Права ребенка – принципы декларации (4 класс, окружающий мир) > 6 пчел

Дети – очень уязвимы и беззащитны, они не могут противостоять взрослым. Чтобы защитить эту категорию населения, почти сто лет назад впервые начался процесс по формированию прав детей. Теперь во всем мире действует Конвенция о правах ребенка, которой придерживаются 193 страны.

Защита детей

В начале ХХ столетия взрослые начали задумываться над тем, чтобы создать документ, который бы защищал самых беззащитных граждан – детей. Дети полностью зависят от взрослых, у них нет права голоса на выборах, нет экономического и политического влияния. Было понятно, что нужно закрепить за ними определенные права.

Рис. 1. Дети всего мира нуждаются в защите.

Права – это правила, по которым люди живут в той или иной стране. С их помощью устанавливаются отношения людей в обществе.

В 1924 году в Женеве была создана первая в мире декларация прав ребенка. Декларация в переводе значит «объявление, заявление». Она носит рекомендательный хаpaктер и является призывом к действию во всех странах.

Первая декларация содержала 5 основных принципов, защищающих детей от торговли, рабства и насилия. Это был настоящий прорыв в мировой юриспруденции, однако женевский документ нуждался в доработке.

Декларация была доработана ООН, и в 1959 году был представлен обновленный ее вариант. В нем представлены 10 принципов, согласно которым взрослые должны воспитывать детей.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Конституция России
  • 2. Новейшее время: история продолжается сегодня (4 класс)
  • 3. Древо семьи (2 класс, окружающий мир)
  • 4. Окружающий мир, тема: Природа России

Принципы декларации прав ребенка

Если говорить вкратце, то в декларации прописано, что все самое лучшее, что есть у человечества, принадлежит детям, и не может быть у них отобрано по чьей-то прихоти.

Рассмотрим 10 принципов декларации прав ребенка:

  • Абсолютно все дети на Земле, независимо от расы, национальности, возраста, социального статуса и места рождения имеют одинаковые права. Они ни в коем случае не могут быть изменены, приуменьшены или вовсе отменены.
  • С рождения каждый ребенок в любой точке мира имеет право полноценно расти и развиваться, как физически, так и духовно.

Рис. 2. Полноценное развитие ребенка – один из принципов Декларации.

  • Дети являются гражданами своей страны, поэтому родители должны дать своему малышу имя, а государство – гражданство.
  • Для нормального роста и развития все дети в любой точке мира должны получать качественную медицинскую помощь. Также они должны быть обеспечены жильем и социальным уходом.
  • При наличии инвалидности ребенок должен быть окружен вниманием и соответствующим уходом.
  • Дети имеют абсолютное право на родительскую любовь и заботу, но если ребенок – сирота, о нем должно позаботиться государство.
  • Дети всего мира имеют право на образование, развитие и игры, с помощью которых они лучше познают окружающий мир.

Родители обязаны следить за развитием своих детей. Они должны воспитывать в них доброту, сочувствие, сопереживание ближнему. С ранних лет ребенок должен осознавать, что ни в коем случае нельзя обижать других детей, мучить беззащитных животных.

  • Помощь и защиту ребенку нужно предоставлять в первую очередь.
  • Все дети должны быть надежно защищены от любых проявлений жестокости и насилия. Запрещены любые телесные наказания, угрозы, грубость, унижение, любое травмирование нежной детской психики.

Рис. 3. Под запретом любой вид насилия.

  • Дети имеют полное право на жизнь в любви и взаимопонимания. Нельзя воспитывать их в духе ненависти к представителям других социальных слоев, рас, религий. С помощью родителей ребенок должен с раннего детства уяснить, что все люди на Земле равны между собой.

В дальнейшем на основании этих 10 принципов была создана Конвенция, цель которой – регулирование отношений детей и взрослых, прав несовершеннолетних.

Конвенция – это договор, который должен в обязательно порядке соблюдаться сторонами, которые его подписали.

Эту Конвенцию полностью поддержали 193 стран во всем мире, в том числе и Россия. На основании этого документа были внесены изменения в Гражданский и Семейный кодекс. Все нарушители прав ребенка караются законом. Очень важно, чтобы дети знали о своих правах, и, в случае их нарушения, не боялись обращаться за помощью.

Что мы узнали?

При изучении темы «Права ребенка» по программе окружающего мира 4 класса мы узнали, когда и как был сформирован первый документ, в котором были зафиксированы права детей. Мы узнали о существовании 10 принципов декларации прав ребенка и созданной на ее основе Конвенции, которую поддерживают во многих странах мира.

