почему дети поздно и плохо начинают говорить

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Маленькие молчуны: почему дети поздно и плохо начинают говорить

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • общее развитие и возрастные особенности
  • решаем проблемы
  • проблемы развития
  • развиваем речь

Каждый родитель предвкушает пору, когда в доме будет звучать милая болтовня малыша, ждет волнительного момента, когда услышит от своей крохи заветные «мама» и «папа». И если время идет, а ребенок молчит, взрослый начинает ощущать все большее беспокойство.

В этот момент очень сложно понять, с чем связано молчание: это либо индивидуальный сценарий развития ребенка, либо проблема, которую пора решать.

Подобные сложности тревожат многих родителей. Более того, логопеды отмечают, что детей с поздно развивающейся речью в последнее время становится все больше. Согласно исследованиям, 25% детей 4 лет имеют нарушения речевого развития, что в 6 раз превышает показатели двадцатилетней давности! Если исключить неврологические факторы и задержку в развитии, то причиной появления молчунов становятся гаджеты и родители, которые мало общаются с ребенком. 

Телевизор и гаджеты

Общеизвестно, что телевизор и компьютерные игры детям старше 3 лет можно использовать не больше 30 минут в день. Однако обстоятельства вынуждают нас идти на значительные уступки — даже дети первого года жизни проводят непозволительно много времени перед экраном.

Ну а как еще маме справиться со всеми делами, когда рядом «заводной моторчик» требует бесконечного внимания? Чаще всего, малыш получает заветный мультик, а мама —долгожданные минуты спокойствия. Вскоре ребенок становится продвинутым пользователем цифровых технологий — он обладает уже и собственным телефоном, и любимыми играми на компьютере.  

В очереди, в транспорте, в любой ситуации ожидания на помощь родителям приходит электронный друг!

Читайте также

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?

Как защитить ребенка от вируса цифрового слабоумия

Но не все так хорошо, как кажется. Во-первых, из гаджетов поступает слишком быстрый и насыщенный поток информации, который ребенок не способен качественно переработать. Речь в мультике для него звучит неразборчиво, потому и не может научить его правильно говорить.

Во-вторых, мультики не призывают детей к речевой активности, как, например, это делает мама или бабушка во время совместных занятий. Ребенок, увлеченный телевизором или планшетом, играет пассивную роль в процессе. В живом общении он занимает активную позицию и заинтересован в том, чтобы донести до близких свою мысль.

Родителей, идущих путем внедрения гаджетов в жизнь малыша, очень легко понять. Однако, следует помнить, что если влияние экологии и генетики на развитие детей мы уменьшить не в состоянии, то стоит хотя бы постараться снизить негативный эффект электронных устройств.

Молчаливые родители

Невидимый, но самый распространенный фактор молчания малышей – минимальное и непродуктивное общение с ребенком.  Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни крохи, невозможно без детско-родительского общения. Рассказывайте ему обо всем, что он видит и делает: вот журчит водичка, когда моем ручки, вот завязываем шнурочек…  Задавайте вопросы, стимулирующие его на разговор: «Какой у Оли шарфик? —мягкий, белый».  В какой-то момент даже самый большой молчун обязательно захочет ответить. Разговаривать с маленьким ребенком надо медленно, нараспев, с разной интонацией, четко проговаривая каждое слово. 

Чем можно помочь ребенку, чтобы потом не бегать по врачам?

Доказано, что упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию речи. Поэтому разминайте пальчики, перебирайте крупы и бобы, сортируйте и складывайте их в узкие отверстия, завязывайте бантики и перебирайте четки. В детстве всех пап и мам были игры со своими пальчиками — «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п.

Читайте ребенку книги — медленно, внятно, разными голосами, проговаривая каждый звук.  Обсуждайте их, комментируйте картинки, каждую деталь, привлекшую внимание ребенка.

Очень хорошо развивает речь пальчиковый театр: и ручки тренируем, и кукол пытаемся озвучивать.

Также важно следить, чтобы речь, которую слышит наш «молчун», была разборчивой, выразительной, не очень быстрой. Обратите внимание, что так называемое «сюсюканье», если дети слышат его часто, принимается ими за нормальную речь. Попросите бабушек, которые иногда этим грешат, общаться с внуками «как со взрослыми».

Игры, чтение, пение и общение – все это очень хорошо развивает словарный запас ребенка. Находите время и на упражнения для развития мелкой моторики – чем подвижнее и проворнее пальчики, тем лучше речь!

Дарья Рябина

Фото с сайта sputnik-abkhazia.ru

Какой склад ума у вашего ребенка?

Склад ума во многом определяет профессиональную деятельность человека. Определить, какой склад ума у вашего ребенка, поможет тест, ориентированный на родителей детей среднего школьного возраста.

Пройти тест

Еще по теме

Телемания у дошкольников и младших школьников и пути её преодоления

Как улучшить семейные отношения с помощью полезных сказок

Неорганизованность = неуверенность в себе?

Десять лучших способов побудить малышей говорить

Во-первых, давайте проясним кое-что, что, как мы надеемся, принесет облегчение: поощрение наших детей говорить — это не непрекращающаяся болтовня с ними, чтобы выдать им как можно больше слов. Честно говоря, можете ли вы придумать что-нибудь более отталкивающее, чем болтовня ради болтовни? Даже наши обожаемые младенцы, захваченные зрители, отключатся (потому что они не могут что-то бросить или попросить нас остановиться).

Несмотря на то, что дети должны слышать множество слов, чтобы развивать полезные навыки, речь идет о качестве и количестве слов, которые мы произносим. Хорошая новость заключается в том, что и то, и другое происходит естественным образом, когда мы воспринимаем младенцев как полноценных людей — способных общаться, готовых получать информацию о событиях в своей жизни и, в свою очередь, делиться своими мыслями и чувствами. Поймите эту простую истину, взаимодействуйте, вовлекайтесь и общайтесь естественно, и у нас есть языковые уроки.

Вот некоторые подробности…

1. Двусторонняя связь с самого начала .

С момента рождения наши дети должны знать, что мы не только говорим им, что происходит («Я сейчас тебя заберу»), но также обращаем внимание на их невербальные сигналы и слушаем к их звукам и крикам. Если мы не уверены, мы ждем, прежде чем реагировать. Мы спрашиваем, даем ребенку время обдумать наш вопрос и снова слушаем. Мы делаем все возможное, чтобы понять, о чем могут говорить наши дети. Поначалу не всегда у нас получается, но с каждой попыткой мы будем совершенствоваться. Тем временем наши дети слышат наше глубоко важное послание: «Мы хотим, чтобы вы сказали нам, что вам нужно и что вы чувствуете. Мы считаем, что вы способны общаться с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы понять вас».

Это жизненно важно. Только мы можем открыть эту дверь и искренне приветствовать общение нашего малыша.

2. Используйте свой подлинный голос и от первого лица .

Многие верят в использование mother-ese , так что я понимаю, что это спорно, но вот что я обнаружил… Разговор с нашими младенцами нашим обычным, аутентичным голосом (но немного медленнее) напоминает нам, что мы говорим с целый человек. Это проще и не вызывает головных болей (я это знаю, потому что разговариваю со своей собакой на материнском языке). Он моделирует для младенцев естественный тон и язык, которые мы хотим, чтобы они переняли. Чем больше они слышат правильный язык, тем быстрее они выучат и попытаются говорить на нем.

Дети за милю чуют фальшь. Мои знакомые дети, которые не привыкли к тому, что с ними разговаривают на материнском языке, чувствуют себя неуважительно и снисходительно, когда взрослые говорят с ними таким образом.

Использование первого лица, а не «Мама любит Джонни» — незначительная деталь, но это еще один способ напомнить себе, что нужно разговаривать с ребенком лично. Зачем говорить с младенцем или малышом, погруженным в процесс изучения нашего языка, иначе, чем с ребенком старшего возраста или взрослым? Это не имеет смысла для меня. Ни на секунду не сомневайтесь в том, что дети знают, кто такие мама, папа и Джонни. Им не нужны постоянные напоминания. Также дети понимают и используют местоимения раньше, когда их моделируют.

3. Говорить о реальных, значимых вещах .

Другими словами, вместо того, чтобы учить слова, используйте их. Держа в руках мяч, указывая на него и говоря «мяч», — это гораздо менее эффективное обучение (помимо того, что это гигантская зануда, насколько я понимаю), чем комментирование в контексте релевантного (и, следовательно, значимого) события. «Вы прошли весь путь до этого красного шара и коснулись его, а затем он откатился дальше».

Младенцы лучше всего учатся, как и все мы, когда они проявляют заботу , и в этом примере ребенок, вероятно, будет заботиться о своем участии со словами «переехал», «красный мяч», «тронул», «покатился» и «прочь». Вот шесть слов, но кто считает? (О, эксперты… верно.)

Примечание: я не предлагаю постоянно рассказывать, пока дети играют. Лучший способ оценить, следует ли комментировать, пока наш ребенок занят какой-либо деятельностью, — это дождаться, когда он или она выразит заинтересованность в нашем ответе, что маленькие дети обычно делают, глядя на нас. (Короткую демонстрацию этого видео см. в разделе «Обучение детей языку и многому другому во время игры»).

4. Четко читать книги и рассказывать истории

Чтение книг чутко означает отказ от любых планов и следование интересам нашего ребенка. Позвольте младенцу или малышу оставаться на одной странице в течение пяти минут, если он хочет, и говорите с ним обо всем, что вы там видите. Пусть она пропускает страницы, смотрит на книгу вверх ногами и , а не , заканчивает рассказ (или даже вообще смотрит на книгу), если она так хочет. Доверьтесь готовности вашего ребенка, позвольте чтению быть под руководством ребенка, и мы поощряем любовь к книгам. А дети, которые любят книги, любят и используют язык.

Если вы творческий тип (а я обычно не такой в ​​конце дня), рассказывайте истории. Я никогда не забуду истории, которые мой отец рассказывал о Мэри и ее собаке Зипе. Ну, на самом деле я ничего о них не помню, кроме того, что мне очень нравилось это внимание со стороны папы.

5. Помедленнее

Я все время об этом забываю. Нам, наверное, следует расклеить по всему дому таблички «Сбавь скорость», когда наши дети маленькие. Есть так много веских причин, чтобы притормозить рядом с детьми, особенно в отношении языка. Когда мы замедляемся, дети могут слушать и понимать.

6. Расслабьтесь и наберитесь терпения

Маленькие дети обычно чувствуют беспокойство родителей и не создают идеальных условий для того, чтобы делать большие шаги в развитии. Разговор требует мужества. Расслабьтесь, наберитесь терпения и доверяйте врожденному расписанию вашего ребенка. Многие терпеливые родители, которых я знаю, сталкивались с тем, что вербальные навыки их детей проявлялись в одночасье – языковой «взрыв».

Если вам кажется, что ваш ребенок отстает в способности понимать язык или кажется нетипичным в некоторых областях развития, пройдите обследование.

7. Не тестируйте

Детям больше всего нужно, чтобы они могли начать говорить (или делать что-то еще), — это наше доверие. Когда мы проверяем, мы не доверяем и не уважаем. Эмпирическое правило Магды Гербер гласило: «Не задавай детям вопрос, на который знаешь ответ». (Другими словами, «Где твой нос?»)

Как бы мы ни радовались тому, как очаровательно произносит наш малыш свои последние слова («Скажи «черепаха» бабушке, Джонни!»), давление производительности делает малышей более скорее всего заткнется.

8.  Лепестки говорят

Когда кажется, что младенцы или дети младшего возраста говорят тарабарщину, они обычно произносят слова, поэтому игнорировать их или лепетать в ответ не так уважительно или ободряюще, как говорить: «Ты мне что-то рассказываешь». . Ты говоришь мне о кошке, которая только что прошла мимо? Или: «Тебе есть что сказать сегодня. “

Остерегайтесь этих общеупотребительных языковых помех

9. Исправления

Когда дети пробуют язык, они склонны воспринимать цвета, животных и другие вещи «не так», а взрослые склонны исправлять их ошибки. Не. Это ненужно и обескураживает. Благодаря нашему терпению и моделированию малыши достаточно скоро увидят разницу между собаками и медведями, красным и оранжевым и т. д.

В книге Learning All The Time Джон Холт объясняет: «Когда дети впервые учатся говорить, они часто используют название одного объекта для обозначения целого класса подобных объектов». Другими словами, когда малыш называет каждое животное «собакой», он не показывает, что не знает разницы.

«Если бы к вам приехал уважаемый человек из другой страны, вы бы не стали исправлять каждую его ошибку в английском языке, как бы он ни хотел выучить язык, потому что это было бы грубо. Мы не думаем, что грубость или вежливость применимы к нашим отношениям с очень маленькими детьми. Но они.» – Джон Холт

10.  Обесценивание мыслей и чувств

Допустим, ваш малыш просит (в своей уникальной манере) сменить ей подгузник, но вы проверяете, и он не мокрый. Или, может быть, ваш мальчик говорит «леллон», и вы знаете, что он любит дыню, но он только что ел. Вместо того, чтобы рефлекторно отвечать «вам не нужно менять подгузник» или «вы не можете быть голодным, вы только что поели», примите и подтвердите сообщение без малейшего осуждения. — О, ты говоришь, что хочешь сменить подгузник? (Дождитесь ответа.) «Да? Ну, я, конечно, могу понять желание сделать это снова. Приятно провести это время вместе. Но ты сухая, и поэтому мы не будем тебя менять прямо сейчас. Может быть, через несколько минут».

«Ты думаешь о дыне?» (Дождитесь ответа.) «Вы хотите дыни? (Подожди.) О, ты не голоден? Вам нравится говорить «дыня»? Забавное слово, правда?

Когда мы прислушиваемся к этим ранним попыткам общения и уважаем их, у детей появляется стимул продолжать говорить. Они почувствуют, что их самые случайные мысли, чувства и идеи приветствуются нашими ушами. И велики шансы, что мы будем их любимым доверенным лицом на долгие годы.

(Примечание: если у вас есть опасения по поводу развития речи вашего ребенка, Американская академия педиатрии предлагает полезные рекомендации ЗДЕСЬ)

Я расскажу больше об уважительном уходе и естественном развитии в моей книге:

Повышение уровня ухода за детьми: A Руководство по уважительному воспитанию  (теперь доступно на испанском языке!)

(Фото Диего Далмасо на Flickr )

В каком возрасте ребенок должен начать говорить ясно?

Что вы почувствовали, когда впервые услышали, как ваш ребенок говорит? Это, безусловно, было прекрасное чувство, когда ваш ребенок впервые ясно сказал «папа» или «мама». С другой стороны, что, если ваш трехлетний ребенок едва может произнести два слова вместе или еще не говорит? Не беспокойтесь, в этой статье будет ясно объяснено, в каком возрасте ребенок должен начать ясно говорить. Ключевые моменты здесь дадут вам понять, нормально ли развивается речь вашего ребенка.

В каком возрасте ребенок должен ясно говорить? Речевое развитие детей варьируется от ребенка к ребенку, потому что они достигают каждой вехи речи в разном темпе. Окружающая среда, врожденное состояние здоровья и задержки в развитии могут значительно повлиять на то, насколько рано они смогут ясно выражать свои мысли. Однако у большинства детей речь развивается примерно к трем-четырем годам.

Вы должны дочитать эту статью до конца, чтобы знать, чего ожидать от ребенка на каждом этапе развития речи или языка. Эта статья также поможет вам определить, есть ли у вашего ребенка задержка речевого развития. Отсюда вы сможете создать лучшую среду для своего ребенка, чтобы он приобрел хорошие навыки устной речи.

Стадии развития речи

Каждая веха в развитии речи является волнующим событием для каждого родителя и достижением для ребенка. Есть этапы, которые рассказывают, как дети развивают свои речевые и языковые навыки. Однако, когда дело доходит до того, в каком возрасте дети будут развивать эти навыки, сроки могут сильно различаться.

Вот этапы развития речи, на которых дети развивают ясность в самовыражении:

До 12 месяцев

Младенцы лепечут, когда им около 6 месяцев. Это происходит, когда дети начинают играть со звуками, похожими на 9.0003 «ма-ма» и «да-да» . Младенцы не произносят свои официальные первые слова в течение года или около того, хотя у них с рождения есть свои способы общения с вами, такие как плач, бульканье и вздохи.

Большинство детей лепечет до своего первого дня рождения. Речевое развитие на этом этапе начинается с воркования. В это время ваш ребенок только начинает учиться общаться помимо плача. Вы услышите, как ваши детские струны звучат вместе, и будете использовать разные вокальные тона в качестве формы общения.

В возрасте до 12 месяцев они должны проявлять интерес и внимание к окружающим их звукам. Они также должны начать узнавать названия обычных предметов вокруг них. Если ваш ребенок не смотрит внимательно или не реагирует на звуки, это может указывать на задержки или проблемы с речью.

В первые несколько дней после рождения младенцев проверяют на слух. Этот тест помогает выявить тех, у кого есть проблемы со слухом, а также выявляет, есть ли у ребенка задержка речи. Раннее обнаружение может помочь вам узнать, что следует делать дальше. Хотя иногда повторяющаяся инфекция уха на этом этапе также может повлиять на слух вашего ребенка, что может привести к задержке речи.

От 12 до 18 месяцев

В этом возрасте дети должны иметь широкий диапазон звуков речи. Они начинают имитировать слова и звуки, которые слышат из окружающей среды. Кроме того, они должны быть в состоянии следовать и понимать простые одношаговые инструкции от окружающих. В течение этих месяцев большинство малышей могут лепетать около 20 слов до восемнадцати месяцев.

К этому времени ваш ребенок уже должен уметь указывать на различные части тела, такие как нос, глаза, уши, рот и другие. Помимо указания, вы можете ожидать, что они также назовут каждую из частей своего тела. Однако реальность состоит в том, что многие дети сначала укажут на что-то задолго до того, как смогут их вербализовать. Обычно существительные, окружающие их, являются первыми словами детей на этом этапе.

От 18 до 24  месяцев

В эти месяцы дети могут начинать составлять простые предложения из двух-трех слов. Большинство детей уже могут произнести от 20 до 50 слов еще до достижения ими двухлетнего возраста. Они могут выполнять простые двухэтапные команды и могут идентифицировать обычные объекты вокруг себя и указывать на объекты, когда их об этом просят.

На этом этапе не ожидайте, что ваш ребенок будет правильно грамматически выражать свои мысли, поскольку он просто собирает слова, которые выучил ранее. Кроме того, дети на этом этапе уже могут показывать картинки в книге, могут слушать сборники рассказов с картинками.

От 2 до 3 лет

На этом этапе происходит огромный скачок в развитии речи. Большинство родителей удивляются, когда дети начинают составлять простые предложения. Теперь они могут указывать на объекты, которые им нужны, и произносить свои мысли вслух. В этом возрасте должно формироваться понимание того, что происходит вокруг.

Более того, они уже должны понимать наборы направлений и простые описательные концепции. Однако, если ваш ребенок не произносит первое слово к 2 годам, и кажется, что ребенок не понимает около 50 слов, вам, возможно, придется поговорить со своим врачом. Как говорят эксперты, потенциальные проблемы можно решить, если вовремя их распознать.

Как родитель, вы должны доверять своей интуиции, если считаете, что что-то не так на данном этапе. Лучше как можно скорее запросить мнение эксперта.

От 3 до 4 лет

В возрасте трех лет вы уже должны понимать примерно три четверти того, что говорит ваш ребенок. К четырем годам ваш ребенок должен быть понят теми, кто его знает. К тому же в это время большинство детей, должно быть, уже начали учебу в школе, и необходимо, чтобы их речь уже была относительно ясной. Это также этап, на котором они начинают самокорректироваться, когда слышат правильное произношение слов.

В настоящее время словарный запас вашего ребенка значительно улучшился. Что касается их речевого и языкового развития, вы не можете ожидать 100% превосходных языковых навыков в возрасте 36 месяцев. Общее руководство для младенцев гласит, что ребенок должен использовать не менее 3-4 слов в предложении, и это развитие происходит в возрасте от 36 до 47 месяцев. Таким образом, вы можете ожидать, что дети в возрасте от 3 до 4 лет начнут ясно выражать свои мысли.

План действий

Как вы собираетесь научить своего ребенка четко говорить? Узнав, что на каждом возрастном уровне есть вехи речи. Для родителей и опекунов каждое взаимодействие с ребенком — это возможность научиться четко говорить. Вот несколько советов, которые помогут вашему ребенку говорить четко.

1. Много разговаривайте с ребенком

.  

Общение с ребенком может просто оставить чудеса, а то, как вы говорите, может напрямую повлиять на его или ее речевое развитие. Произнесение слов вслух, указывая на объект и называя его имя, может помочь вашему ребенку установить связь с различными объектами вокруг него. Помните, визуальные подсказки помогают в развитии речи.

2. Пойте песни, читайте стихи и смотрите видео, соответствующие их уровню.

Эти занятия могут помочь в развитии речи у детей. Когда вы поете и читаете, дети будут имитировать звуки, которые вы издаете. Эти занятия также позволяют им научиться правильному произношению.

3. Повторите слова.

Как родитель или опекун, вы будете знать, когда ребенок будет готов к обучению. Когда ребенок сосредоточится, попробуйте предложить конкретные слова, которые ему интересны. Повторение поможет детям говорить то или иное слово понемногу. Например, если ребенок говорит «баба», указывая на банан, коснитесь банана и произнесите это слово несколько раз, чтобы слово «банан» стало новым словарным запасом.

4. Поощряйте подражание.

Младенцы склонны подражать тому, что они слышат и видят. Всякий раз, когда вы что-то делаете, постарайтесь рассказать об этом. Используйте конкретные и простые слова, чтобы помочь вашему ребенку учиться. Подражание распространено среди детей, поэтому используйте эту возможность, чтобы научить и помочь им научиться многим вещам, особенно в улучшении их коммуникативных навыков.

Похожие вопросы

Что делать, если мой ребенок не говорит? Дети, которые не говорят на соответствующем уровне, должны пройти проверку речи. Логопеды — это специалисты, которые помогают с проблемами общения всех видов, от заикания до понимания речи. Ребенку могут быть назначены различные виды тест-терапии. Прохождение оценки поможет выявить потребности ребенка для нормального речевого развития.

Что такое скрининг развития? Скрининг развития — это набор скрининговых тестов, которые обычно проводятся во время визитов вашего ребенка к врачу. Скрининг — это способ, с помощью которого ваш врач может определить, достигает ли ваш ребенок типичных вех или проявляет ли он признаки задержки речевого развития.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *