Содержание
О чём думает ребёнок, когда рисует…
О чём думает ребёнок, когда рисует? О чём думаем мы, когда видим рисунок ребёнка? Зачем ребёнок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?
Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придаёт предметам. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а следовательно, их отношений с собой, семьёй и окружающим миром.
Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется достойным внимания и помогает ему объяснить самому себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями. Он преувеличивает аллегорическое значение тех явлений, которые ему кажутся важными, а для взрослых не представляет никакого интереса, и не обращает внимания на вещи, значимые для взрослого.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках боле развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность. Поэтому родителям и воспитателям полезно научиться «читать» рисунки детей и оценивать их, чтобы понимать процессы развития личности ребёнка, его отношения с семьёй и внешним миром.
Как в игре вообще, так и в рисовании действует один и тот же принцип: ребёнок для самовыражения пробует себя и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие, но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире.
Занимаясь с ребёнком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:
1. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
2. У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге.
3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребёнка рисованием.
4. Рисунки, отобранные самим ребёнком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребёнка объяснить их.
5. Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать.
Возрастные закономерности развития процесса рисования
¨ В два года малыш начинает рисовать каракули, границы листа не учитываются им. Речь идёт о простых движениях руки, соответствующих степени развития его психомоторного контроля и мыслительных функций. Пройдёт ещё шесть месяцев, пока он начнёт соблюдать границы листа бумаги.
¨ В три года ребёнок уже в состоянии по просьбе взрослых рисовать каракули в центре листа. В этом возрасте он может даже провести одну линию через нарисованный объект, он может также почувствовать очарование письма, которое пока ещё совсем не отличает от каракулей. Письмо ребёнка проходит путь от простого начертания горизонтальных линий на бумаге до длинных волнообразных, напоминающих ему письмо взрослых.
¨ Вскоре после трёх лет дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека. В это время они пользуются несколькими основными штрихами, с помощью которых могут изобразить какого-нибудь человека: маму, папу или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется ребёнком по одной и той же схеме: большая круглая голова, большие глаза, волосы спадают вниз прямыми лучами и отходят от черепа, как от солнца лучи, руки приделаны к голове, кисти рук не определены, пальцы располагаются веером на конце руки или вдоль неё.
До четырёх лет не следует придавать серьёзного значения слишком увеличенным или уменьшенным размерам нарисованных предметов, человеческих фигур и т.д., их завершённости и расположению на листе бумаги. У ребёнка внимание ещё рассеяно, и он проявляет интерес к тому, что завладевает его вниманием в данный момент. Он может бросить рисовать предмет, потому что внимание переключается на другой предмет, или может наложить рисунок одного предмета на рисунок другого, смешав каракули и забыв, какой предмет нарисован первым.
¨ Только после четырёх лет ребёнок начинает рисовать человеческую фигуру в полный рост, а на лице фигуры появляются рот и глаза, обозначенные простыми штрихами карандаша. Ещё некоторое время после появления на рисунке фигуры в полный рост руки будут отходить от ног или от головы.
Правильное расположение конечностей наблюдается сначала на фигурах, нарисованных в профиль, позже в анфас. По мнению французского психолога Моне, причиной является то, что ребёнок продолжает «ошибаться» по привычке, хотя уже умеет рисовать лучше. Он правильно выполняет рисунок в профиль только потому, что более сложный вид головы в профиль для него – новое движение, которое лишено предыдущей «ошибки». Действительно, рисунок головы в профиль появляется во вторую очередь (причём сначала появляется рисунок животных в профиль, а затем уже людей). Почти всегда голова оказывается повёрнутой влево. В дальнейшем ребёнок всегда предпочитает профиль при изображении как животных, так и людей.
¨ В возрасте около пяти лет ребёнок наконец довольно чётко передаёт на рисунке части тела человека: голову, шею, туловище, руки, ноги, кисти рук и ступни.
Шея, кисти рук и ступни появляются на рисунке последними. Руки теперь отходят от туловища, на лице на своих местах изображаются глаза, рот, нос, уши (появляются последними), волосы. Фигура может быть одета в зависимости от пола, хотя одежда вырисовывается пока приблизительно.
¨ Типичной ошибкой ребёнка в возрасте до шести лет является отсутствие контроля за деталями. Поражающие воображение детали рисунка увеличиваются и повторяются с поразительной настойчивостью. Ребёнок увеличивает количество и размеры деталей, чтобы лучше их различать и постоянно исправлять, выражая таким образом своё восхищение ими.
Следует помнить, что ребёнок рисует предметы, исходя из своего понимания важности одних и бесполезности других. Для него критерием, определяющим полезность, является выполняемая предметом функция, и только полезные предметы и объекты, с точки зрения ребёнка, представляют интерес. Таким образом, пренебрежение частями тела на рисунке обусловлено тем, какое значение ребёнок придаёт им в зависимости от ситуации.
Часто происходит так, что ребёнок принимается за рисование, имея одну идею в голове, а заканчивает его с другой идеей, не узнавая потом то, что нарисовал.
¨ У ребёнка шести лет в рисунке фигура приобретает более определённые формы благодаря возросшему мастерству, контролю над своими движениями и лучшей ориентировке в отношениях с окружающим миром. Помимо большого количества деталей, изображаемых на рисунке, появляется способность передавать расположение рук и поворот головы.
Роль цвета в рисунках детей
Когда ребёнок ещё маленький, в выборе цвета он руководствуется исключительно своими ещё незрелыми эмоциями, а впоследствии выбор цвета ограничен недостаточным владением техникой рисования.
В стимулировании ребёнка к рисованию именно цвет является благодатным материалом. Экспериментируя с ним, ребёнок развивает художественное восприятие мира.
Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, дарить им наборы карандашей всех цветов, причём делать это надо с самого раннего возраста. С детьми нужно беседовать о разнице между красным и зелёным яблоком, говорить о сочетании цвета с предметом, который ребёнок собирается нарисовать, о том, какой цвет лучше подобрать, говорить о сочетании цветов.
Для совершенствования хроматического вкуса ребёнка можно использовать следующие способы:
1. Попросить ребёнка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его рисунков. Когда ребёнок раскрашивает рисунок, можно спросить у него, какой у нарисованного предмета запах, горячий он или холодный, прозрачный или непрозрачный, с чем его ещё можно сравнить.
2. Отметить соответствие между ответом ребёнка и цветом нарисованного предмета, а затем дать ему противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый и т. д.) предмет.
3. Проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в жёлтый цвет, шероховатые – в зелёный, душистые – в розовый, холодные – в голубой, горячие – в красный и т.д..
Таким образом:
— с одной стороны, становится понятно, с какими чувствами ребёнка ассоциируется тот или иной цвет;
— с другой стороны, можно научить его лучше узнавать и наблюдать цвет, учитывать своё душевное состояние в зависимости от наблюдаемого цвета.
При развитии творческого потенциала ребёнка следует помнить, что ребёнок – субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме ребёнка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребёнок ищет сочетание цветов, выражающее определённое чувство, он решает по-настоящему художественную задачу). Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через рисунки.
Галанов, А. С., Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству
[Текст] / А. С. Галанов, С.Н. Корнилова, С. Л. Куликова. –
М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 80 с. (Серия «Вместе с детьми»).
Методика «Рисунок человека» — отличный способ узнать ребёнка получше
Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на альбомном листе.
1 Описание проективной рисуночной методики К. Маховер
2 Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»
3 Обработка и интерпретация результата теста
3.1 Возрастные особенности
3.2 Размер и положение
3.3 Общий анализ композиции
3.3.1 Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка
3.4 Части тела
3.5 Одежда и дополнительные элементы
3.6 Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Описание проективной рисуночной методики К. Маховер
Основой методики «Рисунок человека» стало тестирование Флоренс Гудинаф, именно на его основе Карин Маховер в 1946 году разработала рисуночный способ оценки личности и умственного развития пациента. Фигура человека, которую необходимо изобразить испытуемому, есть не что иное, как проекция побуждений, тревог, компенсаций того или иного индивида.
Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:
- представление о самом себе;
- отношение ребёнка к окружающим;
- проецирование на изображение своего идеала;
- отражение привычных действий.
Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.
Карин Маховер — автор диагностического метода «Рисунок человека», созданного на основе тестирования Флоренс Гудинаф
Порядок проведения диагностики «Рисунок человека»
Рисунок выполняется испытуемым простым карандашом на обычном листе формата А4 вертикального расположения (допустимо использовать бумагу меньшего формата). Ребёнок может перевернуть лист и разместить его горизонтально, исследователь должен это подметить, но не поправлять действия тестируемого. Карандаш нужно предложить не очень жёсткий, оптимальная твёрдость — М и 2М.
Не запрещается детям пользоваться ластиком, но этот атрибут следует выбрать жёстким, тогда все стёртые линии будут различимы на листе, что пригодится педагогу при интерпретации рисунка.
Приготовив необходимые материалы и инструменты, ребёнку дают точную инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». Когда возникают вопросы-уточнения, то не следует их игнорировать, но и разъяснять подробным образом нежелательно. Лучше всего уклониться от прямого ответа, дав установку: «Рисуй любого». Если испытуемый совсем маленький, то можно немного «разжевать» инструкцию: «Нарисуй дяденьку как можно лучше». В случае нежелания ребёнка включаться в процесс необходимо мягко посоветовать ему хотя бы начать, убедить, что это интересно и увлекательно. Для сомневающихся в своих способностях детей подойдёт такая словесная конструкция: «Начинай рисование, и мы посмотрим, что у тебя получится. Мне интересны любые рисунки».
Подходящий вариант для анализа — изображение человека в полный рост, а не его портрет или бюстовый вариант. В ситуации с рисованием «неростового» персонажа нужно дать ребёнку ещё один шанс, предложив чистый лист бумаги и обозначив, что фигура должна быть представлена целиком.
После того как ребёнок справится с заданием, необходимо обсудить с ним изображение для получения дополнительной информации об объекте. Можно спросить у тестируемого:
- Какого человека он нарисовал (доброго, злого, смешного и так далее)?
- Что любит/не любит изображённый персонаж?
- Чем занимается и о чём мечтает?
- Какая профессия у человека?
Также можно побеседовать на следующие темы (применительно к изображённому персонажу):
- место проживания;
- наличие друзей;
- характер;
- возраст;
- здоровье.
Полезной информацией для исследователя будет рассказ испытуемого о том, какие чувства он испытывает к нарисованному человеку, о ком думал ребёнок, когда работал над заданием, знаком ли ему этот персонаж.
Обсуждение получившегося рисунка — обязательный этап тестирования
Обработка и интерпретация результата теста
Возрастные особенности
Существуют нюансы, которые необходимо учитывать при анализе рисунка, чтобы не принять за отклонение от нормы возрастные особенности ребёнка:
- Для пятилетних детей характерно использование двойных контуров при прорисовывании конечностей; место прикрепления рук, как правило, — середина туловища. К шести годам дети уже осознанно рисуют конечности в верхней части торса обычными линиями.
- В пять лет малыш может проигнорировать второстепенные детали, такие как волосы, брови, ногти, ресницы и прочее. Дополнять ими образ человека дети начинают в шестилетнем возрасте, причём девочки чаще «выписывают» элементы лица.
- В старшем дошкольном возрасте у детей формируются понятия вертикального и горизонтального, поэтому нарисованный персонаж уже не парит в наклоне, как у маленьких детей, а занимает чёткое положение.
- Дети младшего школьного возраста (7–9 лет) переходят от схематичного рисования к более подробному и реалистичному (или же между этими двумя способами изображения соблюдается баланс). Чем старше становится ребёнок, тем менее примитивным должен становиться рисунок.
Размер и положение
Общий анализ композиции
Чтобы исключить признаки психологической патологии, нужно обратить внимание на основные моменты в изображении человека. Оценивая каждый пункт, исследователю следует добавлять по одному баллу за каждое соответствие, а затем сложить получившиеся результаты. Минимальные показатели, которые свидетельствуют о том, что ребёнок не имеет отклонений, таковы:
- для малыша 4–5 лет — 10 баллов;
- 6-ти — 14;
- 7-ми — 18;
- школьника 8 лет — 22;
- 9-ти — 26;
- десятилетнего и более взрослого ученика — 30 очков и больше.
Существуют некоторые детали, добавленные к нарисованному человеку, которые можно считать дополнительным бонусом при оценке умственного развития ребёнка — тросточка у пожилого человека, оружие у солдата, ранец у школьника, коньки у фигуриста и так далее. Эти элементы должны соответствовать созданному образу и не выбиваться из «темы» (неуместно ружье в руках милой принцессы, хоккейная клюшка у бабушки и прочее).
Некоторые неблагоприятные моменты развития личности ребёнка может усмотреть хороший специалист, если в рисунке человека:
- руки изображены с отсутствующими пальцами;
- кисти нарисованы в виде обрубков или варежек;
- не прорисованы глаза;
- в профильном изображении человека два глаза, а в анфас — один;
- нет никаких намёков на принадлежность человека к тому или иному полу;
- персонаж изображён без одежды;
- есть явные нарушения пропорций тела.
О негативных моментах в жизни ребёнка также говорит факт рисования и стирания всей фигуры человека или отдельных её фрагментов.
Файл: Особенности нарисованной фигуры, по которым производится оценка
Список характеристик нарисованного человека для оценки
Части тела
Голова практически заменила туловище — это может быть свидетельством ослабленного интеллекта
- Голова отражает область социальных контактов, самоконтроль. Если этой части и лбу уделено много внимания (ребёнок тщательно и долго по времени их рисовал), то это может быть показателем адаптационного неблагополучия в социальной среде. Об игнорировании умственной сферы говорит отсутствие лобной части. Взаимосвязь физического и духовного отражается на рисунке в пропорциях между телом и головой. Давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта проявляются в изображении гипертрофированной головы. Если же она больше туловища, это означает стремление ребёнка к компенсации чего-то недостающего.
О нетерпении к другим людям, о поверхностных отношениях с близкими говорит тот факт, когда ребёнок рисует голову позднее всех остальных частей человека.
- Раннее сексуальное созревание девочек можно «прочитать», если нарисованный человек наделяется излишне пышной и красивой причёской, длинными и ниспадающими на плечи локонами. Акцент мальчиков на волосах можно расценивать как проявление мужественности.
- Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза, сильно сомкнутые верхняя и нижняя губа, раскрытый рот вкупе с неприятным оскалом. Здоровое самоуважение, внимательное отношение к своей персоне (в рамках нормы) выдают тщательно прорисованные черты. Если тестируемый закрашивает лицо, то это показатель утраты своего «я», отсутствие самоидентификации. Неблагоприятный признак — рисование морды животного, застывшей маски робота.
- Если подбородку уделяется много внимания, это означает боязнь ответственности, нерешительность ребёнка. Он может несколько раз исправлять, стирать эту часть, использовать для её изображения слишком толстые линии. Всё это свидетельствует о поиске компенсации волевых качеств.
- Интерпретацию бровей можно соотнести с расшифровкой изображения волосяной части головы: густые, взъерошенные — грубый, строптивый характер, несдержанность, импульсивность автора рисунка; аккуратные, приглаженные — символ спокойствия, повышенного внимания к себе; поднятые — высокомерие и надменность.
- Если уши прорисованы очень хорошо, то это отражение упрямого нрава, неумения прислушиваться к окружающим или, напротив, зависимость от чужого мнения, излишне внимательное отношение к замечаниям.
- Широко открытые глаза говорят о том, что автор такого рисунка любознателен; маленькие — ребёнок «смотрит» вглубь себя, он скрытен и сконцентрирован на собственных переживаниях. Тестируемый пытается отгородиться от всего, если на рисунке у человека глаза закрыты. Пустые глазницы или отсутствие зрачков свидетельствуют о том, что автор высокомерен. Желание понравиться другим легко распознать по очень красивым глазам, нарисованным с соблюдением симметрии. Много полезного можно увидеть и во взоре персонажа: прямой — открытость и общительность; скошенный взгляд — подозрительность, мнительность; пристальный — отражение агрессии.
- Открытый рот (особенно с прорисованными зубами) – явный признак наличия у ребёнка агрессивных настроений. Не всегда они носят прямой характер, в некоторых случаях это может свидетельствовать о потребности в защите. Выделение рта служит сигналом о подавленности, неумении действовать самостоятельно. Внутреннее напряжение испытуемый спроецирует, изобразив эту части лица одной линией.
- Дети, которые привыкли контролировать себя, нарисуют длинную шею, прямолинейные участники тестирования изобразят короткую. Если малыш «забыл» про эту часть тела, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок незрел в интеллектуальном плане.
- Общительный малыш обязательно нарисует руки, «готовые» для объятий, широко разведённые и немного отошедшие от контура фигуры. Замкнутый ребёнок «спрячет» конечности персонажа за спину или в карманы. Иногда о проблемах с общением говорят руки, прижатые к туловищу или повисшие вдоль тела. Согнутые или неловко вытянутые в стороны конечности — показатель неглубоких контактов с миром. Если же они пластичные и гибкие, то это знак коммуникабельности. Отсутствие ладоней свидетельствует о неверии в свои возможности, чувстве неполноценности. Об агрессивном настрое говорят длинные нарисованные пальцы с ногтями или кисти, сжатые в кулаки. Злобность ребёнка выражается также в поднятых или закрашенных конечностях, пальцах в виде когтей хищной птицы. Отсутствие рук может трактоваться по-разному: у дошкольников как робость, интеллектуальная незрелость, у детей младшего школьного возраста — чувство вины перед взрослыми за свою агрессию и враждебность. Слишком длинные конечности рисуют испытуемые с желанием контактировать с окружающими. Когда тестируемый прорисовывает мускулы на руках, это символизирует его «преклонение» перед авторитетом силы. Тонкие конечности изображают дети, которые адекватно оценивают своё физическое состояние.
- Когда хилый малыш рисует атлетическое тело, то таким образом он старается компенсировать свой не очень физически развитый торс. Если подобное изображает ребёнок с нормальным телосложением, то это проявление его внутренней силы, хорошо развитого эго. О прошлых переживаниях говорит слабое тело, нарисованное сильным пациентом. Некоторые дети уделяют внимание рисованию пупка: если так делает ребёнок дошкольного возраста, то это сигнализирует о его эгоцентризме; эту часть тела выводит младший школьник — можно судить о нём, как об инфантильном индивидууме, стремящемся уйти в свою «раковину». Форма тела прямоугольная, с обилием острых углов — символ мужественности, экспрессивности, избытка энергии автора рисунка; сглаженный контур — показатель спокойствия, уравновешенности. Очень неблагоприятное явление, свидетельствующее о психических отклонениях, — рисование внутренностей.
- Изображение коротких, слабых или заштрихованных ног свойственно детям, неуверенным в себе, слабым, с упадническими настроениями. Об этом также говорит отсутствие стоп. Пропорциональные и хорошо прорисованные ноги характеризуют автора как человека с устойчивой психикой. Дети, испытывающие чувство незащищённости, часто изображают маленькие ступни без должной опоры, словно парящие в пространстве. Это говорит об их несформированности как личности.
- Значимость изображения гениталий отметит каждый тестирующий специалист. Для детей это довольно необычное явление. В силу застенчивости, например, девочки могут рисовать сомкнутые руки внизу живота, прикрывающие интимные части тела. До двенадцатилетнего возраста (период скрытой сексуальности) испытуемые не изображают открыто пенис или вульву. Причины, подтолкнувшие ребёнка рисовать гениталии, могут быть вызваны операциями по удалению грыжи, обрезанием, случаями домогательства, ранним половым созреванием или повышенным интересом к соответствующим органам. Как правило, изображение этих частей тела психологи связывают с поведенческими отклонениями от нормы — агрессией, фобиями.
О спутанности, неопределённости собственной сексуальной роли говорит нарисованный человек противоположного пола. Или, как вариант, это может свидетельствовать о сильной привязанности и даже зависимости от родителя другого пола.
Одежда и дополнительные элементы
Возникновение вопросов об уместности на рисунке предметов гардероба говорит о наличии у ребёнка переживаний, связанных с телом. Излишнее внимание к подробностям в одежде свидетельствует о том, что испытуемому важен собственный внешний вид. Такие дети внешне вполне коммуникабельны, но это чаще связано с желанием услышать одобрение, похвалу, а не пообщаться.
Рисование пуговиц в виде закрашивания и надавливания может быть признаком инфантильности, зависимости и даже неадекватности. Эти же качества присущи детям, которые в одежде прорисовывают карманы.
Галстук — характерный признак сексуальности, он, как правило, чаще присутствует на рисунках мальчиков. Обычно этот атрибут рисуют дети в период полового созревания.
Не должны уйти от внимания специалистов детали, изображённые рядом с фигурой человека. Дети, хорошо умеющие налаживать контакты, рисуют солнце (часто с лучами, улыбкой). Штриховка этого элемента нетипична, этот признак, а также дождевые тучи могут быть свидетельством того, что в жизни малыша есть какие-то несчастья или тревога.
Пример расшифровки рисунка ребёнка-дошкольника
Такого человека нарисовал ребёнок дошкольного возраста
Анализируя этот рисунок, можно сделать следующие выводы:
- Испытуемый интеллектуально развит, об этом говорит хорошо прорисованная голова.
- Мальчик, изобразивший этого персонажа, достаточно мужественен (насколько можно таким быть в его возрасте), так как волосяная часть головы выделена чётко.
- О готовности к общению, позитивности и открытости говорят нарисованные черты лица: глаза большие, но не увеличенные, рот улыбается.
- Уши изображены, но скрыты за волосами — это значит, что мальчик адекватно и с должным вниманием относится к замечаниям.
- О стремлении к познанию нового, любознательности свидетельствуют глаза, обведённые несколько раз.
- Длинная шея говорит о том, что испытуемый контролирует свои эмоции. Его телесное и разумное начала находятся в гармонии.
- Об открытом нраве можно судить по рукам, разведённым в стороны, словно приготовленным к принятию других людей в свои объятия.
- Но к сожалению, этот ребёнок не всегда уверен в своих силах (символ этог — маленькие ладони на рисунке), хотя это можно списать на возраст малыша. О неверии в свои возможности говорят и заштрихованные ноги.
- Мальчик очень энергичный — это видно по телосложению в виде треугольника.
Методика «Рисунок человека» позволяет понять психологическое состояние тестируемого, особенности его отношений с окружающими, а также выявить возможные проблемы. Анализ результата поможет педагогу или психологу скорректировать работу с ребёнком, чтобы помочь избавиться от того, что мешает ему нормально развиваться.
Когда дети начинают рисовать людей? + Что это значит + Ссылки для получения дополнительной информации.
Комната для малышей Монтессори Отто — в возрасте двух лет и 10 месяцев, Сидней.
Какие ножницы лучше всего подходят для малышей Монтессори? Мы тестируем 10 пар, включая безопасные и подпружиненные ножницы
Ваш малыш начал рисовать людей? Несколько месяцев назад Отто начал рисовать круги, затем он начал рисовать круги внутри кругов, а затем начал рисовать лица с двумя глазами и ртом. В воскресенье вечером (в два года 10 месяцев) он начал рисовать людей с ногами и руками. Я терпеливо ждал подходящего момента, и он не разочаровал. С тех пор он рисует этих «головастиков» (или картофельных людей), и их много. Они очаровательны!
Вот несколько заметок, которые я сделал об этом этапе из книги «Рисование детей: руководство о том, почему, когда и как дети рисуют».
- Детские рисунки начинают отражать их растущее понимание мира примерно с трех с половиной лет.
- Первый реалистичный рисунок — странная человеческая фигура, известная как «головастик».
- Начнем с того, что человека-головастика часто изображают в виде одной круглой формы для головы, с двумя вертикальными линиями для ног, иногда добавляют несколько точек или линий для черт лица.
- Люди-головастики часто плавают на странице или к ним могут присоединяться другие набросанные элементы.
- Человек-головастик — гибкий символ, который постоянно меняется.
- Дети добавляют линии для рук, часто идущие прямо от головы, особенно когда они необходимы для представления определенного действия, например, удерживания воздушного шара.
- Затем идут пальцы рук и ног. Такие элементы, как волосы, одежда и другие детали, обычно видны позже на этом этапе.
- Хотя это не всегда очевидно в их рисунках, считается, что дети обычно знают о различных частях тела и о том, как они сочетаются друг с другом.
- Люди-головастики могут быть быстрым и простым способом для маленьких детей передать идею человеческой фигуры.
- Родители и опекуны могут поощрять детей рассказывать о своих рисунках человеческих фигур, ребенок может удивить родителей, указывая на детали, которые сам ребенок не сразу бросается в глаза.
- На данном этапе нет сознательной попытки дизайна или композиции.
- Нет базовой линии, представляющей землю, кажется, что объекты случайным образом плавают по странице.
- Некоторые дети переворачивают бумагу во время рисования.
- Размеры разных элементов искажены и не обязательно пропорциональны друг другу.
- Люди и предметы, изображенные на одном рисунке, могут быть концептуально не связаны друг с другом.
Отто начал менять свою хватку здесь, хорошо видеть, что он уходит от цилиндрической хватки. Оба хвата полностью соответствуют возрасту.
У его людей есть ноги, руки, волосы и глаза со зрачками. Иногда, как на самой верхней картинке, Отто обязательно добавляет и указывает на ноги. Даже когда меня нет рядом с ним, он говорит ту часть тела, которую рисует. Все это также соответствует возрасту. обожаю этот этап!!
Рекомендуемая литература включает:
- Анализ и интерпретация детских рисунков Бетти Эдвардс.
- Скрытый смысл детских рисунков и каракулей: причудливые рисунки вашего ребенка не просто симпатичны — наука предполагает, что даже самые причудливые изображения могут иметь глубокий творческий замысел в The Atlantic.
- Этапы развития детских рисунков в игровой школе Crozet: дошкольное учреждение, вдохновленное Реджио (включая способы популяризации рисования автопортретов).
Вам также может понравиться моя предыдущая статья Понимание детских рисунков и этапов развития.
Этот пост содержит партнерские ссылки. Спасибо за Вашу поддержку.
Включите JavaScript для просмотра комментариев на базе Disqus.comments на базе Disqus
Понимание детских рисунков
Рисуют даже дети с самого раннего возраста: когда крохотный пальчик проводит след через месиво, это первая попытка провести линию. Сегодня мы знаем:
Рисование и рисование делает детей умными, сильными и уверенными в себе. Потому что творчество и развитие ребенка очень тесно связаны. Чем хороши детские рисунки и как вы можете поддержать своего ребенка в рисовании – вот о чем эта часть.
Читать далее
Рисующие дети развиваются дальше
Все начинается с рисования. Первые попытки грязной окраски шпинатом или пюре являются необходимым этапом разработки . Даже если они сводят с ума мам и пап. Младенцы уже тренируют свою подвижность и самовыражение при разбрызгивании жидкости. Так что не стоит слишком сердиться из-за первых детских рисунков на комбинезоне или диване.
С каждым месяцем дети совершенствуют свои способности. К концу первого года жизни маленькие дети уже могут держать ручку в кулаке . И каракули детские рисунки, которые создаются отныне, имеют смысл: Это о движении! Результат пока не важен. Ребенку потребуется некоторое время, чтобы понять: существует связь между моим движением и результатом на бумаге (или обоях)!
Сначала рисование, потом письмо
Когда детские рисунки станут более конкретными, ваш любимый перейдет к следующему этапу: Движение уже не так важно; теперь ваш ребенок хочет что-то изобразить. Это нарисует своего рода солнце. Ученые называют это «головоногими». Они считают, что головоногие моллюски — первое изображение человека.
Примерно с четырех лет становится более конкретным: Дети рисуют предметы, знакомые им из повседневной жизни. Картины начинают рассказывать истории. Чем старше становятся дети, тем более они индивидуальны. С младшего школьного возраста на дети еще точнее рисуют свою реальность. Они пробуют свои силы в перспективе и пропорциях. Фотографии содержат больше деталей и с любовью оформлены.
С поступлением в школу дети лучше понимают, чего от них ждут. Достаточно ли хороша моя фотография? Может ли моя девушка рисовать лучше меня? Время самозабытых детских рисунков подходит к концу. Это позор. Потому что живопись и рисунок хороши в любом возрасте: Те, кто создают что-то из себя, чувствуют себя сильнее. Живопись делает вас счастливым. А рисование дает детям возможность обрести покой и отдых.
С помощью рисунка ваш ребенок расскажет о себе: Это мой мир. Я так чувствую. Дети любят сами описывать, о чем их картина. Внимательно слушайте и задавайте вопросы. Таким образом, ваш ребенок чувствует, что его воспринимают и любят. Живопись хороша для многих вещей. Разве это не прекрасно!
Сначала рисование, потом письмо
Первые детские рисунки вашего любимого и его физическое развитие тесно связаны: живопись и рисунок делают тело ребенка более гибким. Неудивительно, что рисование — отличная подготовка к обучению письму! Тем, кто много рисует, просто легче писать в школе. Ведь буквы алфавита — это где-то маленькие картины.
Покраска или протирка? Ручка или планшет? Оба имеют свое место. Однако для развития мозга и мелкой моторики рисование имеет решающее значение. Детям, которые слишком мало рисуют, трудно : информацию, которую они восприняли глазами, трудно перевести в движение. Рисование и рукоделие помогают нашим детям практиковать именно это.
Самозабытая картина полностью индивидуальна. Ваш ребенок рисует только для себя (и о себе). Нет никаких правил, нет должного и нужного. Радость, цвет и фантазия.