Содержание
от слов к предложениям. Блог Лого-Эксперт
А вы знаете, какие нарушения звуков группы заднеязычных, наиболее часто встречаются и, почему вызывают трудности при коррекции?
Приглашаем вас на лекцию «Экспресс-коррекция звуков [К,К’,Х,Х’,Г,Г’,Й’] по подражанию с приемами нейростимуляции» с Архиповой Еленой Филипповной.
⏰ Дата: 7 ноября в 16.00 (мск)
На лекции вы узнаете, почему коррекцию нарушений группы заднеязычных звуков необходимо начинать с уточнения артикуляции гласных звуков, поймете, в чем заключается авторская инновационная система постановки звуков [К,К’,Х,Х’,Г,Г’,Й’] по подражанию по системе «Дерево» и многое другое.
✨ Увидимся на лекции!
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Блог Лого-Эксперт
начинающему логопеду развитие речи Родителям
Эксперты по раннему развитию утверждают, что умение говорить с ранних лет является важнейшим фактором, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Особенно важными считаются первые 2 года жизни, когда происходит понимание того, развивается ли речь согласно установленным нормам или нет.
Умение правильно говорить напрямую зависит от родителей ребенка, т.е. они должны уделять повышенное внимание этому процессу. Сегодня все большее количество мам и пап стремятся научить ребенка говорить как можно раньше, используя для этого советы специалистов.
Но важно понимать, что этот процесс достаточно сложен, и нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок быстро заговорил. Практически никто из нас не помнит, как учился разговаривать в детстве, поэтому нам сложно адекватно оценивать, насколько это может быть сложным. Вместе с тем у этого процесса есть свои сложности, к которым нужно быть готовым.
Существует несколько основных стадий развития речи, но это достаточно общие нормы, потому что развитие каждого ребенка происходит сугубо индивидуально. Это значит, что возможны незначительные отклонения от установленной нормы и это не будет считаться какой-то патологией.
Но родители должны быть обеспокоены тем, если на момент поступления в детский сад, ребенок до сих пор не начал произносить целые слова – это является признаком задержки речевого или психомоторного развития.
- Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление).
- Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. В первые два месяца жизни дети произносят только определенный набор звуков, а также отзываются на обращение родителей. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки. Период гуления ребенок начинает произносить согласные звуки, сочетая их с гласными. Постепенно рефлекторные звуки заменяются на коммуникативные, т.е. ребенок начинает общаться с окружающими людьми.
- После 6 месяцев считается нормой умение произносить простые слоги, которые к концу первого года жизни должны превратиться в связки, которые заменяют единичные обозначения предметов.
- В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п.
- К 12 месяцам ребенок должен понимать смысл простых фраз, с которыми к нему обращаются. Словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение.
- К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.
В период от 1 года до 2 лет у ребенка начинается процесс первоначального развития речевых навыков, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. В это время для ребенка более важна интонация, с которой он произносит слова, выразительность речи, поэтому он попросту не замечает недостатков при произношении отдельных звуков.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). На втором году жизни происходит достаточно быстрое накопление словаря, который достигает до 200 слов в пассивном словаре, и в активном порядка 50 слов.
Период с 2-х до 3 лет дети начинают употреблять местоимения и падежные склонения, активно формируется грамматическая сторона речи. Пассивный словарь 250-300 слов. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Дети могут рассказывать простые стихи. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Во время игры пользуется словами и двухсловными предложениями обозначает свои действия, так называемая комментирующая речь. Развивается речевое дыхание, высота и сила голоса.
В этот период освоены все виды грамматических структур, допустимы ошибки употребления сложных предлогов (из-за, из-под). Словарный запас 800 — 1000 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Активно формируется эгоцентрическая речь. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы когда? почему?
Однако в 3-летнем возрасте ребенок еще не может четко произносить все звуки, это так называемая физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет, обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. В результате чего ряд звуков оказывается сложным для произношения. Если ситуация не меняется к 5 годам, то в этом случае необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Занятия по формированию правильной речи у ребенка не нужно откладывать на потом. В идеале начать заниматься как можно раньше – с 1,5-2 лет.
Но это не значит, что до двух лет не нужно принимать участия в речевом развитии. Напротив, разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни, показывая и называя ему окружающие предметы. Постепенно происходит расширение словарного запаса, он начинает называть те предметы, которые ему знакомы.
Ниже указаны основные рекомендации, которые помогут научить ребенка хорошо разговаривать с ранних лет его жизни.
Первое, с чем нужно распрощаться как можно скорее – это пустышка. Специалисты заметили, что те дети, которые сосут соску в течение длительного времени (по несколько часов в день), начинают говорить позже своих сверстников, которые перестали это делать.
Объясняется это тем, что длительное сосание может стать причиной неправильного развития органов артикуляционного аппарата. А недостаточное развитие мышц языка и губ приводят к тому, что ребенок не может правильно выговорить звуки.
Необходимо рассказывать ребенку все, что происходит вокруг. В частности, можно говорить ему, чем именно сейчас вы занимаетесь или планируете заняться. Важно делать паузы, чтобы ребенок давал какую-то реакцию на сказанное. При этом необходимо следить за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и четкой.
Это достаточно распространенная ошибка родителей, которые начинают сюсюкаться при разговоре с ребенком, полагая, что так ему будет понятнее. Но это в корне неправильно, потому что дети по мере взросления начинают копировать поведение и речь своих родителей, поэтому он будет считать подобные речевые искажения нормой. Он начнет неосознанно повторять за вами, в результате такое произношение придется исправлять.
Начинать разговаривать с ребенком на нормальном языке нужно уже с 6 месяцев. Необходимо четко, внятно, хорошо артикулируя звуки, многократно произносить названия тех или иных предметов и явлений. Вместо «бибика» и «ава» нужно четко говорить, что это машина-би-би и собака-гав-гав.
В процессе взросления у детей активно развивается интерес к окружающему миру. Естественно, что они задают очень много вопросов своим родителям, потому что им интересно буквально все, что окружает их вокруг. Некоторые родители допускают ошибку, просто отмахиваясь от многочисленных вопросов, не объясняя ему, что значит тот или иной предмет и для чего он нужен. Но так делать нельзя, потому что такие объяснения способствуют расширению словарного запаса. Для объяснения нужно использовать простые слова, которые уже известны ребенку.
Понятно, что в современных условиях у родителей далеко не всегда есть время на это. В этом случае в качестве вспомогательного элемента можно воспользоваться различными обучающими программами, которые можно скачать на планшет. Но злоупотреблять этим не стоит, потому что только живое общение родителей и ребенка способствует его скорейшему развитию.
В головном мозге человека центры, которые отвечают за координацию движений пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Соответственно, выполняя упражнения на стимуляцию одного центра, вы автоматически развиваете другой. Поэтому для развития речи важно использовать занятия, которые развивают мелкую моторику рук.
В современной практике используется большой комплекс упражнений, которые подходят для домашних условий. Занятия бывают разными:
- Рисование пальцами. Можно рассыпать какую-нибудь крупу на столе и рисовать на ней пальцами. Занятие следует проводить вместе с ребенком, показывая ему примеры того, что можно «нарисовать» на крупе. Можно использовать гипоаллергенные краски, в которые окунаются пальцы и затем на листе бумаги рисуются различные предметы.
- Определение предметов. Суть проста: вы просите ребенка закрыть глаза, после чего кладете ему в руку знакомый для него предмет. Он должен тщательно ощупать его, рассказать, что именно он ощущает, а также сказать, на что похож данный предмет.
- Такие упражнение, как нанизывание бус и пуговиц на веревку (или нитку), лепка из пластилина и глины, также способствуют развитию мелкой моторики.
Даже такие потешки, как «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?», которые считаются достаточно простыми упражнениями, стимулируют нервные окончания на пальцах и ладошках. Для стимуляции можно использовать и легкий массаж, разминая ладошки и пальцы ребенка между занятиями.
Все маленькие дети любят рассматривать яркие картинки, поэтому не нужно упускать такую возможность в развитии речевых навыков. Чтение книг позволяет правильно произносить слова, поэтому делайте это как можно чаще. Естественно, в книгах должно быть большое количество иллюстраций, чтобы ребенку было интересно читать вместе с вами. Важно, чтобы книги соответствовали уровню развития и возрасту ребенка!
В ходе чтения он будет слышать новые для себя слова, поэтому подробно объясняйте, что именно они значат. Все это способствует расширению словарного запаса, а также правильному произношению.
Пение задействует совсем другие области головного мозга помимо тех, которые используются в момент речи. Поэтому пренебрегать пением не стоит, при этом не имеет особого значения, умеете вы это делать или нет. Одновременно со слухом развивается речевой аппарат, а также корректируется артикуляция.
Артикуляционная гимнастика является важнейшей частью логопедической работы. Большинство из этих упражнений можно проводить дома, поэтому не нужно упускать такую возможность.
Даже выполняя такие простые действия, как цоканье языком как лошадка, надувание щек, сдувание кусочка ваты и слизывание языком невидимого варенья с губ, можно укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата.
Ребенку в раннем возрасте гораздо проще изъясняться жестами, но наша задача – научить ребенка говорить, поэтому необходимо всячески стимулировать его к разговору. Когда он показывает на какой-то предмет и говорит: «Дай», вам нужно сделать вид, что вы его не понимаете. Помните о том, что вы должны научить его говорить внятно о своих желаниях, а не просто тыкать пальцем в желанный предмет.
Конечно, не нужно доводить все до абсурда, доводя ребенка до истерики. Уточните у ребенка, что ему нужно дать, назовите предметы словом и звукоподражанием, подключите смысловой жест. Н., «Ты хочешь машину-би-би или мяч-оп-оп?», жестом покажите, как едет машина и как рукой хлопают мяч. Если ребенку сложно сказать целое слово, то он сможет сказать звукоподражание или показать смысловой жест. Но уже с 2-3 лет можно задавать ему наводящие вопросы, вступать с ним в диалог, чтобы он более подробно объяснял, чего он хочет.
Здесь хорошо помогает проговаривание простых действий и называние бытовых предметов, частей тела и т.д. Помните, что если вы хотите услышать что-то от ребенка, то вам нужно самим подавать пример, поэтому вслух проговаривайте все действия: «берем ложку», «кушаем суп», «моем руки», «пришел папа» и т.д.
Убеждайте ребенка в том, что вам интересно все, что он говорит. Постоянно задавайте ему вопросы, проявляйте эмоции, хвалите его. Он должен понимать, что вы действительно проявляете интерес к тому, что он рассказывает – это лучшая мотивация для любого ребенка. При этом не нужно давить на него и заставлять постоянно что-то говорить, чтобы не вызвать у него негатива.
Сказки стишки помогают в изучении новых слов. Поэтому если ребенок хотя бы немного разговаривает, можно использовать простые четверостишия, которые нужно повторять вместе с ребенком.
Важно не переставать разговаривать и заниматься с ребенком. Помните, что только активная роль родителей является залогом успеха в развитии связной детской речи. Если же ваши занятия не дают никакого результата, то имеет смысл обратиться за помощью к специалисту.
Помощь невролога или логопеда необходима в следующих случаях:
- К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением
- К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.
- К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке.
- К концу 7 месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления».
- К концу 9 месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым.
- К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».
- К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.
- К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)
- К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.
- К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.
- Появляется назальность произношения (ребенок гнусавит).
- При разговоре наблюдается повышенное выделение слюны.
- В 4 года наблюдаются явные искажения звуко-слоговой структуры слов при произношении.
Если не предпринимать никаких действий, то проблема со временем только ухудшится. Это чревато тем, что к школьному возрасту ребенок по-прежнему будет разговаривать с дефектами. Все это приведет к проблемам в школе, ему будет очень сложно постигать школьную программу, в результате чего его успеваемость будет на крайне низком уровне.
Роль родителей очень важна, поэтому занятиям с детьми следует уделять как можно больше времени. Ни в коем случае нельзя кричать на него, если у него что-то не получается, потому что такой подход приведет к тому, что он просто начнет замыкаться. Поэтому выстраивайте позитивный эмоциональный контакт с ребенком и результат не заставит себя долго ждать.
1
Нравится
начинающему логопеду развитие речи Родителям
Связанные статьи
- Развитие речи на 1 году жизни
- СДВГ гиперактивный ребенок: симптомы, причины и коррекция
- Ребенок разговаривает во сне: что делать?
- Профилактика аддиктивного поведения
- Ребенок стесняется разговаривать: что делать?
И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁
Как научить ребенка говорить — блог медицинского центра ОН Клиник
С самого момента рождения ваш ребенок будет издавать множество разнообразных звуков. Он будет ворковать, лепетать, агукать, плакать и только ближе к концу первого года жизни наконец произнесет первое слово.
И это едва ли не самый трогательный момент для родителей. Но когда эйфория пройдет, вы точно начнете сравнивать речевые способности своего малыша с другими детьми того же возраста. Чтобы вы вдруг не нашли у ребенка несуществующие проблемы, сегодня врачи детских отделений медицинских центров «ОН Клиник» расскажут все о развитии речи у малышей.
Этапы развития детской речи: от 0 до 36 месяцев
Хотя речевые навыки детей развиваются постепенно, они начинают общаться с первых дней жизни. Вот только в каждый период жизни это проявляется по-разному.
0-6 месяцев
В этом возрасте младенец издает первые неразборчивые звуки типа воркования или лепета. Где-то на 2-3 месяце ребенок уже понимает, когда с ним говорят, и может повернуть головку на звук или знакомый голос.
7-12 месяцев
Как правило, дети от 7 до 12 месяцев уже понимают простые односложные слова (например, «нет»), а для общения с окружением и выражения своих потребностей активно используют жесты. Некоторые малыши в этот период уже имеют словарный запас от 1 до 3 слов.
13-18 месяцев
В 1-1,5 года словарный запас малыша расширяется до 10-20+ слов. И именно в этот период дети начинают, как попугайчики, повторять услышанное, поэтому родителям следует быть осторожными в высказываниях. А еще дети уже понимают простые просьбы и могут вербализовать некоторые собственные запросы, например, попросить есть.
19-36 месяцев
Словарный запас малышей в возрасте от 19 до 24 месяцев составляет около 50-100 слов. Большинство детей уже могут называть части тела, знакомые предметы и родственников. Они уже способны формировать короткие фразы и простые предложения.
К моменту, когда ребенку исполняется 2,5-3 года, он должен использовать более 250 слов в правильном контексте. В этом возрасте малыши уже могут задавать вопросы, называть большинство окружающих предметов, понимать и выполнять подробные указания родителей.
Обратите внимание, что эти нормы на самом деле приблизительны. Все дети имеют собственный темп развития речи, так что если ваш малыш заговорит позже, чем сын подруги, ничего страшного в этом нет. Однако знание основных этапов формирования речи поможет родителям сориентироваться в языковых вехах и распознать проблемы на начальной стадии.
Мой ребенок не говорит: тревожные сигналы
Но иногда у родителей возникают сомнения, а вдруг у ребенка задержка речи. Такие подозрения могут быть небезосновательными. Насторожить должны следующие тревожные симптомы:
- полное отсутствие речи в 2 года и старше;
- сложности с формулировкой простых предложений;
- невосприятие речи на слух;
- ограниченный для определенного возраста словарный запас.
Если у вас возникло беспокойство по поводу речи ребенка, рекомендуем проконсультироваться с педиатром. Он определит, действительно ли проблемы развития имеют место, поможет узнать причину и достичь того уровня речи, который соответствует возрасту вашего ребенка.
Что делать, если у ребенка задержка речи?
Если у вашего малыша возникли проблемы с речью, в первую очередь следует выявить причину. Подробнее о том, что может привести к задержке речи, расскажет Татьяна Сырбу, врач-педиатр медицинского центра «ОН Клиник Харьков»:
«Возможных причин задержки речи на самом деле множество. Она может быть вызвана проблемами со слухом, умственной отсталостью, расстройствами аутического спектра, неврологическими или психологическими проблемами. Для точного определения причины требуется комплексный подход, включающий консультацию с логопедом, детским психологом, отоларингологом и другими узкими специалистами при необходимости».
Если единственной проблемой является неспособность произносить определенные звуки, например, «р», «л», то причина может быть в физиологическом строении рта, языка и неба. В частности, такое состояние как анкилоглоссия (завязывание языка при короткой уздечке), может осложнять произношение и при отсутствии дополнительных осложнений легко исправляется занятиями с квалифицированным логопедом.
Еще одно физическое расстройство, связанное с логопедией, — это детская апраксия речи. При его развитии малыш испытывает сложности с воспроизведением звуков в определенной последовательности для формирования слов. Подобные расстройства при своевременной диагностике достаточно легко исправляются еще до того, как ребенок пойдет в школу.
Вызвать задержку речи может слабый слух. Как это распознать, расскажет Оксана Коноваленко, детский врач-отоларинголог медицинского центра «ОН Клиник Николаев»:
«Если ребенок плохо слышит или слышит искаженную речь, вероятнее всего, у нее будут трудности с правильным воспроизведением слов. О проблемах со слухом может свидетельствовать то, что малыш не узнает людей или предметы, когда вы их называете, однако с легкостью распознает их, когда для объяснения используются жесты. Также малыши с недостатками слуха обычно не реагируют на голос (не поворачивают головку и т.п.). Однако признаки потери слуха могут долго оставаться незамеченными, поэтому необходимо периодически проходить профилактические осмотры у отоларинголога».
Лечение причин задержки речи также может относиться к компетенции невролога. Когда именно следует обратиться к нему, объясняет Елена Щербань, детский врач-невролог медицинского центра «ОН Клиник Полтава»:
«Определенные неврологические патологии могут влиять на мышцы, которые задействуются во время речи. В частности, вызвать его задержку может детский церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговые травмы. Кроме того, невролог лечит и логоневроз, в народе известный как «заикание». Если сложности с произношением слов связаны с неврологическими расстройствами, то избавиться от них можно только благодаря комплексной терапии и занятиям с логопедом».
Менее распространенной, но важной причиной задержки речи являются нарушения аутического спектра, о наличии которых может свидетельствовать также нарушение социального взаимодействия, повторение фраз и прочее. Крайне важно вовремя приступить к лечению: только при таком условии можно остановить развитие болезни на начальном этапе.
Но существуют и совсем неочевидные, психологические причины того, что малыш не говорит. Подробнее о них расскажет Оксана Колодочкина, детский психолог медицинского центра «ОН Клиник Харьков»:
«Бывает так, что ребенок не говорит только потому, что не хочет этого делать. И здесь не нужно искать никаких подводных камней или придумывать несуществующие проблемы со здоровьем. Дело в том, что речь нам нужна для общения и социализации. Именно поэтому окружение играет немаловажную роль в его развитии. Если ребенок постоянно общается с детьми младше его, ему не нужны слова, чтобы найти общий язык с ними. Не менее негативно влияет и отсутствие словесной стимуляции в семье. Помните, что ребенку необходим образец для подражания. Говорите с ним: это самый простой способ помочь ему овладеть необходимыми языковыми навыками».
Практические советы, как ускорить развитие детской речи
Мы уже определили, что все дети имеют свой темп развития речи. И если ваш малыш начинает говорить чуть позже, чем окружение его возраста, это совершенно не свидетельствует о наличии проблем.
Тем не менее, крайне важно создать благоприятные условия для овладения ребенком речевых навыков. Поэтому мы собрали для вас несколько советов, которые помогут ускорить развитие речи:
- Читайте ребенку. Это самое прекрасное, что вы можете сделать для него. Слушая интересные истории, ребенок будет не только запоминать слова и учиться их понимать, но и развивать собственное воображение.
- Разговаривайте с малышом. То, что он еще не умеет говорить, не значит, что и вы должны сидеть молча. Чем больше вы говорите с ребенком, тем легче ему будет овладевать речью.
- Воздержитесь от сюсюканья. Да, мы понимаем, что говорить с младенцем как со взрослым крайне сложно. Да и иногда просто хочется ласково посюсюкаться с ребенком. Однако старайтесь по крайней мере свести такие моменты к минимуму, чтобы ребенок слышал правильное произношение.
- Называйте предметы. У многих детей есть привычка указывать на предметы вместо того, чтобы попросить их словами. К примеру, ребенок указывает на стакан с соком. Переспросите его: «Сок? Ты хочешь сока? Так вы стимулируете его произносить слова, развивая собственную речь.
Надеемся, эти советы были полезны для вас. А в каком возрасте ваш ребенок начал говорить?
Рейтинг статьи:
4.5 из 5 на основе 4 оценки
Автор:
КотОН
21 совет, как научить вашего малыша говорить и развивать речь
583
акции
Поделиться
Твит
По моему опыту, жизнь родителей стала намного проще, как только моя дочь начала говорить. Не просто произносить простые слова, а на самом деле говорить фразами из 2-3 слов и полными предложениями. Когда она могла выразить себя, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, это сделало ее намного более приятной.
Мало того, что язык делает повседневную жизнь малыша более управляемой, так еще и удивительно видеть, как ваш ребенок осваивает новые навыки каждый день.
ВАЖНОСТЬ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРИТЬ
Еще задолго до того, как дети учатся говорить, они воспринимают огромное количество информации через органы чувств. Во время игры, еды, сна и купания они лучше понимают, как работают их тела и объекты.
Игра является основным занятием младенцев и детей ясельного возраста, потому что, когда они не едят и не спят, они играют.. Они узнают новые навыки, понятия и все об окружающем мире через игру.
Хотя игра может показаться вам простой и увлекательной, она является одним из лучших способов обучения для вашего ребенка. Они изучают размеры, цвета, формы, действия и концепции, просто помещая квадратный куб в большую чашку или нажимая кнопку, чтобы объект выпал.
Как только они смогут маркировать объекты, действия и концепции, которые они изучают, они будут намного лучше проводить время во время игры. Поскольку самостоятельная игра отлично подходит для обучения, управляемая игра со взрослым — отличный способ научить вашего малыша говорить. На самом деле, это единственный способ заставить их язык взорваться.
Год занятий для вашего ребенка БЕСПЛАТНО!
Подпишитесь здесь, чтобы каждый месяц получать электронное письмо с новыми интересными поделками, занятиями и печатными формами для ваших детей.
КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО МАЛЫША ГОВОРИТЬ СОВЕТЫ
Лучший способ научить вашего малыша говорить – это превратить повседневную деятельность в обучающий опыт. По мере того, как они занимаются своей повседневной жизнью, они могут столкнуться с огромным количеством знаний и возможностей для обучения. Вы просто должны быть доступны и готовы сделать это с ними.
Не волнуйтесь, если вы не учите их всем этим вещам, так как многие навыки возникают сами собой. Однако, если есть вещи, которые вы хотите, чтобы ваш ребенок понял быстрее, есть множество способов помочь им двигаться вперед.
Младенцы и малыши учатся через повторение и последовательность. Я собрал кучу советов, чтобы вы начали. Если вы хотите узнать, как научить своего малыша говорить, следуйте этим советам.
1. ПРОСТО ГОВОРИТЕ С НИМ
МНОГО. Вам может показаться, что вы достаточно разговариваете с ними сейчас, но если ваш ребенок еще не разговаривает, возможно, вы недостаточно разговариваете с ним . Используйте любую возможность, чтобы выставить их на язык, даже если они не отвечают. Во время смены подгузников, пока вы готовите ужин, во время еды и т. д. Вы можете открыть для них массу новых слов во время повседневной деятельности. Ведите с ними нормальные беседы, даже если вам кажется, что словарный запас слишком сложен.
2. ДИКТИРУЙТЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ
В доме наедине с ребенком может быть довольно тихо. Поскольку они не отвечают нам, мы менее склонны разговаривать с ними. Однако, как я уже говорил, превращает повседневную деятельность в учебный процесс для вашего ребенка.
Говорите о своем дне и их днях, когда занимаетесь делами. Я мою посуду. Вы играете с мячом. Я завиваю волосы. Им понравится слушать звук вашего голоса, а прослушивание диалога — отличный способ начать осваивать новый словарный запас.
3. НАЗЫВАЙТЕ ВСЕ УСТНО
Когда ваш ребенок играет, ест или просто гуляет, скажите, какие игрушки или предметы он держит, видит или слышит. Назовите все, что сможете, чтобы они слышали слова снова и снова. Это когда повторение приходит, как хорошо. Если вы называете продукты, которые они едят, или вещи, с которыми они играют, каждый день, они должны очень скоро начать пополнять словарный запас.
4. ПОПРОСИТЕ ИХ ПОВТОРИТЬ
Как только вы войдете в привычку навешивать им все ярлыки, попросите их повторить это вам. Начните с одного слова или даже с первого звука слова. Если они говорят «ма» для молока или «ба» для мяча, это отличное начало! Это показывает, что они все еще понимают, что у всех этих объектов есть имена, но они просто еще не могут правильно произносить все звуки.
5. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТО, ЧТО ИХ ИНТЕРЕСУЕТ
Определите, что нравится вашему ребенку, и используйте это в своих интересах. Если они одержимы определенным персонажем, музыкой, едой или игрушкой, предоставьте им множество возможностей увидеть, услышать, попробовать и поиграть с этим предметом, пока и говорят об этом с ним. Если ваш ребенок любит автомобили и грузовики, не пытайтесь заставить его сесть и выучить звуки животных. Используйте то, что работает. Будет намного меньше борьбы, если они проявят интерес к этой деятельности.
6. ИСПОЛЬЗУЙТЕ МУЗЫКУ
Младенцы и малыши любят хороший ритм и музыку, поэтому они с большей вероятностью усвоят слова и жесты из песни. Мой сын любит «Baa Baa Black Sheep», и одно из его первых слов — «Baa Baa» только из-за песни.
Попробуйте петь простые детские песенки с помощью жестов, такие как «Колеса в автобусе», «Мерцающий паук» и «Мерцай, мерцай». Если они начинают имитировать движения и жесты, сопровождаемые песней, слова должны следовать. Занятие музыкой также может помочь заставить их петь песни. Вы можете использовать маракасы, барабаны и ксилофоны, чтобы ваш малыш также издавал звуки и шумы.
7. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИГРУШКИ С ОТКРЫТЫМИ РУКАМИ
Лучше всего для малышей подходят игрушки, развивающие воображение. Использование стопочных стаканов, мегаблоков, сортировщиков фигур и игрушек для ролевых игр — это несколько замечательных предметов, которые поощряют творчество и исследования. Это намного лучше, чем электронные игры, которые делают всю работу за них.
Узнайте больше о том, почему неструктурированная игра так полезна для маленьких детей.
8. ДОПУСКАЕТСЯ ПАУЗА В ОЖИДАНИИ
Пауза в ожидании дает вашему ребенку некоторое время, чтобы дать вам ответ. Когда дети учатся говорить, их скорость обработки информации будет намного ниже нашей.
Если вы просите их повторить звук, слово или объект или задаете им вопрос, ожидайте, что им может понадобиться дополнительное время. Поэтому дайте им несколько секунд, чтобы ответить, прежде чем вы просто решите дать им ответ или перейти к следующему слову.
9. ИГРА С УПРАВЛЕНИЕМ
Как сказано выше, игра отлично подходит для малышей, чтобы освоить новый язык и навыки, однако не всегда следует оставлять их играть самостоятельно. Управляемая игра просто означает, что вы сидите с ними, пока они играют, и на самом деле руководите их действиями, а также маркируете все, что они делают.
Пока они играют с сортировщиком фигур, поговорите с ними об объектах и о том, что они делают: «Это квадрат. Это круг. Круг входит внутрь. Квадрат опускается». Если они раскрашивают, используйте такие выражения, как «это мелок. Карандаш синий. Вы раскрашиваете. Нарисовать круг. Держи карандаш в руке».
Используйте это время, чтобы задавать вопросы («Что это за животное?»), отдавать команды «(«Положи виноград в корзину») или заставлять их повторять («Это блок. Произнеси блок»).
Весь этот дополнительный язык так полезен для них, чтобы они слышали, а не тихо играли сами по себе.
10. НЕ РЕАГИРОВАТЬ НА ЖЕСТЫ КАК ФОРМУ ЯЗЫКА
Мычание, указывание, знаки или сигналы по-прежнему считаются выразительным языком. Ребенок все еще общается таким образом, чтобы вы поняли его желания и потребности.
Поэтому в самом начале можно позволять ребенку делать жесты для общения. Однако, если вы действительно хотите, чтобы они заговорили, вам нужно перестать выполнять их просьбы от сигналов. Подождите, пока они произнесут слово или, по крайней мере, произнесут звук (первый слог), похожий на слово, чтобы получить то, что они хотят.
Они не смогут сказать: Можно мне мяч, пожалуйста? Но если они указывают на мяч, подождите, пока они не скажут мяч или бух прежде чем передать его.
11. НАЧНИТЕ С МАЛОГО
Если вы все еще пытаетесь научить ребенка произносить звуки и односложные слова, не ждите, что он будет произносить длинные слова. Даже попытка произнести первый звук слова — отличное начало!
12. ГОВОРИТЕ С ВОЛНЕНИЕМ
Малышам очень нравится, когда их родители волнуются. Им будет легче реагировать и подражать, когда вы показываете много волнения в своих выражениях и голосе. Поэтому обязательно используйте чрезмерно преувеличенные жесты, мимику и звуки.
13. ГЛУПОСТЬ
Выплескивайте глупости и сумасшествие вместе с ребенком. Им понравится играть с вами в веселые игры! Так что подумайте о какой-нибудь дикой погоне, в которой вам придется отправиться, чтобы найти гуся, аллигатора, который может вас достать, если вы пойдете слишком медленно, или даже просто о дикой танцевальной вечеринке. Язык возникает, когда дети действительно заняты и развлекаются.
14. ГОВОРИТЕ МЕДЛЕННО, НО НЕ ДЕТСКИМ РАЗГОВОРОМ
Чем больше вы будете говорить на обычном взрослом языке вместо детского лепета, тем легче вашему ребенку будет освоить и этот язык. Ваш малыш уже должен пройти стадии дадада и бабаба, поэтому постарайтесь не использовать эту болтовню, чтобы заставить ребенка говорить.
Конечно, они могут использовать некоторые из этих звуков для обозначения объекта, например, баба для бутылки или ма для молока, но если вы слышите, как они болтают, просто повторите им настоящее слово.
Также убедитесь, что вы замедляете свою речь, когда разговариваете с ними. Как я уже говорил, их скорость обработки на данный момент намного ниже нашей.
Это означает, что их маленькому мозгу требуется больше времени, чтобы услышать, понять и ответить, когда вы говорите. Если вы замедлите как свою речь, так и ваши ожидания относительно времени ответа, вы можете заметить улучшение скорости речи.
15. ЧИТАЙТЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Книги – прекрасный инструмент, который поможет вашему ребенку выучить язык, понятия и привить любовь к чтению. Поскольку есть так много преимуществ чтения вашему ребенку в раннем возрасте, развитие нового словарного запаса является одним из самых важных.
Читая ребенку, указывайте на предметы и картинки в книге. В зависимости от того, насколько далеко ваш ребенок находится в своем языковом развитии, вы можете сами произнести это слово пару раз и попросить его повторить его вам, попросить его указать на картинку, пытаясь произнести звук, спросить их, что это за картинка. или какое действие происходит.
Если вы используете телевизор или iPad, чтобы занять ребенка, r замените экран книгами. Чем больше ваш ребенок привыкнет смотреть на книги, тем больше он будет увлечен чтением.
16. Ограничьте использование пустышки
Затыкание рта ребенка пустышкой в течение дня может помешать ему научиться говорить. Пустышки или сосание пальца будут мешать им говорить или использовать рот для произнесения звуков и слов. Используйте пустышку только перед сном, если это необходимо.
Запись по теме: 21 важная вещь, которой стоит научить двухлетнего ребенка
17. ОГРАНИЧЬТЕ ВРЕМЯ ЭКРАНА
Хотя вы можете подумать, что образовательные телепередачи и игры для iPad помогут вашему ребенку научиться говорить, это не так. Хотя есть некоторые когнитивные концепции, которые ваш ребенок может усвоить из «Улицы Сезам» или «Гуппи-пузыря», он вообще не изучает язык.
Просмотр телевизора и использование iPad — абсолютно пассивные занятия. Это означает, что вашему ребенку не нужно ничего делать, кроме как сидеть.
Лучший способ выучить язык для них — участвовать в активной игре, а не в пассивной. Им нужно говорить взаимностью с другим человеком, а не с телевизором.
Академия американской педиатрии (AAP) рекомендует детям до 18 месяцев полностью избегать экранного времени. Дети в возрасте от 18 до 24 месяцев должны проводить время у экрана только в том случае, если это образовательная программа, и рядом находится опекун, который поможет в обучении и понимании. Дети в возрасте от 2 до 5 лет должны быть ограничены 1 часом в день на образовательные программы.
Конечно, время у экрана может быть необходимо, когда вам нужно немного тишины и покоя, но я бы не советовал оставлять вашего ребенка перед телевизором на длительный период времени.
Если ваш ребенок смотрит телевизор или играет в игры для iPad, используйте это как интерактивный опыт, а не пассивное времяпрепровождение. Например, пока они смотрят шоу, задайте им вопросы о нем. Попросите их указать на персонажей или объекты. Диктуйте, что происходит или что вы видите.
18. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДВИЖЕНИЕ
Движение может быть отличным способом заставить вашего ребенка говорить. Возбуждение от прыжков, бега или подпрыгивания может вызвать у них желание кричать от радости.
Это занятие особенно полезно для тех, кто ищет сенсорное восприятие. Предоставление им возможности попрыгать на батуте, подпрыгнуть на большом терапевтическом мяче или пробежать полосу препятствий может улучшить речь. Попробуйте заставить их петь песни во время прыжков, издавать звуки животных во время бега или называть и указывать на части тела во время прыжков.
19. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Детям нравится смотреть, как их ровесники делают то же, что и они. Помещение вашего ребенка в среду, в которой он может учиться и расти у своих сверстников, — отличный способ научить его говорить.
Будь то детский сад, игровая группа, уроки мамы и меня или встреча с друзьями и семьей, наличие других детей имеет большое значение для речи.
20. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК
Расширение языка вашего ребенка поможет ему приобрести новый словарный запас. Попробуйте следующее: когда ваш ребенок произносит слово или фразу, всегда расширяйте за него эту мысль.
Например:
- Ребенок: «Молоко»
- Родитель: «Хочешь еще молока».
- Ребенок: «Вверх»
- Родитель: «Ты хочешь, чтобы я забрал тебя»
Добавление к своим мыслям поможет им понять полные фразы, которые следует произнести. Кроме того, вы можете подумать, что ваш ребенок слишком мал, чтобы понимать полные предложения, но расширенный язык следует использовать в любом возрасте. Это поможет им понять, какие слова сочетаются друг с другом и как расширить каждое слово.
21. ХВАЛА И МОТИВАЦИЯ
Отмечая каждое маленькое достижение, ребенок чувствует себя хорошо. В свою очередь, это будет очень мотивировать его продолжать делать то, что вас волнует. Так что не переусердствуйте с каждым маленьким звуком или словом. Вы обязательно увидите, как это увеличивает их язык каждый раз.
. . . . .
Конечно, у вас могут быть все игрушки в мире, но если вы не будете последовательны в том, чтобы помочь своему ребенку научиться говорить, он не научится быстро. Используйте эти советы и упражнения несколько раз в день, и вы увидите резкое развитие речи. Узнайте больше о том, чему вы должны научить своего годовалого и двухлетнего ребенка, здесь.
Похожие сообщения:
Мероприятия по поощрению развития речи и языка
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.
ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Пишите нам
Есть много способов помочь ребенку научиться понимать и использовать слова. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к логопеду.
От рождения до 2 лет
- Произносить звуки вроде «ма», «да» и «ба». Постарайтесь, чтобы ваш ребенок сказал их вам в ответ.
- Посмотрите на своего малыша, когда он издает звуки. Поговорите с ним и скажите, что он говорит. Притворитесь, что разговариваете.
- Реагируйте, когда ваш ребенок смеется или корчит рожи. Сделай ей те же лица.
- Научите ребенка делать то же, что и вы, например, хлопать в ладоши и играть в прятки.
- Разговаривайте со своим ребенком, когда купаете его, кормите и одеваете. Говорите о том, что вы делаете и куда вы идете. Скажи ему, кого или что ты увидишь.
- Укажи цвета и формы.
- Считай, что видишь.
- Используйте жесты, например, машите руками и указывайте пальцем.
- Расскажите о звуках животных. Это поможет вашему ребенку соединить звук и животное. Используйте такие слова, как «Собака говорит гав-гав».
- Добавьте к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит: «Мама», скажите: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку. Вам не нужно читать каждое слово, но говорите о картинках. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками. Спросите ребенка: «Что это?» и попытайтесь заставить его указывать на предметы или называть их.
От 2 до 4 лет
- Говорите с ребенком четко. Моделируйте хорошую речь.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Добавьте к тому, что она говорит. Используйте такие слова, как «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Иногда сюсюкать можно. Обязательно используйте слово для взрослых. Например, «Пора гам-дин. Сейчас мы поужинаем».
- Вырежьте изображения любимых или знакомых вещей. Разделите их на категории, например, на чем ездить, что есть и с чем играть. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с изображением и как это исправить.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Марти?» и «Может ли свинья летать?» Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить.
- Задавайте вопросы, предполагающие выбор. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Помогите своему ребенку выучить новые слова. Назовите части тела и расскажите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных и мыла».
- Пой простые песенки и рассказывай детские стишки. Это поможет вашему ребенку выучить ритм речи.
- Поместите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка взять один и сказать вам, как он называется и как им пользоваться. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
- Показать фотографии знакомых людей и мест. Расскажите о том, кто они и что произошло. Попробуйте придумать новые истории.
от 4 до 6 лет
- Будьте внимательны, когда ваш ребенок разговаривает с вами.
- Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
- Хвалите ребенка, когда он что-то вам говорит. Покажите, что вы понимаете ее слова.
- Пауза после разговора. Это даст вашему ребенку возможность ответить.
- Продолжайте помогать своему ребенку учить новые слова. Скажите новое слово и расскажите ему, что оно означает, или используйте его таким образом, чтобы он понял. Например, вы можете использовать слово «транспортное средство» вместо «автомобиль». Вы можете сказать: «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Говорите о том, где что находится, используя такие слова, как «первый», «средний» и «последний» или «правый» и «левый». Говорите о таких противоположностях, как «верх» и «низ» или «включено» и «выключено».
- Попросите ребенка угадать, что вы описываете. Скажите: «Мы используем его, чтобы подмести пол», и пусть она найдет метлу. Скажите: «Оно холодное, сладкое и подходит для десерта. Я люблю клубнику», чтобы она могла угадать «мороженое».
- Работа с группами элементов или категориями. Найдите вещь, которой нет в группе. Например: «Ботинок не сочетается с яблоком и апельсином, потому что его нельзя есть. Он не круглый. Это не фрукт».
- Помогите ребенку следовать двух- и трехшаговым инструкциям. Используйте такие слова, как «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Попросите ребенка дать указания. Следуйте его указаниям, пока он расскажет вам, как построить башню из блоков.
- Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Пусть она будет родителем, а ты притворяйся ребенком. Расскажите о разных комнатах и мебели в доме.
- Смотрите фильмы вместе на телевизоре или планшете. Расскажите о том, что смотрит ваш ребенок. Пусть она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ее рассказать вам, что произошло в этой истории. Разыграйте сцену вместе или придумайте другую концовку.
- Используйте повседневные задачи для изучения языка. Например, говорите о продуктах в меню, их цвете, текстуре и вкусе, когда находитесь на кухне. Поговорите о том, куда положить вещи. Попросите ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку.