Содержание

Как научить ребенка решать задачи по математике легко — Журнал Учи.ру

Рассказываем, как помочь ребенку полюбить математику и что делать родителям, если у школьника возникли сложности с предметом

Кристина Манасарян

На своем опыте знает, как помочь ребенку увлечься математикой

  1. Для чего нужна математика
  2. Почему дети сталкиваются со сложностями при изучении математики
  3. Как решать задачи, чтобы было интересно
  4. Советы родителям, если у ребенка возникли сложности с математикой

Математика — один из основных предметов школьной программы и важная наука, помогающая развивать множество навыков. Как помочь ребенку полюбить этот предмет и что делать родителям, если у школьника возникли сложности с решением задач, разбираемся в статье.

Материал подготовлен при помощи экспертов: организатора Matemaris school, автора курсов по многоклеточной математике и развитию осознанности в обучении Марис Сегинёвой, а также психолога Ингрид Мазенцевой.

Для чего нужна математика

По разным причинам, детям в начальной школе кажется, что математика — это только арифметика: похожие один на другой примеры и однотипные задачи. Интерес к этому предмету быстро угасает, потому что за всем этим ребенок не видит смысла. Обычное «надо научиться считать» работает не всегда. А зачем же еще нужна математика?

Для изучения мира

В начальных классах необходимость изучения математики проще всего объяснить, обратив внимание ребенка на то, что она окружает нас повсюду. Начать можно с простого: от счета ступенек до подсчета лапок у паучков, номеров маршрутных такси и автобусов и сдачи в магазине. Рассказывайте, что математика помогает вам готовить и планировать покупку самоката. С помощью математики строят мосты, ракеты и даже создают любимые игры ребенка на телефоне.
Детям часто сложно соотнести примеры в учебнике и реальную жизнь. Кажется, что между ними нет никакой связи. Помогите доказать, что это не так.

Детям непросто соотнести примеры в учебнике и реальную жизнь, помогите им увидеть связь. Фото: Julija Sulkovska/shutterstock.com

Можно пойти дальше и рассказать ребенку, например, про числа Фибоначчи: это последовательность чисел, в которой каждое число, начиная с третьего, равно сумме предыдущих. В природе многое имеет строение, в основе которого лежит последовательность Фибоначчи — раковина улитки или наше ухо, и такую же закономерность мы обнаружим на срезе кочана капусты. И это все — математика! Удивительно? Конечно!

Для развития интеллекта

Математика — это не только красота и способ познавать мир, но и понятные правила. Умение искать последовательные и логичные решения помогает также размышлять над любой возникающей проблемой: если есть условие, значит, есть и решение, которое поможет прийти к ответу. Математика помогает рассуждать, искать взаимосвязи, формулировать свои мысли. Эти знания понадобятся детям в будущем: выбрать оптимальные условия в банке, разобраться, сколько рулонов обоев купить, чтобы сделать ремонт, или понять, сколько будет стоить йогурт со скидкой 20%.

Для формирования воображения

Да, математика — наука точная. Но чтобы решать задачи, нужны не только логика и умение считать. Не менее важно развитое воображение. Иначе как вы посчитаете, кто из пассажиров быстрее добежит до поезда, не представив и пассажиров, и поезд?

Марис Сегинёва

Организатор Matemaris school, автор курсов по многоклеточной математике и развитию осознанности в обучении

Если откроете философский словарь, увидите, что математика — это философская наука. Если вы делите мир на естественные науки и гуманитарные, вы должны понимать, что естественные науки изучают природу. Их всего шесть: химия, физика, биология, география, геология и астрономия. Математика к ним не относится. Математика — это выдумка и абстракция. Математик Давид Гильберт говорил про своего друга: «Он стал поэтом. Ему не хватило воображения, чтобы заниматься математикой». И это правда так — чтобы заниматься абстрактной математикой, надо иметь развитое воображение.

Чтобы заниматься абстрактной математикой, надо иметь развитое воображение. Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB/shutterstock.com

Для достижения целей

Чтобы найти правильный ответ в математической задаче, ребенку понадобятся внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность. Решить неправильно и начать решать снова, пока не получится найти тот самый, правильный, вариант. Не расстраиваться, если что-то идет не так, уметь откладывать и возвращаться к задаче, пока не достигнешь цели, — важнейший навык не только для школьника, который делает домашнюю работу, но и для взрослых.

Для тренировки памяти

Математика учит запоминать правила и формулы — без них решить задачи не получится. Но не только этот факт помогает развивать память: оказывается, когда ребенок решает математические задачи, он постоянно возвращается к своему прошлому опыту, «доставая» из памяти решения тех задач, над которыми работал на прошлых уроках. Это как компьютер, который обучается на основе загруженных в него данных.

Почему дети сталкиваются со сложностями при изучении математики

Когда у ребенка возникают сложности с математикой, многие взрослые сразу решают, что у школьника просто нет математических способностей. По мнению же педагогов, школьная программа до 6-го класса доступна всем и от способностей никак не зависит — считать могут научиться все.

Марис Сегинёва

Организатор Matemaris school, автор курсов по многоклеточной математике и развитию осознанности в обучении

Ко мне приводили «девочку-нематематика»: родители утверждали, что она любит рисовать, поэтому, скорее всего, она гуманитарий. Я ответила, что тоже люблю рисовать и это вообще ничего не значит. Мы начали заниматься, и в 7-8 классе она уже выигрывала олимпиады. Я ей просто не рассказывала, что она нематематик. Не надо вешать ярлыки.

Научить решать примеры можно всех: нужен определенный подход, ведь каждый ребенок осваивает программу в своем темпе. Фото: Lena Ogurtsova/shutterstock.com

Конечно, каждый ребенок осваивает программу в своем темпе. Одному нужно решить пару примеров — и он уже готов к следующей теме, другому и 20 примеров будет мало. Этих детей надо учить по-разному: давать разное время на решение задачи, по-разному эти задачи формулировать. Но научить решать можно всех.
Более того, ученые уже неоднократно доказали, что разделения на гуманитариев и технарей не существует. А постоянное напоминание ребенку о том, как сложна математика, может привести к математической тревожности.

Ингрид Мазенцева

Психолог

Математическая тревожность — это эмоциональное напряжение, вызванное необходимостью решать обычные арифметические задачи. Возникновение этого напряжения никак не зависит от интеллектуальных способностей человека и/или ребенка. Вызвано оно чаще всего влиянием окружающей среды. Бороться с тревожностью можно несколькими способами, методы будут зависеть от причины: где-то помогут дыхательные упражнения, где-то репетитор по самому предмету, а где-то — специалист, который будет работать именно с состоянием человека, то есть психолог или психиатр.

Как же не допустить развития математической тревожности у ребенка и помочь ему увидеть красоту математики? Разбираемся, как решать математические задачки вместе с детьми с удовольствием.

Как решать задачи, чтобы было интересно

Итак, мы выяснили, что любого ребенка можно заинтересовать математикой и научить считать. Разобрались, как мотивировать и объяснять школьнику цели и задачи предмета. Теперь переходим к практике — решаем задачи.

Осваиваем навык счета

Первый класс начинается с изучения цифр и состава числа. Это один из важнейших периодов познания математики, а потому важно, чтобы ребенок эти темы хорошо понял. Для освоения навыка устного счета и понятия состава числа может подойти все что угодно: и счетные палочки, и игрушки, и яблоки. Старайтесь как можно чаще делать примеры наглядными.

Когда ребенок только учится считать, старайтесь как можно чаще делать примеры наглядными. Фото: Chekyravaa/shutterstock.com

Марис Сегинёва

Организатор Matemaris school, автор курсов по многоклеточной математике и развитию осознанности в обучении

Детям очень важно при освоении счета что-то держать. Да, пальцы тоже подойдут! Все мы когда-то считали на пальцах, этого не надо бояться, это тоже этап развития, от которого ребенок рано или поздно уйдет. Как ему помочь? Здесь важен ежедневный счет: каждый день по 5 минут решать примеры — это точно даст результат.
Есть еще один лайфхак — счет египетскими цифрами. В каждом учебнике первого класса показывают римские цифры, но египетские — гораздо проще. Там семь палочек — это 7. Пишем еще две палочки — уже 9. Здесь можно затронуть и историю математики: рассказать детям о Древнем Египте, береге Нила, пирамидах. Это же так увлекательно! Потом объясняем, что после десяти есть еще один значок — арочка. А если три арочки? Это же уже 30. Для детей это очень понятная схема.

Используем игровой формат

Ведущая деятельность у детей в начальной школе еще не сменилась окончательно, не перешла от игровой к познавательной. А потому так важно играть, находить интересные решения, головоломки, увлекательные задачки. Сегодня делать это очень просто — есть и приложения, и настольные игры, и книги, которые помогают увлечь ребенка математикой, и олимпиадные задачи.
Начать можно с самых простых (есть даже олимпиады для дошкольников) — чтобы ребенок понял, что ему это по силам и он справляется. Постепенно задачи можно усложнять. Главное — внимательно следить за интересом ребенка и подбирать такие форматы, которые будут не слишком простыми, но и не отобьют желание найти верный ответ.

Не ругаем за плохой результат

Ругать за то, что у ребенка возникают сложности с предметом, — прямой путь к математической тревожности. Что важно делать родителям, если у ребенка не получилось решить задачу? Надо поддержать и предложить помощь: «Давай разберемся, что не получилось».

Всегда старайтесь видеть прогресс своего ребенка, замечать любое движение вперед. Фото: Nina Buday/shutterstock.com

Советы родителям, если у ребенка возникли сложности с математикой

Но что же делать родителям, если ребенок приходит из школы и говорит, что математика ему не нравится? Здесь может быть две причины: либо ребенку тяжело, либо слишком легко и ему скучно.
Если ребенку сложно:

  1. Вернитесь к счету на пальцах, палочках, египетских числах, яблочках — подойдет любой наглядный материал.
  2. Придумывайте свои задачи. Если вы их придумываете сами, задачи становятся близкими к реальной жизни — и это очень важно. Пускай ребенок сочиняет задачи сам: умение сформулировать условие, понять структуру задачи ценно. Задачки можно записывать — это также тренировка письма, которая тоже для детей в начальной школе важна.
  3. Найдите «задачи на разрезание» — можно найти текстовые и в картинках.
  4. Уделяйте внимание математике на каникулах — порешайте нестандартные задачки, найдите олимпиадные — те, что попроще.

Если ребенку слишком сложно дается математика, поддержите его и будьте на его стороне.

Марис Сегинёва

Организатор Matemaris school, автор курсов по многоклеточной математике и развитию осознанности в обучении

Тем, кому наскучило, я бы тоже посоветовала нестандартные задачи и олимпиады, только посложнее. Этим детям важно понимать смысл математики. Просто щелкать задачки — мало. Задавайте вопросы «зачем?» и «почему?» Важно показать, что математика — это не только арифметика. Что еще можно делать? Усложнять обычные задачи: скучно считать однозначные? А давай двузначные! Скучно умножать на 3? А давай на 23 умножим!

Родители должны быть сами заинтересованы в математике, иначе увлечь ребенка предметом не получится. Фото: Halfpoint/shutterstock.com

И самый главный совет — родители должны быть сами заинтересованы в математике. Увлечь ребенка предметом, не видя в нем смысла и красоты, не получится. Если вы сами не захотите разобраться и восхититься красотой математической задачи, ребенок быстро это заметит и сам вряд ли проявит желание заниматься математикой.

Итак, математика в начальных классах — предмет, доступный всем детям. Математика помогает:

  • изучать мир
  • мыслить логически
  • развивать воображение
  • достигать целей
  • развивать память

Если у ребенка возникают сложности с математикой в школе, это не значит, что у него нет склонностей к этому предмету и он гуманитарий. Более того, постоянное напоминание о том, что у ребенка сложности, может привести к появлению математической тревожности. Вместо навешивания ярлыков родителям лучше обратить свое внимание и ребенка на способы сделать математику интереснее и проще:

  • разобраться с составом числа
  • использовать игровой подход
  • не ругать за плохой результат

Если же у ребенка уже возникли проблемы с предметом, важно найти причину. Если ему слишком сложно, стоит вернуться на пару шагов назад — к устному счету и задачам попроще. Если слишком просто — идите вперед и поддерживайте интерес ребенка к предмету. И самое главное — интересуйтесь сами. Тогда и у ребенка не возникнет никаких проблем с математикой ни сейчас, ни в будущем.

Как научить решать задачи по математике в начальной школе | Статья:

Как научить ребенка решать задачи: рекомендации родителям

Решать задачи ребенку придется часто: и по математике, и по алгебре, и по геометрии, и по физике, и по химии. Поэтому стоит раз и навсегда понять, как это делать, ведь есть общие закономерности, которые применимы к любому предмету. Мама не может (и не должна!) учиться в школе ВМЕСТО сына или дочки, и уж тем более не должна делать «домашку» вместо них. Вместе — да, но не ВМЕСТО!

 «Решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь … если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать». (Математик и педагог Д. Пойа).

Любая задача состоит из 4 составляющих:

1. Условие
2. Вопрос
3. Решение
4. Ответ

Самое главное, чему нужно научить ребенка:

  • Ответ задачи скрыт в ее условии. 
  • Ответ нужно списывать с вопроса.
  • Ответ всегда начинается с числа.
  • Ребенок должен четко знать значение «математических фраз»: «больше/меньше в… раз», «больше/меньше на…» и др.
  • Ребенок должен знать понятия «слагаемое», «уменьшаемое», «вычитаемое» и т.д.

Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решение станет простым и очевидным.  

Что нужно сделать, чтобы решить задачу по математике?

  • Нужно внимательно прочитать задачу и выделить эти 4 части.

Решение любой задачи сводится к одному: по двум данным найти третье (неизвестное). Итак, что нам известно? Что мы должны найти?

  • Составить краткую запись, сделать схематический рисунок или любым другим способом превратить задачу в «живую» наглядность.

Это поможет ребенку понять, что происходит в тот момент, который описан в условии задачи. Иногда можно продемонстрировать, как «Коля раскладывал тетрадки на 3 стопки…» или как «Миша разрезал яблоко на 4 части…» Разыграйте сценку, чтобы ребенок оказался сам «внутри задачи». 

  • Проверьте правильность решения обратной задачей.

Не торопитесь сообщать, что «ты решил верно» или «ответ не верный». Подставьте получившиеся значения и проверьте. Возможно, не так все просто, в задаче не одно, в два или даже три действия. Пусть ребенок порассуждает сам, вы лишь направляйте.

Чтобы научить ребенка решать задачи, нужно сформировать привычку это делать, и делать это с удовольствием. А этому можно научить!

К решению любой задачи нужно подходить творчески. Не получается так — попробуйте иначе. 

  • Попробуйте дать задачу, которая содержит лишние сведения. Ребенок сам почувствует, что важно, а что можно смело «опустить».
  • Попробуйте нестандартные ситуации. Пусть в вашей задаче будет два или даже три варианта решения.

И самое главное! Не ждите, что вы научите ребенка решать задачи, выполнив с ним одну-две похожих. Навык нужно довести до автоматизма, задачи нужно научиться «чувствовать».

Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

1. Простые задачи на сложение и вычитание

К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

  • Решаются в одно действие.
  • Иногда удобно составить уравнение.
  • На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись. 
  • Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
  • Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
  • Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:

слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность

  • Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

 

  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.

 

  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

2. Составные задачи на сложение и вычитание

Эти задачи решаются двумя и более действиями.

Есть несколько способов решения:

  • по действиям с пояснениями;
  • по действиям с вопросами;
  • выражением.

В решении таких задач главное:

  • найти главное и сделать краткую запись;
  • разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
  • помнить главное: по двум данным находим третье.

3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

  Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:

1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное

  • Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.

Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

4. Простые задачи на умножение и деление

  • Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».

«Во сколько раз» или «на сколько»?  Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.

  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

 

Типичные ошибки в решении задач

Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности.  Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.

Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».

Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.

Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений. 

Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Как исправить ошибку.  Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи). 

Стратегии решения текстовых задач

Простое добавление этих слов увеличивает сложность (а иногда и математическую тревогу) примерно в 100 раз!

Как вы можете помочь своим ученикам научиться уверенно решать текстовые задачи? Обучая своих учеников решать текстовые задачи поэтапно и организованно, вы дадите им инструменты, необходимые для решения текстовых задач гораздо более эффективным способом.

 

Вот семь стратегий, которые я использую, чтобы помочь учащимся решать текстовые задачи.

1. Прочитайте задачу целиком

Прежде чем учащиеся будут искать ключевые слова и пытаться понять, что делать, им нужно немного замедлиться и прочитать задачу целиком один раз (а еще лучше, дважды). Это помогает детям получить более широкую картину, чтобы понять ее немного лучше.

 

2. Подумайте о текстовой задаче

Учащиеся должны задавать себе три вопроса каждый раз, когда они сталкиваются с текстовой задачей. Эти вопросы помогут им составить план решения проблемы.

Вот вопросы:

А. В чем именно вопрос?

В чем проблема? Часто составители учебных программ включают в задачу дополнительную информацию, казалось бы, без уважительной причины, разве что для того, чтобы научить детей игнорировать эту постороннюю информацию (грррр!). Студенты должны быть в состоянии оставаться сосредоточенными, игнорировать эти лишние детали и выяснять, в чем заключается настоящий вопрос в конкретной задаче.

 
B. Что мне нужно, чтобы найти ответ?

Учащиеся должны еще больше сузить круг, чтобы понять, что нужно для решения задачи, будь то сложение, вычитание, умножение, деление или их комбинация. Им потребуется общее представление о том, какая информация будет использоваться (или не использоваться) и что они будут делать.

Здесь очень помогают ключевые слова. Когда учащиеся учатся распознавать, что одни слова означают сложение (например, в целом, вместе взятые ), а другие означают вычитание, умножение или деление, это помогает им решить, как действовать немного лучше

Вот таблица ключевых слов, которую я люблю использовать для обучения словесным задачам. Раздаточный материал можно было бы скопировать в меньшем размере и вклеить в интерактивные математические тетради. Его можно поместить в папки по математике или в папки под математическим разделом, если ваши учащиеся используют папки.

Однажды я сделал огромные математические знаки (символы сложения, вычитания, умножения и деления) и написал вокруг них ключевые слова. Они служили постоянным напоминанием о ключевых словах для текстовых задач в классе.

 

Если вы хотите загрузить этот БЕСПЛАТНЫЙ раздаточный материал по ключевым словам, нажмите здесь:

C. Какая информация у меня уже есть?

Здесь учащиеся сосредоточатся на числах, которые будут использоваться для решения задачи.

 

3. Напишите в Word Задача

Этот шаг укрепляет размышления, которые были сделаны на шаге номер два. Учащиеся используют карандаш или цветные карандаши, чтобы записывать информацию на рабочих листах (конечно, не в книгах, если только они не расходные материалы). Есть много способов сделать это, но вот что я люблю делать:

  • Обведите любые цифры, которые вы будете использовать.

 

  • Слегка зачеркните ненужную информацию.

 

  • Подчеркните фразу или предложение, которое точно говорит о том, что вам нужно найти.

 

4. Нарисуйте простое изображение и подпишите его

Рисование изображений с использованием простых форм, таких как квадраты, круги и прямоугольники, помогает учащимся визуализировать проблемы. Добавление номеров или имен в качестве меток также помогает.

Например, если в словесной задаче сказано, что было пять коробок, и в каждой коробке было 4 яблока, дети могут нарисовать пять квадратов с числом четыре в каждом квадрате. Мгновенно дети могут увидеть ответ намного проще!

 

5. Оцените ответ перед решением

Имея общее представление о примерном ответе на задачу, учащиеся узнают, является ли их фактический ответ разумным или нет. Эта быстрая приблизительная оценка — хорошая математическая привычка. Это помогает учащимся по-настоящему задуматься о точности своего ответа, когда проблема будет окончательно решена.

 

6. Проверка выполненной работы

Эта стратегия дополняет пятую стратегию. Одна из фраз, которые я постоянно использую во время занятий по математике, звучит так: Ваш ответ разумен ? Я хочу, чтобы учащиеся делали больше, чем просто считали, но действительно думали о том, что означают эти числа.

Кроме того, когда учащиеся привыкают проверять работу, они более склонны выявлять ошибки по невнимательности, которые часто являются причиной неправильных ответов.

 

7. Часто тренируйтесь решать словесные задачи

Точно так же, как требуется практика, чтобы научиться играть на кларнете, вести мяч в футболе и реалистично рисовать, нужна практика, чтобы стать мастером решения словесных задач.

Когда учащиеся решают текстовые задачи, часто происходит несколько вещей. Словесные задачи становятся менее страшными (нет, правда).

Они начинают замечать сходство в типах проблем и способны быстрее понять, как их решать. Они приобретут уверенность даже при работе с новыми типами текстовых задач, зная, что они успешно решали многие текстовые задачи в прошлом.

 

Если вам нужны карточки с текстовыми задачами, у меня их довольно много для учащихся 3-5 классов.

В этом наборе карточек с заданиями по математике для 3-го класса есть задачи со словами почти в каждом из 30 наборов карточек с заданиями.

Существуют также специальные наборы, предназначенные для решения текстовых задач и двухэтапных текстовых задач. Я люблю их, потому что для каждого стандарта есть набор карточек с заданиями.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы посмотреть на 3-й класс:

В этом наборе карточек с задачами по математике для 4-го класса также есть множество текстовых задач почти в каждом из 30 наборов карточек с задачами. Эти карты идеально подходят для центров, всего класса и один на один.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы увидеть 4-й класс:

Этот комплект карточек с задачами по математике для 5-го класса также содержит текстовые задачи, которые помогут вашим ученикам сосредоточиться на практике.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы взглянуть на 5-й класс:

Хотите попробовать БЕСПЛАТНЫЙ набор карточек с математическими задачами, чтобы узнать, что вы думаете?

Карточки с заданиями для 3-го класса: Округление целых чисел

Карточки с заданиями для 4-го класса: Преобразование дробей и десятичных дробей

Дробная деятельность, которую любят студенты

Дроби могут быть жесткими! Хотя для того, чтобы учащиеся действительно поняли дроби, требуется время и повторное знакомство с дробями, их очень много

Подробнее »

Математические игры с использованием игральных костей

На мой взгляд, игры являются важной частью занятий по математике. Дети могут не только практиковать навыки, которым мы уделяем особое внимание

Подробнее »

Математические игры с использованием домино

Математические игры всегда были частью нашей математики. Мне нравится тот факт, что каждый раз, когда я представляю математическую игру, я знаю, что

Подробнее »

10 веселых и оригинальных способов преподавания математических задач

Решение задач — ключевой жизненный навык. Когда-нибудь ваши ученики должны будут знать, как купить достаточно еды для вечеринки, выяснить, сколько плитки необходимо для ванной комнаты, удвоить рецепт, определить цену товара на распродаже или подсчитать, сколько миль осталось на дороге. путешествие. Однако текстовые задачи могут быть сложными, поэтому очень важно научить ваших учеников нескольким способам решения этих типов математических уравнений. После того, как вы представили множество способов получить ответ, ваши ученики могут выбрать тот, который лучше всего подходит для них.

Вот десять забавных способов заинтересовать ваших учеников решением текстовых задач!

1. Используйте манипуляции

Источник: Лорен Майорино

Когда учащиеся впервые начинают решать текстовые задачи, им нужно что-то конкретное, что они могут потрогать и увидеть. Математические манипуляции — идеальный ресурс для этого! Ваши ученики могут использовать жетоны, кубики, блоки, монеты или даже миниатюрные ластики, чтобы создать визуальное представление математической задачи. Например, если у ваших учеников есть задача, требующая от них вычисления суммы двух и четырех, они могут составить одну стопку из двух предметов и вторую стопку из четырех предметов. Затем они могут посчитать, сколько у них всего вместе. Этот метод также хорошо работает для вычитания.

2. Сделайте поделку, которую часто называют рукоделием

Источник: г-жа Бендер

Дети любят хорошие поделки, и вы можете извлечь из этого выгоду, разбирая принадлежности для рукоделия во время занятий по математике. Возможно, ваши ученики смогут решить задачу на сложение, приклеив перья к индейке или разделив группу бумажных костей между бумажными собачками. Пусть ваши ученики посчитают монеты, разрешив им сначала превратить монеты в картинку. Или решить задачу на вычитание, оторвав звенья от бумажной цепочки.

3. Нарисовать рисунок

Источник: Minds to Grow

Иногда ученикам нужно что-то увидеть, чтобы понять, как это работает. При решении математических задач это особенно актуально. После того, как ваши ученики прочитают текстовую задачу, предложите им нарисовать ее. Если в задаче их просят определить, сколько книг находится на двух разных полках, учащиеся могут нарисовать две полки и книги на них, а затем сосчитать картинки. Если ваши ученики пытаются выяснить, сколько денег у них осталось после того, как они потратили часть, они могут нарисовать первоначальную сумму и вычеркнуть то, что они потратили. Потом они могут посчитать, что осталось. Рисование рисунка также весьма эффективно, когда учащимся нужно вычислить площадь или периметр фигуры или когда им нужно поровну разделить группу объектов.

4. Разыграйте

Источник: Linda/@mswhitemath

Вместо того, чтобы просить учащихся просто найти ответ, попросите их разыграть задачу. Например, предположим, что ваши ученики пытаются определить, как разделить 12 конфет поровну между тремя детьми. Разделите учащихся на группы по три человека и дайте им 12 конфет, чтобы они разделили их. Если ваши ученики пытаются подсчитать, сколько ленты им нужно, чтобы обернуть 5 подарков, дайте им ленту и 5 подарков и попросите их сообразить. Чтобы помочь учащимся узнать, сколько будет стоить приготовление ужина, дайте им рекламу продуктов, чтобы они могли рассчитать точную стоимость. Ваши ученики не только получат удовольствие, но и запомнят, как решать подобные задачи в будущем.

5. Выйдите в Интернет

Источник: Академия блестящих ученых

Дети обожают возможность поиграть на компьютере или iPad. Используйте это в своих интересах и поручите своим ученикам решить несколько словесных онлайн-задач. Вы можете создавать свои собственные текстовые задачи и предлагать своим учащимся использовать инструменты рисования для их решения, или вы можете использовать уже созданные текстовые задачи. Education.com предлагает множество таких видов деятельности, но существует множество образовательных сайтов, которые дадут вашим ученикам возможность попрактиковаться в решении задач со словами.

6. Выйдите на улицу

Источник: Love & Moon Nature School

Поскольку учащиеся проводят большую часть школьного времени в помещении, выход на улицу — это новый способ поощрения внимания к учебе. Отправьте учащихся на охоту на природу, чтобы они решили задачи на сложение до 10, разделив детей на пары и попросив их найти 10 камней, сосновых шишек или палочек. Затем учащиеся могут переставить свои предметы природы, чтобы составить различные уравнения с суммой 10. Потренируйтесь в делении, попросив учащихся разделить группы природных объектов на равные группы по два, три или четыре человека. Учащимся старшего возраста понравится измерять площадь или периметр внешнего пространства, а затем складывать их вместе. Студенты также могут практиковать умножение, составляя массивы из своих природных объектов.

7. Напишите текстовую задачу

Вместо того, чтобы писать все текстовые задачи самостоятельно, почему бы вашим ученикам не написать свои собственные текстовые задачи? Это не только обеспечит более конкретное понимание основных формул текстовых задач, но и станет интересным способом сделать что-то новое в математике. Младшие дети могут практиковаться в написании своих собственных задач, заполняя пробелы в шаблонах текстовых задач, а старшие ученики могут придумывать свои собственные задачи самостоятельно. После того, как все задачи написаны, учащиеся могут переключаться и решать друг друга.

8. Используйте имена своих учеников

Источник: Glitter Glue & Pencils Too

Учащиеся любят слышать свои имена, особенно в контексте чтения и математики. Повысьте интерес к своим задачам со словами, написав их, включив в них имена ваших учеников. Предложите каждому учащемуся решить задачу со словом, в которой есть его имя, а затем поделиться ответами со своими одноклассниками. Это также отличный способ разнообразить обучение математике, чтобы все учащиеся получали необходимую им практику на уровне их текущего уровня успеваемости.

9. Попросите учащихся стать учителями.

Источник: Математический класс миссис Д.

Вместо того, чтобы всегда стоять перед классом и показывать ученикам, как решать математические задачи, пусть это делают дети. Дети, как правило, запоминают больше того, что они узнают, когда обучают этому кого-то другого. Предложите учащимся по очереди выйти перед классом и продемонстрировать, как решить текстовую задачу наиболее понятным для них способом.

10. Сделайте текстовые задачи глупыми

Источник: Mandy/@smoreteaching

Детям больше всего нравится, когда им позволяют дурачиться в классе. Позвольте своим ученикам дурачиться, одновременно решая математические задачи. Вы можете сами написать словесные задачки или предложить учащимся решить глупые задачки всем классом. Возможно, учительница съела 26 кексов на завтрак и 56 кексов на обед, и ей нужно знать, сколько всего кексов она съела.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *