Содержание
Речевое развитие детей 4 — 5 лет
«Речевое развитие детей 4 – 5 лет»
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.
2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.
3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.
4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.
5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.
7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.
8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 – 5 лет.
- Словарный запас 2000 слов и более.
- Бурно развивается «словотворчество».
- Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой.
- Активно использует в речи обобщающие слова, наречия, прилагательные, множественную форму существительных, антонимы, синонимы.
- Называет животных и их детенышей, времена года.
- Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.
- Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).
- Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.
- Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.
- Появляется монологическая речь.
Нарушения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет
Вас должны насторожить следующие показатели:
- Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
- Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
- Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
- Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
- Неправильное построение предложений.
- Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.
Полезные рекомендации:
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
- В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
- Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
- Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
- Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
- Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
- Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
- Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
- Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
- Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
- Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
- Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Материал подготовила:
воспитатель группы
Дробилова С.А.
26.11.2018 года
Развитие речи детей 4 лет :: 0
Трапезникова Юлия Борисовна
Учитель-логопед
Советы для родителей
Развитие речи детей 4 лет
Возраст 4 года идеален для начала озвучивания конкретных звуков. Читая книгу или просто называя какие-то слова, старайтесь выделять конкретные звуки и просите ребенка повторить эти звуки за вами. Можно показывать картинки и говорить, например: «Это молоко», выделяя звук «м» и еще несколько подобных слов. Затем попросить малыша назвать этот звук. Для продолжения игры попробуйте говорить слова медленно друг за другом и предложите ребенку делать хлопок, на звук «м» и др. Развитие речи детей 4 лет подразумевает постоянные занятия с ребенком. Такие можно делать два-три раза в день, чтобы не нагружать ребенка. Постепенно, это войдет в привычку и малыш уже сам научится выделять нужные звуки.
В четыре года ребенок еще не очень хорошо выражает свои мысли и описывает предметы. Чтобы помочь ему в этом, можно называть больше качественных прилагательных, например «зеленая трава», «серая кошка», «красное яблочко», маленькая ложка». Можно просить, чтобы ребенок выбрал определенный цвет карандаша, фломастера. С раскрасками дети лучше понимают, какого цвета должны быть предметы. Пусть не сразу, но постепенно цвета станут правильными и названия тоже.
Можно предложить малышу игру. Достать из коробки с конструктором прямоугольные кирпичики разных цветов, затем только красные, но разной формы и т.д.
Чтобы речь ребенка быстрее развивалась нужно каждый раз напоминать, что: «Твоя тарелочка маленькая и глубокая. Чашечка высокая и широкая. Этот суп горячий и вкусный», а затем спрашивать «Из какой тарелочки ты будешь есть? И т.д.». Такими комментариями, вы поможете лучше воспринимать предметы.
Просите ребенка помогать вам и комментировать, куда нужно поставить чашку, где лежат вилки и ложки, какого цвета тарелки на столе. В дальнейшем это поможет ребенку стать более самостоятельным.
Важно также помнить, что развитие речи детей 4 лет требует труда не только от ребенка, а и от родителей. Ведь в возрасте 4-х лет ребенок полностью копирует своих родителей, но не только повадки, а и голос, интонацию, грамотность речи. Забудьте о плохих словах, на данном этапе вы Левитан для своих детей. В доме должна звучать только грамотная речь, без «шо» и «тута». Конечно, ребенок находится не только в доме, на улице он может слышать все что угодно. Но если неправильные слова проскакивают в его речи, вы говорите, что «дядя» или «тетя» просто ошиблись или забыли, как надо говорить и покажите правильный вариант.
Бывает так, что на приеме у логопеда мама 4-х летнего ребенка жалуется, что он не очень разговорчив, но знает много и все отлично понимает. Папа, который сидел рядом, не сказал за полчаса ни слова, только иногда кивал, выражая свое согласие или отрицание. «В кого это он у нас такой молчун…» — вздохнула мама.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо говорил, необходимо уделять ему больше внимания. А для этого нужно много читать ему и играть с ним. Например, можно соорудить коробочку или сундучок и положить туда предметы разной формы и качества. Не показывая ребенку предмет, просто описывать его, а если отгадал, то дарить или просто показывать. И конечно хвалить ваше чадо за правильный ответ. Можно ставить на стол несколько игрушек, а затем их убирать и спрашивать ребенка, чего не стало, затем просить описать ее и возвращать на место. Менять местами и продолжать игру. Задавайте простые вопросы: «Что за окном? У кого в руках книга? Какой свитер у папы?» — это поможет понять ребенку правильность его мыслей.
В четыре года ребенок вполне может рассказать, чем занимаются его родители. Для этого нужно посвятить его в курс дела, рассказать, что конкретно делает папа на работе и как. Игры в профессии также очень хороши в таком возрасте. В магазине продают товары, взвешивают, насыпают, показывают. Поиграйте в игру «магазин», можно применить фантазию и взять некоторые вещи с вашей полки для создания настоящего прилавка. Ребенку понравится. Просите его описывать предмет, который он хочет купить. Актуальна игра «парикмахер-визажист», в ход пойдут ваши помады, лаки, заколки. Дайте ребенку волю, пусть это будет самый прекрасный макияж и прическа в вашей жизни. Таким образом, можно рассказать о многих профессиях. Ребенок пополнит свой словарный запас, и будет радовать вас своими знаниями и дальше.
Развитие речи детей 4 лет проходит таким образом, что именно в этом возрасте ребенок, узнавая новые слова, старается придумать свои, получается забавно, специально называя не «ножик», а «режик». Это не беда, просто необходимо разъяснить ребенку разницу.
Песни тоже очень полезны, они развивают голос, тембр детей. Это хорошая проверка слуха. Начинайте с простых детских песенок, пойте немного, чтобы не переусердствовать. Игры с музыкальным сопровождением тоже очень хороши. Найдите баночку, положите туда крупу, вот вам и новый инструмент. Можно купить в магазине металлофон, бубен или другие музыкальные инструменты, устройте семейный концерт, это вызовет море положительных эмоций.
Так как малыш любит вам подражать, попробуйте различные варианты произношения, например, от лица какого-то персонажа: кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга. Выбирайте яркие интонации, это поможет ребенку различать и угадывать их. При чтении старайтесь говорить интересно, не монотонно, замедляя или ускоряя темп, громче или наоборот тише.
Если ваш малыш привык громко голосить, то попробуйте поиграть и поговорить с ним шепотом, такие упражнения помогут успокаивать ребенка, регулировать свое состояние и свой голос. Выбирайте выразительные яркие сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Цветик-семицветик». В таких сказках есть повторения, специально, чтобы малыш учился проговаривать и запоминать. Дайте волю фантазии, и у вас все обязательно получится.
Назад в раздел
4-летних этапов речи — Что такое нормальная речь для 4-летнего ребенка?
Что такое нормальная речь для 4-летнего ребенка?
Общение с нашими близкими — одна из самых приятных и полезных частей жизни, и наблюдать за тем, как наши дети учатся и развивать свои речевые и языковые навыки, может быть весело и увлекательно. Также нормально, когда родители беспокоятся и задаются вопросом о развитии своего ребенка, а также о том, учатся ли они и растут ли они должным образом. Вехи предназначены для использования в качестве руководства и инструмента обучения, а не в качестве инструмента для диагностики или выявления возможной задержки или нарушения. Всегда важно помнить, что дети развиваются по-разному, сильно различаясь по возрасту, в котором они достигают этих вех, и по порядку, в котором они достигаются. Некоторые дети могут освоить только некоторые из них, в то время как другие могут освоить их все к тому времени, когда им исполнится 5 лет.
Должен ли четырехлетний ребенок четко говорить? Что должен говорить четырехлетний ребенок?
К своему 5-летнему дню рождения большинство детей могут говорить достаточно четко, чтобы их понимали незнакомые люди. Они также произносят все звуки речи, часто с некоторыми ошибками в звуках, которые труднее произнести, например, с, в, з, р, ч, ш и ч. Некоторые дети также иногда неправильно произносят более длинные или сложные слова, пропуская слог или звук. По большей части дети этого возраста способны говорить, не повторяя слов и слогов.
Каких еще вех должен достичь мой 4-летний ребенок?
Некоторые другие вехи, связанные с речью и языком, которые ваш 4-летний ребенок может практиковать или уже освоил:
Словарный запас/грамматика
- » и «но»
- Выражает и понимает слова, обозначающие более сложные эмоции, такие как «разочарование» и «расстроенность»
- Составляет предложения, состоящие из 5 и более слов
- Правильно использует использование 1000 слов или более
- Правильно использует прошедшее время
Разработка концепции
- Понимает слова, относящиеся к порядку, такие как первый, последний и следующий
- Использует и понимает слова, относящиеся к времени, такие как вчера, сегодня, завтра,
- Начинают понимать некоторые распространенные фразовые обороты, такие как «Не будь палкой в грязи» или «Это чушь!»
- Может начать придумывать глупости, играть словами и рассказывать анекдоты
Слушание и выполнение указаний
- Могут выполнять более длинные инструкции с несколькими шагами, даже если они впервые в конкретной ситуации
- Может следовать инструкциям в классе, например, «Нарисуй круг своим любимым цветом»
- Слушает и понимает большую часть того, что слышит дома и в школе
- Они будут отвечать на такие вопросы, как «Что ты сказал?»
Социальные/Разговорные/Рассказывание историй
- Лучше понимает ход разговора и дает другим возможность говорить
- Говорит с соответствующей ситуации громкостью и интонацией
- Способности рассказывать истории продолжают развиваться, и ваш ребенок начнет добавлять более важные детали, хотя он может еще не рассказывать события в правильном порядке
- Обладает повышенным пониманием и пониманием взглядов и точек зрения других людей
- Научился обращаться с просьбами, используя вежливые слова, такие как «можно мне…», а также регулярно используя «пожалуйста» и «спасибо»
Когда мне следует беспокоиться о развитии речи и языка моего ребенка?
Для родителей и опекунов является нормальным и обычным делом беспокоиться о развитии речи и языка своего ребенка. Есть несколько «красных флажков», на которые вы можете обратить внимание, наблюдая за своим ребенком. Вот некоторые из них:
- Они перестают использовать речевые или языковые навыки, которые они ранее использовали или освоили
- Вы с трудом понимаете их из-за заикания или нечеткой речи
- Вы беспокоитесь об их слухе
- У них проблемы с выполнением инструкций
- Они изо всех сил пытаются выучить дошкольные понятия, такие как формы и цвета
- Их словарный запас не растет
Как я могу поддержать развитие речи и языка моего 4-летнего ребенка?
В этом возрасте говорить о противоположностях, таких как большое и маленькое, громкое и тихое, верх и низ, — отличное упражнение. Вы также можете потратить время на введение пространственных понятий, таких как левое и правое, переднее и заднее, внутри и снаружи. Дети также узнают о категориях в этом возрасте, поэтому называние фруктов или животных — это веселое и полезное занятие. Игра в такие игры, как «Я шпион», и просьба объяснить ребенку, как работает игра, также являются отличными упражнениями. Читайте истории и разыгрывайте сценарии, исследующие различные отношения, такие как ученик/учитель или врач/пациент.
Научиться играть в настольные игры также может быть отличным инструментом для обучения таким понятиям, как движение по очереди и соблюдение правил.
Проведите время, рассказывая о событиях и рутине вашего дня, или о телешоу или фильмах, которые им нравятся. Включите их в простые действия, такие как составление списка продуктов или помощь в планировании вечеринки. Также очень важно поощрять вашего ребенка обращаться за помощью, когда он запутался или не понимает значения слова или инструкции.
Самое главное, говорите в манере и на языке, которые наиболее естественны для вас, и слушайте с полным вниманием, когда ваш ребенок говорит с вами. Научите их тому, что у них есть голос и то, что они говорят, имеет значение.
Если у вашего ребенка возникают проблемы с некоторыми из этих навыков, это не обязательно означает, что у него нарушение речи или задержка речи. Многие дети хорошо разбираются в других областях, например, в художественном или спортивном, поэтому они, естественно, посвящают больше времени и сосредотачиваются на овладении физическими или творческими навыками. В результате они могут неосознанно пренебрегать практикой речи и языковых навыков. Это нормально. Опять же, всегда важно помнить, что навыки развиваются со временем и в разном возрасте. Если вы вообще беспокоитесь о развитии вашего ребенка, есть поддержка и доступные ресурсы.
Обращение за советом и поддержкой к опытному логопеду может быть невероятно полезным даже для детей, которые развиваются должным образом. Запись на прием онлайн также может предложить инновационные, веселые и интерактивные терапевтические мероприятия и программу лечения, полностью адаптированную для вашего ребенка. Если вы хотите связать своего ребенка с одним из наших узкоспециализированных и опытных логопедов, запланируйте бесплатный ознакомительный звонок сегодня. Мы с нетерпением ждем ответа от вас.
Развитие речи у детей 3-4 лет
Развитие словарного запаса и речи у детей 3-4 лет
Ваш ребенок узнает много новых слов, слушая вас и других взрослых и угадывая контекст. Они также учатся на новом опыте и слушая истории, прочитанные вслух. Ваш ребенок по-прежнему понимает гораздо больше слов, чем может произнести.
Ваш ребенок выучит и будет использовать:
- больше связующих слов, таких как «потому что», «и» или «если»
- дополнительные номера
- названия групп вещей, таких как «овощи» или «животные»
- семейные термины, такие как «тетя» или «брат».
Ваш ребенок может называть основные эмоции, такие как «счастливый», «грустный» и «сердитый».
Предложения и грамматика в развитии речи
Ваш ребенок узнает больше о том, как складывать слова в предложения.
Это означает, что ваш ребенок может начать использовать более сложные предложения, которые включают такие слова, как «потому что», «так», «если» и «когда» — например, «мне это не нравится, потому что это противно». .
Кроме того, ваш ребенок покажет, что он понимает основные правила языка. Например, ваш ребенок начнет использовать притяжательные формы, такие как «папина шляпа». Вы также услышите прошедшее и настоящее время, например, «разговор» и «разговор».
И часто ваш ребенок будет применять эти правила строго ко всем примерам, не понимая, что иногда английский язык нарушает собственные правила. Например, «Он убежал» вместо «Он убежал».
К этому возрасту ваш ребенок может правильно использовать слова «я», «ты» и «я». Но они могут запутать использование отрицаний. Например, если вы спросите: «Ты не хочешь пойти в парк?», ребенок может ответить: «Я не хочу идти».
Разговор
В этом возрасте ваш ребенок может рассказывать истории на определенную тему и часто иметь начало и конец. Но им может потребоваться много подсказок, чтобы история развивалась, поэтому вам, возможно, придется спросить: «А потом что случилось?»
Ваш ребенок может рассуждать, предсказывать события и начинать проявлять сочувствие. Они также будут использовать много вопросов «что», «почему», «где», «кто» и «как», чтобы узнать больше об их мире.
Когда вашему ребенку исполнится четыре года, он начнет рассказывать вам о том, что думает. Они могут начинать разговор с таких вопросов, как «Угадай, что?» Они будут говорить на самые разные темы и свои вопросы могут быть более абстрактными и сложными . Например, «Если дождь продолжится, нам придется построить лодку, чтобы добраться до бабушки?»
К четырем годам большинство взрослых поймут вашего ребенка , хотя он может неправильно произносить некоторые слова. У них все еще могут быть проблемы с произношением слов, содержащих звуки «л», «т» или «р».
Понимание и развитие речи
Если ваш ребенок не понимает, что вы говорите, он может попросить вас объяснить или спросить, что означают определенные слова.
Ваш ребенок поймет инструкции, состоящие более чем из двух шагов , если они касаются знакомых вещей, например: «Когда я открою ворота, возьми меня за руку, тогда мы пойдем до угла» .
Кроме того, ваш ребенок в большинстве случаев будет понимать вопросы, особенно если они касаются того, что происходит прямо сейчас или что они могут видеть. И они поймут немного сложные объяснения , если сами увидят результаты. Например, они поймут такое объяснение, как «Когда солнце светит на вещи, они нагреваются». Вода в собачьей миске была на солнце. Почувствуй, как тепло».
К четырем годам ваш ребенок может понимать и использовать слова для выражения таких эмоций, как «счастливый», «грустный», «злой» или «удивленный».
Ваш ребенок также может знать один или несколько цветов и сравнивать две вещи, например: «Эта морковь длиннее той».
Игра, общение и развитие речи
К настоящему времени ваш ребенок уже может вести простые переговоры с другими детьми. Например, они смогут поговорить о том, кто первым может играть с игрушкой.
Примерно в четыре года ваш ребенок может даже объяснить, почему ему нужен предмет от другого ребенка, например: «Можно мне зеленый карандаш? Я хочу раскрасить траву».