Почему ребенок не разговаривает | Здоровый Гродно

За последние 10 лет значительно увеличилось число обращений к специалистам родителей с проблемой: «Мой ребенок не разговаривает в 2 – 3 года». Для начала отметим, что нет четких сроков, когда ребенок должен заговорить в 2 года. Есть лишь примерные ориентиры норм, на которые могут опираться родители и педагоги. Кто-то начинает разговаривать раньше и к двум годам рассказывает стихи и сказки, а кто-то «разговорится» только в три года. Как же понять, есть ли у ребенка проблемы? Есть три простых вопроса, на которые нужно найти ответ: слух, коммуникация, предыдущие этапы речевого развития.

1. Проверяем слух:

• реагирует ли малыш на громкие звуки?

• слышит ли он, если тихонько пошуршать или попищать игрушками недалеко от него?

2. Проверяем коммуникативные навыки:

• обращает ли ребенок внимание на других людей, игрушки?

• для детей от 12 мес. – есть ли у ребенка жесты (дай, нет, да, пока)?

• для детей 12-18 мес. – понимает ли простые просьбы (покажи глазки, дай игрушку)?

3. Проверяем этапы речевого развития. Речь каждого малыша проходит определенные этапы развития:

• 0 – 6 мес. – гуление;

• 6 – 12 мес. – лепет;

• 12 – 18 мес. – первые слова;

• 18 – 24 мес. – первые словосочетания;

• 2 – 3 года – фразы и предложения.

Если на предыдущих этапах проблем не было, то, скорее всего, волноваться не о чем. Можно немного помочь малышу – стимулировать его общаться, развивать моторику и артикуляцию, работать над пониманием речи.

Когда же нужно обращаться к специалистам?

1. Если у вас есть сомнения, что ребенок слышит\ понимает обращенную к нему речь;

2. Если при беременности\родах были осложнения;

3. Если ребенок начинал говорить, но почему-то перестал;

4. Если ребенку 3 года, и он все еще не говорит.

Каких специалистов нужно посетить?:

• Лор-врач, (аудиограмма покажет уровень слуха малыша, а также диапазон звуков, которые он слышит).

• Невролог. Неврологические патологии бывают частой причиной отклонений в речевом развитии, поэтому выявление и своевременное лечение таких заболеваний очень важно. Приготовьтесь ответить на вопросы врача о развитии вашего ребенка: когда начал переворачиваться, сидеть, ходить. Когда начал гулить, понимать обращенную к нему речь. Какими навыками ребенок обладает сейчас.

• Логопед поможет выявить нарушения развития речевого аппарата – короткую уздечку, гипотонус лицевых мышц и языка.

• Детский психолог или психиатр.

А что же делать, если ребенок слышит, понимает, активно общается с другими детьми, да и заболеваний у него никаких нет, но молчит или говорит очень мало?

Одно из важнейших звеньев в развитии речи – мотив. Бывает, что у ребенка мало мотивации говорить – его понимают и без слов. Он прекрасно обходится звуками и жестами. С другой стороны, недостаток внимания взрослых к малышу также тормозит развитие речи. Ребенку важно иметь контакт «глаза в глаза», видеть мимику взрослого, эмоционально откликаться на различные интонации. Тормозит развитие речи и постоянный звуковой фон дома. Включенные телевизор и радио создают неразборчивый речевой фон, из которого малыш не может вычленить отдельные слова.

С чего начать развитие речи?:

1. Говорите короткими фразами, чтобы ребенок отчетливо слышал конкретные слова и мог понимать их значение.

2. Используйте звукоподражание. «Ворона кар-кар, котик мяу-мяу» и т.д.

3. Не коверкайте слова и старайтесь не использовать в своей обычной речи уменьшительно-ласкательные суффиксы, так речь звучит для ребенка еще сложнее. Новое слово ребенок должен услышать от 10 до 120 раз, чтобы оно появилось в его активной речи.

4. Уберите соску и бутылочку. Учите ребенка пить из кружки и через трубочку, выдувайте мыльные пузыри, сдувайте ватные шарики – это укрепляет мышцы рта и помогает говорить четко.

5. Проводите занятия в игровой форме – читайте книжки, рассматривайте и обсуждайте картинки, разыгрывайте ролевые игры. Если приставать к ребенку с просьбами «скажи!» или «повтори!», ему быстро надоест и он будет избегать занятий всеми доступными способами.

6. Обращайтесь к ребенку как можно чаще. Задавайте конкретные и понятные ребенку вопросы, создавайте ситуации, которые требуют ответной реакции – «что тебе дать, грушу или банан?», дайте тарелку с супом, но не положите ложку, пусть ребенок попросит ее. И одобряйте любые речевые проявления – «бя» — «понятно, банан», «лю» — «ой, точно, ложку забыла!»

7. Не ругайте за ошибки, а мягко поправляйте.

8. Развивайте мелкую моторику рук – пусть ребенок пробует самостоятельно одеваться, застегивать обувь и одежду. Хорошо развивает моторику лепка, рисование, игры с мозаикой и конструктором.

9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в просмотре телевизора или телефона, ведь это постоянное напряжение глаз и нервной системы. До трех лет мультфильмы и телевизор в целом лучше детям не включать вообще.

10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте вслух.

УЗ «Гродненская областная детская клиническая больница» Врач — детский невролог КФД О.Л. Глыбокая

Телефон тебе на язык.

Как смартфоны влияют на речь детей | Образование | Общество

Юлия Борта

Примерное время чтения: 6 минут

2567

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 46. Куда без QR-кода пускать не будут? 17/11/2021

Shutterstock.com

Почему у всё большего количества детей фиксируют нарушения в развитии речи? Когда надо обращаться к логопеду? Какие игрушки и занятия выбирать для ребёнка?

Об этом «АиФ» поговорил с «Воспитателем года России – 2021», учителем-логопедом детского сада из Рыбинска Ярославской обл. Ольгой Хитровой.

– Когда я пришла работать в детский сад, то 50% дошколят не нуждались в помощи логопеда. Сейчас только 1–2 ребёнка в группе не имеют нарушений в развитии речи, остальным нужна коррекция. И не всегда виноваты неврологические состояния. Одна из причин – чрезмерное увлечение гаджетами, невероятное количество информации, которое вынуждены воспринимать дети. Малыши уже в годовалом возрасте сидят со смартфонами в руках. Я понимаю родителей, которые дают ребёнку телефон, чтобы иметь возможность заняться своими делами или немного отдохнуть. Но когда ребёнок не берёт в руки никакие другие игрушки, часами смотрит видео и нажимает на кнопки, то у него нет потребности общаться с внешним миром. Отсюда и замедление речевого развития. Реально ребёнок может поиграть на планшете, посмотреть мультики 15–20 минут в день. Не больше. 

Играть можно и с обоями, и с нитками

– Когда нужно обращаться к логопеду?

– В 4 года ребёнок должен попасть на консультацию к логопеду. Конечно, если есть явные проб­лемы – ребёнок в 2–3 года не говорит, произносит только отдель­ные слова или его речь до сих пор напоминает гуление младенца, он не слышит обращённую к нему речь, не реагирует на звуки, эмоции, жесты – не надо ждать четырёх лет. Чем раньше начнётся коррекционная работа, тем больше шансов, что удастся добиться успешного результата.

– А какие игрушки полезны?

– Все предметы в окружающем пространстве можно использовать для развития детей – ковролин, обои, нитки. Получается такой логоборд, с помощью которого ребёнок включает фантазию и творит. Даже популярную игрушку поп-ит я применяю в своей методике – с её помощью мы автоматизируем и дифференцируем звуки, отрабатываем навыки словообразования и словоизменения, работаем над слоговой структурой слова. Ребёнок произносит слоги, нажимая на пупырышки, буквально чув­ствует их на кончиках пальцев и запоминает правильное произношение. Зеркало используем как доску, на которой мы с детьми рисуем помадой, создаём пенное поле. Так мотивация детей на исп­равление речевых нарушений оказывается гораздо выше. 

Пытаюсь развивать на занятиях позитивное мышление. Если сейчас что-то не получилось, нужно не расстраиваться, а анализировать причины, искать другие пути решения. Тогда во взрослом возрасте больше шансов, что, столкнувшись с проб­лемами, они будут не зарывать голову в песок, а пытаться найти альтернативный выход.

Не проецируйте на ребёнка свои амбиции

– Некоторые родители чуть не с года таскают ребёнка по разным развивающим занятиям. Стоит ли так торопиться?

– У ребёнка старшего дош­кольного возраста дополнительные занятия, например, рисованием, шахматами, облегчат обучение письму, счёту. Но нельзя перегибать палку, иначе у ребёнка повышается утомляемость, снижается иммунитет. А вот с иностранным спешить не стоит до школы. Надо сначала поставить все звуки родной речи, а потом учить другой язык.

Современные дети уникальные, они впитывают новую информацию как губки. Но нужно дать ребёнку самому возможность понять, чем он хочет заниматься. Не проецируйте на него свои амбиции, отдавая в секции, в которых сами занимались в дет­стве, но не добились успеха.

– Но многие считают, что детей надо заставлять.

– Взрослые люди имеют больше опыта, знают своих детей, поэтому понимают, полезно ли будет то или иное занятие. Есть виды спорта, в которые детей приводят с раннего возраста. Здесь ждать, пока ребёнок созреет и захочет, нет смысла. И всё же если он плачет перед каждым занятием, то зачем же принуждать? Возможно, через год он поменяет мнение, и можно будет попробовать вернуться к этому занятию. Разумнее выбирать направление, в котором вы можете дать ребёнку максимум, исходя из своих возможностей, того, чем славится в сфере спорта или образования ваш регион, чтобы он проявил способности, а не просто потратил время на общее развитие. 

Советы родителям

  • Ежедневно находите время, которое вы можете посвятить только ребёнку, не отвлекаясь на телефон, телевизор, работу.
  • Используйте для общения время, пока идёте вместе в детский сад, магазин. Расспросите, что случилось за день, что нового узнал, с кем не подружился, расскажите, что у вас было на работе.
  • Ходите вместе в кино, театр, музеи и обязательно обсуждайте потом увиденное.
  • Испеките с ребёнком пирог или печенье. Лепка из теста хорошо развивает мелкую моторику, которая тесно связана с речью.
  • Пока малыш ещё не говорит, логопеды рекомендуют мамам красить губы яркой помадой, чтобы ребёнок акцентировал на них внимание и учился правильной артикуляции.

Кстати

Ребенок должен:

  • в 3 месяца воспроизводить разные звуки. Если произносит только гласные, вероятно, у него проблемы со слухом;
  • после 1 года понимать слова-указания и слова – названия предметов;
  • к 2 годам понимать обращённую к нему речь и отвечать на неё;
  • к 3 годам иметь в лексиконе все основные части речи и словарный запас до 1,5 тыс. слов.

воспитание детейлогопедречь

Следующий материал

Новости СМИ2

Почему мой малыш тянет и показывает, но не говорит? — Мои детские разговоры

Почему мой малыш тянет и показывает, но не говорит?

Время от времени читатель My Toddler Talks присылает мне по электронной почте вопрос.

Я считаю, что если один человек берет на себя инициативу написать мне, это, вероятно, означает, что есть много других, у которых есть те же проблемы.

Вот вопрос, который побудил меня написать эту серию из 2 постов.

«У нашей малышки есть привычка тянуть нас, указывать или вручать нам то, что она хочет, не говоря и не издавая ни звука, когда она этого хочет. Если мы не даем ей то, что она хочет, она начинает кричать и плакать (буквально). Я не хочу вознаграждать кричащее поведение, но я также хочу побудить ее говорить, поэтому я немного застрял на этом».

Тянет и показывает, но не говорит

Фото: deltaMike

Поскольку ответ на этот вопрос довольно сложен, я разделю свой ответ на 2 поста. В этом посте я расскажу, почему малыш тянет, показывает или передает предметы вместо того, чтобы пытаться говорить. В следующем посте поделюсь советами.

Поехали!

Мой малыш тянет, показывает или передает предметы, потому что…

Раньше это было довольно эффективно.

  • Ребенок может использовать более простые способы общения, потому что он добился в них успеха.

  • Например, она тянет вас к холодильнику, потому что вы предполагаете, что она хочет есть или пить, поэтому вы даете ей любимую закуску. Она указывает на банан, потому что вы предполагаете, что она голодна. Она дает вам заводную игрушку, потому что вы предполагаете, что она хочет, чтобы вы ее заводили. Обратите внимание, как я использую слово «предполагать»? Когда у ребенка еще нет слов или более сложных знаков или жестов для эффективного общения, нам часто приходится догадываться, чего ребенок хочет или в чем нуждается. Когда мы делаем неправильное предположение или честно не понимаем, чего она хочет или в чем нуждается, что происходит?

малыш плачет

Фото: peter.clark

Еще не понимает, что определенные жесты (например, указывание), знаки и слова имеют значение.

  • Прежде чем дети начнут произносить свои первые слова, они общаются с помощью определенных жестов, звуков или движений тела (например, притягивая вас к чему-либо, поднимая руки, чтобы вас взяли и т. д.), которые известны как доязыковые или досимволические жесты. В типичном развитии эти жесты переходят в символические жесты, такие как указывание и знаки, и, наконец, словесный язык. Когда ребенок понимает, что его действия, звуки или слова имеют смысл и что-то представляют (например, постукивание кончиками пальцев означает больше), он прокладывает путь к более сложному развитию речи. Я должен отметить, что многие дети с аутизмом склонны чрезмерно полагаться на досимволические жесты, такие как подтягивание или подведение родителей к тому, чего они хотят.

малыш показывает пальцем

Фото: Кевин Н. Мерфи

Имеет трудности с координацией оральных, мелких или грубых движений, необходимых для речи, знаков или жестов.

  • Дети с определенными расстройствами или синдромами, такими как детская апраксия речи, детский церебральный паралич, аутизм, а также дети с нарушениями зрения и слуха и нарушениями обучаемости могут испытывать трудности с координацией, контролем и выполнением движений, необходимых для речи и жестов .

  • Следует поощрять и принимать аппроксимации слова (например, ба для мяча) или знака (например, хлопать кулаками, чтобы получить больше, а не кончиками пальцев). Альтернативные средства связи также могут быть введены для установления функциональной связи. Если у вас есть проблемы, сообщите об этом своему педиатру и проконсультируйтесь с лицензированным и сертифицированным логопедом.

малыш, закрывающий рот

Фото: Кевин Н. Мерфи

Они не знают, что еще делать.

  • Если ребенка не знакомят со знаками или определенными жестами или его партнеры по общению не моделируют и не повторяют новые слова, он не знает, что еще делать!

  • Мы, родители, терапевты, воспитатели, должны повторять знаки, звуки и слова несколько раз с любовью и успокаивающим образом. Люди запрограммированы на общение. Независимо от диагноза или тяжести, мы все хотим общаться. Если ваш ребенок еще не общается или борется с этим, это не потому, что он или она упрямы. Это потому, что им нужно немного времени и немного поддержки.

малыш запутался

UncategorizedКимберли Скэнлон тянуть и указывать, общение малышейКомментарий

0 лайков

Мой ребенок не разговаривает в школе

Вопрос:

Мой второклассник не разговаривает в школе. Он только шепчет своему учителю, что расстраивает учителя. Вне школы он болтун. Из-за этого мы забрали его из школы, и он находится на домашнем обучении. Что мы должны сделать сейчас, чтобы, когда он вернется в школу, он мог более открыто высказываться?

Ответ:

В своем вопросе Вы указали, что Ваш ребенок не разговаривает в школе нормальным тоном, а только шепчет учителям. Наоборот, дома он болтлив и многословен. Вашей реакцией на эту ситуацию было забрать его из школы и перевести на домашнее обучение. Поскольку я мало что знаю о ситуации, вы, должно быть, очень беспокоились о нем, раз забрали его из школы. Похоже, у вас есть план отправить его обратно в школу в ближайшем будущем, но вы не знаете, как поступить и насколько серьезен этот шепот.

Поведение, которое вы описываете, может быть формой социальной тревожности, известной как «селективный мутизм» (СМ). По данным The Selective Mutism Group~Childhood Anxiety Network, «селективный мутизм — это детское тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка говорить в определенных социальных условиях, таких как школа». Специфические черты этого расстройства описаны в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 2000 г. (стр. 125-127) следующим образом: в школе), несмотря на разговор в других ситуациях.

  • Препятствие образовательным или профессиональным достижениям или социальному общению.
  • Продолжительность не менее одного месяца (не ограничиваясь первым месяцем обучения).
  • Неумение говорить, не связанное с недостатком знания или неуверенности в разговорном языке, необходимом в социальной ситуации.
  • Эти дети понимают язык и могут нормально разговаривать в комфортных, безопасных и непринужденных условиях, как вы описали, когда он дома с вами.

    Никто не знает, почему у детей развивается это нежелание выступать перед группой людей или легко смущаться. Ясно то, что дети и подростки с СМ имеют реальный страх говорить и социальных взаимодействий, когда ожидается, что они заговорят. Они также могут быть не в состоянии общаться невербально, неспособны установить зрительный контакт и могут стоять неподвижно от страха, когда сталкиваются с определенными социальными условиями. У вашего ребенка может быть легкая форма этого, потому что он шепчет учителю, что является положительным признаком того, что он не так беспокоится, что вообще не будет общаться.

    Реклама

    Родителю может быть очень трудно заметить это у своего ребенка. Для ребенка это часто очень изнурительно. Очень часто у этих детей проявляются признаки тревожности, такие как трудности с отделением от родителей, капризность, цепляние, негибкость, проблемы со сном, частые истерики и плач, крайняя застенчивость с младенчества. Когда они достигают возраста, когда они начинают социально взаимодействовать вне семейного окружения, их стойкий страх говорить или общаться начинает проявляться в таких симптомах, как шепот. Реакции социальной тревожности вызываются социальными взаимодействиями в таких условиях, как школа, игровая площадка или общественные собрания.

    Лечение селективного мутизма, как и большинства социальных тревожных расстройств, заключается в поведенческой когнитивной терапии, а также в терпении и принятии со стороны родителя или опекуна. Родители должны устранить все давление и надежды на то, что ребенок заговорит, дав ребенку понять, что он понимает, что он боится говорить или ему иногда трудно говорить.

    Поскольку селективный мутизм является тревожным расстройством, успешное лечение направлено на методы снижения тревожности и повышения самооценки, уверенности и общения в социальных условиях. Акцент никогда не должен делаться на том, чтобы «заставить ребенка говорить», а скорее на том, чтобы чувствовать себя комфортно в среде, которая вызывает тревогу.

    Сначала определите, когда он шепчет. Если это происходит только в школе, то можно разработать программу, которая снизит его тревожность там. Используя поведенческие методы, терапевт или школьный специалист по психическому здоровью могут работать совместно с учителем, чтобы помочь снизить чувствительность ребенка к тревоге. Благодаря устранению любого давления, направленного на вербальное выражение, тревога ребенка снижается, а уверенность в себе возрастает. Обычно следует вербализация. Если это не происходит спонтанно, позже могут быть добавлены методы, способствующие прогрессу.

    Дома наградите его за использование его «громкого голоса» или «взрослого голоса».

     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *