Содержание
Как научить ребенка бегло читать в 1-3 классе
Сегодня многие родители хотят, чтобы их дети освоили быстрое чтение, ведь этот навык напрямую отражается на успеваемости в школе. Если ученик способен быстро читать и хорошо запоминать прочитанное, то усвоение материала из учебников и различных пособий не будет вызывать трудностей. Существует немало методик, позволяющих вывести навык чтения на новый уровень. Какие из них лучше всего подходят школьникам и как научить ребенка бегло читать в 1-3 классе?
Быстрая техника чтения
Умение работать с информацией – важнейший навык современного человека, который он получает еще в детстве и совершенствует на протяжении всей жизни. Так как большую часть знаний мы черпаем из учебных пособий и книг, умению быстро работать с текстом придается особое значение. Уже в первом классе или еще до школы малыши постепенно осваивают грамоту, учатся читать слоги, слова и целые предложения. С течением времени их навыки улучшаются и оттачиваются, но достаточно ли такого прогресса для продуктивного и качественного знакомства с текстом?
Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством текстовой информации ему приходится работать. Школьная программа постепенно усложняется, появляются все новые предметы. В определенный момент ребенок может столкнуться с тем, что выполнение домашних заданий отнимает очень много времени. Зачастую это происходит из-за того, что навыкам чтения, полученным еще в начальной школе, не уделялось достаточно внимания. Даже если ребенок достаточно быстро читает вслух или про себя, у него могут быть трудности с пониманием и запоминанием прочитанного. Именно поэтому так важно уделять внимание умению работать с текстом.
В начальной школе нередко проводится проверка техники чтения, позволяющая учителю оценить то, насколько быстро ученик может воспроизводить предложенный текст вслух. Тому, насколько хорошо он при этом усваивает материал, не придается значения. Из-за этого часто случается так, что дети либо быстро читают, либо стараются понять и запомнить прочитанное. Совмещать данные подходы к ознакомлению с текстом мало кому удается. Именно поэтому все больше родителей задумывается о том, как научить своего ребенка быстрой технике чтения без потери качества усвоения информации.
Как научить ребенка читать бегло
Обучение быстрому чтению предполагает сразу несколько этапов, каждый из которых важен. Сначала нужно проработать первичные навыки работы с текстом, чтобы научить ребенка читать на скорость, так как именно это лежит в основе любых методик скорочтения. Чтобы ученик смог быстрее работать с текстом, нужно исправить самые распространенные недостатки, которые встречаются у детей чаще всего:
- чтение по слогам. Нужно постепенно приучать малышей читать слова целиком, ведь послоговое чтение негативно сказывается на скорости воспроизведения и восприятия текстовой информации.
- недостаточная концентрация во время чтения. Если школьники постоянно отвлекаются, то им сложно улавливать смысл произведения, поэтому нужно тренироваться сохранять внимание в процессе ознакомления с книгой. В противном случае ученик постоянно будет возвращаться к уже прочитанной части, так как потерял нить повествования. Это также будет существенно замедлять скорость чтения.
- проговаривание слов про себя. Нужно стараться подавлять внутреннюю артикуляцию, иначе не удастся добиться такой скорости чтения, которая была бы быстрее скорости устной речи.
Когда период работы над ошибками пройден, можно переходить к изучению просмотрового чтения. На этом этапе нужно расширить угол зрения и научить ребенка читать текст не построчно, а целыми блоками. Для этого придется отказаться от привычки концентрироваться на какой-либо конкретной строке. Этот период является самым сложным
при обучении скорочтению, но именно он позволяет научиться усваивать целую страницу текста за несколько секунд.
Плюсы быстрого чтения в 1-3 классе
Умение быстро читать отражается на успеваемости и мотивации ребенка к учебе даже в начальной школе. Чем легче детям работать с текстом, тем проще им выполнять домашние задания. И речь далеко не только о тех предметах, которые предполагают устную работу с текстом. Грамотность письма у хорошо читающих детей намного выше, чем у тех ребят, которым тяжело дается работа с текстом.
Когда ребенок осознанно читает литературные произведения, он интуитивно запоминает написание ранее незнакомых слов. Даже понимание того, как расставлять знаки препинания, со временем улучшается. Особенно это заметно при написании изложений в школе. Дети с хорошим навыком чтения пишут их более грамотно, понимают, где ставить запятые, вопросительные и восклицательные знаки. Они быстрее своих сверстников осваивают разделение текста на составные части, лучше понимают главную мысль прочитанного.
Еще одним немаловажным плюсом является то, что умение быстро читать позволяет ребенку полюбить книги. Когда чтение литературных произведений дается легко, знакомиться с ними намного интереснее. И, наоборот, слабые навыки работы с текстом очень часто являются причиной негативного отношения школьников к книгам.
Все это делает методику скорочтения одной из самых популярных программ дополнительного образования, ведь она позволяет существенно улучшить навыки детей и дать им хорошую базу для дальнейшего освоения знаний в школе. Но можно ли обучится быстрому чтению в домашних условиях?
Методики обучения детей скорочтению
Усвоение любой учебной программы предполагает регулярные тренировки. Только соблюдая периодичность занятий, можно улучшить свои навыки и добиться видимого результата. Если речь идет о школьниках, то им бывает сложно самостоятельно планировать свой день и ежедневно уделять время упражнениям для освоения быстрого чтения. У родителей также не всегда есть возможность и помогать ребенку с учебой в школе, и заниматься с ним дополнительно. Именно поэтому взрослые все чаще отдают детей на курсы скорочтения, где удается соблюдать регулярность тренировок. Но какие занятия подходят школьникам лучше всего?
Чтобы не ошибиться с выбором, нужно обращать внимание на методику, по которой ведется обучение. Она должна быть максимально эффективной, чтобы время и силы, потраченные на тренировки, не прошли зря. Учитывая то, что учениками в данном случае выступают дети, учебный процесс должен происходить в игровой форме. Именно такой вид занятий позволяет лучше усваивать материал и не отвлекаться в процессе урока. Стоит отдавать предпочтение тем курсам, которые с достоинством прошли проверку временем и доказали свою результативность.
Благодаря методике скорочтения дети не только учатся бегло читать, но и получают важные навыки хорошего понимания и запоминания прочитанного. Благодаря этому обучение в школе дается намного легче. В дальнейшем подобные умения станут отличной базой для достижения новых высот и во взрослой жизни, ведь возможность качественно работать с информацией будет актуальна всегда.
Как научить ребенка читать бегло (быстро)
Хорошие навыки чтения – это залог успешной учебы в школе. Если ребенок научится читать бегло, то и весь учебный материал будет усваиваться быстрее и легче. Многих родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать, какие методики и упражнения для этого использовать, как привить желание читать самостоятельно.
Многие дети учатся читать еще до школы. Но оказывается, научить ребенка читать — это лишь вершина айсберга. Конечная цель — научить его читать быстро (бегло) и правильно!
Давно замечено, что те дети, кто осваивал технику чтения с трудом, кто долго корпел над слогами и так и не освоил беглое чтение в начальной школе, в средних и старших классах не входят в число успевающих учеников. Стоит задуматься, ведь в современном мире огромные объемы информации, читать быстро — это значит пропускать через себя и фильтровать все лишнее и неважное.
Самые главные критерии обучения быстрому чтению – это совпадающая скорость речи и скорость чтения, а также включение в работу слуховых анализаторов. Мотивация самого ребенка в этом деле очень важна, поэтому, путь кнута и муштры тут никак не подойдет, только «пряником». Скорость чтения — на панацея, но этому моменту стоит уделить внимание, особенно в 1-2 классе. Поэтому и существуют нормативы по технике чтения для детей — это ориентир, но ни в коем случае не бич современной школы.
Если хотите, чтобы у ребенка не возникало проблем в школе из-за недостаточной скорости чтения, необходимо подобрать для него подходящую методику и выработать комплекс упражнений.
1. Чтение на время. Выберите небольшой отрезок текста, который подходит ребенку по возрасту. Как только ребенок начинает его читать, вы засекаете время. А по прошествии определенного отрезка времени (оптимально начинать с одной минуты) просто подсчитываем прочитанные слова. После подсчета попросите ребенка опять прочесть тот же отрезок и снова засеките время.
Такой метод позволит наглядно показать ребенку, как стремительно увеличивается скорость с каждым разом – ребенок должен видеть и осознавать собственные успехи.
2. Выделение главного. Чтобы увеличить не только скорость, но и понимание прочитанного, сделайте такое упражнение. Предложите ребенку прочитать фрагмент текста как можно быстрее, а потом задайте несколько вопросов по содержанию. Ребенок должен научиться при чтении выделять главное для себя и уметь уверенно отвечать на поставленные вопросы. Не беспокойтесь – если с первого раза не получилось, повторите попытку.
3. Разделение слов. К этому упражнению необходимо подготовиться заранее. Напишите на листочках бумаги 10-15 слов, а потом каждую карточку разрежьте пополам так, чтобы слово было разделено на 2 части. Для привлечения внимания ребенка можно украсить карточки. Задача ребенка – правильно сложить слова из перемешанных карточек.
4. Деформированные предложения. Перемешайте слова в предложении. Предложение не должно содержать слишком много слов – это запутает ребенка. Начинайте с простых и понятных предложений, тогда ребенок устанет не так быстро. Для одного упражнения вполне хватит 5-7 предложений.
5. Ролевое чтение. Увлечь ребенка чтением поможет ролевое чтение. Возьмите отрывок из любимой сказки ребенка – пусть он читает реплики своего любимого героя и старается воспроизвести подходящую интонацию. Вообще полезно учить ребенка читать текст с разной интонацией – тихой и спокойной, громкой и злой, веселой и возбужденной, грубой и отрывистой…
6. Наращивание слов. Подготовьте несколько коротких слов, напишите каждое на отдельной бумаге и предложите ребенку это слово делать больше. Например, кот, котик, котенок, котеночек. Чтобы облегчить его задачу, можно сделать для ребенка картинки-подсказки.
7. Разнообразие. Выберите текст, разделите его на 3 небольших отрезка. Попросите ребенка каждый абзац читать по-разному. Пусть он прочитает один абзац громко и четко, второй – тише, а третий – шепотом. А после прочтения всего текста попросите ребенка пересказать смысл всех прочитанных абзацев.
8. Игра с ударениями. Это упражнение рассчитано на то, чтобы научить ребенка правильно ставить ударения в словах и быстрее понимать текст. Подберите слово. Предложите ребенку по очереди ставить ударения на разные слоги. Спросите, где ребенку наиболее удобно поставить ударение, а если он назовет ошибочное положение, тут же исправьте его.
9. Поиски нужного слова. Подберите небольшой текст и поиграйте с ребенком в игру – кто быстрее найдет нужное слово в тексте. Элемент соревнований помогает ребенку, дает ему мотивацию, помогает быстрее воспринимать материал и развивает словесную память ребенка.
10. Вовлечение ребенка в чтение. Подберите произведение, которое наверняка заинтересует ребенка (например, сказка). Начните читать сами, а на интересном месте скажите, что вам начали болеть глазки. Может ли ребенок помочь вам и почитать продолжение? Вполне достаточно, если ребенок прочтет 2 абзаца, после этого можно задавать вопросы о прочитанном, какие слова чаще остальных употреблялись в тексте.
11. Война с согласными. Две подряд стоящие согласные – частый враг детей, который мешает быстро прочесть слово. Каждый день прорабатывайте частые сочетания согласных. Напишите около 30 слов с этим явлением и давайте ребенку для прочтения, каждое слово нужно прочесть не менее 2-3 раз.
12. Записки для ребенка. Необходимо дать ребенку понять, насколько важно чтение в жизни людей. Каждый день оставляйте ему перед уходом записку с мелким заданием – вынести мусор, убрать игрушки, помыть за собой тарелку, помочь папе и пр. А приятные слова в конце записки помогут ребенку понять, насколько вы его любите (например, я тебя люблю, чаще улыбайся, ты сегодня спал, как котенок и т.д.).
13. Артикуляционная гимнастика. Для увеличения скорости чтения и произношения слов необходимо выполнять такую гимнастику. Она учит правильному дыханию во время речи, а также существенно улучшает произношение слов. Подберите 13-15 скороговорок и учите их вместе с ребенком. Каждый раз старайтесь менять темп, интонацию, громкость произношения. Малыш должен четко проговаривать каждое слово. Если ребенок не может самостоятельно или с вашей помощью правильно произнести определенные слова даже после многократного повторения, обратитесь к логопеду.
14. Смысловая догадка. При чтении дети боковым зрением видят, как начинается следующее слово. Хорошо развитое боковое поле зрения помогает ребенку без прочтения догадаться о значении этого слова. Это поможет малышу быстро улавливать смысл. Тренировка включает в себя карточки со словами, в которых пропущены буквы или слоги. Ребенок должен устно или письменно восполнить пробелы.
15. Тренировка внимания. Подбираем небольшой текст. Предлагаем ребенку начать его читать, а в процессе чтения резко остановите его по команде «Стоп!». После этого сигнала ребенок должен резко закрыть глаза и отдохнуть пару секунд. После этого резко дайте команду заново приступить к чтению («Начать»), быстро отыскав фрагмент, на котором он остановился.
Поощрение! Ни в коем случае не забываем этот момент, потому что это очень важный этап упражнений. Каждый раз показывайте ребенку, как он продвинулся, а также как вы этому рады. Делайте ему маленькие подарки или угощайте вкусностями.
Занятия должны быть ежедневными, регулярность играет огромную роль в обучении чтению и увеличении скорости чтения. Не забывайте о позитивном настрое, каждое занятие обязательно оканчивайте положительной ноткой. При правильном подходе и систематических занятиях ваш ребенок научится беглому (быстрому) чтению в минимальные сроки.
Уважаемые читатели! Как вы прививаете детям любовь и интерес к чтению? Есть ли у вас свои действенные методы, упражнения, как научить ребенка быстро читать? Делитесь советами в комментариях.
10 решений для детей, которые слишком быстро читают (+ Скачать БЕСПЛАТНО!)
Мари Риппель
Маленьким читателям может быть сложно читать в правильном темпе. Некоторые дети читают слишком медленно, а другие слишком быстро.
Слишком быстрое чтение может показаться несколько маловероятной проблемой. Наличие ребенка, который читает слишком медленно, может вызвать очевидные тревожные сигналы, но родители и учителя не всегда так обеспокоены, когда ребенок читает слишком быстро.
Однако со слишком быстрым чтением возникают определенные проблемы.
Дети, которые читают слишком быстро, склонны думать, что «хорошие читатели — читатели быстро». Послушайте пример в видео ниже. Как вы думаете, это звучит как хорошее чтение для вас?
youtube.com/embed/jB4CYuM6YBA?rel=0″ title=»YouTube video player» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Как вы понимаете, таким ученикам важно замедляться, чтобы они могли точно читать и понимать текст. Итак, переходим к решениям!
- Объясните, что чтение должно происходить в том же темпе, что и обычная речь — не слишком быстро и не слишком медленно.
- Дважды прочитайте ей вслух абзац и попросите сказать, какой из них легче понять. В первый раз прочитайте очень быстро, без выражения и не останавливаясь на знаках препинания. Второй раз читайте с осмысленным выражением в нормальном, понятном темпе. Слышит ли она разницу? Было ли ей легче понять?
- Признайте, что она хорошо читает и может читать очень быстро, но вы хотите, чтобы она читала медленнее, потому что вы хотите понять слова, которые она говорит.
- Запишите, как ваш ученик читает в быстром темпе, а затем в обычном темпе. Она может прослушать записи, чтобы услышать разницу.
- Вместо того, чтобы просить вашего ученика указывать на каждое слово, попросите его использовать лист бумаги в качестве ориентира под строкой, которую он сейчас читает. Посмотрите, поможет ли ей замедлиться физическое напоминание о листке бумаги — и необходимость передвигать его во время чтения.
- У вас может быть кодовая фраза, напоминающая ей о том, что нужно притормозить, например, «быстрый кролик».
- Прочитайте ей страницу в обычном темпе, а затем попросите ее прочитать ее с ее высокой скоростью. Посмотрим, услышит ли она разницу. Затем прочитайте ей следующую страницу, и пусть она читает в том же темпе, что и вы.
- Если ваш ребенок игнорирует знаки препинания, научите его сжимать пальцы, когда он ставит знаки препинания в конце предложения. Это хорошее кинестетическое напоминание о том, что для пунктуации нужно замедлиться.
- Вы также можете попробовать назначить более короткое время чтения. Начните с того объема, который она может прочитать с удовольствием в хорошем темпе, — и на этом закончите. Похвалите ее за то, что она читает в понятном темпе или с выражением, или за любую часть ее чтения, которая прошла хорошо. Возможно, она смотрит на продолжительность чтения и просто хочет, чтобы оно закончилось быстро, поэтому сосредоточение внимания на более коротком отрывке, сделанном с выражением, укрепит правильные привычки.
- Попробуйте читать с другом. По очереди читая каждую страницу истории, у вас есть возможность продемонстрировать правильный темп для подражания вашему ребенку.
Помните того ребенка, который слишком быстро читает? Послушайте, какая разница, когда тот же самый ребенок замедляется до нормального темпа.
А ты? Ваш ребенок читает слишком быстро? Нашли ли вы какие-нибудь полезные советы?
Как помочь вашему ребенку научиться читать
Никогда не рано начать знакомить своих малышей с миром книг и чтения, но как лучше всего начать знакомство вашего ребенка с чтением? Если вам интересно, как лучше подготовить вашего дошкольника к его первым шагам в чтении, или если вы хотите поддержать своего ребенка школьного возраста, когда он начинает развивать свои навыки чтения, то это руководство о том, как помочь вашему ребенку научиться читать предложит вам руку помощи, поскольку вы учитесь вместе.
Чтение с дошкольниками
Еще до того, как они научатся говорить, дети любят делиться книгами. Есть так много всего, чем можно наслаждаться: от следования за звуком вашего голоса, когда вы рассказываете историю, до просмотра ярких картинок, помогая перелистывать эти большие страницы. Младенцы могут извлечь много важных уроков о языке, просто слушая, как вы читаете рассказ и говорите о картинках. Однако, возможно, самое важное, чему они учатся, — это ассоциировать книги с весельем, комфортом и удовольствием. Сказки делают время купания, еды или сна лучше! Они превращают повседневную рутину в большие приключения, полные незабываемых персонажей, исследований и игр.
Это одна из причин, почему так важно читать вместе с дошкольниками, а также с детьми старшего возраста. Чем веселее им будет делиться с вами книгами, тем больше вероятность того, что они захотят научиться читать сами. И это удовольствие от чтения и их желание делать это самостоятельно — вот что поможет им пройти через иногда сложные первые этапы обучения чтению.
Вы можете не только читать своему ребенку, но и вместе заниматься чем-то, что поможет ему подготовиться к чтению. Не забывайте, что все дети учатся читать в разном темпе, и нет смысла пытаться научить дошкольника читать до того, как он будет к этому готов. Это, вероятно, просто сделает вас и чувствуют разочарование. Будьте уверены, что если вы поделились с ними большим количеством книг и заставили их петь вместе с вами детские стишки и песенки-боевики, вы уже дали им отличный старт в их путешествии по чтению. Но вот еще несколько вещей, которые вы можете попробовать, если ваш дошкольник проявляет признаки готовности начать учиться читать.
Развлечение со словами, буквами и звуками
Слушай!
Одним из ключевых навыков, необходимых детям, когда они начинают учиться читать, и когда вы помогаете им научиться читать, является способность слышать все различные звуки в слове — например, знать, что такое слово, как «собака», состоит из трех звуков: «д», «о» и «г». Хороший способ настроить уши вашего ребенка на эти звуки — поиграть в звуковые и слуховые игры.
• Издайте звук: глупый или осмысленный, громкий или тихий, и попросите ребенка повторить его. Затем попросите их сделать звук для вас, чтобы скопировать.
• Играйте со звуками вокруг вас. Когда вы на прогулке, держите ухо востро и посмотрите, сколько разных звуков вы слышите: машины, шаги, пение птиц, ветер в деревьях и так далее. Дайте ребенку балл за каждый звук, который он слышит, и дополнительный балл, если он сможет его скопировать!
• Развлекайтесь, издавая звуки животных. Может ли ваш ребенок издать правильный звук, когда вы произносите название животного (корова, утка, слон…)? Почему бы не добавить несколько забавных действий!
Время рифмовки
Если ваш ребенок может слышать и копировать стишки, у него будет настоящая фора в чтении.
• Произнесите простое односложное слово, например «пат», и попросите ребенка назвать слово, которое рифмуется с ним. Неважно, настоящее это слово (например, «летучая мышь») или выдуманное (например, «дат») — главное, что они услышали и скопировали рифму.
• Назовите имя вашего ребенка (или имя любимой игрушки, или имя друга) и посмотрите, сколько рифмующихся слов сможет придумать ваш ребенок.
• Спойте или расскажите несколько песенок, детских песенок или стихов вместе. Сделайте паузу в конце рифмованной строки и позвольте ребенку добавить рифмующееся слово («Мерцай, мерцай, звездочка, Как мне интересно, что ты…»).
Действовать как читатель
Когда они поделятся с вами книгой, ваш ребенок приобретет некоторые навыки, которые ему понадобятся, когда он начнет читать.
• Указывайте на слова во время чтения. Это поможет вашему ребенку заметить, что слова состоят из групп букв и что слова идут слева направо и сверху вниз на странице. По мере того, как они станут более опытными, вы можете попросить их показать под словами, когда вы читаете. Хвалите их, когда они держат указательный палец под словами и водят им слева направо!
• Используйте такие слова, как «обложка», «страница», «картинка» и «слова», когда говорите о книгах, и хвалите ребенка за правильное использование этих слов.
• Пусть ваш ребенок найдет первую страницу рассказа до того, как вы начнете читать, и предложите ему переворачивать страницы по мере чтения.
• Когда ваш ребенок выбирает книгу для чтения, помогите ему, прочитав заднюю обложку и вместе обсудив историю и картинки на обложке.
• Говорите о книгах во время чтения – расскажите ребенку, что вы думаете об этой истории (или информации в научно-популярной книге), и предложите ему поделиться с вами своими идеями. Вы можете сказать: «Интересно, что будет дальше? чтобы начать разговор с вашим малышом.
• Поощряйте ребенка рассказывать о своем собственном опыте, когда вы читаете вместе. Например, «Это напоминает мне о том, как мы с бабушкой устроили пикник» или «Я тоже не люблю помидоры!»
Знай свои азбуки
Многим дошкольникам нравится учить названия всех букв алфавита. , и есть много интересных способов сделать это.
• Выберите азбуку с красивыми картинками и просмотрите ее вместе. Можете ли вы и ваш ребенок придумать больше слов, начинающихся с каждой буквы?
• Вы можете сделать свой собственный альбом с картинками и словами для каждой буквы.
• Спойте вместе алфавитную песенку.
• Когда вы читаете своему ребенку, иногда просите его сказать вам, с какой буквы начинается слово. (Не делайте этого слишком много за один раз, иначе это может замедлить рассказ и испортить удовольствие!)
Звуки букв
Когда ваш ребенок выучит алфавит, вы можете представить основные звуки букв. Объясните, что, хотя имя буквы А звучит как «ау», звук, который она издает, обычно является коротким звуком «а», как в начале слова «яблоко». Посмотрите вместе букварь, фриз или карточки и помогите ребенку произнести наиболее распространенный звук для каждой буквы.
Используйте короткие гласные («а» в слове «яблоко», «е» в слове «яйцо», «и» в слове «иглу», «о» в слове «осьминог», «у» в слове « зонтик’). Позже они выучат долгие гласные звуки вместе со всеми другими звуками, которые могут издаваться буквами!
Для согласных, таких как «s», «t», «b» и т. д., постарайтесь произносить звуки, не добавляя звук «э» в конце. Таким образом, звук «с» — это «сссс», похожий на шипение змеи, а не «сух», а «т» — это четкий звук «т», а не «тух».
Читает по-настоящему
Как только ваш ребенок выучит свой алфавит и некоторые звуки букв, он может попробовать прочитать некоторые настоящие слова, если захочет!
• Делайте паузу, когда читаете знакомый рассказ, и дайте ему прочитать следующее слово. Поощряйте их говорить, как звучит буква, и смешивайте их вместе, чтобы прочитать слово (например, «Бо-пип на холме, я шпионю за Джеком и… Д-и-лл, Джилл!»).
• Играть в «ищи букву» или «ищи слово». Спросите: «Вы можете найти слово «кошка» на этой странице?» Или «Вы можете найти слово, начинающееся с «м»?»
• Вы можете купить или сделать несколько карточек с простым «CVC» (согласная-гласная- согласные) такие слова, как «шляпа», «ложе», «кончик», «точка», «чашка». Попросите ребенка назвать звук, который издает каждая буква, а затем соедините все звуки вместе, чтобы прочитать слово, например: ‘к-у-п, чашка’.
• Поощряйте ребенка искать слова и буквы в окружающем мире — на плакатах, дорожных знаках, вывесках магазинов и т. д. Хвалите его за то, что он узнает и произнесет некоторые буквы и слова.
• Не поддавайтесь искушению заставлять вашего дошкольника читать больше, чем он хочет. Достаточно нескольких минут чтения или словесных игр! Гораздо лучше, если они получат удовольствие от своего раннего опыта чтения — если они переусердствуют, они могут в конечном итоге почувствовать усталость, скуку и разочарование, и в будущем у них будет меньше желания читать.
Помощь вашему ребенку школьного возраста в чтении
Независимо от того, знали ли они алфавит и звуки букв, когда пошли в школу, или только начали учиться в первый год начальной школы, вы можете многое сделать для поддержки и поощрения когда вы помогаете своему ребенку научиться читать. Многие игры и занятия, предложенные в этой статье в разделе «Развлечение со словами, буквами и звуками» выше, по-прежнему очень подходят для детей школьного возраста, которые только начинают читать. И пока они тренируют свои навыки чтения в школе, вы можете помочь им множеством новых способов.
Полезно немного узнать о методах обучения чтению в школе вашего ребенка. Если учитель вашего ребенка еще не пригласил вас на родительский вечер или собрание по этому поводу или не отправил домой информационный буклет, стоит договориться о встрече, чтобы поговорить о том, что ваш ребенок изучает в школе, и как вы можете помочь . Приведенная ниже информация дает краткий обзор того, как в настоящее время большинство школ в Великобритании обучают раннему чтению.
Как в школах обучают чтению
Чтение — это не один навык, а целый набор навыков, поэтому детям обычно требуется несколько лет, чтобы стать по-настоящему самостоятельными читателями. Каждый ребенок учится читать в разном темпе, и очень важно не беспокоиться, если ваш ребенок «отстает» от других в своем классе. Некоторые дети очень быстро приобретают первоначальные навыки чтения, но затем, кажется, выдыхаются; другим может потребоваться некоторое время, чтобы показать значительный прогресс, но затем они мчатся вперед. И, конечно же, многие дети просто осваивают навыки постепенно и делают медленный и устойчивый прогресс в своем собственном темпе. Но так или иначе, почти каждый ребенок учится читать самостоятельно к моменту перехода в среднюю школу, особенно если он получает большую поддержку дома!
Вообще говоря, мы можем разделить обучение чтению на две основные части – чтение слов и понимание. И чтению слов, и их пониманию обучают одновременно — детям не нужно уметь читать слова, прежде чем они смогут начать понимать истории, и им не нужно понимать истории, прежде чем они смогут научиться читать слова.
Чтение слов – фонетика
В настоящее время большинство начальных школ Великобритании используют фонетику в качестве основного подхода к обучению чтению слов. Это означает, что учитель вашего ребенка будет учить его буквам и звукам в определенном порядке, постепенно создавая модели букв и звуков, которые знает ваш ребенок, чтобы он мог читать все более сложные слова.
Большинство школ официально начинают преподавать фонетику в начале первого года обучения в школе. Они начинают с введения небольшой группы букв — обычно «s», «a», «t», «p», «i» и «n». Детей учат по одному звуку на каждую из этих букв (с коротким гласным звуком «а», как в слове «яблоко», и коротким гласным звуком «и», как в слове «иглу»). Они учатся читать слова, произнося буквы, а затем смешивая звуки вместе, чтобы прочитать слово (например, «s-a-t, sat»). Используя эти буквы и их звуки, дети могут быстро читать простые слова, такие как «сат», «булавка», «тап», «яма» и «глоток». Они даже могут прочитать несколько коротких «бессмысленных» предложений, таких как «Пэт в яме».
Буквы и звуки изучаются очень быстро и повторяются снова и снова, пока они не станут очень знакомыми. Затем добавляются новые буквы и звуки, чтобы вскоре дети знали все буквы алфавита и по одному простому звуку на каждую букву.
Как только дети узнают все эти буквы и звуки, они смогут приступить к изучению более сложных звуков и буквенных узоров.
Фонемы и графемы
«Фонема» и «графема» — это фонетические термины, которые ваш ребенок может выучить в школе и о которых может говорить дома. Графемы — это буквы или группы букв, а фонемы — это звуки, которые они издают.
Некоторые графемы состоят из одной буквы, поэтому графема «t» образует фонему «t», а графема «a» образует короткую гласную фонему «a», как в слове «apple». Некоторые графемы и фонемы намного сложнее — например, в слове «ночь» длинная фонема «i» образована трехбуквенной графемой «igh». Итак, хотя в слове «ночь» пять букв, графем всего три — «н-айт-т».
Дети учатся произносить каждую графему по очереди, чтобы прочитать слово – например, «р-ай-н, дождь» или «х-а-пп-й, счастливый».
Дети также узнают, что существует множество различных графем, которые могут образовывать одну и ту же фонему, например. длинная фонема «i» может выглядеть как «igh» в «night», «y» в «fly», «i-e» в «bike», «ie» в «pie», «i» в «mind». … и так далее!
Они также узнают, что одна и та же графема часто может обозначать разные фонемы – например, «оу» звучит по-разному в словах «аут», «молодой», «налить», «маршрут» и т. д.
Чтение слов – каверзные слова
Вам не нужно много знать об английском языке, чтобы понять, что не каждое слово следует звуковому коду! Есть много очень распространенных слов, которые невозможно произнести с помощью базовой фонетики, в том числе многие из самых полезных слов английского языка, такие как «the», «was», «one», «were», «their», и т.д. Эти слова просто надо выучить наизусть. К счастью, поскольку они такие знакомые, дети много тренируются с ними!
Понимание
С самого начала школы учитель вашего ребенка будет помогать ему развивать навыки понимания.
Начнем с того, что книги и другие материалы, которые дети читают для себя в школе, как правило, очень просты. Поскольку они предназначены для практики только (или в основном) фонетики, которую изучает ваш ребенок, иногда эти книги для раннего фонетического чтения не рассказывают много истории! Самые ранние книги для чтения в основном посвящены практике чтения слов. Но даже в этих книгах обычно есть простой рассказ или какая-то информация, которая может быть частично передана картинками. Детям предлагается рассказать о прочитанном и поделиться своими мыслями по этому поводу.
Наряду с книгами для раннего фонетического чтения вашему ребенку также будут интересны более длинные и сложные рассказы и информационные книги, которыми учитель поделится с классом или группой. Эти более насыщенные и сложные книги дают вашему ребенку много возможностей обдумать историю или информацию и поделиться своими идеями с другими людьми. Ваш ребенок будет развивать свои навыки понимания с помощью:
• Предположений о том, о чем будет книга, или о том, что произойдет дальше в рассказе.
• Установление связи между книгой и собственным опытом.
• Думаю о том, что могут чувствовать герои книги.
• Наслаждение звуками и значениями новых слов и, возможно, использование этих слов в своей речи или письме.
• Выражение собственного мнения о том, почему персонаж может вести себя так, а не иначе.
• Высказать свое мнение об истории или информации в книге – понравилось ли им это, и если да, то что им понравилось больше всего?
Как помочь вашему ребенку с произношением, сложными словами и пониманием
Учитель вашего ребенка, вероятно, отправит вашего ребенка домой с книгами для чтения на подходящем для него уровне. Как правило, эти книги будут практиковать фонетику, которую ваш ребенок в настоящее время изучает в классе, и они также могут включать некоторые сложные слова, которые ваш ребенок должен знать, как читать.
Вы можете поддержать своего ребенка, слушая, как он читает, помогая ему, когда он застревает, и рассказывая ему о прочитанном.
Помощь, когда ваш ребенок застревает на слове
Если ваш ребенок застревает на определенном слове во время чтения, всегда поощряйте его использовать известные ему звуки, чтобы помочь ему разобраться в этом слове. Попросите их произнести каждую фонему (звук) в слове, а затем смешать фонемы вместе, чтобы прочитать слово, например: ‘т-р-ай-н, поезд’. Если они все еще застряли или слово содержит звуки, которых они еще не знают, покажите им, как произносить и смешивать их, и попросите скопировать вас.
Не волнуйтесь, если есть несколько слов, которые ваш ребенок не может прочитать с первого взгляда – главное, продолжать практиковаться! Если ваш ребенок действительно застрял на слове, можно просто прочитать его и быстро двигаться дальше. Старайтесь не расстраиваться и не раздражаться на них — для начинающих читателей естественно иногда бороться, потому что они учатся делать что-то сложное! Лучше дать им слова, которые они не могут прочитать, чем продолжать останавливаться и замедлять рассказ.
Если ваш ребенок застревает на «каверзном» слове — очень распространенном слове, таком как «где» или «что», которое нельзя прочитать только с помощью фонетики, — вы можете попросить его подумать о значении всего предложения, и используйте первые несколько букв слова, чтобы помочь им понять, какое слово будет иметь наилучший смысл. Опять же, если они действительно застряли, просто прочитайте им слово и двигайтесь дальше. Возможно, стоит составить список сложных общеупотребительных слов, которых они не знают, чтобы вы могли попрактиковаться с ними позже.
Помощь в понимании
Из-за сосредоточенности на фонетике некоторые дети немного зацикливаются на чтении слов в книге, их озвучивании и смешивании, и они могут забыть думать о значении! Это означает, что они могут не следить за историей или понимать информацию в своей книге.
Это вполне понятно, потому что их маленькие мозги заняты тем, что пытаются использовать все звуки, которые они знают, чтобы обработать слова — у них нет места в мозгу, чтобы думать и о значении. Тем не менее, хорошие читатели должны уметь думать о значении, а не просто читать слова. И это требует практики!
Существует множество способов помочь ребенку понять.
• Поговорите с ними о книге, спросите их мнение об истории или поболтайте об информации, содержащейся в книге. думать или что может произойти дальше.
• Расскажите о любых связях книги с вещами, которые ваш ребенок уже знает или сделал, например. «Помнишь, мы ездили на таком поезде в отпуск!» или «Что ты чувствовал, когда потерял своего мишку, как мальчик в книге?»
• Если им понравилась история, предложите им пересказать ее вам – смогут ли они вспомнить основные события? Вернитесь к книге, чтобы напомнить им, если это необходимо.
• Продолжайте читать им книги, а также слушайте, как они читают. В начальной школе дети должны слушать и делиться историями, которые могут оказаться слишком сложными для чтения в одиночку. Прослушивание того, как вы читаете им более длинную книгу, дает вашему ребенку возможность подумать об истории или информации, не сосредотачиваясь на чтении слов. Это действительно поможет тренировать их мышцы понимания!
Не только школьные учебники
Помимо книг для чтения, которые ваш ребенок приносит домой из школы, существует множество других ресурсов, которые вы можете использовать, чтобы помочь своему ребенку. Например, серия «Прочитай сама» помогает детям развивать и совершенствовать свои навыки чтения с помощью иллюстрированных рассказов и научно-популярных произведений, которые постепенно усложняются по мере их развития. Каждая книга тщательно написана, чтобы включить много часто используемых слов, а также ограниченное количество слов-рассказов, которые вводятся и используются на практике.
Основные советы по чтению с детьми школьного возраста
Выберите время
Это звучит очевидно, но стоит проводить сеансы чтения в то время, когда ваш ребенок не слишком голоден, устал или отвлекается, чтобы сосредоточиться. Все люди разные, и вы будете знать время, которое лучше всего подходит для вашего ребенка. Сразу после школы, когда они хотят поиграть, или перед сном, когда у них мало энергии, это может быть не самое лучшее время! Некоторым семьям нравится читать утром перед школой или в середине вечера между чаем и сном. Если вы можете, также стоит выбрать приятное тихое место, где ваш ребенок не будет отвлекаться на другие развлечения (или даже на шумных братьев и сестер!).
Говорите коротко и весело!
Научиться читать — это тяжелая работа для большинства детей! Часто лучше провести короткий, целенаправленный сеанс чтения в течение десяти минут, чем длинный получасовой труд, который утомляет всех. Мало и часто хорошо!
Пусть ваш ребенок перестанет читать, когда он устанет и сыт по горло — вы всегда сможете вернуться к нему позже. Поддерживайте веселую и позитивную атмосферу, болтая о том, что читает ваш ребенок, и помогая ему, если он застрял (см. советы выше). Не забудьте похвалить их за старания!
Идите с интересами вашего ребенка
Помимо книг, которые он приносит домой из школы, предложите вашему ребенку выбрать несколько книг для себя. Библиотека — ваш друг, а книжные магазины также полны прекрасных книг, которые нравятся как детям, так и родителям. Если вы позволите своему ребенку иногда выбирать книги самостоятельно, вы обнаружите, что у него гораздо больше мотивации читать их, и вы всегда можете помочь ему или почитать ему, если он выберет книги, которые в данный момент слишком сложны для него. .
Также стоит помнить, что не все любят истории! А интересы детей меняются по мере взросления, поэтому ключом к успеху является разнообразие. Когда мы думаем о раннем чтении, мы часто думаем о сборниках рассказов, но ваш ребенок получит не меньше удовольствия и необходимую практику чтения, читая комиксы, соответствующие возрасту веб-сайты, научно-популярные книги по интересующим его темам, листовки, журналы, обложки. пакетика с хлопьями… список можно продолжать бесконечно!
Будьте читающей семьей
Даже если ваш ребенок может прочитать целую книгу без какой-либо помощи, все равно важно продолжать читать ему — таким образом, он получает опыт и получает удовольствие от более длинных и сложных книг, и они также получите возможность насладиться особым временем с вами! Ничто не сравнится с чувством, когда ты прижимаешься к книге, которая нравится вам обоим, и отчаянно пытаешься узнать, что будет дальше.