Содержание

Агрессия у ребенка 4 или 5 лет: почему возникает и что делать? Советы психолога

Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5 лет. В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности. Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.

Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять их двигательную активность, он быстро перевозбуждаются, начинают капризничать и не слушаться. Это может привести к проявлению агрессии. Однако это не единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации общения с окружающими.

Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет

Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:

• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;

• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;

• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;

• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.

Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.

К основным причинам детской агрессии психологи относят:

• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;

• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;

• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;

• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.

• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.

• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.

Как бороться с агрессией ребенка

Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:

• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;

• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;

• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;

• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.

• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.

Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.

Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.

« Предыдущая запись
Синдром эмоционального выгорания: определение, краткая история вопроса.

Следующая запись »
Кризис 7-8 лет: рекомендации родителям от психолога

Агрессия у ребёнка. Что делать родителям?

Как детский психолог я часто слышу один и тот же вопрос от обеспокоенных родителей: «Нормально ли это, если мой ребёнок злится и проявляет агрессию?»

Дети, которым запрещают выражать свои чувства – грызут ногти, кусают губы или язык, ковыряют болячки или кожу вокруг ногтей, заикаются, писаются. У них возникают кожные болезни, нервные тики, астма.

Что такое агрессия и злость

Злость и гнев – естественные человеческие чувства. Это эмоции направлены против несправедливости по отношению к вам или как реакция на препятствие в удовлетворении вашей просьбы.

Агрессия – это действия, которые выражаются в нападении или угрозе нападения одного человека на другого. Агрессия связана с эмоциями злости, страха, ярости.

Что с вами происходит, когда вы злитесь? Подавляете чувства, скрываете их или, наоборот, делитесь с близкими? Бьёте кулаком по столу, курите, пинаете диван, принимаете душ, разбрасываете вещи? Уверена, в любом случае вы знаете, как справиться с чувствами: стараетесь избежать агрессии, чтобы не доставить дискомфорт другому человеку.

Что происходит с ребёнком, когда он злится? В отличие от взрослых, он не знает о том, что с ним творится, что он чувствует. Он не знает, как описать это чувство и что с ним делать. Поэтому не говорит прямо: «Я на тебя злюсь!»

Вместо этого звучат фразы: «Уйди отсюда!», «Ты плохая мама!», «Ненавижу тебя!», «Не буду с тобой играть!». В гневе он может толкнуть, ударить, укусить или обозвать того, на кого злится. И родители часто не знают, как грамотно реагировать в таких случаях. 

Помните, что ваш ребёнок ещё не умеет управлять чувствами и выражать их адекватно! Научить его этому – задача родителей.

Дети постоянно находятся во власти эмоций, поэтому переживают жизнь «тотально».  Они спонтанны и искренни в проявлении чувств, находясь «здесь и сейчас».

Не запрещайте ребёнку проявлять злость, да и любые другие чувства. Не стыдите его, не ругайте. Научите его выражать эмоции, чтобы ему стало психологически легче, учитывая, что его действия никому не навредят.

Как помочь ребёнку выражать злость и агрессию

Для тех случаев, когда ваш ребёнок проявляет агрессию и злость, у меня есть полезные советы.

1. Помогите ребёнку осознать то, что с ним происходит, назовите словами его чувство. Например: «Я вижу, что ты сейчас сердишься», «Я понимаю, что ты злишься».

2. Покажите, что понимаете причину злости ребёнка: «Я вижу, что ты злишься, потому что тебе хочется играть с моим телефоном, а я тебе не разрешаю», «Ты злишься на меня потому, что произошло…», «Потому что ты хочешь…».

3. Присоединитесь к ребёнку: «Я бы тоже разозлилась на твоём месте», «Я понимаю, тебя мне тоже неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась из-за этого, когда была маленькой».

4. Научите ребёнка говорить о чувствах, выражать их словами: «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется всё разбросать», «Я так злюсь, что мне хочется тебя ударить».

5. Объясните, что если сказать о чувствах, – станет легче. То, что у ребёнка возникают мысли об агрессии, – нормальное явление. Сказать – это еще не значит сделать. Постарайтесь, чтобы он выразил словами то, что чувствует, и о чём думает. Вы увидите – ему станет лучше.

6. Расскажите ребёнку, что чувствовать злость, – можно, а делать больно человеку или обижать его – нельзя. Ограничивайте его, если он проявляет физическую и словесную агрессию в адрес людей и животных.

7. Научите ребёнка приемлемым способам выражать агрессию и гнев так, чтобы не навредить другим. Научите его перенаправлять эти чувства.

На что перенаправить агрессию ребёнка

Прежде чем вы узнаете приемлемые способы выражения агрессии, прочитайте 3 важных совета:

1. Заранее, а не в момент, когда ребёнок злится, расскажите ему о приёмах выражения агрессии, описанных ниже. Поговорите о том, что и как делать.

2. Для практики примените с ним один из способов, повторите его несколько раз.

3. Когда ребёнок злится, помогите ему выразить чувства с помощью того или иного приёма.

Некоторые способы для работы с детской агрессией

Детям младшего возраста

Ребёнку становится легче, когда он топает, «как медвежонок», сжимает и разжимает кулачки, рычит «как тигрёнок», выставляя вперёд полусогнутые пальчики.

Детям разных возрастов

1. Быстрыми, интенсивными движениями, то одной, то другой рукой, сомните в комок лист бумаги. Изо всех сил бросьте его на пол, наступите на него или попрыгайте на нём. При желании скомкайте несколько листов.

2. Резко порвите пополам лист бумаги, потом ещё и ещё — на мелкие части. Подбросьте их. Вид бумажного «снега», летящего на голову и пол, поможет ребёнку переключиться. Ему станет интересно собрать и снова подбросить кусочки бумаги.

3. Скомкайте бумагу. Бросьте бумажные комки в стену или друг в друга!

4. Дайте ребёнку подушку, чтобы он поколотил её и бросил.

5. Предложите ему взять мягкие игрушки,бросить их на пол или на диван. 

6. Попросите ребёнка нарисовать то, что его злит, а потом попросите перечиркать рисунок.

7. Предложите слепить «объект» злости, а потом раздавить его.

Важно не просто рассказать ребёнку об этих способах, но и продемонстрировать их, вовлекая его в процесс.

Каждый раз, когда ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку, предлагайте использовать один из вариантов, описанных выше. Со временем у него появится свой любимый способ. Ребёнок научится справляться без вас. Так вы поможете ему выплеснуть негативные эмоции, разрядить напряжение, не причиняя вреда ни себе, ни другим.  

Используя описанные способы, вы демонстрируете уважение к чувствам ребёнка и устанавливаете ограничения на прямое проявление агрессии. Вы помогаете ему справиться со злостью и выразить это чувство на словах. 

Кстати, папе и маме тоже не помешает периодически устраивать подушечный бой друг с другом. Помогает! Проверено многими родителями, моими клиентами.

Также смотрите видео «Детская агрессия. Запись прямого эфира»

P.S. Если ваш ребёнок дерётся, кусается, щипается, толкается, грубит, обзывается, плюётся, а также если кусает губы, грызёт ногти, ковыряет ранки, бьёт и ругает себя – обязательно посмотрите вебинар «Детская агрессия и грубость. 17 приемлемых способов для ребёнка выразить гнев»

Пожалуйста, напишите в комментариях: 
– какие рекомендации из этой статьи оказались для вас самыми полезными;
– какие способы вы использовали; 
– какие из них помогли вашему ребёнку.

Используя кнопки социальных сетей, поделитесь этой статьей с друзьями, чтобы помочь им стать счастливее.

Читайте также:

5 стратегий эффективного воспитания детей

© 2016 – 2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Агрессия у детей может принимать разные формы: гневные истерики; бить, пинать или кусать; вспыльчивые порывы, уничтожающие собственность; хладнокровное издевательство; словесные атаки; попытки контролировать других с помощью угроз или насилия.

Что отталкивает детей?

В некоторых случаях дети раздражаются, потому что их раздражает проблема, которая для них слишком серьезна. Они еще не научились контролировать свои импульсы или разрешать конфликты социально приемлемыми способами.

В других случаях дети могут бороться с особыми трудностями, такими как стрессовые жизненные события, проблемы с регулированием эмоций, дефицит внимания, симптомы аутизма или гиперактивность.

Тем не менее, во всех случаях — даже если у детей диагностированы серьезные расстройства поведения — взрослые могут иметь сильное влияние.

Люди не рождаются с программами, которые заставляют их реагировать на мир враждебно. У всех нас есть способность вести себя агрессивно. Делаем мы это или нет, зависит от того, как мы воспринимаем мир.

Агрессивные тенденции формируются условиями окружающей среды — давлением, угрозами, возможностями и последствиями, с которыми сталкиваются дети. Изменяя эти условия, мы можем улучшить поведение и изменить ход развития.

Это не означает, что вы виноваты в том, что ваш ребенок капризничает. Генетические факторы повышают риск возникновения проблем у некоторых детей (Luningham et al 2020). А на агрессию у детей влияют силы внешней среды вне дома. Сверстники, учителя, соседи, сообщения СМИ, идеология и культурные факторы — все это играет роль.

Но какие бы факторы ни подвергали ребенка риску, в исходе нет ничего неизбежного. Когда лица, осуществляющие уход, получают необходимую им помощь, они могут оказать существенное влияние.

Рандомизированные контролируемые исследования показывают, что агрессивные дети меняют траекторию, когда родители получают практическое обучение и моральную поддержку (Furlong et al 2013; Piquero et al 2009; Shellby and Shaw 2015; Waller et al 2013; Maaskant et al 2017; Scrool et al. 2017).

Вмешательства работают отчасти потому, что родители учатся определенным приемам борьбы с агрессией. Но они также работают, потому что родители учатся менять свое мировоззрение.

Борьба с проблемами поведения ребенка вызывает стресс и деморализует. Это подрывает вашу устойчивость, ваше чувство оптимизма, компетентность и добрую волю. Это может изменить отношения между родителями и детьми деструктивным образом и заставить вас думать о своем ребенке так, что это подорвет вашу способность справляться с ситуацией.

А контрпродуктивные мысли подпитывают конфликт и усугубляют проблемы с поведением.

Замените эти токсичные мыслительные привычки позитивными, конструктивными мыслями о решении проблем, и вы сможете остановить плохое поведение до того, как оно проявится (Dittman et al 2016; Furlong et al 2013; Shellby and Shaw 2014).

Итак, переживают ли дети просто «ужасные двойки» или борются с более сложными проблемами, мы должны мужественно: с правильными инструментами мы можем изменить ситуацию.

Вот научно обоснованные советы по преодолению агрессии у детей, представленные в двух частях. Первая часть касается корректировки вашего мировоззрения как родителя. Вторая часть (ссылка здесь) содержит практические советы, которые помогут детям преодолеть свои агрессивные импульсы.

Советы по поддержанию уверенного и конструктивного мировоззрения

1. Не принимайте близко к сердцу.


Когда ваш ребенок не выполняет просьбу, легко почувствовать неуважение. Легко почувствовать себя мишенью, когда ваш ребенок впадает в ярость. Но эти эмоциональные реакции, какими бы естественными они ни были, ошибочны.

Во-первых, дети не обрабатывают эмоции и информацию так, как это делают взрослые (см. ниже). Если ваш ребенок очень мал, он многого не понимает в своих собственных чувствах, не говоря уже о ваших. Если ваш ребенок старше, все еще вероятно, что плохое поведение вашего ребенка отражает импульсивность или некомпетентность, а не злой умысел.

Во-вторых, исследования показывают, что наши пессимистические социальные убеждения — склонность приписывать враждебные намерения там, где их нет, — могут стать самоисполняющимся пророчеством. Люди, предполагающие худшее, склонны провоцировать негативное поведение других. А родители, выдвигающие враждебные атрибуции, могут в конечном итоге создать те самые проблемы, которые они хотят решить.

В одном исследовании у матерей, которые враждебно отзывались о своих малышах, через три с половиной года чаще рождались дети с проблемами агрессивного поведения. Эта связь между материнскими убеждениями и агрессией у детей оставалась значимой даже после того, как исследователи учли ранее существовавшие детские трудности, а также негативное родительское поведение, которое, как правило, сопровождает враждебные атрибуции (Healy et al 2015).

Напоминание себе не принимать это на свой счет не только хорошо для вашего настроения. Это хорошо для ваших отношений и для долгосрочного развития вашего ребенка.

2. Получите реалистичные ожидания относительно способности вашего ребенка следовать правилам и выполнять просьбы.


Маленькие дети обладают меньшей продолжительностью концентрации внимания и легко отвлекаются. Им требуется больше времени для обработки словесных инструкций. Как я объяснял в другом месте, объем их рабочей памяти — огромное количество вещей, которые они могут удерживать в памяти в любой момент, — более ограничен.

Изучение новой информации и адаптация к изменению правил или процедур могут занять больше времени, чем вы думаете (Lee et al 2015). Маленьким детям требуется больше практики, чем детям старшего возраста, а детям старшего возраста нужно больше практики, чем взрослым (Йим и др., 2013).

Поэтому, когда мы даем указания, мы не должны ожидать, что маленькие дети будут реагировать быстро и эффективно. Они работают медленнее, и им труднее переключаться с одного вида деятельности на другой. Им нужно, чтобы мы давали им четкие и простые указания, а затем давали им дополнительное время, необходимое для переключения передач.

Дети постарше могут справиться с большей сложностью и скоростью, но их объем внимания, объем рабочей памяти, контроль над импульсами и навыки переключения между задачами все еще развиваются.

Подстраиваясь под темп и способности вашего ребенка и терпеливо и спокойно напоминая ему, вы превращаете задачу в задачу, для решения которой у него есть оборудование. И ваш ребенок получит социальное и эмоциональное вознаграждение за сотрудничество — важнейший опыт для его долгосрочного развития. Вы вкладываете больше времени, но это вложение, которое окупится.

3. Получите реалистичные ожидания относительно развития эмпатии и доброты.


В детстве дети все еще узнают об эмоциях — как регулировать свое настроение и читать мысли других. Зависимые, неопытные и уязвимые дети младшего возраста легче поддаются угрозам и поэтому с большей вероятностью сосредоточатся на защите своих интересов (Li et al 2013).

Дети постарше тоже могут реагировать таким образом, если воспринимают мир враждебным или несправедливым. А некоторые дети находятся в физиологическом невыгодном положении. У них есть возможность узнавать о социальных сигналах, но их мозг не вознаграждает их за это так сильно (Дэвис и др. , 2011; Сепета и др., 2012). Как следствие, дети менее склонны учиться самостоятельно. Им нужна наша помощь.

Таким образом, хотя поведение детей может показаться эгоистичным, это не означает, что они неисправимо эгоцентричны. Как я объясняю в других статьях Parenting Science, дети демонстрируют способность к сочувствию и доброте с самого раннего возраста. На самом деле даже младенцы, кажется, болеет за аутсайдера.

Когда дети не проявляют заботы о других, часто это происходит потому, что они иначе воспринимают ситуацию или не умеют контролировать свои импульсы. Им нужны возможности учиться — развивая с нами надежные отношения; говорить о своих чувствах и эмоциональных сигналах окружающих; и наблюдение за положительными образцами для подражания, и взросление в среде, которая вознаграждает самоконтроль и сотрудничество.

Если вам нужна помощь в развитии эмпатии, прочтите эту статью о «тренировке эмоций» и эти советы, основанные на фактических данных.

4. Сосредоточьтесь на поддержании позитивных отношений.

Если ваш ребенок продолжает плохо себя вести, вы можете счесть важным отвечать на каждое оскорбление критикой, угрозами или наказанием. Но действительно ли это хорошая идея? В итоге вы получите отношения родитель-ребенок, которые в основном характеризуются негативным обменом.

Это мрачный исход, к тому же контрпродуктивный. Исследования показывают, что дети с большей вероятностью овладевают желаемыми социальными навыками, когда мы даем им положительную обратную связь за правильный выбор, а не угрозы и наказания за неправильный поступок.

Более того, негативная диета может сделать детей более непослушными. Негативное воспитание может привести к нисходящей спирали плохого поведения, наказания, возмездия, еще большего наказания и еще большего плохого поведения (Cavell et al 2013). Физические наказания особенно нежелательны. Когда родители применяют физические наказания, проблемы с агрессивным поведением детей, как правило, усугубляются (Heilmann et al 2021).

Как сохранить спокойствие и оптимизм? Это нелегко, особенно если ваш ребенок застрял в «режиме неповиновения». Вам понадобится социальная поддержка и, возможно, профессиональное руководство. Исследования показывают, что терапевты, специально обученные работе с агрессией у детей, могут помочь уменьшить стресс и улучшить поведение.

Одним из подходов, используемых на международном уровне, является так называемая «Орегонская модель» обучения родителей управлению (Scrool et al 2016; Kjøbli et al 2016; Maaskant et al 2017; Thijssen et al 2017). Благодаря еженедельным занятиям коучингом и ролевым играм родители учатся эффективно устанавливать ограничения, развивать сотрудничество, конструктивно улаживать споры и наполнять повседневную жизнь приятными и любящими занятиями.

Но первым шагом является реорганизация ваших приоритетов (Cavell et al 2013). Поддержание позитивных отношений важнее, чем преследование каждой неудачи. Иногда вам нужно выбирать сражения. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с моими советами по обращению с агрессией у детей, а также с этими полезными советами для родителей.

5. Не жертвуйте своим психологическим благополучием!

Сталкиваться с агрессией очень сложно, а стресс причиняет боль. Это делает нас больными, затуманивает наше мышление и портит отношения. Как я объясняю в другом месте, стресс заразен: даже маленькие дети улавливают наше плохое настроение. А когда родители испытывают стресс, это подливает масла в огонь: проблемы с поведением их детей, как правило, усугубляются. Подробнее об этом читайте в моей статье «Стресс у родителей: почему это важно и что мы можем сделать, чтобы избавиться от него».

Таким образом, забота о собственном благополучии не должна быть запоздалой мыслью, роскошью, которую следует откладывать до тех пор, пока проблемы с поведением вашего ребенка не улучшатся. Это насущный вопрос, центральный игрок кризиса.

Для получения информации о тактиках борьбы со стрессом, основанных на фактических данных, см.

Ваш терапевт или врач может порекомендовать вам принять участие в научно обоснованной группе поддержки родителей, такой как Triple P («Программа позитивного воспитания»). Как отмечалось выше, такие программы имеют положительный опыт (Furlong et al 2013).

Далее: Как разрядить вызывающее поведение и агрессию у детей

Для получения дополнительной информации о том, как справляться с деструктивным поведением и агрессией у детей, см. вторую часть этого руководства, в которой представлены советы по устранению проблем с деструктивным и агрессивным поведением. Кроме того, ознакомьтесь со следующими статьями Parenting Science, посвященными развитию навыков сотрудничества и саморегуляции:

  • Методы позитивного воспитания
  • Обучение самоконтролю
  • Обучение эмпатии
  • Коррекция поведения: как помочь детям учиться на своих ошибках
  • Развитие дошкольных социальных навыков
  • Авторитетное воспитание

Ссылки: Агрессия у детей

Кавелл Т.А., Харрист А.В. и Дель Веккио Т. 2013. Работа с родителями агрессивных детей: десять принципов и роль авторитетного воспитания. В Р. Е. Ларзелере, А. С. Моррис и А. Х. Харрист (ред.): Авторитетное воспитание: синтез заботы и дисциплины для оптимального развития ребенка. Американская психологическая ассоциация.

Dittman CK, Farruggia SP, Keown LJ и Sanders MR. 2016. Борьба с непослушанием: оценка краткого вмешательства родителей в отношении маленьких детей, демонстрирующих проблемы с непослушанием. Детская психиатрия Хум Дев. 47(1):102-12.

Дэвис М.С., Дапретто М., Сигман М., Сепета Л. и Букхаймер С.Ю. 2011. Нейронные основы обработки взгляда и эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра. Brain Behav. 1(1):1-11.

Додж К.А., Мэлоун П.С., Лэнсфорд Дж.Е., Сорбринг Э., Скиннер А.Т., Тапанья С., Тирадо Л.М., Зелли А., Алампай Л.П., Аль-Хассан С.М., Баккини Д., Бомби А.С., Борнштейн М.Х., Чанг Л., Дитер-Декард К. , Di Giunta L, Oburu P, and Pastorelli C. 2015. Враждебная атрибуционная предвзятость и агрессивное поведение в глобальном контексте. Proc Natl Acad Sci U S A. 112(30):9310-5.

Ферлонг М. , Макгиллоуэй С., Байуотер Т., Хатчингс Дж., Смит С.М., Доннелли М. 2013. Кокрановский обзор: поведенческие и когнитивно-поведенческие групповые программы воспитания детей в возрасте от 3 до 12 лет с ранним началом проблем поведения (Обзор ). Здоровье ребенка на основе Evid. 8(2):318-692.

Хили С.Дж., Мюррей Л., Купер П.Дж., Хьюз С., Халлиган С.Л. 2015. Продольное исследование влияния матери на развитие у ребенка враждебных атрибуций и агрессии. J Clin Child Adolesc Psychol. 44(1):80-92.

Heilmann A, Mehay A, Watt RG, Kelly Y, Durrant JE, van Turnhout J, Gershoff ET. 2021. Физические наказания и последствия для детей: описательный обзор проспективных исследований. Ланцет. 398 (10297): 355-364.

Kjøbli J, Zachrisson HD, Bjørnebekk G. 2016. Три рандомизированных исследования эффективности – один вопрос: можно ли изменить бездушно-бесчувственные черты у детей? J Clin Child Adolesc Psychol. 30:1-8.

Lee HW, Lo YH, Li KH, Sung WS, Juan CH. 2015. Взаимосвязь развития реакции торможения и интеллекта у детей дошкольного возраста. Фронт Псих. 6:802.

Li Y, Li H, Decety J и Lee K. 2013. Стихийное бедствие меняет альтруистическое пожертвование детей. Психологическая наука 24(9):1686–95.

Luningham JM, Hendriks AM, Krapohl E, Fung Ip H, van Beijsterveldt CEM, Lundström S, Vuoksimaa E, Korhonen T, Lichtenstein P, Plomin R, Pulkkinen L, Rose RJ, Kaprio J, Bartels M, Boomsma DI, Lubke ГХ. 2020. Согласование поведенческих результатов между исследованиями, оценщиками и странами: применение к генетическому анализу агрессии в ACTION Consortium. J Детская психологическая психиатрия. 16 января 2020 г. doi: 10.1111/jcpp.13188. [Epub перед печатью]

Мааскант А.М., ван Рой Ф.Б., Овербик Г.Дж., Оорт Ф.Дж., Арнц М., Германнс JMA. 2017. Эффекты PMTO в приемных семьях с детьми с проблемами поведения: рандомизированное контролируемое исследование. J Child Fam Stud. 26(2):523-539.

Пикеро А.Р., Фаррингтон Д.П., Уэльс, округ Колумбия, Тремблей Р. и Дженнингс В.Г. 2009. Влияние ранних семейных/родительских программ обучения на антиобщественное поведение и правонарушения. Журнал экспериментальной криминологии. 5(2): 83-120

Provençal N, Мэтью Дж. Судерман, Фрэнк Витаро, Моше Шиф, Ричард Э. Тремблей. 2013. Хроническая физическая агрессия в детстве связана с уровнями цитокинов у взрослых в плазме. ПЛОС ОДИН 8 (7): e69481

Родригес Л. и Фейг Л.А. 2013. Хроническая социальная нестабильность вызывает тревогу и неполноценные социальные взаимодействия между поколениями. Biological Psychiatry 73(1): 44–53

Romero E, Richards MH, Harrison PR, Garbarino J, Mozley M. 2015. Роль соседства в развитии агрессии среди городской афроамериканской молодежи: многоуровневый анализ. Am J Community Psychol. 2015 сен; 56 (1-2): 156-69.

Schoorl J, van Rijn S, de Wied M, van Goozen SHM, Swaab H. 2017. Нейробиологические реакции на стресс предсказывают агрессию у мальчиков с оппозиционно-вызывающим расстройством/расстройством поведения: 1-летнее последующее интервенционное исследование. Европейская детская подростковая психиатрия. 26(7):805-813

Сепета Л. , Цучия Н., Дэвис М.С., Сигман М., Букхеймер С.Ю. и Дапретто М. 2012. Аномальная обработка социальных вознаграждений при аутизме, определяемая реакцией зрачков на счастливые лица. Дж Нейродев Расстройство. 4(1):17. дои: 10.1186/1866-1955-4-17.

Шеллеби Э.К. и Шоу Д.С. 2014. Результаты родительских вмешательств при проблемах с поведением детей: обзор дифференциальной эффективности. Детская психиатрия Хум Дев. 45(5):628-45.

Тийссен Дж., Винк Г., Мурис П., де Руитер К. 2017 г. «Эффективность модели обучения родителей управлению в штате Орегон у клинически направленных детей с экстернализирующим поведением в Нидерландах». Детская психиатрия Хум Дев. 48(1):136-150.

Уоллер Р., Гарднер Ф. и Хайд Л.В. 2013. Какова связь между воспитанием детей, бездушными и бесчувственными чертами и антиобщественным поведением молодежи? Систематический обзор доказательств. Clin Psychol Rev. 33(4):593-608.

Waters SF, West TV, Berry Mendes W. 2014. Заражение стрессом: физиологическая ковариация между матерями и младенцами. Психологические науки. 25(4): 934–942.

Йегер Д.С., Миу А.С., Пауэрс Дж. и Двек С.С. 2013. Неявные теории личности и атрибуции враждебных намерений: метаанализ, эксперимент и лонгитюдное вмешательство. Детский Дев. 84(5):1651-67.

Йегер Д.С., Пурди-Вонс В., Гарсия Дж., Апфель Н., Пебли П., Мастер А., Хессерт В., Уильямс М. и Коэн, Г.Л. 2014. Разорвать порочный круг недоверия: мудрые меры для обеспечения критической обратной связи через расовые различия. Журнал экспериментальной психологии: Общие 143: 804-824.

Йим Х., Деннис С.Дж., Слуцкий В.М. 2013. Развитие эпизодической памяти: элементы, контексты и отношения. Психологические науки. 24(11):2163-72.

Кредиты изображений для «Агрессии у детей»:

изображение стрессовой матери от Alexeg84 / istock

Изображение девочки и плюшевого мишки / istock

Содержание раздела «Агрессия у детей» последнее изменение 10/2017

Гнев и агрессивное поведение у детей

справиться с сильными эмоциями, такими как разочарование и гнев. Агрессивное поведение у маленьких детей может быть типичным, пока они еще учатся самоконтролю. Чтобы помочь разгневанному ребенку, начните с того, что старайтесь сохранять спокойствие и последовательность. Если ваш ребенок ведет себя необычно агрессивно в течение более чем нескольких недель, причиняет вред другим или создает серьезные проблемы дома или в школе, обратитесь за помощью.

Почему мой ребенок такой злой?

Рассерженный ребенок, скорее всего, испытывает какие-то страдания. Хитрость заключается в том, чтобы выяснить, что является триггером. Это может быть так же просто, как ваш ребенок устал и голоден, или это может быть более сложным. Некоторые распространенные причины, по которым ваш ребенок может злиться:

  • Разочарование — распространенный триггер. Ваш ребенок может просто хотеть делать что-то, чего он не может, или не хотеть делать то, что вы от него хотите.
  • Беспокойство может проявляться как гнев и агрессия. Если ваш ребенок беспокоится и не получает поддержки в выражении своих страхов, ему может быть трудно справиться, когда он расстроен.
  • Медицинские проблемы , которые могут привести к гневу, включают СДВГ, аутизм и нарушения сенсорной обработки.

Хотя все дети время от времени злятся, есть некоторые признаки того, что детский гнев чрезмерн. Поговорите с врачом вашего ребенка, если его поведение:

  • Необычно агрессивное в течение более нескольких недель
  • Опасен для себя или других
  • Создает серьезные проблемы в школе
  • Влияет на их способность ладить с другими детьми
  • Вызывает конфликт дома и нарушает семейную жизнь

Также обратитесь к врачу, если ваш ребенок физически агрессивен с другие дети, вы или другие взрослые.

Почему дети агрессивны?

Агрессия является нормальной частью развития ребенка. Многие дети хватают игрушки у одноклассников, бьют, пинают или иногда кричат.

Младший ребенок все еще учится всевозможным новым навыкам, от использования ножниц до произнесения сложных предложений. Их мозг развивает ключевые навыки регулирования эмоций, такие как контроль импульсов. Дети могут легко разочароваться во всем, что они пытаются сделать, и в конечном итоге набрасываются.

Если ваш ребенок впервые посещает детский сад или дошкольное учреждение, он также привыкает к тому, что находится вдали от дома. Если они нервничают, они могут отреагировать, толкнув следующего ребенка, который их раздражает.

В других случаях ваш ребенок может просто устать и проголодаться. Они не совсем знают, как с этим справиться, поэтому в ответ кусают, бьют или закатывают истерику.

Даже ребенок старшего школьного возраста может по-прежнему испытывать трудности с контролем своего темперамента. Проблемы с обучением могут мешать им слушать, сосредотачиваться или читать, что мешает их успеваемости в школе и вызывает у них разочарование. Или, возможно, недавняя перемена (например, развод или болезнь в семье) вызывает больше обиды и гнева, чем они могут справиться.

Какова бы ни была причина агрессии вашего ребенка, вполне вероятно, что со временем он станет лучше себя контролировать. Они научатся использовать слова вместо кулаков и ног для решения своих проблем. Ключевым моментом является поддержка их новых навыков большим терпением и возможностями для практики.

Тем не менее, не все дети вырастают из агрессии без дополнительной помощи. Поговорите с врачом вашего ребенка, если ваши усилия не дают результата.

Что делать, если ваш ребенок ударил вас или других

Во-первых, установите четкие правила, согласно которым нанесение ударов является неприемлемым поведением. Если ваш ребенок бьет другого ребенка, немедленно разлучите их и займитесь другим ребенком, прежде чем обращаться к своему ребенку. Чтобы научить ребенка сочувствию, скажите: «Я знаю, что ты злишься, но не бей. Бить больно». Чтобы помочь ребенку справиться со своей агрессией, выполните действия, описанные в следующем разделе.

Если ваш ребенок ударит вас, постарайтесь сохранять спокойствие. Скажите, что бить других людей нехорошо, и предложите альтернативу, например, ударить подушку или порвать бумагу. Повторяющаяся агрессия по отношению к вам или другим взрослым является сигналом для обращения к врачу вашего ребенка.

Что мне делать с агрессией у моего ребенка?

Подайте пример. Как бы вы ни злились, постарайтесь не кричать и не говорить ребенку, что он плохой. Вместо того, чтобы заставить вашего ребенка изменить свое поведение, это просто научит его тому, что вербальная и физическая агрессия — это то, что нужно делать, когда он злится. Вместо этого подавайте хороший пример, сдерживая свой гнев и спокойно выводя их из игры, когда это необходимо.

Отвечайте быстро. Старайтесь реагировать немедленно, когда видите, что ваш ребенок становится агрессивным. Заманчиво дождаться, пока они ударят своего брата в третий раз, прежде чем сказать: «Хватит!» (особенно если вы уже отчитали их за бесчисленное множество других проступков за последний час). Тем не менее, лучше сразу сообщить им, когда они сделали что-то не так.

Удалите их из ситуации, чтобы они успокоились. Вы можете сказать: «Я вижу, тебе сейчас трудно контролировать свое тело».

Придерживайтесь своего плана. Насколько это возможно, каждый раз реагируйте на агрессивные действия одинаково. Чем более вы предсказуемы, тем скорее вы создадите шаблон, который ваш ребенок узнает и ожидает. Под неоднократным мягким руководством с вашей стороны, в конце концов, они научатся более подходящим стратегиям выражения своего гнева.

Даже если ваш ребенок делает что-то, что унижает вас на публике, придерживайтесь плана игры. Большинство родителей понимают вашу ситуацию – они уже были в ней раньше.

Поговорите со своим ребенком школьного возраста. Дайте ребенку остыть, а затем спокойно обсудите, что произошло. Лучшее время для этого — после того, как они успокоятся, но до того, как они все забудут — в идеале, от 30 минут до часа. Спросите, могут ли они объяснить, что вызвало их взрыв. («Как ты думаешь, почему ты так разозлился на своего друга?»)

Объясните, что иногда совершенно естественно злиться, но нельзя толкать, бить, пинать или кусать. Предложите лучшие способы показать, насколько они злы: пнуть мяч, стукнуть кулаком по подушке, найти взрослого, который урегулирует спор, или просто высказать свои чувства другу: «Я действительно злюсь, потому что ты взял мою книгу. »

Еще один способ помочь вашему ребенку справиться со своими эмоциями — попробовать «тайм-ин» (в отличие от тайм-аута). Всякий раз, когда ваш ребенок взрывается, прекратите то, что вы делаете, и попросите его сесть рядом с вами и немного помолчать.

Если они позволят вам, обнимите их или возьмите за руку. Затем, после нескольких минут покоя, кратко обсудите, что произошло и как они могли бы по-другому справиться со своим гневом. Идея состоит в том, чтобы научить их распознавать и понимать свои эмоции, рассматривая при этом другие варианты их выражения.

Это также хорошее время, чтобы научить их уходить от раздражающих ситуаций и людей, пока они не придумают лучший способ отреагировать, чем бить кулаками. Вы можете помочь своему ребенку справиться со своим гневом, читая вместе книги на эту тему. Попробуйте Алики Чувства или Когда я злюсь Корнелия Мод Спелман .

Поощряйте хорошее поведение. Вместо того, чтобы обращать внимание на своего ребенка в основном, когда он выражает негативные чувства, постарайтесь поймать его на хорошем настроении — например, когда он просит по очереди поиграть в игру вместо того, чтобы отобрать планшет, или уступает свои качели другому ребенку, который ждал.

Скажи им, как ты ими гордишься. Покажите им, что самоконтроль и разрешение конфликтов доставляют больше удовольствия и дают лучшие результаты, чем толкание или удары других детей.

Учить ответственности. Если агрессия вашего ребенка наносит ущерб чьему-то имуществу или создает беспорядок, он должен помочь исправить ситуацию. Например, они могут склеить сломанную игрушку или убрать крекеры или кубики, которые швыряли в гневе. Не воспринимайте это действие как наказание, а скорее как естественное последствие их поведения — то, что нужно сделать каждому.

Бережно относитесь к экранному времени. Невинно выглядящие мультфильмы и другие средства массовой информации, предназначенные для детей, изобилуют криками, угрозами, толчками и ударами. Поэтому старайтесь следить за шоу и цифровыми играми, которые смотрит ваш ребенок, присоединяясь к ним во время экранного времени, особенно если они склонны к агрессии.

Американская академия педиатрии призывает родителей выбирать для детей высококачественные, соответствующие возрасту средства массовой информации и ограничивать время, проводимое перед экраном. Организация также призывает родителей смотреть вместе с детьми и обсуждать то, что они смотрят.

Когда обращаться за помощью при детской злости и агрессии

У некоторых детей больше проблем с агрессией и гневом, чем у других.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *