Развитие ребенка 4-5 лет – Tarkvanem ‹ Отношения с ребенком — Tarkvanem

Главная страница / Отношения с ребенком / Этапы и задачи развития ребенка / Развитие ребенка 4-5 лет

Боковая навигация

В этом возрасте дети активно действуют. Она начинают задавать вопросы и стараются лучше понять этот мир. Они играют в вымышленные игры, чтобы поэкспериментировать с различными ролями. Им нравится быть вовлеченными в различные действия, и некоторые дети в этом возрасте уже умеют хорошо общаться. Чтобы испытать свою власть, они могут начать сопротивляться правилам, установленным родителями.

В этом возрасте ребенок учится:

  • планировать и воплощать в жизнь различную деятельность;
  • по-прежнему открывать для себя то, как функционирует окружающий мир;
  • пользоваться властью;
  • понимать связь между поступками и последствиями;
  • подходящим моделям поведения.

Родитель может поддержать развитие ребенка, если:

  • устанавливает границы:
    • последователен и воплощает естественные последствия поведения ребенка, чтобы тот научился нести ответственность за свои поступки;
    • разрешает ребенку (насколько это позволяют знания и умения ребенка) принимать решения по поводу вещей, касающихся его жизненного уклада, чтобы ребенок чувствовал контроль над своей жизнью.
  • поддерживает эмоциональное и когнитивное развитие ребенка:
    • учит ребенка названиям и типам чувств, а также их выражению;
    • вдохновляет ребенка играть в игры, основанные на воображении, в то же время помогая понять разницу между фантазией и реальностью;
    • вдохновляет ребенка, чтобы он занимался тем, что его интересует;
    • дает ребенку знания о мире и объясняет, если ребенок понял что-то не так;
    • отвечает на большое количество вопросов ребенка;
    • предоставляет ребенку свободу открывать и экспериментировать, если это безопасно.
  • поддерживает социальное развитие ребенка:
    • поддерживает отношения ребенка со сверстниками.

Уже в возрасте 2-3 лет ребенок может научиться раскладывать свои вещи по местам, если у него для этого есть пример для подражания в лице взрослого. Ребенок постарше уже способен убирать свою одежду (например, варежки в корзину, куртку на вешалку), относить посуду после еды в оговоренное место, прибираться в своей комнате с помощью родителей. Ребенка необходимо приобщать к домашней работе (протирать пыль, готовить простые блюда, развешивать белье на сушилке и т.п.), также нужно обучать ребенка правилам гигиены и учить поддерживать порядок и чистоту. Основным посылом может быть следующее утверждение: это наш общий дом, в нем каждому должно быть приятно находиться, и каждый может внести посильный вклад в общий комфорт. 4-5-летний ребенок может сосредоточиться на выполнении одного действия в течение примерно 10 минут. Разумно давать ребенку по одному заданию за раз, быть последовательным, позитивным и подавать хороший пример.

В этом возрасте в мышлении ребенка еще много мистического, что непривычно для взрослого человека. Картина мира ребенка и понимание им жизни далеки от реальности. Необходимо слушать, чтобы понимать, что стоит за фантазиями. Это может быть как желание повеселиться (это же так чудесно, выдумывать), мечтательность (я могу выдумать то, чего у меня нет и спрятаться от неприятного), так и недостаток понимания течения времени (непонятно, что было вчера, позавчера, в прошлом году и т. д.) Довольно часто дети оставляют невысказанным связанные с предыдущим негативным опытом события, а вдруг отругают, накажут, родители расстроятся или разозлятся. Бывает и так, что дети выдумывают события, чтобы порадовать родителей.

Что бы ни делал ребенок, всегда важно в первую очередь слушать, чтобы понять образ мысли ребенка. И даже если поведение не кажется родителю хорошим, все равно, в первую очередь нужно понять ребенка, и только затем объяснять и вместе искать решение. Такой стиль поведения помогает создать и поддерживать доверительные отношения, которые в свою очередь дают ребенку смелость говорить обо всем, что волнует.

Вместо споров можно попробовать обратиться к диалогу: в диалоге слушают и проговаривают. Если в определенный момент родитель не считает диалог необходимым, стоит закончить беседу, не доводя ее до спора: закрепить свой ответ и свою позицию. Вы, как родитель, придерживаетесь своей точки зрения и не позволяете втянуть себя в спор. Если после этого ребенок показывает свою злость и разочарование, необходимо принять чувства ребенка и сохранять спокойствие. Конструктивному диалогу между родителем и ребенком способствует его (ребенка) предыдущий позитивный опыт, заключающийся в том, что и его предложения выслушивают, а решения иногда акцептируют в качестве приемлемых. Если ребенок чувствует, что с ним совсем не считаются, по большей части он будет спорить всегда, в том числе, если у него есть опыт получения желаемого по завершению спора. У ребенка должно быть соответствующее возрасту право принятия решения, а родитель, в свою очередь, определяет, за что может отвечать ребенок, а какая ответственность должна полностью лежать на плечах взрослого.

Ответы на часто задаваемые вопросы (ЧаВо): семейный терапевт Меелике Саарна

Развивающие занятия с ребенком 2-3 лет

Содержание

Ребёнок в 2 года: какой он
Основы развития
Логико-математическое мышление
Устная речь
Внимание
Общая и мелкая моторика
Интеллектуальные способности
Знакомство с окружающим миром

Когда малышу исполняется два года, он начинает активнее изучать окружающий мир, поэтому родители задаются вопросом: как развивать ребёнка в 2 года правильно? Различные задания для детей этого возраста развивают множество детских способностей, в том числе речь, социальные, тактильные, творческие навыки и др.

Ребёнок в 2 года: какой он

Дети от 2 до 3 лет очень активны. Им не усидеть на месте, непременно нужно всё попробовать и везде побывать, ведь они жаждут узнать, как устроен мир вокруг них. Но, несмотря на это, дети в этом возрасте более внимательны, чем в один или полтора года.

Двухлетки впитывают, как губка, невероятное обилие новой информации, и это благодатная почва для раннего развития. При этом вовсе не нужно покупать дорогие игрушки. Достаточно внимательно наблюдать за интересами своего малыша, стараться отвечать на его вопросы, объяснять всё, что он видит вокруг. Но не перестарайтесь: перенасыщение новыми знаниями может привести к отказу ее воспринимать.

2-3-летний возраст считается переходным, от модели поведения раннего возраста к проявлению своего «Я». Очень эмоциональный, малыш еще с трудом задерживает внимание на одном, но, если ему интересно, он может увлеченно заниматься в течение 15-20 минут. Используйте это время с пользой!

Основы развития

Для двухлетки ключевым видом его деятельности служит игра. Через игровые занятия происходит умственное, психическое и социальное развитие. С другой стороны, игра не может быть бесцельной. Чтобы каждая минута приносила ребенку пользу, необходимо, чтобы занятия были направлены на развитие:

— логического мышления;
— устной речи;
— внимания;
— мелкой моторики;
— интеллекта;
— окружающего мира.

Логико-математическое мышление

Осваиваем пространство и время. Спрячьте какую-нибудь игрушку и предложите малышу найти, помогая подсказками («Давай посмотрим в шкаф/под стол/покрывало…»).

Различаем время суток. Можно говорить на эту тему в течение дня, например, за завтраком расскажите малышу, какое сейчас время суток, а перед сном – спросите, чем он был занят утром, днем и вечером.

Учимся считать. Начинать изучение математики лучше не с абстрактных чисел, а с понятных малышу вещей. Считайте всё вокруг: ступеньки, шаги, пальчики, игрушки). Научите ребенка показывать на пальцах свой возраст.

Складываем пазлы. Это сложное задание, поэтому без помощи взрослого не обойтись. Выбирайте картинки из 2-6 элементов. Из двух путей «сложный пазл – помощь мамы» и «легкий пазл, но самостоятельно» – предпочтите второй.

Учимся сравнивать. Изучая понятия «много-мало», разложите две кучки пуговиц – ребенок должен определить, где больше, а где меньше.

Устная речь

Чтение. Возьмите книжку по возрасту, с крупным шрифтом и картинками. Во время прочтения обсудите с ребенком сюжет рассказа. Задавайте вопросы, хвалите за правильные ответы, делайте подсказки, если малышу трудно.

Кукольный театр. Для него подойдут не только специальные куклы, но и привычные малышу игрушки. Первый спектакль ставит взрослый, показывая пример, затем подключаем ребенка. Доверьте ему главную роль или задачи режиссера.

Игра «Закончи предложение». Начните говорить фразу, а малыш ее закончит. Можно иллюстрировать ситуации из жизни: «Здесь стоит красный…», «Эта девочка одета в…».

Расширяем словарный запас. Двухлетка понимает больше слов, чем способен произнести. Проговаривайте с ним все события дня, даже «что ел», «с кем играл». Это занятие улучшает произношение, учит малыша делиться с родными своими мыслями.

Внимание

Найди вещь. Подойдет любое место: на природе, на улице, в очереди в поликлинике, дома. Попросите ребенка показать на дороге белую машину, найти персонажа на картинке. Главное – заинтересовать!

Найди общий признак. Разложите предметы по общему признаку, например, с одинаковым узором, цветом, формой. Важно, чтобы объекты были разноплановыми: варежка, блюдце, картинка в книге.

Строим по чертежу. Для этого есть масса игр с чертежами. Купите набор по возрасту (из 2-6 частей) и дайте малышу сложить башню или домик самостоятельно.

Общая и мелкая моторика

Лепка. Выбирайте качественный пластилин разных цветов, которые также можно успешно запоминать в игре.

Аппликация. Это дело не только укрепит пальчики, но и углубит творческое мышление.

Одевание и раздевание. Позвольте малышу самостоятельно нарядить игрушку или собраться на прогулку.

Игры с водой. Удобнее всего играть пластиковой детской посудкой. Разрешите ребенку повозиться в воде, используя игрушечные чайник и чашки.

Мытье рук. Научите малыша мыть руки без помощи взрослого, после прогулки и перед едой. Заодно он освоит навыки гигиены.

Игра «Рыболов». Нужны шарики или мелкие игрушки. Бросьте их в воду (удобнее всего во время купания) и предложите малышу выловить их ложкой.

Интеллектуальные способности

Музыка. Приучите малыша и себя к классическим произведениям, используя их как фон во время чтения сказок и творческих занятий. Хвалите за желание танцевать.

Рисование. Двухлетка рисует уже довольно осознанно, пытаясь нарисовать себя, семью, используя круги, линии, квадраты. Он учится закрашивать рисунок, не выходя за контуры. Рисуйте вместе! Пусть кроха дорисует ваши схемы солнышка или зверька сам.

Ролевые игры. Поощряйте инициативу ребенка в сочинении сценария игры с куклами или реальными людьми. Сюжеты можно брать из жизни: сходите, находясь дома, в магазин, отправьте куклу к врачу, в школу или детсад. Важно, чтобы малыш был главным в игре.

Знакомство с окружающим миром

Изучаем зверей. Говорим о животных, называем части их тела, детенышей, чем они питаются и где живут. Рассказываем, какую роль зверь или птица играет в природе, имеет ли значение для человека.

Наблюдаем за природой. Важно объяснять, как возникает дождь, снег и другие погодные явления.

Изучаем флору местности. На улице обращайте внимание ребенка на растения, расскажите, как они называются.

Учим фрукты и овощи. Выучите с малышом названия привычной пищи. Проверяйте в быту, предлагая взять яблоко или банан с тарелки.

Различаем материалы. Рассказывайте, из чего состоят предметы вокруг нас. Они деревянные, металлические, бумажные.

Заниматься с ребенком не сложно! Одни игры можно использовать даже во время прогулок, другие – требуют подготовки. Однако такие упражнения станут мощной основой для дальнейшего развития малыша. Он будет лучше осознавать мир и стремиться к новым знаниям.

Дошкольники: советы по поддержке обучения дома

Во время кризиса с коронавирусом родители, чьи дети обычно посещают дошкольные учреждения, теперь занимаются воспитанием и образованием своих маленьких детей дома. Мы знаем, что большинство родителей не могут повторить полный день в дошкольном учреждении вместе со всеми другими своими обязанностями. Но вот несколько рекомендаций и принципов, которые помогут вам воспитывать своего 3-5-летнего ученика дома в любое время, которое у вас есть.

Цели обучения и развития детей 3-5 лет

Дошкольные годы закладывают основу для будущего школьного обучения. Цели в этот период включают:

  • Навыки мелкой моторики — безопасное вырезание ножницами, захват карандаша, раскрашивание, построение букв и цифр
  • Саморегуляция — внимательное слушание в течение более длительного периода времени, сидение на месте в течение более длительного периода времени
  • Регулирование эмоций — здоровое разделение, самоуспокоение, терпимость к фрустрации
  • Социальное развитие — эмпатия, очередность, обмен, разрешение конфликтов
  • Ранние академические навыки — идентификация букв, ассоциации букв и звуков, идентификация чисел, счет, основные понятия (формы, цвета, текстуры), правила печати
  • Повседневная деятельность/независимость — надевание и снятие куртки, управление вещи
  • Креативность и воображаемая игра — использование объекта по-новому, совместное воображение
  • Уверенность в себе как ученика

Как учатся дети в возрасте 3–5 лет

Обучение в этот период происходит почти без усилий, когда дети общаются с чуткими воспитателями, исследуют окружающую их среду и играют. Человеческий мозг создан для обучения, и дети в этом возрасте укрепляют нейронные связи по мере их использования.

Опыт и занятия, которые вы предлагаете своему ребенку, буквально укрепляют его мозг и повышают его эффективность и способности к обучению. Подарите своему дошкольнику богатую языком среду, разнообразную сенсорную стимуляцию и предоставьте ему практические возможности для изучения основных понятий (таких как форма, цвет и текстура) и окружающей среды.

Какова роль родителя?

В то время как дошкольники способны к самостоятельным играм в течение коротких периодов времени, родители должны будут организовать день своего ребенка, установить структурированные задания, помочь с переходами между видами деятельности, а также обеспечить поддержку и поддержку.

  • Создать структуру. Детям, как и взрослым, нужна предсказуемость в жизни. Более того, последовательность и рутина помогают детям развиваться и учиться. Благодаря повторяющимся действиям (например, купанию) дети узнают о последовательности действий (что будет первым, следующим, последним), пополняют словарный запас и приобретают концептуальные знания (например, мокрый, скользкий, кран, слив) и развивают самостоятельность (получение собственного полотенца). или убирать игрушки для ванной самостоятельно).
  • Запись к учителям . Если учитель дошкольного образования вашего ребенка свободен, было бы полезно запланировать некоторое время, чтобы зарегистрироваться и обсудить предложения по конкретным видам деятельности. Если ваш ученик получает дополнительные услуги, попробуйте связаться с поставщиками, чтобы узнать, могут ли они предложить способы, которыми вы можете помочь продолжить лечение и сохранить успехи дома.
  • Поговорите со своим ребенком. Почти любая деятельность, которой занимается дошкольник, дает возможность говорить, знакомя его с новым словарным запасом, а также формами, цветами, размерами и числами. Взаимодействия «подача и возврат», или взаимный, взаимный вербальный и невербальный обмен, который происходит между ребенком и его опекуном, также способствуют привязанности и самоощущению.
  • Настоящие проекты. Проекты, которые могут включать в себя раскрашивание, строительство, сортировку или сенсорные игры (например, водяной стол или игры с песком), — это прекрасная возможность для вашего ребенка испытать ваше безраздельное внимание, что помогает усилить ощущение того, что они важны. Комментируя, размышляя и хваля работу вашего ребенка, вы даете ему чувство выполненного долга и самоуважения, а похвала за усилия вашего ребенка способствует развитию упорства.
  • Быстрая неструктурированная игра. Самостоятельная игра очень важна для развития творчества, решения проблем и самостоятельности. Предложите своему дошкольнику различные материалы для творчества (мелки, маркеры, мел, пальчиковые краски), строительные материалы (кубики, Magna-Tiles, Lego) или воображаемый игровой реквизит и позвольте ему построить собственное ремесло или игру. Если у них закончились идеи или материалы, предложите новый материал и посмотрите, смогут ли они самостоятельно перейти к новому способу игры.

Как организовать день

Хотя во время кризиса, вызванного COVID-19, нет необходимости (или нереально) составлять строгий регламентированный график, наличие общего «плана» на день поможет вам снять стресс и поможет вашему ребенку чувствовать себя в безопасности. Несколько советов по составлению расписания:

  • Просыпайтесь в одно и то же время, переоденьтесь в «настоящую одежду» (что бы это ни значило для вас) и позавтракайте в обычное время.
  • Чередуйте разные виды игр в течение дня.
  • Включите в расписание регулярные перерывы, которые должны включать возможности для физических упражнений и свободных игр.
  • Поужинайте всей семьей и используйте это время как возможность обсудить прошедший день и вместе решить проблемы.

Виды игр, способствующих обучению детей в возрасте 3–5 лет

При рассмотрении вопроса о том, как заполнить день вашего ребенка, полезно рассмотреть различные виды игр, которые помогают поддерживать различные области его развития:

  • Конструктивная игра: блоки, Magna-Tiles, Lego, строительство форта, раскрашивание и поделки
  • Физическая игра: бег, прыжки, прятки, Саймон говорит, замораживающий танец
  • Притворная игра: переодевание, куклы, кухня, фигурки, модифицированные «шарады» (например, пусть ваш ребенок ведет себя как животное, и вы угадываете, что это такое)
  • Сенсорная игра: стол с песком, игра с водой, рисование пальцами, тесто для лепки, выпечка хлеба
  • Музыкальная игра : слушание музыки и потешек, игра на музыкальных инструментах, пение
  • Игры на свежем воздухе: прогулка на природе, сбор цветов, «Я шпионю» на улице
  • Рассказ: чтение вслух и тихое время с книгами Академия педиатрии и Всемирная организация здравоохранения рекомендуют не более одного часа для детей в возрасте от 2 до 5 лет, в идеале в присутствии воспитателя). Во время кризиса COVID-19 время, проводимое перед экраном, можно включить в сбалансированную диету и использовать стратегически, например, когда вам нужно, чтобы вашему ребенку уделялось меньше вашего внимания (например, когда вы готовите ужин, работаете или помогаете ребенку). брат с учебой). Путеводитель по доступным и бесплатным онлайн-ресурсам можно найти в Семейных ресурсах для дистанционного обучения Института детского разума, которые включают образовательные программы, предложения по перерывам на движение, экскурсии по музеям, рассказы и многое другое.

    Как воспитать самостоятельность у дошкольников

    В дошкольном возрасте у детей начинает по-настоящему развиваться чувство независимости. Это чрезвычайно важно для укрепления уверенности и чувства собственного достоинства. Способы, которыми вы можете воспитать растущую независимость, пока вы находитесь дома во время кризиса COVID-19, включают:

    • Структурируйте день. Точно так же, как и взрослые, когда дети могут предвидеть свой день, они лучше подготовлены к выполнению обязанностей.
    • Начните с малого. Например, перед выходом на улицу ваш ребенок может сам надеть шапку и достать из шкафа обувь.
    • Пусть ваш ребенок выберет . Вовлекайте их в выбор, например, что надеть. Это не должно означать, что у них есть свобода действий. Предоставьте 2-3 варианта, а потом похвалите их за прекрасное умение сделать выбор!
    • Пусть ваш ребенок поможет. Дети любят помогать! Когда вы позволяете ребенку помогать, даже если вам требуется больше времени, чтобы сделать что-то, вы повышаете его уверенность и даете ему возможность научиться чему-то новому.
    • Пусть ваш ребенок решает проблемы. Позвольте своим детям пробовать сложные вещи и решать (небольшие) проблемы самостоятельно. Подождите, пока они попросят о помощи, или помогите им только в том, чтобы перейти к следующему шагу в задаче. Вы можете признать, что что-то сложно, и дать им понять, что вы гордитесь, похвалив их за то, что они попробовали что-то самостоятельно или впервые.
    • Дайте ребенку работы по дому . Простые задачи, такие как сбор игрушек или складывание белья в корзину, позволяют вашему ребенку нести разумную ответственность, и эти задачи также помогают поддерживать режим и структуру в течение дня.

    10 способов воспитать своего ребенка

    Кажется, что некоторые дети рождаются с большей самооценкой, чем другие, но вы можете многое сделать, чтобы способствовать эмоциональному благополучию вашего ребенка — более сильное чувство собственного достоинства может сделать вашего ребенка более эмоционально устойчивым, когда на его пути возникают проблемы.

    Автор: Everyday Health Editors

    Отзыв:

    Проверено фактами

    Обеспечение физических потребностей вашего ребенка (еда, кров, одежда) — довольно простой вопрос. Попытка удовлетворить эмоциональные потребности вашего ребенка может оказаться более сложной задачей. Хотя существует множество стилей воспитания, большинство экспертов согласны с некоторыми общими рекомендациями по воспитанию эмоционального здоровья ребенка и созданию основы для эмоционально здоровой взрослой жизни.

    • Помните об этапах развития ребенка, чтобы не ожидать от него слишком много или слишком мало.
    • Поощряйте ребенка выражать свои чувства; уважайте эти чувства. Пусть ваш ребенок знает, что каждый испытывает боль, страх, гнев и тревогу. Постарайтесь узнать источник этих чувств. Помогите ребенку выражать гнев позитивно, не прибегая к насилию.
    • Способствовать взаимному уважению и доверию. Говорите тише, даже если вы не согласны. Держите каналы связи открытыми.
    • Слушайте своего ребенка. Используйте слова и примеры, понятные вашему ребенку. Поощряйте вопросы. Обеспечьте комфорт и уверенность. Будь честным. Сосредоточьтесь на положительных моментах. Выразите готовность поговорить на любую тему.
    • Посмотрите на свои собственные навыки решения проблем и преодоления трудностей. Вы подаете хороший пример? Обратитесь за помощью, если вы подавлены чувствами или поведением вашего ребенка или если вы не в состоянии контролировать собственное разочарование или гнев.
    • Поощряйте таланты вашего ребенка и принимайте ограничения. Ставьте цели, исходя из способностей и интересов ребенка, а не чьих-то ожиданий. Отмечайте достижения. Не сравнивайте способности вашего ребенка со способностями других детей; цените уникальность своего ребенка. Регулярно проводите время с ребенком.
    • Воспитывайте независимость и самооценку вашего ребенка. Помогите своему ребенку справиться с жизненными взлетами и падениями. Демонстрируйте уверенность в способности вашего ребенка справляться с проблемами и получать новый опыт.
    • Дисциплинируйте конструктивно, справедливо и последовательно. Используйте дисциплину как форму обучения, а не физическое наказание. Все дети и семьи разные; Узнайте, что эффективно для вашего ребенка. Демонстрируйте одобрение положительного поведения. Помогите ребенку учиться на своих ошибках.
    • Любовь безоговорочно. Учите ценить извинения, сотрудничество, терпение, прощение и внимание к другим.
    • Не ждите совершенства; родительство — трудная работа.

    Подписываясь, вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой конфиденциальности.

    Почему раса имеет значение, если у вас депрессия

    Миллионы людей в Соединенных Штатах страдают депрессией, но, как показывают исследования, трудности с ее преодолением могут быть выше для цветных людей.

    Джули Линн Маркс

    Вам просто грустно или у вас сильное депрессивное расстройство?

    Нуна Альбертс, LCSW

    Лечение депрессии: варианты

    Психотерапия и лекарства могут помочь облегчить различные формы депрессии, от легкой до тяжелой.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *