Как по детским рисункам оценить развитие ребенка — советы психолога — Parents.ru

Воспитание

Фото
Slava Olshevskaya/Getty Images/iStockphoto

детский психолог

До сих пор ваш ребенок рисовал исключительно шедевры абстрактного искусства. И вот настал день, когда свой рисунок он обозначил: «Это папа!». Теперь он может отличить линию от круга и изобразить и то и другое. Ножки, головка, волосики…

Когда ребенок принимается усеивать листы бумаги кружочками с растущими из них палочками — это начало большого этапа. Каждый малыш проделывает этот путь от «головонога» до детализированного изображения принцессы, воина или человека-паука.

Первые произведения могут быть похожими на солнышко, и вам придется уточнять, где тут ручки и ножки. А некоторые дети предпочитают рисовать елочки и травку, прежде чем перейдут к изображениям человека.

Как меняются рисунки по мере взросления ребенка

Часто детишки рисуют голову, которая одновременно является туловищем. Линия, которая обозначает рот, два кружочка — глазки. Две палочки — руки, две другие — ноги. Вот и получился человечек. Как правило, между 3 и 4 годами дети изображают человеческих существ, не идентифицируясь с ними, и не воспринимают отсутствие некоторых частей тела.

Шея, уши, пальцы, ресницы и брови появятся позже. Эти человечки прежде всего показывают, что ребенок воспринимает мир наполненным людьми. Он осознает свое «я» и ищет свое место в семье, детском саду, на площадке. Он постигает свою индивидуальность и строение тела и выделяет основные черты сходства.

Фото
LEREXIS/Getty Images/Moment RF

Тайное значение детских рисунков

Рисунок человека поможет понять, на каком этапе психического развития сейчас находится ребенок. Воспитатели детского сада и детские психологи часто используют рисование человечков для оценки психомоторного и эмоционального развития малышей. Этот способ позволяет подтвердить мнение специалиста о ребенке или получить дополнительные сведения о нем. Обычно ребенка просят нарисовать человека, а затем рассказать о нарисованном герое. Ответ так же информативен и важен, как и сам рисунок.

Если малышка в 3,5 года говорит: «Девочка едет на море», а у нарисованной девочки есть платье, волосы и даже ресницы, это означает, что психоэмоциональное развитие автора рисунка находится на высоком уровне. Но встречаются дети четырехлетнего возраста, которые пока рисуют только «головоногов». Если в целом развитие ребенка не внушает вам опасений, то это не повод для беспокойства, ситуация меняется достаточно быстро. Можно подождать 3 месяца и попробовать снова — результат наверняка будет уже несколько иной.

Дети обычно рисуют с удовольствием. Но если ваш ребенок этому виду занятий не уделяет должного внимания, переживать не стоит. Однако любую попытку рисовать, пусть и неуклюжую, надо непременно поощрять и вселять в ребенка уверенность в своих силах.

Не пытайтесь добиться от малыша, чтобы он рисовал «правильно», для маленького ребенка рисование — это прежде всего источник удовольствия, и директивный подход совершенно неуместен. Кроме того, качество рисунков ребенка зависит от того, насколько он владеет карандашом, то есть от мелкой моторики.

Стиль рисунка может меняться и в зависимости от ситуации: например, дома он может рисовать уверенно и непринужденно, но почувствует себя зажато, если с просьбой нарисовать что-либо к нему обратится незнакомый человек.

Поэтому специалисты не рассматривают детские рисунки вне контекста происходящего и формируют свое мнение на основании информации, полученной от родителей, наблюдения за поведением ребенка и его рассказа, сопровождающего рисунок.

Фото
eclipse_images/Getty Images/E+

Вызвать интерес

А если он не хочет рисовать человечка? Бывает и такое. Малыша просят нарисовать «настоящие» рисунки: человечков, домики, деревья… Но он рисует только каракули! Стоит выждать время и не настаивать.

Если вы находите, что вашему ребенку вообще не нравится рисовать или он перестает рисовать, не успев начать, возможно, стоит его поддержать и поощрить. Вы можете предложить ему порисовать вместе: сделать общий рисунок или договориться, что каждый будет рисовать то, что ему нравится. Чаще всего ребенок «не любит» рисовать потому, что не уверен в своих силах и имеет некоторые сложности с самовыражением. Это поправимо.

Возьмите большой лист бумаги, краски, кисточки потолще и предложите «заляпать» бумагу пятнами; придайте вашим действиям больше экспрессии, чтобы это был веселый и шумный процесс.

Не заботьтесь о качестве, главное — чтобы ребенок, неуверенный в своих способностях, почувствовал себя творцом. Краски — благодатный материал, поскольку даже картина, состоящая из цветных пятен, будет отлично выглядеть. Когда ваш абстракционист войдет во вкус и почувствует себя уверенней, можно переходить к карандашам и попрактиковаться в более реалистичных изображениях.

Этапы развития рисунка человека

  1. Появление первого закрытого круга (примерно в 3 года) предшествует появлению человечка.

  2. Появление настоящего человечка-головастика, где все детали: ручки, ножки, глазки — вырисованы (примерно в 3 года 6 месяцев). Он состоит из круга, лучистых линий, точек или кружков, находящихся внутри большого круга. Далее количество деталей увеличивается: рот, нос, ресницы, пупок…

  3. Головастик принимает вертикальное положение и вытягивается. Появляются элементы декора (цветы, солнце, птицы…), которые находятся вокруг персонажей.

  4. Голова отделяется от тела, но связана с ним шеей (примерно в 4 года и 6 месяцев).

Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Наталия Богданова

Родителям | Семейный портал Ярославской области

26.01.2021

О чём думает ребёнок, когда рисует


Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придаёт предметам. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а следовательно, их отношений с собой, семьёй и окружающим миром. 


Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется достойным внимания и помогает ему объяснить самому себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями. Он преувеличивает аллегорическое значение тех явлений, которые ему кажутся важными, а для взрослых не представляет никакого интереса, и не обращает внимания на вещи, значимые для взрослого. 


Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках боле развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность. Поэтому родителям и воспитателям полезно научиться «читать» рисунки детей и оценивать их, чтобы понимать процессы развития личности ребёнка, его отношения с семьёй и внешним миром.  


Как в игре вообще, так и в рисовании действует один и тот же принцип: ребёнок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире.


Занимаясь с ребёнком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:





1. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.


2. У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.


3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребёнка рисованием.


4. Рисунки, отобранные самим ребёнком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребёнка объяснить их.


5. Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать.


Возрастные закономерности развития процесса рисования


В два года малыш начинает рисовать каракули, границы листа не учитываются им. Речь идёт о простых движениях руки, соответствующих степени развития его психомоторного контроля и мыслительных функций. Пройдёт ещё шесть месяцев, пока он начнёт соблюдать границы листа бумаги.




В три года ребёнок уже в состоянии по просьбе взрослых рисовать каракули в центре листа. В этом возрасте он может даже провести одну линию через нарисованный объект, он может также почувствовать очарование письма, которое пока ещё совсем не отличает от каракулей. Письмо ребёнка проходит путь от простого начертания горизонтальных линий на бумаге до длинных волнообразных, напоминающих ему письмо взрослых.




Вскоре после трёх лет дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека. В это время они пользуются несколькими  основными штрихами, с помощью которых могут изобразить какого-нибудь человека: маму, папу или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется ребёнком по одной и той же схеме: большая круглая голова, большие глаза, волосы спадают вниз прямыми лучами и отходят от черепа, как от солнца лучи, руки приделаны к голове, кисти рук не определены, пальцы располагаются веером на конце руки или вдоль неё.


До четырёх лет не следует придавать серьёзного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам нарисованных предметов, человеческих фигур и т.д., их завершённости и расположению на листе бумаги. У ребёнка внимание ещё рассеяно, и он проявляет интерес к тому, что завладевает его вниманием в данный момент. Он может бросить рисовать предмет, потому что внимание переключается на другой предмет, или может наложить рисунок одного предмета на рисунок другого, смешав каракули и забыв, какой предмет нарисован первым.




Только после четырёх лет ребёнок начинает рисовать человеческую фигуру в полный рост, а на лице фигуры появляются рот и глаза, обозначенные простыми штрихами карандаша. Ещё некоторое время после появления на рисунке фигуры в полный рост руки будут отходить от ног или от головы.


Правильное расположение конечностей наблюдается сначала на фигурах, нарисованных в профиль, позже в анфас. По мнению французского психолога Моне, причиной является то, что ребёнок продолжает «ошибаться» по привычке, хотя уже умеет рисовать лучше. Он правильно выполняет рисунок в профиль только потому, что более сложный вид головы в профиль для него – новое движение, которое лишено предыдущей «ошибки». Действительно, рисунок головы в профиль появляется во вторую очередь (причём сначала появляется рисунок животных в профиль, а затем уже людей). Почти всегда голова оказывается повёрнутой влево. В дальнейшем ребёнок всегда предпочитает профиль при изображении как животных, так и людей.




В возрасте около пяти лет ребёнок наконец довольно чётко передаёт на рисунке части тела человека: голову, шею, туловище, руки, ноги, кисти рук и ступни.


Шея, кисти рук и ступни появляются на рисунке последними. Руки теперь отходят от туловища, на лице на своих местах изображаются глаза, рот, нос, уши (появляются последними), волосы. Фигура может быть одета в зависимости от пола, хотя одежда вырисовывается пока приблизительно.




Типичной ошибкой ребёнка в возрасте до шести лет является отсутствие контроля за деталями. Поражающие воображение детали рисунка увеличиваются и повторяются с поразительной настойчивостью. Ребёнок увеличивает количество и размеры деталей, чтобы лучше их различать и постоянно исправлять, выражая таким образом своё восхищение ими.


Следует помнить, что ребёнок рисует предметы, исходя из своего понимания важности одних и бесполезности других. Для него критерием, определяющим полезность, является выполняемая предметом функция, и только полезные предметы и объекты, с точки зрения ребёнка, представляют интерес. Таким образом, пренебрежение частями тела на рисунке обусловлено тем, какое значение ребёнок придаёт им в зависимости от ситуации.


Часто происходит так, что ребёнок принимается за рисование, имея одну идею в голове, а заканчивает его с другой идеей, не узнавая потом то, что нарисовал.




У ребёнка шести лет в рисунке фигура приобретает более определённые формы благодаря возросшему мастерству, контролю над своими движениями и лучшей ориентировке в отношениях с окружающим миром. Помимо большого количества деталей, изображаемых на рисунке, появляется способность передавать расположение рук и поворот головы.


Роль цвета в рисунках детей


Когда ребёнок ещё маленький, в выборе цвета он руководствуется исключительно своими ещё незрелыми эмоциями, а впоследствии выбор цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования.


В стимулировании ребёнка к рисованию именно цвет является благодатным материалом. Экспериментируя с ним, ребёнок развивает художественное восприятие мира.


Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, дарить им наборы карандашей всех цветов, причём делать это надо с самого раннего возраста. С детьми нужно беседовать о разнице между красным и зелёным яблоком, говорить о сочетании цвета с предметом, который ребёнок собирается нарисовать, о том, какой цвет лучше подобрать, говорить о сочетании цветов.


Для совершенствования хроматического вкуса ребёнка можно использовать следующие способы:


1. Попросить ребёнка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его рисунков. Когда ребёнок раскрашивает рисунок, можно спросить у него, какой у нарисованного предмета запах, горячий он или холодный, прозрачный или непрозрачный, с чем его ещё можно сравнить.


2. Отметить соответствие между ответом ребёнка и цветом нарисованного предмета, а затем дать ему противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый и т. д.) предмет.


3. Проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в жёлтый цвет, шероховатые – в зелёный, душистые – в розовый, холодные – в голубой, горячие – в красный и т. д..


Таким образом:


— с одной стороны, становится понятно, с какими чувствами ребёнка ассоциируется тот или иной цвет;


— с другой стороны, можно научить его лучше узнавать и наблюдать цвет, учитывать своё душевное состояние в зависимости от наблюдаемого цвета.


При развитии творческого потенциала ребёнка следует помнить, что ребёнок – субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме ребёнка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребёнок ищет сочетание цветов, выражающее определённое чувство, он решает по-настоящему художественную задачу). Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через рисунки.


Галанов, А. С., Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству


[Текст] / А. С. Галанов, С.Н. Корнилова, С. Л. Куликова. –


М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 80 с. (Серия «Вместе с детьми»).

Наш подход к рисованию с наблюдением (от 3-4 лет)

Пробовали ли вы рисовать со своими детьми по наблюдательному рисунку? Моему трехлетнему ребёнку очень нравится рисовать через наблюдения, поэтому я хочу поделиться некоторыми своими мыслями по этому поводу. Я хочу призвать вас, независимо от возраста вашего ребенка, попробовать.

Зачем пытаться рисовать наблюдения? Наблюдательное рисование может:

  • помочь укрепить память — ребенок смотрит на объект и запоминает увиденное.
  • развивать мелкую моторику.
  • развивать пространственное мышление.
  • развивать концентрацию и внимание.
  • развивать наблюдательность — ребенок будет внимательно смотреть на объект и замечать определенные детали, иногда то, что ребенок замечает, является неожиданными деталями.
  • помочь ребенку интерпретировать трехмерную форму в двухмерную форму.
  • позволяет ребенку развивать навыки визуальной коммуникации — посредством рисования ребенок сообщает то, что он видит, что он представляет и что он хочет сообщить, часто сосредотачиваясь на различных формах выражения, это не просто изображение, это средства, которые они выбирают, давление, которое они используют, толщина линий.
  • помочь ребенку усвоить такие понятия, как глубина и масштаб.
  • помогают ребенку понять очертания, строение и форму предметов.

Советы, которые я получил о рисунках наблюдения для этой возрастной группы (3-6 лет), включают:

  • воздержитесь от комментариев или инструкций.
  • воздержитесь от предоставления детям примеров для копирования.
  • гарантировать, что процесс полностью контролируется детьми — мы можем предоставить несколько материалов, но ребенок решает, использовать ли их и когда.
  • предлагает несколько, но не слишком много, чтобы перегружать, варианты рисования, такие как карандаши и мелки или масляная пастель.
  • предлагает несколько, но не слишком много вариантов бумаги, например, разных размеров.
  • не суетитесь — мы можем сделать рисование частью нашей повседневной жизни, но если мы сделаем это формальным событием, ребенок может сопротивляться, и мы можем возмутиться, если мы потратим слишком много времени на его подготовку, а затем ребенок не Не хочу участвовать.
  • не расстраивайтесь — наблюдательные рисунки ребенка могут не оправдать ваших ожиданий.

Здесь я показал несколько примеров, когда рисунки моего ребенка чем-то похожи на объекты, но многие из его рисунков больше похожи на каракули или действительно абстрактны, это нормально и является частью процесса рисования и обучения.

Для наблюдения за рисованием я люблю раскладывать бумагу на кухонном столе, пока я готовлю или чем-то занят, и раскладывать карандаши и маркеры, а также красивые предметы, такие как ракушки, цветы, фрукты или что-то, что мы в настоящее время интересует и изучает. Я поставил такие предметы, как модели животных, на простую подставку для торта, чтобы они выглядели особенными и выделялись, как будто они на сцене.

Мы можем положить некоторые материалы для рисования и бумагу на наш открытый стол, на журнальный столик у окна или, возможно, на или рядом с нашим природным (или сезонным) столом, чтобы стимулировать наблюдательные рисунки.

Рисунки наблюдений также могут быть полезны в журналах о природе. Наблюдательные рисунки могут помочь детям записать важную информацию об окружающей их среде, включая животных, растения или пейзажи.

Повторение важно. Я нашел много рисунков, которые мой ребенок сделал на одном и том же объекте, например, на Нарвале, изображенном выше. Он развивает свои навыки и рисует одно и то же снова и снова.

Здесь мы также можем увидеть, как наблюдательные рисунки могут также помочь детям развить математические навыки, такие как счет.

Один из ключевых моментов, который я заметил в своих чтениях Монтессори, заключается в том, что в раннем возрасте мы не должны учить ребенка рисовать или рисовать примеры для подражания!

 

» Важно, чтобы мы не предоставляли сделанные взрослыми модели, книжки-раскраски или листы, а также подготовленную бумагу для раскрашивания. Никогда не показывайте ребенку, как рисовать или раскрашивать что-либо, например цветок или дом. ; ребенок часто будет просто повторять и повторять то, что вы показали. Известные художники, такие как Пауль Клее и Пабло Пикассо, много лет работали над тем, чтобы добиться оригинальности, спонтанности и детских качеств, которыми все наши дети обладают от природы. Лучшее, что мы можем сделать для нашего детей заключается в том, чтобы подготовить красивую обстановку, предоставить лучшие материалы и убраться с дороги .» — «Радостное дитя: Монтессори, Глобальная мудрость для детей от рождения до трех лет». По мере взросления детей это становится все труднее для родителей. После трех-четырех лет детей привлекают наборы «Раскрась по номерам», книжки-раскраски и всевозможные предписанные модели, потому что они не требуют таких же усилий, как создание собственных идей для выражения посредством художественной деятельности. Однако именно опыт этой уникальной внутренней энергии для производства идей и навыков самовыражения мы хотим, чтобы ребенок имел. Вместо того, чтобы покупать различные наборы и готовые модели для сборки, дайте ребенку «коробку для творчества» для создания собственных художественных проектов .» — Монтессори с самого начала. 

 

» Мы также хотели бы предостеречь от уроков рисования для маленьких детей. Вместо этого им нужна возможность участвовать в особом языке самовыражения, который делает возможным самостоятельная художественная деятельность. У детей достаточно времени после того, как они пошли в начальную школу, чтобы изучить формальные методы рисования, живописи и лепки. В чем они нуждаются, будучи маленькими детьми, так это в родителях, которые служат хорошим примером, и в доступе к соответствующим материалам. Родители должны уважать самобытные усилия своих детей в искусстве и помогать им ценить культурное наследие, переданное нам лучшими художниками, скульпторами и архитекторами в истории человечества . — Монтессори с самого начала.

 

» Наиболее распространенные и наиболее вопиющие ошибки включают в себя рисование изображений и форм для копирования ребенком, указание ему, как или что рисовать, и наиболее болезненную из всех критику их изображения (включая предложения «полезных советов» по ​​улучшению или демонстрацию руководства «как рисовать». Просто дайте быть). Но в равной степени мы должны избегать чрезмерной похвалы или подталкивания ребенка к рисованию для взрослого — слишком распространенного «не нарисуешь ли ты картинку для мамы?» Мы хотим, чтобы ребенок следовал своим внутренним потребностям и мотивам, а не занимался искусством, чтобы доставить нам удовольствие. » — Montessoriparenting.org

Мы посещали уроки рисования с нашими детьми в возрасте двух лет, однако это уроки рисования, дети получают художественные материалы и могут использовать их по-своему. Возможно, это тоже важно.

Этот пост содержит партнерские ссылки. Спасибо за вашу поддержку! делать гораздо больше вещей, чем они могли раньше. Всегда весело наблюдать, как они растут и развиваются, и мама всегда задается вопросом, какая веха будет следующей. Они веселятся, наблюдая, как они учатся ползать, ходить и бросать мяч, но когда ребенок достигает дошкольного возраста, он задается вопросом, что будет дальше.

Одна из вещей, которую мама с нетерпением ждет больше всего, — это увидеть, какое художественное творение ее ребенок собирается сделать в следующий раз. Она знает, что это может быть небольшое производство, но она знает, что ее ребенок вот-вот начнет заниматься творчеством и использовать эту часть своего мозга, поэтому всегда интересно посмотреть, что будет дальше.

Тем не менее, мама все равно хочет убедиться, что ее ребенок развивается правильно и идет по пути своего развития. Это означает, что они могут держать карандаш, рисовать и выражать свои мысли в соответствии с возрастом.

СВЯЗАННЫЙ: Как помочь вашим подросткам расцвести навыки рисования

Проблема может заключаться в том, что мама не знает, что должен знать трехлетний ребенок на данном этапе. Должны ли они знать, как держать карандаш? Как нарисовать собаку? Или мама просто слишком многого ждет от своего ребенка? Мы собираемся пройти этапы рисования трехлетнего ребенка, чтобы мама точно знала, что искать.

Мелкая моторика

Фото автора Pixabay: Pexels

Для любого человека очевидно, что для того, чтобы рисовать, ребенок должен иметь некоторый контроль над своей мелкой моторикой. Мелкая моторика позволяет им манипулировать пальцами, например, карандашами, мелками и кистью. По данным МГУ, дети к трем годам развивают мелкую моторику и могут самостоятельно двигать пальцами . Они могут использовать их в более сложных задачах, таких как письмо, использование ножниц и рисование. Ваш ребенок вполне может держать карандаш, но он все еще работает над совершенствованием этого навыка.

Когда ваш трехлетний ребенок держит карандаш, вы заметите, что он держит его очень близко к кончику, чтобы лучше контролировать то, что он рисует. Они будут держать его между первыми двумя пальцами и большим пальцем. Если они все еще держат его как кинжал, возможно, вам придется поработать с ними, чтобы исправить их положение. Они также будут использовать свою предпочтительную руку, и именно тогда мама может заметить, правша они или левши в первый раз.

Темы их рисунков

Через Pexels

Когда наши дети были совсем малышами, их рисунки были не более чем каракулями, и это очень соответствовало их возрасту. Однако сейчас это изменилось. Согласно Scholastic, в три года ваш ребенок способен к «репрезентативному мышлению». Это означает, что они могут смотреть на два объекта и манипулировать ими, чтобы они были чем-то другим. Они также могут создавать «с намерением», что означает, что они будут думать о цветке и пытаться нарисовать цветок. Даже если на самом деле это не похоже на цветок, это то, что они хотели нарисовать.

Stick People

Через Pixabay

Мама знает, что один из классических рисунков для любого ребенка — человечек из палочек. У них первая проба лица, а потом и семейные портреты. По словам ОТ Холли, ваш 3-летний ребенок еще не совсем готов. Они не умеют рисовать людей-палочек, и если вы их попросите, они, скорее всего, представят вам пересекающиеся круги .

Дети в этом возрасте знают, что такое человек, и они понимают, что вы хотите, чтобы они нарисовали, но они, возможно, еще не умеют излагать это на бумаге.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *