Содержание

пошаговая инструкция с советами экспертов

Родители малышей часто задаются вопросом: «Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях?» Ведь школа не за горами, и многие дети приходят уже подготовленными — умеют читать и считать

Анастасия Наумова

Автор КП

Наталья Манухина

Кандидат психологических наук,
семейный психолог

Ирина Данилина

Методист образовательной
онлайн-платформы Учи.ру

Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше. Но стоит ли торопиться с обучением? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно проследить за тем, как развивается интеллект детей в раннем возрасте.

До 5 лет у малыша сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за эмоции, фантазии и творческую деятельность. Ребенку в этом возрасте сложно запомнить и распознать буквы, цифры и другие символы. Поэтому обучать детей алфавиту до 5 лет психологи и педагоги не рекомендуют. Однако это не значит, что до этого возраста нужно вовсе отложить любые книги. Как раз напротив: родителям лучше как можно чаще читать малышу сказки и рассказы, которые ему нравятся. Если с раннего возраста показывать ребенку, что чтение – это увлекательный процесс, изучение букв в дальнейшем пройдет с гораздо большим энтузиазмом.

После 5 лет интеллект детей меняется: они становятся более усидчивыми, внимательнымм и сосредоточенными. Все потому, что левое полушарие, отвечающее за анализ, логику и запоминание, делает большой скачок в развитии. Именно поэтому обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет.

Как понять, что ребенок готов обучаться?

Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, и развитие его способностей происходит линейно – это нельзя изменить или ускорить.

К 3-4 годам ребенок еще не может понять разницу между такими понятиями, как звук, буква, слог и слово. В таком возрасте дети могут сложить буквы в слог и даже запомнить, как он пишется. Но прочитать и тем более понять прочитанное им сложно. Поэтому нет никакого смысла торопить события, пытаясь «проскочить» какой-то этап развития. Ближе к 6-7 (иногда к 5) годам у детей обычно появляется желание читать.

Специалисты по дошкольному воспитанию детей выделяют несколько признаков того, готов ли ребенок учиться читать, на которые родители могут ориентироваться.

Признак 1

Ребенок активно разговаривает и понимает значение того, о чем говорит. Речь связная, продолжительная и состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести к задержке развития речи. Объясняется это тем, что в то время, когда мозг должен активно работать над формированием речи, его «переключают» на запоминание звуков, букв и слогов.

Признак 2

У ребенка уже развился фонематический слух — проще говоря, он различает звуки. То есть малыш легко может понять на слух, чем отличается «дом» и «том», «лук» и «люк».

Признак 3

Малыш произносит все звуки без ошибок, не картавит и не шепелявит. Если не устранить проблемы с произношением, ребенок будет неверно ассоциировать буквы со звуками.

Если есть трудности с выговариванием, перед началом обучения стоит поработать с логопедом. Однако имейте в виду, что детям до 5 лет помощь логопеда не требуются. Корректировать произношение звуков нужно позднее, если речь малыша сама не исправится.

Признак 4

У ребенка развита логика, он хорошо ориентируется в пространстве и понимает, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево».

Иногда дети путают, с какой буквы начинать чтение, или даже пытаются полностью прочитать слова «зеркально», то есть с конца. Чтобы научиться читать, важно, чтобы малыш умел следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

Признак 5

Ребенок усидчив и умеет концентрироваться. Он может сосредоточиться на какое-то время, занимаясь чем-то одним, например лепкой или рисованием.

Признак 6

У сына или дочки есть интерес к книгам. Без этого, конечно же, никуда. Нельзя заставлять малыша читать через силу. Это может навсегда отбить желание заниматься чтением. Чтобы ребенок полюбил читать, важно, чтобы родители подавали соответствующий пример, например, читая ребенку книги, которые его увлекают. Делать это можно с раннего возраста, еще до обучения чтению. Вот увидите, со временем ему и самому будет интересно узнать, что же такое написано на этих красочных страницах.

Иногда проблемы с чтением появляются из-за того, что у детей нарушен слух. В такой ситуации следует обратиться за помощью к сурдопедагогу.

Если у ребенка есть перечисленные признаки или хотя бы их часть, можно приступать к обучению. Но перед этим с малышом нужно провести небольшую подготовку.

Читайте также

«Собачка и котик»: учим малыша простому счету

Счет неотрывно связан со всей нашей жизнью и является ее важным элементом. Но как научить ребенка считать от 1 до 10 и вообще разбираться в цифрах так, чтобы обучение стало радостью, а не наказанием?

Подробнее

Как подготовить ребенка к чтению

Чтобы ребенок быстрее научился читать, у него должно быть развито чувство ритма и фонематический слух. Чтобы развить первое качество, используйте музыку и танцы. Включите ритмичную музыку и в игровой форме (веселясь, дурачась и развлекаясь) продемонстрируйте ребенку, какой у музыки ритм. Танцуйте, выполняя движения под музыку, и постепенно малыш начнет повторять за вами, научившись чувствовать ритм.

Узнавание и последующее воспроизведение звуков, то есть фонематический слух, развивайте с помощью следующих упражнений.

Упражнение 1

Расскажите ребенку, что каждое слово состоит из отдельных букв. Начните изучать простые слова (мама, папа, кошка, собака). С помощью них продемонстрируйте, с какого звука начинается и каким заканчивается определенное слово. На данном этапе важно четко проговаривать согласные буквы, как бы выделяя их голосом, а гласные – тянуть. Таким образом ребенок, сам того не осознавая, научиться интуитивно их различать.

Когда малыш поймет объяснения, предложите ему назвать первый и последний звук произнесенных вами слов. Постепенно переходите от простых к более сложным словам, дожидаясь момента, когда и их разбор будет даваться без труда.

Упражнение 2

Назовите звук и попросите ребенка назвать слово, начинающееся с этого звука.

Упражнение 3

После того как малыш хорошо справится с предыдущим упражнением, сыграйте с ним в «Слова». Назовите слово и попросите назвать следующее, начинающееся на букву, которой окончилось названное вами слово.

Упражнение 4

И наконец, самое трудное упражнение. Договоритесь с ребенком, что он будет искать какой-либо звук в словах, которые слышит. Произносите любые слова, а малыша попросите хлопать в ладоши каждый раз, как он услышит нужный звук.

Если ребенок легко справляется с заданиями – можно начинать обучение.

Обучать детей чтению специалисты советуют не раньше 5-6 лет. Фото: pixabay.com

Пошаговая инструкция по обучению ребенка чтению

Итак, вы поняли, что малыш достаточно развит, чтобы научиться читать. Он понимает, что слова состоят из звуков и умеет выделять отдельные звуки из слов. При этом ребенок тянется к полке с книгами, ему нравится слушать рассказы и, возможно, он уже даже мечтает сам прочесть, что написано в его любимых книжках. Значит, пришла пора учиться. Как правильно это делать?

Начинайте с малого

Учите буквы и закрепляйте знание звуков, например, на прогулке. Нарисуйте палочкой на земле букву, затем слог. Можно собирать буквы из камушек. Ребенку будет интересно узнавать знакомые буквы, а затем и слоги на вывесках. Покажите, что слова, состоящие из слогов и букв, окружают нас повсюду.

Позднее можно учиться не только на улице, но и дома. Обустройте специальное место для учебы. Пусть там будет удобная мебель – стул и стол для письма и чтения. Настройте правильное освещение. Разместите недалеко полку для книг.

Учите ребенка быть аккуратным и организованным

Для начала крохе на обучения хватит всего 10 минут в день. После этого попросите его вернуть вещи (книжку, тетрадь, ручку или карандаш) на то место, где они лежали. Только ни в коем случае не заставляйте его делать это через силу. И тем более не повышайте на него голос и не ругайтесь, если что-то сделано не так, как бы вам этого хотелось. Процесс должен проходить в непринужденной или даже игровой форме.

Читайте сами

Ребенок смотрит на родителей и старается быть похожим на них. Поэтому важно самому любить то, чему хочется научить детей. Читайте с удовольствием и развивайте в семье любовь к литературе. Можете создать традицию — например, всей семьей читать по вечерам.

– Вовлечь ребенка в какую-либо деятельность можно только одним путем: заниматься ею вместе с ним и при нем. Соответственно, если старшие родственники читают много, то и ребенок начинает интересоваться тем, что делают взрослые, — говорит Наталья Манухина, кандидат психологических наук и семейный психолог. — Вот только что именно они читают? Если бумажные книги, то малыш тоже может начать их брать, трогать, смотреть, заглядывать, рассматривать буквы, складывать в слова, то есть читать. Если же взрослые читают только электронные книги, с экрана гаджетов или компьютеров, то ребенок долго к этому не проявит интереса. Его больше будут увлекать движущиеся картинки: мультфильмы и электронные игры.

Важно не только читать рассказы и сказки, но и обсуждать прочитанное с малышом. Если ребёнок совсем маленький, задавайте ему простые вопросы: про кого эта сказка? кто нарисован на картинке? Когда кроха подрастет, можно спрашивать что-то более сложное: почему герой рассказа поступил именно так? что бы ты сделал на его месте?

Читайте также

От первых линий до целого слова: как научить ребенка писать

И вот на листе бумаги появляются первая буква, первое слово. Неровные и неуверенные, но такие долгожданные. Как помочь малышу развить навык письма в домашних условиях и нужно ли это делать до школы — об этом мы поговорили с педагогами

Подробнее

Переходите от простого к сложному

Начните обучение со слов с повторяющимися слогами (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Только после того, как малыш их освоит, переходите к более сложным для ребенка конструкциям, в которых разные слоги (кош-ка, де-ре-во, ве-тер).

Купите обучающие материалы

Дети обучаются через игры, поэтому в доме должны быть кубики с буквами, магнитная азбука и другие развивающие предметы. Ребятам постарше купите несколько хороших учебников. Например, буквари В. Горецкого, Н. Павлова, Д. Фонина.

Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по дому. Периодически меняйте карточки местами. Постепенно ребенок запомнит их все. Потом проделайте то же с согласными.

– Игра для детей дошкольного возраста вообще является ведущей деятельностью, – говорит Наталья Манухина. – Поэтому если учебный материал подавать в форме игр, знания усваиваются по мере развития умений. Ребенок действует все более ловко, и это ему нравится, а с навыком укладываются и знания.

Развивайте ассоциативное мышление

«А» — арбуз, «Б» — белочка, «В» — велосипед.

Дети легче запоминают информацию визуально, с помощью красочных изображений и понятных объектов, а не через утомляющее заучивание символов. Но старайтесь делать так, чтобы малыш не привязывался к одному лишь образу и не ассоциировал букву только с ним. Используйте для изучения разные слова. Например, если в одном занятии «А» — это арбуз, в другом пусть будет альбом или аист.

Повторяйте изученное ранее

Не зря говорят, что повторение – мать учения. Начинайте каждое занятие с закрепления материала, который изучили в прошлый раз. Дополнительно можно освежать информацию где угодно и когда угодно: на прогулке в парке, в очереди в магазине или в машине, по дороге домой.

Сочиняйте

Память и фантазия – это то, что можно и нужно развивать у ребенка ещё до обучения чтению.

– Как я замечаю в своей практике семейного психолога, в семьях, где и читают, и сочиняют сами взрослые, дети читают и лучше, и больше. Сочинять можно везде: на прогулке, в транспорте, дома и на отдыхе. Темы любые: про людей, машины, облака, букашек, птичек, буквы, героев игр, да про что угодно! Для ребенка фантазировать — это естественно, – напоминает Наталья Манухина. – Если же его истории еще и записывать (сначала взрослые, потом он сам), то сочинять самому и сравнивать с тем, что пишут другие, становится естественным увлекательным занятием. Ребенок становится не только читателем, но и автором, что может ему очень пригодиться в будущей учебе.

Относитесь с пониманием и заботой

Вам как взрослому процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Не нервничайте, если у крохи что-то не получается, и не заставляйте его заниматься через силу. Все придет со временем. Имейте терпение, умейте ждать и проявляйте понимание на каждом этапе обучения. Хвалите малыша даже за небольшие успехи – и, вот увидите, вскоре ему понравится учиться.

Взрослому человеку процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Фото: pixabay.com

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ирина Данилина, методист образовательной онлайн-платформы Учи.ру

Как научить ребенка читать по слогам?

Чтобы ребенок быстро научился читать по слогам, не нужно учить буквы в алфавитном порядке. Предложите малышу сначала изучить несколько гласных букв, а затем прочитать их вместе (например, «ау»). Затем добавьте к ним согласные. Так с первых занятий ребенок учится читать сочетания букв, а затем и слоги.

Начинайте изучение алфавита со звуков, не используйте названия букв. Вот так: это звук «м» (не «эм»), это звук «о», вместе звучат как «мо». Так ребенок научится читать по слогам намного быстрее.

Как научить ребёнка быстро читать?

Самое главное – это понимание текста. Если есть понимание, то скорость будет расти сама собой. Чтобы ребенок научился читать быстро, убедитесь, что он знает все звуки и не путает их. Большой скачок в скорости произойдет тогда, когда ребенок не будет допускать ошибок в звучании букв.

Не торопите ребенка, если он допускает ошибки. Вернитесь и повторите звуки еще раз. Дальше только систематическое чтение по 10-15 минут в день и отработка навыка. А когда ребенок овладеет хорошей техникой чтения от 40-50 слов в минуту, можно использовать различные методики скорочтения. С помощью них можно развить скорость чтения до 1000 слов в минуту.

Почему ребёнок не хочет читать?

Нужно понимать, что если ребенку читать неинтересно, то он не захочет. Вот основные причины, почему у детей нет желания читать:

  1. Неправильно подобрана книга, неподходящий жанр или тема текста.
  2. Ребенок не понимает прочитанный текст, читает автоматически, не вдумывается в смысл.
  3. Нет мотивации и интереса.
  4. Ребенок совершает много ошибок в звучании слогов, от этого не понимает прочитанные слова.
  5. Чтение воспринимается как наказание.

Что с этим делать?

Читайте также

Мотивация ребенка к обучению в школе

«Комсомолка» рассказывает почему дети так ждут Дня знаний, но через неделю вдруг начинают болеть и подсказывает как сделать так, чтобы у ребенка была мотивация к обучению

Подробнее

Правило 1

Читайте ребенку самостоятельно книги разных жанров. Попробуйте найти те, что его заинтересуют, чтобы он с нетерпением ждал продолжения. Выбирайте книги в соответствии с потребностями ребенка. Если интересно узнавать новые факты о мире, выбирайте познавательные книги. Если интересно узнавать, как развивается жизнь героев из вымышленной Вселенной, выбирайте фантастические книги. И так далее.

Правило 2

Когда вы найдете подходящие книги, остановитесь читать на самом интересном месте. Ребенок проявит интерес, захочет узнать, что было дальше.

Правило 3

После того как ребенок прочитал книгу или даже маленький текст, всегда интересуйтесь, о чем был рассказ, что нового он узнал из него, как можно полученную информацию применить в жизни, какие выводы сделать. Так вы формируете у малыша вдумчивое чтение.

Правило 4

Не заставляйте ребенка читать. Привить любовь к чтению можно лишь через интерес.

Правило 5

Читайте сами, показывайте пример ребенку. Рассказывайте об интересных фактах и историях из книг, которые прочитали.

Правило 6

Играйте в игры с ребенком. Находите на скорость слова на загаданную букву, ищите спрятанные слова в тексте. Развивайте воображение, интересуйтесь, какие события могут быть в книге дальше. Обращайте внимание ребенка на вывески в магазинах, на этикетках, упаковках, чтобы он искал знакомые буквы.

Читайте также

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно

В идеальном мире дети сами и спать укладываются, и уроки делают — но увы, в реальности все не так. Большинству родителей школьников все-таки приходится помогать им с домашним заданием

Подробнее

Фото на обложке: pixabay.com

Made on

Tilda

Что делать, если ребенок не хочет учиться читать: 3 совета

– Я уже давно занимаюсь с ребенком, почему он не читает?

– Мой неохотно берется за книжку, капризничает, ищет повод, чтобы уклониться.

– Занимаюсь с дочкой несколько месяцев, ходим на подготовку к школе, но она все еще не читает и не хочет учиться.

– Я уже давно занимаюсь с ребенком, почему он не читает?

– Мой неохотно берется за книжку, капризничает, ищет повод, чтобы уклониться.

– Занимаюсь с дочкой несколько месяцев, ходим на подготовку к школе, но она все еще не читает и не хочет учиться.

Несмотря на удивительные возможности, которые дают образованию современные технологии, родители часто сталкиваются с нежеланием ребенка учиться. Но больше всего оно удивляет в дошкольниках 5-6 лет.
– Откуда взялось? Ведь это дети, и им должно быть интересно все новое!

У школьников нежелание учиться, увы, распространенный симптом.
В их случае причину можно искать как внутри семьи, так и вовне: отношениях с учителями в школе, с одноклассниками.
В случае с дошкольниками причина одна – какая-то ошибка родителей в организации занятий, в отношении к ним.

Читания – увлекательное приложение для обучения чтению детей 3-7 лет

Красочное путешествие в мир сказки позволит вашему ребенку погрузиться в изучение букв и слогов. Обучение чтению перестанет быть скучной, рутинной задачей и станет веселым приключением по спасению Волшебной страны. В основе игры методика кубиков Зайцева

В этой статье мы выделим 3 причины, почему ребенок не хочет учиться читать, а также предложим 3 решения. Обратите внимание на них, и прогресс в обучении вашего ребенка станет заметнее.


Почему мы учим читать дошкольника?

Если вы откроете школьную Азбуку, то вам станет понятно, что она написана для уже читающего ребенка.
Постепенно и незаметно наших детей перестали учить читать в школе. Хорошо это или плохо, причины, почему это случилось – темы для отдельной статьи.
Так что принимаем как факт – обязанность научить ребенка читать и отправить в школу читающим – лежит на родителях.

Поэтому родители не только учат детей читать, но стараются в этом преуспеть. Переживают, что если ребенок будет плохо читать, то пока весь класс будет прочитывать текст и отвечать на вопросы, их ребенок будет с трудом соединять буквы в слова. Это приведет к отставанию по другим предметам.

Из отстающего в неуспевающие, а дальше в неуспешные – никто не хочет для ребенка такого развития. Поэтому и стараются родители подготовить детей к школе заранее, подготовить хорошо.

Чтобы было больше времени и сил на адаптацию к новым школьным реалиям.
Чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, смелее, умнее. Это правильные и нужные рассуждения любящих родителей. Но что же дети?

А они при таком подходе говорят, что им скучно, непонятно, неинтересно… Начинают увиливать, избегать занятий. Хнычат, капризничают.
Родители заставляют, настаивают, пытаются заинтересовать и рано или поздно добиваются результата – ребенок идет в школу читающим.

Причина №1: Родители гонятся за результатом и не увлекают ребенка процессом

Взрослые требуют от ребенка результат – уметь читать бегло, владеть техникой чтения.
Но не заинтересовывают самим процессом («читаю потому, что интересно»). В этом случае ребенок со временем также будет нацелен на результат («прочитаю сколько скажете, что скажете и отстаньте»).
Для ребенка чтение становится нежеланным и даже мучительным.

Таким образом, большинство родителей стремятся научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу примерно так:

«Я учу ребенка читать, чтобы в первом классе он чувствовал себя не хуже других.
Чтобы проще адаптировался, привык к школе, чтобы на первых порах ему было легче учиться»

При этом родители видят цель обучения чтению в следующем: ребенок знает буквы, соединяет в слоги, воспринимает слово целиком, читает предложения.
Как правило, добившись этого результата, родители останавливаются.
Часто останавливаются, когда ребенок пошел в школу, считая свою задачу выполненной.

Но существует вторая часть задачи «зачем я учу ребенка читать», которую родители обычно упускают из виду.
Это – долгосрочная цель, результат которой настолько далекий, что его можно не заметить. Вот она:

«Я учу ребенка читать, чтобы он полюбил чтение»

Ребенок, который полюбит чтение, будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию из текстов,
понимать разные тексты – художественные, научные, информационные, уметь их анализировать, выделять главное.

Не замечать в обучении чтению второй задачи все равно, что за деревьями леса не видеть.

Поэтому, кроме достижения непосредственного результата, важно сделать так, чтобы сам процесс обучения и чтения доставлял ребенку удовольствие. Вы читаете интересные книжки вместе (для дошкольников и начальной школы),
затем ребенок сам начинает читать книги, вы помогаете подобрать ребенку книги по возрасту и интересам, обсуждаете прочитанное. Формируете интерес к чтению до школы, поддерживаете его в начальной и средней школе.

Решение 1: Переключитесь на процесс.
Уберите контроль и проверки. Не стремитесь убедиться,
что ребенок усвоил, понял что-то в технике чтения – все это стремление зафиксировать результат,
акцент на котором сейчас для вас с ребенком вреден. Как можно больше читайте с ребенком интересные вам обоим книги, обсуждайте.
Ребенок должен почувствовать, что читать – интересно.

Высококвалифицированный специалист и ученый Татьяна Черниговская рассказывает о том, как правильно подготовить ребенка к чтению, чтобы он не только научился читать, но и всем сердцем полюбил книги.

Причина №2: Взрослые недооценивают сложность обучения

Обучение чтению – сложная задача, но из-за ее недооценки и нацеленности на быстрый результат, которые транслируют взрослые,
эта задача начинает казаться ребенку еще более сложной, чем она есть на самом деле. Неудивительно, что ребенок начинает избегать учиться читать, а потом и читать вообще.

Вы давно научились читать и скорее всего не помните, какие трудности при обучении чтению были у вас. Вам кажется, что научиться читать легко.
А ребенку трудно. Своим непониманием, скептическим отношением («Да меня вообще никто не учил, сам научился!») или давлением («давно пора уже читать, скоро в школу!»)
вы неосознанно обесцениваете усилия ребенка, тем самым демотивируя его и создавая отношение к чтению, как к чему-то непосильному и неприятному.
Неудивительно, что подсознательно ребенок начинает
не хотеть учиться читать и говорит: «скучно, неинтересно, не хочу».Наука, кстати, подтверждает, что научиться читать непросто. Ученые пришли к выводу, что

обучение чтению – сложный когнитивный процесс, связанный с организацией памяти, внимания, оперированием образами. Преобразованием их в словесно-логическую форму и наоборот, декодированием символов (в процессе чтения) в образы, распознавание и манипуляции с ними.
Сложный, потому что разную информацию кодируют разные участки головного мозга. В процессе чтения участвуют отделы, которые ответственны за обработку звуковых и визуальных образов, речевые центры, краткосрочная и долговременная память. Всего порядка 17 зон мозга.
Каждая отвечает за свою область: одна – за зрительное восприятие, другая – соотносит звуки и буквы, третья – распознает смысл прочитанного.

Т.В Черниговская, доктор биологических наук, нейролингвист

Скорость освоения чтения у детей определяется скоростью созревания отделов головного мозга. Это созревание происходит неравномерно (гетерохронно).
Такое неравномерное развитие – норма для ребенка. Как на плодовом дереве не распускаются все цветы и не созревают все плоды одновременно.

Гетерохронией развития, отчасти, объясняется, что часто дети в определенный период буквы знают,
а соединить их в слоги не могут или не могут прочесть слова – всему свое время.
Просто будьте гибкими и отнеситесь с пониманием к этим временным трудностям.

Стоит также добавить, что кроме гетерохронного развития отделов головного мозга, актуального для всех,
у вашего ребенка могут быть свои особенности в обучении. Равняться на других детей, на мнение специалистов, конечно надо,
но не стоит придавать этому слишком большое значение. Правильно будет не загонять своего ребенка в чужие рамки,
а заметить, найти его сильные и слабые стороны. И в дальнейшем использовать их для учебы, для раскрытия его потенциала развития.

Решение 2 Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том,
что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.

Если у ребенка не получается научиться читать быстро, если у него трудности – не обсуждайте с родственниками, особенно при ребенке.
Ведь он все слышит и подсознательно подстраивается под представления своих близких – мамы и папы. Верьте в потенциал ребенка и эта вера удивительно преобразит его, а ваши отношения только выиграют.
всякий раз, когда вам покажется, что «уже давно бы ему надо читать», «я-то в его возрасте сам научился…»,
вспоминайте про сложность задачи и про физиологические условия готовности ребенка.
Переключайтесь на процесс – и занимайтесь с ребенком в свое удовольствие.
Да-да, именно в свое удовольствие. Вам должны быть тоже интересны занятия с ребенком.

Сумейте увидеть в этих занятиях ценность для себя! Как? Посмотрите на ваши занятия под другим углом. Ваш ребенок осваивает сложный для него навык чтения…
А ведь вы в этот момент осваиваете не менее сложный навык: вы учитесь понимать его возможности и не спешить. Это умение понадобится и в школьный период, да и во взрослой жизни.
Наблюдайте за ребенком, узнавайте его особенности, преодолевайте вместе с ним первые учебные трудности. Так что у вас с ребенком в каком-то смысле одна цель.

Причина №3: Выбранная методика не подходит вашему ребенку

Неподходящая методика обучения, не соответствующая возрастным особенностям, сильно замедлит процесс обучения чтению. Мы далеки от того, чтобы противопоставлять звуковой и складовой методы. В защиту каждого из них написано немало литературы.
Но если вы замечаете, что проблемы в отношении ребенка к занятиям чтением связаны именно с непониманием того, что вы ему объясняете, вполне вероятно,
что вы столкнулись именно с этой трудностью.

О разнице методик обучения чтению читайте в нашей статье «Как научить ребенка читать» .
Здесь же вкратце скажу, что наиболее распространены два принципа обучения детей чтению: складовой и звуковой.
Кроме них, встречается обучение чтению целыми словами и другие подходы, но здесь мы остановимся только на этих двух.

По складам русских людей учили читать с древности.
Постепенно складовой метод упростился. Склад – это 1 или 2 буквы (согласная плюс гласная). Так будут выглядеть слова, разделенные на склады: с-то-л, ка-р-ти-на, а-р-бу-з, се-мь-я.

  • Складовой метод при обучении детей использовал Л.Н.Толстой, впоследствии этот метод доработал в 90-х годах преподаватель-филолог Н. А Зайцев.
    Он расположил склады в таблице и на гранях кубиков (кубики Зайцева). Все склады известны, ребенок смотрит, пишет, играет и постепенно запоминает их.
    Такое обучение подходит для младших дошкольников: склад воспринимается, запоминается и произносится ребенком как единое целое. При последовательном произнесении складов получается все слово.
  • Звуковой (фонетический) метод обучения чтению позаимствовало русское дворянство во второй половине 19 века из немецкого языка.
    В нем каждая буква (точнее звук) нанизывается, как бусинки на нитку друг к другу. Этот метод взяла за основу, развила и модифицировала советская педагогика.
    Если вы отдадите ребенка на подготовку к школе в школу, там его будут учить таким методом. При таком подходе заучиваются отдельные буквы (звуки), с помощью которых ребенок учится составлять и разбирать слова.

Для обучения чтению звуковым методом ребенок должен дорасти.
Аналитико-синтетические функции мозга, необходимые для обучения ребенка этим методом
(проанализировать слово, разложить его на звуки и синтезировать их обратно в слово) возникают у ребенка после 6-7 лет.
Так что вполне естественно, что дети могут испытывать с этим трудности.

Кроме того, детям дошкольного возраста важно играть. Игра – их возрастная особенность.
Важно не лишать ребенка этой потребности в угоду занятиям.

Решение 3 Сделайте перерыв в занятиях на 1-2 недели, а дальше попробуйте заниматься по другой методике, другим пособиям.
Встраивайте ваши занятия в игру или наоборот – игру в занятия. Фантазируйте, придумывайте, пробуйте.

Читания – увлекательное приложение для обучения чтению детей 3-7 лет

Красочное путешествие в мир сказки позволит вашему ребенку погрузиться в изучение букв и слогов. Обучение чтению перестанет быть скучной, рутинной задачей и станет веселым приключением по спасению Волшебной страны. В основе игры методика кубиков Зайцева.

Выводы

  1. Сделайте акцент в обучении на процесс. Настройтесь, что обучение чтению может занять время.
    Пусть другие родители хвалятся, «как их ребенок быстро научился читать», а у вас другая задача – научиться понимать своего ребенка,
    заметить его сильные и слабые стороны.
    Получить совместное удовольствие от освоения этого первого сложного учебного навыка (ребенок учится читать, а вы учитесь учить ребенка).
    Главное, каждый раз, усаживаясь заниматься, вспоминайте: вы не учите ребенка читать, вы учите его любить чтение.
    От этой простой установки все, что вы делаете, изменится.
  2. Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том,
    что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.
  3. Выбирайте методику обучения чтению, а также степень игровой подачи материала в соответствии с возрастом ребенка.
    Если что-то не получается – делайте перерыв в занятиях и пробуйте другие способы.

Ребёнка важно не только научить читать, но и привить ему любовь к чтению. В видео автор проекта об образовании и воспитании детей Надежда Папудогло рассказывает о том, как не отбить у ребенка любовь к книгам и как помочь ему полюбить чтение.

Во всех непонятных случаях, вам поможет игра для обучения чтению ЧИТАНИЯ , которое было создано, чтобы ребенок играл и учился читать сам,
с интересом и желанием продвигаясь вперед.

Успешных вам учебных практик с детьми!

Наталья Соснина

Соавтор и методист обучающего приложения «Читания». С 2016 года совместно с мужем и детьми разрабатывают игру, чтобы сделать обучение чтению интересным и понятным. В основе приложения лежит методика складового чтения Н.А. Зайцева. Свободное время любит проводить с семьёй и путешествовать.

Подробнее о Наталье в VK, Instagram и YouTube-канале «Читания».

Другие наши статьи

  • Как научить ребенка читать
  • Метод чтения целыми словами
  • Методика Николая Зайцева
  • Метод Марии Монтессори
  • Ребенок узнал и повторяет плохие слова, как себя вести?
  • Когда начинать учить ребенка читать
  • Дошкольник не хочет учиться читать. Что делать?
  • Что самое важное и сложное в подготовке к школе?
  • Развитие пространственного мышления ребенка

Насколько молод, чтобы научиться читать?

Ключом к длительному успеху в школе является обучение академическим навыкам, как только ребенок готов учиться. Но как мы узнаем, когда они будут готовы? Не рано ли прививать любовь к чтению?

Когда дети учатся читать?

Хотя большинство детей начинают читать в детском саду или в первом классе, научиться читать не так просто, как взять в руки книгу. Дети не учатся расшифровывать буквы, слова и предложения без посторонней помощи или подготовки. На самом деле, навыки, которые впоследствии способствуют обучению грамоте, начинают развиваться, как только рождается ребенок.

Когда дети учатся общаться и впервые знакомятся с письменной речью и книгами, они уже достигают ключевых вех в чтении. Возраст, в котором дети начинают читать, варьируется и может зависеть от таких разнообразных факторов, как когнитивное развитие и социально-экономические различия. [6]

Дошкольные и подготовительные годы являются важным периодом возможностей для раннего обучения детей навыкам чтения, и любое обучение в этот период пойдет на пользу детям. В эти годы (и даже раньше) родители и учителя могут объединиться, чтобы помочь предотвратить пробелы в чтении в школах. Чем больше дети знакомятся с книгами и занятиями, предшествующими чтению, с самого начала, тем лучше они будут подготовлены, когда учатся читать.

Как языковые навыки влияют на чтение

В младенчестве и раннем детстве дети развивают языковые навыки, которые впоследствии приводят к более сильным способностям к чтению. Мозг детей развивается быстрее в возрасте от нуля до пяти лет, чем в любое другое время. В это время младенцы и малыши начинают пополнять свой словарный запас и понимать грамматику своего родного языка. К трем годам большинство детей освоили основы своего языка и продолжают изучать около 5000 новых слов каждый год.[1]

Языковые навыки важны, потому что навыки чтения строятся на прочном словарном запасе. Язык и грамотность настолько тесно связаны, что, наряду с знакомством с книгами, укрепление одного положительно влияет на другое. Дети могут приобрести ключевые навыки грамотности и стать эффективными коммуникаторами в результате сильного развития речи.

Как участие семьи влияет на чтение

Исследования показывают, что у детей развиваются сильные навыки чтения, когда родители знакомят их с книгами дома.[2] Наиболее важным фактором, определяющим, насколько рано ребенок начнет читать, является то, поощряет ли это семья. Чем больше семьи вовлечены в раннее образование своих учеников, тем быстрее будет развиваться беглая грамотность. Даже в младенчестве чтение детям на их родном языке может помочь им развить позитивное отношение к чтению в раннем возрасте.[3]

Например, дети, которые начинают распознавать алфавит в раннем возрасте, с большей вероятностью усваивают словарные слова и рано учатся писать по буквам.[4] Когда детей поощряют любить чтение с раннего возраста, они с большей вероятностью будут получать удовольствие от чтения и изучения новых вещей по мере взросления. Помощь детям в выработке простых ежедневных привычек, таких как чтение книги вслух каждый день, важна для долгосрочного развития грамотности. Кроме того, чтение вслух может улучшить развитие мозга в эти критические ранние годы.[5]

Основные навыки чтения для детей дошкольного возраста

Навыки чтения — это строительные блоки, которые помогают маленьким детям научиться читать. Есть много навыков, которые родители и педагоги могут помочь учащимся PreK развить, например:[3,6]

  • Фонологическая осведомленность: структура разговорной речи
  • Фонетика: возможность соединения звуков и букв
  • Беглость: мост от идентификации слова к чтению
  • Понимание и словарный запас: чтение как средство обучения на всю жизнь
  • Языковые концепции: структура письменной речи
  • Общение: чтение, письмо, говорение и аудирование

Преимущества предварительных навыков чтения

Преимущества этих предварительных навыков чтения выходят далеко за рамки академических достижений ребенка. Учащиеся, которые работают над этими навыками до детского сада, часто обладают более сильным чувством любопытства и лучшими навыками слушания.[7] Хотя эти черты могут привести к успеху учащихся в школе, они также могут способствовать улучшению самочувствия и общего качества жизни за пределами учебы.

В то время как учащиеся могут освоить некоторые части этих навыков, предшествующих чтению, самостоятельно, другие лучше всего развиваются при четком обучении. До 40% всех детей не учатся фонематическому восприятию без руководства учителей и родителей.[8] Когда у детей есть возможность читать книги и заниматься грамотностью в структурированной учебной среде, они с большей вероятностью начнут читать, когда доберутся до детского сада.[9]

Преимущества обучения навыкам чтения перед началом детского сада включают:

  • Высшая подготовка к детскому саду
  • Развитие мозга
  • Повышенное любопытство
  • Внутренняя любовь к чтению
  • Улучшение навыков слушания

Советы по обучению детей дошкольному чтению навыкам раннего чтения

Независимо от того, являетесь ли вы учителем дошкольного образования или родителем, вы можете помочь детям приобрести необходимые навыки чтения до того, как они пойдут в начальную школу. При правильных стратегиях каждый ребенок может привить любовь к чтению.

Воспользуйтесь этими пятью советами, чтобы научить детей навыкам грамотности. Здесь вы найдете еще больше идей.

  • Регулярно водите детей в библиотеку, чтобы помочь им научиться распознавать буквы. Чтобы поощрить раннюю любовь к чтению, позвольте им самим выбирать книги для дома.
  • Научите детей дошкольного возраста всем 26 буквам и названиям букв. Учащиеся с большей вероятностью преуспеют в начальной школе, если они знают названия букв до детского сада.[10]
  • Чтобы повысить фонологическую осведомленность, укажите на букву в книге или на вывеске и попросите ребенка назвать вам, какой звук она издает.[8]
  • У маленьких детей может быть короткая продолжительность концентрации внимания, что затрудняет длительные сеансы чтения. Вместо этого попробуйте планировать короткие ежедневные занятия по чтению вместе. Например, вместе прочитайте одну или две книжки с картинками или посетите небольшое мероприятие в библиотеке дошкольного образования. [6]
  • Задавайте «общие вопросы» во время чтения детям вслух, чтобы развивать навыки критического мышления. Например, читая книгу сказок с картинками, вы можете спросить: «Как вы думаете, почему королева так зла на Белоснежку? Что бы вы сделали на ее месте?» [9].]

Источники:

  1. Миллер Г.А. и Гилдеа П.М. Как дети учат слова. Scientific American, сентябрь 1987 г., 257(3), стр. 94–99.
  2. Победитель, E. Одаренные дети. Разные штрихи, 2012, стр. 75-81.
  3. Учебная корпорация. Ранняя грамотность. Получено с сайта scholastic.com: http://teacher.scholastic.com/products/face/pdf/research-compendium/early-literacy.pdf.
  4. Эри, Л.К. Обучение чтению слов: теория, выводы и проблемы. Научные исследования чтения, 2005, 9, стр. 167-88.
  5. Американская ассоциация педиатров. Доказательства поддержки ранней грамотности и раннего обучения. Получено с сайта aap.org: https://www.aap.org/en-us/literacy/Literacy/For-Professionals/Evidence-Supporting-Early-Literacy-and-Early-Learning/booksbuildconnections_evidencesupportingearlyliteracyandearlylearning. pdf.
  6. Роуз, Дж. Независимый обзор обучения раннему чтению. Инвестор в людей Департамент образования и навыков, март 2006 г., стр. 1-240.
  7. Американская академия семейных врачей. Грамотность раннего детства. Получено с сайта aafp.org: https://www.aafp.org/patient-care/social-determinants-of-health/child-literacy.html.
  8. Гроссен, Б. 30 лет исследований: что мы теперь знаем о том, как дети учатся читать. Центр будущего преподавания и обучения, 1997 г., стр. 1–22.
  9. Бейли, Нью-Мексико. Обучение навыкам чтения. Получено с www.canisus.edu: http://www3.canisius.edu/~justice/CSTmodule-final/CSTmodule-final3.html.
  10. Американская академия семейных врачей. Грамотность раннего детства. Получено с сайта aafp.org: https://www.aafp.org/patient-care/social-determinants-of-health/child-literacy.html.

7 лучших программ для обучения вашего ребенка чтению

Нравится нам это или нет, но многие семьи недавно начали переход от государственной школы к обучению своих детей дома. Для некоторых из нас этот переход будет (скорее всего) временным. Но для других из нас обучение дома станет новым и захватывающим образом жизни. Независимо от того, к какому лагерю вы относитесь, когда речь идет о домашнем обучении, мы, родители, всегда хотим сделать все возможное, чтобы дать образование нашим детям. Однако многие из нас не чувствуют себя полностью подготовленными для выполнения такой важной задачи и могут использовать все доступные ресурсы!

Одним из самых первых способов обучения наших детей является обучение их чтению. Чтение является наиболее фундаментальной областью образования. Обучение ребенка чтению настроит его на всю жизнь обучения. Если вы родитель, который хочет помочь своему ребенку научиться читать, эти семь программ являются одними из лучших (и наиболее успешных), которые вы можете использовать.

1. Научите ребенка читать с помощью 100 простых уроков

Научите вашего ребенка читать с помощью 100 простых уроков — это полная пошаговая программа, которая просто и ясно показывает родителям, как научить своих детей читать. Это разумный, простой в использовании и приятный способ помочь вашему ребенку приобрести необходимые навыки чтения. Эта программа содержит сто уроков. Он полностью иллюстрирован и имеет цветовую кодировку для ясности. Двадцать минут в день дадут вашему ребенку базовые и более продвинутые навыки, необходимые для того, чтобы стать хорошим читателем.

2. Reading Eggs

Reading Eggs — это онлайн-программа, которая делает обучение чтению увлекательным, интерактивным и очень полезным. Он предназначен для детей от 2 до 13 лет. Яйца для чтения были созданы высококвалифицированной командой учителей начальных классов, писателей и разработчиков, чтобы помочь детям научиться свободно читать. Отмеченный множеством наград ресурс для раннего обучения помогает вашему ребенку начать чтение с помощью тщательно разработанных онлайн-игр и заданий для чтения, которые просты в освоении, в самостоятельном темпе и очень увлекательны для маленьких учащихся.

3. Научите своего монстра читать

Научите своего монстра читать — отмеченная наградами серия онлайн-игр, которая помогла миллионам детей научиться читать. Игра предназначена для детей, которые только начинают учиться читать, или для детей старшего возраста, которым нужно немного больше практики. Научите своего монстра читать отправляет детей в волшебное путешествие, встречая по пути красочных персонажей и собирая фантастические награды. По мере продвижения они отрабатывают ряд основных навыков чтения, включая сопоставление букв со звуками, смешивание и сегментацию. Они также будут учить сложные слова и читать полные предложения. Игра работает на любом стандартном ноутбуке или настольном компьютере (включая Apple Mac), а приложение работает на планшетах iPhone, iPad, Android и Kindle.

4. Урок чтения

Урок чтения — это программа-бестселлер, которая учит маленьких детей читать с помощью 20 простых уроков. Он разработан как пошаговый курс для родителей, которые хотят научить своих маленьких детей читать дома. Метод обучения основан на фонетике и распознавании ключевых слов. Благодаря новаторскому и управляемому подходу уроки представляют собой простой в использовании рецепт обучения детей чтению. Эта программа также успешно используется для детей с ограниченными возможностями.

5. Bob Books

Bob Books — настоящая серия книг для первого чтения. Он разработан, чтобы помочь вашему ребенку научиться читать просто и понятно. Четкий макет, короткие слова и простая акустика делают обучение чтению веселым и естественным шагом для ребенка, который знает алфавит. Bob Books был разработан, чтобы дать маленьким детям инструменты для перехода от изучения букв к чтению слов. Наборы книг для начинающих читателей начинаются медленно. Они переходят от книг, состоящих из трех букв, к книгам, содержащим более одного предложения на странице.

6. Phonics Pathways

Phonics Pathways — книга-бестселлер, обучающая чтению с использованием звуков и орфографических моделей. Эти звуки и паттерны вводятся по одному и медленно встраиваются в слова, слоги, фразы и предложения. Простые пошаговые инструкции начинаются с каждого урока. Кроме того, мудрые и юмористические пословицы поощряют такие добродетели, как терпение, настойчивость, честность, доброта, сострадание, мужество и верность.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *