцевальные движения. Это дает им немного собственности, которую они действительно ценят.
Танец может быть блестящим помощником для многих ранних фонетических навыков, таких как сегментация речи.
12.Нарисуй слова
Это упражнение для раннего письма.
Это можно сделать до того, как дети научатся читать или писать.
Вы рисуете слово точками, где на слог приходится одна точка. Например, слово «огурец» будет «• • •». Слово «спальня» будет «• •».
Простое обозначение слова «спальня» — по одной точке на каждый слог.
Потенциально это отличная ранняя работа по выставлению отметок, которой они могут заняться. Это также отличная игра для раннего чтения, которая учит детей реагировать на символы, представляющие звуки.
13.Нарисуй предложения точками по слогам
Следующим шагом в последней игре будет нарисовать целое предложение точками! Опять же, это ранняя стратегия чтения и письма, и вы можете попробовать ее до того, как дети научатся читать и писать слова.
Вы берете простое предложение или фразу и рисуете ее точками. Затем пусть дети хлопают в ладоши или ударяют по слогам.
Например, фразу «почистите зубы» можно нарисовать «• • •». Фраза «идти на автобусе» будет «• • • •».
Эта стратегия лучше всего работает для односложных слов в предложениях.
Я бы не пошел дальше этого, пока они не начнут учиться читать и писать.
14. Письменные предложения
Это версия предыдущей игры, но расширенная для детей, умеющих читать.
Составьте простое предложение и хлопайте в ладоши по слогам. Для этого вы также можете использовать слова с более чем одним слогом.
Итак, например, предложение может быть «Я видел трактор». Пусть все они попадут в предложение — 1,2,3,4,5.
Это хорошо для изучения слогов, а также отлично подходит для написания первых предложений. Разбивая предложение на слова и слоги, дети визуализируют его и лучше понимают, как язык разбивается на единицы.
15.
Нарисуйте прямоугольники вокруг слов
Это еще один хороший вариант, когда дети умеют читать.
Вы просто получаете список слов с разным количеством слогов. Это могут быть слова «трактор», «поезд», «самокат» и «вертолет».
Дети просто должны обвести каждый слог в слове кружком или рамкой.
Это довольно формальный способ отработки и оценки навыков.
16. Взбейте тесто!
Это действительно хороший вариант для активных детей и тех, кто любит учиться физически.
То, что вы делаете, это иметь шар теста каждый. Лучше всего играть в эту игру на столе.
Решите, какое слово вы собираетесь «бить». Например, это может быть слово «крокодил».
Попросите детей разделить тесто на три шарика и положить их в ряд перед собой. Затем вы собираетесь разделить слово на слоги, когда будете бить по тесту, например: «кро» (ударить) «со» (ударить) «дайл». Повторите процесс несколько раз с каждым словом.
Если они сами могут сообразить, сколько слогов в слове, то это здорово. Если нет, просто скажите им, сколько шариков нужно сделать, и им будет полезно испытать слоги в игровой форме.
Эта игра в тесто может также быть адаптирована для других навыков, таких как счет один к одному. Чтобы прочитать мое подробное руководство о том, что такое переписка один на один и как ее преподавать, перейдите сюда.
17. Используйте разные голоса!
Это отличная стратегия, чтобы «зацепить» интерес некоторых детей, которые могут быть не в восторге от ранних звуковых игр.
Он также понравится многим мальчикам (хотя девочкам он тоже понравится).
Вы выбираете несколько голосов, которые дети могут опробовать. Некоторыми примерами голосов могут быть такие вещи, как призраки, инопланетяне, роботы, драконы, мыши — что угодно подобное будет работать хорошо.
Дайте детям высказаться и дайте им сказать слово. Например, голос может быть «как привидение», а слово «компьютер». Скажи «ком-пу-тер!» своим лучшим призрачным голосом. Тогда повтори!
Это так просто. Они любят исследовать звуки собственного голоса! Часы веселья.
Основные советы по изучению слогов
• Начните с песен и потешек
• Используйте интересующие их предметы и ударяйте или хлопайте в ладоши по слогам
• Используйте хлопки в ладоши, барабаны или ритм-палочки (или что-нибудь еще, что подойдет) похожая работа)
• Прежде чем понять терминологию, дети должны испытать, что такое слог, различными способами.0003
• Сделайте это активным, мультисенсорным и веселым
Если вы нашли эту статью полезной, я бы порекомендовал попробовать одну из следующих:
- Как учить «хитрые» слова: 12 работающих игр
- Что такое фонема? Полное руководство
Recent Posts
ссылка на 12 блестящих игр с мячом для малышей
12 блестящих игр с мячом для малышей
Лучшее в работе с малышами то, что многие вещи, которые мы, взрослые, считаем само собой разумеющимися, бесконечно увлекательны и увлекательны для них. Вот некоторые из лучших игр с мячом для кормушек
Продолжить чтение
ссылка на 14 супер футбольных упражнений для девочек
14 футбольных супертренировок для девочек
Следуйте нашему простому руководству по футбольным упражнениям для девочек ниже, и ваши футбольные навыки улучшатся в кратчайшие сроки.
Продолжить чтение
Научите детей читать: порекомендуйте инструкции здесь 2022
Чтение — это навык, незаменимый в современном мире. Поэтому вопросы, когда и как научить ребенка читать, волнуют каждого родителя. Ответы на них, а также список приложений, с помощью которых легко и весело научит детей читать – вы найдете ниже по тексту.
КАКОЙ ВОЗРАСТ ПОДХОДИТ ДЛЯ УЧЕНИЯ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?
Известно, что рано обучать чтению детей, которым трудно сохранять концентрацию и которые мало говорят. Но также известно, что если ребенок учится читать уже на уроках, ему бывает сложно угнаться за программой. Именно в этих противоречивых установках и живут родители младенцев.
Вопрос о возрасте, наиболее благоприятном для обучения ребенка чтению, не очень корректен, поскольку все зависит от индивидуального развития малыша. Педагоги и педиатры советуют не торопиться, так как центры в головном мозге, отвечающие за восприятие текста, формируются не ранее 5-6 лет.
Этот возраст считается средним и оптимальным для начала тренировок. Но если вы видите, что ребенок уже в четыре года проявляет интерес к книгам и хорошо говорит, можно приступать к обучению.
Чтение – это навык, незаменимый в современном мире.
Приступая к обучению ребенка чтению, важно помнить, что эффективность и скорость процесса зависят от того, сколько предварительных навыков и знаний есть у вашего ребенка. Многие подготовительные навыки ребенок приобретает с рождения. Вот некоторые из них:
- Фонологическая осведомленность – способность узнавать слова, слоги и звуки;
- Фонематическая осведомленность – способность распознавать и манипулировать отдельными звуками в пределах одного слова;
- Знание алфавита – умение различать буквы и называть их;
- Возможность держать книгу и пользоваться ею;
- Свободное владение разговорной речью и активный словарный запас, достаточный для общения;
- Базовые навыки критического мышления: умение анализировать и формировать собственное мнение.
Ребенка можно считать готовым к обучению чтению, если он легко образует связные предложения, не имеет логопедических проблем, имеет развитое пространственное мышление, то есть понимает, что такое право-лево и верх-низ.
Однако и здесь трудно выделить закономерности, так как каждый ребенок развивается в своем темпе. Вы можете постепенно научить ребенка читать по слогам или буквам и посмотреть, насколько хорошо и легко это получается.
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ
Прежде чем приступить к обучению чтению, помните, что у вас вряд ли получится научить ребенка читать быстро. Чтение — сложный навык, требующий концентрации. Будьте терпеливы и не торопитесь — дайте ребенку время и двигайтесь постепенно. Следующие инструкции помогут вам научить ребенка читать шаг за шагом:
2 – 3 года – лучший возраст для воспитания интереса ребенка к книге и формирования образного мышления. В этом возрасте следует как можно больше времени проводить с ребенком и книгами. Читайте малышу сами, вместе разбирайте картинки.
Яркие нотные книжки или книжки из ткани пригодятся. Это лучшее время, чтобы связать книгу с интересным досугом и рассказать о возможностях, которые она открывает.
Возраст 4 – 5 лет – 9 лет.0008 благоприятен для знакомства с азбукой, а также со звуками и слогами. Уже в этом возрасте можно научить ребенка читать, но лучше не перегружать детскую психику такой сложной задачей.
Сосредоточьтесь на слогах и звуках и проработайте этот шаг как можно лучше. Дальнейший прогресс будет зависеть от того, насколько хорошо ребенок выучит звуки.
В 5-6 лет можно начинать полноценно учить детей читать . Продолжайте читать ребенку, но вовлекайте его в процесс. Читайте дружно по слогам, объединяйте простые читаемые слова в предложения – еще немного, и ваш ребенок полностью овладеет навыком чтения. На этом этапе также полезно наряду с чтением тренировать навык понимания прочитанного: перескажите ребенку эпизод из детской книги, а пересказ следующей страницы предоставьте ему.