От детского лепета — к правильной речи — Реальное время

Общество

00:00, 23.05.2022

Как понять, что у ребенка есть нарушения речи и кто поможет решить проблему?

Детей с задержками речевого развития из года в год становится все больше. В каком возрасте ребенок должен начать говорить? Что делать, если этого не произошло? И на какие показатели нужно обратить внимание, чтобы устранить проблему своевременно? Эти вопросы мы обсудили с Еленой Сергеевной Власовой, руководителем логопедических центров «Дар речи» и «Панда».

Как отличить особенность от проблемы

Как родителю понять, что ребенка стоит отвести на консультацию к логопеду?

— Для каждого возраста есть свои маркеры, которые помогут родителю понять, что с ребенком что-то не так. Привести ребенка в наш центр можно с полутора лет, но уже в 4—6 месяцев стоит насторожиться, если гуление так и не перешло в лепет. Далее для каждого возраста существуют определенные нормы речевого развития — например, в год ребенок должен говорить уже десять слов. Конечно, на практике не всегда так происходит. Но если малыш к году не говорит вообще ничего, а к двум-трем годам — только по полслова, перед нами уже не индивидуальная особенность, а повод обратиться за консультацией.

Стоит обратить внимание и на моторное развитие. Если ребенок поздно сел, поздно пошел, пропустил этап ползания — это тоже поводы насторожиться. Внимательность к моторным функциям позволит вовремя обратиться к специалисту — и к двум годам ребенок заговорит.

Занятия с нейропсихологом и дефектологом «вытягивают» детей с двоек до четверок и пятерок. Главное — не отрицать проблему, а принимать ее и работать с ней.

— Если диагностика подтвердит, что у ребенка есть нарушения — что дальше?

— Если это темповая задержка в возрасте полутора лет, то достаточно групповых занятий в нашем филиале, развивающем центре «Панда». Когда речь запустилась, занятия можно завершить. Но если в ходе коррекции обнаруживаются признаки серьезных нарушений, динамика слабая или ее нет совсем, мы добавляем к групповым занятиям индивидуальные: сенсомоторную коррекцию с нейропсихологом и занятия с логопедом-дефектологом.

— Многие родители скажут вам: «У нас в детстве не было никаких логопедов и нейропсихологов — и ничего, выросли нормальными». Что бы вы им ответили?

— Я бы ответила: что было, то прошло. 20—30 лет назад не было такого огромного количества детей с речевыми трудностями. Сейчас ситуация совсем другая. Ежегодно число детей с нарушениями растет в бешеном темпе. Исследования психофизиологов показывают, что у 40% детей в 1—2 классах есть трудности с чтением и письмом. У 30—40% учеников 3—4 классов стоит диагноз «дислексия» и «дисграфия». Это реальность, которую просто нужно признать. И мы должны радоваться, что есть способы эффективно решить эти проблемы. Занятия с нейропсихологом и дефектологом «вытягивают» детей с двоек до четверок и пятерок. Главное — не отрицать проблему, а принимать ее и работать с ней.

— А что если родитель обратил внимание на проблему позже: в 3, 4 года или вообще в школьном возрасте?

— Чем позже вы начнете коррекцию, тем больше времени она займет. С каждым годом мозг ребенка становится все менее пластичным. Но это не значит, что к моменту, когда ребенок пошел в школу, шансов наверстать упущенное нет. Просто это будет сложнее и дольше, займет больше времени и сил. Приступить к коррекции на 2—3 года позже, чем следовало, — это все равно лучше, чем не начинать ее вообще.

Игра — залог успеха

— Что из себя представляют занятия в вашем центре?

— Занятия проходят в индивидуальном формате с логопедом-дефектологом, их продолжительность 30—40 минут. Для нас главное, чтобы ребенку было интересно. Если есть мотив — будет результат. А прийти к результату можно только через игру. На занятиях мы используем огромное количество пособий, подвижных игр. Детям не бывает скучно, они с удовольствием выполняют задания, которые им дает логопед.

Главное, чтобы ребенку было интересно. Если есть мотив — будет результат. А прийти к результату можно только через игру

— Можно ли посещать занятия логопеда и нейропсихолога в качестве «развивашек»? Или они предназначены только для детей с нарушениями?

— Если нарушений нет, мы говорим родителям, что специалисты не нужны. Но бывает и так: у ребенка есть особенности, которые обращают на себя внимание. Он несобранный, неусидчивый или, напротив, заторможенный. В этих случаях мы рекомендуем пройти курс мозжечковой стимуляции. Это универсальная программа, которая подходит не только детям с нарушениями. После занятий дети становятся более собранными и внимательными, улучшается поведение, учеба дается легче.

— К каким трудностям готовиться родителю, чей ребенок встает на путь коррекции?

— Успех коррекции невозможен без активного вовлечения трех сторон: педагог, ребенок и родитель. Важно не только регулярно приводить сына или дочку на занятия, но и заниматься дома, поддерживать ребенка, хвалить за успехи и поддерживать в случае неудач. Родитель должен быть готов посвятить много времени, сил и энергии тому, чтобы достичь результата.

Партнерский материал. Фото предоставлены Еленой Власовой

ОбществоОбразованиеМедицина Татарстан

5 вещей, которые нужно делать, когда ваш малыш говорит «нет»

Почему каждый малыш учится говорить «нет» еще до того, как произнесет свое имя? В то время как они едва ли могут произнести что-то вроде «автомобиль» тише шепота, они могут кричать «нет» в совершенной произнесенной и провозглашенной манере посреди переполненного магазина. Каждый малыш начинает учиться «нет» как часть развития собственной независимости и личности примерно в возрасте 2 лет. На самом деле это хорошо, поскольку они учатся развивать свою свободную волю и начинают понимать, что их желания не всегда исполняются. такие же, как их родители. Но попробуйте объяснить это родителю с малышом в состоянии полного нервного срыва в общественном месте.

Первые два года жизни ребенка они довольно уступчивы. Конечно, они время от времени закатывают истерики и срывы, но их довольно легко предвидеть и предотвратить. Еда, сон, грязные подгузники и скука — обычные подозреваемые. Но после они могут начать высказывать собственное мнение и не соглашаться, и даже достаточно подвижны, чтобы попытаться убежать от вас. Как только они узнают «нет», пути назад уже не будет.

Мои мальчики-близнецы, которым скоро исполнится 2 года, недавно выучили слово «нет», и теперь это их любимое слово. Трудно злиться на них за то, что они его используют, особенно потому, что они превращают это в очаровательное мяуканье «нннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннннээээээээээээйр». Это происходит перед сном, во время еды и, как правило, в любое время, когда мы хотим, чтобы они сделали что-то, чего они не хотят делать. — Хочешь курицу? «Нет.» — Ты готова ко сну? «Нет.» «Пойдем убирать игрушки». «Нет.» Он быстро стареет. Но из-за того, что они оба постоянно говорили об этом, мне пришлось быстро изучить контрмеры и, в первую очередь, как этого избежать.

Сначала я думал, что никогда не буду родителем, умоляющим и умоляющим своего ребенка в продуктовом магазине или другом общественном месте. Когда началось упрямство, я попытался умолять, но повторение того, что я хотел, только заставило их копать дальше и сопротивляться сильнее. Возвращение к крику тоже не сработало, поскольку более высокая энергия просто заставила их нарастить свои усилия для борьбы. Умолять их просто сделать то, что я хочу, я не понимал, и они просто продолжали. Вместо этого я понял, что мне придется перехитрить их и быть готовым, как и весь родительский опыт до сих пор. Вот мои пять шагов, которые я делаю, когда мои малыши начинают с «нет».

1. Предложите два варианта выбора

Очень часто малыши сопротивляются, потому что видят ваши инструкции как двоичный выбор только с двумя вариантами. Вариант, представленный родителями, является единственным заданным, поэтому полная противоположность становится другим выбором по умолчанию. Предлагая два варианта выбора, родители могут предотвратить эту ложную двойственность и предложить два варианта выбора, которые они хотят. Например, вместо того, чтобы говорить ребенку, что пора уходить с игровой площадки, спросите, не хочет ли он уйти сейчас, или поиграйте еще пять минут, а затем уходите. Иногда они могут даже принять решение уйти немедленно. Предоставление им этого выбора заставляет их чувствовать, что они действительно имеют некоторую власть над ситуацией, изменяя обычную динамику, когда они расстраиваются, потому что ничто не находится под их контролем.

2. Предупредите их за 5 минут

Другая тактика заключается в том, чтобы четко представлять, что и когда ожидается. Не говорите ребенку, что ему пора спать. Скажите им, что через пять минут они должны убрать свои игрушки, переодеться, прочитать две книги, а затем лечь спать. Хотя им может быть трудно запомнить такое большое количество вещей, они, по крайней мере, знают, что им нужно делать дальше. Также важно включить в это что-то полезное — в данном случае, совместное чтение. Убедившись, что есть что-то, чего можно с нетерпением ждать, снижается риск разочарования из-за необходимости прекратить делать то, что им нравится.

3. Передохнуть

Когда появляется возможность, родители также должны быть готовы взять тайм-аут, когда дети начинают не соглашаться. Иногда детям просто нужно время, чтобы остыть и перестать реагировать. В других случаях бороться просто не стоит. Конечно, этот подход не работает в публичных ситуациях или когда возникает неотложная проблема с безопасностью или здоровьем. Однако в домашних условиях этот короткий перерыв не только дает ребенку возможность успокоиться и быть более восприимчивым, но также дает родителям возможность сделать паузу и убедиться, что они реагируют так, как им хочется.

4. Создавайте отвлекающие факторы

Все родители рано узнают, что отвлекающие факторы также являются отличным способом обеспечить момент спокойствия. Отвлекающие факторы также являются отличным способом предотвратить «нет». Как и кошки, дети любят блестящие вещи, поэтому родители должны использовать любые инструменты, которые есть в их арсенале. Возьмите с собой любимые игрушки, книги и братьев и сестер, чтобы предложить их в трудные времена. Подвешивания чего-то блестящего или звенящего может быть достаточно, чтобы привлечь их внимание на достаточно долгое время, чтобы предотвратить вечную череду «нет».

5. Попробуйте сказать «да»

Наконец, родители могут попытаться свести к минимуму использование «нет» и препятствовать его использованию, не позволяя себе использовать его, особенно детям. Дети впитывают вещи, как губки, особенно словарный запас своих родителей. Сказать им «нет», когда они чего-то хотят, только учит их тому, что говорить это приемлемо. Вместо того, чтобы говорить «нет» в следующий раз, когда они шлепают собаку, скажите им: «Мы нежно гладим собаку и обнимаем ее». Вместо того, чтобы говорить им «нет», когда они начинают швырять хлопья по кухне, как кувшин Главной лиги бейсбола, спросите их, хотят ли они закончить сейчас. Положительная формулировка этого направления и предоставление им выбора позволяет им понять, что они делают неправильно, но также позволяет им увидеть другой вариант вместо того, чтобы просто закрыться. Им нужно сказать, что является приемлемым поведением, а что нет, но предоставление выбора и положительное направление столь же эффективно, как и отказ, и имеет то преимущество, что учит их не делать этого по умолчанию.

Основная причина, по которой «ужасные двойки» такие ужасные, заключается в том, что дети начинают обретать собственную независимость и свое мнение. Это хорошо в долгосрочной перспективе, поскольку им необходимо установить и усовершенствовать это, чтобы стать здоровыми и функционирующими взрослыми. Но путь к воспитанию полноценного взрослого может быть довольно трудным для родителей. Как только дети узнают, что у них разные мнения и желания от родителей и что они могут не соглашаться, эти разногласия случаются часто. Будьте на шаг впереди, предугадывая, что вызывает череду «нет», и используя правильную тактику. Вы захотите освоить это до того, как дети станут старше и станут еще более спорными.

Тайлер Лунд — основатель и главный участник Dad on the Run. Тайлер — менеджер по разработке программного обеспечения, технарь, домашний пивовар, трехкратный марафонец и владелец собаки-спасателя. Тайлер любит путешествовать по новым и уникальным местам, немного в стороне от проторенных дорог, и делиться историями об этих приключениях. Гастроном со вкусом к уникальному, Тайлер любит пробовать что-то новое.

Обратите внимание: Bump и содержащиеся в нем материалы и информация не предназначены и не представляют собой медицинские или иные медицинские рекомендации или диагнозы и не должны использоваться как таковые. Вы должны всегда консультироваться с квалифицированным врачом или медицинским работником о ваших конкретных обстоятельствах.

Связь. Что может делать мой малыш?

Что может делать мой малыш?

Понимание языка гораздо важнее для вашего малыша, чем умение говорить на нем. Как только они действительно поймут, они начнут общаться с вами. Первыми словами вашего малыша почти всегда являются ярлыки (например, имена людей, животных) или другие важные для него вещи.

В раннем возрасте у вашего ребенка произойдет языковой взрыв – он будет понимать больше, чем говорит, но он будет подражать всему, что слышит, каждый день учить новые слова, начнет складывать слова в короткие предложения и захочет поговорить со всеми вами время!

Ниже приведены рекомендации, взятые из нескольких источников. Они помогут вам узнать, чего ожидать и поощрять в развитии речи вашего ребенка, или когда следует подумать о направлении к логопеду. Он не включает в себя все, и важно помнить, что в развитии речи детей есть различия.

Вехи для вашего малыша в возрасте 12-18 месяцев:

  • Распознает свое имя
  • Понимает «нет»
  • Понимает простые инструкции
  • Точки и жесты, чтобы привлечь внимание к событию или показать, что они хотят
  • Имитирует (копирует) знакомые слова
  • Машет рукой на прощание и играет в лепешки
  • Использует «мама» и «папа» и некоторые другие слова, обычно названия предметов или людей
  • Попытки общаться, смешивая жаргон с реальными словами (например, лепет, который звучит как настоящие слова)
  • Вокал для удовольствия
  • Очки, чтобы показать вам что-то
  • Указывает на несколько частей тела, когда его спрашивают, например: «Где твой рот?»
  • Имитирует звуки животных
  • Начинает проявлять чувство юмора
  • Лучше всего играет в одиночестве; не хочет делиться игрушками с другими, крича «моё, моё!»

Тревожные сигналы:

Если у вашего малыша в возрасте 12–18 месяцев наблюдаются 2 или более из следующих признаков, направьте его к логопеду, чтобы убедиться, что у вашего ребенка нет проблем с развитием коммуникативных навыков:

  • Не всегда отвечает на обращение по имени
  • Не реагирует на знакомые звуки (телефонный звонок)
  • Не смотрит и не указывает на предметы и картинки, когда их называют
  • Не показывает и не дает предметы спонтанно
  • Не начинает игру по очереди (т. е. поднимает одеяло для прятки)
  • Не обращает внимание других на что-либо, указывая или устанавливая зрительный контакт
  • Не использует сочетания согласных и гласных, которые другие распознают как слова, даже если они произносятся неправильно
  • Содержит менее 10 слов

Вехи вашего малыша в возрасте 18–24 месяцев (1,5–2 года):

  • Использует 10–20 разных слов
  • Начинает объединять 2 слова (например, baby sleep)
  • Использует слова, чтобы сообщить о потребностях и желаниях, например, «больше», «вверх», «сок»
  • Более четко имитирует звуки и слова
  • Указывает на объекты и/или использует жесты, чтобы показать или привлечь внимание к чему-либо
  • Указывает на собственные пальцы ног, глаза и нос
  • Приносит предмет из другой комнаты, когда его об этом просят (следует указаниям из 1 части)
  • Поет простые песенки
  • Смешивает настоящие слова и жаргон
  • Самостоятельно повторяет слова снова и снова (например, играя в своей постели и т. д.)

Тревожные сигналы:

Если у вашего малыша в возрасте 18–24 месяцев наблюдаются 2 или более из следующих признаков, направьте направление к логопеду, чтобы убедиться, что у вашего ребенка нет проблем с развитием коммуникативных навыков:

  • Не понимает словесных инструкций без жестов
  • Не часто копирует (имитирует) слова
  • Не сидит 5 минут за чтением книги
  • Не добавляет жестов, если их слова не понимают другие
  • Не говорит минимум 20-50 слов
  • Не говорит несколько комбинаций из 2 или 3 слов

Вехи вашего малыша в возрасте 24–30 месяцев (2–2,5 года):

  • Понимает простые вопросы и команды
  • Обозначает основные части корпуса
  • Ведет «разговор» с собой и куклами
  • Спрашивает «что это?», «что это?» и «где мой…»
  • Длина предложения 2–3 слова (например, «больше сока» или «хочу печенье»)
  • Имена картинок и действий
  • Обращается к себе по имени
  • Использует отрицательные фразы из 2 слов, такие как «не хочу», «не ходи» или «нет права»
  • Образует несколько форм множественного числа, добавляя «s» (например, книги)
  • Просит выпить или перекусить
  • В словарном запасе около 200 устных слов

Тревожные сигналы:

Если у вашего малыша в возрасте 24–30 месяцев наблюдаются 2 или более из следующих признаков, направьте его к логопеду, чтобы убедиться, что у вашего ребенка нет проблем с развитием коммуникативных навыков:

  • Не следует словесным инструкциям без жестов
  • Не добавляет жесты, помогающие передать смысл, когда их не понимают
  • Не понимает более сложные предложения (Когда….
     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *