Содержание
Как научить ребенка правильно держать ручку ✅ Блог IQsha.ru
Многие родители считают, что учить ребёнка правильно держать ручку или карандаш надо в 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе.
Но это не так. Уже в 2,5-3 года дети готовы впервые взять карандаш и начать выводить заветные линии. И чем раньше малыши научатся держать пишущий предмет правильно, тем лучше закрепится навык. Если же захват сформировался неверно, то переучить ребёнка будет сложнее.
Неправильное положение ручки влияет не только на будущий почерк, осанку и зрение (при неверном захвате дошкольники низко наклоняются над тетрадью), но и на выполнение заданий. Когда она не лежит в руке, как нужно, дети быстрее устают в процессе письма, что очень влияет на скорость решения упражнений. Чтобы этого избежать, предлагаем заранее учить дошкольников верно держать пишущие предметы. Проверьте, знаете ли вы, что должен уметь ребенок к школе?
Как правильно держать ручку
Есть немало эффективных способов обучить ребёнка правильно держать ручку. Вы можете выбрать один и следовать только ему, а можете применять их вместе или чередовать. Итак, советы родителям первоклассников:
1. Метод “Пинцет”
Самый распространённый из всех. Дошкольник берёт ручку или карандаш за кончик тремя пальчиками (большим, указательным и средним) и ставит вертикально на стол, упирая в твёрдую поверхность. Затем скользит ими вниз почти до самого конца. По мере движения пальцы ребёнка примут нужное положение без всякого труда! Можно приступать к рисованию или тренировке навыков письма.
2. Метод “Салфетка”
Этот метод не менее популярный. Для этого вам пригодится обычная салфетка или ватный диск (кусочек ваты). Отрежьте небольшой кусочек и попросите малыша зажать его между безымянным пальцем, мизинцем и ладошкой. Затем оставшимися тремя пальцами дошкольник берёт ручку или карандаш. Важно, чтобы салфетка оставалась на месте! Пока она в ладошке, дошкольник будет правильно держать пишущий предмет.
3. Тренажёры-насадки для постановки письма
Это просто клад для современных детей! Забавные дельфины, рыбки, звери, птички и другие поражают своим многообразием и красочностью. Такие насадки имеют небольшие углубления для пальцев, потому взять их неверно практически невозможно. Купите несколько и чередуйте по настроению ребёнка!
К тренажёрам можно отнести и специальные трёхгранные ручки с насадками для пальчиков. Их тоже легко найти в любом магазине канцтоваров.
4. “Ручка сладко спит”
Представьте вместе с ребёнком, что средний палец – это удобная кровать, а ручка устала. Давай уложим её спать? Положим на кроватку (средний пальчик), дадим мягкую подушку (большой), укроем “одеялом” (указательный). Затем можно начинать писать! Этот игровой метод очень нравится дошкольникам, так как они любят фантазировать.
5. “Прямо в точку”
Этот способ перекликается с предыдущим, потому что упор идёт на средний пальчик ребёнка. Нарисуйте на нём жирную точку и объясните малышу, что именно сюда нужно положить ручку и зажать её двумя пальчиками (большим и указательным). Такую же точку или линию можно нарисовать на самом пишущем предмете, указав, что ниже линии опускать и поднимать ручку или карандаш нельзя.
6. “Резиночка”
Тоже может стать неплохим тренажёром для отработки навыка. Возьмите обычную тонкую банковскую резинку и закрепите между рукой и пишущим предметом. Всё, можно приступать к письму! Этот несложный способ отлично помогает удерживать ручку в правильном положении.
Выполните развивающие упражнения от Айкьюши
7. “Волшебные мелки”
В чём же их волшебство? Они всего лишь короче обычных! Разломите стандартные мелки на кусочки по 3 см и попросите дошкольника что-нибудь ими нарисовать. Вы увидите, что малышу будет сложно взять их в кулачок, поэтому ему придётся использовать пальчики. Продолжая такие тренировки, в скором времени ребёнок начнёт складывать их нужным образом. Затем можете смело переходить на пишущие предметы обычной длины.
8. “Чудесный Дартс”
Этот способ больше подходит для дошкольников старше 5 лет, так как в игре используются дротики с острым кончиком. Положение пальцев для захвата дротика такое же, как и для письма. Играя в дартс, ребёнок тренирует и глазомер, и навыки письма. Предупреждаем, что такие игры должны проводиться только под присмотром взрослых.
Для закрепления навыка правильно держать ручку при письме регулярно тренируйте мелкую моторику дошкольника. Как это сделать, прочитайте в нашей статье “Развитие мелкой моторики у детей”.
Как научить ребёнка правильно держать ручку, если он левша?
Для детей-левшей подходят те же способы, но с небольшими изменениями:
ребёнок держит карандаш на 3,5 см выше, чем это делает дошкольник-правша;
левше не следует чрезмерно давить на ручку или карандаш указательным пальцем, движения должны быть плавными;
выбирайте канцтовары именно для детей-левшей, они удобнее.
Задания для дошкольников по русскому языку из нашего каталога смогут увеличить интерес к предмету. Все дошкольники со временем научатся держать ручку, но правильно или неправильно, уже зависит от вас. Помогите своему ребёнку освоить этот навык и сделайте процесс обучения весёлым и увлекательным, а наши доступные и эффективные способы помогут вам в этом!
Ознакомьтесь с полезным материалом для родителей детей-младшеклассников: нагрузка в начальной школе.
Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений
Как правильно держать ручку при письме и как научить этому ребёнка
21 апреля
Жизнь
Идеального способа не существует, но есть более и менее удобные.
Ия Зорина
Автор Лайфхакера, атлет, КМС
Нужно ли учиться держать ручку правильно
Тоддлеры хватают карандаши и фломастеры как придётся. Но ближе к трём годам примерно половина детей начинают зажимать ручку между большим, указательным и средним пальцами, поскольку такое положение обеспечивает больше контроля.
В 4–5 лет уже стоит обратить внимание на то, как ребёнок держит её, и помочь ему сформировать правильный хват. Способ удержания ручки важен по двум причинам: он обеспечивает контроль над инструментом и позволяет долго писать, не перегружая мышцы кисти и пальцев.
Если ребёнок берёт ручку каким-то особенным и странным способом, это может указывать на слабость мышц кисти. Недостаток стабильности заставляет дополнительно удерживать инструмент другими пальцами. Например, поджимать большой, обхватывать ручку указательным или заворачивать кисть внутрь. Примеры — на фото ниже.
1 / 0
2 / 0
3 / 0
4 / 0
5 / 0
6 / 0
Такие виды удержания ручки считаются нефункциональными, могут плохо повлиять на скорость письма и перегрузить мышцы кисти. Чтобы избежать проблем в дальнейшем, стоит исправить ситуацию как можно скорее.
Как можно держать ручку, чтобы было удобно
В анализе научной литературы учитель Энн-Софи Селин описала несколько популярных и функциональных способов, которые используют не только дети, но и многие взрослые люди.
Динамический трипод
Динамический трипод
Ручка зажимается между большим и средним пальцами, а указательный лежит сверху. Безымянный и мизинец при этом отдыхают на столе.
За счёт скоординированной работы трёх пальцев и надёжной опоры из двух оставшихся такой хват обеспечивает контроль над инструментом и считается идеальным для письма.
Латеральный трипод
Латеральный трипод
Этот способ похож на предыдущий с той только разницей, что большой палец удерживается в прямом положении и прижимает ручку не кончиком, а подушечкой первой фаланги.
Так держат инструмент для письма где-то четверть детей, и если они не переучиваются под давлением учителей или родителей, продолжают писать так всю жизнь.
Квадрапод
Квадрапод
При таком способе на ручке сверху лежит не только указательный, но и средний палец, а безымянный и большой сжимают инструмент с двух сторон.
Латеральный квадрапод
Помимо обычного, есть также латеральный квадрапод, при котором ручка прижимается подушечкой первой фаланги большого пальца, а указательный и средний лежат сверху инструмента.
Какой способ поможет писать быстро и красиво
Несмотря на то, что большинство учителей и врачей считают идеальным динамический трипод, в действительности его нельзя назвать единственно правильным.
В одном эксперименте с участием 60 учеников 11–12 лет выяснили, что такой способ удержания ручки позволяет писать более аккуратно, но при этом латеральный трипод помогает делать это быстрее и меньше уставать.
Если в начальной школе красивый почерк ещё имеет какое-то значение, то в старших классах и университете в приоритете обычно оказывается скорость, а если написанное понимает только хозяин тетради — не велика беда.
В другом эксперименте с участием 120 учеников 4-го класса учёные проверили два трипода и квадрапод и пришли к выводу, что ни один из них не даёт преимуществ в скорости и аккуратности.
Таким образом, если ваш ребёнок или вы сами держите ручку одним из этих способов и при этом не страдаете от быстрой утомляемости кисти, можете выдохнуть и забыть об этом.
Если же во время письма ребёнок подворачивает пальцы и сгибает запястье, попробуйте приучить его к динамическому триподу, раз уж он считается идеальным.
Как научить ребёнка держать ручку правильно
Есть два популярных способа, которые помогут ребёнку привыкнуть к правильному положению ручки.
Зажимать небольшой предмет под пальцами
Этот лайфхак направлен на установку правильной позиции безымянного пальца и мизинца при письме.
Вам понадобится небольшой предмет, который можно удобно зажать в руке: обычная свёрнутая салфетка или маленький помпон, как на видео.
Положите его под безымянным пальцем и мизинцем ребёнка и попросите прижать вещь к ладони. Затем дайте ручку и проследите, чтобы ученик зажал её между большим, указательным и средним пальцами, не выпуская при этом тренировочный предмет.
Предупредите ребёнка, что во время письма салфетка или шарик обязательно должны оставаться в руке.
Использовать специальные насадки на ручку
Этот способ поможет ребёнку привыкнуть к положению большого, указательного и среднего пальцев. Вы можете совмещать его с предыдущим вариантом.
Купите специальную насадку на ручку из мягкого силикона. Они стоят дёшево, часто продаются наборами и могут иметь разные формы — с выемками и отдельными секциями для двух или трёх пальцев.
Сложно сказать, какая форма будет лучше — попробуйте несколько и выберите ту, что понравится ребёнку. Кстати, такие силиконовые штуки подходят и для праворуких, и для леворуких детей.
Что делать, если не получается правильно держать ручку
Если ребёнок не может держать ручку правильно, возможно, ему пока не хватает силы или способности координировать движения пальцев.
В современном мире игры, в которых нужно напрягать руки, часто уступают приложениям на смартфоне и планшете, что может не лучшим образом сказаться на силе мышц.
Чтобы развивать мелкую моторику и укреплять пальцы, попробуйте следующие занятия:
- Лепка из пластилина, теста, кинетического песка.
- Создание поделок. Важно, чтобы в процессе ребёнку нужно было выдавливать клей или краску из тюбика.
- Игры с прищепками.
- Совместное приготовление еды. Например, имбирного печенья. Сначала ребёнок может перемешать тесто, а потом выдавливать цветную глазурь из кондитерского мешка. И весело, и вкусно.
Попробуйте эти варианты, а если у вас есть опыт развития силы пальцев и мелкой моторики у детей, делитесь ими в комментариях.
Читайте также 🧐
- Графология: действительно ли можно определить характер по почерку
- Как научиться красиво писать
- Чем занять маленького ребёнка: 15 интересных развивающих игр
3 хитрости, которые помогут детям научиться правильно держать карандаш
by christiekiley 57 комментариев
Захват карандаша — это одна из тех вещей, которым действительно трудно научить заново, если дети изначально учат это неправильно. Хотя каждый ребенок в конечном итоге остановится на хвате карандаша, который лучше всего подходит для него или нее, введение стандартного хвата «тренога» (защемление большим и указательным пальцами с опорой на средний палец) — хорошее начало. Однако это может показаться практически невозможным, когда вы имеете дело с пяти- и шестилетними детьми, которые даже не умеют отличать левое от правого, не говоря уже о том, как делить пальцы в разных положениях.
Учитывая сложный характер удержания карандаша и его влияние на навыки письма детей, я решил поделиться несколькими приемами на основе ОТ, чтобы вы могли помочь детям научиться правильно держать карандаш.
Уловка № 1. Используйте более короткие карандаши.
Чем короче карандаш, тем меньше места для ненужных пальцев. Это в основном заставляет детей щипать большим и указательным пальцами. Вот почему в популярном учебном плане «Почерк без слез» используются короткие карандаши собственной марки, однако карандаши для гольфа тоже прекрасно работают. По этой же причине трудотерапевты часто заставляют детей использовать сломанные пополам мелки, если у них возникают проблемы с хватом, соответствующим возрасту. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о том, почему детям следует использовать более короткие мелки.
Уловка № 2: научите их «щипнуть и перевернуть».
Если более короткие карандаши не помогают вашему маленькому писателю, научите его «сжимать и щелкать». Просто попросите их ущипнуть заостренный конец карандаша, а затем перевернуть его, пока он мягко не ляжет в «паутинное пространство» (эта мягкая кожа между большим и указательным пальцами) в готовом положении. Посмотрите видео ниже для демонстрации и объяснения этого трюка.
[youtube=http://www. youtube.com/watch?v=lM_dia8QGr0]
Уловка № 3: пусть они спрячут что-нибудь под двумя последними пальцами.
Если более короткие карандаши и «щипок и щелчок» не работают, попробуйте попросить учащихся спрятать что-нибудь под мизинцем и безымянным пальцем. Эти два пальца должны сгибаться к ладони, в то время как большой, указательный и средний пальцы выполняют всю работу. Однако иногда у детей возникают трудности с этим, потому что они еще не могут «разделить» две стороны своей руки (сторону мизинца и сторону большого пальца). Этот трюк позаботится об этом. На самом деле не имеет значения, что они прячут под двумя последними пальцами, если они могут делать это с комфортом, не выпячивая пальцы из-за того, что предмет слишком большой, или не сжимая его слишком сильно, потому что он слишком мал. Попробуйте использовать небольшой шарик пластилина, ватный тампон, шарик, бусину, скомканный кусок папиросной бумаги или маленькую резиновую игрушку.
Помните, что в дополнение к обучению детей приемам правильного удержания карандаша им также нужны сильные мышцы рук, плеч и даже основных мышц, чтобы они могли уверенно сидеть и писать.
Для получения ресурсов по мелкой моторике, которые вы можете (легально) загрузить на свой компьютер или распечатать для собственного использования, ознакомьтесь с этими полезными электронными книгами от OT Mom Learning Activity, наполненными практическими, готовыми к использованию идеями для занятий (партнерская ссылки включены для вашего удобства, раскрытие здесь):
OT Mom’s Fine Motor Activity для детей
OT MOM’s Plish Girdle Упражнения для детского пояса для детей
OT MOM’S COURD MOMS для детей
9000 9000 2 OM’
OT Навыки вырезания ножницами для мамы для детей
Набор OT для мелкой моторики для мам (цена со скидкой на упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития навыков ножниц и БЕСПЛАТНЫЙ шаблон для вырезания)
А чтобы получить доступ ко всем электронным книгам OT Mom, ознакомьтесь с ее Mega Motor Bundle , в который входят все ее электронные книги по сниженной цене!
Рубрики: 03. Дошкольники (3-5), 04. Ранний начальный класс (5-7), 06. Мелкая моторика С тегами: Класс, Курсив, Образование, Почерк, Дети, Трудотерапия, Карандаш, Печать, Школа, преподавание, письмо, письменные принадлежности
Обратные ссылки
Как научить дошкольника правильно держать карандаш
В возрасте трех лет вы можете начать учить своего ребенка правильно держать карандаш. И не волнуйтесь, есть много забавных способов развить эту мелкую моторику.
Учить мою четырехлетнюю дочь Энн печатать свое имя было невыносимо. Имея всего две разные буквы, я удивлялся, как это может быть так сложно. Но даже соединить три точки так, чтобы получилась часть заглавной буквы А, казалось ей не под силу. Иногда карандаш проносился прямо мимо намеченной точки; в других случаях он попадал туда с такой извилистой кривой, что вообще не выглядел как линия. Я очень хотел, чтобы Энн смогла напечатать свое имя к тому времени, когда она пошла в детский сад . Я и не подозревал, что дети должны освоить множество навыков, прежде чем сформируют свои первые волнистые буквы.
Помните, как ваш врач спрашивал, может ли ваш годовалый ребенок взять небольшой кусочек пищи двумя пальцами? Она хотела знать, развивается ли его клешневая хватка, первая проверка, чтобы убедиться, что его мелкая моторика (способность делать что-то маленькими мышцами в руках) находятся на правильном пути. Эти навыки, наряду с силой рук и рук и зрительно-моторной координацией, заложили раннюю основу для печати.
По словам Лизетт Александер, трудотерапевта, который проводит обучение навыкам работы с руками для детей в Торонто, в возрасте трех лет ваш ребенок должен уметь рисовать горизонтальные и вертикальные линии, резать ножницами и снимать крышки с небольших контейнеров; в четыре нарисуйте пересекающиеся горизонтальные и вертикальные линии, надрежьте прямую линию и завяжите ее ниткой; на пять начертить линии, сложить квадрат и вырезать круг.
Хорошая новость заключается в том, что многое из того, что ребенок делает в дошкольном возрасте (рисует, делает поделки, работает с пластилином), естественным образом развивает его навыки. Даже попытка закрасить линии — важное занятие, которое развивает силу и контроль предплечья. Для детей постарше лабиринты и «точка-к-точке» — отличная практика рисования прямых линий, которые им нужно будет освоить, чтобы составить много букв. (Моя энергичная дочь не была заинтересована в этих сидячих занятиях, возможно, поэтому печатать у нее медленно.)
Как только ваш ребенок разовьет силу рук и контроль, чтобы рисовать линии и простые фигуры, такие как крест и круг, он готов начать учить буквы, — говорит Александр. Но ключевая ошибка многих родителей заключается в том, что они не следят за тем, чтобы их ребенок правильно держал карандаш.
«Многие дети склонны хватать кулак, — говорит Хелен Мазер-Оливер, воспитатель дошкольного и начального образования в Виннипеге, — они обхватывают карандаш пальцами и двигают всей рукой, чтобы рисовать. Она рекомендует осторожно исправлять их уже в возрасте трех лет, чтобы у них не развилась вредная привычка.
Вот хороший трюк: попробуйте положить карандаш кончиком к его руке и попросите его поднять его большим и указательным пальцами (это щипцовый захват). Затем, когда он перевернет карандаш, чтобы начать рисовать, он будет зажимать его, и карандаш будет лежать между его большим и указательным пальцами, что является правильным захватом карандаша (попробуйте, это работает!). Если это трудно для него, попросите его потренироваться в захвате мелких предметов большим и указательным пальцами или безопасным для детей пинцетом, чтобы поработать над щипцовым захватом. Александер предлагает разбить мелки вашего дошкольника на кусочки размером в один дюйм, чтобы стимулировать правильное сцепление на раннем этапе. (Если вы выполните поиск «правильный захват карандаша» на YouTube, вы найдете видеоуроки, которые помогут вашему дошкольнику освоить этот важный навык.)
Но что, если у вас есть такой ребенок, как мой, который никогда не хочет сидеть? Мелкую моторику можно развивать и вне стола. Александр вызывает своего пятилетнего сына помочь ей на кухне , нарезать стручковую фасоль или перец безопасными для детей ножницами, перемешать тесто и открыть контейнеры. На улице дети могут играть с песком или сжимать бутылки с водой из распылителя, чтобы развить силу рук, тыкать в пузыри для координации рук и глаз и использовать мел для тротуара для развития мелкой моторики.
Александр предупреждает, что нельзя оставлять без внимания мелкую моторику детей. Если вы считаете, что ваш ребенок не развивается должным образом в этой области, поговорите со своим врачом или обратитесь к эрготерапевту для оценки. «Плохие навыки печати могут повлиять на самооценку ребенка и даже на его мотивацию ходить в школу», — говорит Александр. Но при раннем вмешательстве ваш ребенок может вернуться на правильный путь, и вы оба будете в восторге, увидев, как его имя подписано на его последнем шедевре.
Оставайтесь на связи
Подпишитесь на ежедневный информационный бюллетень Today’s Parent, чтобы получать наши лучшие новости для родителей, советы, эссе и рецепты.