Подзолистые почвы – для какой природной зоны хаpaктерны дерново-подзолистые типы

Для какой территории хаpaктерен такой тип почвы и какими особенностями она обладает?

13 11 2022 3:59:17

Гидроксид кальция – формула, количество вещества и молярная масса

Каковы его особенности и химические свойства рассмотрим в данной статье. ..

12 11 2022 16:54:51

Леннокс Льюис (Lennox Lewis) краткая биография боксера

Родители Льюиса были родом из Ямайки…

11 11 2022 20:33:59

Климат Африки – типы и карта, кратко для урока географии в 7 классе

Естественно,  такое положение очень сильно повлияло на климат Африки…

10 11 2022 3:53:25

Краткая биография Айвазовского, творчество художника и личная жизнь Ивана Константиновича для детей

Он был меценатом, а также почетным члeном римской, парижской и амтердамской Академий художеств…

09 11 2022 12:28:12

Кровь – строение клеток в таблице (биология, 8 класс)

Это жидкая соединительная ткань, сообщающаяся со всеми клетками организма посредством кровеносных сосудов…

08 11 2022 23:20:20

Сравнительная степень прилагательных в английском языке: таблица правил и примеров

Все прилагательные делятся на два вида – качественные (деревянный, железный) и относительные (красивый, прочный). ..

07 11 2022 2:46:59

Гражданское общество и правовое государство – кратко о соотношении и взаимосвязи по плану

Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве…

06 11 2022 9:23:38

Какие бывают природные зоны, их основные особенности

Если задаваться вопросом, сколько всего их существует, то в географии принято насчитывать девять категорий…

05 11 2022 8:49:46

Переход к НЭПу от политики военного коммунизма, кратко о начале

Именно с этого и начался переход от политики военного коммунизма к нэпу…

04 11 2022 12:41:50

Джин Саразен (Gene Sarazen) краткая биография гольфиста

Будучи сыном эмигрировавшего из Италии плотника, в биографии Джина Саразен занятия гольфом начались с роли кедди…

03 11 2022 10:16:10

Причины Холодной войны кратко по пунктам, начало и предпосылки

Мир раскололся на два враждебных лагеря во главе с США и СССР. ..

02 11 2022 1:23:53

Диджей Армин ван Бьюрен (DJ Armin van Buuren) краткая биография диджея

01 11 2022 1:18:11

Какие бывают природные зоны, их основные особенности

Если задаваться вопросом, сколько всего их существует, то в географии принято насчитывать девять категорий…

31 10 2022 2:36:33

Майкл Фелпс (Michael Phelps) краткая биография пловца

Биография Майкла Фелпса наиболее известна как история спортсмена, выигравшего восемь золотых медалей на Олимпиаде в Пекине в 2008 году…

30 10 2022 16:42:51

Деньги и их функции, денежное обращение (7 класс, обществознание)

Роль их настолько велика, что для многих от них зависит счастье и успех…

29 10 2022 18:41:35

Закономерности географической оболочки и основные свойства 7 класс

Под данным термином понимают цельную оболочку Земли, состоящую из нижней части атмосферы (воздух), верхней части литосферы (земля), всей гидросферы (вода) и всей биосферы (живые организмы). ..

28 10 2022 7:59:55

Наталья Бочкарёва краткая биография актрисы

27 10 2022 23:54:20

Северо-Западный экономический район – население, хаpaктеристика, карта и географическое положение

В его составе – три области (Новгородская, Псковская и Ленинградская), а также собственно Санкт-Петербург и анклав государства – Калининградская область…

26 10 2022 4:42:28

Кишечнополостные члeнистоногие – основные особенности

25 10 2022 5:44:35

Виды деепричастий, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида

В этой статье описаны способы образования деепричастий обоих видов с примерами, приведены методы определения вида этой части речи…

24 10 2022 10:43:10

Пустыни – животные и растения жаркой зоны (окружающий мир 2 класс )

Помимо песчаных пустынь, в природе существуют глинистые, щебнистые, солончаковые и даже ледяные пустыни Арктики и Антарктиды. ..

23 10 2022 13:50:35

Мейоз – фазы, кратко и понятно о первом и втором делении, стадии

Мы расскажем кратко и понятно о мейозе, о фазах, которые сопровождают этот процесс, обозначим основные их особенности, узнаем, какие признаки хаpaктеризуют мейоз…

22 10 2022 19:58:51

Животные Евразии – какие обитают, список животного мира

Содержит информацию об интересных фактах из жизни здешних обитателей…

21 10 2022 17:33:12

Лесная природная зона – где расположена, из чего состоит лес

Выделяют несколько разновидностей лесов в зависимости от климатического пояса…

20 10 2022 9:31:43

Лэнс Армстронг (Lance Armstrong) краткая биография велосипедиста

Биография Лэнса Армстронга наиболее известна как биография семикратного победителя Тур-де- Франц…

19 10 2022 18:26:32

Почему происходит смена природных зон по поверхности Земли

На Земле существует несколько таких зон, которые плавно переходят одна в другую. ..

18 10 2022 9:19:21

Самая краткая биография Линкольна

Родился Авраам 12 февраля 1809 года в бедной семье…

17 10 2022 5:10:18

Дина Гарипова краткая биография певицы

16 10 2022 10:34:44

План описания природной зоны населенного пункта (7 класс), изучение расположения

В дальнейшем, ученики углубляют свои знания по теме и систематизируют их…

15 10 2022 16:37:23

Адам Сэндлер (Adam Sandler) краткая биография актёра

Звезда таких фильмов как «Любовь, сбивающая с ног» и «Певец на свадьбе»…

14 10 2022 7:55:25

Горячие точки Зарубежной Европы на карте

В современном мире ситуация несколько улучшилась, но тем не менее, горячие точки в Европе сохраняются до сих пор…

13 10 2022 18:31:21

Самая краткая биография Колумба

Родился на острове Корсика. ..

12 10 2022 23:58:27

Мажоритарная избирательная система – признаки и преимущества, отличие от пропорциональной

Одним из разновидностей избирательных систем, выработанных на протяжении долгого времени, является мажоритарная избирательная система…

11 10 2022 17:28:27

Бриджит Бардо биография и личная жизнь актрисы кратко

10 10 2022 7:56:19

Конфуций краткая биография, интересные факты из жизни

09 10 2022 9:34:37

Present Simple Tense правила и примеры настоящего простого времени в английском языке

Present (настоящее) указывает на то, что действие происходит в настоящем времени…

08 10 2022 18:44:20

Причины русско-японской войны 1904-1905 кратко, поводы

Разберемся, каковы же причины русско-японской войны 1904-1905 годов…

07 10 2022 14:16:22

Гумopaльная регуляция – таблица по биологии (8 класс)

Вещества, попавшие в кровь, лимфу или тканевую жидкость воздействуют на клетки, стимулируя их деятельность (рост, деление, сокращение). ..

06 10 2022 13:41:18

Агния Барто биография для детей (3 класс) кратко

В биографии Барто есть место ярким встречам и увлекательным событиям, благодаря которым раскрылся ее талант…

05 10 2022 2:49:23

Никита Пресняков краткая биография актёра

04 10 2022 5:55:50

Густав Курбе (Gustave Courbet) краткая биография художника

03 10 2022 18:29:50

Водные ресурсы России – оценка и охрана, главные особенности кратко

Они являются составляющим биосферы и используются человеком в хозяйственной (чаще рекреационной) деятельности…

02 10 2022 3:58:15

Краткая биография Рафаэля Санти и творчество художника

 Биография Рафаэля – это классический образец того, как жили и творили мастера Ренессанса…

01 10 2022 16:23:29

Самая краткая биография Ельцина

Дата рождения Ельцина – 1 февраля 1931 года. ..

30 09 2022 12:38:22

Охранять природу – значит охранять жизнь (обществознание, 7 класс)

29 09 2022 6:34:49

Самая краткая биография Жуковского

Родился в семье А…

28 09 2022 6:46:16

Отделы тела речного paка – из чего состит, строение и форма

Благодаря особенностям внешнего и внутреннего строения тела, речные paки считаются высокоорганизованным семейством по сравнению с другими paкообразными…

27 09 2022 1:11:49

Рельеф дна мирового океана (6 класс) – профиль и крупные формы

Различить неровности можно только исследуя глубины океана…

26 09 2022 1:46:57

Моисей краткая биография

Моше, XV—XIII вв…

25 09 2022 18:28:23

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 ::

20 ноября – всемирный день детей | Благотворительный центр «Соучастие в судьбе»

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам, начиная с 1956 года, ввести в практику празднование Всемирного дня детей (англ. Universal Children’s Day, исп. Día Universal del Niño , фр. Journée mondiale de l’enfance) как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Праздник должен быть направлен на улучшение благополучия детей, а также на укрепление работы, проводимой ООН в интересах детей всего мира.

В своих официальных документах ООН говорит о праздновании Всемирного дня ребенка 20 ноября. В этот день в 1959 году была принята Декларация прав ребенка, а в 1989-м – Конвенция прав ребенка. Однако Генеральная Ассамблея предложила правительствам стран отмечать этот праздник в той форме и в тот день, которые каждое из них признает для себя целесообразным.

Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

История создания

Вопросы, рассматривающие  права детей возникли сравнительно недавно. Государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей  только в результате демократических движений за реформы в XIX веке.

Дети и  их права находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой забот и помощи.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и условия, позволяющие развиваться здоровым и нормальным путем в условиях свобод и достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всем мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить не две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющие обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

За 30 лет существования Декларации прав ребенка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому Конвенция прав детей приобрела более широкий характер и отразила имевшуюся у международного сообщества потребность в придании правам детей силы нормы договорного права.

Проект Конвенции о правах детей разрабатывала Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей ООН были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые присоединяются к ней, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, страстного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н.Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребенка. Это своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка, учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка, вступившая в силу в 2002 году.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (158 стран-участниц на ноябрь 2014 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (169 стран-участников на ноябрь 2014 года).

Российская Федерация в 2012 году ратифицировала эти два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка.

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола. На ноябрь 2014 года в третьем протоколе участвуют 14 стран.

В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.

Основные положения Конвенции о правах ребенка

Первая часть

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.

Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть

Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть

Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.

О праве на образование

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания: a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

На нашем сайте в разделе «Международное законодательство» — «ООН», в подразделе «Конвенция о правах ребенка и факультативные протоколы» размещен Доклад Генерального секретаря ООН от 19 августа 2014 года «О состоянии конвенции о правах ребенка», в котором анализируются достигнутый прогресс и сохраняющиеся проблемы и пробелы в деле реализации прав ребенка. Доклад содержит предложения Генерального секретаря ООН в отношении мобилизации ресурсов и внедрения инноваций в целях содействия в осуществлению прав детей.

Декларация прав ребенка, 1959 г.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию прав ребенка. Это стало первым крупным международным консенсусом в отношении основных принципов прав детей.

Происхождение Декларации прав ребенка

В 1924 г. Лига Наций (LON) приняла Женевскую декларацию, исторический документ, в котором впервые было признано и подтверждено существование конкретных прав детей и ответственности взрослых по отношению к детям.

Организация Объединенных Наций (ООН) была основана после Второй мировой войны. В 1946 г. она заменила Женевскую декларацию. Однако после принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. продвижение прав выявило недостатки Женевской декларации, поэтому ее пришлось расширить.

«Несколько государств-членов [ООН] призывали принять конвенцию, то есть международный инструмент, который юридически связывал бы государства, ратифицировавшие ее, но это предложение не было принято». [наш перевод – проверить] (1)

Таким образом, они решили разработать вторую Декларацию прав ребенка, в которой снова обращалось к понятию, что «человечество обязано Ребенку самым лучшим, что оно может дать».

20 ноября 1959 года Декларация прав ребенка была единогласно принята всеми 78 государствами-членами Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Резолюции 1386 (XIV).

Содержание Декларации прав ребенка

«Ребенок повсеместно признается как человеческое существо, которое должно иметь возможность развиваться физически, умственно, социально, морально и духовно свободно и достойно». [наш перевод] (1)

Однако ни Женевская декларация 1924 г., ни Декларация прав ребенка 1959 г. не определяют, когда начинается и заканчивается детство, главным образом для того, чтобы не выступать против абортов.

Тем не менее, в преамбуле Декларации прав ребенка подчеркивается потребность детей в особой заботе и защите, «включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Декларация прав ребенка устанавливает десять принципов (2):

  • 1. Право на равенство без различия расы, религии или национального происхождения.
  • 2. Право на особую защиту физического, умственного и социального развития ребенка.
  • 3. Право на имя и гражданство.
  • 4. Право на достаточное питание, жилище и медицинское обслуживание.
  • 5. Право на специальное образование и обращение, если ребенок имеет физические или умственные недостатки.
  • 6. Право на понимание и любовь родителей и общества.
  • 7. Право на досуг и бесплатное образование.
  • 8. Право быть среди первых получателей помощи при любых обстоятельствах.
  • 9. Право на защиту от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
  • 10. Право воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства.

 

 

 

 

Права человека | Глобальный договор ООН

Привязан к принципам:

  • 1

    Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту прав человека, провозглашенных на международном уровне.
    Подробнее о Принципе 1

  • 2

    Компании должны убедиться, что они не причастны к нарушениям прав человека.
    Подробнее о Принципе 2

Идея прав человека столь же проста, сколь и сильна: люди имеют право на достойное обращение. Права человека присущи всем людям, независимо от их национальности, места жительства, пола, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, языка или любого другого статуса. Каждый человек имеет право пользоваться правами человека без дискриминации. Все эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

В то время как правительства обязаны защищать людей от нарушений прав человека третьими сторонами, предприятия все больше осознают свою юридическую, моральную и коммерческую необходимость уважать права человека. Сегодня предприятия подвергаются более тщательному изучению их воздействия на людей и планету. Компании, которые сосредотачиваются на соблюдении прав человека и развивают позитивные отношения со своими заинтересованными сторонами, могут помочь обеспечить непрерывный рост своего бизнеса и социальную лицензию на работу.

Принципы прав человека (Принципы 1 и 2) Глобального договора ООН основаны на Всеобщей декларации прав человека. Мы призываем компании уважать и поддерживать провозглашенные на международном уровне права человека и следить за тем, чтобы они не были замешаны в нарушениях прав человека. Перед нами уникальная возможность создать более справедливое и устойчивое общество. Мировое деловое сообщество может и должно откликнуться на призыв и встать на защиту прав человека.

Наша работа

Предприятия несут минимальную ответственность за соблюдение прав человека. Они должны действовать с должной осмотрительностью, чтобы не нарушать права других, что включает устранение любых негативных последствий для прав человека, связанных с их бизнесом. Они также должны соблюдать международные стандарты и избегать причинения или содействия неблагоприятному воздействию на права человека своей деятельностью и отношениями.

Помимо этих минимальных требований, компании могут вносить добровольный позитивный вклад в поддержку прав человека. Например, они могут создавать разнообразные и инклюзивные рабочие места, инвестировать в сообщества и защиту государственной политики, а также вовлекать сотрудников и сообщества в продвижение коллективных действий. Хотя такие действия в поддержку прав человека поощряются, они не заменяют и не компенсируют уважение к правам человека.

Глобальный договор ООН мобилизует компании во всем мире, чтобы сократить разрыв между устремлениями бизнеса и действиями бизнеса в области прав человека. Мы предоставляем инструменты и ресурсы, соответствующие Руководящим принципам бизнеса в аспекте прав человека ООН (UNGP), поскольку соблюдения местного законодательства может быть недостаточно. UNGP поясняют, что ответственность за соблюдение прав человека выходит за рамки соблюдения и представляет собой глобальный стандарт ожидаемого поведения, применимый ко всем предприятиям в любых ситуациях. Таким образом, он также существует независимо от собственной приверженности предприятия правам человека. Могут быть юридические, финансовые и репутационные последствия, если предприятия не выполняют обязательство уважать.

Мы стремимся помочь компаниям во всем мире расширить процессы управления рисками, включив в них риски для людей, и помочь им подготовиться и адаптироваться по мере появления законодательства об обязательной должной осмотрительности в области прав человека, которое полностью поддерживается Глобальным договором ООН. Мы также предлагаем возможности взаимодействия, чтобы помочь компаниям уважать и поддерживать права человека.

Наше влияние

  • Компании должны перейти от обязательств к действиям и влиянию. Более 90% бизнес-участников Глобального договора ООН сообщают о наличии политики в области прав человека, но только 18% сообщают о проведении оценок воздействия на права человека
  • Для компаний, которые не привержены Глобальному договору ООН, пробелы в соблюдении прав человека еще шире — Сравнительный анализ корпоративных прав человека 2020 г. показывает, что 46% всех оцененных компаний не набрали ни одного балла по показателям должной осмотрительности эталонного теста
  • Достижение Целей в области устойчивого развития (ЦУР) невозможно без решительных действий в области прав человека: более 90% из 169 задач ЦУР связаны с правами человека и трудовыми стандартами
  • Ежегодный опрос Глобального договора ООН показывает, что 72% опрошенных компаний привержены внедрению Руководящих принципов ООН, но 36% отметили, что распространение UNGP на всю их цепочку поставок было проблемой
  • В то время как 66,9% респондентов заявили, что считают, что права человека станут основным фактором для инвесторов, 18% указали на непонимание своих обязанностей в области прав человека

Способы взаимодействия

Свинец   ➤

  • Акселератор бизнеса и прав человека (скоро)

Связь

  • Расскажите о своем прогрессе в соблюдении принципов прав человека Глобального договора ООН через сообщение о прогрессе

Старший менеджер по правам человека и достойному труду

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *