Активный или гиперактивный?

Этот вопрос часто задает мамам врач педиатр. И ответить на него подчас не просто.

«Непоседа», «вечный двигатель», «ураганчик»… Какие только определения не слышат родители в адрес своего чрезмерно активного чада. В младенчестве кроха не раз выпадал из коляски, позже – выламывал прутья кроватки, чтобы беспрепятственно вылезать из нее. В четыре года маленький озорник не способен дослушать сказку, а увлечь его тихой игрой хотя бы на десять минут, трудно выполнимая задача.

Стоит ли беспокоиться, если ваш малыш полон неисчерпаемой энергии, а вы далеко не всегда находите с ним «общий язык»? Поговорим об этом с детским неврологом ОКДЦ, Надеждой Леонидовной Ким.

От истории болезни к истории здоровья

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. Если у ребенка энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится – это еще не значит, что он болен.

Согласитесь, у каждого человека (и дети тут не исключение) время от времени случаются моменты гневливости. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-полный сил с раннего утра – это повод для радости, а не беспокойства.

— Но есть, наверное, и признаки, которые явно говорят об отклонениях поведения?

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее. Прежде всего это:

  • суетливость, беспокойство, неусидчивость;
  • эмоциональная нестабильность, импульсивность;
  • игнорирование правил поведения;
  • сложности с организацией деятельности;
  • забывчивость и склонность терять вещи;
  • проблемы со сном.

— В чем причины таких нарушений?

На сегодняшний день основной причиной гиперкинетического расстройства считается генетическая предрасположенность: около 30% родителей детей с синдромом гиперактивности страдали тем же недугом.
В некоторых случаях причиной гиперактивности ребенка становятся нарушения внутриутробного развития. Если на протяжении беременности у будущей мамы был токсикоз или повышенное давление, а у малыша диагностировали внутриутробную асфиксию, риск развития заболевания увеличивается как минимум в три раза. Кроме того, стремительные или, наоборот, затяжные роды, употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления. тоже могут стать причиной синдрома гиперактивности ребенка. Среди таких причин и хроническая патология , отиты и соматические заболевания, частые простуды, прием сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут также травмы головы и падения в грудном возрасте.
Вашему малышу нужна любовь и забота.

— Что предпринять мамам и папам, если они столкнулись с подобным диагнозом?

Многие родители не считают нужным бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается куда более серьезными проблемами — плохой успеваемостью школьника, частой критикой со стороны учителей и друзей, нервными срывами и постоянными стрессами, обидчивостью, снижением иммунитета, социальной изоляцией.

Любое задание утомляет такого ребенка очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Садясь за домашнее задание по языку,ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу, избегает заданий, требующих внимания и сосредоточенности.

У таких детей, как правило, очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Поэтому надо как можно раньше обратить внимание на особенности поведения вашего ребенка, обратиться за консультацией к опытному специалисту и провести комплексную корректирующую терапию.

Задача врача – собрать информацию и провести комплексное обследование, чтобы исключить другие возможные причины такого поведения ребенка — внезапное изменение в семье, например развод родителей, недиагностированную эпилепсию, депрессию, снижение слуха, зрения, и другие соматические заболевания, воздействующие на функции головного мозга.

Какие конкретные советы можно дать родителям , чтобы облегчить общение с таким ребенком?

— Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным голосом.Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии. Не допускайте ссор в присутствии ребенка. Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности.Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в крупных увеселительных центрах оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Поделиться информацией


Социальные кнопки для Joomla

Гиперактивный ребенок — это норма или патология?

В семьях, где есть гиперактивные дети, родители сталкиваются с целым рядом проблем во взаимоотношениях с ними. Каждая мама мечтает, чтобы ее капризный, упрямый, беспокойный ребенок стал послушным, спокойным и внимательным.Одной из основных причин такого поведения является синдром дефицита концентрации внимания с гиперактивностью (СДВГ). Проблемное поведение детей с СДВГ обусловлено функциональной незрелостью определенных зон головного мозга, что проявляется несдержанной ответной реакцией чаще при хорошем интеллекте. Проявления СДВГ у детей отличаются многообразием:

  • дефицит внимания проявляется крайней отвлекаемостью, неспособностью длительно фокусировать внимание на чем-то одном, особенно не очень интересном, несобранностью, «витанием в облаках»;
  • повышенная двигательная активность выражается в том, что такому ребенку трудно усидеть на месте, он все время находится в движении, как будто бы к нему приделан моторчик, проявляет бесцельную двигательную активность, иногда наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, стремится куда-то, часто без всякого страха и «нулевым» инстинктом сохранения;
  • импульсивность проявляется крайней нетерпеливостью, ребенок постоянно вмешивается в разговор, игру других детей, с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях, часто бывает болтливым, иногда ведет себя «как клоун», может импульсивно ударить без учета последствий и чаще в ситуации провокации других детей;
  • часто наблюдается нарушение сна, повышенная утомляемость, упрямство и негативизм.

Прослеживается определенная зависимость между имеющейся у ребенка симптоматикой и его возрастом. Как правило, нарастание симптомов СДВГ приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Подобная закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. У школьников на первый план выступают проблемы в обучении и нарушения поведения, характерны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудность во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, что в дальнейшем может привести к трудностям в выборе и освоении профессии, к нарушению общественных правил поведения. В связи с этим усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию СДВГ, сведение к минимуму действия факторов, усугубляющих проявления СДВГ и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

К врачам стоит обращаться тогда, когда педагоги и родители не справляются сами с этой проблемой. До 2-3 лет повышенная двигательная активность, импульсивность могут быть вариантом нормального развития. При сохраняющейся гиперактивности важно обратиться за медицинской помощью. Средний возраст обращения – 5-6 лет. Именно в этом возрасте особенно важно обратиться к врачам-специалистам для того, чтобы уточнить степень выраженности проблем и возможно пойти в школу чуть позже, после 7 лет. Важно не рассчитывать на то, что ребенок сам поймет «что хорошо и что плохо», надо контролировать их поведение и формировать внешнее окружение постоянно.

10 правил для гиперактивных детей

1. Установить контакт с гиперактивными детьми очень тяжело. Такие дети нетерпеливы и избегают ситуаций напряжения: им проще отказаться, чем начинать что-то делать. Они «врожденные оппозиционеры»: у них всегда сначала «нет». Они умеют добиваться своего. Отстаивая свои позиции, они способны потерять контроль над своими эмоциями, тогда необходимо время, чтобы успокоиться (две минуты умноженные на возраст ребенка) и только затем следует продолжить разговор.

2. Закон постоянства правил: если нельзя, то нельзя всегда.

3. Порядок и безопасность.

4. Режим во всем. Поведение детей с СДВГ и эффективность их обучения часто определяются «энергетическим» состоянием ребенка: в ситуациях, когда ребенок устал, он становится более неуправляемым. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался и достаточное время бывал на свежем воздухе. Общение с компьютером в этом случае должно быть сведено к минимуму.

5. Правило «кулика»: хвалить чаще, чем ругать. Дети с СДВГ имеют «качели настроения». Им часто бывает «скучно», они особенно нуждаются в новых впечатлениях и не умеют «откладывать удовольствия на потом». Важно это понимать и использовать в воспитании и обучении различные приемы поощрения, причем незамедлительные.

6. Не победа, а участие.

7. «Ветер в парусах»…Найти то, что хорошо получается.

8. Энергию в нужное русло. С этими детьми особенно важно заниматься: отдавать в спортивные секции, творческие студии.

9. Искусство собираться в поход.

10. Родители тоже люди (иметь возможность отдохнуть от гиперактивности ребенка).

 

Гиперактивных детей не очень любят окружающие, но самое страшное, когда их начинают обвинять там, где они не виноваты. Тогда ребенок начинает верить, что он «плохой» и перестает стараться.

Важно, чтобы родители помогали своему ребенку, принимали его таким, какой он есть, сохраняли веру в него, верили, что их ребенок добрый, отзывчивый, очень творческий.

 

врач-реабилитолог (зав. ОМР Супоненко А.В.

Безопасно ли диагностировать и лечить?

Есть ли у моего 4-летнего ребенка СДВГ? В каком возрасте вы можете сказать?

Медицинские рекомендации по диагностике и лечению СДВГ у детей давно предусматривают, что только дети в возрасте 6 лет и старше могут быть обследованы на СДВГ. Все изменилось в 2011 году, когда Американская академия педиатрии (AAP) отметила, что у детей в возрасте 4 лет также можно диагностировать и лечить это заболевание.

СДВГ у детей в возрасте от 4 до 6 лет обычно проявляется постоянной и изнурительной невнимательностью, гиперактивностью и/или импульсивностью. Поведенческая терапия — это первый вариант лечения, рекомендованный AAP для детей этой возрастной группы, за которым следуют лекарства.

Нередки случаи, когда детям до 4 лет также ставят диагноз. Однако AAP не дает рекомендаций по диагностике после 4-летней отметки.

Тем не менее, некоторые родители не решаются проводить обследование своих детей до того, как они достигнут школьного возраста. Вот четыре распространенные причины, почему они ждут — и почему им не следует этого делать.

[Щелкните, чтобы прочитать: Когда детские истерики на самом деле являются СДВГ — ранние признаки СДВ и эмоциональной дисрегуляции]

1. «Для дошкольников нормально быть гиперактивными и иметь короткую продолжительность концентрации внимания».

Это правда, что дошкольники от природы активны и обычно не могут сосредоточиться так же долго, как дети старшего возраста, но между детьми с СДВГ и детьми без него есть существенные различия.

«Дошкольники с СДВГ бездумно выбегают на улицу, — говорит Патрисия Куинн, доктор медицинских наук, педиатр из Вашингтона, округ Колумбия. у кого нет этого состояния».

Она добавляет: «Диагностика и лечение вашего ребенка в дошкольном учреждении поможет ей справиться с симптомами и, скорее всего, сохранит его или ее в целости и сохранности».

[Обязательная литература: не слишком ли рано в дошкольном возрасте диагностировать СДВГ?]

2. «Я боюсь давать лекарства своему 4-летнему ребенку».

Поведенческая терапия, как уже упоминалось, на самом деле является первым видом лечения, который ААП рекомендует для 4-летних детей. Если была опробована бихевиоральная терапия (обычно в рамках 8-12-недельной программы) и оказалось, что она не работает, тогда врач может рассмотреть вопрос о назначении 4-летнему ребенку лекарств от СДВГ, которые, как говорится в руководствах, также эффективны и безопасны для детей в этой возрастной группе. Многие дети в конечном итоге обращаются и к терапии, и к лекарствам.

«Лекарства в любом возрасте никогда не бывают панацеей», — говорит Майкл Рейфф, доктор медицинских наук, профессор педиатрии Миннесотского университета, входивший в состав комитета, разработавшего рекомендации AAP 2011 года. «Однако, если ваш ребенок демонстрирует опасное поведение, которое значительно ухудшает его повседневную жизнь, кажется разумным рассмотреть возможность медикаментозного лечения».

«Родителям следует спросить: «Полезно ли моему ребенку узнать, какие лекарства могут предложить?», — говорит Уильям Додсон, доктор медицины, психиатр на пенсии, практикующий в Колорадо. «Как сказал один педиатр: «Мы не говорим о татуировке на лице вашего ребенка. Мы посмотрим, что могут предложить лекарства, а затем примем решение, основываясь на знаниях, а не на страхе».

3. «Поведенческая терапия не работает».

Поведенческая терапия на самом деле направлена ​​на то, чтобы помочь родителям эффективно управлять поведением своего ребенка и улучшать его, изменяя подход и взаимодействие со своим ребенком. Эта форма терапии, проводимая терапевтом или другим квалифицированным медицинским работником, снова и снова доказывает свою эффективность для детей, особенно в возрасте от 4 до 6 лет.

«Поведенческая терапия не изменит структуру мозг ребенка», — говорит Ари Такман, PsyD, психолог из Пенсильвании. «Однако это может свести к минимуму отвлекающие факторы и изменить тон взаимодействия между ребенком и родителями или учителями».

Он добавляет: «Поведенческая терапия позволяет ребенку с СДВГ функционировать лучше, так же как изменение диеты диабетика может помочь ему чувствовать себя и функционировать лучше, не изменяя его способности перерабатывать сахар».

4. «Я не хочу, чтобы на моего ребенка навешивали ярлыки».

Вероятность того, что вашего ребенка назовут «нарушителем спокойствия», «плохим ребенком» или «мечтателем», на самом деле будет меньше, если вы заблаговременно обратитесь к его СДВГ.

«Одно исследование показало, что ребенок с нелеченым СДВГ получил 20 000 негативных сообщений в течение первых 10 лет жизни», — говорит Додсон. «Если ребенок в основном слышит: «Ты маленький монстр, с тобой невозможно справиться», это влияет на то, как ребенок думает о себе. Лечение СДВГ может помочь вашему ребенку функционировать и вести себя лучше, и, скорее всего, повысит его самооценку».

[Читать далее: Думаете, у вашего дошкольника или малыша СДВГ? Задайте эти четыре вопроса]


SUPPORT ADDITUDE
Спасибо, что прочитали ADDitude. Чтобы поддержать нашу миссию по обучению и поддержке СДВГ, рассмотрите возможность подписки. Ваши читатели и поддержка помогают сделать наш контент и охват возможными. Спасибо.

  • Фейсбук

  • Твиттер

  • Инстаграм

  • Пинтерест

Предыдущая статья
Следующая статья

СДВГ (для родителей) — Nemours KidsHealth

Что такое СДВГ?

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это медицинское состояние. У человека с СДВГ есть различия в развитии мозга и активности мозга, которые влияют на внимание, способность сидеть на месте и самоконтроль. СДВГ может повлиять на ребенка в школе, дома и в дружеских отношениях.

Каковы признаки СДВГ?

Всем детям иногда трудно концентрировать внимание, слушать и следовать указаниям, сидеть на месте или ждать своей очереди. Но для детей с СДВГ трудности сложнее и случаются чаще.

Дети с СДВГ могут проявлять признаки в любой или во всех следующих областях:

  • Невнимательность. Дети, которые невнимательны (легко отвлекаются), имеют проблемы с концентрацией внимания, концентрацией и выполнением задания. Они могут плохо слушать указания, упускать важные детали и не доводить начатое до конца. Они могут слишком много мечтать или бездельничать. Они могут казаться рассеянными или забывчивыми и терять свои вещи.
  • Гиперактивный. Гиперактивные дети непоседливы, беспокойны и легко заскучают. Им может быть трудно усидеть на месте или оставаться в тишине, когда это необходимо. Они могут спешить и совершать ошибки по невнимательности. Они могут карабкаться, прыгать или хулиганить, когда не должны. Сами того не желая, они могут действовать таким образом, что мешают другим.
  • Импульсивный. Импульсивные дети действуют слишком быстро, прежде чем подумать. Они часто перебивают, могут толкнуть или схватить, и им трудно ждать. Они могут делать что-то, не спрашивая разрешения, брать вещи, которые им не принадлежат, или действовать рискованно. У них могут быть эмоциональные реакции, которые кажутся слишком сильными для данной ситуации.

Иногда родители и учителя замечают признаки СДВГ, когда ребенок еще совсем маленький. Но для маленьких детей нормально быть рассеянными, беспокойными, нетерпеливыми или импульсивными — это не всегда означает, что у ребенка СДВГ.

Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления детей. Дети учатся этим навыкам с помощью родителей и учителей. Но некоторые дети не намного лучше обращают внимание, успокаиваются, слушают или ждут. Когда эти вещи продолжаются и начинают вызывать проблемы в школе, дома и с друзьями, это может быть СДВГ.

Что вызывает СДВГ?

Неясно, что вызывает различия в работе мозга при СДВГ. Имеются убедительные доказательства того, что СДВГ в основном передается по наследству. У многих детей с СДВГ есть родители или родственники с этим заболеванием. Дети также могут подвергаться большему риску, если они родились раньше срока, подвергались воздействию токсинов окружающей среды или их матери употребляли наркотики во время беременности.

СДВГ не возникает из-за того, что ребенок слишком много времени проводит перед экраном, плохого воспитания или употребления слишком большого количества сахара.

Как диагностируется СДВГ?

Если вы считаете, что у вашего ребенка СДВГ, запишитесь на прием к детскому врачу.  Они проведут осмотр, включая проверку зрения и слуха, чтобы убедиться, что симптомы не вызваны чем-то другим.

Чтобы диагностировать СДВГ, врачи сначала спрашивают о здоровье, поведении и активности ребенка. Они говорят с родителями и детьми о вещах, которые они заметили. Ваш врач может попросить вас заполнить контрольные списки о поведении вашего ребенка, а также может попросить вас передать контрольный список учителю вашего ребенка.

Получив эту информацию, врачи ставят диагноз СДВГ, если ясно, что:

  • Проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность или импульсивность у ребенка выходят за рамки обычных для его возраста.
  • Такое поведение продолжается с тех пор, как ребенок был маленьким.
  • Поведение влияет на ребенка в школе и дома.
  • Проверка работоспособности показывает, что другая проблема со здоровьем или обучением не вызывает проблемы.

Многие дети с СДВГ также имеют проблемы с обучением, оппозиционное и вызывающее поведение или проблемы с настроением и тревогой. Врачи обычно лечат их вместе с СДВГ.

При необходимости врач может направить вас к детскому психологу или психиатру.

Как лечить СДВГ?

Лечение СДВГ обычно включает:

  • Лекарства. Это активирует способность мозга концентрировать внимание, замедляться и использовать больше самоконтроля.
  • Поведенческая терапия. Терапевты могут помочь детям развить социальные, эмоциональные навыки и навыки планирования, которые отстают при СДВГ.
  • Коучинг для родителей. Благодаря коучингу родители узнают, как лучше реагировать на поведенческие проблемы, являющиеся частью СДВГ.
  • Поддержка школы. Учителя могут помочь детям с СДВГ добиться хороших результатов и получить больше удовольствия от учебы.

Правильное лечение помогает улучшить состояние при СДВГ. Родители и учителя могут научить младших детей лучше управлять своим вниманием, поведением и эмоциями. По мере взросления дети должны учиться улучшать собственное внимание и самоконтроль.

Если СДВГ не лечить, детям может быть трудно добиться успеха. Это может привести к низкой самооценке, депрессии, оппозиционному поведению, неуспеваемости в школе, рискованному поведению или семейному конфликту.

Чем могут помочь родители?

Если у вашего ребенка диагностирован СДВГ:

  • Примите участие. Узнайте все, что сможете, о СДВГ. Следуйте лечению, которое рекомендует лечащий врач вашего ребенка. Посетите все рекомендуемые посещения терапии.
  • Безопасно раздавайте лекарства. Если ваш ребенок принимает лекарство от СДВГ, всегда давайте его в рекомендованное время и в рекомендованной дозе. Храните лекарства в надежном месте.
  • Сотрудничайте со школой вашего ребенка. Спросите учителей, должен ли ваш ребенок иметь IEP или план 504. Чаще встречайтесь с учителями, чтобы узнать, как дела у вашего ребенка. Работайте вместе, чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха
  • Родитель с целью и теплотой. Узнайте, какие подходы к воспитанию детей лучше всего подходят для ребенка с СДВГ, а какие могут усугубить СДВГ. Говорите открыто и поддерживайте о СДВГ с вашим ребенком.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *