Содержание

Как научить ребенка читать. 5 ошибок родителей

Прежде чем поделиться с вами секретами о том, как прививать ребенку любовь к чтению, позвольте спросить: «Как часто ребенок видит вас с книгой? Нет, не со сборником сказок, которые вы читаете ему перед сном. А с книгой, которую вы читаете ради собственного удовольствия?». Никогда или очень редко? Верно?

 

В этом и дело. Иначе вы бы не читали эту статью. Так как детям, в чьих семьях привыкли читать, не нужно прививать к этому любовь, она у них с пеленок.

Но современная реальность другая. И все реже встречаются семьи, где поддерживаются подобные традиции. С этим ничего не поделаешь, поэтому приходится искать другие способы, о которых вы узнаете из этой статьи.

Роль чтения в развитии ребенка

Когда лучше начинать читать ребенку? Имеет ли смысл читать грудничку, если он ничего не понимает? Наверняка вы задавались такими вопросами, когда ваш ребенок был совсем маленьким.

 

Психологи и специалисты по развитию рекомендуют начинать читать, когда малыш еще в утробе. Исследования показали, что дети, которым мамы читают еще до рождения, быстрее развиваются, начинают раньше говорить, отличаются высоким IQ и вырастают более общительным и уверенным в себе.

Поэтому после рождения начинать читать, как говорится, уже сам бог велел. Конечно, грудничок еще не понимает услышанного, но зато, знакомится со словами, учится слушать и концентрировать внимание.

 

Когда же малыш потихоньку начинает понимать смысл слов, чтение помогает ему знакомиться с миром эмоций и чувств. Благодаря сюжетам сказок включается воображение, и маленький человек вместе с героями впервые переживает страдания и радости, учится понимать смысл отношений и поступков, оценивать мысли и характеры. Проще говоря, посредством книг начинается воспитание личности.

 

Затем ребенок подрастает, и приходит время учиться самостоятельному чтению. А этот навык несет в себе большую ценность, чем просто получение информации.

5 причин, по которым ребенку необходимо прививать любовь к чтению с ранних лет

  1. Чтение способствует повышению грамотности устной и письменной речи.
  2. Книги помогают увеличить словарный запас, развивают творческое мышление и память.
  3. Чтение лучше других способов донесения информации помогает ребенку развиваться эмоционально.
  4. Литература является мощной основой для развития интеллекта. Так как все картинки и образы ребенок представляет сам, в отличие от процесса просмотра мультфильмов.
  5. Чтение влияет на успеваемость в учебе. Дети, которые медленно и плохо читают, быстро теряют интерес к процессу обучения, в результате чего снижается успеваемость по всем предметам.

Поэтому, безусловно, чем раньше вы начнете прививать ребенку любовь к чтению, тем лучше. Только делайте это правильно и не совершайте ошибок, а то рискуете получить противоположный эффект.

5 самых распространенных ошибок, которые совершают родители, пытаясь научить ребенка читать

Итак, давайте разберемся, с чего начинается обучение чтению. А начинается оно с технического процесса – изучения букв, звуков и слогов.

 

И тут практически все родители допускают грубейшую ошибку.

Ошибка №1 – разделять букву и звук!

Вспомните, как происходило ваше знакомство с буквами, где ко всем согласным зачем-то добавляли гласную «Э» или «А». Например: «БЭ» вместо «Б», «ГЭ» вместо «Г», «ЩА» вместо «Щ», или «ЭМ» вместо «М». Припоминаете такое? Так делать нельзя! Запоминая такой вариант произношения, а затем, складывая слоги в слова, ребенок сразу начинает читать неправильно: «ЩАУКА» вместо «ЩУКА», «ЭМАЭМА» вместо «МАМА».

 

Поэтому разучивая с ребенком алфавит, называйте букву и звук одинаково.

 

Ошибка №2 – гнать лошадей!

А именно пытаться научить ребенка читать, когда он еще к этому не готов.

 

Частое заблуждение родителей, что в 4 года уже пора! Пора водить ребенка на всякие развивайки, пора формировать у него усидчивость, пора учить читать. А как же, ведь скоро в школу.

 

А вот и не пора. До 5 лет у детей преобладает двигательная активность, и ничего с этим не поделаешь. Наверняка вы замечали за своим чадом, что как бы вы его ни пытались усадить рисовать или лепить, его хватало от силы на 5 минут. Даже 15-минутный обед для него превращался в пытку.

 

Поэтому оптимальный возраст для начала обучения детей чтению 5 – 6 лет.

 

Ошибка №3 – принуждение!

Это грубейшая ошибка не только в процессе обучения, но и при воспитании в целом.

Вспомните свои чувства, когда вас принуждают делать то, чего вы не хотите. При этом не только вынуждают, а угрожают, давят, повышают голос. Что вы делаете? Протестуете и еще больше не хотите это делать. Так и с детьми. Чем больше на них давить и заставлять, тем больше у них ненависти к этому занятию.

Поэтому не заставляйте своего ребенка учиться читать, если он не хочет. Лучше пойдите на хитрость и переведите процесс в игру. Вот увидите, вам больше не придется нервничать самим и травмировать ребенка.

Ошибка №4 – лучше дольше и больше!

Сегодня вы занимаетесь с ребенком 5 минут, завтра 25, а послезавтра уже целый час. Да, постепенное увеличение нагрузки это правильный подход в обучении, но не в случае с 5–6-летними детьми.

 

Дело в том, что дошкольники быстро утомляются и имеют кратковременную память. Если давать ребенку информацию сверх нормы, он ничего не запомнит.

 

Лучше занимайтесь регулярно по 10–15 минут в день, и повторяйте пройденный накануне материал. И тогда постепенно, кирпич за кирпичиком, у ребенка сформируется база, на которой будет выстраиваться дальнейшее обучение.

Ошибка №5 – неправильная методика обучения!

Возьмем простой пример – картинки с буквами. Наверняка вы их хорошо себе представляете: нарисован домик, а под ним буква «Д», белка – «Б», торт – «Т».

 

На первый взгляд, все в порядке. Картинки быстрее помогают ребенку запоминать буквы. Но, помимо этого, в процессе изучения в мозгу ребенка происходит привязка букв к изображениям, что в дальнейшем вызывает трудности при чтении.

 

Например, малышу будет трудно понять, почему слово «СТОЛ» получается при составлении нескольких карточек, на которых нарисованы «СОВА», «ТОРТ», «ОЧКИ» и «ЛИСА».

 

Так что лучше использовать отдельные картинки с изображением букв и предметов. Разучили букву «А», а потом показали аиста, арбуз, азбуку и т. д.

Как привить ребенку любовь к чтению и научить его читать самостоятельно?

Итак, переходим к практической части. Но тут мы повторимся – начинайте читать ребенку как можно раньше. Читайте перед дневным и ночным сном, в процессе игры, чаще показывайте картинки и говорите, что под ними написано.

 

Для малышей хорошо выбирать книжки с плотными страницами, яркими картинками и веселыми четверостишиями. Так ваш ребенок с ранних лет будет учиться взаимодействовать с книгой.

 

Если вашему ребенку уже 3–4 года, берите его с собой в книжный магазин и пусть сам выбирает, что ему нравится. Показывайте разные сказки и спрашивайте, какие он хотел бы послушать. Таким образом вы научите свое чадо самостоятельно делать выбор и принимать решения. И вместе с тем получите внимательного и благодарного слушателя.

 

Бывает такое, что ребенок каждый день просит почитать одну и ту же сказку. Не перечьте ему и не настаивайте на другой книге. Просто ему нравится эта, где знакомый сюжет, любимые герои и предсказуемый конец. Благодаря этому он успокаивается, получает удовольствие и ощущает психологический комфорт. Со временем эта любовь проходит, и ребенок начинает интересоваться другими книгами.

 

Но случается, что время упущено и ребенку уже 5–6 лет, а он не интересуется книгами и не хочет учиться читать. Тогда на помощь приходят игровые методы обучения. Они помогают научить ребенка читать и подготовить его к школе в домашних условиях.

Метод детского психолога Искры Даунис

Суть!

Ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от любимого сказочного героя. Например, кота Матроскина, который сообщает крупными буквами, что хочет дружить и приготовил для него подарок, лежащий в определенном месте.

 

Ребенку становится интересно, он очень радуется новой игре.

 

На следующее утро история повторяется. Только там уже говорится не про то, где лежит подарок, а про то, что Матроскин хотел подарить ему билет в игровой центр, но так как видел, что ребенок «нашкодил», передумал.

 

Каждый день письма от любимого героя становятся все увлекательнее и длиннее, поэтому прочитываются с удовольствием и быстрее.

 

Эффект!

Чтение из технического процесса переходит в осознанный, ребенок хочет учиться читать и делает это с интересом.

Метод древних народов

Суть!

Ребенок должен знать, что чтение – это такая же награда за хорошее поведение, как и мультики. Если вел себя хорошо – разрешайте прочесть или послушать отрывок из любимой книги. А если плохо – никаких развлечений и любимых сказок.

 

Метод родился во времена, когда не было телевидения, а книги являлись одним из немногочисленных развлечений для взрослых и детей.

 

Эффект!

Книги становятся ценными для ребенка, и воспринимаются, как вознаграждение. Соответственно, когда ему позволяют читать, этот процесс воспринимается, как «запретный плод», который, как вы знаете, очень сладок.

Метод Кассиля

Суть!

Метод используется для детей, которые уже владеют навыком технического чтения, но сами читать не любят.

 

Берете интересную сказку или рассказ, желательно с захватывающим сюжетом, начинаете читать и останавливаетесь на самом интересном месте. Помните, как в бразильских сериалах все с нетерпением ждали новую серию.

 

В результате ребенок просит вас дочитать, а вы придумываете любую причину, по которой не можете этого сделать. Главное, чтобы остальные члены семьи в этот момент тоже были заняты и не могли выделить время на чтение.

 

Тогда ребенок сам берет книгу, а в этот момент вы начинаете его хвалить за проявленную инициативу и все-таки начинаете читать вместе с ним. Лучше по такому принципу – две строки ребенок, две строки вы.

 

Эффект!

Чтение превращается для ребенка в увлекательный процесс, переходит из технического в осознанное и потихоньку становится любимым занятием.

 

Вам может показаться, что не все из перечисленных методов похожи на игру. Но если вдуматься, то все они основаны именно на игре. В каждом методе присутствует определенный сценарий, который разыгрывается между вами и ребенком. Причем таким способом, что ребенок ничего не подозревает и воспринимает ситуацию серьезно. Именно поэтому достигается хороший результат.

Советы психологов

Научить своего ребенка любить чтение – это прямая обязанность родителей. Ни школы, ни учителей, не репетиторов, а именно родителей.

 

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил читать, стал любознательным и вырос умным и успешным, покажите ему правильный пример.

 

Чаще берите в руки книгу сами. Пусть ребенок видит, что его родители любят читать, а не просто требуют от него чего-то непонятного. Пусть осознает, что это интересное и полезное занятие.

 

Объясняйте, почему вам нравится именно читать, а не смотреть телевизор или сидеть в телефоне. Обсуждайте интересные сюжеты и вводите в своей семье книжные традиции.

 

Если вашему ребенку 5–7 лет, то еще можно привить ему любовь к чтению. А в 9 лет сделать это будет уже намного труднее.

 

Ну а если вы уже все перепробовали и видите, что ваши усилия напрасны, записывайте своего ребенка на бесплатный пробный урок в нашу онлайн-школу. Благодаря индивидуальным занятиям с учителем и веселой игровой форме обучения, ваше чадо всего за 22 занятия научится читать и полюбит это занятие всем сердцем.

 

А вы, наконец, расслабитесь и будете с восхищением наблюдать, как ваш ребенок с удовольствием проглатывает книгу за книгой и с каждым днем становится все более интеллектуально развитым.

Читайте также:

Почему ребенок не может научиться читать?

Как быстро научить ребенка читать по слогам? 5 веселых упражнений!

6 причин обучать ребенка в онлайн-школе

Узнаем как научить ребенка читать в домашних условиях: инструкция для родителей

Какой современный родитель не мечтает о всесторонне развитом ребенке? Мамам и папам особенно важно, чтобы кроха с юных лет умел читать. Ведь не секрет — в большинстве школьных учреждений приветствуются первоклассники, уже овладевшие навыками письма, счета и особенно чтения. Как научить ребенка читать в 1 классе? Не поздно ли? Может, лучше озаботиться проблемой заранее?

Каких только способов и систем, призванных помочь мамам и папам в самостоятельном обучении ребенка навыкам чтения, не существует в наши дни! Книги, пособия, интерактивные игры, специальные уроки для детей «Учимся читать». Среди такого обилия информации многие родители пребывают в настоящей растерянности — какую методику выбрать? С какого возраста начать обучение данному полезному навыку? Что ж, давайте попробуем разобраться во всем с самого начала.

Когда приступать к обучению

Как научить читать ребенка в 4 года? А в три? Не все мамы и папы задумываются над тем, что процедура чтения — весьма сложный процесс. Суть его — не только в заучивании букв и навыке составлять из них слоги. Весь смысл обучения чтению в том, чтобы привить малышу умение осознанного восприятия текста с последующим его воспроизведением. Именно потому отвечать на вопрос о правильном возрасте начала обучения в стиле «чем раньше — тем лучше» совершенно неверно.

Порой вопрос: «Как научить ребенка быстро читать?» становится делом родительского престижа. Врачи-невропатологи уже начали бить тревогу: все чаще звучат предупреждения для мам и пап о том, что излишне раннее обучение крохи грамоте в ряде случаев способно лишь повредить. Как известно, человеческий мозг вместе с нервной системой созревает не сразу. В определенном возрасте ряд отделов головного мозга в физиологическом смысле не готово к функционированию «на полную катушку». Если в это время приступить к принудительному их стимулированию, вполне возможно навязать ребенку бессонницу, невроз и ряд серьезных проблем психологического характера.

6 лет ребенку — учимся читать

Определить степень физиологической готовности мозга малыша к началу обучения может любой из родителей. Признаки такой готовности заключаются в развитой и целиком сформированной речи ребенка — когда тот в состоянии не только изъясняться сложными предложениями, но и может составлять небольшие связные тексты.

Другой положительный признак — полное развитие фонематического слуха. Заключается оно в самостоятельном определении звуков в разных частях слова (в его начале, середине, конце), правильном произношении всех звуков без нарушений мелодики, ритма речи и прочих логопедических «канонов». Помимо того, пространственная ориентация малыша должна быть полностью сформирована.

Как научить ребенка быстро читать? Согласно рекомендациям авторитетных психологов и педагогов, целенаправленное обучение малышей родителями показано не ранее пятилетнего возраста. В норме именно в это время детскому мозгу подвластно освоение практически любой знаковой системы. Впрочем, следует учитывать индивидуальность каждого малыша. На практике встречается немало случаев самостоятельного чтения детьми и в более юные годы.

Методик, как научить ребенка читать, в наши дни имеется великое множество. Цель их — поспособствовать малышу в деле быстрого освоения навыков чтения при помощи мамы или папы. Остановимся вкратце на самых популярных из них.

Всем известная методика Зайцева

Существует уже более 20 лет. Суть ее — в изучении малышами не букв или звуков, а слогов, выполненных на гранях кубиков Зайцева в виде дидактического материала. Слоги (а точнее, склады) позволяют малышам освоить язык именно на фонетическом уровне.

Кубики делятся на разные группы (из разного материала, с различным внутренним наполнителем). Благодаря контрастной фактуре и звучанию играющий ребенок усваивает различие между гласными и согласными, твердыми, мягкими и глухими звуками. К набору прилагаются и аудиокассеты со специальными таблицами, которые рекомендуется вешать на стену чуть выше детского роста.

Как научить ребенка читать таким способом? Согласно данной методике, в процессе обучения родителям вменяется плавно напевать слоги (а не проговаривать). Если занятия ведутся систематически, то в голове ребенка относительно легко «умещается» довольно большое количество слогов родного языка — около 246. Скорость приобретения навыков чтения по данной методике напрямую зависит от детского возраста. Если малыш старше трех лет, навык чтения может быть освоен в течение полугода. Занятия должны проводиться не реже двух раз в неделю по 15-30 минут.

Не все так просто

Следует отметить, что методика Зайцева, с точки зрения официальной педагогики, отнюдь не признана идеальной и обладает определенными минусами. Однозначно к ее положительным сторонам относится легкое запоминание в игровой форме сочетаний букв, что в дальнейшем позволит малышу грамотно писать, отсутствие привязки к конкретной возрастной категории, а также возможность ребенка самостоятельно играть с данным увлекательным дидактическим материалом, незаметно осваивая навыки раннего чтения. Кроме того, кубики Зайцева оказывают самое благотворное влияние на мелкую моторику и развитие органов чувств.

К числу негативных явлений, присущих такому способу обучения, относится частое «проглатывание» ребенком окончаний и некоторые трудности с усвоением состава слова (ведь малыш изучает сразу непосредственно слоги). В первом классе у таких детей возможны трудности в процессе фонематического разбора слов. Другими недостатками можно считать дороговизну пособия и необходимость длительной подготовки к занятиям.

О методике Глена Домана

Названный по имени популярного американского ученого метод отбрасывает идею первоначального усвоения звуков либо слогов и исходит из того, как научить ребенка читать путем автоматического усваивания слов целиком. В качестве наглядного материала для этого необходимо иметь множество специальных карточек с изображенными на них словами и предложениями. В процессе занятия мама или папа показывают малышу такую карточку на протяжении 15 секунд и громко прочитывают содержимое.

Этот метод точно так же требует регулярных занятий, продолжительность которых поначалу составляет 5-10 минут. Как результат обещается быстрое обучение чтению и хорошее развитие интеллекта, фотографической памяти, внимания и умения сконцентрироваться на конкретном объекте.

О преимуществах и недостатках

Согласно заявлениям сторонников методики, плюсы ее — в возможности использования чуть ли не с момента рождения и самостоятельной организации процесса родителями без привлечения специалиста, а также в изготовлении дидактического материала своими руками. Подразумевается, что разнообразная тематика карточек стимулирует малыша к всестороннему развитию.

Психологами и педагогами называются и недостатки данного метода: позиция малыша в процессе обучения — пассивная, попыток самостоятельного чтения не происходит, занятия ограничиваются лишь прослушиванием и анализом информации. Какая-либо креативность в процессе учебы отсутствует, он достаточно однотипен, и рано или поздно просмотр разнообразных карточек малышу приедается.

Система Павла Тюленева

Эта методика также получила название «Мир». В наше время ею увлечено множество родителей, особенно познакомившихся с книгой автора «Читать раньше, чем ходить», в которой педагог-новатор обосновывает собственную позицию: детский мозг к годовалому возрасту способен к усвоению букв и складыванию их в слова, к двухлетнему — к первому чтению. Но заниматься, по мнению автора методики, следует непосредственно с рождения.

Как научить ребенка читать по Тюленеву? В чем суть занятий? Они заключаются в демонстрации карточек с буквами при активном их озвучивании. Подразумевается, что самыми важными являются первые 4 месяца жизни малыша — период активного восприятия мозгом любых графических изображений. Важно при этом, чтобы посторонние предметы (например, игрушки) отсутствовали в поле детского зрения.

Автор методики утверждает, что подобным образом мы создаем для ребенка благоприятную для развития среду, содействующую в будущем активному обучению навыкам чтения.

Классический способ обучения

Вернемся к привычному всем букварю. Любимый многими поколениями детей (и родителей), он наполнен самыми разнообразными рисунками, любимыми героями и т. п. А смысл традиционной методики — в освоении (перед тем как научить ребенка читать упражнения из букваря) им процесса соединения отдельных звуков в слоги, а затем в целые слова. При этом букварь иллюстрирован множеством примеров, несущих самые разные сочетания согласных и гласных звуков.

В отличие от советских времен, сейчас продаются буквари разных авторов и изданий. Приобретая данное незаменимое пособие, родителям следует выбрать тот вариант, в котором параллельно происходят процессы знакомства малыша с новыми буквами алфавита и складывания уже освоенных из них в слоги. Хуже, когда весь алфавит представлен сразу же и лишь потом подается информация о соединении между собой букв.

В чем польза букварей

Активно учится читать малыш, осваивающий множество вариантов разного складывания букв и слогов между собой. Мозг ребенка в этом случае начинает сознательно воспринимать основные принципы процесса чтения. Многие отмечают, что большинство родителей, перепробовав ряд современных методик, в конце концов возвращаются «на исходную позицию» — к обучению чтению по традиционной методике.

Ее не назовешь легкой. Но несомненным преимуществом «старого доброго» подхода является возможность самостоятельного анализа малышом полученной информации и поэтапный переход от простейших составляющих — букв и слогов — к отдельным словам и небольшим предложениям.

Что же делать родителям дома

Поговорим о самой простой методике: как научить ребенка быстро читать в домашних условиях? Разобьем процесс на несколько этапов и рассмотрим каждый чуть более тщательно:

1. Попробуем выучить вначале лишь гласные буквы. Для данных занятий родителями должен быть подготовлен дидактический специальный материал в виде кружочков красного цвета диаметром около 10 см. На каждом из кружочков пишется одна из гласных букв — всего их, как известно, десять. Красный цвет выбирается отнюдь не случайно. Это соответствует звуковой схеме слова, где гласный обозначается именно таким тоном.

2. Малыша следует познакомить отдельно с каждым из гласных звуков. Название его нужно «пропеть» вместе с ребенком. Все полученные кружочки можно развесить по стенам детской комнаты с периодическим напоминанием и просьбами малышу «спеть» тот или иной звук. Расположение кружочков стоит время от времени менять.

3. Если материал освоен, от использования данного приема можно отказаться. Затем с гласными звуками можно играть в прятки. Запаситесь текстом, выполненным крупным шрифтом, либо отдельными листами бумаги с написанными вашей рукой несложными словами. А задача малыша — отыскать гласные буквы, «спрятанные» в словах. Цель игры — поспособствовать лучшему запоминанию графического изображения каждой из букв и обучить выделению отдельных букв из состава слова вне зависимости от размера и цвета.

Развивающие игры для детей — учимся читать слоги и отдельные слова

После освоения крохой гласных звуков в полном объеме переходим к следующему этапу — соединению в слоги и слова. Методика здесь такова: допустим, сегодня мы с ребенком изучаем букву М. Пока не перегружайте мозг малыша информацией о твердости либо мягкости (и тому подобное) изучаемого звука. Обратите внимание на особенности, присущие его графическому изображению, поразмышляйте вместе — с какими предметами М вызывает ассоциации. Важно создать в детской голове четкий образ данной буквы.

Идем далее. Изучаемая буква поочередно подставляется к каждому из готовых красных кружков с изображением гласных. Вместе с малышом прочитывается образованный слог. Можно их пропевать, проговаривать с самыми разными интонациями или придумать какие-либо другие приемы для лучшего освоения ребенком принципа образования слога. Продолжительность каждого такого игрового занятия не должна быть более 10 минут.

Из первых же двух-трех освоенных согласных звуков в сочетании с гласными уже можно учить малыша составлять самые легкие слова, содержащие четыре или даже три буквы. Для наглядности лучше подготовить соответствующие карточки либо взять магнитную азбуку.

Переходим к чтению сложных слов

Когда этап обучения чтению отдельных слогов и легких небольших слов остался позади, переходим к прочитыванию более сложных «конструкций», число букв в которых — шесть и более. Для ускорения результата знакомые ребенку слова могут быть написаны на листах бумаги и расклеены по квартире. Все новые слова должны быть прочитаны вместе с малышом по несколько раз. Затем в течение дня их следует еще повторить в форме игры. Листочки со словами можно менять местами.

Освоив первую группу, готовьте, развешиваете и изучайте следующую — новые слова. В то же время следует периодически возвращаться к изученным ранее. Благодаря применению вышеизложенного способа малыш достаточно быстро учится осваивать слоги, затем длинные слова. Данная методика требует не более 15 минут в течение каждого дня. Вскоре ваш ребенок сможет порадовать вас чтением целых предложений и даже маленьких текстов.

Какие правила важно соблюдать

Существуют рекомендации педагогов относительно правил, которые следует выполнять родителям с целью помощи в деле быстрого и успешного освоения малышом умения читать. Вот основные из них:

  1. Все обучение ведется непременно в форме игры. Ведь для этого возрастного периода это — основная и практически единственная форма освоения окружающей действительности. Игра для детей «учимся читать» может быть замаскирована под «занятия» в «настоящей» школе, ведь малышу так важно почувствовать себя «взрослым» учеником. Но еще лучше, когда все происходит якобы спонтанно, особенно пока ребенок еще мал.
  2. Чтобы интерес к занятиям не угас, его следует поддерживать, используя самые разные многофункциональные пособия и дидактический материал, который обязан быть увлекательным для ребенка.
  3. Самыми эффективными в таком возрасте являются занятия короткой продолжительности, проводимые регулярно и последовательно.
  4. Избегайте длинных объяснений! Вы должны разговаривать с малышом коротко, емко и как можно более четко. Длинные инструкции дошкольниками воспринимаются чрезвычайно плохо.
  5. Не приступайте к обучению навыкам чтения, пока устная речь не развита полностью и присутствуют дефекты звукопроизношения.
  6. В структуру занятия, кроме обучающей части, обязательно включаем небольшие разминки в виде пальчиковой гимнастики и физкультминуток.
  7. Родителям в процессе занятий следует проявить гибкость, терпение и, главное, последовательность. Никогда не сравнивайте достижения собственного малыша с успехами прочих. Не забывайте об индивидуальном темпе, характерном для каждого из детей и зависящем от огромного множества факторов.
  8. Не принуждайте малыша к занятиям, если он или вы находитесь в плохом настроении или состоянии здоровья. Никакого положительного эффекта это не даст, но может оказать негативное влияние на последующее развитие детской психики.

Что еще следует знать

Помните, что процедура обучения этому основополагающим навыку — многогранна и длительна. Никогда не торопите события и не ищите «волшебную палочку», способную обучить вашего малыша в короткий срок! Родители должны ориентироваться не на новомодные методики в области раннего обучения, а на тщательно выявляемые особенности собственного малыша — его память, внимание и образ мышления.

Не существует единой универсальной методики, подходящей каждому ребенку. Насколько правильно вы подберете варианты занятий для собственного крохи, зависит от вас и только от вас. В конечном счете в силах любого родителя вырастить из сына или дочки вдумчивого и заинтересованного читателя.

Научите своих детей скорочтению, даже если сами не умеете быстро читать

Джордж Стэнклифф

Выпуск № 59 • Сентябрь/октябрь 1999 г.

Уже более двух лет я занимаюсь обучением быстрому чтению людей в районе, где я живу. На данный момент я научил более 300 человек (большинство из них дети) скорочтению.

В результате многих занятий, которые я провел, я сделал некоторые наблюдения:

  • Дети осваивают навыки скорочтения намного легче, чем взрослые.
  • Дети овладевают навыком гораздо полнее, чем взрослые. Это буквально становится их естественной частью, если они изучают его к 12 годам или около того, точно так же, как говорить.

Английский язык является их неотъемлемой частью.

На самом деле, недавно я сделал открытие, что дети так легко учатся скорочтению, что вы можете научить детей скорочтению, даже если сами не умеете скорочтения.

Невозможно? Нисколько. Я даже проверил эту идею на некоторых школьных учителях и школьниках, которые подвергли ее серьезному испытанию. Они отлично справились.

Одна мать, обучающаяся на дому, научила свою 11-летнюю дочь комфортно читать со скоростью 12 000 слов в минуту (большинство взрослых читают со скоростью от 250 до 300 слов в минуту). Учительница английского языка в местной средней школе заставила две трети своего класса освоить скорочтение за четыре недели со средней скоростью около 4000 слов в минуту. Другие, подвергшие эту концепцию серьезному испытанию, добились аналогичных результатов.

Повторяю: сами инструкторы не умели быстро читать.

Так почему бы мне сначала не научиться скорочтению, а потом учить этому своих детей? Вы можете, но по моему опыту инструктора, этого не произойдет. Взрослому научиться скорочтению как минимум в 10 раз сложнее, чем ребенку. К тому времени, когда вы сами закончите бороться с этим процессом, вы настолько устанете, что начнете сомневаться в том, что дети вообще способны этому научиться. Обучение этому действительно легкая часть.

Я проверил несколько имеющихся в продаже курсов скорочтения, и обычно они даже не разрешают записываться детям в возрасте от 11 до 13 лет. Это очень плохо. Девяносто процентов моих самых лучших учеников были младше 12 лет. Большинству остальных было от 13 до 14 лет. Дети постарше могут научиться скорочтению, но им нужно больше над этим работать. Профессионалы блокируют большинство своих лучших учеников и признают только их худшие перспективы. Я считаю, что они не рекламируют свои курсы скорочтения для детей по трем причинам:

  • Деньги. У взрослых есть, у детей нет.
  • Методы, которые они используют для обучения скорочтению, настолько строги, что ни один маленький ребенок не смог бы их пережить. Я прошел один курс скорочтения, который требовал одного часа домашних заданий каждую ночь, большая часть которых была в виде письменных заметок или «припоминаний». Ни один ребенок никогда не справится с таким количеством бумажной работы.
  • Вероятно, им никогда не приходило в голову, что дети могут очень легко овладеть навыком скорочтения, если его правильно преподнести им.

Следующий метод обучения детей скорочтению может быть не единственным. Он может быть даже не самым лучшим. Но другого такого простого я не встречал. И никакой другой метод, о котором я знаю, не позволяет эффективно обучать этому человеку, не умеющему быстро читать.

Эта статья представляет собой сокращенный план обучения детей скорочтению.

Ключи к скорочтению

Есть четыре основных ключа к обучению скорочтению:

  • Естественное зрение
  • Визуализация
  • Расслабьтесь
  • Ежедневная практика

Позвольте мне кратко объяснить каждый из них.

Естественное зрение : Найдите минутку и посмотрите на картинку. Скажем так, вы смотрите на Мону Лизу. Когда вы смотрите на нее, ваше зрение сужается до туннельного, так что вы видите только ее левый глаз? Конечно нет. Тем не менее, когда мы смотрим на печатную страницу, нас приучили к туннельному зрению. С таким же успехом можно читать через соломинку.

Вам нужно смотреть на печатную страницу тем же естественным зрением, которое мы используем, чтобы увидеть всю картину сразу. При естественном зрении вы используете все свое поле зрения (периферическое зрение), чтобы уловить большие блоки печати на странице. Вы не только видите от 3 до 10 слов в строке, но также видите от 3 до 10 строк печатного текста одновременно.

Использование естественного зрения для того, чтобы видеть слова, является краеугольным камнем скорочтения.

Есть много разных способов увидеть все слова на странице, используя свое естественное зрение. Экспериментируя, вы найдете метод, который лучше всего работает для вас. (Рис. 1.)

Визуализируйте : Вы когда-нибудь читали действительно хорошую книгу, которая была настолько хороша, что вы чувствовали, что живете внутри истории, или вы могли так хорошо представить ее в своем воображении, что это было похоже на просмотр хорошей книги? кино? Ну, это ваша цель, когда вы визуализируете.

Рисунок 1. Существуют различные способы увидеть все слова на странице с помощью естественного зрения. Экспериментируя, вы найдете метод, который лучше всего работает для вас.

Беда в том, что ваш ум никогда раньше не визуализировал так во время чтения, поэтому потребуются усилия, чтобы ускорить процесс визуализации. На самом деле, в первый день или около того это может показаться невозможным. Но все равно продолжайте попытки.

Расслабление : Обычно, когда люди концентрируются на чем-то, они сосредотачивают на чем-то свои мысли и становятся несколько умственно напряженными. Со скорочтением все иначе. Чтобы получить максимальное понимание, нужно быть расслабленным во время концентрации (визуализации). Это легкое чувство можно ощутить, выполнив непринужденное упражнение по чтению, которое я объясню позже. Как только вы почувствуете, как правильно расслабляться во время визуализации, вам будет легче расслабляться при быстром чтении.

Ежедневная практика : Важность ежедневной практики невозможно переоценить. После проведения многих уроков скорочтения стала очевидной одна тенденция: те, кто тренируется ежедневно, действительно преуспевают в скорочтении, в то время как те, кто пренебрегает этим, не преуспевают в этом.

Конечно, не все потеряно, если вы забываете тренироваться один или два раза в неделю. Но чем больше вы будете пропускать тренировки, тем хуже будет ваш конечный результат. Особенно это касается взрослых. Иногда у меня бывают дети, которые забывают регулярно тренироваться, но все же усваивают скорочтение. Тем не менее, они не так хороши, как дети, которые усердны в своей практике. Я рекомендую по крайней мере 15 минут расслабленного, непринужденного скорочтения каждый день. Это помимо обычных занятий.

Подготовка и оборудование

Прежде чем мы начнем, вот что нам нужно сделать:

    1. Отметьте в календаре один месяц, в течение которого вы будете придерживаться программы не менее двух уроков скорочтения в неделю. Конечно, чем больше у вас занятий в неделю, тем лучше будут ваши результаты. Это потому, что даже когда дети забывают практиковаться самостоятельно, они все равно будут ежедневно практиковаться в этот день во время урока.

Когда я дважды в неделю провожу занятия по скорочтению, я делаю уроки продолжительностью 90 минут. Однако, когда я провожу ежедневные занятия, достаточно 25-30 минут, если вы правильно используете свое время. Один мой знакомый родитель, обучающийся на дому, обнаружил, что более эффективно разбивать занятия на 15-минутные блоки два раза в день. Ее дочь достигла того уровня, когда могла совершать более 10 000 слов в минуту с хорошей памятью.

    1. Соберите достаточно интересных материалов для чтения. Подойдет все, что легко читается и интересно: Мурашки по коже, Hardy Boys, Клуб няни и т. д.

Но обратите внимание: некоторые дети с трудом осваивают скорочтение, используя книги, напечатанные обычным шрифтом. Так что я обычно начинаю их все, по крайней мере, в первый день или два, с чего-то очень крупного шрифта. Если им 10 лет или больше, подойдет журнал «Ридерз Дайджест» с крупным шрифтом. Если это слишком технично для них, то серия Little Sisters Энн М. Мартин имеет самый крупный шрифт, который я когда-либо видел для обычных книг для чтения для детей. Попробуй это. Максимум через несколько дней они должны облегчить свой путь к печати нормального размера.

Все эти материалы должны быть легко доступны в вашей местной библиотеке. Продажи во дворе и деловая репутация — еще один возможный источник.

    1. Вам понадобятся часы с секундной стрелкой для хронометража обычных сверл и метчиков.
    2. Возможно, вам придется договориться с другими учениками, обучающимися на дому, чтобы собрать достаточное количество детей для занятий.

По моему опыту, дети лучше учатся скорочтению в группе, чем в среде репетитора, потому что в любой группе из 6-10 детей почти всегда есть хотя бы один ребенок, который усвоит этот навык. немедленно, обычно в течение трех дней или около того, а иногда и в первый же день. Остальные будут очень стараться, но могут не получить еще пару дней. Если в группе нет никого, кто научился бы скорочтению очень быстро, большинству детей легко отказаться от скорочтения после первой недели. Внешне они могут делать движения, но втайне они говорят: «Это вздор, никто не может читать так быстро».

Чтобы мотивировать детей (и взрослых), важно, чтобы в классе был хотя бы один ребенок, который станет катализатором, который поможет мотивировать остальных. Как только они увидят, как другие читают скорочтение в реальной жизни или даже делают это сами, им гораздо легче «вспомнить» о необходимости практиковаться каждый день самостоятельно.

  1. Также запланируйте последующее наблюдение минимум через два месяца после первого месяца обучения. Это состоит в том, чтобы выработать у них привычку всегда читать со скоростью 10-15 минут в день на постоянной основе. Это не только легко сделать, но и необходимо. Эти 10-15 минут следует потратить на скорочтение книг, доставляющих удовольствие ребенку. Никакого давления. Просто: «Вот, прочитай эту книгу и расскажи мне о ней». Это все на сегодня. Большинство детей могут быстро прочитать интересную книгу примерно за 10 минут.

Теперь, когда вы подготовились к преподаванию курса, пришло время обсудить основные действия, которые происходят во время занятий. После этого я представлю простой план урока, который поможет вам быстро увидеть, как должен проходить блок учебного времени.

Основные занятия в классе

Упражнения : Упражнение — это период времени (обычно 30 секунд), в течение которого учащийся быстро читает как можно больше страниц. После этого он сообщает о том, что он вспоминает, инструктору или партнеру по классу.

Упражнения по скорочтению помогают развивать скорость. Они достаточно короткие, чтобы учащийся мог вспомнить хотя бы часть прочитанного, и в то же время достаточно длинные, чтобы существенно повлиять на выбор чтения. Я рекомендую учащимся просмотреть не менее шести страниц во время тренировки. Обычно 10-летние дети в два-три раза быстрее.

При выполнении упражнений основное внимание уделяется визуализации. Конечно, мы пытаемся вспомнить то, что можем, сразу после каждого упражнения. Но хороший отзыв не всегда может быть достигнут. Иногда отзыва может вообще не быть. Это хорошо. Само по себе усилие визуализации является основным моментом упражнения.

Через пару недель в упражнениях обычно достигается удовлетворительное понимание (от 35% до 65%). Я подхожу к показателю понимания, просто спрашивая студента: «Какую часть материала вы понимаете?» Студенты на самом деле имеют довольно хорошее представление о том, как много они узнали.

Скорость чтения во время упражнений у каждого ученика разная. Некоторые дети видят только 6 страниц, в то время как другие могут прочитать от 15 до 20 страниц и более с хорошим пониманием за одно упражнение.

Наборы сверл : В этом курсе упражнения на скорочтение разделены на наборы по три упражнения в каждом. Это делается для того, чтобы повысить скорость и понимание текста, чем если бы он читал каждый фрагмент только один раз.

Обычно на первом упражнении ученик прочитывает всего несколько (пример: пять или шесть) страниц за 30 секунд, и его понимание будет не очень хорошим. Я засчитаю любое понимание, даже если он понял это, только прочитав подборку, но тут же забыл.

Однако во второй раз тот же рассказ он часто будет проходить быстрее, например, семь или восемь страниц, и в то же время лучше его понимать.

Затем, наконец, на 3-м упражнении учащийся часто будет способен к еще большей скорости и пониманию.

Метчиковые сверла : Метчиковые сверла абсолютно необходимы для развития и поддержания высокой скорости чтения с хорошим пониманием. Вот пример того, как я это делаю: Дайте учащимся три секунды на заполнение каждой страницы. Постукивайте ручкой по столу каждые три секунды в течение примерно трех минут. Затем дайте им еще одну трехминутную дрель по две секунды на страницу. Завершите сверлением метчиком в течение одной секунды еще три минуты. Обычно я делаю два или три упражнения на постукивание в день сразу после серии подходов, но они могут быть полезны в любое время, когда дети начинают слишком сильно замедляться.

Случайное чтение : Обычно в конце каждого урока у меня есть от 5 до 10 минут на то, что я называю «случайным скорочтением» или просто случайным чтением. Цель состоит в том, чтобы научиться расслабляться, концентрируясь и визуализируя. Просматривайте книгу с комфортной скоростью, обычно от трех до пяти секунд на страницу — быстрее, если хотите. Просто убедитесь, что это ровный методичный темп. Не волнуйтесь, если вы уже читали часть книги раньше, пока проходите ее. Сохраняйте бдительность, глубоко видя большие группы слов боковым зрением. Продолжайте визуализировать и расслабляться одновременно.

Пока учащиеся выполняют упражнение на скорочтение, незаметно засеките, сколько секунд они читают страницу. Таким образом, вы можете рассчитать приблизительную скорость чтения для них. Во многих детских книгах около 200 слов на странице, поэтому шесть секунд на странице — это 2000 слов в минуту; 4 секунды на страницу, 3000 слов в минуту; 2 секунды, 6000 слов в минуту; и 1 секунда, 12 000 слов в минуту.

Во время обычного скорочтения тихо объявите каждому ученику, какова его скорость чтения, чтобы каждый знал свой прогресс. Я также спрашиваю их, насколько они понимают. Зачастую это совсем немного. Я обнаружил, что только это мотивирует детей больше, чем что-либо еще. Они понятия не имели, что могут читать со скоростью 3000 слов в минуту или лучше. Это в 10 раз быстрее, чем у большинства выпускников колледжей.

Иногда кто-то увязает в интересной истории и возвращается к прежнему способу чтения. Когда это произойдет, просто попросите его ускориться в следующий раз.

Веселые награды : Скучающие дети не будут заниматься самостоятельно, как бы вы ни ворчали. Незаинтересованные дети даже не поверят, что скорочтение возможно. Я хорошо помню один класс третье- и четвертого классов, который я преподавал. На второй день занятий я небрежно спросил их, кто из них тренировался по крайней мере 15 минут прошлой ночью. Только трое детей подняли руки. Затем я вытащила из тайника три пачки бабушкиного печенья, бросила их прилежным в награду, а остальным объявила: «Ну и дела, как жаль, что никто больше не вспомнил о практике».

В тот день несколько счастливых детей ели печенье на глазах у своих друзей. Это плохие манеры, но это хорошая мотивация. Никто снова не забыл свою домашнюю работу. Я вознаграждаю детей за их усилия каждый день. Я также вознаграждаю их за достижение своих целей в любой деятельности, которую я могу придумать, чтобы поддерживать волнение. Я редко забываю принести что-нибудь тем, кто прилагает усилия. Это имеет большое значение.

Планы уроков

Для этих уроков я предполагаю наличие 45-минутного блока времени каждый день в течение пяти дней в неделю. Этот курс продлится четыре недели.

Урок 1 : План урока 1 отличается от остальных уроков. Это потому, что именно здесь дети знакомятся со всеми основными понятиями и действиями скорочтения. После Урока 1 остальные уроки очень похожи, основные отличия заключаются только в изменениях, которые вы вносите, чтобы адаптировать курс к вашим потребностям. Проведите Урок 1 следующим образом:

1. Предварительно протестируйте учащихся, чтобы подсчитать текущую скорость чтения.

2. Объясните естественное происхождение. Дайте детям пять секунд, чтобы увидеть все слова на одной странице, используя Natural Vision, как вы объяснили. Скажите им: «Не пытайтесь ничего понять. Если вы что-то понимаете, значит, вы идете слишком медленно. Повторяйте этот шаг, если это необходимо, пока все дети не поймут концепцию естественного зрения.

3. 30 секунд: четко видеть все слова на как можно большем количестве страниц. Не пытайтесь что-либо понять. Это делается только для того, чтобы привыкнуть к использованию Natural Vision. Если дети не видят четко хотя бы шесть страниц печатного текста, повторите этот шаг, чтобы они научились писать быстро.

4. 30 секунд: двигайтесь как минимум так же быстро, как в шаге 3, постарайтесь понять одно слово на странице. Не тормозите для этого. Не останавливайтесь, чтобы лучше сосредоточиться на каком-то конкретном слове. Используйте только свое естественное зрение. Сообщите, сколько страниц вы просмотрели.

Обычно, если вы сконцентрируетесь, случайное слово выскочит откуда-то на странице. Не замедляйтесь, чтобы думать об этом, когда это выскакивает на вас. Просто продолжай идти быстро. Кроме того, это слово исчезнет из вашей памяти так же быстро, как и появилось. Не беспокойтесь об этом. Это все еще считается. Воспоминание придет позже, со временем и практикой.

5. 30 секунд: понять 3 слова на странице, в остальном те же правила, что и для шага 4.

Сообщите, сколько страниц вы просмотрели.

6. 30 секунд: понять пять слов на странице. Те же правила, что и в шаге 5.

7. 30 секунд: понять семь слов на странице. Те же правила, что и в шаге 5.

8. К настоящему времени они должны привыкнуть к использованию своего естественного зрения. Теперь мы будем работать над визуализацией.

30 секунд: просмотрите как можно больше страниц и попытайтесь получить общее представление о том, о чем эта история. Не замедляйтесь. По крайней мере, постарайтесь не тормозить. Старайтесь визуализировать как можно больше. Не волнуйтесь, если вы все забудете сразу после тренировки, это обычное дело на данном этапе. Просто делай все возможное.

9. 30 секунд: снова сделайте тот же выбор чтения, что и на шаге 8. Расскажите инструктору все об этом, особенно обо всем новом, что вы не уловили в прошлый раз.

10. 30 секунд; То же, что и шаг 9.

11. Резьбовое сверло. Три секунды между каждым нажатием в течение 2 минут. Если кто-то заканчивает свою книгу во время тренировки с метчиком, он может либо начать книгу заново, либо быстро взять другую книгу и продолжить.

Напомните детям во время упражнения с постукиванием, чтобы они сосредоточили свою энергию на попытках визуализировать и одновременно расслабиться. Даже если они чувствуют, что ничего не получают от этого, они должны, по крайней мере, увидеть все слова на каждой странице своим Естественным Видением и попытаться Визуализировать и Расслабиться.

12. Двухсекундное сверло. То же, что шаг 11, но две секунды между каждым касанием.

13. Односекундное сверло. То же, что шаг 11, но только одна секунда между каждым касанием.

14. Случайное чтение. Они должны читать со скоростью достаточно быстро, чтобы бросить себе вызов, но достаточно медленно, чтобы получить от этого удовольствие.

Старайтесь не тянуть страницу медленнее пяти секунд. Если только один ребенок движется слишком медленно, не обращайте на это внимания. Но если большая часть класса начинает замедляться, начните постукивать ручкой по пять секунд за касание и скажите им, что они должны двигаться так же быстро, как постукивания, или еще быстрее.

Во время обычного чтения пусть каждый ребенок приблизительно знает, с какой скоростью он читает.

15. Поручите детям самостоятельно попрактиковаться в повседневном чтении в течение 15 минут сегодня вечером.

Уроки со 2 по 20:

1. Наградите тех, кто вчера вечером занимался не менее 15 минут.

2. Выполните набор упражнений (три упражнения) по 30 секунд на каждое упражнение в той же истории или выбранном фрагменте. Разделите класс на группы по два-три ученика в каждой. Пусть каждый ученик расскажет все свои воспоминания своему партнеру. С этого момента пусть они всегда используют Естественное зрение и пытаются визуализировать во всем своем скорочтении.

3. Новый рассказ или раздел. Повторите шаг 2.

4. Новый рассказ или раздел. Повторите шаг 2 еще раз.

5. Трехсекундное сверло на три минуты. Напомните детям визуализировать и расслабиться во время каждого упражнения.

6. Двухсекундное сверло на три минуты.

7. Односекундное сверло на три минуты.

8. Случайное чтение. Сделайте так, чтобы они двигались достаточно быстро, чтобы бросить им вызов, но достаточно медленно, чтобы получить от этого удовольствие.

Пока дети читают по скорочтению, подойдите к каждому и скажите ему или ей, как быстро он или она читает.

Если кто-то из детей все еще использует очень большие материалы для печати, постарайтесь отучить их от них и перейти к более нормальному размеру к Уроку 5. желание, но не медленнее.

После 10-го урока вы, возможно, захотите потратить больше времени на 3-5-минутные повседневные чтения, а затем рассказать об этом своему партнеру, и меньше времени на упражнения.

После урока 10 вы можете пропустить трехсекундную метчиковую дрель.

На протяжении всего курса напоминайте студентам, что они должны практиковаться по 15 минут каждый день после окончания четырехнедельного курса в течение следующих двух месяцев. Лучше бы больше. Если возможно, сделайте плакат и повесьте его на стену, чтобы напомнить всем. Или отправьте записку домой родителям, чтобы убедиться, что это сделано.

Понимание

Чтобы не разочароваться посреди курса, нужно знать, чего ожидать. Единственный вид понимания, которого я ищу, — это то, что я иногда называю «проходным» пониманием. То есть те вещи, которые вы понимаете, пока просто проходите по прочитанному материалу. Если вы понимаете 70% материала во время чтения, но через секунду после прочтения можете вспомнить только 20%, я все равно придерживаюсь 70%.

Почему? Потому что единственная разница между ними заключается во времени и регулярном использовании навыка. Та часть вашего мозга, которую вы используете для скорочтения, никогда раньше не использовалась. И так же, как сломанная нога, которая уже полгода в гипсе и пока не может тебя поддерживать. Эта часть вашего мозга поначалу не в силах удержать какое-либо понимание. Но если вы регулярно тренируете свой мозг, используя свой талант скорочтения, ваша способность вспоминать то, что вы узнаете, проходя мимо, резко возрастет.

Рисунок 2. На этой диаграмме показано, как понимание учащихся развивается сначала медленно, затем улучшается в ускоренном темпе, прежде чем сходить на нет, приближаясь к 100%.

Итак, настоящая цель, к которой нужно стремиться, — это сквозное понимание. Долгосрочный отзыв просто позаботится о себе со временем и регулярным использованием.

Есть еще один вопрос, который беспокоит некоторых детей в отношении понимания. Некоторые люди, которые не осваивают скорочтение так же быстро, как другие, расстраиваются, потому что их понимание не улучшается так быстро, как у других в том же классе.

Я рассеиваю это разочарование, объясняя, что все усваивают это с разной скоростью и это не имеет ничего общего с IQ. Я рисую свою схему понимания (рис. 2) и объясняю три стадии понимания, через которые мы все проходим, учась скорочтению:

Стадия 1 : Стадия новичка. Это первая часть курса, когда мы видим много слов и почти ничего не понимаем. Некоторые дети выходят из этой стадии в первый же день. Некоторые взрослые остаются здесь на три недели. Большинство детей, которых я учу, остаются здесь примерно на неделю. Однако, если вы преподаете в очень маленьком классе, скорее всего, у вас может не быть того ученика, который завоюет популярность и станет лидером, и ваши ученики могут оставаться на этом этапе дольше, чем в среднем.

Этап 2 : Это Стадия Роста. Ваш разум, наконец, может начать схватывать навык и понимать материал на высоких скоростях. Понимание может неуклонно увеличиваться в течение двух недель до 60-80%. Или он может подняться до 70-90% всего за день или два для некоторых детей.

Ступень 3 : Это силовая ступень. Именно здесь скорочтение становится мощным инструментом обучения. Понимание почти выравнивается, обычно на уровне от 60% до 80%. Некоторые дети достигают этой стадии в течение двух дней. Другим нужно несколько недель. После этого понимание медленно увеличивается еще немного каждую неделю, все ближе и ближе приближаясь к 100%. День за днем ​​ученик не заметит улучшения понимания. Но неделя за неделей или даже месяц за месяцем будут заметны различия.

Стадия мощности — это также время, когда мозг преодолевает «пробел в воспоминании», когда долговременное воспоминание начинает догонять «сквозное» понимание. Как всегда, у детей это происходит гораздо быстрее, чем у взрослых.

Вопросы и ответы

В. Если я научусь быстро читать, смогу ли я читать по-старому, когда мне нужно?

А. Да. Это два разных навыка. Вы обнаружите, что предпочитаете использовать скорочтение для одних работ и обычное чтение для других.

В. Я тоже хочу научиться скорочтению. Должен ли я пытаться научить себя скорочтению, пока я учу детей?

А. Не рекомендую. Обычно это портит систему. Если вы хотите научиться скорочтению самостоятельно, я рекомендую вам сначала научить детей, а потом себя, или попросить одного из детей помочь вам в этом.

В. Правда ли, что у некоторых детей в результате овладения навыком скорочтения к 10 годам развивается фотографическая память?

A. В некоторых случаях я верю, что это правда. Однако в этой области необходимо провести дополнительные исследования.

В. С какого возраста детей можно обучать скорочтению?

A. Я учу любого, кто умеет читать на уровне 3-го класса или выше, независимо от возраста.

В. А как насчет видео- или аудиокурсов?

A. Я уверен, что эти курсы хороши, но они предназначены для взрослых, а не для детей. Тем не менее, я никогда не встречал никого, кто освоил скорочтение по видеокурсу, а вы? Я считаю, что курсы в классе с настоящими, живыми учителями более успешны, потому что в живом классе каждый подотчетен учителю за выполнение каждого задания. Однако в видеокурсах ответственности нет.

Наконец, не так давно, когда я делал копии в библиотеке, вошла 10-летняя девочка. Я видел, как она подошла к кассе со стопкой из пяти книг. Я узнал в ней Шону, которая больше года назад посещала один из моих уроков скорочтения. Я спросил ее, читает ли она до сих пор, и она ответила, что читает. Конечно, я ожидал этого, глядя на пять книг, которые у нее были. Ее мать стояла рядом и сказала, что Шона очень быстро читает книги. Тем временем Шона вернулась за книгами с полок.

В такие моменты я рад, что обучаю скорочтению.

Джордж Стэнклифф преподает скорочтение в Департаменте парков и отдыха Якима, Вашингтон. Он является автором книги «Скорочтение для детей». С ним можно связаться по почте через The American Speed ​​Reading Project, PO Box 1854, Point Roberts, WA 98281 или по электронной почте [email protected].

С чего начать обучение детей скорочтению | Михал Юхас | Mission.org

Практика скорочтения: «Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?»

Представьте, что вы читали бы по одной книге в день в течение последних 20 лет. Насколько дальше вы были бы сегодня?

Некоторым из родителей, с которыми я беседовал для своего сайта, удалось научить своих детей скорочтению в раннем возрасте. И я подумал: Как насчет того, чтобы научить этому и своих двух маленьких детей?

Скорочтение — это тоже сверхспособность Билл Гейтс хотел бы иметь!

Когда студент из штата Небраска задал Биллу Гейтсу и Уоррену Баффету вопрос о сверхспособностях, Гейтс ответил: «Умение читать очень быстро». И Баффет поддержал его, добавив: «Вероятно, я потратил впустую десять лет, читая медленно».

Сегодня, мне 32 года, я учусь скорочтению. И я все думаю, как изменится жизнь моих детей, если мне удастся научить их скорочтению уже сейчас, когда им всего пять лет.

Как мы можем ускорить обучение наших детей?

Средние читатели читают со скоростью около 250 слов в минуту нетехнический материал с типичным пониманием 60%. Лучшие читатели достигают выше 1000 слов в минуту с почти 85% пониманием.

200-страничная книга обычно содержит около 50 000 слов.

Если вы можете читать 200 слов в минуту (слов в минуту), вам потребуется 50 000 / 200 / 60 = 4,17 часа , чтобы прочитать это.

Если вы можете читать 500 слов в минуту, вам потребуется 1,67 часа для чтения.

Если вы или ваш ребенок можете читать со скоростью 800 слов в минуту, вам потребуется всего 1 час , чтобы прочитать книгу. Так некоторые детки читают даже по две-три книги в день.

И все это с таким же или даже лучшим пониманием. Впечатляет, не так ли?

Почему все больше людей не учатся скорочтению?

На самом деле скорочтению относительно легко научиться, до определенного уровня. Это очень просто, хорошо изучено и задокументировано. Это «всего» требует дисциплины. И, скорее всего, поэтому так мало кто может это сделать.

Джордж Стэнклифф обучает детей скорочтению 20 лет:

Взрослому научиться скорочтению как минимум в десять раз сложнее, чем ребенку. К тому времени, когда вы сами закончите бороться с этим процессом, вы настолько устанете, что будете сомневаться в том, что дети вообще способны этому научиться. (George Stancliffe)

Photo by Prasanna Kumar on Unsplash

Джордж Стэнклифф написал в своей 18-летней статье «Научите своих детей скорочтению, даже если вы сами не умеете быстро читать». читать:

  • Естественное зрение — распознавание более одного слова одновременно
  • Визуализация — представьте историю так хорошо, как будто вы смотрите фильм понимание
  • Ежедневная практика — важность дисциплины невозможно переоценить

Следующие инструменты помогли мне увеличить скорость от 300 до 500 слов в минуту (слов в минуту). Моя цель — 800 слов в минуту, так что впереди еще много практики.

Раскрытие информации: я не получаю никакого вознаграждения за продвижение этих обучающих инструментов.

1. EyeQ

EyeQ — продукт, рекомендованный Эшли в моем посте «Скорочтение не только для взрослых» (+видео). Несмотря на то, что EyeQ не работает на iPhone или iPad, упражнения для настольных ПК имеют высокое качество.

2. Таблицы Шульца

Наши глаза лучше всего видят в центральной зоне зрения. Все, что находится за пределами этой центральной области, кажется туманным. Чем шире поле нашего зрения, тем быстрее мы можем читать. Таблицы Шульца (приложение для iOS) помогают мне расширить это видение.

3. Aceleread

Acceleread — это приложение для iOS, предлагающее индивидуальный курс обучения скорочтению. Несмотря на то, что он не обновлялся в течение трех лет, он по-прежнему является идеальным продуктом.

4. Outread

Outread (приложение для iOS) помогает мне читать статьи, сохраненные в Pocket, дополненные маркером, который выделяет небольшие фрагменты текста за раз.

Для детей?

Мне нравятся приложения выше, и я сам ими пользуюсь, но они не подходят для детей. Материал для чтения слишком скучный.

Я хотел использовать книги, которые мои дети больше всего любят и уже выучили текст. За последние несколько месяцев я попробовал несколько инструментов, но ни один из них меня не удовлетворил.

Эшли МакГи упомянула в моем интервью, что она научила своих двух дочерей скорочтению, показав им слайдов PowerPoint со словом на каждом слайде. И быстро сменила слайды.

Итак, я решил создать мой инструмент — простой — который позволил бы мне экспериментировать с детьми и попробовать немного потренироваться в скорочтении.

Одна из наших любимых книг — «Бурый медведь». короткий; легко начать с.

Книга: Бурый медведь

Сначала мне пришлось расшифровать ее текст. Это было делом нескольких минут с помощью голосовой диктовки.

Ввод: Расшифрованный текст книги в текстовом редакторе. #plainText

Во-вторых, я создал простой скрипт Python для создания PDF-файла для каждой книги. Этот скрипт вытягивает текст и разрезает все предложения на мелкие кусочки — слово за словом.

Сценарий Python создает PDF-файлы…

Наконец, для каждой книги создается PDF-файл с одним словом на странице. Так сначала обучают скорочтению, прежде чем зрительный объем увеличится до двух и более слов. #nextLevel

Вывод: Сгенерированный файл PDF с одним словом на странице.

Открываем файл PDF в полноэкранном режиме и быстро переходим с одной страницы (слова) на другую. Дети уже знают, что их ждет, так что до сих пор было очень весело! 🙂

Наше недавнее занятие по скорочтению с детьми

В книге Бурый медведь 194 слова, что составляет 194 страницы в файле PDF. Вы можете создать его в MS Word или Pages (на Mac), но это громоздко.

Если вы немного ленивы, как и я, вы можете загрузить мой скрипт на GitHub и автоматически сгенерировать свои PDF-файлы:

GitHub: MichalJuhas/speed-reading-pdf-generator

Этот скрипт создает PDF-файлы для практики скорочтение.

github.com

Теперь мы с моими детьми знаем:

  • что делать (знания и лучшие практики)
  • и как делать (у нас есть инструменты)

Что нас может остановить?

Со всеми доступными инструментами и знаниями, привычка практиковаться каждый день — вот что делает 1% взрослых и детей успешными в скорочтении. Как пишет Джордж Стэнклифф:

После проведения многих занятий по скорочтению стала очевидной одна тенденция: те, кто практикуется ежедневно, добиваются хороших результатов в скорочтении, а те, кто пренебрегает этим, плохо учатся.

Дисциплина является корнем всех хороших качеств. Нам нужно быть самодисциплинированными, чтобы достичь мастерства!

Дэниел Пинк говорит:

Людям не удается достичь мастерства не потому, что они не талантливы, а потому, что они не дисциплинированы.

Как предполагают и Джордж Стэнклифф, и Дэниел Пинк, единственное, что может остановить нас, это недостаток дисциплины и настойчивости.

Держите пальцы скрещенными, все. 🤞 Буду держать вас в курсе наших успехов!

Кстати. Знаете ли вы, что можете прочитать указанные выше 1040 слов за одну минуту или меньше со скоростью 1000 слов в минуту? Если это заняло у вас больше минуты, поставьте лайк и поделитесь этой статьей 😉

👏 Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее другим 👏

Я5 увлечен 903 ускоренный рост и обучение.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *