Содержание

Почему ребенок не разговаривает и как найти причину молчания

«Cначала мы ждем не дождемся, когда ребенок заговорит, а потом хотим, чтобы он хоть минутку помолчал», – шутят мамы на форумах. Но бывает так, что время идет, а малыш упорно продолжает хранить молчание. Не паникуйте! Давайте попробуем разобраться в том, почему ваш ребенок до сих пор не заговорил.

Маша Гусева

Всё понимает, сказать не может

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Начнем с того, что все «возрастные нормы» из серии «10 слов к году, 20 — к полутора» — относительны: далеко не каждый нормально развивающийся малыш сумеет справиться с поставленными нашими неврологами и логопедами задачами. Тем не менее первые три года жизни ребенка действительно являются идеальным (сензитивным) периодом для развития речи. Но вот будет ли этот процесс гладким или, наоборот, скачкообразным, зависит исключительно от конкретного малыша!

Довольно часто бывает так, что накануне трехлетия молчавший до этого ребенок вдруг — к удивлению родителей — начинает вещать развернутыми предложениями. Как будто «прорвало»!  Но на самом деле это вовсе не неожиданность. Если малыш все понимает, участвует доступными ему способами — звуками, мимикой и жестами — в разговорах взрослых и спокойно выполняет ваши просьбы, волноваться не о чем. Сейчас ребенок просто копит словарный запас: ближе к намеченному сроку он еще удивит вас своей болтливостью!

Кстати: Желание общаться с ровесниками здорово ускоряет речевое развитие ребенка: нередки случаи, когда пошедший в детский сад молчун через неделю начинал бойко разговаривать.

От понимания — к речи

Перед тем как начать говорить свои первые «дай» или «мое», дети проходят важнейший этап пассивного овладения словом, т. е. учатся понимать, что именно говорят им взрослые. Уже к году здоровый малыш должен без проблем уметь показывать игрушки или привычные для него предметы по просьбе взрослого, а также искренне стремиться к эмоциональному контакту и посильному диалогу с окружающими людьми. Если годовалый малыш не реагирует на обращенные к нему слова и не понимает просьбы «принеси мишутку» или «покажи, где твоя кроватка», значит, пора серьезно заниматься этим вопросом.

Не стоит откладывать визит к логопеду, неврологу или психологу до того момента, когда малышу исполнится 3 года. Для того чтобы ребенок научился воспринимать обращенную к нему речь, с ним нужно очень много разговаривать с первых же дней жизни. Обращайтесь к малышу по имени, комментируйте собственные действия и как можно больше читайте вслух. Чем насыщеннее будет вербальная среда вокруг ребенка, тем активнее он станет интересоваться родным языком.

Нормы развития речи

1−2 мес. Интонирование криков: в них можно различить удовольствие и неудовольствие.

1,5−3 мес. Гуканье, гуление: ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги.

4−5 мес. Лепет: малыш повторяет за вами и сам произносит слова, состоящие из одного и того же слога.

8 мес.-1 год 2 мес. Лепетные слова: речь состоит из коротких слов и звукоподражаний.

1 год 6 мес.-2 года 2 мес. Двусловные предложения.

1 год 9 мес.-2 года 6 мес. Активный рост словарного запаса, ребенок интересуется, как называются окружающие его предметы.

2 года 4 мес.-3 года 6 мес. Появляются грамматически правильные формы слов, ребенок начинает употреблять слова с верными родовыми и падежными окончаниями. В это время пора учить малыша говорить букву «Р»

2 года 6 мес.-3 года 5 мес. Словотворчество: малыш создает собственные слова, придерживаясь при этом правил родного языка.

2 года 6 мес.-3 года 6 мес. Во время игр и занятий ребенок комментирует собственные действия.

Упражнения для развития речи

Несомненно, родители могут значительно ускорить процесс овладения речью и приблизить тот день, когда кроха наконец-то станет полноправным собеседником. Вот несколько способов разговорить молчуна.

  1. Не спешить понимать. Большинство родителей готовы и умеют угадывать желания своего чада по отдельным звукам или жестам. Такая чуткость, конечно, очень похвальна, но в этом случае она оказывает карапузу дурную службу. Попросите ребенка несколько раз повторить, что именно он хочет. Таким образом вы стимулируете его речевое развитие: ведь если бы малыш умел говорить, вы бы поняли его безо всяких проблем.
  2. Важно: Не стоит отказывать в понимании полностью. Если вы видите, что ребенок расстроен или волнуется, будет достаточно всего пары повторов.
  3. Говорить с выражением. Используйте два типа речи: интонируемую и обычную. Первая уместна во время игр: «Где же наш мячик? Куда он укатился? Воот он». А вот обычные — бытовые — комментарии нужно произносить совершенно обыденным тоном. Таким образом, малыш научится различать не только слова, но и интонации, что тоже отлично стимулирует речевые центры.
  4. Ловкость рук. Еще наши бабушки и мамы знали, что, речевое развитие малыша напрямую зависит от… ловкости его пальцев. Игры с мелкими предметами стимулируют способность различать и правильно произносить звуки, иными словами, благотворно влияют на артикуляционный аппарат ребенка. Пусть малыш пересыпает крупы из стакана в стакан, перекладывает горошины из миски в миску, нанизывает сушки на шнурок, строит пирамиду из спичечных коробков, открывает и закрывает пластиковые бутылки и, например, учится застегивать пуговицы на ненужной бабушкиной кофте. В общем, чем плотнее вы задействуете пальчики ребенка, тем скорее и четче он заговорит.
  5. Мяу-Гав. Детям, уже умеющим произносить отдельные слоги, будет очень полезна игра под условным названием «угадай животное». Взрослый берет несколько игрушечных зверей (собаку, кошку, корову) и вместе с ними прячется за импровизированную ширму. Задача малыша — по звукам догадаться, кто именно спрятался «за занавесом». Например, взрослый спрашивает: «Кто это у нас тут сидит? Подай голосок!» И сам же отвечает: «Гав-гав! Так это же собачка!» После нескольких повторов малыш наверняка захочет включиться в игру и с удовольствием начнет лаять, рычать или мяукать.
  6. Лучший ученик. Родитель, выступающий в роли учителя, «просит» сидящих в кругу кукол произносить названия предметов и сам же отвечает разными голосами. Через некоторое время «ученики» сбиваются, и педагог обращается за помощью к ребенку. Задача малыша — исправить чужие ошибки.
  7. Чтение вслух. Мама или папа выразительно читают стишок, но «забывают» произнести последнее слово и вопросительно смотрят на малыша, предлагая ему самому закончить строчку.

Важно: Совместные развивающие занятия должны приносить ребенку радость и ни в коем случае не превращаться в проверку способностей. Увидев разочарование на лице мамы, карапуз поймет, что «что-то делает не так» и замкнется еще сильнее.

Ребенок не говорит ~ Психология и социология

Мы часто встречаем деток, которые смело рассказывают стихи, пересказывают сказки, помнят вчерашние разговоры папы и мамы. Мы смотрим на них, на их свой, чаще понятный только близким, язык и умиляемся. Ребенок растет, развивается и большое счастье наблюдать за им в этот период.
Но, так же много случаев, когда перед нами вполне сообразительный ребенок от  двух о четырех лет, из которого не вытянешь ни слова. Он сможет показать, нарисовать, отвести, но не применять вербальную речь при этом.
Почему так происходит? Стоит ли бить тревогу? куда бежать за помощью? и кто в этом помощи нуждается больше: ребенок, имеющий особенности развития, или же заботливый родитель, которому все твердят, что грядёт большая проблема?
Попробуем разобраться.

Ребенок не говорит, что делать?

В первую очередь родитель должен убедиться в отсутствии дефектов слуха и работа центральной нервной системы соответствует норме. Это сформирует более четкую картину, с помощью которой уже можно определить причину задержки в речевом развитии и выйти на правильный путь к устранению проблемы .

Очень часто мы слышим версию, которая утверждает, как только малыш пойдет в детский и сад и начнет общаться со сверстниками — заговорит в кротчайшие же сроки. Во-первых, дома у родителей не всегда хватает времени на общение с ребенком, работу с ним, а детский сад дает и образование, соответствующее возрасту, и постоянное общение с детьми. Во-вторых, дома у ребенка не всегда есть потребность говорить, так как его и так понимают. Мама сразу же подбегает, подает, показывает, зная настроение ребенка, его потребности и желания. А в детском садике ребенку уже придется приложить усилий, для объяснений и изложения просьбы, пожелания.

В принципе, данная гипотеза имеет право на существование и во многих случаях адаптация к детскому саду влечет за собой и развитие ребенка.
Но чудо случается не всегда. Конечно, у ребенка увеличится словарный запас, некоторые слова даже могут приобрести четкость , но основным всё же останется общение звуками и жестами.

Так что ж является причиной, по которой ребенок в трехлетнем возврате так и не начинает полноценно разговаривать? Ото всюду же кричат о том, общение это главный фактор, для успешного формирования речи у ребенка.

Опираясь на множество исследований психологов, дефектологов, невропатологов, можно с уверенность заявить, что общение не является основой для формирования речи в раннем возрасте.  Разговаривать с ребенком, вместе читать сказки, учить песни и стишки, конечно же, крайне необходимо. Но главная особенность не в этом.

Когда дети начинают говорить

0-6 месяцев — общение со взрослыми в первые месяцы жизни проходит через плач, крик, агукание. Примерно в 3 месяца проявляются первые  длительные звуки, состоящие из гласных «эээ», «аааа», «оооо», «уао» и подобные. В 5 месяцев лепет приобретает согласные , формируя всеми нами знакомое «Агу». Сейчас ребенок сталкивается с первым речевым опытом, используя звуки своего родного языка.

6-12 месяцев — в этом возрасте мы модем наблюдать уже первые попытки произношения, имитации звуков «да-да», «та-та-та». К 7 месяцам ребенок уже понимает смысл небольшого количества слов, и ожидает реакцию мамы на них. В 8 месяцев ребенок уже тщательнее пытается повторять звуки за взрослыми, к девяти месяцам модно отметить повторяющие, всеми нами любимые, слоги «па-па», «ма-ма», «ба-ба». И к началу второго года жизни ребенок уже понимает, как минимум, 20 слов и всё больше и больше пытается повторять услышанные звуки.

12-24 месяца — волшебным период произношения первых слов маленького человечка. Ближе к двум, некоторые детки вполне справляются даже с простыми предложениями. Словарный запас постепенно увеличивается, появляется более пассивная форма общения  — с помощью жестов, мимики пытается сформировать просьбу и пожелание.

2-2,5 года — малыш уже вполне внятно (хотя бы в понимании родителей) объясняет свои действия и желания (кушать, гулять, идти, играть, спать), пытается формировать простые предложения, понимает значительную часть из слов, употребляемых в семье, всё больше повторяет услышанное.

Важный рубеж

К трехлетнему возрасту речевая область головного мозга уже анатомически созревает, и благоприятный период развития речи завершается. Малыш уже уверенно формулирует свои желания, и может их вполне понятно произнести «мама, купи мне эту игрушку», «я не хочу кушать». На данном этапе еще не так придается значение самому произношению, ведь все детки допускают множество ошибок в слове, во время его произношения: меняют буквы местами, твердые звуки произносят мягко, пропускают целые слоги, придумывает свои слова, обозначающие знакомые предметы и действия. И мы так умиляемся, когда видим маленького человечка, говорящем на своем собственном языке, с вполне серьёзным видом. Ребенок только учится контактировать с миром.

Но встречается и иное поведение, при котором, познающий мир ребенок, упорно молчит. Здесь кране важно понять, что же лежит в основе его молчания  — непонимание сказанного, и речи в целом, иди понимание, но отсутствие желания что-то произносить. Либо ребенку проще «высказывать» мнение с  помощью невербальным методов: плач, мимика, показать пальчиком, настойчиво потянуть  и отвести к нужному месту, принести что-то самому и так далее.
По какой бы причине это ни происходило, ребенка стоит показать специалисту, ведь за запаздыванием речи, может последовать и отставание в развитии мышления.

Сейчас многие дошкольники сталкивается с проблемами в речевом развитии, которые требуют помощи специалиста. Одна из таких проблем  — Алалия (недоразвитие речи или же полное её отсутствие) .

 

Что делать, если малыш не хочет говорить

Развивайте мелкую моторику пальцев рук (не путайте с развитием общем моторики). Заниматься развитием нужно уже с первых дней жизни ребенка. Доказано специалистами, что своевременное развитие пальчиков рук, соответствует нормальному речевому развитию. Об этом же модно говорить и наоборот.

Существует небольшой тест, скорее тест-игра, во время которого специалисты просят ребенка показать пальчик. Суть заключаются в том, что малыша просят показать для начала один пальчик, после два, три, и при этом демонстрируют ему, как именно нужно сделать. Если же пальчик во время игры изолированные, то модно говорить о норме развития. При наличию трудностей, к примеру, пальчики напряжены, либо наоборот вялые, малыш не может отделить один и показывает все вместе — то стоит смело заявить о нарушении развития речи.
Поэтому, родителям, столкнувшимися неспособностью или нежеланием ребенка произносить формы речи, соответствующие его возрасту, стоит сразу же сделать уклон на развитие мелком моторики. Тренировать пальчики, делая их более расслабленными и ловкими. Сейчас существует множество игр на развитие мелкой моторики, упражнение и рекомендаций. Они открыто гуляют по сети интернета и доступны для работы. Поэтому обязательно обратите внимание и начните заниматься, не откладывая.

Для развития мелкой моторики с малышом необходимо регулярно играть в игры, в которых задействованы пальчики рук. В начале шестимесячного возраста делайте ребенку массаж ручек, и уже к трем годам он должен уметь самостоятельно застегивать пуговицы (в крайнем случае активно пытаться).
Так же полезной техникой здесь может быть развязывание узелков на шнурочках, ленточках или веревочках. Вы можете вместе нанизывать пуговки, бусины на нитку, перебирать мелкие игрушки, крупные бусы, складывать мозаику (даже хаотично, ведь основная задачи здесь перекладывать и прорабатывать с мелкими деталями).  Здесь отлично помогут рисование мелками, разрывание бумаги на мелкие кусочки, лепка из пластина, вплоть др обычного скатывания маленьких шариков.  То есть, основная задача задействовать все пальчики рук.

Родителям трехлетнего ребенка также стоит запомнить, что разговаривать с ребенком важно лишь на нормальном, внятном и взрослом языке. Не допускайте коверкание слов, детского лепета, не повторяйте слова, произнесенные ребенком. Ваша задача не повторять допущенные им ошибки, а исправлять их. Во время жестикуляции ребенка, делайте вид ,что не понимаете его. добиваясь таким образом произношения слов и в дальнейшем коротких предложений. Важно отметить, что не стоит дожидаться трехлетнего возраста, обратитесь к специалисту значительно раньше, так как ситуация может только ухудшиться.
Но, даже работая со специалистом, обязательно выполняйте это простые правила с ребенком. Помогите ему с уверенностью шагнуть в новый жизненный этап.

 

Почему так важно вовремя обратить внимание?

Мы слышим множество противоречивых версий и рассказов. Например, рассказ коллеги, чей ребенок «сам, случайно заговорил уж в 4 года», вплоть до параметрами неврологов, выставляющие норму  — простые предложения в 2 года. Кому верить? Как быть в такой ситуации?

Основная проблема в том, что задержка в развитии речи  — это лишь верхушка айсберга. Сам факт отсутствие речи и ребенка не так опасен (хотя это принимается сложно, болезненно). Истинная причина может скрываться в более серьезных психических нарушениях.

Вполне нормально, что многие мамы не знакомы с особенностями правильного психического развития, с возможными отклонениями и их проявлениями. Да, и в этом-то не всегда есть потребность. Чаще всего детки развиваются нормально. Если же происходит иначе  — сейчас множество специалистов, которые смогут оказать помощь и рассказать, как поступить в данной ситуации именно с вашим ребенком.
Не стоит самостоятельно ставить диагноз своему ребенку, не стоит бежать сразу же на поиски невропатолога. Но стоит для начала обратить внимание на основные звоночки, которые подскажут, как быть дальше.

Где таится опасность?

Ежедневно мы сталкиваемся со следующими теориями:

  • Мальчики развиваются медленнее девочек, а значит говорить начинают позже;
  • Каждый ребенок индивидуален, и ни в коем случае нельзя их мерять едиными стандартами;
  • Врачи всегда найдут, чем  запугать;
  • Племянник моей соседки заговорил в 4,5, а сейчас докторскую диссертацию защищает.

Конечно, в каждом из этих утверждений, есть своя истина, имеющая право на существование. Но, в полной мере и тем более в совокупности, они оказывают очень пагубное влияние на наше представление нормы развития. Родители могут расслабиться, отпустить ситуацию разрешаться самостоятельно, а дальше уже как повезет. И кто-то из них действительно вдруг слышит от четырехлетнего ребенка заветные фразы, а кто-то слышит гневное вопросы невролога: «Почему Вы так поздно пришли?», «Чем же Вы думали раньше?».

В обществе существует версия, что ребенка с задержкой развития видно сразу же, ведь он ведет себя кране аморально, физически похож на человека, имеющего тяжелую форму аутизма. А ребенок каждый мамы самый лучший, он «всегда» ведет себя хорошо и выглядит лучше остальных.

В большинстве случаев наличие задержки в развитии речи двухлетнего ребенка еще не так страшно. Но, если же патологию не выявить вовремя — ситуация буде с каждым годом только ухудшаться. Учитывая, что даже такая тяжелая форма нарушения, как аутизм, незаметна в столь раннем возрасте.
Именно поэтому своевременная и профессиональная коррекция крайне необходима и очень эффективна.

Тревожные звоночки

Стоит сразу объяснить, что существует просто задержка речевого развития  (ЗРР), где ребенок отстает от сверстников только в развитии речи, а есть задержка психо-речевого развития  (ЗПРР).
В случае с задержкой именно в развитии речи, ребенок может отлично понимать речь взрослых, с помощью звуков, мимики и жестов общаться с окружающими. Такой ребенок будет вполне социальным, контактным, сообразительным, просто в основном молчалив.

Но, если Ваш малыш ведет себя иначе, и заметна проблема не только в речи  — ситуация имеет более серьезные корни и стоит обратить на неё внимание.
При правильной коррекции и своевременном оказании помощи, исправить ситуацию можно уже к 4-5 годам

К кому пойти?

Для начала стоит обратиться к проверенному невропатологу, не рядовому врачу из поликлиники. Будет лучше, если же Вы обратитесь даже к нескольким специалистам, чтоб утвердить версии и диагнозы. Двухлетнему ребенку действительно сложно сразу же поставить диагноз, поэтому мнения разных специалистов могут значительно расходиться.

Ваша цель  — это подтвердить или опровергнуть наличие других проблем, кроме задержки речи. Поэтому не стоит сразу же гнаться за диагнозом, придерживайтесь сначала основного.

До четырехлетнего возраста врачи имеют полное право при выставлении диагноза ограничиваться ЗРР или ЗПРР. В этом возрасте ситуация моет меняться на глазах, и врачи, как правило, только предполагают проблему.  Но это вовсе не говорит о том, что не стоит придавать основного значения сказанному или же сидеть в ожидании. Маленькому ребенку значительно проще справить с проблемой, тем более что она только появляется.

Поэтому, убедившись в наличии задержки  — приложите усилия для поиска профессионального дефектолога или логопеда. И не прекращайте интенсивно заниматься.

Что делать?

После обращения к специалисту, многие слышали фразу, что с ребенком нужно постоянно заниматься, но как?

И это действительно самый эффективный способ. Таблетку могут и не помочь. а вот направление развития  — обязательно. Ведь ребенок в любом случае сейчас развивается, быстро или медленно, в правильную или неправильную сторону, уже не так важно. Важно что процесс идет, и пока есть это движение, не оставляйте его самого, а направляйте в нужную для ребенка сторону.

Опишем несколько самых простых способов, не требующих много времени и сил:

  • попросту окунуть ребенка в правильную речевое окружение, где все между собой активно разговаривают. Общайтесь постоянно с членами семьи, чаще находитесь на площадке с другими детьми. Это не сложный метод очень хорошо подойдет деткам с  простым ЗРР;
  • приобрести или же бесплатно скачать книги по развитию речи в раннем возрасте. Пользоваться на регулярной основе предложенными упражнениями;
  • в случае с очень сложной ситуаций  — обратитесь к логопеду-дефектологу. Достаточно одного визита в месяц, для коррекции и составления месячной программы. Некоторые специалисты не завышают цену и их помощь становится вполне доступной. В любом случае, здоровье Вашего ребенка намного дороже;
  • регулярно посещать детский коррекционный центр. В подобных центрах проводят групповые занятия. Это дешевле и опять же создает ребенку положительную обстановку;
  • отвести ребенка именно в логопедическую группу. Они очень часто встречаются в обычных детских садах.

Советы родителям:

  • Постарайтесь меньше нервничать по этой причине. Подобное явление встречается довольно часто, и в большинстве случае не представляет опасности, особенно, если Вы вовремя предприняли все меры. А вот ваши страх и волнение, могу отразиться на психо-эмоциональном состоянии ребенка, лишь усугубив его;
  • «Фильтруйте» слова специалистов, и не принимайте их все близко к сердцу. К сожалению, простое ЗРР некоторые специалисты  могут назвать «аутизмом», некоторые успокоить и отправить домой читать книжки и общаться с ребенком. Старайтесь мыслить трезво, анализируя и проверяя информацию.
  • Больше спокойно углубляйтесь в тему самостоятельно. Вполне нормально, что мама, которая знает ребенка лучше остальных, может заподозрить дополнительные проблемы. Изучайте тему самостоятельно — читайте книги, статьи, истории. Иногда это помогает увидеть дополнительные нюансы, ведь вы проводите с ребенком больше времени, знаете его намного лучше, а значит тщательнее отследите изменения;
  • Обращайтесь за помощью в поиске специалистов;
  • Бывает, что малыш не понимает речь по причине плохого слуха. То есть, он может слышать звук игрушек мультфильмов , но именно склонность к низкому восприятию отдельных частот. Это уже невозможно определить самостоятельно;
  • Не придавайте значение рассказам соседок, других мам, бабушек. Возможно племянник соседки действительно защитил диссертацию, но не говорил до 4х в половиной. Но перед Вами другой человечек, а ответственность за его благополучие лежит только на вас;
  • Не бойтесь сами обращаться к психологу. Это НОРМАЛЬНО уставать от сложной ситуации, путаться в поисках решений и замечать, что руки опускаются. Вы тоже имеете право на помощь. Тем более уверенная, сильная и счастливая мама окажет более эффективную помощь своему ребенку.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Специалисты в один голос твердят, что «нет!» Конечно, никто не отрицает существование индивидуального темпа развития. Но есть моменты, на которые в два года еще можно закрыть глаза, но в 4 стоит бить тревогу.

Основная трудность в том, что одна проблема снежным комом подтягивает за собой аспекты, создающие дополнительные проблемы. То есть, вовремя нерешенная детская проблема, в дальнейшем может перерасти в большее. Ведь общение помогает ребенку развивать эмоциональную, интеллектуальную сферу, влияет на психическое развитие. И при наличии проблем в общении, могут сформироваться проблемы в остальных сферах.

В раннем возрасте речь у ребенка только начинает развиваться, и значит, что работы необходимо будет приложить значительно меньше.

На что важно обратить внимание в первую очередь:
  • К пятилетнему возрасту у ребенка так и не сформировала связная речь. К пяти годам ребенок уже полностью выходит из младенческого возраста и перерастает лепет и коверкание слов, использование только слогов.
  • Словарный запас очень низкий, слова выражаются лишь одним или двумя слогами.
  • В предложении используются слова, которые не связаны между собой.
  • Ребенок понимает речь взрослых, реагирует на неё, выполняя просьбы и поручения. Но самостоятельно выразить свои мысли, к сожалению, не имеет возможности, ему не удается объяснить желаемое.
  • В произношении множество лексических, грамматических и фонетических ошибок.

Если посторонний человек хорошо понимает высказывания ребенка, значит проблем с развитием речи нет. В семье же очень часто ребенка может понимать только мама.
Поэтому, если люди, не контактирующие с ребенком регулярно, не понимают его речь, стоит обратиться к специалисту за помощью, ведь у пятилетнего ребенка речь уже должна быть внятной и сформированной.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Так же стоит отметить, что причиной неразвитой речи у ребенка 4-5 лет могут быть психологические или неврологические нарушения. Здесь ограничиваться занятиями в домашней обстановке, к сожалению, недостаточно. Необходимо обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
Причины задержки речевого развития, связанные с психическими нарушениями: 

  1. Стресс. Изменение обстановки, сильное потрясение могут спровоцировать остановку развития речи. Снова запустить развитие под силу уже только специалисту. Также здесь стоит отметить возможное появление заикания, вызванного испугом.
  2. Подавляющая, сложная, агрессивная атмосфера в доме может привести к подобной задержке в развитии. Ребенок боится говорить, боится быть не услышанном и так далее.
  3. Задержка психомоторного и психического развития. Естественно, более глубокая проблема именно в развитии ребенка отображается на качестве речи.
  4. Последствие сложнопротекающей беременности и тяжелых родов, черепно-мозговых травм в раннем детстве или же частых падений младенца.
    По данным исследований, все же в 50% случаев, причиной задержки в развитии речи является ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Естественно, следом за отсутствием общения идет задержки в развитии психических процессов  — памяти, внимании, мышлении, воображении и тд. А это означает, что отсутствие вмешательство с помощью, может повлечь за собой уже более глубокие проблемы.
К 4-5 года ребенку, который не разговаривает, ставят диагноз — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха (ОНР).
Подобное недоразвитие проявляется  4мя уровням, каждый из которых поддается качественной коррекции.

Обратиться можно к неврологу, логопеду-дефектологу, отоларингологу или психологу. Даже лучше обратиться ко всем, для получения более точной информации.
Обратиться за направлением можно к участковому педиатру. Так же сейчас открыто огромное количество коррекционных центров,

Главное, не ждите — помогите своему ребенку прочувствовать радости детства в полном его проявлении!

Как помочь поздно начавшим говорить

Кортни Карузо, MS, CCC-SLP

19 июля 2021 г. 8:00:00

У вас дома есть «поздний болтун»? Если да, то этот пост в блоге для вас.

Хотя дети развиваются с разной скоростью, существуют общепринятые рекомендации относительно того, когда мы ожидаем, что дети достигнут определенных вех. Если ваш ребенок не достигает этих этапов вовремя, вы можете начать беспокоиться о том, что у вашего ребенка задержка речи.

Когда мой ребенок должен начать говорить?

Дети обычно произносят свое первое слово примерно в возрасте 12 месяцев.

Если ваш ребенок еще не начал говорить к своему первому дню рождения, хорошая новость заключается в том, что существует множество вариантов, которые помогут вашему поздно говорящему наверстать упущенное и улучшить речевые навыки. Например, если вашему ребенку меньше трех лет, вы можете связаться с отделом раннего вмешательства (EI), чтобы узнать, имеют ли они право на получение услуг. В дополнение к поиску услуг через программу EI или где-либо еще, есть много простых вещей, которые вы можете сделать дома, чтобы помочь тому, кто поздно заговорил.

5 простых способов помочь при задержке речи

1. Разговор с самим собой

Разговор с самим собой – это простое занятие , которым можно заниматься в любом месте без каких-либо материалов. Разговор с самим собой — это разговор о том, что вы видите, делаете или слышите.

Например, если вы идете на прогулку с ребенком, вы можете говорить о том, что видите по дороге (например, «Я вижу дерево. Я слышу машину».). Еще один простой способ начать разговор с самим собой — это когда вы готовите или занимаетесь домашними делами; вы можете рассказать об этапах процесса (например, «Я замешиваю тесто. Я разбиваю яйца»).

Хотя поначалу разговор с самим собой может показаться глупым, ваш ребенок многому учится у вас. Стратегия разговора с самим собой учит вашего ребенка новому словарному запасу и формирует слова во фразы и предложения.

2. Параллельный разговор

Подобно разговору с самим собой, параллельный разговор включает рассказ о том, что было увидено, услышано и сделано. Разница между параллельным разговором и разговором с самим собой заключается в том, что при параллельном разговоре вы будете говорить о вещах с точки зрения вашего ребенка.

Например, если ваш ребенок строит из кубиков, вы можете сказать что-то вроде: «Башня большая». Говоря о занятиях или предметах, которыми ваш ребенок уже занят, вы увеличиваете вероятность того, что они слушают и интересуются словами и фразами, которые вы говорите, что, в свою очередь, помогает им быстрее выучить словарный запас.

3. Варианты выбора

Предоставление поздно говорящему возможности выбора — отличный способ поощрения развития общения. И это так просто, как кажется! Начните с двух предметов (например, игрушечной машинки и книги), которые могут заинтересовать вашего ребенка. Поднимая предметы, называйте каждый из них, пока вы показываете его ребенку. Затем спросите ребенка, какой предмет он хочет. Если ваш ребенок попытается сообщить о своих предпочтениях, например, указав на него или посмотрев на него, он должен получить запрошенный предмет. Когда вы даете ребенку желаемый предмет, вы должны подкрепить выбор, снова назвав предмет (например, «Вот книга»).

4. Размещение игрушек

В большинстве (если не во всех) домохозяйств с детьми игрушки, как правило, находятся везде и легко доступны. Если это относится к вашему дому, подумайте о том, чтобы убрать некоторые из любимых игрушек вашего ребенка из досягаемости, но все же на виду. Размещая игрушки вне досягаемости, вы побуждаете ребенка просить их. Просьба об игрушках может выглядеть по-разному в зависимости от возраста вашего ребенка. Например, для ребенка, который еще не говорит, «просьба» может означать, что ваш ребенок смотрит и указывает на нужную игрушку. Если это произойдет, вы можете смоделировать название элемента (например, «блоки»).

5. Задержка во времени

Много раз, когда ребенок задерживается в разговоре, мы сосредотачиваемся на том, чтобы засыпать его словами и фразами, чтобы стимулировать общение. Хотя для нас полезно говорить, чтобы стимулировать общение (о чем свидетельствуют многие из предыдущих стратегий), для нас не менее важно молчать. Используя технику временной задержки, мы делаем именно это — сидим в мгновенной тишине.

При использовании метода временной задержки вы делаете паузу или ждете несколько секунд, чтобы дать ребенку время попытаться вступить в какую-либо форму общения. Во время этой задержки вы не должны предлагать языковые модели, задавать вопросы или предугадывать, чего хочет или в чем нуждается ваш ребенок. Например, если ваш ребенок пытается достать закуску, которая находится вне досягаемости, вам легко прийти на помощь, немедленно взять ее и дать ему. Важно, чтобы вы сопротивлялись этому побуждению и вместо этого наблюдали, как разворачивается действие. Прибегая к временной задержке, вы ждете, попытается ли ваш ребенок сообщить о том, что он хочет или в чем нуждается.

 

Теперь, когда вы ознакомились с этими простыми способами поощрения речевой продукции вашего позднего говорящего, подумайте, какие стратегии вам будет проще всего применять в повседневной жизни. Чем более последовательно вы будете использовать стратегии, тем больше шансов, что ваш ребенок выиграет.

Отказ от ответственности. Сообщение в блоге выше и ответы на вопросы ниже не предназначены и не подразумеваются как замена профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения. Этот контент предназначен только для информационных или образовательных целей.

Фото Александра Даммера на Unsplash

Чтобы подписаться на наш блог, введите свой адрес электронной почты ниже.

Дети, поздно заговорившие: беседа со Стивеном Камаратой

Ведущий специалист по детской речи дает гуманные советы обеспокоенным родителям и раскрывает последние научные достижения в области позднего разговора.

Для большинства малышей поздний разговор — это просто стадия развития, которую они проходят без долгосрочных неблагоприятных последствий. Фото Люка Саузерн, через Unsplash

Автор: The Editors

Задолго до того, как Стивен Камарата стал логопедом, он был знаком с тревогой, которую испытывают родители поздно заговоривших детей. Его собственная мать рассказала ему о стрессе, который она пережила за три года до того, как он начал говорить, — время, полное опасений, что он никогда не сможет жить нормальной жизнью. Позже Камарата сам стал родителем поздно заговорившего ребенка, ребенка, которому, как ему сказали, никогда не поступит в колледж, и который должен был находиться в отдельном классе специального образования для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Эти тревожные предсказания не сбылись, но они побудили его на всю жизнь помочь другим родителям лучше ориентироваться в запутанном лабиринте диагнозов и вариантов лечения. Ниже Камарата обсуждает некоторые причины позднего разговора у малышей, что последние научные данные говорят нам о взаимосвязи между поздним разговором и аутизмом, а также об опасностях раннего вмешательства, основанного на неточном диагнозе.


Читатель The MIT Press: По каким причинам ребенок может поздно начать говорить?

Стивен Камарата : В соответствии с названием книги «Поздно говорящие дети: симптом или стадия?», поздний разговор имеет множество различных объяснений. Для большинства малышей это просто стадия развития, которую они проходят без долгосрочных неблагоприятных последствий. Действительно, после того, как ребенок «вырос» из позднего разговора, родители могут даже не помнить о беспокойстве или тревоге, которые они испытывали, когда их ребенок еще не говорил. Для других детей поздний разговор является симптомом длительных или даже пожизненных проблем. Например, дети с потерей слуха могут поздно говорить и часто отстают от сверстников в учебе, а также в своих коммуникативных навыках. И, конечно же, поздний разговор — один из основных симптомов аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС), а также умственной отсталости (ранее известной как умственная отсталость).

Стивен Камарата — автор книги «Поздно заговорившие дети: симптом или стадия?» питательных веществ, таких как незаменимые жирные кислоты или витамин B12. Жизненно важно, чтобы родители понимали, что они не являются причиной того, что их ребенок поздно заговорил, и что чувство вины не только не оправдано, но и контрпродуктивно в том, чтобы помочь ребенку научиться говорить.

Читатель : В книге вы подробно описываете некоторые опасности ложных диагнозов и неточной маркировки. Что могут сделать родители, чтобы защититься от этого?

S.C. : Лучшая защита от неточной маркировки — задавать вопросы и получать ответы. Например, когда у моего сына диагностировали умственную отсталость (теперь это называют умственной отсталостью), я спросил психолога, почему она считает, что он будет учиться намного медленнее, чем другие дети. Оказалось, что тест, который она использовала, основывался на его способности говорить и слушать, а не на его способности думать или рассуждать. Таким образом, неверная маркировка моего сына была напрямую связана с непониманием диагностического процесса для поздно говорящих детей.

Крайне важно, чтобы родители понимали, что они не являются причиной того, что их ребенок поздно заговорил, и что чувство вины не только не оправдано, но и контрпродуктивно в том, чтобы помочь ребенку научиться говорить.

Многие клиницисты проводят то, что я называю «подтверждающей» диагностикой. Они начинают с поиска «признаков» или «симптомов» аутизма и просто подтверждают предопределенный ярлык, не завершая дифференциальную диагностику. То есть они исходят из того, что поздний разговор является симптомом аутизма, и подтверждают эту гипотезу, если наблюдаются какие-либо другие признаки или симптомы аутизма. Но это происходит даже в том случае, если эти «красные флажки» поведения на самом деле относительно распространены среди типично развивающихся детей. Например, многие двухлетние дети закатывают истерики, игнорируют своих родителей, стесняются незнакомцев, разборчивы в еде, у них большая голова и/или походка на цыпочках. Никто не обратит внимания на эти «признаки» или «красные флажки», если только ребенок не заговорит с опозданием. Затем эти черты используются для подтверждения диагноза аутизма. Очевидно, что некоторые клиники и некоторые клиницисты относят всех или почти всех поздно говорящих детей к группе аутизма, хотя из популяционных исследований известно, что лишь небольшая часть поздно говорящих детей на самом деле страдает аутизмом.

Во избежание неточных этикеток родители должны спросить врача, как они получили ту или иную этикетку. Что еще более важно, они также должны спросить, будет ли применяться этот ярлык, если ребенок не заговорит поздно. Умственная отсталость и РАС являются состояниями, которые имеют серьезные симптомы, помимо поздних разговоров, поэтому ни одному ребенку не следует диагностировать ни одно из этих состояний исключительно на основании их вербальных способностей.

Я также хочу сделать важную оговорку. Некоторые дети, поздно заговорившие, действительно страдают аутизмом или умственной отсталостью, и я сталкивался с родителями, которые не соглашались с этим ярлыком, даже когда мое тестирование показало, что запоздалый разговор ребенка на самом деле является симптомом одного (или обоих) из этих пожизненных сложных состояний. Эти родители по понятным причинам расстроены и могут попытаться оспорить диагноз. Врач всегда должен приветствовать вопросы и быть готовым объяснить, как и почему была создана метка. Даже если родители не согласны с моим диагнозом, я никогда не буду их ругать или обвинять в том, что они отрицают это. В конце концов, если ярлык точен, то симптомы аутизма и/или умственной отсталости будут сохраняться еще долго после того, как ребенок научится говорить, и родители в конце концов поймут, что первоначальный диагноз был верным. Кроме того, ни я, ни любой другой клиницист не безошибочны, поэтому возможно, что первоначальная этикетка впоследствии окажется неверной.

Кроме того, родители должны доверять своему здравому смыслу и инстинктам, а работа врача состоит в том, чтобы убедиться, что они подробно объясняют этикетку, что она означает и как они пришли к диагнозу.

Читатель : Вы пишете, что ранняя диагностика и вмешательство поздно говорящих детей важны, но эти меры могут быть чреваты ловушками. Можете ли вы уточнить?

S.C. : Основная ловушка очевидна, когда раннее вмешательство основано на неточном диагнозе. В медицине хорошо понимают эту простую истину. Нет смысла проводить лечение, если не поставлен точный диагноз. Например, жажда является симптомом диабета. Но ни один врач не будет лечить жажду инсулином (который часто используется для лечения диабета), если не будет поставлен дифференциальный и положительный диагноз диабета. Конечно, жажда также может означать, что человек обезвожен или может возникнуть из-за любого количества состояний, кроме диабета. И жажда не может быть симптомом диабета или любого другого заболевания. Лечение должно соответствовать диагнозу!

Раннее вмешательство при аутизме обычно включает методы, направленные на повышение мотивации ребенка к общению. Но эти методы, которые могут включать в себя пищевое вознаграждение, например, конфету, когда он говорит, и обучение его подражанию всему, что говорит взрослый, не являются надлежащим лечением других форм позднего разговора и могут фактически нарушить нормальное языковое развитие. Раннее вмешательство важно, но оно должно быть правильным и основываться на точном диагнозе.

Раннее вмешательство важно, но оно должно быть правильным и основываться на точном диагнозе.

Кроме того, мы знаем, что некоторые формы раннего вмешательства бесполезны, независимо от того, насколько рано они осуществляются. Например, существует ныне дискредитированная теория о том, что аутизм вызывается прививками, и существуют методы лечения, предназначенные для «детоксикации» последствий «вакцинного вреда». Поскольку теперь мы знаем, что эта «прививочная» теория аутизма не только неверна, но и фактически основана на лживой науке, этой формы «раннего вмешательства» следует избегать.

Наконец, все вмешательства в отношении позднего разговора должны быть сосредоточены на обучении ребенка говорить. Хотя это кажется само собой разумеющимся, слишком много детей, поздно заговоривших, вынуждены класть руки в крем для бритья, носить утяжеленные жилеты, качаться на качелях из лайкры, подвергаться сенсорной чистке, слушать компакт-диски с цифровой музыкой или речью, хлопать в ладоши в время под метроном, дуть в свистки или мыльные пузыри, подвергаться оральной стимуляции и всевозможным другим действиям во имя «раннего вмешательства» для поздних разговоров. Хуже того, некоторых детей привязывают к креслам «Рифтон» и заставляют подчиняться указаниям врачей, также во имя «раннего вмешательства». Пожалуйста, не позволяйте никому делать такие вещи с вашим поздно заговорившим ребенком во имя «раннего вмешательства».

Читатель: Что мы знаем — и еще не знаем — о взаимосвязи между поздним разговором и аутизмом?

S.C. : Подавляющее большинство детей с аутизмом или расстройствами аутистического спектра поздно начинают говорить. Но у подавляющего большинства детей, которые поздно начинают говорить, нет аутизма. Простая эпидемиология говорит нам, что так и должно быть. Частота позднего разговора составляет примерно одного из девяти или десяти детей в общей популяции, в то время как даже самые точные оценки аутизма показывают, что только один из 50 или 60 детей имеет хотя бы один симптом РАС. Остается только гадать, включает ли этот случай из 50 или 60 поздно заговоривших детей, которые на самом деле были ошибочно идентифицированы как страдающие РАС. Тем не менее, если принять эти цифры за чистую монету, это означает, что менее одного из пяти детей, поздно заговоривших, страдают аутизмом или РАС.

«Я не могу не задаться вопросом, будут ли сегодня у Эйнштейна и других блестящих ученых, которые поздно говорили, диагноз «аутизм» или умственная отсталость».

Точный диагноз аутизма включает не только поздний разговор, но и сниженную или отсутствующую мотивацию к социальному общению. Большинство говорящих детей социально мотивированы и не проявляют этой ключевой особенности аутизма. Однако, поскольку ребенок не разговаривает, врач должен внимательно следить за невербальной социальной активностью при проведении дифференциальной диагностики. Существует немало превосходных ученых-клиницистов, изучающих причины аутизма, но в настоящее время конкретная причина неизвестна. Мы знаем, что генетика играет роль и что неврологическое развитие людей с аутизмом в некоторых отношениях отличается от развития других детей. Более того, очень важно, чтобы родители и врачи понимали, что поздний разговор не обязательно означает, что у ребенка аутизм или расстройства аутистического спектра. Также важно, чтобы, когда у поздно говорящего ребенка действительно был аутизм, семья получала надлежащую помощь и начинала лечение как можно скорее.

Читатель : Что вы можете рассказать нам об особой категории поздно говорящих детей, у которых, как говорят, есть «синдром Эйнштейна»?

S.C.: Понятно, что некоторые очень умные люди, включая Альберта Эйнштейна, говорили поздно. Безусловно, большинство поздно заговоривших детей не обладают высоким интеллектом. Тем не менее, безусловно, есть много зарегистрированных случаев, указывающих на то, что может существовать компромисс между ранним преждевременным развитием рассуждений и аналитических способностей и развитием вербальных навыков. Я беспокоюсь, что эти способные поздно заговорившие дети будут ошибочно идентифицированы как страдающие аутизмом или каким-либо другим тяжелым заболеванием, так что они никогда не реализуют свой интеллектуальный потенциал из-за ошибочного «лечения», которое душит творчество и новаторское мышление.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *