Содержание
Как справиться с запорами у ребенка?
15.08.17
Руководство для родителей по проблеме, которая очень часто встречается у детей с аутизмом
Источник: Autism Speaks
К симптомам хронического запора у ребенка относятся:
— Очень твердый и плотный стул.
— Боли и затруднения при опорожнении кишечника.
— Ребенок опорожняет кишечник три раза в неделю или реже.
Поговорите с врачом ребенка, чтобы установить, страдает ли ребенок от запора.
Что вызывает запор у детей с аутизмом?
1. Удержание стула
Некоторые дети стараются удержать стул и игнорируют позывы к опорожнению кишечника. Это может произойти по разным причинам, например:
— Страх перед туалетом.
— Нежелание пользоваться туалетом вне дома.
— Нежелание прерывать игру.
— Страх перед болью во время опорожнения кишечника.
2. Приучение к туалету
Дети могут сопротивляться и удерживать стул, когда их пытаются приучить к туалету. Это может стать привычкой, от которой трудно избавиться в дальнейшем.
3. Проблемы питания
— Нехватка клетчатки, которая содержится во фруктах, овощах и цельных злаках.
— Молочные продукты, если у ребенка есть аллергия на коровье молоко, или он употребляет слишком много молочных продуктов.
— Недостаточное потребление воды и других напитков, особенно во время болезни.
— Изменения в аппетите или режиме питания из-за болезни ребенка.
4. Стресс и изменения в привычном распорядке дня.
Путешествия, погодные изменения, а также стресс могут повлиять на работу кишечника.
5. Лекарственные препараты
Некоторые препараты, такие как антациды, антидепрессанты и некоторые препараты для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут вызывать слишком твердый стул.
6. Сопутствующие медицинские проблемы.
Запоры часто возникают у детей, у которых есть двигательные проблемы, в том числе пониженный мышечный тонус и детский церебральный паралич. Также запоры возможны в случае повышенной чувствительности к глютену или казеину.
Острый запор и энкопрез
Острый запор
Данная проблема может возникнуть у некоторых (но не у всех) детей, страдающих от хронического запора. Острый запор может быть вызван слишком большими скоплениями твердого стула в толстой кишке. В результате, ребенок не может опорожнить кишечник в течение нескольких дней. Острый запор диагностируется врачом при пальпации живота или с помощью ренгена. Острый запор часто сопровождается потерей аппетита и вялостью. После опорожнения кишечника ребенок чувствует себя лучше, и симптомы уменьшаются.
Энкопрез
Эта проблема встречается у некоторых (но не у всех) детей с запорами. Энкопрез означает, что во время запора у ребенка протекает жидкий стул. Это распространенная проблема.
Энкопрез может развиться, если ребенок удерживает стул так долго, что ему становится сложно опорожнить кишечник. Стул становится крупнее и суше. Из-за удержания крупного стула мышцы кишечника устают и расслабляются. После расслабления мышц жидкий стул может просачиваться на нижнее белье.
Ребенок не чувствует, что это происходит, и не может контролировать жидкий стул. Обычно это происходит несколько раз в день, из-за чего нижнее белье становится грязным. Иногда энкопрез путают с диареей, однако на самом деле диареи у ребенка нет, так как основная масса стула в кишечнике остается твердой.
Многие дети, страдающие энкопрезом, испытывают потерю аппетита и снижение интереса к повседневным занятиям. После опорожнения кишечника ребенок чувствует себя лучше, и эти симптомы уменьшаются.
Лечение запоров
Можно выделить три основных подхода к лечению запоров.
Поговорите с врачом ребенка о том, какой тип лечения лучше подойдет в вашем случае:
1. Изменения в питании
— Увеличение уровня клетчатки в рационе облегчит опорожнение кишечника.
— Увеличение потребления жидкости, особенно воды и сока, помогает смягчить стул и уменьшает вероятность запора.
2. Поведенческие изменения
— Регулярные физические упражнения. Физическая активность улучшает работу мышц живота, что облегчает опорожнение кишечника. Регулярные упражнения, в том числе прогулки, прыжки через скакалку, игры с мячом, езда на велосипеде и плавание, могут помочь при запорах.
— Обучение опорожнению кишечника в туалете. Важно, чтобы ребенок умел пользоваться туалетом при первых же позывах. Лучший способ научить его этому – запланированное и продолжительное «сидение в туалете», когда ребенка поощряют за то, что он просто сидит на унитазе продолжительное время.
3. Лекарственные препараты
Для регулярного опорожнения кишечника детям часто нужны препараты. Это могут быть:
— Препараты для ежедневного приема.
— Препараты для однократного приема, которые «прочищают» кишечник при сильных затруднениях с опорожнением.
Увеличение клетчатки в рационе ребенка
Питание с высоким уровнем клетчатки способствует регулярному опорожнению кишечника и предотвращает запоры. Клетчатка — это вещество, которое организм не может переварить. Есть два типа клетчатки — растворимая и нерастворимая. Растворимая клетчатка способствует попаданию воды в кишечник. Нерастворимая клетчатка способствует прохождению стула через кишечник. Для предотвращения запоров необходимы оба типа клетчатки.
Клетчатка — это важная часть здорового питания. Много клетчатки содержат такие продукты как фрукты, овощи, цельные зерна, бобовые, орехи и семена. Они также содержат много белка, витаминов и минералов. Рацион с высоким содержанием подобных продуктов — это наилучший способ получить достаточно клетчатки.
Где найти клетчатку
При покупке продуктов вы можете проверить информацию о питательной ценности продукта, в том числе, уровне клетчатке. Хороший выбор — продукты, в которых содержится как минимум 2 грамма клетчатки на одну порцию.
Во время покупок обратите внимание, содержат ли продукты цельные зерна, цельнозерновую муку и овсяные хлопья. Возможно есть варианты любимых продуктов вашего ребенка с цельным зерном, то есть, более высоким содержанием клетчатки. Например, вам могут подойти сырные крэкеры с цельным зерном, хлеб из цельнозерновой пшеничной муки, хлопья с повышенным содержанием клетчатки.
Рекомендуемые нормы потребления клетчатки
— Возраст от 1 до 3 лет: 19 грамм в день (для мальчиков и девочек).
— Возраст от 4 до 8 лет: 25 грамм в день (для мальчиков и девочек).
— Возраст от 9 до 13 лет: 31 грамм в день для мальчиков и 26 грамм в день для девочек.
Примеры продуктов с высоким содержанием клетчатки
— Белая фасоль: 9,5 грамма на 1/2 стакана.
— Овсяные хлопья: 8,8 грамма на 1/2 стакана.
— Красная фасоль: 8,2 грамма на 1/2 стакана.
— Бобы: 7,5 грамма на 1/2 стакана.
— Груша (с кожицей): 4,3 грамма на маленькую грушу.
— Малина: 4,0 грамма на 1/2 стакана.
— Запеченная картошка (с кожицей): 3,8 грамма на одну штуку.
— Миндаль: 3,3 грамма на 30 грамм.
— Яблоко (с кожицей): 3,3 грамма на одну штуку.
— Банан: 3,1 грамма на одну штуку среднего размера.
— Апельсин: 3,1 грамма на одну штуку среднего размера.
— Арахисовое масло: 3,0 грамма на 2 столовых ложки.
— Брокколи: 2,8 грамма на 1/2 стакана.
— Зеленый горошек: 2,5 грамма на 1/2 стакана.
— Авокадо: 2,3 грамма на 1/2 стакана.
— Кукуруза: 1,6 грамма на 1/2 стакана.
— Клубника: 1,5 грамма на 1/2 стакана.
— Дикий рис: 1,5 грамма на 1/2 стакана.
— Изюм: 1,4 грамма на 1/2 стакана.
— Попкорн: 1,2 грамма на 1 стакан.
Увеличение клетчатки и жидкости в рационе ребенка
Желательно предлагать детям продукты, богатые клетчаткой, с самого раннего возраста, чтобы их употребление вошло у них в привычку на всю жизнь.
Если ваш ребенок страдает от запора в данный момент, важно увеличивать уровень клетчатки очень постепенно — в течение 2-3 недель. Слишком резкое увеличение уровня клетчатки в питании может привести к ухудшению запора или вызвать повышенное газообразование, боли в животе и диарею.
Увеличение уровня клетчатки будет эффективно, только если ребенок также начнет пить больше жидкости. Убедитесь, что ребенок не просто начал есть больше клетчатки, но так же начал пить больше воды и сока.
Как увеличить уровень клетчатки без сопротивления ребенка
Дети с аутизмом часто сопротивляются переменам, особенно переменам в питании. Родителям нужно быть терпеливыми и пробовать разные подходы, например:
— Перейти на крэкеры и макароны из цельного зерна.
— Попробовать цельнозерновой хлеб и пиццу. Многие виды цельнозернового хлеба не отличаются по виду от обычного белого хлеба.
— Предлагать ребенку мюсли из цельного зерна или попкорн в качестве перекуса.
— Предлагать ребенку сушеные фрукты в качестве сладкого лакомства (чернослив, курагу, изюм).
— Попробовать делать коктейли из замороженных фруктов или ягод на основе сока или молока.
— Предложить ребенку палочки из морковки, болгарского перца или сельдерея, которые можно обмакивать в ореховую пасту, хумус или салатную заправку.
— Добавлять в любимые блюда ребенка измельченные овощи или овощное пюре, например, их можно добавить в макароны или пиццу.
— Делать смешные рожицы или фигурки из ломтиков фруктов и овощей.
— Предложить ребенку обмакивать ломтики фруктов в ореховую пасту или его любимый вид йогурта.
— Печь печенье, кексы или пирожки из цельнозерновой муки.
Увеличение объема потребляемой жидкости
Для сохранения здоровья организма необходимо достаточное количество воды. Она содержится как в продуктах, так и в напитках. При увеличении количества клетчатки в рационе также необходимо увеличить потребление жидкости.
Сколько жидкости необходимо?
— «Следуйте за жаждой». Объем воды, который нужен ребенку, меняется в зависимости от физической активности и того, что ребенок ест. Поэтому очень важно следить за признаками жажды у ребенка.
— Когда ребенок пьет достаточно воды, его моча становится прозрачной, светло-желтого цвета. Темная моча цвета чая обычно означает, что ребенку нужно больше пить.
Типы жидкости
1. Вода: наилучший источник жидкости.
2. Стопроцентный сок: полезен для здоровья, но его нужно ограничивать.
— 120-180 мл в день для детей младше 6 лет
— 240-360 мл в день для детей старше 6 лет
— В некоторых соках (грушевый, яблочный, сливовый) содержатся сахара, которые действуют как естественное слабительное и могут помочь при запоре.
3. Молоко:
— Важная часть питания ребенка.
— Чрезмерное потребление молока может привести к запору.
— Желательная норма для молока: 480-720 мл в день (2-3 чашки).
4. Спортивные напитки и напитки с электролитами:
— Часто в них добавляют сахар.
— Не лучший выбор для детей.
— Уточните у врача, прежде чем давать такие напитки ребенку.
5. Фруктовые напитки, сладкая газировка:
— Как правило, в них добавляют сахар.
— Не лучший выбор для детей.
— Лучше приберегать их для специальных случаев, например, праздников, не стоит давать их ребенку регулярно.
Жидкости и запор
Очень важно увеличить объем потребления жидкости одновременно с увеличением количества клетчатки. Жидкость помогает смягчить стул и облегчает опорожнение кишечника.
— Некоторые соки (грушевый, яблочный, сливовый) являются естественными слабительными.
— Желательно давать ребенку много пить между приемами пищи, это способствует регулярному опорожнению кишечника.
— Напитки с большим количеством сахара, кофеином или «обогащенные витаминами» могут усилить запор.
Советы для увеличения объема жидкости в рационе
— Предлагайте ребенку попить воды между приемами пищи, на полный желудок ребенок может пить слишком мало.
— Во время легкого перекуса и в качестве лакомства предлагайте ребенку фрукты с большим содержанием воды, например, виноград, апельсины или арбуз.
— Держите бутылку или чашку с водой под рукой, чтобы ребенок всегда мог немного попить. Добавьте немного цитрусового сока в воду, чтобы она стала вкуснее. Или попробуйте добавить в воду немного другого напитка.
— Подавайте пример. Дети чаще пьют воду, когда они видят, что их родители, братья или сестры пьют воду.
Обучение опорожнению кишечника в туалете
При запорах очень важно научить ребенка пользоваться туалетом как только он почувствовал первые позывы. Проще всего обучить это с помощью ежедневного периода времени, когда ребенок долго сидит на унитазе. Когда ребенок привыкнет сидеть на унитазе подолгу, ему будет проще расслабить мышцы, которые удерживают стул. С помощью ежедневного времени для сидения на унитазе ваш ребенок станет реже удерживать стул. Когда ребенок перестает удерживать стул, то кишечник возвращается к нормальному размеру и становится более чувствительным.
Как приучить ребенка каждый день подолгу сидеть на унитазе
1. Будьте терпеливы с собой и с ребенком. Обучение новому навыку, особенно этому навыку, не бывает простым.
2. Начинайте с приучения ребенка к сидению на унитазе, даже если он при этом не испражняется:
— Начинайте с 1-2 минут. Очень медленно увеличивайте время до 10-12 минут.
— Используйте визуальный таймер, чтобы ребенок понимал, сколько ему нужно сидеть.
— Предложите ребенку какое-нибудь тихое занятие, пока он сидит на унитазе. Например, чтение книги, рисование, карманную компьютерную игру, прослушивание музыки или аудиокниги.
— Постарайтесь приберечь любимое занятие ребенка до времени сидения на унитазе и не предлагайте его в другое время.
— Хвалите ребенка даже за небольшой прогресс.
— Никогда не заставляйте ребенка сидеть на унитазе и никогда не удерживайте его на нем силой, если вы не работаете со специалистом по поведению, который поможет вам делать это безопасно.
3. Выберите время, когда ваш ребенок будет пользоваться туалетом.
— Если использование туалета станет постоянной частью ежедневного расписания ребенка, то это поможет выработать нормальный режим опорожнения кишечника.
— Дети с аутизмом часто любят рутину. Если сидение на унитазе станет частью ежедневного расписания, то это снизит риск сопротивления ребенка.
— Попробуйте использовать визуальное расписание из картинок, одним из пунктов которого будет время в туалете.
— Если ребенок чаще всего опорожняет кишечник в какое-то время суток, то постарайтесь запланировать сидение на унитазе на это время.
— Для большинства людей наилучшим временем будет утро, но оно может не подойти ребенку, которого будут торопить по утрам в детский сад или школу.
— Для некоторых детей наилучшее время — после прихода домой из школы или детского сада.
4. Позаботьтесь, чтобы ребенку было комфортно.
— Подберите сидение для унитаза или горшок, который будет наиболее удобным для вашего ребенка.
— Используйте детское сидение для унитаза, если обычное сидение слишком велико для ребенка.
— Используйте подставку для ног, если ноги ребенка не касаются пола.
Как научить опорожнять кишечник в туалете
1. Убедитесь, что ваш ребенок продолжительное время сидит на унитазе 1-2 раза каждый день.
2. Учите ребенка, что «какашки отправляются в унитаз», опорожняя туда грязные подгузники или белье.
3. Постарайтесь, чтобы время для сидения на унитазе было тогда, когда, по вашему мнению, у ребенка наиболее вероятен стул.
4. Перед сидением в туалете постарайтесь стимулировать гастроколический рефлекс. Этот рефлекс наступает после еды или питья и позволяет мышцам кишечника избавиться от стула после еды. Чтобы стимулировать этот рефлекс, постарайтесь, чтобы ребенок поел или перекусил, а также выпил теплый напиток перед тем, как сесть на унитаз.
5. Наблюдайте за возможными признаками в поведении ребенка. Если вы заметите, что он хочет в туалет, то отведите его туда. Признаки могут включать:
— Изменения в мимике.
— Попытки уйти в тихую часть дома.
— Мышечное напряжение.
Положительное подкрепление
— Начинайте с наград для ребенка за то, что он просто сидит на унитазе.
— Когда ребенок начнет опорожнять кишечник на унитазе, начинайте награждать его за это.
— Лучше всего работают небольшие награды, которые ребенок получает сразу же после нужного поведения.
— С течением времени давайте награды реже.
Постарайтесь не использовать еду в качестве награды. Вместо этого можно наградить ребенка с помощью:
— Пения любимой песенки вместе с ребенком.
— Объятий, щекотки, устной похвалы.
— Любимой игры с ребенком.
— Наклеек, которые позволят ребенку отслеживать свои успехи.
— Времени за любимым занятием.
— Жетонов (в виде наклеек, звездочек или других предметов), которые потом можно обменять на очень большие награды, например, на поход в кино или в парк.
У многих детей с аутизмом есть особые интересы. Их можно использовать при планировании наград. Например, если ребенок интересуется машинами, то в качестве награды он может просматривать автожурналы. Если ребенок любит поезда, то в качестве награды он может получать наклейки с поездами.
Положительные награды намного быстрее приводят к нужным изменениям в поведении, чем любые наказания или критика.
Если ребенок испачкался
— Скажите что-то вроде «Я заметила, что ты испачкался» или «Пожалуйста, переоденься».
— Помогите ребенку это сделать по мере необходимости.
— Не ругайте ребенка и не привлекайте к случившемуся внимания.
Если ребенок не хочет сидеть в туалете
— Постарайтесь, чтобы ребенок был как можно ближе к туалету, когда он начинает опорожнять кишечник. Если ребенок делает это в подгузники стоя, то старайтесь, чтобы он делал это стоя в туалете.
— Когда ребенок испражнился в подгузник, то выбросите содержимое подгузника в унитаз на глазах ребенка.
— Приучайте ребенка сидеть на опущенной крышке унитаза в одежде. Дайте ребенку какую-нибудь игрушку, которая может занять его на какое-то время.
— С течением времени переходите к тому, чтобы ребенок сидел на унитазе с поднятой крышкой, но в подгузнике.
— Когда ребенку будет комфортно сидеть на унитазе с поднятой крышкой, вырежьте отверстие в подгузнике и увеличивайте его с течением времени. Постарайтесь, чтобы ребенок сел на унитаз в подгузнике во время опорожнения кишечника.
Помощь специалиста
Очень часто семье трудно изменить то, что происходит дома. Приучение к туалету может стать очень сложной поведенческой проблемой. Некоторые семьи нуждаются в дополнительной поддержке специалиста. Признаки того, что семье нужна дополнительная помощь, включают:
— Ребенок сильно расстраивается, когда его отводят в туалет.
— Ребенок все дольше удерживает стул.
— У ребенка прогрессируют запоры.
— Все, что связано с туалетом, вызывает у ребенка истерики или агрессию.
Специалисты могут включать детского психолога, поведенческого аналитика, педиатра. Иногда сотрудники детского учреждения, которое посещает ребенок, могут помочь в поиске подходящего специалиста.
Препараты для ежедневного приема
— Можно начать их прием сразу же, если у ребенка нет острого запора.
— Принимаются перорально.
— Наиболее эффективны при ежедневном приеме.
Цель приема препарата:
— Мягкий стул и опорожнение кишечника каждый день.
— Весь стул выходит из кишечника.
Дозировка препарата:
— Начальную дозу препарата должен назначить врач. Иногда дозировку нужно варьировать. Поговорите об этом с врачом, он поможет вам изменить дозировку.
Когда необходимо увеличить дозировку препарата:
— Мелкий и твердый стул.
— Ребенок не опорожняет кишечник каждый день.
— Ребенку трудно опорожнять кишечник, либо он испытывает при этом боль.
Когда нужно уменьшить дозировку препарата:
— Жидкий стул.
— У ребенка боли или спазмы в животе.
Продолжительность медикаментозного лечения
— Как правило, курс лечения продолжается не меньше 6 месяцев.
— После 6 месяцев ежедневного опорожнения кишечника врач может решить постепенно снижать дозировку препарата.
— Если прекратить прием препарата до того как кишечник придет в норму, то запор снова начнется.
— Важно убедиться, что у ребенка каждый день бывает мягкий стул.
Как действуют препараты для лечения запора?
Есть три типа слабительных. Они действуют по-разному.
1. Осмотические слабительные. Они переносят воду в стул, чтобы он оставался мягким. Безопасны и часто назначаются детям. Как правило принимаются каждый день. Подходят для длительного приема.
Примеры: полиэтиленгликоль без электролитов, гидроксид магния, цитрат магния, лактулоза, сорбитол.
2. Стимуляторные слабительные. Они способствуют сокращениям мышц кишечника и продвигают стул в кишечнике. Как правило, их назначают для однократного приема.
Примеры: сенна, бисакодил.
3. Смазывающие слабительные. Облегчают прохождение стула по кишечнику с помощью масляной основы.
Примеры: вазелиновое масло, глицериновые суппозитории.
Препараты для лечения острого запора
Острый запор происходит, когда большие массы плотного стула закупоривают кишечник. Если врач считает, что произошла закупорка кишечника, то в качестве первого варианта лечения он может прописать препарат, который «прочистит» кишечник.
Ваш врач определит вместе с вами наилучший тип препарата. Иногда лучше всего подходят препараты, которые принимаются перорально. Иногда лучше подходят препараты, которые вводятся в кишечник. Такая «прочистка» обычно занимает 2-3 дня. Лучше всего ее проводить в выходные или на каникулах. Ребенку нужно будет провести 2-3 дня рядом с туалетом и часто пользоваться им.
Подобные препараты может назначить только врач. Он объяснит вам, как долго и как часто принимать препарат.
Процедура клизмы
В большинстве случаев лечение запора у детей проводится с помощью препаратов, которые принимаются перорально. В некоторых случаях дети нуждаются в препарате, который вводится в прямую кишку. Поговорите с врачом о том, какое лечение лучше всего подойдет вашему ребенку. Не делайте ребенку клизму, не поговорив предварительно с врачом. Ниже приводится информация о проведении клизмы, если в ней есть необходимость.
Как подготовить ребенка к клизме
— Объясните процедуру ребенку понятным ему образом, возможно, прибегая к иллюстрациям.
— Позвольте ребенку осмотреть и потрогать бутылочку для клизмы.
— Прикоснитесь наконечником клизмы к его руке, чтобы он знал, на что это похоже.
— Помогите ребенку заранее попрактиковаться в том, как правильно лежать во время клизмы.
Подготовка к проведению клизмы
— Очень внимательно прочитайте инструкцию к клизме. Ознакомьтесь с изображениями и указаниями в инструкции.
— Убедитесь, что клизма комнатной температуры.
— Подготовьте все необходимое: бутылочку клизмы; полотенце, на которое ляжет ребенок; подушки; музыку, любимую игрушку или другие предметы, которые помогут ребенку сохранять спокойствие; влажные очищающие салфетки.
— Решите, где вы будете проводить клизму. Иногда лучше всего положить ребенка на одеяло или большое полотенце на полу в ванной комнате рядом с унитазом.
— Положите полотенца и/или подушки, чтобы вашему ребенку было комфортно лежать.
— Попросите другого человека расположиться на уровне глаз ребенка во время процедуры — читать ему, петь, разговаривать, играть музыку или иначе отвлекать его и помогать лежать неподвижно.
Как сделать клизму
1. Помойте руки.
2. Снимите защитный колпачок на наконечнике клизмы. На наконечнике должна быть смазка, которая облегчает введение клизмы.
3. Помогите ребенку лечь на левый бок так, чтобы колени прижимались к груди.
4. Пусть ваш помощник говорит с ребенком или поет ему, стараясь успокоить и подбодрить.
5. Держите клизму в одной руке. Другой рукой раздвигайте ягодицы до тех пор, пока не увидите заднепроходное отверстие.
5. Очень осторожно введите конец бутылочки в анальное отверстие. Не засовывайте его с силой.
6. Расположите конец клизмы по направлению к спине ребенка. Содержимое клизмы должно попадать на стенку кишечника, а не на каловые массы.
7. Сжимайте клизму до тех пор, пока почти весь объем не будет введен.
8. Если это возможно, постарайтесь, чтобы ребенок полежал так 15-20 минут. Вы можете придержать его ягодицы, чтобы помешать ему слишком рано вытолкнуть содержимое клизмы.
9. Если ваш ребенок носит подгузники, то наденьте подгузник.
10. Если ребенок пользуется туалетом, то посадите его на унитаз через 15-20 минут. Жидкость должна выйти в унитаз вместе со стулом.
Если на любом этапе ребенок сильно расстроится, начнет плакать, кричать, лягаться, то нормально прекратить процедуру. Поговорите с врачом о других методах лечения запора.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Воспитание детей с аутизмом, Питание и пищеварение, Сопутствующие заболевания
Как наладить стул у ребенка? Советы педиатра | Здоровье ребенка | Здоровье
Наш эксперт – практикующий педиатр, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Уральской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук Ольга Стенникова.
Старше трех
Стул в этом возрасте должен быть один раз в день, ежедневно, если у ребенка он реже, прежде всего обратите внимание на питание. К появлению запоров приводит длительное употребление механически щадящей пищи (пюре, кисели), высококалорийной и «объемной» (мороженое, мучные и хлебобулочные изделия). Кроме этого есть такие продукты, которые сами по себе обладают закрепляющим действием: чай (там много танина, который известен крепящим действием), кофе, какао, шоколад, рис, гранаты, груши, творог…
Медики квалифицируют запор так: частота стула у ребенка ниже возрастной нормы, он сильно тужится, консистенция стула твердая, а для опорожнения прямой кишки нужно прибегать к дополнительным мерам.
Психоэмоциональный стресс, возникший в результате гибели домашнего животного, чрезмерного наказания, сильного испуга, конфликта с воспитателем садика или со сверстниками, тоже может привести к возникновению запора.
Если у малыша есть другие проблемы со здоровьем, например, глистно-паразитарные инвазии, или его лечили антибиотиками, ферментативными препаратами, если родители бесконтрольно использовали какие-то лекарства – это также может сыграть неблагоприятную роль.
Поможем чаду
Частое использование клизм, слабительных негативно влияет на собственный рефлекс опорожнения кишечника, поэтому к таким мерам надо прибегать только в крайних случаях.
Прежде всего надо правильно питаться. Это касается и режима приема пищи, так как привычка «есть по часам» влияет не только на улучшение аппетита, но и на своевременное опорожнение кишечника.
Приучите малыша ежедневно есть фрукты (сливы, яблоки, абрикосы, персики). Найдите аппетитные рецепты овощных салатов, винегрета, вегетарианских супчиков (но только не протертых, так как наличие пищевых волокон играет важную роль в профилактике запоров). Введите в рацион кисломолочные продукты, компоты из сухофруктов. Пусть малыш грызет свежую морковку, ест рассыпчатые каши, а мясо или курицу давайте ему не протертые, а кусочками.
Ребенок должен много двигаться, чтобы моторика кишечника сохраняла свою активность. Как правило, дошколята активны, но есть и вялые дети, поощряйте их делать гимнастику, придумывайте подвижные игры. Не наказывайте детей слишком строго за провинности и будьте всегда в курсе их проблем, даже если вам они кажутся несерьезными – у малыша к ним может быть совсем другое отношение.
Школьные годы
Дети постарше нечасто откровенны с родителями, и иной раз о том, что школьник страдает запорами, родители могут догадаться лишь по долгому сидению в туалете. У детей школьного возраста стул должен быть не реже 1 раза в сутки.
Причины проблем: нерациональное питание, психологические травмы, воспалительные заболевания кишечника. Иной раз запор может развиться из-за того, что ребенок стесняется отпроситься с урока в туалет, особенно если учитель строгий, в таком случае школьник усилием воли подавляет позывы к дефекации. Конфликты с друзьями, смерть близких, переживание за собственную неуспеваемость или неудачи – любая психическая травма может стать причиной запора.
Современные школьники часто излишне долго просиживают за компьютером или телевизором – гиподинамия тоже может вызвать запор.
Слабительные можно принимать как средство неотложной помощи только по рекомендации врача. Относительно безопасными слабительными средствами для детей являются препараты на основе лактулозы – она не всасывается и не переваривается в тонком кишечнике.
Часто запор сопутствует другим болезням: сахарному диабету, язве желудка, муковисцидозу, депрессии… Заболевания прямой кишки (трещины, геморрой) тоже сопровождаются функциональными запорами. Нельзя забывать и про глистные инвазии, хотя эта причина чаще встречается у дошколят.
Культура питания
Нужно всеми силами стараться «заставить» кишечник нормально работать, параллельно прививая ребенку правильную культуру питания. В рационе ежедневно должны быть продукты, обладающие слабящим действием. Помимо традиционных яблок и слив приучайте школьника к морской капусте, кисломолочным продуктам, хлебобулочным изделиям из муки грубого помола, растительным маслам, перловой и кукурузной кашам. Пусть овощи и фрукты будут преимущественно в сыром виде и крупно нарезанные, а то и вообще целые. А продукты, обладающие крепящим действием (чай, кофе, шоколад, рис, изделия из муки тонкого помола), необходимо сократить.
Пусть ребенок больше пьет – воду, компоты, соки и морсы, только не сладкую газировку – она раздражает стенки кишечника.
Следите за тем, чтобы школьник больше двигался: запишите его в секцию, лучше всего туда, где будут укрепляться мышцы брюшной полости. Для этого рекомендуются занятия лыжами, плаванием, катание на коньках, езда на велосипеде. Для девочек подойдут танцы.
Смотрите также:
- Манго плюс молоко — минус пять кило. Как правильно худеть на монодиетах →
- Подростковый гастрит: как оградить ребенка от вредной еды →
- Что наш желудок любит? →
Когда ваш малыш отказывается сидеть на высоком стульчике
Привет, Амала,
Я стала большой поклонницей ваших здравомыслящих «достаточно хороших» советов по воспитанию детей с тех пор, как нашла ваш Еженедельный календарь беременности. Я просмотрел вопросы Smackdown, но не могу найти ни одного, связанного с той фазой, в которой мы, похоже, находимся с нашей 17-месячной дочерью (единственный ребенок). На прошлой неделе она категорически отказывалась сидеть дома на стульчике. Моя мама держит ее, пока мы работаем, и там она тоже немного больше борется, чем обычно (хотя для нее характерно вести себя гораздо лучше для моей мамы, чем для меня… мы здесь любим раздвигать границы!) .
Вчера вечером, во время ужина, моему мужу удалось посадить ее на детский стульчик, несмотря на то, что она застыла, как доска, и кричала во всю глотку. Она продолжала кричать в течение следующих 10 минут или около того, пока я просто не мог больше терпеть (мое горло начало болеть от ее прослушивания). Пока она была пристегнута, мы попытались, как обычно, заняться ужином, но она, похоже, не поняла намека. Она перестала кричать и прекрасно поужинала, когда я снял ее со стульчика и посадил к себе на колени.
Наш стульчик для кормления дает нам возможность убрать поднос и подтолкнуть ее к столу, что мы и пытались сделать прошлой ночью, думая, что, возможно, она просто хотела сидеть «за столом», как мы, вместо того, чтобы есть с нее. лоток. Похоже, это не так. До сих пор она всегда хорошо ела и легко перешла от пюре к закускам, предпочитая контроль над ними. Недавно мы начали класть вилку и/или ложку для малышей на поднос ее стульчика вместе с едой, чтобы дать ей возможность использовать посуду, но до сих пор не придавали особого значения их использованию. Это буквально ЕДИНСТВЕННОЕ, что мы изменили в ее недавнем гастрономическом опыте. Мы очень стараемся, чтобы все сели вместе и ели одну и ту же еду, но когда становится очевидно, что она не может ждать, мы позволяем ей поесть раньше нас, пока наш ужин доваривается. Она резала зуб, но в прошлом на нее так не действовали.
Я надеюсь, что это всего лишь короткий этап, который закончится к тому времени, когда вы ответите на этот вопрос, но я хотел бы услышать ваше мнение. Я полностью выбираю свои битвы, но заставить ее продолжать развивать независимость кажется довольно важным, поэтому я ненавижу продолжать уступать ее требованиям сидеть у меня на коленях во время еды. Какие-нибудь советы о том, что мы можем сделать, чтобы разрешить/избежать этого хаоса и вернуться к нашим обычным, не кричащим ужинам?
Заранее спасибо!
Итак, две вещи, которые вам ОБЯЗАТЕЛЬНО не нужны за обеденным столом: малышка, кричащая во все горло на высоком стульчике, или малышка, едящая у вас на коленях.
Многие малыши в какой-то момент отказываются от стульчика для кормления — он ограничивает их вновь обретенную независимость, заставляет их чувствовать себя отличными/отчужденными от родителей или братьев и сестер, или они правильно определили его как «детскую» вещь, а Я НЕ РЕБЕНОК. Я ПРОСТО КРИЧУ МОЮ ДУРАКУЮ ГОЛОВУ, КАК ОДИН.
Это определенно не битва. Но уступка должна быть альтернативой другие , чем ваши колени.
Для некоторых младенцев/малышей достаточно убрать поднос или опустить сиденье, чтобы они могли есть со стола, «как мама или папа». Но, как вы узнали, иногда этого трюка недостаточно. Но есть и другие варианты:
1) Обеденный бустер, прикрепленный к обычному стулу. У нас была модель с ремешком и лотком, но вы, возможно, захотите рассмотреть более простую модель без ремешка, подобную этой или даже этой. Если ее пристегнуть ремнями, ее ненависть к тому, чтобы быть «запертой» на стульчике для кормления, может унаследоваться, и пока она сидит рядом с вами или вашим мужем, она будет в полной безопасности, сидя на обычном стульчике.
2) Если она сопротивляется тому, чтобы сидеть на чем-либо, кроме «обычного» стула для взрослых, вы можете попробовать бустер Kaboost под стулом. У нас был один из них, и он отлично работал для нашего малыша, который ОТКАЗАЛСЯ сидеть где угодно, кроме как на обычном стуле без бустера, хотя его подбородок едва касался стола.
3) В качестве альтернативы, если вы не хотите покупать дополнительное снаряжение, вы можете подбодрить ее в олдскульном стиле с помощью телефонной книги (ПОЧЕМУ ОНИ ДО сих пор ЭТО ДЕЛАЮТ?) или толстой прочной подушки. Что-нибудь, чтобы она могла удобно есть со стола, сидя на стуле, который не содержит ВАШИХ коленей/задницы.
4) Для несемейных приемов пищи, которые она обычно ест в одиночестве, отличным вариантом будет отдельный набор столов и стульев для малышей/детей. У нас был такой на кухне много-много лет на завтрак, обед или перекус, когда мне не хотелось пачкать наш красивый обеденный стол (и стулья с мягкой обивкой, мы были НАСТОЛЬКО ГЛУПЫ, когда-либо покупали обеденные стулья с мягкой обивкой). Они также отлично подходят для раскрашивания / пластилина или игрового перекуса. И вы, вероятно, можете найти его на Freecycle или Craigslist.
Так что да. Пора отказаться от стульчика для кормления — все в порядке, он хорошо побегал. Я собираюсь возложить вину на старую добрую классическую независимость малышей, а не на прорезывание зубов или добавление посуды. Она просто не хочет сидеть взаперти во время еды.
Да, она сможет встать и выйти из-за стола. Это тоже нормально, хотя и немного пугающе в теории. Она достаточно взрослая, чтобы начать знакомить с другими основами Метода Саттера, а именно: ужин заканчивается, как только вы встаете из-за стола. Как только вы выходите из-за стола, чтобы поиграть или побродить, ваша еда исчезает. Так что, если вы голодны, оставайтесь на своем месте. Это еще одна битва за обедом, но она более достойная, чем попытка запихнуть застывшего, как доска, кричащего ребенка в стульчик для кормления, из которого она, вероятно, в любом случае близка к перерастанию. Прежде всего: сделайте прием пищи приятным! Убери демоническое устройство для пыток со стульчика! Добро пожаловать за большой детский стол, малыш!
_________________________________________________________________________
Если у вас есть вопрос, на который вы хотели бы получить ответ в Advice Smackdown, задайте его на amyadvice[at]gmail[dot]com.
Лучшая посадка для детей во время еды
* Этот пост содержит партнерские ссылки для вашего удобства.
Мне немного неловко, что я пишу этот пост после трех лет регулярного обмена информацией о детях и еде. То, как и где сидит ваш ребенок, может иметь ОГРОМНОЕ влияние на успех еды! Удивлен? Не верите мне? Я знаю, что это звучит как второстепенный фактор, который следует учитывать при кормлении вашего ребенка (или младенца), но если ваш ребенок находится в неправильном положении, у него могут возникнуть трудности с глотанием, и, следовательно, с большей вероятностью он подавится.
Кроме того, без надлежащей поддержки туловища прием пищи может оказаться настолько утомительным, что они просто пропустят его или, по крайней мере, закончат прием пищи раньше, чем могли бы. Еще одна проблема заключается в том, что из-за неправильной посадки дети часто очень шатаются на своих стульях (то есть часто меняют положение, падают со стула и опираются на стол или другие стулья). Такое поведение мешает ребенку сосредоточиться на еде и совершенно раздражает взрослых. Я часто слышу, как родители перенаправляют своих детей: «Сиди прямо» или «Не опирайся на стол». Но если они сидят в кресле для взрослых, и у них ничего нет под ногами, это действительно несправедливые просьбы.
Я кратко упомянул эту тему в Распространенные ошибки родителей, потому что дети часто очень хорошо умеют манипулировать своим путем в «большие места для мальчиков и девочек», и это кажется безвредным. В конце концов, это кажется немного проще, потому что вам больше не нужно привязывать ребенка к детскому сиденью или стульчику для кормления. Может быть, очистка бустера — это боль, или его получение — это дополнительные расходы? Какой бы ни была причина, я вижу, как много родителей позволяют своим детям есть на стульях для взрослых. Я надеюсь, что смогу дать вам несколько простых решений и мотивацию для внесения изменений, чтобы время приема пищи было легче для вашего ребенка и меньше раздражало вас. Кроме того, сидение с поддержкой позволяет более эффективно практиковать различные навыки мелкой моторики (например, вырезание, письмо, раскрашивание и т. д.) и выполнение домашних заданий.
Итак, вот он, секрет правильной посадки: дети должны сидеть так, чтобы их бедра, колени и лодыжки были согнуты под углом 90 градусов. Если вы не можете представить, как это выглядит, представьте, что каждый из этих суставов имеет угол, подобный углу идеального квадрата. Возможно, вам придется опуститься и посмотреть на ребенка сбоку, чтобы действительно определить, находитесь ли вы под углом 90 градусов. Смотрите фотографии ниже, где я иллюстрирую это в различных ситуациях.
Посмотрите, как сильно согнуты бедра, колени и лодыжки 9углы 0 градусов.
Детские столы часто являются хорошим решением для правильного расположения, но важно, чтобы ваши дети ели вместе с вами за столом. Конечно, вы всегда можете пододвинуть стул к их столу.
Не забывайте о детях! Многие стульчики для кормления не имеют подставки для ног, из-за чего ножки ребенка свисают.
Как сделать так, чтобы это работало у вас дома
Самый простой, но не обязательно самый дешевый — это приобрести регулируемый стульчик для кормления, которым могут пользоваться ваш ребенок, малыш и ребенок. Эти стулья допускают множество различных положений, чтобы держать вашего ребенка в 9 лет.0/90/90. У меня есть Tripp Trapp (см. фото выше с ребенком), и мне это нравится!!! Я серьезно хотел бы получить эту вещь раньше. Это инвестиции, но они стоят каждой копейки. Я не могу передать вам, сколько моих друзей приходят и сразу же спрашивают меня об этом кресле или кормят в нем своих детей или малышей И им нравится, насколько лучше они едят. Это все потому, что они в правильном положении. Есть еще несколько стульев, похожих на Tripp Trapp, например этот стул и этот. Все они эффективны, потому что у них есть регулируемые пластины, которые позволяют вам перемещать их по мере роста вашего ребенка.
ОБНОВЛЕНИЕ: Моему младшему сейчас два года, и мы все еще любим Tripp Trapp! Хотя он больше не сидит за ним, он сидит в этом пристегнутом кресле-бустере. Мой 5-летний ребенок, который очень шевелился во время еды, теперь сидит в нем (он выдерживает до 300 фунтов) без всех ремней безопасности для младенцев, потому что все они снимаются. Эта вещь длится и имеет много долговечности.
Возможно, вас больше заинтересуют детские сиденья-бустеры, которые являются отличным решением и крайне необходимы большинству детей младше 9 лет.-10 лет. В наличии тонны. Для детей помладше я использую этот с ремешком (это тот же самый, который сейчас использует мой двухлетний ребенок, и двое моих других тоже некоторое время сидели в нем). Мне нравится, что эту версию легко переносить, она красиво складывается. Его часто брали с собой на вечеринки и обеды.
Моему старшему, которому сейчас 7 лет, не нужен ремешок. Он использует этот бустер, и мне он нравится, потому что его ОЧЕНЬ легко чистить, что на данном этапе моей жизни занимает первое место в моем списке приоритетов. Кроме того, его легко перемещать, он не большой и неуклюжий. Конечно, вы захотите убедиться, что их ноги находятся в правильном положении. Для этого вам нужно будет поэкспериментировать с размещением телефонных книг, табуретов, детских стульев и т. д. под их ногами, если они не твердо стоят на земле.
Дети, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нуждаются в поддержке
Я могу почти гарантировать, что если у вашего ребенка низкий тонус туловища, то сидение с поддержкой имеет решающее значение для улучшения его тонуса и улучшения питания. В противном случае реализация других стратегий по улучшению питания, скорее всего, не будет столь полезной. Кроме того, эти дети будут использовать другие стратегии, которые могут быть вредными во время еды, чтобы оказать им необходимую поддержку, например, сидение «W». У моего старшего ребенка низкий тонус туловища, и он обхватывает ноги снаружи стула в форме буквы «W», что может привести к проблемам с бедрами. Ниже приведены некоторые группы детей, которые обычно демонстрируют низкий тон. Важно отметить, что у МНОГИХ детей (как у моего Сэма) низкий тонус и нет диагноза.
- Аутизм
- Синдром Дауна
- Церебральный паралич
- Дети, родившиеся недоношенными (в некоторых случаях)
- Дети с хроническими запорами (в некоторых случаях)
Это Сэм пытается удержаться в кресле, когда его ноги не стабилизированы.
Он также часто откидывается назад с опорой для ног или без нее. Однако ему нужно гораздо меньше сигналов, когда его ноги находятся в правильном положении. Несправедливо просить вашего ребенка сидеть прямо без правильного положения.
Когда можно подсказывать
Если ваш ребенок сидит в позе 90/90/90, описанной выше, совершенно нормально и уместно давать ребенку подсказки сесть прямо. Дети с низким тонусом часто пытаются сутулиться или опереться на стол даже при правильной поддержке. Если вы чувствуете, что придираетесь к ребенку (как я часто делаю) во время еды, чтобы он сидел прямо, вы можете предложить ему под спину подушку для некоторой поддержки. Тем не менее, я бы посоветовал вам увеличить количество времени, в течение которого они могут сидеть без этой дополнительной поддержки. Например, постарайтесь выделить пять минут в течение одной недели или 4-5 дней перед тем, как дать подушку, затем 10 минут на следующей неделе и так далее.
В «Вдохновленном домике на дереве» есть множество игр и упражнений с низким тонусом, которые помогут вашему малышу поработать, если он борется с низким тонусом в багажнике. Я настоятельно рекомендую сделать их частью вашей повседневной жизни, если вам трудно сидеть прямо.