Содержание

Ребенок не говорит, что делать, причины нарушения в развитии речи у детей

Почему рубеж – 3 года?


Ребенок интенсивно развивается во всех направлениях: физически, интеллектуально, эмоционально, также идет интенсивное развитие речевых центров в головном мозге. Речевое развитие зависит от нейрофизиологических возможностей ребенка (об этом ниже) и от социального окружения. Именно к 3 годам дети накапливают активный и пассивный словарный запас и могут говорить предложениями, грамматически правильно их строить (конечно, не всегда без помощи взрослого). Если к 2,5–3 годам ребенок говорит только отдельные слова или не говорит, а только понимает, что ему говорят, то на это стоит обратить пристальное внимание. В противном случае время будет упущено, и коррекционная работа потребует больших усилий.

Формирование речи по возрастам:

  • новорожденный ребенок – кричит, плачет;
  • 2–3 месяца – появляется «гуление»;
  • к 10 месяцам ребенок реагирует на свое имя, могут появиться первые слова – «ма» или «мама», «па» или «папа»;
  • к 12 месяцам ребенок может предвосхищать действия в потешке «шу, полетели, на головку сели», когда малыш накрывает ладошками голову, или в игре «ку-ку», где ребенок закрывает ладошками глаза;
  • к 1,5 годам малыш может называть предметы сокращенно, на своем языке – «би-би», «ав-ав». Для ребенка устанавливается связь «слово-предмет»;
  • к 2 годам появляются первые предложения из 2 слов: «Киса ам-ам», «Би-би жжж». Предлогов, как правило, еще нет;
  • к 2,5 годам ребенок начинает задавать вопросы: «Кто?», «Где?» и т.п. Начинает складывать предложения из 3-4 слов. Если к этому возрасту не происходит прироста словарного запаса и ребенок не говорит маленькими предложениями, то стоит начать бить тревогу и обратиться к неврологу и логопеду;
  • к 3 годам формируется грамматический строй речи. Словарный запас увеличивается до 1000 слов;
  • к 5 годам ребенок может и должен правильно строить предложения и произносить все звуки.


То есть идет интенсивное развитие речи, важны буквально каждые полгода. Если в речи вашего ребенка не появляются новые слова, нет прогресса в звукопроизношении, то стоит обратиться к специалистам для своевременного прояснения причин, которые мешают ребенку овладеть речью.

Причины, которые приводят к нарушениям развития речи

Период беременности и родов


В первую очередь причинами, почему ребенок не говорит, могут быть проблемы во время беременности – это гипоксия, инфекционные заболевания, недоношенная или, наоборот, переношенная беременность, употребление алкоголя и наркотиков и др. Во время беременности у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Роды могут протекать тяжело, и их течение тоже может повлиять на развитие речи ребенка.

Наследственный фактор тоже немаловажен


Нужно выяснить, в каком возрасте начали говорить родители, ведь может оказаться, что в роду у одного из родителей все начинали говорить поздно. Это не значит, что не стоит обращаться к специалисту за прояснением, но нужно понимать, что наследственность тоже играет свою роль.

Тяжелые травмы или болезни в первые годы жизни ребенка


Бывают случаи, когда ребенок, начиная говорить, заболевает с высокой температурой, а после выздоровления не произносит ни слова или словарный запас значительно снижается. Все силы организма ребенка в этом случае уходят на выздоровление, а речь как будто пропадает. Но в течение 1-2 месяцев после выздоровления словарный запас обычно восстанавливается.

Двуязычная семья


Когда дети слышат в семье речь на двух языках, то для них есть определенная сложность в отделении одного языка от другого, чтобы можно было построить речь правильно. Поэтому дети могут начать говорить чуть позже, и долго могут проявляться сложности в построении фраз.

Нарушение слуха


Сама по себе причина уже говорящая, и для этого есть врач-отоларинголог, который может определить уровень слуха ребенка.

Интеллектуальное развитие


Речь, умственное развитие и психическое развитие связаны между собой. Важно определить, почему возникла задержка развития речи, не стоит успокаивать себя распространенной фразой: «Мальчик молчал, молчал, а потом заговорил целыми предложениями, а не говорил, потому что необходимости не было». Чем раньше обратить внимание на проблему, тем благоприятнее будет прогноз ее решения.

Артикуляционная система


«Мой ребенок не ест еду с кусочками, давится», «Все время текут слюни и приоткрыт рот» – на это стоит обратить внимание. Сниженный тонус мышц языка, короткая уздечка будут вызывать трудности артикуляции. Придется позаниматься с логопедом, чтобы устранить эту проблему.

Индивидуальный темп развития речи


Если вы видите, что речь ребенка прогрессирует, активный словарный запас растет, но малыш делает все на пару недель позже сверстников, то, скорее всего, это темповая задержка развития речи, здесь нет ничего страшного, главное, чтобы был прогресс.

Семейный фактор


Ребенок родился здоровым, но так случилось, что молодые родители не посчитали нужным, важным разговаривать с малышом, обращаться непосредственно к нему, объясняя это тем, что «он еще маленький, все равно ничего не понимает». Скорее они подходили к родительской роли функционально: пеленали, кормили, гуляли. Но надо помнить, что пассивный, а затем и активный словарный запас формируется из обращенной к ребенку речи.


Так же негативно сказывается эмоционально напряженная обстановка в семье. Когда ребенок находится как на войне в родительских ссорах. Малышу страшно, а когда страшно, то силы уходят на поиск безопасности, а на развитие их остается меньше. Такая обстановка может стать причиной не только задержки речевого развития, но и заикания, отставании в развитии.

Что делать, если ребенок не говорит


Многие молодые родители думают, что развитие речи малыша – это очень сложно и трудно. Но есть и простые действия, которые ребенок может делать дома каждый день играючи.


Чтобы помочь развиться артикуляционному аппарату или укрепить его, можно слизывать с блюдца варенье, облизывать мороженое или леденец, кусать яблоко или грызть морковку, перекладывать кусочек еды во рту от одной щеки к другой. Когда ребенок ест, то тренируются все органы, необходимые для хорошей артикуляции. Еще полезно полоскать рот и пить через трубочку, дуть на свечку и посылать друг другу воздушные поцелуи, выдувать мыльные пузыри и дуть на белые головки одуванчиков.


Для развития мелкой моторики можно собирать бусы, перекладывать двумя пальчиками мелкие предметы и т.п.


Для развития слуха ребенка можно поиграть в «Угадай звук», то есть издавать звуки разными предметами, а ребенок должен угадывать, что как звучит; можно вместе петь песенки. Когда малыш совсем маленький, то важно, чтобы он видел ваше лицо, ваш рот, когда вы разговариваете с ним.


Все эти несложные игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, развить речь ребенка, создают эмоционально положительную обстановку, что помогает малышу развиваться.

К какому врачу обратиться


Если вы замечаете, что речевое развитие ребенка отстает от сверстников, то не откладывайте в долгий ящик посещение следующих специалистов: отоларинголога, невролога, логопеда и/или дефектолога, психолога. Данные врачи составят индивидуальный план занятий ребенка, смогут подобрать тот вид терапии, который максимально подойдет именно вашему малышу.


Главное – делать задания, которые будет давать специалист, систематически, а не раз в месяц. Именно система приводит к хорошему, устойчивому результату.


Что делать родителям, если ребенок не говорит — Дети — tsn.ua

Многие родители замечают, что их ребенок для своего возраста мало и плохо разговаривает или не говорит вообще, но далеко не все папы-мамы спешат показать его специалисту. Родители успокаивают себя тем, что это, мол, семейное: дедушка поздно начал говорить, да и мама ребенка тоже… Словом, надеются, что до школы все само собой наладится. Иногда так и бывает, но в большинстве случаев без помощи специалиста никак не обойтись. 

Родители начинают бить тревогу обычно только тогда, когда ребенку пора идти в школу, а он нормально разговаривать так и не научился. Однако позднее обращение к врачу приводит к тому, что исправить что-либо уже гораздо сложнее, чем в раннем возрасте. О том, какие существуют нарушения речи у детей и к каким врачам следует обращаться, рассказала Тамара Ревнюк – врач-невропатолог КНП » Областной медицинский консультативно-диагностический центр» Житомирского областного совета.

В последние годы существенно возросло число детей с задержкой речевого развития. Причин много: плохая экология, заболевания матери во время беременности, недостаточное общение с ребенком, заболевания самого ребенка и так далее. 

Выделяют три основные группы нарушений речевого развития: задержка речевого развития, задержка психоречевого развития (когда страдает психика) и задержка речевого развития в структуре других заболеваний, таких как аутизм, селективный мутизм или умственная отсталость.

Задержка речевого развития

Ребенку для нормального речевого развития нужно с младенчества слышать речь родного человека, ведь не зря же наши бабушки всегда ребенку пели песенки, рассказывали всякие шутки-прибаутки. А сейчас многие мамы вместо этого дают годовалому ребенку телефон, чтобы он сам себя развлекал, или включают на полдня мультфильмы. В таких случаях дети могут не говорить до 3-4 лет.

Также читайте

Самая тяжелая (первая) стадия задержки речевого развития – когда ребенок вообще молчит. Вторая стадия – ребенок говорит какие-то слова, но неправильно формирует окончания, меняет структуру слова. И самая легкая стадия – фонематическое недоразвитие речи: ребенок не выговаривает некоторые звуки, например, вместо «р» говорит «л», плохо и неправильно произносит шипящие. То есть структура слова нарушена незначительно.

Самая распространенная причина задержки речевого развития и когнитивных функций – травма шейного отдела позвоночника ребенка во время родов, которая ведет к дисфункции мозжечка (во время операции кесарева сечения такое бывает даже чаще, чем при обычных родах). Результат такой травмы –гипоксия мозга. Родители должны знать, что если ребенок в 6 месяцев еще не сидит, а в год еще не пошел, то это повод немедленно обратиться к врачу. Кроме того, на речевое развитие влияет дефицит общения с ребенком в раннем возрасте.

Часто во время родов травмируется шейный отдел спинного мозга, которое ведет к такому нарушению, как дизартрия. Суть его в том, что нарушаются нервы языка и язык становится недостаточно подвижным. Когда ребенок разговаривает, складывается впечатление, будто его рот набит кашей. Все звуки произносятся очень невнятно.

Задержка психоречевого развития

Нередко параллельно с задержкой речи происходит задержка психического развития. То есть страдает не только речь, но и память, и мышление, в том числе абстрактное, и другие когнитивные функции.

Задержка речевого развития в структуре других заболеваний

Часто задержка в речевом развитии бывает на фоне других заболеваний, например, аутизма. У таких детей нарушено восприятие. Дело в том, что процесс речи связан со сложными ассоциациями между разными отделами мозга, а у них они нарушены. Но при задержке речи, такие дети могут хорошо считать, знать буквы и даже читать, но не умеют разговаривать. Для аутизма характерно то, что ребенок иногда может воспроизводить сложные слова, а простое – нет. 

Также читайте

Если для детей с задержкой речевого или психического развития характерно в основном нарушение речи,и при этом не нарушена коммуникативная функция, то у детей с аутизмом она нарушена, хотя и не у всех.  

У детей с аутизмом свои особенности психологического развития. Для них характерна стереотипия в качестве защитной реакции, они выстраивают все в ряд и воспринимают окружающий мир с определенным страхом. Например, если чуть повышен голос, они закрывают уши руками. Их пугает большое скопление людей, поэтому в магазине они могут устроить истерику. Окружающие думают, что ребенок требует игрушку, а он просто боится. Дети могут быть интеллектуально развиты, но страдает речевое развитие. 

Существует также понятие селективный мутизм, при котором ребенок может разговаривать, но не говорит. Это не нарушение развития. Дети с селективным мутизмом способны контактировать с другими, но в некоторых ситуациях они просто не могут использовать свою речь из-за беспокойства и тревоги. Например, в школе на ребенка накричала учительница и ребенок переволновался, после чего у него постоянно возникает страх и он не может сказать ни одного слова. Ребенок вообще может перестать разговаривать, хотя прекрасно умеет это делать. Такова реакция ребенка на неблагоприятную стрессовую ситуацию. Бывает, что он легко общается с близкими людьми, но с чужими людьми не проронит ни слова, как бы его ни просили об этом. 

Что такое депривация?

Бывает задержка речевого развития, которая называется депривация. Это когда ребенка лишают возможности общаться с самым близким человеком. Например, с мамой, если она долго отсутствует. Ребенок ощущает тревожность, страх, неуверенность, он замыкается и может перестать говорить. Вот пример из жизни: пришла на прием к врачу супружеская пара с ребенком трех лет. Девочка не говорила ни одного слова. При этом она все прекрасно понимала. Как выяснилось, когда девочка была еще совсем маленькой, в семье тяжело заболел старший 5-летний сын и мама вынуждена была оставить дочь на попечение близких и долго находилась с сыном в больнице. Девочка настолько сильно переживала отсутствие мамы, что вообще не говорила. В таких ситуациях необходимо убрать травмирующие факторы и наладить благоприятную для ребенка обстановку, и тогда при помощи специалиста дети постепенно начинают разговаривать.  

 

Как развивается ребенок и что должно насторожить родителей

Родителям очень важно обращать внимание на задержку речевого развития ребенка, потому что далеко не всегда ситуация может исправиться без помощи специалиста. Как родителям понять, что с ребенком что-то не так?

Предречевое развитие ребенка формируется еще внутриутробно. Когда у ребенка формируется слух, он начинает слышать голоса своих близких, их интонацию. Поэтому важно во время беременности разговаривать с будущим малышом и петь ему песенки. Ссоры и скандалы в доме очень плохо сказываются на дальнейшем развитии ребенка, даже если он еще не родился.

Когда ребенку исполняется 1-2 месяца, у него развивается коммуникативное поведение: в ответ на слова родных он морщит лоб, поднимает брови и внимательно слушает. Если родители говорят с ним ласково, с улыбкой, он в ответ начинает гулить певучим голоском. А если у ребенка умственная отсталость и тяжелая органическая патология, он не может эмоционально гулить, а издает болезненный монотонный крик. Уже по этим признакам можно судить о том, как в дальнейшем пойдет развитие ребенка. Поэтому родителей должны обеспокоить отсутствие гуления и монотонный крик ребенка. 

Также читайте

С четырех месяцев у детей развивается лепет. Уже в 7-8 месяцев ребенок говорит отдельные слоги, например, «ба-ба», «ма-ма». В год ребенок уже должен произносить около 10 слов. С двух лет он начинает формировать простые предложения. В 3 года словарный запас составляет от 800 до 3 тысяч слов. Если ребенок не вписывается в данные критерии, то родителям следует обратить на это внимание. Чем раньше они покажут ребенка специалисту, тем лучше будет результат. До трех лет у ребенка очень пластичная нервная система, и на нее можно эффективно повлиять. Врачи стимулируют речевое развитие ребенка, используя при необходимости медицинские препараты и специальные упражнения. А еще необходимо устранить неблагоприятные факторы для ребенка, в том числе последствия родовой травмы, гипоксии и другие проблемы со здоровьем, которые тормозят развитие ребенка.  

К каким врачам обращаться?

Родители должны вовремя показывать своего ребенка неврологу, который следит за двигательными функциями и речевым развитием. Если он замечает определенные проблемы, то направляет ребенка к невропатологу. А если у ребенка выявляется задержка психического развития или такое нарушение, как аутизм или селективный мутизм, тогда надо обращаться к психиатру. 

Если у ребенка диагностирована задержка речевого развития, то в первую очередь им занимаются психологи-дефектологи. Они учат ребенка сосредоточиться, слушать и воспроизводить. Затем за работу берется логопед, который учит правильно произносить звуки и проводит упражнения для артикуляционного аппарата. 

Сегодня большую роль играют инклюзивно-ресурсные центры. Там работают психологи, дефектологи, логопеды, которые диагностируют состояние ребенка и назначают программу, по которой он будет развиваться. 

Нужно ли отдавать ребенка в детский сад, если он не говорит?

Большую ошибку делают те родители, которые не отдают ребенка в детский сад только потому, что ребенок не говорит. Чем раньше он пойдет в детский сад, тем быстрее начнет перенимать стереотипы поведения и речи других детей и намного лучше будет разговаривать. Во многих садах есть специализированные группы (логопедические, для детей с задержкой психического развития и так далее). Понятно, что для детей с аутизмом используется одна программа, а для детей с фонетическим недоразвитием речи – совсем другая. Дети, у которых есть спектр аутизма, должны пройти консультацию у психолога и психиатра. К работе с детьми с задержкой психического развития подключается психолог и дефектолог, которые также помогают восстанавливать когнитивные и поведенческие функции. 

Чтобы поставить точный диагноз, дети проходят необходимые обследования: ЭХО, электроэнцефалограмму, нейросонографию, ангиосканирование сосудов головы и шеи (это обследование проводят ребенку даже с шести месяцев, если он в таком возрасте еще самостоятельно не сидит) и другие. 

Если говорить о школьниках, которые имеют проблемы с речью, то в зависимости от диагноза они занимаются с логопедом и другими специалистами, причем многие из них учатся инклюзивно, и такой вид обучения дает хорошие результаты.

Главное для родителей – обратиться к врачу сразу же, как только они заметят отставание в речевом развитии своего ребенка от его сверстников. На это могут указать и воспитатели детского сада. Чем раньше специалист начнет заниматься с ребенком, тем быстрее тот наверстает упущенное. 

Читайте также: 

  • Как гаджеты влияют на развитие речи у детей
  • Задержка речевого развития ребенка: в чем причина и как помочь
  • Задержка психоречевого развития у ребенка: почему возникает и как его лечить

Задержка речи у детей | Raising Children Network

Что такое задержка речевого развития?

Речевая задержка — это когда у ребенка возникают трудности с пониманием и/или использованием разговорной речи. Эти трудности нехарактерны для возраста ребенка.

Трудности могут быть связаны с:

  • реакцией на язык
  • пониманием слов или предложений
  • произнесением первых слов или изучением слов
  • соединением слов для составления предложений
  • наращивание словарного запаса.

Некоторые задержки речи связаны с такими состояниями, как аутизм, синдром Дауна и глухота или потеря слуха. Но многие языковые задержки происходят сами по себе.

Задержка речи, нарушение речи или нарушение развития речи?

Задержка речи отличается от расстройства речи или нарушения развития речи.

Речевое (звуковое) расстройство — это когда у детей возникают трудности с произношением звуков в словах. Это может затруднить понимание их речи, хотя они понимают слова и предложения и могут правильно составлять фразы и предложения.

Если у ребенка задержка речевого развития не проходит, это может быть признаком  расстройства речи, связанного с развитием . Дети с нарушением развития речи испытывают трудности с пониманием и/или речью, что влияет на их повседневную жизнь.

Дети с нарушениями речи не обязательно имеют задержку развития речи или нарушение речи. И не у всех детей с задержкой речи есть проблемы с речью.

Может показаться, что дети, выросшие в двуязычных или многоязычных семьях, изучают язык медленнее, чем дети, говорящие только на одном языке. Это не считается задержкой речи. Двуязычные дети школьного возраста могут научиться читать и писать по-английски так же хорошо, как и их сверстники.

Признаки задержки развития речи в разном возрасте

Дети развивают речь с разной скоростью. Таким образом, сравнение вашего ребенка с другими детьми того же возраста может не помочь вам узнать, есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития.

Вот почему лучше обратиться за профессиональной консультацией, если вы наблюдаете у своего ребенка любой из следующих признаков в разном возрасте.

К 6 месяцам
Ваш ребенок не:

  • пытается использовать зрительный контакт
  • смотрят на вас, когда вы зовете их по имени
  • поворачиваются, чтобы посмотреть на предметы, когда вы говорите о них.

К 12 месяцам
Ваш ребенок:

  • не играет в игры по очереди, такие как прятки
  • пытается общаться с вами с помощью звуков, жестов и/или слов помочь или хотеть что-то.

К 18 месяцам
Ваш ребенок:

  • не отвечает на повседневные инструкции и вопросы типа «Помашите рукой, пока», «Где папа?» или «Дай мне мяч, пожалуйста»
  • соединить 2 слова, например, «Еще выпить» или «Выйти на улицу».

К 2 годам
Ваш ребенок не:

  • произносит около 50 разных слов
  • соединяет 2 или более слов вместе – например, «Еще выпей», «Мама, вставай» или «Я тоже иду»
  • произносит слова спонтанно, т. е. ваш ребенок только копирует слова или фразы других
  • называет хотя бы один цвет
  • отвечает на повседневные инструкции и такие вопросы, как «Возьми обувь», «Хочешь выпить?» или «Где папа?»

Задержка развития речи довольно распространена в этом возрасте. Примерно у 1 из 6 детей наблюдаются признаки задержки речи, и их считают «поздно заговорившими». Но к 4 годам большинство «поздно заговоривших» догоняют других детей того же возраста.

Примерно в 3 года
Ваш ребенок:

  • не умеет объединять слова в более длинные фразы или предложения – например, «Помоги мне, мама» или «Хочу еще выпить»
  • отвечать на более подробные инструкции и вопросы типа « Возьми свою обувь и положи ее в коробку» или «Что ты хочешь съесть сегодня на обед?»
  • интересоваться книгами
  • задавать вопросы.

От 4-5 лет и старше
Некоторые дети все еще испытывают языковые трудности к моменту поступления в дошкольные учреждения или школу. Если эти трудности не могут быть объяснены другими факторами, такими как аутизм или потеря слуха, это может быть расстройство речи, связанное с развитием.

В этом возрасте дети с  нарушением развития речи могут:

  • с трудом изучать новые слова и вести разговор
  • используют короткие, простые предложения и часто пропускают важные слова в предложениях
  • отвечают только на часть инструкции
  • пытаются правильно использовать прошедшее, настоящее или будущее время – например, они говорят «пропустить» вместо « пропускают», когда говорят о действиях, которые они уже сделали
  • с трудом используют правильные слова и вместо этого используют общие слова, такие как «вещи» или «вещи»
  • не понимают значения слов, предложений или историй.

В любом возрасте
У вашего ребенка:

  • диагностирована потеря слуха, задержка развития или синдром, при котором могут быть нарушены речевые функции, например, аутизм, синдром Дауна или Хрупкая X
  • перестает делать то, что ему раньше делали – например, перестают говорить.

Детям, у которых трудности с речью, нужна помощь как можно раньше. Если вы обеспокоены, доверьтесь своим инстинктам и поговорите со своим врачом общей практики, детской и семейной медсестрой, учителем вашего ребенка или логопедом. Если этот специалист не беспокоится о вашем ребенке, но вы все равно беспокоитесь, рекомендуется узнать мнение другого специалиста.

Где можно получить помощь при задержке речи

Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с речью, поговорите со специалистом. Например, вы можете поговорить с:

  • учителями или воспитателями центра раннего развития вашего ребенка, дошкольного учреждения или школы
  • логопедом
  • сурдологом
  • терапевтом или педиатром
  • 19 детской и семейной медсестрой
  • психолог.

Если  вы считаете, что основная трудность вашего ребенка связана с пониманием и использованием языка 900:30, возможно, вы захотите посетить логопеда. Логопеды могут использовать языковые тесты, чтобы оценить, как ваш ребенок использует слова и отвечает на просьбы, команды или вопросы.

Если  вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со слухом или у него потеря слуха, лучше всего проверить слух вашего ребенка у аудиолога. Потеря слуха может помешать развитию речи и общению вашего ребенка.

Помощь детям с задержкой развития речи

Если у вашего ребенка диагностирована задержка развития речи, медицинский работник, с которым вы работаете, может порекомендовать групповые программы, развивающие языковые навыки . Профессионал может также помочь вашему ребенку развить другие способы общения, такие как использование картинок, игр и/или книг.

Специалист может дать вам стратегии, которые вы можете использовать дома , чтобы помочь вашему ребенку общаться. Это может включать в себя предоставление вашему ребенку достаточно времени, чтобы начать разговор. Вы также можете помочь своему ребенку, отвечая и расширяя его усилия по общению, будь то словами, действиями или звуками.

Причины задержки речи

В большинстве случаев мы не знаем, что вызывает задержку речи. Но мы знаем, что задержка речи имеет тенденцию передаваться по наследству.

Задержка речи более вероятна для:

  • мальчиков
  • детей, у которых есть близкий член семьи с историей задержки речи или расстройством общения
  • детей с нарушением развития или синдромом, таким как аутизм или синдром Дауна
  • детей с постоянными проблемами со слухом и ушными инфекциями.

Иногда задержка языковых навыков может быть признаком более серьезного нарушения развития, включая глухоту или потерю слуха, задержку развития, умственную отсталость или аутизм. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы беспокоитесь, поговорите со своим врачом общей практики или медицинским работником.

Почему мой ребенок не говорит? Общие типы речевых и языковых расстройств

Почему мой ребенок не может говорить… Общие типы задержки общения

В Соединенных Штатах насчитывается от трех до шести миллионов детей с нарушениями речи или языка. Как детский логопед, специализирующийся на раннем вмешательстве, я работаю с детьми от рождения до трех лет. Когда я оцениваю ребенка, после того как я подтверждаю подозрения родителей в том, что существует определенная проблема, следующим вопросом обычно является некая версия «Почему?»

Иногда мы не знаем точно почему ребенок еще не говорит в два или три года. Многие специалисты ошибаются из-за осторожности и называют всех детей, которых они оценивают, «отсталыми», хотя на самом деле они еще не уверены, в чем именно заключается проблема. Часто бывает трудно поставить точный диагноз во время первого или двух (или 10) визитов к малышу, но в этой возрастной группе существует много распространенных трудностей в общении.

Давайте также проясним разницу между терминами «задержка» и «расстройство». Задержка означает, что просто проблема со скоростью разработки. Навыки приходят, как и ожидалось, но это происходит медленнее, чем когда другие дети осваивают вехи. В большинстве случаев (если только профессионал не злоупотребляет терминологией) «задержка» подразумевает разумное ожидание того, что ребенок сможет «наверстать упущенное». Вмешательство, будь то более неформальное дома с родителями, которые привержены внедрению новых стратегий, или более формальное с записью ребенка в терапевтические услуги, безусловно, помогает увеличить вероятность улучшения.

Если есть расстройство, значит, развитие какое-то нетипичное. Темп также может быть медленным, но присутствуют аномалии, которые не наблюдаются у детей с типично развивающимися навыками. Нарушения по своей природе более серьезны, чем задержки, и всегда требуют профессионального вмешательства. Например, аутизм — это не задержка развития , а нарушение развития .

Ниже приведен список наиболее распространенных типов речевых нарушений и диагнозов, связанных с проблемами речи и языка у детей, с основным объяснением каждого из них. Пожалуйста, помните, что это список конкретных речевых диагнозов, а не обязательно медицинский или образовательный ярлык. Например, у ребенка с диагнозом аутизм могут быть признаки апраксии, у ребенка с синдромом Дауна может быть дизартрия, у ребенка с дислексией также может быть нарушение слуховой обработки и т. д.

Речево-языковой диагноз может быть лишь частью состояния, влияющего на общую картину развития ребенка, или может быть единственной проблемой, с которой сталкивается ребенок. Я часто оценивал детей, чьи родители направляли их по поводу того, что они считали задержкой речи или языка, хотя на самом деле их дети также демонстрировали задержки в других областях развития. Это происходит и с другими дисциплинами. Мои коллеги, физиотерапевты и эрготерапевты, часто в конечном итоге направляют детей на оценку навыков общения, когда родители изначально обращались к ним за помощью из-за того, что, по их мнению, было просто «поздней ходьбой» или «трудностями с кормлением», не понимая, что их ребенок отстает и в других областях. . Многие дети с трудностями в развитии имеют проблемы, которые перекрывают двигательную, социальную, когнитивную, адаптивную и коммуникативную области.

Если сомневаетесь, получите оценку. Обязательно спросите профессионала, есть ли другие проблемы с развитием. Лучше знать, и чем раньше, тем лучше. Все текущие исследования говорят нам, что раннее вмешательство дает ребенку наилучшие шансы свести к минимуму долгосрочные трудности. Ожидание, пока ваш ребенок достигнет школьного возраста, чтобы увидеть, «перерастет» ли он проблему, ставит его в серьезное невыгодное положение, особенно когда речь идет о трудностях в общении.

Типы коммуникативных задержек и расстройств у детей раннего возраста

Апраксия

Апраксия — это неврологическое расстройство речи, которое влияет на способность ребенка планировать, выполнять и последовательно выполнять движения рта, необходимые для разборчивой речи. Апраксию также можно назвать вербальной апраксией развития, детской речевой апраксией или вербальной диспраксией. В большинстве SLP эти термины взаимозаменяемы. Характеристики апраксии включают:

  • Ограниченный лепет в младенчестве… это тихие дети.
  • К двум годам мало или совсем нет слов, когда другие дети разговаривают.
  • Плохая способность имитировать звуки и слова.
  • Ребенок заменяет и/или опускает гласные и согласные звуки в словах. Ошибки с гласными звуками не характерны для других речевых нарушений.
  • Его словесные попытки «не по назначению» и могут быть непонятны даже родителям.
  • Он может использовать звук (например, «да») для всего.
  • Часто его ошибки непоследовательны, или он может сказать слово один раз и больше никогда.
  • Ребенок понимает намного больше, чем может сказать.
  • Иногда (но не всегда) в семейном анамнезе отмечаются трудности с общением. (например, «Все мальчики в нашей семье говорят допоздна» или «У дедушки моего мужа до сих пор проблемы с произношением некоторых трудных слов».)

В области патологии речи и языка возникли разногласия по поводу постановки этого диагноза детям до трех лет. Тем не менее, виды терапии, полезные для детей с апраксией, часто не применяются, если клиницист не подозревает, что это является основной причиной коммуникативных трудностей ребенка. Если вы подозреваете, что это проблема вашего ребенка, инициируйте беседу с педиатром вашего ребенка и начните логопедическую терапию с SLP с опытом лечения апраксии. Если ваш терапевт говорит, что он/она не верит, что это можно рассматривать до трехлетнего возраста, ищите нового терапевта!

Отличным ресурсом для родителей и специалистов, работающих с детьми с апраксией, является сайт www.apraxia-kids.org. Еще один исчерпывающий ресурс для объяснения апраксии можно найти здесь.

Многие дети с апраксией также испытывают трудности с сенсорной интеграцией или с обработкой информации от всех органов чувств, включая зрительные, слуховые, тактильные и проприоцептивные (или двигательные) навыки.

Проблемы с кормлением иногда возникают из-за сенсорных проблем, которые проявляются у ребенка. Например, у него может быть плохое сознание во рту, так что он набивает слишком много, чтобы «почувствовать» еду, или, с другой стороны, он настолько чувствителен, что у него рвота, когда вводятся новые текстуры.

Дополнительные ответы на вопросы родителей об апраксии на этом сайте см. в сообщениях в разделе «Апраксия».

Фонологические расстройства

Фонологическое расстройство — это трудности с «правилами» или «паттернами» для разборчивого сочетания звуков. Например, паттерны фонологического процесса включают удаление предвокальных согласных (опускание согласных звуков, которые предшествуют гласным, например «at» вместо «шляпа»), сокращение слогов (воспроизведение только одного слога в многосложном слове, например «bay» вместо «ребенок») или повторное дублирование. (упрощение многосложного слова до повторяющегося шаблона, например, «бубу» вместо «пузырь» или даже «собака-собака» вместо «собака».)

Существует множество схем анализа речи ребенка по модели фонологических процессов. Все эти процессы характерны и для типично развивающихся детей. Это становится проблемой, когда ребенок не созревает в своих моделях производства, в отличие от большинства других детей. Например, окончательное удаление согласных (опущение согласных звуков в словах) обычно исчезает в возрасте от двух с половиной до трех лет. Если ребенок не включает конечные согласные к тому времени, когда он достигает 3 лет, это будет считаться «неупорядоченным» или «атипичным», поскольку большинство его сверстников теперь используют более зрелый образец.

Ребенок только с фонологическим расстройством демонстрирует типичное развитие речи, а это означает, что его словарный запас и длина высказывания такие же, как у его сверстников, но он продолжает демонстрировать паттерны, которые согласуются с речевыми ошибками младшего ребенка. Он звучит моложе, чем есть на самом деле. Ребенку с фонологическим расстройством необходима логопедическая помощь для изучения новых моделей. Наиболее популярным подходом к терапии этого расстройства является подход циклов Ходсона. Паттерн нацеливается в терапии на определенное количество сеансов, а затем инициируется новый паттерн. Как только все шаблоны будут обработаны, цикл начнется заново. Звуки речи вашего ребенка начинают улучшаться, даже если это не «идеально» в течение первых нескольких циклов. Этот подход имеет множество исследований, подтверждающих его. Обычно он используется для очень неразборчивых детей старше трех лет. Для получения дополнительной информации об этом подходе спросите SLP вашего ребенка, подходит ли он для вашего ребенка, потому что даже ветераны знают и используют эту технику.

Нарушения артикуляции

Нарушение артикуляции — это нарушение производства или произношения звуков речи. Эта трудность может возникнуть при изолированном звуке, таком как замена /w/ на /r/, трудности с сочетаниями, такими как «st», или с искажением звуков, таких как шепелявость. Иногда клиницисты говорят о фонологических нарушениях и нарушениях артикуляции взаимозаменяемо. Я использую термин «фонологическое расстройство», когда кажется, что у ребенка есть трудности с получением «образа» звуков, и термин «нарушение артикуляции», когда у ребенка возникают трудности только с парой звуков, а не с идентифицируемым узором. Если ребенок все еще демонстрирует ошибки даже с несколькими звуками после того, как большинство его сверстников могут правильно использовать звук, ему нужна терапия, чтобы помочь ему. Список возрастов, в которых дети усваивают определенные звуки, можно найти в этой таблице.

Речевая обработка или слуховая обработка Обработка Нарушение

Нарушение языковой обработки или слуховой обработки — это трудности при прослушивании, получении, анализе, организации, хранении и извлечении информации. Его также можно назвать «центральным расстройством слуховой обработки» (CAPD). У маленьких детей это часто выглядит так, будто ребенок не понимает, что ему говорят, даже когда его слух и понимание речи находятся в пределах нормы. Ребенку может быть трудно обращать внимание на то, что ему говорят, или ему трудно следовать указаниям в присутствии фонового шума или когда он больше сосредоточен на чем-то другом. Это может быть ребенок, который не оторвется от своей любимой телепрограммы, когда взорвется бомба, тем более, когда вы зовете его по имени.

Это обычно относится к расстройству рецептивной речи у детей в возрасте до трех лет, при этом официальный диагноз расстройства слуховой обработки ставится позже, в дошкольном или младшем школьном возрасте, поскольку тесты на это состояние у детей младшего возраста не проводятся. У детей с различиями в сенсорной интеграции также наблюдаются нарушения слуховой обработки. Дети с аутизмом и другими нарушениями обучаемости, такими как дислексия и синдром дефицита внимания, очень часто также демонстрируют эти характеристики. Я не смог найти сайт с информацией для очень маленьких детей с нарушением слуховой обработки, но сейчас этому уделяется много внимания в области раннего вмешательства, так что, возможно, скоро у нас появится хороший ресурс.

Дизартрия

Дизартрия — это неврологическое расстройство речи, которое влияет на мышечный тонус ребенка. Отмечается слабость в мышцах, используемых для речи – губ, языка, мягкого неба и щек – так что его речь звучит невнятно. Дизартрия присутствует у детей с синдромом Дауна, церебральным параличом или любым другим заболеванием, вызывающим «низкий тонус». Дизартрия также может повлиять на качество голоса и дыхания ребенка, так что он может звучать хрипло или с придыханием.

У ребенка также могут быть проблемы с кормлением из-за проблем с мышечным тонусом: затруднения при сосании из бутылочки из-за недостаточной силы языка, удержание пищи или жидкости во рту из-за слабости губ или жевание из-за общей слабости в его челюстях и щеках. У ребенка также может пускать слюни, потому что он не может постоянно закрывать рот.

У ребенка с нарушениями мышечного тонуса также могут быть проблемы с крупной и мелкой моторикой. Физическая и трудовая терапия могут быть необходимы, чтобы помочь достичь вех. Низкий мышечный тонус никогда не «уходит», и есть разница между силой и тонусом. У всех нас разная степень мышечного тонуса, от высокого до низкого, и дети даже с очень низким мышечным тонусом могут научиться ходить и говорить.

Чтобы ознакомиться со списком признаков/симптомов, перейдите по ссылке здесь.

Неразговорность

Заикание — более профессиональный термин для обозначения заикания. Это повторение отдельных звуков речи, обычно в начале слов или фраз. Многие дети с типично развивающейся речью «заикаются», когда они переходят от использования отдельных слов и коротких фраз к более длинным предложениям и/или когда они вынуждены говорить и не могут достаточно быстро кодировать свои слова. Типичная дисфлексия может проявиться в возрасте от двух до четырех лет. Если это длится более шести месяцев, обратитесь за профессиональной оценкой.

Много раз в семье было заикание, и это будет хронической проблемой. Дети, которые повторяют отдельные звуки в начале слов с мимикой или дрожанием лица, напрягают мышцы, многократно моргают глазами или притопывают ступнями, подвергаются большему риску реальных трудностей с беглостью речи, чем те, кто повторяет слова целиком и не кажется быть поэтапно физически этим.

Лучший совет родителям, когда ваш ребенок начинает заикаться, — игнорировать это. Не говорите ему замедлиться, остановиться и подумать, или любые другие комментарии, которые, по вашему мнению, могут быть полезными. Расслабьте его окружение и не заставляйте его «выступать» вербально. Это включает в себя задавать слишком много вопросов подряд, требуя, чтобы он отвечал на глупые вопросы, такие как: «Ты ударил свою сестру?» когда вы знаете, что он это сделал, или настаиваете на том, чтобы он пел свою новую песню из детского сада для бабушки, дедушки и всех ваших давно потерянных родственников на День Благодарения. Не перебивайте его, когда он говорит, даже когда он сопротивляется. Это может быть трудно, но это важно!

У нашего старшего сына был ужасный приступ заикания, длившийся несколько месяцев, пока я училась в аспирантуре и читала курс по неразговорной речи. Для меня это было ужасно!! Совет моего профессора был прост: «Игнорируйте это, и оно (вероятно) исчезнет». Еще один совет — убедиться, что его учителя в дошкольных учреждениях, няни или даже члены семьи придерживаются метода «игнорировать это», чтобы никто не привлекал внимание к этой проблеме. Излишнее давление только усугубит, а не улучшит ситуацию, поэтому скажите всем своим друзьям и родственникам, которые действуют из лучших побуждений, что вы делаете это по-своему.

Экспрессивная Речевая Расстройство

Нарушение экспрессивной речи возникает, когда ребенок не достигает определенных этапов в области языка, обычно включающих словарный запас, объединение слов в фразы и начало использования ранних грамматических отметок. У ребенка только с расстройством экспрессивной речи нет трудностей с произношением слов как таковых, но ему трудно выучить или вспомнить новые слова и составить предложения. Ребенок может полагаться на неконкретные слова, такие как «тот» и «там», вместо того, чтобы запоминать конкретные названия предметов. У нее могут возникнуть трудности с изучением времен глаголов (например, «ing» для ходьбы и «ed» для прыжка) или с трудом выучить классы слов, такие как предлоги или местоимения.

Нарушение экспрессивной речи может и часто сосуществует с таким расстройством речи, как апраксия. Я лечил детей подобным образом только с задержкой/расстройством экспрессивной речи, но чаще всего поздно говорящие демонстрируют расстройство речи И языка. Иногда у детей обнаруживаются и расстройства рецептивной речи, поэтому нередко бывает несколько речевых диагнозов одновременно.

Выразительный язык Задержка — это ребенок, который пополняет словарный запас, прочитывает слова и изучает начальную грамматику в той же последовательности, что и его сверстники, но медленнее. Если присутствуют нетипичные характеристики, например, у вашего ребенка есть некоторые навыки в более старшем возрасте, но по-прежнему отсутствуют многие навыки в более низком возрастном диапазоне, это называется расстройством. Задержки, как правило, легче преодолеть, и большинство детей с задержками в конечном итоге наверстывают упущенное. Как правило, расстройство — это то, с чем ребенок будет бороться какое-то время, возможно, всю свою жизнь.

Восприимчивость Язык Расстройство

Расстройство рецептивной речи — это трудности с пониманием языка. Это также называется нарушением слухового восприятия. Дети с нарушениями рецептивной речи не следуют указаниям — не потому, что они непослушны, а потому, что они не понимают, что им говорят. Кажется, что они игнорируют язык, потому что слова еще ничего для них не значат. Они часто ненавидят читать книги, если только мама не разрешает им листать картинки, потому что все дело в том, чтобы слушать слова, которые могут не иметь особого смысла.

Когда ребенку становится немного лучше и он понимает немного больше, признаками расстройства рецептивной речи может быть то, что он повторяет вопрос, а не отвечает на него, или дает неправильный ответ. Например, если вы спросите ребенка с расстройством рецептивной речи, который изучает цвета: «Что ты пьешь?» он, вероятно, ответит «Красный!» потому что это цвет его чашки. Если вы зададите такой вопрос, как «Хочешь молока?» она может ответить «Нет», но тогда она все равно расстроится, если вы не дадите ей чашку. Она не понимает, что ответ «нет» означает, что она этого не хочет.

Я видел много детей, чьи родители или воспитатели называли их «трудными» или «проблемными в поведении», хотя на самом деле имело место значительное отставание в восприятии речи, которое никто не замечал. Родители часто переоценивают то, что на самом деле понимает их ребенок с задержкой/расстройством речи. Это так грустно для меня. Когда каждый решает работать над обучением и помощью ему в понимании языка, ПРЕЖДЕ, чем мы ожидаем, что он будет говорить, и ПРЕЖДЕ, чем мы ожидаем, что он будет «повиноваться», от этого выиграют все. Это особенно верно для ребенка, который не понимает, почему он вообще попал в беду, даже несмотря на то, что его мать говорит: «Я сказала ему не делать этого!»

Убедитесь, что рецептивные языковые навыки вашего ребенка устранены, иначе другие проблемы с речью и языком не будут значительно улучшены. Ребенок, который мало что понимает, тоже не должен много говорить. Ожидать большего просто неправильно, и это намного больше того, что он реально может сделать.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *