Содержание
Как научить ребенка быстро читать. | Методическая разработка (2 класс) по теме:
Как научить ребенка быстро читать?
Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе. Уроки данной статьи помогут Вашему ребенку, значительно поднять уровень, и скорость чтения. Процесс чтения очень сложен для детей — в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения должна приближаться к скорости речи. В школе ребенку с низкой скоростью чтения будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи, быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Существует понятие «оптимальное чтение», чтение в темпе 120-150 слов в минуту, считается, что именно в этом темпе достигается лучшее усвоение материала.
Основными причинами замедленного чтения у детей являются:
1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).
Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.
2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).
3. Маленький словарный запас.
4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.
5. Не развитый артикуляционный аппарат.
6. Не по возрасту подобранные произведения.
Как же все — таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Рекомендуются следующие методы и упражнения:
1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения.
Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.
2.Чтение – необходимо для жизни.
Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.
3. Просмотр диафильмов.
Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.
4. Параллельное чтение.
Приготовьте два одинаковых текста. Вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?
5. Чтение за определенное время.
Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.
6.Чтение не вслух, а про себя.
При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание — та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.
7. Игры с ударением.
Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все — таки правильно.
8. Спотыкание об согласные.
Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.
9. Жужжащее чтение.
Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.
10. Развитие зоркости.
Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.
11. Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.
12. Артикуляционная гимнастика.
Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.
Читайте скороговорки по — разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.
13. Развитие поля зрения.
Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.
14. Антиципация (смысловая догадка).
Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.
Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.
15. Чтение с закладкой.
Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.
16. Чтение слов написанных разными шрифтами.
17. Наращивание слов.
Пишите столбиком на листе бумаги:
Кот лес дом
Котик лесок домик
Котеночек перелесок домишко
18. Чтение «канон».
Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.
19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.
20. Чтение со звуковым сопровождением — когда играет музыка.
21. Простукивание ритма.
Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.
22. Поиск.
Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.
23. Ежедневные пятиминутки чтения.
В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.
Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.
24. Чтение согласных.
Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф,м
25. Складывание слов из двух половинок.
Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.
26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста.
Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть.
27. Тренируем внимание.
Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.
28. Очередь
Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.
29. Ролевое чтение.
Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка – тихо.
30. Перевернутый текст.
Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.
31. Набор деформированных предложений.
Меняйте слова в предложении, например: ко — мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.
32. Поиск заданного слова.
Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Эта игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.
33. Таблицы Шульте.
Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.
Обязательным условием улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.
Скоростью чтения занимаются специалисты: академик Андреев, Н. Зайцев, И.Федоренко , И.Пельченко, Е.Заика и д.р.
Как видите, умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость. Не забывайте хвалить своих детей.
Читать онлайн «Как научить ребенка быстро читать. За 6 шагов», Рената Кирилина – ЛитРес
© Рената Кирилина, 2018
© Сергей Кирилин, 2018
ISBN 978-5-4490-6516-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Чтение – один из трех учебных навыков, который необходим человеку наравне с умением писать и считать
60 слов в минуту – именно с этой цифры начинается понимание прочитанного текста. Ребенок, читающий меньше – не понимает, о чем шла речь в тексте или в задаче, а следовательно, ему гораздо труднее учиться, чем читающему от 60 слов.
6 класс или 12—13 лет, именно к этому возрасту у человека формируется его постоянная скорость чтения. Именно в этот период она выходит на «плато» и больше не растет или растет медленно, если не использовать специальные техники, разгоняющие чтение (например, фоточтение или скорочтение).
Средняя скорость чтения человека колеблется между 180—300 словами в минуту.
Нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению называется дислексия.
При оценивании скорости чтения учитывают три фактора: скорость, количество ошибок и понимание прочитанного. Как научить ребенка читать?
А когда можно учить ребенка читать? На самом деле, здесь нет возрастных норм или ограничений. Главное, что учить читать ребенка можно тогда, когда он знает буквы. Это можно делать и в три года, и в пять. Конечно, желательно научить читать будущего первоклассника заранее. Тогда процесс обучения будет для него проще и легче.
Как учить ребенка читать и что для этого нужно. Ответ на этот вопрос волнует многих родителей.
В книге, которую Вы держите в руках Вы узнаете, как за 6 шагов научить ребенка быстро читать и с удовольствием.
Бонусы для читателей книги
Специально для читателей нашей книги мы подготовили специальный тренажер «Чудесный домик» для обучения детей чтению.
Получить простую игру для обучения детей чтению можно на нашем сайте – gladtolearn. ru/lp/domik
Рецензии
Книга пришла ко мне очень вовремя – старший сын, а ему 6 лет, начинает активно интересоваться рассуждениями и чтение книг ему очень необходимо. Он хорошо знает и различает буквы, знает слоги, но пока не читает, поэтому я была очень сильно рада такому своевременному и полезному подарку.
Книга очень последовательная (это важно!) и грамотная, даны не только конкретные методики, но и тексты для чтения, готовые разработки и идеи. Это очень ценно. перед вами инструмент, который можно использовать прямо сейчас, не откладывать, не дорабатывать. Мы начали с 4 шага, а можно и с первого шага начинать и применять их друг за другом усложняя задачи и повышая не только скорость чтения, но и эффективность усвоения информации. Книга написана приятным, четким языком, она дает исчерпывающие ответы на вопросы заинтересованных родителей. Наслаждайтесь чтением и стимулируйте успехи своих детей!
Ольга Рогачевских
Супер-книга! Прочитала на одном дыхании! Все по делу собрано в одной книге! Легко написана. О чём-то уже знала, а что-то оказалось очень познавательным! Точно буду перечитывать книгу, она явно будет актуальной для меня и через год, и через пять!!! Книга отправляется на полочку полезных!
Мария Седова
Начну с того, что книга может быть интересна как родителям дошколят (буквально с 2—3 лет), так и школьников: младших, средних и старших. Она помогает решить не только озвученную в заглавии проблему – как же научить ребёнка быстро читать. Главное- как научить читать ребёнка с удовольствием, не из-под палки. Именно этим и ценны те советы, которые даёт автор.
Как помочь моему 4-класснику научиться читать
Четвертый класс – это один из последних классов начальной школы, когда дети начинают готовиться к переходу в среднюю школу . Если ваш ребенок отстает в четвертом классе, особенно в чтении, это может повлиять на его успехи в учебе на долгие годы.
Хотя большинство детей бегло и самостоятельно читают к 7 годам, некоторые дети будут продолжать бороться и в 4-м классе. К счастью, у родителей есть множество способов помочь своим четвероклассникам научиться лучше читать. Вот как помочь моему 4-класснику с чтением:
Что должен уметь читать 4-классник?
Вы не сможете помочь ребенку с чтением, если не будете знать, что у него проблемы. Вот почему родители должны понимать, какими навыками чтения должен овладеть их ребенок к 4-му классу. Четвероклассники должны уметь:
- Обобщать основные идеи рассказа.
- Сравните и сопоставьте книг, идей, мнений и авторов.
- Читать книги в 4 классе.
- Используйте контекст отрывка к , чтобы выяснить, что означает незнакомое слово .
- Понимать разницу между повествованием, прозой, художественным, научно-популярным и другими типами текстов.
- Извлечь значение из иллюстраций, диаграмм, графиков и других рисунков найденных в научно-популярных текстах.
- Проанализируйте текст до , чтобы найти более глубокие значения, темы и идеи .
- Обсудите основные темы, мотивы персонажей и другие идеи.
Если ваш ребенок не развил эти навыки, ему могут потребоваться дополнительные занятия вне класса, чтобы улучшить навыки чтения.
Как я могу улучшить беглость речи и навыки декодирования моего 4-классника?
Беглость речи и навыки декодирования вашего ребенка должны быть сильны к тому времени, когда он достигнет 4-го класса. Но если ваш ребенок все еще пытается овладеть этими навыками, вы можете помочь ему дома. Следуйте этим советам:
- Прочтите вслух. Не прекращайте читать ребенку вслух только потому, что он уже достаточно взрослый, чтобы читать самостоятельно. Продолжайте читать им вслух, чтобы они могли слышать, как звучит беглое чтение, и подражайте вашему поведению.
- Играйте вместе в словесные игры , чтобы расширить свой словарный запас. Чем больше слов они могут распознать, тем более бегло они будут читать.
- Пусть ваш ребенок перечитает свои любимые книги. Это может показаться контрпродуктивным, но перечитывание одного и того же материала на самом деле может помочь вашему ребенку стать более сильным и беглым читателем.
- Попросите ребенка читать вслух в течение одной минуты. Используйте секундомер, чтобы засечь их время и сделать заметки о словах, которые они неправильно произносят. Как только минута закончится, вернитесь и научите их правильно произносить эти слова. Затем повторите это упражнение, чтобы ваш ребенок мог перечитать тот же отрывок, используя правильное произношение.
Как я могу помочь своему 4-класснику с пониманием прочитанного?
Большинство четвероклассников уже обладают сильными навыками декодирования и беглой речью, поэтому 4 th Учебная программа класса направлена главным образом на улучшение навыков понимания прочитанного . Если ваш ребенок изо всех сил пытается извлечь смысл из текста, вот как вы можете улучшить эти важные навыки понимания прочитанного дома:
- Создавайте графические органайзеры , такие как блок-схемы, диаграммы Венна и раскадровки, чтобы помочь вашему ребенку понять текст. Например, создайте раскадровку, чтобы проиллюстрировать основные события истории, или блок-схему, чтобы проиллюстрировать причинно-следственную связь между основными событиями.
- Сравните книгу с фильмом . Попросите ребенка прочитать книгу, по которой был снят фильм. Затем вместе посмотрите фильм. Обсудите сходства и различия между книгой и фильмом.
- Задавайте вопросы. Заставьте ребенка задуматься над текстом на более глубоком уровне, задавая вопросы «почему». Примеры вопросов «почему» включают: «Почему персонаж так поступил?» или «Почему произошло это событие?»
- Свяжите историю с чем-то, что произошло в жизни вашего ребенка. Например, если над персонажем издеваются, напомните ребенку, что он чувствовал, когда над ним издевались в школе. Если вы поможете ребенку установить эту связь, ему будет легче анализировать и извлекать смысл из текста.
Как лучше всего научить чтению 4-классника?
Научить ребенка читать непросто, поэтому родителям понадобится вся возможная помощь. Приложение Readability — один из самых эффективных инструментов, который вы можете использовать, чтобы помочь вашему 4-класснику лучше читать.
Это интеллектуальное приложение для обучения чтению и пониманию разработано, чтобы помочь детям на уровне чтения K-5 улучшить свои навыки фонетики, беглости и понимания прочитанного. Благодаря передовым технологиям распознавания речи и искусственного интеллекта 4-классники могут общаться с приложением Readability так же, как с репетитором по чтению .
Загрузите приложение Readability на свой смартфон или планшет, чтобы начать пользоваться бесплатной 7-дневной пробной версией уже сегодня.
Как научить ребенка читать: Полное руководство
Внутри: выполните следующие пять шагов, чтобы научить ребенка читать. Полезно для родителей, детей, обучающихся на дому, и учителей, обучающих начинающих читателей. Этот пост содержит партнерские ссылки.
Я была похожа на наседку с птенцом, собравшимся вокруг меня. Сидя на полу со скрещенными ногами, я смотрел в шесть нетерпеливых пар глаз, которые были готовы научиться читать… но была проблема.
У меня в животе сжался узел, когда я осознал, насколько я не готов перевести детей от нечитающих к читателям. Конечно, я мог бы сказать «озвучьте это», но действительно ли это поможет? Это была серьезная ответственность! Кто вообще решил, что мне можно доверить это?!?
— Давайте все посмотрим на первую страницу, — сказал я. И мы погрузились в книгу.
Это заметки Клиффа о вещах, которые я узнаю путем проб и ошибок, помогая коллегам и профессиональным книгам , когда я учил этих детей читать:
Этап 1. Действия, предшествующие чтению
Существуют действия, которые совсем не похожи на чтение, но они подготавливают почву для того, чтобы ребенок стал читателем. Такое поведение, предшествующее чтению, может проявляться спонтанно в результате собственного наблюдения и мимики ребенка, или взрослый может поощрять их.
Ищите и поощряйте следующее:
- осведомленность о печати на вывесках, этикетках, упаковке и т. д. Дети могут узнать, что на вывеске написано «Макдональдс», прежде чем они смогут прочитать буквы
- игры со звуком , подумайте «Ханна Ханна банан, банан-фана, фо-фана, ме-мо-мо-мана, Ханна»
- осознание рифмы
- понятия о печати – Знает ли ребенок, какая сторона книги находится вверху? Есть ли у них ощущение, что страницы переворачиваются по одной и всегда в одном и том же направлении? Во время чтения указывайте на слова, чтобы они видели, что вы читаете слева направо.
- распознавание звука — «Макс ест маффин. Ммммакс…мммммаффин…. они начинаются с одного и того же звука».
Когда ребенок демонстрирует такое поведение и способности, он может быть готов научиться читать. Если нет, включите подобные действия в свой распорядок дня, чтобы направить их в правильном направлении.
Продолжайте читать ребенку вслух. Если дети узнают, что чтение — это приятное занятие, благодаря чтению вслух, они будут мотивированы на то, чтобы самостоятельно овладеть этим навыком.
Готов поспорить, что вы можете догадаться, что будет дальше…
Шаг 2. Изучение букв
Очевидно, верно?! Но вы можете быть удивлены, узнав следующее о введении букв:
Буквы не обязательно учить в алфавитном порядке . Подумайте об этом: если вы научили буквы а, м, т и с, ребенок может сразу начать читать несколько простых слов, и это так увлекательно для него! Такие быстрые выплаты мотивируют детей!
Освоение одной буквы требует двух разных навыков : Визуальное определение буквы и запоминание звука, связанного с этой буквой. Затем есть буквы, которые производят более одного звука… но об этом чуть позже.
Использование органов чувств и движений помогает детям запоминать буквы . Слепите букву из пластилина, нарисуйте букву пальцем на спине ребенка, свяжите движение со звуком буквы, например, прыжок и звук буквы J.
Одного воздействия недостаточно . Чтобы выучить все буквы и звуки, нужно много запоминать. Включите много обзоров и не торопитесь.
Шаг 3. Смешение звуков
Переход от знания отдельных букв к чтению слов заключается в смешении звуков. Попробуйте следующий прием:
- Используя слово из 2 или 3 букв, укажите на буквы и произнесите каждый звук.
- Затем вернитесь к началу слова. Медленно водите пальцем по буквам, растягивая звуки и соединяя их вместе.
- Пусть ребенок тоже попробует это сделать.
Профессиональный совет : Здесь все просто. Придерживайтесь слов, в которых каждая буква издает свой «нормальный» звук. Держитесь подальше от слов, в которых две буквы вместе образуют новый звук, например, th в «the».
Шаг 4. Начните вводить слова-визуалы
Слова-визуалы обычно представляют собой более короткие слова, которые очень часто встречаются в тексте, и иногда они не следуют предсказуемым правилам правописания. Некоторые примеры: смотри, да, делай. Лучше знать их в лицо, чем пытаться прощупать.
Практическая работа со словами может включать карточки, поиск слов в книгах и использование компьютерных игр.
Один из моих любимых способов тренировать слова с вида — использовать предсказуемый или шаблонный текст. Это книги, в которых каждое предложение одинаково, за исключением одного слова, которое можно вывести с помощью картинки. Дети получают много практики со словами зрения и гордятся тем, что читают предложения.
Это шаблонный текст.
Совет : Распространите инструкцию по прицелу. Да, это «шаг 4», но на самом деле это скорее элемент чтения, который разбросан тут и там. Научите пару слов для зрения, чтобы дети могли читать книгу. Попрактикуйтесь в некоторых других фонетических приемах, выучите еще пару слов для зрения и т. д.0002 Вы получите большую отдачу, если потратите время на семейства слов. Объясните детям, что если они могут прочитать слово «может», то они также могут прочитать «мужчина», «пан» и «вентилятор». На этом этапе идеально подходят двухбуквенные словосочетания (-am, -at, -et, -en, -it и т. д.)
Игра в словосочетания из книги Ханны Браун «Учись читать»
См. также – Как улучшить правописание с помощью простой сортировки слов
Шаг 6. Акустические навыки
Все мы знаем, что английский язык странный! Изучение отдельных звуков букв — это только основа. Мне нравится следовать этой последовательности, когда я ввожу другие звуковые модели:
Смешения : две буквы, которые часто встречаются вместе в словах, обе буквы звучат. Примеры: bl, tr, sk, dr, sm
Диграфы : Две буквы, образующие новый звук (sh, th, wh, ch, ck)
Склеенные звуки : это смесь, состоящая из 3 букв и стоящих в конце слова (all, ell, ill, ull, ank, ink, onk, unk, ang, ing, ong, ung)
Есть много других фонетических шаблонов и правил, но это дает вам много работы с начинающими читателями.
Придание смысла
Придание смысла? Есть ли рецепт для этого? Ха!
«Создание смысла» — это фраза, которая постоянно используется на обучающих семинарах и в книгах. Это просто означает, что, когда ребенок начнет читать предложения и более длинные тексты, он сможет извлечь из этого какой-то смысл. Они должны иметь представление о том, что происходит в рассказе или что автор хочет, чтобы они знали.
Осмысление следует вплетать, как только ребенок начинает читать предложения. Помогите ребенку осмыслить:
- задавая вопросы о том, что он только что прочитал.
- побуждает их перечитывать, если они не понимают, о чем говорит автор.
- продемонстрируйте свою реакцию на текст
Какой смысл учиться читать, если вы не получаете удовольствия от истории, не узнаете что-то новое или не сталкиваетесь с другим взглядом на вещи?
См. также – Лучший способ научить навыкам понимания прочитанного
Нажмите на картинку ниже, чтобы загрузить копию этой шпаргалки:
Так что насчет моей маленькой читательской группы? Они когда-нибудь научились читать?
Так и есть!
Не знаю, кто из этой группы узнал больше, они или я. Что я точно знаю, так это то, что у вас нет причин бороться с разработкой дорожной карты обучения чтению с нуля. Начните с предварительных навыков чтения. Затем переходите к буквам, смешиванию, зрению, семействам слов и другим навыкам фонетики. Дайте время для обзора и естественного развития ребенка.
Если вы готовы приступить к работе и хотите сэкономить время, ознакомьтесь с Учебным пособием по чтению .