Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам

Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное — правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними — и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

— С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

— В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

— Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

— у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

— у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

— ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

— фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды ? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ

10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно :

СОВЕТ 1

Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

СОВЕТ 2

В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

СОВЕТ 3

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

СОВЕТ 4

Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

СОВЕТ 5

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

СОВЕТ 6

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

СОВЕТ 7

После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы — ло».

СОВЕТ 8

Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

СОВЕТ 9

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.

СОВЕТ 10

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ 

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное — правильно. Заниматься обучением ребенка шести — семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день — не более 4 уроков.

УРОК 1

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

— В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

— Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

УРОК 2

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

УРОК 3

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

УРОК 4

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

УРОК 5

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

УРОК 6

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

УРОК 7

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

УРОК 8

Смотрите диафильмы

Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.

УРОК 9

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.

УРОК 10

Поиграйте в ролевое чтение.

Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом.

УРОК 11

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.

Как научить детей читать бегло | Занимательные факты (2 класс) по теме:

Как научить детей  читать бегло

Скорость чтения важный фактор из числа, влияющих на успеваемость.  Многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

Работа над техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднено.

В начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются:

 

  1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

 

  Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

 

  2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

 

  3. Маленький словарный запас.

 

  4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

 

  5. Не развитый артикуляционный аппарат.

 

  6. Не по возрасту подобранные произведения.

упражнения

 

1.Параллельное чтение.

 

Приготовьте два одинаковых текста. Вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

2.Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

3.Спотыкание об согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

4. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, презентации: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадр — опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

5. Очень полезно читать на ночь, лежа на животе. Единственное условие – хорошее освещение. Позвоночник принимает расслабленную позу, отдыхает, расслабляется.

6.    Жужжащее чтение.

 

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

 «Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты.

 

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

а) Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки. ( это можно применить и дома)

8. Игра «Буксир».

а) взрослый( родитель, наставник, учитель) читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за взрослым человеком. 
б) взрослый  читает вслух, дети про себя. Взрослый  останавливается, ученики продолжают читать.

9.Игра «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

11. Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи  эти слова.

 

12. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

13.Развитие широкого поля зрения.

Найди букву.

На листе бумаге разбросаны буквы алфавита. Взрослый  называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.

б) зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно.

в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т. д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться.

 14. Антиципация (смысловая догадка).

 

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Литература

1. Сальникова Т . П . Методика обучения чтению. — М., 2000

2. Школа рационального чтения : Курс обучения чтению самых маленьких. — М.: ШРУ, 1990

3. Начальная школа, 2004, № 12

4. Первое сентября, 2004, №23

5.Бодрова Е.В. Когда мы читаем детям. Календарь для родителей.

Сайты:

1.http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-1.htm

2. http://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/chitat-beglo-i-ili-osoznanno.html

3. http://efamily.ru/articles/102/406

4. http://vesn.blogspot.ru/2011/03/blog-post_10.html

 

 

Беглость | Чтение ракет

Беглость определяется как способность читать быстро, точно и с правильным выражением. Для того чтобы понять то, что они читают, дети должны уметь читать бегло независимо от того, читают ли они вслух или про себя. При чтении вслух беглые читатели читают фразами и соответствующим образом добавляют интонацию. Их чтение плавное и экспрессивное.

Дети, которые не читают бегло, говорят отрывисто и неуклюже. Эти учащиеся могут испытывать трудности с навыками декодирования или им просто нужно больше практиковаться в скорости и плавности чтения. Беглость также важна для мотивации; дети, которым чтение кажется трудным, как правило, не хотят читать! По мере того, как читатели переходят в старшие классы начальной школы, беглость речи становится все более важной. Объем чтения, необходимый в старших классах начальной школы, резко возрастает. Учащиеся, которые читают медленно или с трудом, будут иметь проблемы с выполнением требований к чтению на уровне их класса.

Как выглядит проблема

Точка зрения ребенка: как мне это кажется

Дети обычно выражают свое разочарование и трудности в общих чертах, например: «Я ненавижу читать!» или «Это глупо!». Но если бы они могли, то вот как дети могли бы описать, как трудности с беглостью в особенности влияют на их чтение:

  • Кажется, я просто застреваю, когда пытаюсь прочитать много слов в этой главе.
  • Я так долго что-то читаю.
  • Чтение этой книги отнимает у меня столько сил, что я даже не могу думать о том, что она означает.

Взгляд родителя: Что я вижу дома

Вот несколько подсказок для родителей о том, что у ребенка могут быть проблемы с беглостью речи:

  • Он умеет читать слова, но, кажется, ему требуется много времени, чтобы прочитать короткую книгу или проход молча.
  • Она читает книгу без всякого выражения.
  • Много спотыкается и теряет место, когда читает что-то вслух.
  • Она читает вслух очень медленно.
  • Она двигает ртом, когда читает молча (субвокализация).

Точка зрения учителя: то, что я вижу в классе

Вот несколько подсказок для учителей о том, что у учащегося могут быть проблемы с беглостью речи:

  • Ее результаты по количеству правильных слов в минуту ниже уровня класса или целевого ориентира .
  • Она испытывает трудности и расстраивается при чтении вслух из-за скорости или точности.
  • Он не читает вслух с выражением; то есть он не меняет своего тона там, где это уместно.
  • Она не «разбивает» слова на осмысленные единицы.
  • При чтении он не делает пауз на осмысленных перерывах в предложениях или абзацах.

Как помочь

С помощью родителей и учителей дети могут научиться методам преодоления проблем с беглостью речи, влияющих на их чтение. Ниже приведены некоторые советы и конкретные действия.

Что дети могут сделать, чтобы помочь себе

  • Отслеживайте слова пальцем, когда родитель или учитель читает отрывок вслух. Тогда вы прочтете это.
  • Попросите родителя или учителя прочитать вам вслух. Затем сопоставьте свой голос с их.
  • Перечитывайте любимые книги и стихи снова и снова. Практикуйтесь в том, чтобы становиться плавнее и читать с выражением.

Что родители могут сделать, чтобы помочь дома

  • Поддержите и ободрите своего ребенка. Поймите, что он или она, скорее всего, разочарованы чтением.
  • Обратитесь к учителям вашего ребенка, чтобы узнать их оценку навыков декодирования слов вашего ребенка.
  • Если ваш ребенок может хорошо расшифровывать слова, помогите ему развить скорость и точность:
    • Чтение вслух и попросите ребенка сопоставить свой голос с вашим
    • Предложите ребенку попрактиковаться в чтении одного и того же списка слов, фраз или коротких отрывков несколько раз
    • Напоминание ребенку о паузах между предложениями и фразами
  • Прочтите ребенку вслух, чтобы показать пример того, как звучит беглое чтение.
  • Дайте ребенку книги с предсказуемым словарным запасом и четкими ритмическими рисунками, чтобы ребенок мог «слышать» звук беглого чтения, когда читает книгу вслух.
  • Использование книг на кассетах; попросите ребенка следить за текстом в распечатанном виде.

Что учителя могут сделать, чтобы помочь в школе

  • Оценить учащегося, чтобы убедиться, что декодирование или распознавание слов не является источником затруднений (если декодирование является источником проблемы, декодирование необходимо решать дополнительно скорости чтения и фразировки).
  • Дайте учащемуся тексты независимого уровня, которые он или она сможет практиковать снова и снова. Регулярно измеряйте учащегося и подсчитывайте количество правильных слов в минуту. Учащийся может наметить свое собственное улучшение.
  • Попросите учащегося сопоставить свой голос с вашим при чтении вслух или с записью чтения на пленку.
  • Прочитайте короткий отрывок, а затем попросите ученика прочитать его вам.
  • Пусть учащийся потренируется читать отрывок с определенной эмоцией, такой как печаль или волнение, чтобы подчеркнуть выражение и интонацию.
  • Включите в свой учебный репертуар повторяющиеся чтения по времени.
  • Планируйте уроки, специально обучающие учащихся тому, как обращать внимание на подсказки в тексте (например, знаки препинания), которые дают информацию о том, как этот текст следует читать.

Дополнительная информация

Узнайте больше о проблемах с беглостью с помощью этих ресурсов:

< предыдущая | следующий >

Лучшие статьи

Специально для родителей

Аналитические записки

6 способов помочь ребенку бегло читать от корки до корки

Вы знаете его голос. Он глубокий, успокаивающий, надежный. Поклонники описали это как «провести рукой по дорогому бархату» или «выпить ушами насыщенный кофе со сливками».

Его голос повсюду: в фильмах, рекламе, аудиокнигах, видеоиграх и даже в приложениях для дорожного движения. Но что такого в Моргане Фримане, что делает его таким востребованным рассказчиком, пленяющим наши уши и сердца? С чего бы мне с удовольствием слушать, как он декламирует текст песни Джастина Бибера? (Интернет — странное место.) Что ж, часть его магии как рассказчика начинается с его навыков беглого чтения.

Что такое беглость чтения?

По мере того, как дети приобретают навыки чтения отдельных слов, они начинают работать со связным текстом: предложениями, абзацами и страницами текста. Как взрослые читатели, мы в основном читаем молча про себя. Но когда дети учатся читать, они читают вслух. Это позволяет учителям и семьям наблюдать за тремя важными составляющими беглости чтения: скоростью, точностью и выразительностью.

[Пере]читывание слов правильно и быстро не всегда означает, что дети поняли прочитанное.

Давайте посмотрим на каждый из этих ингредиентов в действии вместе с Морганом Фрименом. Когда он рассказывает фильм, он читает свои строки со скоростью, или скоростью 90 143 , 90 144, с которой зрителям удобно следовать: не слишком быстро, не слишком медленно, а в правильном темпе в зависимости от того, что он читает. Темп у него тоже плавный, а не прерывистый. Он точно произносит слова. Он проявляет выражение лица, делая паузу, когда делает важное замечание, или повышая тон голоса, когда задает вопрос. Конечно, он платный актер, который заранее читает сценарий, но все же. Его превосходное беглое чтение — одна из причин его успеха в качестве профессионального рассказчика.

Когда ребенок бегло читает, он может произносить слова точно и с относительной скоростью. Однако важно отметить, что правильное и быстрое чтение слов не всегда означает, что дети поняли прочитанное. Все мы, вероятно, слышали, как ребенок — или даже взрослый — читает текст с высокой скоростью, но монотонным голосом. Это неприятный опыт. (Помните эту забавную, но вызывающую головную боль рекламу из 80-х?) Это также признак того, что ребенок может не понимать, что он читает.

Мы хотим, чтобы дети читали с соответствующей скоростью, точностью, и выражением, как Морган Фриман. Если ребенок читает так быстро, что не делает пауз в нужных местах и ​​не меняет тон голоса, то, скорее всего, он не понимает, что читает. Вот почему выражение является ключевым. Понимание правильных формулировок и пунктуации способствует созданию смысла.

Почему беглость важна для чтения?

Беглость очень важна для чтения, потому что дети, которые бегло читают, узнают больше слов автоматически и тратят меньше времени на их произнесение (также называемое декодированием). Это освобождает их мозг, чтобы сосредоточиться на осмыслении слов, которые они читают. Они могут быстрее использовать свой словарный запас и базовые знания, что означает, что понимание прочитанного может происходить легче. Действительно, беглость чтения напрямую влияет на понимание прочитанного.

На приведенном ниже рисунке пирамиды беглость речи, центральный треугольник, можно рассматривать как мост, который помогает читателям сочетать понимание языка (нижний левый треугольник) с навыками декодирования (нижний правый треугольник) для достижения понимания прочитанного (верхний треугольник). .

У детей в первом и втором классе наблюдается значительный и важный рост беглости чтения. Типичный читатель прогрессирует от чтения вслух около 30 правильных слов в минуту в середине 1-го класса до чтения вслух около 100 правильных слов в минуту к концу 2-го класса. Этот рост открывает перед читателем двери для понимания и изучения совершенно нового мира. идей!

Беглость чтения во многом определяет понимание прочитанного.

Дети, которые борются с беглостью речи, могут избегать занятий в классе, где их просят читать вслух из-за боязни смущения или чувства разочарования. Они могут проявлять мало интереса к чтению книг для удовольствия. Когда дети не участвуют в чтении, они упускают важные возможности для дальнейшего развития своих навыков чтения. Важно, чтобы учащиеся получали время и поддержку для работы над своими навыками беглого чтения.

Что вы можете сделать, чтобы поддержать беглость чтения вашего ребенка дома?

Вы можете многое сделать, чтобы помочь своему ребенку улучшить навыки чтения. Вот несколько советов, которые можно попробовать, чтобы улучшить беглость речи. Они отлично подходят для детей всех возрастов.

1. Слушайте, как ваш ребенок читает вслух

Первый шаг к тому, чтобы помочь вашему ребенку развить беглость речи, — это прослушать, как он читает вслух страницу или около того текста, соответствующего его классу. Слушая, как читает ваш ребенок, вы сможете лучше понять, где ему может понадобиться наибольшая поддержка.

Работа над беглостью обычно начинается примерно в середине первого класса. Дети начали учиться расшифровывать отдельные слова и теперь читают эти слова в связных предложениях. В результате они могут начать практиковать чтение с точностью, скоростью и выразительностью. Дети продолжают развивать свои навыки беглой речи в классах 2–12, поскольку они сталкиваются с текстами с более длинными предложениями и более сложной лексикой.

Если ваш ребенок по-прежнему произносит много слов, возможно, ему потребуется дополнительная помощь в расшифровке, прежде чем сосредоточиться на беглости речи. Ознакомьтесь со статьей моей коллеги Лесли Юдман «Разгадка тайны: как помочь вашему ребенку взломать звуковой код» для получения дополнительной информации о декодировании и советов о том, как поддержать вашего ребенка.

2. Создайте семейную группу

Шучу. Ну вроде.

Один из забавных способов помочь вашему ребенку развить беглость чтения — это так называемое хоровое чтение. Используя эту стратегию, вы и ваш ребенок (и все, кто захочет присоединиться!) вместе читаете рассказ вслух и с одинаковой скоростью. Это может показаться странным, но это обычная практика в классе. Видео «Хоровое чтение» на YouTube даст вам хорошее представление о том, как оно выглядит. (Оно адресовано учителям, но придерживайтесь его. Перейдите к минуте 3:33, если у вас мало времени.)

Чтение хором — отличное упражнение, которое можно повторять несколько раз. Детям полезно многократно читать один и тот же текст. Нам всем полезно практиковаться, а многократное чтение дает детям больше возможностей отточить свою точность, скорость и выразительность. Вы можете поспорить, что как профессиональный рассказчик, Морган Фриман читает и перечитывает свой сценарий, чтобы он тоже мог попрактиковаться в беглости речи, прежде чем говорить в микрофон.

Повторное чтение также позволяет детям глубже вникать в тексты и укреплять их понимание того, что они читают. Если вам когда-либо приходилось перечитывать инструкции при сборке мебели, то вы знаете, какую пользу может принести второе (или, может быть, даже третье) чтение. Вы улавливаете детали, которые не заметили в первый раз.

3. Модель, модель, модель

Читайте вслух своему ребенку и моделируйте беглое чтение с соответствующей скоростью, точностью и выразительностью. Это может быть книга с картинками, глава книги, интересная статья в газете или журнале или вообще где-то еще. Департамент образования штата Миссисипи порекомендовал несколько отличных книг для каждого класса.

Не беспокойтесь о длинных текстах. Вам не нужно моделировать беглость со всем этим! Вы можете использовать фрагменты по 100 слов или около того.

Цель чтения не в том, чтобы правильно читать как можно больше слов в минуту. [Это] способность понимать все более и более сложные тексты.

Вы даже можете сочетать книги с их аудиоверсиями, чтобы ваш ребенок мог следовать за опытным беглым читателем. Storyline Online и PBS Kids Read-Alongs — два бесплатных онлайн-ресурса, на которых знаменитости читают детские книги вслух.

Для читателей старшего возраста поговорите со школьным или местным библиотекарем о сочетании печатной версии книги с ее аудиоверсией. Есть также несколько веб-сайтов и приложений, предлагающих бесплатные аудиокниги.

4. Практика, практика, практика

Дети учатся на практике. Прослушав, как вы читаете вслух отрывок текста, ваш ребенок может потренироваться, пытаясь прочитать его вам вслух.

Если ваш ребенок испытывает затруднения, постарайтесь не лезть сразу, чтобы помочь ему. Ценная модель, которую следует запомнить, — это пауза-подсказка-похвала. Делайте паузы, чтобы дать им время попытаться определить, как произносить слово, или самостоятельно исправить ошибку. Если ваш ребенок застрял, предложите ему несколько советов, чтобы вернуться на правильный путь. (Один из полезных советов для беглой речи — физически следить за словами во время чтения. Это может быть палец или даже кисть.) Затем начинается самое простое: похвала. Сообщите ребенку, когда он продемонстрировал большие усилия и успех.

5. Сосредоточьтесь на теме или тексте, который им нравится

Не превращайте чтение в занятие, которого они боятся. Вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать! Найдите книги по темам, которые им нравятся. Ваш местный библиотекарь наверняка будет рад помочь вам найти множество вариантов.

Если ваш ребенок сейчас ничем особенно не увлекается, перечитайте некоторые из его любимых книг. (Помните, что повторение полезно для детей, которые учатся читать.) Спросите их, что им нравится в этих книгах, и подумайте о том, чтобы попытаться найти другие, затрагивающие аналогичные темы или написанные тем же автором или иллюстратором.

6. Оставайтесь на связи со своим учителем

Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с беглостью чтения, как только он начинает читать более длинные тексты, поговорите с его учителем, чтобы узнать, что он замечает в школе. Спросите их, требуется ли дополнительная поддержка или оценка.

Если ваш ребенок отлично бегло читает длинные книги, он может быть готов к более сложным текстам. Поддерживая связь с учителем вашего ребенка, вы будете уверены, что встречаете своего ребенка там, где он есть.

Свободное владение языком имеет основополагающее значение

Хотя лишь немногие счастливчики, такие как Морган Фримен, зарабатывают большие деньги за свои выдающиеся навыки повествования, мы все выигрываем от хорошей беглости чтения. Это помогает нам тратить меньше времени на озвучивание отдельных слов и больше времени на осмысление сообщения и идей автора. Помните: цель чтения не в том, чтобы правильно читать как можно больше слов в минуту. Цель состоит в том, чтобы понимать все более и более сложные тексты по мере того, как мы становимся более сильными читателями.

В следующем блоге этой серии мы рассмотрим важную роль словарного запаса в процессе чтения, так что следите за обновлениями! Чтобы вернуться к публикациям, которые мы уже публиковали, см.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *