Содержание

Учимся читать по слогам: игры и интересные методики

Учимся читать по слогам – этот этап в обучении детей чтению является одним из самых важных и непростых. Часто родители просто не знают, как научить ребёнка произносить две буквы слитно и надолго «застревают» на этом. Устав от бесконечного повторения «МЭ и А будет МА», ребёнок быстро теряет интерес, и обучение чтению превращается в мучение для всей семьи. В результате дети, уже с двух-трёх лет знающие буквы, даже к пяти годам не могут читать простые слова, не говоря уже о чтении предложений и книг.

СодержаниеРаскрыть

  1. 1. Играем в «Паровозики»
  2. 2. «Бежим» от одной буквы к другой
  3. 3. Игры с буквами, которые дружат
  4. 4. Игры для закрепления навыка сложения букв
  5. — Слоговые лото
  6. — Игра в магазин
  7. — Альбомы со слогами
  8. — Игра в аэродром (гаражи)
  9. — Дорожки из слогов
  10. 5. Чтение простых слов по слогам

Что же делать дальше, когда ребёнок запомнил буквы? Сразу оговоримся, что обучение дошкольника чтению слогов можно начинать и ДО того, как он освоил весь алфавит (более того, некоторые педагоги настаивают на том, что переходить к слогам нужно как можно быстрее, не дожидаясь изучения всех букв). Но те буквы, которые мы будем соединять в слоги, ребёнок должен называть без запинок.

Для того чтобы начать обучение чтению по слогам, ребёнку достаточно знать 3-4 гласных и несколько согласных. Возьмите в первую очередь те согласные, которые можно тянуть (С, З, Л, М, Н, В, Ф), это поможет научить ребёнка слитному произношению слога. А это принципиально важный момент.

Итак, рассмотрим несколько, на наш взгляд, самых эффективных методик, которые современные педагоги предлагают для обучения ребёнка складыванию букв в слоги.

1. Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т. д.).

Обратите внимание, что с помощью этой игры можно отработать чтение не только открытых слогов (с гласным звуком в конце), но и закрытых (с согласным в конце).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

2. «Бежим» от одной буквы к другой

(из «Азбуки для малышей» О. Жуковой)

Это наглядное упражнение, которое поможет ребёнку научиться произносить две буквы слитно.

Перед нами дорожка от одной буквы к другой. Чтобы её преодолеть, нужно тянуть первую букву, пока палец, который мы ведём по дорожке, не дойдёт до второй буквы. Главное, над чем мы работаем в этом упражнении: чтобы не возникло паузы между первым и вторым звуком. Для того чтобы было интереснее заниматься, замените палец на фигурку любого зверя/человечка – пусть он бежит по дорожке и соединяет две буквы.

3. Игры с буквами, которые дружат

(«Букварь для малышей» Е. Бахтиной, «Русская азбука» О. Жуковой и др.).

Многие авторы букварей и азбук используют одушевлённые образы букв, которые нужно сложить в слог, – они дружат, ходят вместе парами, тянут друг друга через препятствия. Главное в таких заданиях, как и в предыдущем упражнении, называть две буквы слитно, чтобы две буквы-подружки остались вместе.

Для использования этого приёма вам даже не нужны специальные пособия или буквари. Распечатайте несколько фигурок мальчиков и девочек (животных, сказочных или вымышленных персонажей), напишите на каждом из них по букве. Пусть на фигурках мальчиков будут написаны согласные, а на фигурках девочек – гласные. Подружите детей. Проверьте вместе с ребёнком, что дружить могут мальчики и девочки или две девочки, а вот подружить двух мальчиков (произнести слитно две согласные) не удаётся. Меняйте пары, ставьте в них сначала вперёд девочек, а потом мальчиков.

Читайте слоги сначала в одном порядке, потом в обратном.

Этих нескольких приёмов вполне хватит для того, чтобы научить складывать ребёнка две буквы в слог. А обучение в форме игры позволит избежать зубрёжки и скучного повторения одного и того же.

4. Игры для закрепления навыка сложения букв

Далее мы переходим к закреплению этого навыка и чтению простых слов. Закрепить навык сложения букв в слоги вам помогут различные игры со слогами, такие как:

— Слоговые лото

Их очень просто сделать самим, для этого нужно подобрать несколько картинок – 6 для каждой карточки и распечатать соответствующие слоги.

  • Вам поможет пособие «Слоги. Выбери картинку по первому слог БА-, ВА- , МА-, СА-, ТА-. Развивающие игры-лото. ФГОС ДО» Е. В. Васильевой — в этой серии есть еще несколько пособий
  • Игра «Буквы, слоги и слова. Лото с проверкой» А. Аникушеной
  • Подобные упражнения есть в книге «Слоговые таблицы. ФГОС» Н. Нещаевой

— Игра в магазин

Разложите на прилавке игрушечные товары или картинки с их изображениями (например, РЫ-ба, ДЫ-ня, ПИ-рожки, БУ-лка, ЯБ-локи, МЯ-со). Приготовьте «деньги» — бумажки с названием первых слогов этих слов. Ребёнок может покупать товары только за те «купюры», на которых написан правильный слог.

— Альбомы со слогами

Сделайте своими руками с ребёнком альбомчик, в котором на одной странице разворота будет написан слог, а на другой – предметы, название которых начинается на этот слог. Периодически рассматривайте и дополняйте эти альбомчики. Для более эффективного обучения чтению закрывайте то одну, то вторую половинку разворота (чтобы у ребёнка не было лишних подсказок при назывании слога или подборе слов на определённый слог).

В этом вам помогут «Карточки для звукового и слогового анализа слов.»

— Игра в аэродром (гаражи)

На листах бумаги крупно пишем слоги, раскладываем их по комнате. Это будут в нашей игре разные аэродромы (гаражи). Ребёнок берёт игрушечный самолёт (машину), а взрослый командует – на какой именно аэродром (в какой гараж) нужно посадить самолёт (припарковать машину).

— Дорожки из слогов

Для этого упражнения подойдут кубики Зайцева или любые карточки со слогами (можно их сделать в виде следов). Строим из них длинную дорожку – из одного конца комнаты в другой. Выбираем две фигурки/игрушки. Одной играете вы, другой — ребёнок. Кидайте кубик — ходите по очереди вашими фигурками по карточкам на столько ходов, сколько выпало на кубике. Наступая на каждую карточку, называйте слог, написанный на ней.

Для этой игры также можно использовать различные «бродилки», написав слоги в кружочках на игровом поле.

5. Чтение простых слов по слогам

Одновременно с отработкой слогов приступаем к чтению простых слов (из трёх-четырёх букв). Для наглядности, чтобы ребёнок понял, из каких частей состоит слово, какие буквы нужно читать слитно, а какие отдельно, мы рекомендуем первые слова составлять из карточек со слогами / отдельными буквами или графически разделять слово на части.

Слова из двух слогов можно писать на картинках, состоящих из двух частей. Картинки легче для восприятия (ребёнок охотнее читает слова, написанные на них, чем просто столбики слов) плюс наглядно видно, на какие части можно разбить слово при чтении его по слогам.

Повышайте сложность постепенно: начните со слов, состоящих из одного слога (УМ, ОН, ЕМ, УЖ, ЁЖ) или двух одинаковых слогов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА, НЯНЯ. Затем переходите к чтению слов из трёх букв (закрытый слог + согласный): БАЛ, СЫН, ЛАК, БОК, ДОМ.

Далее пробуем читать слова из четырёх букв – сначала с одинаковыми гласными: ЛАПА, ДАЧА, ФАТА, КАША, ГИРИ, КИВИ, потом с разными (КОТЫ ШАГИ, ЛИСЫ, ЧАСЫ).

Нужно понимать, что даже если ребёнок произносит все слоги в слове правильно, это не значит, что он сразу сможет осмысленно сложить их в слово. Наберитесь терпения. Если ребёнок с трудом читает слова из 3-4 букв, не переходите к чтению более длинных слов и тем более предложений.

Будьте готовы к тому, что ребёнок свободно начнёт читать слова только после того, как у него автоматизируется навык сложения букв в слоги. Пока этого не произошло – периодически возвращайтесь к отработке слогов.

И, главное, помните, что любое обучение должно быть в радость – и родителям, и детям!

Филолог, учитель русского языка и литературы, педагог дошкольного образования
Светлана Зырянова

Как научить ребенка читать по слогам

Помните тот самый большой синий букварь, с которого все мы, родители, когда-то начинали свое знакомство со школой? Эта книжка помогла научить читать миллионы детей. Однако современный рынок обучающей литературы перенасыщен материалами, выбрать из которых не так-то и легко.

www.intercollegiatereview.com

Книги, предлагающие обучить вашего ребенка чтению, различаются не только по внешнему виду, но и по используемой методике. Например, обучающая литература Тюленева обещает обучить вашего ребенка быстрому чтению практически с пеленок, шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева предназначены для обучения в форме игры и т.д. Такое разнообразие доступной информации совершенно не облегчает жизнь молодых родителей, которые не знают, какой метод выбрать для своего малыша. На самом деле, совершенно не важно, с помощью какой методики ребенок научится читать, важно, что НАУЧИТСЯ!

Если ваш ребенок знает алфавит, но с чтением слогов и слов у него возникают некоторые трудности, нужно разработать некую систему, согласно которой придется заниматься регулярно и обязательно вместе с малышом. И начинать следует как раз с того, чтобы научить складывать знакомые буквы в слоги.

Как научить ребенка читать по слогам: когда начинать обучение?

Научить ребенка всем буквам можно даже в год. Задавать вопросы о том, какая эта буква и какие слова на нее начинаются – это своего рода игра, в которую ребенку интересно играть в любом возрасте. Но когда начинать учить ребенка читать слоги и сливать их в слова?

www.unitedwayhaysco.org

В последнее время наблюдается настоящий бум на раннее развитие детей. Не успеет ребенок достигнуть годовалого возраста (а порой и значительно раньше), как родители тут же бросаются учить его грамоте и письму.

Дорогие родители, не спешите! Ученые (социологи, психологи, педагоги и др.) уже доказали, что столь раннее развитие ни к чему хорошему не приводит. Последствия раннего обучения чаще всего плачевны, особенно для еще не сформировавшейся полностью детской психики. Если не хотите иметь более серьезные последствия с нарушением развития детей в будущем, лучше не торопиться, а четко определить, в каком возрасте лучше всего начать обучение чтению по слогам.

Так как же определить, когда ваш ребенок готов к началу обучения? Для этого необходимо знать, на какой стадии формирования ваш ребенок находится на данный момент.

Как научить ребенка читать по слогам: не навреди

Первый функциональный блок мозга, отвечающий за познавательную, эмоциональную сферу и телесное восприятие детей, начинает формироваться с самых ранних сроков беременности женщины и полностью заканчивает свое становление лишь к трем годам жизни ребенка.

В возрасте с 3 до 5-8 лет у детей стартует второй важный процесс – формирование второго функционального блока, который управляет органами восприятия: слухом, зрением, вкусом, осязанием и обонянием.

После проведенных исследований офтальмологи дали свое заключение: при раннем обучении ребенка могут в первую очередь пострадать его глаза. 

Именно у детей, испытывающих преждевременную зрительную нагрузку, чаще всего наблюдается близорукость. Специалисты твердят, что гораздо полезнее и безопаснее подождать, пока ребенку не исполнится 5-6 лет, ведь только в этом возрасте у детей окончательно формируется цилиарная мышца, отвечающая за остроту зрения.

storyformed.com

В возрасте от 7 до 15 лет у детей развивается сознательная психическая деятельность.

Каждый функциональный блок мозга формируется в определенной последовательности с остальными, поэтому каждая попытка родителей «перешагнуть» через какой-то этап негативно сказывается на развитии того или иного процесса развития, характерного для каждого периода становления ребенка.

В естественном развитии детей будет происходить искажение, последствия которого чаще всего проявляются не сразу, а со временем. Сегодня вы можете научить своего ребенка читать в год или два, а через несколько лет у него будут отмечаться серьезные проблемы в эмоционально-личностном отношении с окружающими. Также это может стать причиной неврозов, тиков, заикания, навязчивых движений и многочисленных нарушений речи.

Предупредить все эти нарушения гораздо проще, чем впоследствии их лечить, согласны?

Как определить физиологическую готовность ребенка к началу обучения чтению?

До того, как пытаться научить ребенка читать по слогам, постарайтесь определить его готовность к началу обучения. Для этого достаточно проследить, обладает ли он следующими навыками:

  • речь ребенка сформировалась, он говорит полными связными предложениями и может составить рассказ;
  • у ребенка нет логопедических нарушений, отсутствует нарушение мелодики и ритма речи;
  • ребенок обладает хорошей ориентацией в пространстве, для него не составляет труда определить, где право и лево;
  • у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, он легко различает определенные звуки как в начале слова, так и в его середине или в конце.

Если все эти навыки у ребенка сформированы, его мозг готов к началу обучения чтению. Почему именно мозг?

Учеными были проведены многочисленные исследования, после которых они пришли к однозначному выводу. Глаза видят, но не могут осознать увиденное. Уши слышат, но не способны воспринимать звуки. Все процессы понимания и осознания происходят исключительно в мозге. 

Услышав определенное слово или целое предложение, наш мозг преобразует звуки в определенные электрохимические импульсы, которые делают информацию для мозга более понятной и доступной. Все эти импульсы далее соединяются в мозге в одно целое, после чего мы начинаем воспринимать значение и смысл услышанного. То же самое происходит и со зрением – увидев написанное, наши глаза не понимают его, обработкой содержания и смысла написанного занимается наш мозг.

Навык чтения очень важен, именно умение читать считается базой для обучения чего бы то ни было в дальнейшем.

Как научить ребенка читать по слогам, чтобы он не устал?

s7.leapfrog.com

Чтобы дети не теряли интерес и не уставали во время занятий, необходимо заниматься регулярно. При этом длительность каждого урока должна быть небольшой – для первых занятий вполне хватит 5-10 минут. Постепенно это время можно понемногу увеличивать, однако оно не должно превышать 30 минут.
Лучше всего, если вы будете проводить занятия в игровой форме – тогда ребенок будет воспринимать поступающую информацию легко и непринужденно, ему будет интересно.

До начала обучения чтению необходимо, чтобы ребенок знал все буквы алфавита. Учить буквы можно традиционным методом с использованием букваря, при помощи кубиков Зайцева с картинками или любым другим удобным способом. Во время изучения букв, обязательно учить детей правильно произносить звуки, которые эти буквы обозначают (звук «д», а не «дэ»).

Как научить ребенка читать по слогам легко: 10 советов

www.teleread.com

Придерживаясь этих нехитрых советов, вы сможете без особого труда научить малыша читать по слогам так, чтобы вы оба получали от процесса максимальное удовольствие – без скандалов и истерик, с интересом:

Совет №1. Выбираем методику. Оптимальным выбором для всех родителей считается методика обучения чтению по слогам при помощи букваря. Автор одного из таких учебников, К. Жукова, составила эффективную книгу, которая будет настоящим помощником ребенка. С ней малыш научится понимать, а не заучивать, сумеет быстро складывать буквы в слоги, а слоги – в слова. В книжке не так уж много картинок, однако этого вполне достаточно, чтобы ребенок не терял интереса к обучению.

 

В любом случае, вы можете выбрать любую понравившуюся методику. Главное, чтобы обучение проходило интересно для ребенка, в доброжелательном ключе. Если вы будете излишне строги, это может отбить интерес ребенка к урокам, потому что он будет заранее готовить себя к возможным неудачам и, как результат, – вашему разочарованию в его способностях.

Совет №2. Выбираем правильную последовательность изучения гласных и согласных. Оптимальным считается первоначальное изучение открытых гласных – а, о, у, э, ы. После того, как открытые гласные выучены, учим твердые согласные – н, м. Обязательно следите за тем, чтобы малыш правильно произносил каждый звук – м, а не мэ и не эм. После переходим к изучению глухих и шипящих звуков – с, ш и пр. Не забывайте, что буквы мы видим и пишем, а звуки — произносим и слышим.

www.thebubblebox.com.au

Совет №3. Повторение – мать учения. Каждое занятие необходимо начинать с повторения того, что было изучено на прошлом уроке. Вместе с ребенком вспоминайте изученные ранее звуки. В конце занятия обязательно закрепляйте пройденное – так вы поможете ребенку сформировать правильный механизм чтения.

По несколько раз повторяйте один и тот же слог. Отлично, если до начала обучения вы подготовили яркий раздаточный материал – прекрасно подойдут для этого отдельные карточки с разными слогами. Такие карточки можно перемешивать, а после вразнобой предлагать ребенку прочитать пройденные буквосочетания. Это поможет ребенку в игровой форме научиться читать определенные слоги на автомате.

Совет №4. Как только вы с ребенком изучили часть несложных звуков, можно пробовать складывать буквы в слоги. Несмотря на то, что это кажется весьма сложной задачей, на практике все гораздо легче.
Посмотрите в букварь, расскажите малышу, как «м» спешит в гости к «а». Покажите ребенку, как нужно правильно произносить это сочетание – мммммм-ааааааа. Расскажите ребенку, что из-за того, что звуки так спешат встретиться, их нужно читать слитно, не отдельно друг от друга. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов до того, как это сделает малыш – он должен четко услышать, как нужно произносить те или иные слоги, чтобы не допустить ошибку. Если вы слышите, что ошибка все равно проскакивает – не медлите, тут же исправляйте его, иначе в его сознании сформируется ошибочное понимание звуков и слогов. 

Совет №5. Изучаем несложные слоги. Для облегчения процесса обучения необходимо начинать знакомить ребенка с простыми слогами, состоящими всего из 2-х звуков – ла, ма, ра, мо, му. У ребенка должно сформироваться понимание того, каким образом из двух букв получается один слог. Как только этот механизм будет освоен, дальше учиться будет намного легче. После этого можно приступать к изучению более сложных слогов – с шипящими и глухими согласными (да, ши, во и пр.).

Совет №6. Когда предыдущие шаги пройдены, можно приступить к изучению более сложных слогов. Не стоит спешить с тем, чтобы уже после пары выученных слогов стараться заставить ребенка прочитать слова. Пусть малыш лучше хорошенько усвоит сначала механизм чтения в общем, доведет навык чтения по слогам до автоматизма. Просто со временем понемногу усложняйте задания – можно учить читать слоги, которые начинаются с гласных – ав, уп, ам, он…

footage.framepool.com

Совет №7. Как только все слоги выучены и усвоены, можно приступать к обучению чтению самых простых слов. В идеале – это должны быть слова с одним и тем же, но повторяющимся слогом – мама, папа, после можно к хорошо знакомым слогам добавлять более редкие – ма-ло, мы-ло, ра-ма…

Или можно начать с обучения самых коротких трехбуквенных слов. Для этого выбирайте такие слова, которые начинаются со знакомых ребенку слогов и оканчиваются одной дополнительной буквой. Например, кот, мак, рак, суп, лук, лес и пр.

Совет №8. Перед тем, как научить ребенка читать по слогам, обязательно показывайте ему, как правильно произносятся все слоги. Только так он сможет правильно научиться читать. В некоторых дошкольных учебных заведениях преподаватели учат детей произносить слоги нараспев. Проще говоря – они поют слоги вместе с детьми. Это не совсем правильно, потому что дети быстро привыкают к такому методу и далее стараются произносить все имеющиеся слоги на одном дыхании. Они не делают паузу ни между слогами, ни между словами. После того, как они научились читать предложения, дети часто читают нараспев целый абзац, не останавливаясь в необходимых местах (на месте знаков препинания). Это ведет к тому, что ребенок или совершенно не понимает прочитанного, или понимает его неверно.

Раз уж вы взялись за обучение чтению по слогам, делайте это качественно, чтобы потом у ребенка не возникало проблем.

3.bp.blogspot.com

Ребенок не должен петь все подряд, он должен уметь соблюдать паузы там, где они необходимы, в особенности – между предложениями. Хотите учить ребенка при помощи пения? Пожалуйста! Но научите его следующему порядку: пропел слог или слово – пауза, пропел второй слог или слово – пауза. Со временем дети самостоятельно учатся делать паузы между слогами короче, но делать их в начале обучения просто необходимо. Делая акцент на этом моменте, вы помогаете ребенку выработать автоматическое и правильное чтение с самого начала, в результате он не будет испытывать проблем с паузами в будущем.

Совет №9. Всему свое время. Не стоит учить ребенка читать по слогам в 3 или 4 года, потому что в этом возрасте ему это будет просто неинтересно. В этом возрасте хорошо, если он любит рассматривать картинки или обладает терпением выслушать прочитанную вами сказку. Учить нужно тогда, когда вы определенно замечаете явный интерес ребенка к этому процессу.

Зато в 5-6 лет, перед началом школьного обучения, можно начинать проводить занятия с ребенком по обучению чтению и письму. Причем читать и писать его нужно учить печатными буквами.

Некоторых детей этому начинают учить воспитатели в детском саду. В школу ребенок приходит уже достаточно подготовленным к тому, чтобы прочитать по слогам предложенное. Но если вы не учили ребенка читать до школы — не беда! Главное — учить правильно, иначе учителю будет вдвойне сложнее.

Ребенок, научившийся до школы читать по слогам, будет гораздо более уверенным, будет лучше чувствовать себя психологически, быстрее преодолеет стресс, быстрее вольется в коллектив. Он будет более спокойным и уверенным, что только положительно скажется на его общих достижениях.

Совет №10. Старайтесь проводить занятия по обучению чтению по слогам в форме игры. Не спешите заставлять ребенка читать быстро. Это не главное! Важно, чтобы он правильно называл все звуки, понимал прочитанное. Вдумчивое и осознанное правильное чтение по слогам гораздо полезнее. Главное, чтобы ребенок понял механизм правильного чтения.

Учите ребенка читать в игровой форме, так он не получит стресса, не устанет от занятий, полюбит читать и захочет ходить в школу.

www.google.by

Соблюдая эти нехитрые правила, вы поможете своему ребенку быстро и безболезненно овладеть техникой чтения по слогам. Специалисты утверждают, что при соблюдении всех этих требований, а также при регулярных занятиях, ваш ребенок научится читать уже спустя месяц-полтора после начала уроков. Согласитесь,  это такой маленький срок по сравнению с бесконечно долгим обучением сначала в школе, потом – в институте, потом где-то еще… Главное – помочь ребенку сформировать правильную систему, помочь ему выработать понятие главных механизмом, полюбить сам процесс чтения, а остальное – дело техники и привычки!

Помните: ваш ребенок обязательно научится читать, рано или поздно. Ваша задача – сделать так, чтобы это обучение произошло в легкой и ненавязчивой форме, чтобы ребенок не испытывал дополнительный стресс (поверьте, в школе ему и без этого достанется!). Просто любите своего ребенка и играйте с ним! И не лишайте своих детей детства – пусть в раннем возрасте они играют, а учиться можно начать и перед школой!

12 Захватывающих упражнений на слог для дошкольников

Умение запоминать количество слогов в словах является важным навыком для начинающих читателей. Упражнения, ориентированные на слоги, дают возможность укрепить навыки чтения и правописания. Эти занятия учат детей разбивать слова на более мелкие фрагменты, что значительно облегчает их чтение, написание и написание по буквам. Эти 12 сенсационных упражнений на слоги помогут вашему дошкольнику научиться делить слова на слоги, что повысит его навыки чтения.

1. Игра в слоги ко дню святого Валентина 

Игры в слоги для дошкольников интересны в любое время года, но это занятие принесет массу удовольствия на День святого Валентина. Чтобы сыграть в эту игру со слогами, дошкольники по очереди выбирают карточку. Затем они определят картинку и посчитают слоги в слове. Наконец, они поместят карту в правильный почтовый ящик.

Подробнее: Pre-K Pages

2. Собери снеговика

Это одно из самых милых и креативных занятий по слогам! Дошкольники будут в восторге от этой снежной забавы на зимнюю тематику. Используйте белые помпоны или ватные шарики для тела, чтобы обозначить слоги в каждом слове. Детям понравится лепить снеговиков разных размеров.

Узнайте больше: фантастическое развлечение и обучение

3. Количество слогов ошибки

Большинство детей любят разнообразных жуков! Приклейте карточки с изображением жуков на палочки от эскимо, окрашенные в зеленый цвет, и сделайте маленькие травинки, наполненные сушеным зеленым горошком, для милой игры в слоги. Дошкольники должны посчитать слоги в каждом слове, а затем приклеить карточку с жуком в правильно пронумерованную чашку.

Подробнее: Pocket of Preschool

4. Летние карточки со слогами 

Это милое занятие с прищепкой предназначено для того, чтобы помочь дошкольникам научиться считать слоги. Использование прищепок способствует развитию мелкой моторики; однако вы также можете использовать жетоны или кнопки, чтобы разместить правильный номер слога.

Подробнее: Pocketful of Centers

5. Расставь точки над слогами

Эти рабочие листы по слогам отлично подходят для работы с маркерами! Это простое упражнение помогает дошкольникам попрактиковаться в счете слогов. Они тренируются медленно произносить каждое слово, разбивая слово на небольшие куски или слоги. Затем они ставят маркерную точку на правильное количество слогов.

Узнать больше: This Reading Mama

6. Сортировка дождевых облаков по слогам

Эта милая погодная активность — потрясающее занятие по сортировке дождевых облаков по слогам! Это дает вашему дошкольнику забавный способ практиковать идентификацию слогов. Дети будут сопоставлять капли дождя с облаками на основе количества слогов, определенных в словах.

Подробнее: От ABC к ACT

7. Слог лапши для бассейна Caterpillar

Это практическое задание сосредоточено на слогах, и его очень легко и недорого сделать. Покажите дошкольникам карточки с картинками предметов, состоящих из 1-3 слогов. После того, как учащиеся определили картинку, попросите их поместить правильное количество кусочков лапши на тело гусеницы, произнося слоги в каждом слове.

Подробнее: Pre-K Pages

8. Слоговая станция

Активные дети любят эту слоговую станцию! Дошкольники могут смотреть на картинки и читать слова. Затем они хлопают в ладоши по количеству слогов в каждом слове и обводят правильное число. Это забавная и отличная стратегия!

Узнайте больше: Kickin ‘It в детском саду

9. Слоговые палочки

Тренируйте слоги с парой ритм-палочек! Когда детям предоставляется возможность выстукивать слоги, это помогает им в развитии фонологического восприятия. Крайне важно, чтобы они научились слышать, обрабатывать и понимать различные звуки в словах. Этот навык необходим, прежде чем они смогут смешивать звуки. Пусть дети возьмут слово и разделят его на слоги, хлопая палочками друг о друга!

Подробнее: В игровой комнате

10. Подсчет слогов

Это одно из самых игровых упражнений для тренировки счета слогов. Все, что вам нужно, это несколько пластиковых молотков, полоски для краски и пластилин Play-Doh. Положите маленький шарик Play-Doh на каждый квадрат с кусочком краски и покажите предмет дошкольнику. Попросите их ударить по каждому шарику пластилина для каждого слога в слове.

Узнайте больше: Беседы о грамотности

11. Автомобильная гонка по слогам

Это одно из самых веселых занятий по слогам для дошкольников! Они могут мчаться на своих машинах по гоночной трассе, считая слоги в каждом транспортном слове. Эта веселая и увлекательная игра также расширит словарный запас вашего дошкольника, пока он будет практиковаться в подсчете слогов.

Подробнее: Тернер Тотс

12. Коврик для сортировки слогов

Наслаждайтесь этим бесплатным ковриком для печати для сортировки по слогам! Обеспечьте своих дошкольников корзиной предметов, состоящих из слов от 1 до 4 слогов. Пусть ваши дошкольники рассортируют предметы и разместят их на соответствующей нумерации на коврике. Дети обожают это занятие!

Подробнее: You Clever Monkey

Игры на слияние и сегментацию | Classroom Strategies

Дети, которые могут легко сегментировать и смешивать звуки, могут использовать эти знания при чтении и правописании. Сегментирование и смешивание отдельных звуков поначалу может быть затруднено. Мы рекомендуем начинать с сегментации и смешивания слогов. Ознакомившись с этим, студенты будут готовы к обучению и практике с отдельными звуками.

Как использовать: Индивидуально С небольшими группами Установка для всего класса

Что такое смешивание и сегментация?

Смешивание (объединение звуков) и сегментация (разделение звуков) — это навыки, необходимые для обучения чтению и правописанию. Когда учащиеся понимают, что произносимые слова могут быть разбиты на отдельные звуки (фонемы) и что буквы могут использоваться для представления этих звуков, у них появляется понимание, необходимое для чтения и письма на алфавитном языке. Смешение и сегментация игр и занятий может помочь учащимся развить фонематическую осведомленность, что является сильным предиктором успеваемости в чтении.

Зачем учить смешиванию и сегментации?

  • Обучение учащихся распознаванию звуков в словах и управлению ими (фонематическая осведомленность) помогает заложить основу для обучения фонетике.
  • Смешивание и сегментирование заданий и игр может помочь учащимся развить фонологическую и фонематическую осведомленность.
  • Развитие фонематического слуха особенно важно для учащихся, у которых выявлен риск возникновения затруднений при чтении.

Как научить смешиванию и сегментации

Сегментация и смешивание — особенно сегментация и смешивание фонем (отдельных звуков в словах) — поначалу могут быть затруднены, потому что разговорная речь получается непрерывным потоком, а не серией отдельных битов. Может помочь начало с более крупных единиц речи.

В начале обучения фонологическому восприятию учите детей разделять предложения на отдельные слова. Определите знакомые короткие стихотворения, такие как «Я кричу, ты кричишь, мы все кричим о мороженом!» Пусть дети хлопают в ладоши при каждом слове.
 
По мере того, как дети совершенствуют свои способности манипулировать устной речью, учите их делить слова на слоги. Например, попросите детей разделить свои имена на слоги: например, Ра-чел, Ал-экс-ан-дер и Род-ни. Точно так же пусть они смешивают слоги, чтобы составить слова.
 
В детском саду основное внимание при обучении смешиванию и сегментации следует смещать на фонемный уровень. Эта работа может быть сложной для студентов, поэтому может быть полезно знать, какие леса могут помочь студентам совершить прыжок.

  1. Начните со слов, которые имеют только две фонемы (например, am , без , в )
  2. Начните с непрерывных звуков (фонемы, которые можно удерживать один-два удара, не искажая звук). Предложите учащимся попрактиковаться в смешивании и сегментации слов с непрерывными звуками, удерживая звуки с помощью метода, называемого «непрерывным смешиванием» или «непрерывным фонированием». (например, «аааамммм… утра »)
  3. Затем введите несколько стоп-звуков (фонемы, которые нельзя удерживать непрерывно). Убедитесь, что учащиеся четко произносят звуки, не добавляя «ух» к окончаниям таких звуков, как /т/ и /б/. Стоп-звук в конце слов (например, at, up) смешивается легче, чем те, в которых стоп-звук находится в начале (например, 9).0166  быть , перейти )
  4. Когда учащиеся будут готовы, переходите к словам с тремя фонемами, помня о том, что слова, начинающиеся с непрерывных фонем (например, солнце ), легче смешивать и сегментировать, чем слова со смыкающимися звуками (например, сверху ).
  5. По мере того, как учащиеся становятся более опытными в смешивании и сегментации, им больше не нужно постоянно удерживать звуки, переходя от «ссссуууннн» к солнце .

Может быть полезно привязать звуки, с которыми работают учащиеся, к визуальным каркасам. Ящики Эльконина, манипулятивные предметы (например, монеты или плитки) и движения рук являются популярными средствами поддержки. Однако важно помнить, что целью смешивания и сегментации игр является грамотность, и нет лучшего визуального представления фонемы, чем буква.

Сбор ресурсов

Смешивание: игра «Угадай слово»

Это задание из нашей статьи «Фонологическая осведомленность: рекомендации по обучению и оценке» является примером того, как научить учащихся смешивать и определять слово, которое растянуто в его основные звуковые элементы.

Цель : Учащиеся смогут смешивать и идентифицировать слова, которые растянуты на составные звуки.

Необходимые материалы : Карточки с изображениями объектов, которые учащиеся могут узнать, например: солнце, колокольчик, веер, флаг, змея, дерево, книга, чашка, часы, самолет

Задание : Разложите перед детьми небольшое количество карточек с картинками. Скажите им, что вы собираетесь произнести слово, используя «разговор с улиткой» — медленный способ произнесения слов (например, /ffffllllaaaag/). Они должны смотреть на картинки и угадывать слово, которое вы говорите. Важно, чтобы дети угадывали ответ в уме, чтобы у всех была возможность его попробовать. Чередуйте между тем, чтобы один ребенок называл слово, и тем, чтобы все дети хором произносили это слово вслух, чтобы заинтересовать детей.

Смешивание: разговор робота

Говоря в режиме «Разговор робота», учащиеся слышат сегментированные звуки и объединяют их (смешивают) в слова. См. действие «Разговор с роботом»

См. все упражнения по смешиванию/сегментированию из программы PALS Университета Вирджинии

Слайд смешивания

«Чтение джинна» предлагает учителям простой способ научить учащихся смешиванию. Учителя могут использовать картинку или маленькую копию горки на игровой площадке и заставить звуки «скользить» вместе, образуя слово. См. действие «Смешивание слайдов»  9.0219 ›

Упражнение на смешивание

Приведенная здесь информация описывает важность обучения маленьких детей навыкам смешивания. Эта ссылка содержит предложения по устному смешению звуков, чтобы помочь учащимся практиковать и развивать навыки плавного смешивания. См. упражнения по устному смешиванию

Смешение звуков с использованием песен

Это упражнение (см. Yopp, M., 1992) на мотив « Если вы счастливы и знаете это, хлопайте в ладоши ».

Если вы думаете, что знаете это слово, выкрикните его!
Если вы думаете, что знаете это слово, кричите!
Если вы думаете, что знаете это слово,
Тогда расскажите мне, что вы слышали,
Если вы думаете, что знаете это слово, кричите!

После пения учитель произносит сегментированное слово, такое как /k/ /a/ /t/, а учащиеся дают смешанное слово «кошка».

Разделение группы поддержки

Эта ссылка предоставляет учителям информацию о том, как проводить следующую группу поддержки группы. См. сегментацию активности поддержки 

Напишите «Приветствие сегментации» на диаграммной бумаге и научите этому детей. Каждый раз, когда вы произносите приветствие, меняйте слова в третьей строке. Предложите детям разделить слово по звуку. Начните со слов, которые имеют три фонемы, таких как ten , rat , cat , dog , soap , read и fish .

Сегментация Приветствие

Послушайте мое приветствие.
Затем кричите звуки, которые вы слышите.
Солнце! Солнце! Солнце!
Давайте разберем слово солнце.
Дайте мне начальный звук. ( Дети отвечают /s/ .)
Дайте мне средний звук. ( Дети отвечают /u/ .)
Назовите финальный звук. ( Дети отвечают /n/ .)
Верно!
/с/ /т/ /н/-Солнце! Солнце! Солнце!

Сегментация с помощью марионеток

Учителя могут использовать задания на этом веб-сайте, чтобы научить учащихся сегментировать звуки. Упражнение включает в себя использование марионетки и загружаемых карточек с картинками. См. сегментирование с помощью марионеток, действие

Дифференцированное обучение

Для изучающих английский язык, читателей с разным уровнем способностей или учащихся, нуждающихся в дополнительной поддержке:

  • Включение печатного текста в смешивание и сегментирование отдельных звуков в словах с учащимися, которые знают правописание звука соответствия в словах.
  • Используйте задания с изображением для поддержки изучающих английский язык и младших школьников.

Связанные стратегии

Найдите другие упражнения для развития фонологической и фонематической осведомленности в нашем Руководстве по чтению 101 для родителей.

См. исследование, подтверждающее эту стратегию

Chard, D., & Dickson, S. (1999). Фонологическая осведомленность: руководство по обучению и оценке.

Клеменс Н., Солари Э., Кернс Д. М., Файн Х., Нельсон Н. Дж., Стелега М., Бернс М., Сент-Мартин К. и Хофт Ф. (2021 г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *