Содержание
Как научить ребенка выговаривать букву «Р» | Статья по логопедии (старшая, подготовительная группа):
Как научить ребенка выговаривать букву «Р»
1 Когда нужна коррекция
2 Причины неправильного произношения
2.1 Проблемы с речевым дыханием
2.2 Нарушения слуха
2.3 Недостаточное развитие органов речи
2.4 Индивидуальное строение уздечки
3 Подготовка артикуляционного аппарата
4 Упражнения на дыхание
5 Способы постановки звука
5.1 Подражание
5.2 Постановка «Р» от звука «Д»
5.3 Упражнения от звука «Ж»
5.4 Постановка от звука «З»
5.5 Упражнения от звука «С»
5.6 На вдохе
5.7 Механическим методом
6 Постановка звука «РЬ»
7 Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
8 Постановка звука «Р» по Хватцеву
9 Способ по Левиной
10 Метод Богомоловой
Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.
Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким. - Увулярный.
Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный. - Носовой.
Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация. - Двугубный.
В артикуляции принимают участие только губы, без языка. - Щелевой.
Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж». - Межзубный.
Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Причины неправильного произношения
Формы ротацизма:
- Искаженное произношение.
- Отсутствие звука в речи ребенка.
- Замена одного звука другим.
Причины:
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.
Нарушения слуха
Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.
Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:
- Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
- Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
- Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
- Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Недостаточное развитие органов речи
Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.
Индивидуальное строение уздечки
Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика:
- «Пузыри».
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. - «Мельница».
Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук. - «Гуси».
Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». - «Воздушный шар».
Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар. - «Ежик».
Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Способы постановки звука
Основные приемы постановки:
- По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
- Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
- Смешанным способом — постановка от других звуков.
Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.
Подражание
До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.
Постановка «Р» от звука «Д»
Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.
Постановка от «Д»:
- Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
- Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
- Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
- Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
- Убрать «Д» из упражнений.
Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.
Упражнения от звука «Ж»
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Постановка от звука «З»
Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.
Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.
Упражнения от звука «С»
Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.
На вдохе
Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.
Механическим методом
«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.
Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.
Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.
Постановка звука «РЬ»
При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.
Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.
Дошкольник повторяет скороговорки:
Ра, ра, ра — теплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Постановка звука «Р» по Хватцеву
Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:
- Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
- Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
- Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
- Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).
Способ по Левиной
- Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».
- На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
- На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.
- Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».
Метод Богомоловой
- А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
- Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.
Как научить ребенка выговаривать букву Р в домашних условиях: советы экспертов
Речь маленьких детей часто бывает непонятна окружающим, так как малыши еще только осваивают родной язык. Многих родителей волнует вопрос, как научить ребенка выговаривать букву «Р» в домашних условиях.
Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»
Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.
Работа над правильным звукопроизношением
Возрастные нормы
Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук [р] (рука – ука), или заменяют его на смягченный [л] (рука – люка).
Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный [р], нужно помочь ему исправить неправильное произношение.
Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»
К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.
Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях
Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.
Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом.
Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»
Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука [р]. Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.
Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука [р].
Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»
Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.
Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка.
Физиологические причины картавости
Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.
Упражнения для растягивания уздечки
В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука [р]. Однако не стоит спешить подрезать уздечку.
Уздечка языка до и после подрезания
Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».
Упражнения на дыхание
Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.
Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик».
Учимся дома выговаривать звук [р]
Многие родители спрашивают, как выучить букву «Р» ребенку дома. Для этого нужно делать упражнения для тренировки речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, купить домашние тетради для закрепления произношения звука [р] и заниматься по ним.
ТОП-5 эффективных упражнений для формирования правильного произношения «Р»
Одними из лучших упражнений считаются:
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Упражнение лучше делать лежа.
- «Буря в стакане». Понадобятся емкость с водой и трубочка для сока. Нужно подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
- Предложить ребенку сказать д-р-рынь, при этом щекоча кончик языка ватной палочкой.
- «Барабанщик». Нужно улыбнуться и открыть рот, кончиком языка постучать за верхним рядом зубов многократно, четко произнося звук [д-д-д].
- «Моторчик». Предложить малышу «завести мотор» [д-д-д], в это время с помощью палочки от мороженого быстро делать колебательные движения по краю языка из стороны в сторону.
Техника постановки звука от логопеда
Звук ставится двумя способами: по подражанию и механическим путем. Эти два способа могут работать также в сочетании. Постановка по подражанию основана на повторении звука за логопедом. Его следует подкреплять картинкой, тогда малышу будет легче ассоциировать звук с реальным предметом.
Механический способ воздействия на речевые органы производится при помощи каких-либо приспособлений (зонд, шпатель, ватная палочка).
Постановка звука с помощью логопедического зонда
Ребенку предлагается произнести звук, при этом логопед помогает языку принять нужное положение.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы помочь малышу научиться ставить язык в правильное положение, следует выполнять комплекс упражнений:
- «Качели».
- «Маляр».
- «Посчитай верхние зубки».
- «Лошадка».
- «Грибок».
- «Гармошка».
- «Комарик».
- «Моторчик».
Взрослому желательно показать на своем примере, как делается упражнение, потом предложить малышу повторить за ним. Комплекс построен в определенной последовательности, чтобы упражнения выполнялись от простых к сложным.
Обратите внимание! В результате артикуляционной гимнастики укрепляются мышцы стенок и кончика языка.
Автоматизация звука [р] в речи
Автоматизацию звука [р] начинают тогда, когда малыш уже сам может четко сказать «Р». Теперь ребенка нужно научить пользоваться им во фразовой речи. Работа по автоматизации состоит в том, что поставленный звук сначала произносят в слогах, потом в словах, далее в предложениях и в самостоятельной речи.
Автоматизация звука [р] в слогах должна проходить в строгой последовательности: «Р» в начале слога, в конце слога, в середине слога, в стечении согласных. При автоматизации звука в словах стоит придерживаться этого же принципа. Чтобы поддерживать интерес малыша к занятиям, ему предлагаются картинки, в названии которых присутствует буква «Р».
Занятия с наглядным материалом
Чистоговорки и скороговорки
Затем ребенку предлагают повторять за взрослым предложения со словами, в которых есть звук [р]. Начинают с простых чистоговорок: ра-ра-ра – у лисы нора.
Затем можно переходить к скороговоркам – коротким стихотворениям, в которых почти в каждом слове есть буква «Р».
Логопедические песенки
Можно предложить малышу пропевать слоговые песенки, например, ря-рё-ри-ре, ырь-урь-арь-эрь и т.д. Популярны также короткие песни, текст которых содержит слова с буквой «Р».
Ребенка можно научить говорить букву «Р» правильно при соблюдении условий: следование рекомендациям логопеда, правильное выполнение упражнений, регулярные уроки, положительный настрой взрослых и малыша.
How to Teach the Sound R by Chicago Speech Therapy
Звук /r/ — особенно сложная буква для обучения, потому что то, как ваш рот произносит звук, меняется в зависимости от других букв, с которыми он сочетается. На самом деле существует 8 различных вариантов вокализации буквы /r/: /ar/, /air/, /ear/, /ire/, /or/, /er/, /rl/, а также простой /r/ by сам. Кроме того, на звук каждой вокализации влияет ее расположение в начале, середине или конце слова. Веб-сайт SayItRight. org – это отличный ресурс, полностью посвященный пониманию и облегчению произношения звука /r/. Вот отличная статья на их сайте, описывающая сложность звука /r/.
Как правило, звук издается путем поднесения языка к задней части рта. В то время как основная часть языка лежит на нёбе между твердым и мягким небом, кончик языка парит чуть ниже твердого неба. Звук звонкий, а это означает, что звук, который производит / r /, исходит от вибрации голосовых связок говорящего.
Поскольку звук /r/ очень сложен как для речи, так и для обучения, очень важно отслеживать успехи вашего ребенка в освоении этого звука. Раннее обнаружение проблем значительно облегчает лицензированному логопеду помощь в устранении проблем с этим сложным звуком. Дети обычно начинают понимать звук в два с половиной года и должны освоить его к семи годам. Если вашему ребенку восемь лет и он все еще не может правильно сформировать звук, настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к детскому логопеду, чтобы помочь вашему ребенку вернуться к нормальной речи.
Кроме того, дома с малышом можно выполнять множество замечательных занятий, которые помогут стимулировать его артикуляцию. Регулярно сосредотачиваясь на определенных звуках вместе с ребенком, вы также можете активно отслеживать его прогресс и выявлять любые проблемы. Попробуйте эти советы со своим ребенком:
- Словесные сигналы
Поскольку звук /r/ меняется в зависимости от гласной, к которой он присоединяется, часто бывает полезно использовать гласный звук, чтобы перейти к произношению /r/. Начните с того, что скажите своему ребенку длинное «и-и-и». Удерживайте ее несколько секунд, чтобы показать, что звук продолжается. Постепенно сочетайте его со звуком /р/, «иии-рррр». Таким образом, ваш ребенок должен уметь превращать звук /e/ в звук /r/. Проделайте то же самое с другими гласными.
- Визуальные подсказки
Звук /р/ происходит внутри рта и управляется движением языка, которое трудно увидеть и сообщить вашему малышу. Чтобы помочь в этом, используйте визуальную подсказку, чтобы показать ребенку движение языка. Ким Марино из TheSpeechMama.com подробно описывает несколько замечательных сигналов, таких как вытягивание руки перед собой, а затем подтягивание ее вверх и к телу, когда вы произносите звук /р/, чтобы продемонстрировать, как ваш язык движется к вашему малышу. .
- Тактильные сигналы
С некоторыми звуками, такими как звук /р/, логопеды обнаружили, что инструменты, помогающие детям правильно позиционировать рот, очень эффективны в улучшении артикуляции. Многие компании, такие как Speech Buddies, предлагают забавные и красочные приспособления, помогающие детям правильно класть язык.
Несмотря на сложности, звук /r/ может доставить огромное удовольствие вам и вашему малышу. В качестве забавного упражнения для тренировки артикуляции представьте, что вы и ваш ребенок — дикие животные и «рычите», как медведь, «ррррррр», как тигр, и лаете, как собака: «рррррррррррр!» Подумайте о других забавных персонажах, которые известны тем, что они используют /r/, таких как пираты («Аааааааааааааааааааааааааааааааааа!»), или используйте повседневные моменты, чтобы включить этот звук, например, «бррррр, холодно!!» Использовать ваше воображение!
Chatty Therapy — главный совет местного логопеда о звуке «р»
То, что делает ваш ребенок, очень распространено среди маленьких детей, и эти простые шаги помогут вашему ребенку научиться произносить звук «р». Это один из самых сложных звуков, который развивается последним и может улучшаться сам по себе до шестилетнего возраста. Вполне вероятно, что ваш ребенок привык класть язык не в то место, когда произносит этот звук, и вам нужно заставить его изменить это, а затем помочь ему интегрировать это в свою обычную речь. Вот несколько простых шагов, которые помогут вашему ребенку…
Как произнести звук «р» — первый шаг:
Попросите ребенка поднять язык к нёбу. Я помогаю детям сделать это, попросив их представить себя собакой и изобразить « грррррр» и издавать очень долгий звук. Им нужно будет свернуть язык к верхней части рта. Вы также можете попросить их пощекотать верхнюю часть рта.
Как произнести звук «р» – шаг 2:
Когда они научаться произносить звук, им нужно будет потренироваться в произнесении этого звука и присоединении его к другому звуку. Обычно мы пытаемся соединить звук до гласного звука. Попробуйте заставить ребенка сказать следующее:
«roo» (рифмуется с blue)
«row» (рифмуется с toe)
«row» (рифмуется с cow)
«rar» (рифмуется с car)
«roar» (рифмуется со словом pour)
«ри» (рифмуется с чаем)
Это довольно сложно, и не волнуйтесь, если вашему ребенку потребуется время, чтобы справиться с этим.
Как произнести звук «р» – шаг третий:
После того, как они смогут это сделать, следующим этапом будет попытка произнести звук в слове, например «звонок». Потренируйтесь произносить слова, начинающиеся со звука «р». Некоторые слова для тренировки: кольцо, веревка, обертка, поездка, красный, камень. Лучше начинать с коротких слов, состоящих из одного слога, и постепенно переходить к более длинным словам.
Как произнести звук «р» — шаг четвертый:
Как только ваш ребенок научился произносить звук в словах, пора переходить к составлению пары слов. Теперь вы должны попрактиковаться в фразах из двух слов, например: красная машина, большой камень, натянутая веревка, верховая езда и т. д.
Как произнести звук «р» — шаг пятый:
короткое предложение, например, «машина ехала по дороге », «мальчик бросил камень в море», «мужчине было верхом на лошади», «он шел по тугой веревке ».
Как произнести звук «р» — шаг шестой:
Теперь усложните задачу, потренировавшись использовать более одного слова «р» в предложении. Например, «Я ехал на через красные ворота», «Он накинул веревку на перила » и т. д.
Как произнести звук «р» — шаг седьмой:
Вы можете попрактиковаться с ребенком во время разговора. Сначала это должно быть, когда вы просто сидите, концентрируясь на разговоре. Болтайте о чем угодно, и когда вы слышите, как ваш ребенок произносит слово, начинающееся с «р», но произносящее его как «ж», например: ср, вы должны сказать «Это ср или красный?». Позвольте им попробовать это, а затем похвалите их за попытку. Если им удается спонтанно использовать звук «р», также хвалите это. Со временем и с практикой уверенность вашего ребенка должна расти, и вы сможете напоминать ему, когда он делает что-то более сложное, например, читает, или когда он эмоционален. Вы поймете, что ваш ребенок, наконец, может использовать этот звук, когда вам больше не придется его исправлять или напоминать.