Содержание
Что умел в год ваш ребенок?
Что умел в год ваш …
15 ответов
Последний —
Перейти
#1
#2
#3
#4
Гость
Мой уже читал к году
#5
#6
#7
#8
Гость
Мой уже читал к году
#9
#10
#11
Гость
В год и три уже сам ложкой ел. В год освоили горшок, буквально за неделю. Вообще с этим небыло никаких проблем. В полтора года вообще убрали памперсы (даже на сон и на прогулку). В год говорил мама, папа, деда, баба, дай, дай пить, нет, да, нибудю, пока, и т.д. Простые слова. В полтора года предложениями уже говорил. Но я не сижу в Инстаграмм, а занимаюсь с ребёнком. Мы два раза в день гуляем по 3 часа, готовлю ему все натуральное и свежеприготовленнле. Мясо, варю Норвежский суп, запеканки, фрикадельки, все на пару : ежики, овощи, тушеное:кабачки и пр. Ничего покупного.
Покупное баночное брали с собой только в поездку , когда во Францию на море ездили.
#12
#13
Гость
Мой уже читал к году
#15
Гость
соня
причём, на английском. …
Дж.Джойса.И очень иногда даже точно комментировал текст.
#16
Новые темы за неделю:
Форс мажор
4 ответа
Двухлетнему ребенку противны прикосновения отца
18 ответов
Декрет с грудным ребенком
5 ответов
Мамы младенцев. Что можно сделать от такого состояния?
15 ответов
Правда ли, что самое тяжелое в жизни — рождение ребёнка?
14 ответов
Как перегорает молоко
2 ответа
Малыш ударился головой
21 ответ
Коляски. Как выбрать ту.
. идеальную?
7 ответов
Истерика ребенка
11 ответов
Родила некрасивую дочку
39 ответов
Популярные темы за неделю:
Родила некрасивую дочку
39 ответов
Малыш ударился головой
21 ответ
Двухлетнему ребенку противны прикосновения отца
18 ответов
Мамы младенцев. Что можно сделать от такого состояния?
15 ответов
Правда ли, что самое тяжелое в жизни — рождение ребёнка?
14 ответов
Истерика ребенка
11 ответов
Рост за 80 в 1 годик, это какой?
7 ответов
Коляски.
Как выбрать ту.. идеальную?
7 ответов
Сухой кашель. Как помочь ребенку?
7 ответов
Колики, дочери почти месяц
6 ответов
Следующая тема
Яна и ли Ульяна
50 ответов
Предыдущая тема
во сколько рожать для себя?
44 ответа
«Ужасные двухлетки»: как преодолеть важный возрастной кризис?
Вот он, такой важный детский кризис: ужасное поведение, истерики. Родители растеряны — а вдруг это теперь навсегда? Психолог Анна Скавитина рассказывает, как себя вести и как помочь ребенку пройти через этот этап развития.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Почему он так себя ведет?
И родители, и психологи часто говорят об «ужасных двухлетках» — в этот период ребенок вдруг становится совершенно невыносимым, и в чем ужас, расскажет практически каждая мама. А психологи ответят, что это нормальная фаза развития, переживаемая маленькими детьми. Да, она часто сопровождается истериками, вызывающим поведением и постоянными разочарованиями в устройстве этого мира. И совсем не обязательно, что все это начинает происходить прямо в день рождения, когда ребенку исполняется 2 года.
Сложности с поведением могут начаться в возрасте от 18 до 36 месяцев, и, несмотря на устоявшееся название «ужасные двухлетки», это всё может перетечь в то, что называют «кризис третьего года жизни». То есть, начав так себя вести в полтора года, дети могут, «не выпрыгивая», продолжить истерики и ужасное поведение и до трёх лет, и после трёх, если родителям не повезёт. Но всё-таки после 3−3.5 лет истерики происходят реже.
Я сам!
Ранний детский возраст — это этап, который длится от 1 до 3 лет. Сейчас происходитинтенсивный интеллектуальный и физический рост малыша. Ваш ребенок начинает:
- Ходить
- Разговаривать
- Иметь своё мнение по поводу всего на свете
- Узнавать об эмоциях
- Разбираться, как можно делиться и не делиться, и что значит ждать своей очереди
- Пользоваться бытовыми приборами
- Самостоятельно есть и одеваться
- Пользоваться туалетом по правилам
На этом этапе любой ребенок, естественно, хочет исследовать окружающий мир, и будет делать то, что он хочет, на своих собственных условиях, а не на ваших: «Мой мир — мои правила». Это все нормальное и ожидаемое поведение, но совсем не удобное для родителей, которые первый год жизни общались с младенцем по своим правилам и не предполагали, что он так быстро решит, что пора самому отвечать за свою жизнь.
Речевые, физические и эмоциональные навыки у ребёнка ещё недостаточно развиты, он может легко разочароваться, если ему не удаётся адекватно общаться или выполнить задуманное. Он ведь решил, что уже вырос в развитую, отдельную, самостоятельную личность, а куртка не застегивается и штаны часто оказываются неприятно мокрыми.
В этом возрасте у малыша часто случаются разочарования — потому, что:
— У него пока недостаточно речевых навыков, чтобы четко указывать, чего он хочет, он страдает, что его не понимают.
— Не хватает терпения дождаться своей очереди на качели, или получить еду, или сказать что-то.
— Он может переоценить свою координацию рук и глаз: не получается налить себе молоко или поймать мяч, даже если страстно хочется.
Как узнать, что ребёнок уже стал «ужасным двухлеткой»?
Конечно, по поведению! Скорее всего, вы заметите следующее:
1. Истерики
Истерики могут варьироваться от легкого нытья до настоящей бури. В дополнение к плачу во время истерики ребенок может начать применять силу и выражать агрессию: бить, пинать, кусаться, бросать вещи.
Хотя истерики могут казаться родителям постоянными и бесконечными, приблизительно 75% истерик у детей от 18 до 60 месяцев длятся пять минут или меньше. Поставьте себе таймер, чтобы в этом убедиться!
Истерики одинаково распространены у мальчиков и девочек. Поэтому «что ты плачешь, как девчонка» — это не правда. Все плачут — потому что они просто дети и по-другому пока не научились.
2. Вам кажется, что у вас растёт будущий лидер оппозиции
Каждый день ваш ребенок приобретает новые навыки и способности. И конечно, он очень горд и хочет постоянно испытывать, демонстрировать и тренировать эти навыки и способности. Это часто приводит к тому, что он будет категорически возражать против того, с чем у него уже все, как он уверен, в порядке. Например, он уже прекрасно может ходить сам, зачем ему держать вас за руку, когда нужно перейти улицу? Почему вы выбираете за него одежду, если он уже знает, где она лежит? Или он уверен, что успешно залезет на верх самого большого игрового комплекса, и проблем точно нет. Потому что он не знает, что оттуда ещё надо и слезать.
По мере того, как ребенок приобретает большую самостоятельность, он может начать настаивать на том, чтобы делать больше без вашей помощи, независимо от того, способен ли он с учетом своего развития выполнить задачу или нет. Но он может так же внезапно решить, что ему необходима ваша помощь — срочно, именно сейчас вы должны помочь сделать то, что он уже освоил. Просто чтобы побыть рядом с вами. А потом вдруг передумать.
3. Перепады настроения
Только что ребенок был счастливым и любящим, а в следующий момент он страшно кричит, рыдает и несчастен так, что несчастнее его, кажется, никого нет на всей планете. Все это является результатом мгновенных разочарований, которые возникают из-за желания самому делать что-то без достаточно развитых навыков, необходимых для того, чтобы его поняли, и не умея вести переговоры.
Это временный кризис или серьезные поведенческие проблемы, которые требуют помощи специалистов?
Исследования детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) показывают, что истерики могут указывать на расстройства настроения или поведения в тех случаях, если:
— это истерики, которые постоянно (более половины времени) включают в себя удары руками, ногами, укусы или другие формы физического насилия по отношению к родителю или другим взрослым;
— истерики, в которых ребенок пытается ранить себя;
— частые истерики — от 10 до 20 раз в день;
— частые истерики, которые длятся в среднем более 25 минут;
— ребенок не способен успокоиться.Но это исследование рассматривало детей старше двух лет. Такие приступы гнева могут быть поводом для беспокойства, если они сохраняются и тогда, когда ваш ребенок становится старше.
Обязательно ли обращаться за помощью?
Истерики и неповиновение, которые сопровождают развитие многих двухлеток — нормальное явление, но если вы чувствуете, что поведение ребёнка совсем вышло из-под вашего контроля, или вы просто обескуражены происходящим, поговорите с педиатром и психологом.
Лучше обратиться за профессиональной помощью, если вы (или другие взрослые, наблюдающие за ребенком) замечаете, что он:
— Не отзывается или не обращает внимания на других людей
— Не поддерживает зрительный контакт
— Очень агрессивный или конфликтный
— Пытается причинить вред себе или другим
Врач ребенка может дать вам направление к специалистам по оценке физического и психического здоровья или психологам, которые помогут наладить взаимопонимание с малышом.
Когда это пройдет?
Все дети в этом возрасте активно заняты развитием самостоятельности и чувства собственного достоинства. Разумно предположить, что их взгляды и ожидания не всегда совпадают с вашими. Тем не менее, некоторые дети будут проходить через этот возраст с меньшим количеством истерик, чем другие. Чаще всего это дети, у которых более продвинутые речевые навыки, которые помогают им чётче выражать свои мысли и снижают разочарования от того, что тебя никто в этом мире не понимает.
Родители тоже могут помочь, избегая некоторых распространенных спусковых механизмов истерики и перевозбуждения. Например, если ребенок не ложится спать вовремя и спит меньше, чем нужно по возрасту (11−14 часов в сутки суммарно), или если пытаться прогуляться с голодным ребенком, или просить его подождать еды, это может вызвать перепады настроения или истерики, которые будут «на пустом месте». Как говорит моя коллега, ужасные дети делятся на противных, очень противных и голодно-усталых.
Увы, ужасные двухлетки могут становится ужасными трехлетками, пока их навыки владения речью и координация не улучшатся. Но к тому времени, когда ребенку исполняется 4 года, у него обычно достаточно речевых навыков и развития двигательных способностей, чтобы выразить себя, понять простые инструкции и следовать правилам, установленным учителями и родителями.
Исследования показывают, что у 25% двухлетних детей будет хотя бы одна истерика в день, но только 10% четырехлетних остаются такими же.
Как помочь ребенку и себе?
1. Поддерживайте регулярные приемы пищи и режим сна. Сложное поведение чаще случается, когда ребенок устал или голоден.
2. Хвалите поведение, которое вы одобряете, и игнорируйте то, что вам не нравится. Это может показаться кому-то грубым, но один из ключевых способов реагировать на истерику вашего ребенка — не вовлекаться. Когда у двухлетнего ребенка возникают истерики, это значит, что его эмоции одержали верх, и в этот момент разговор с ними или принятие любых правил могут не сработать. Убедитесь, что он в безопасности, а затем дайте истерике закончиться. Когда успокоится, обнимите — и дальше все как обычно.
Двухлетние дети обычно не закатывают истерики преднамеренно. Скажите строго, но спокойно, что нужно использовать слова, а не крики, если хочется что-то сказать.
3. Поощряйте выражать себя по-разному. Так как у двухлеток часто не хватает словарного запаса, чтобы сказать вам что-то для них важное, даже если они знают слова, поощряйте их выражать себя другими способами. Вы можете научить малыша языку жестов: «я хочу», «обижать», «больше», «пить» и «устал», если они еще не говорят или не говорят четко. Поиск других способов общения может помочь сократить вспышки и помочь вам построить более тесную связь с ребенком.
4. Не шлепайте и старайтесь не кричать. Это ухудшает ситуацию. Вы же хотите смоделировать ненасильственное поведение, научить ребенка правильно обращаться со своей агрессией сейчас и в будущем. Если не выдерживаете, создайте физическую дистанцию — отойдите подальше, позовите более «свежего» взрослого на время побыть с ребёнком или с вами вместе. Часто в присутствии другого взрослого нам легче сдерживаться, мы как будто готовы занимать более взрослую позицию.
5. Понимание собственных ограничений — часть выживания. Помните, что ребенок не плохой и не пытается вас специально расстроить. Скорее он расстроен и не может выразить свои чувства так, как взрослые. Когда вы успокоитесь, вы сможете успокоить и его так, чтобы это не было для всех вредным.
6. Перенаправляйте или отвлекайте — когда вы можете и когда ребёнок вас слышит. В истерике обычно никто никого не слышит. Укажите на что-нибудь смешное или интересное, как только он начинает скулить или плохо себя вести. Используйте эту паузу, чтобы задуматься, а что же ребёнок хотел. После того, как он успокоится, спросите, что он хотел, предлагайте возможные варианты.
7. Говорите и объясняйте! Озвучивайте правила простыми словами и короткими предложениями, предлагайте краткие пояснения ко всем ситуациям. Так у ребёнка будет больше словарный запас, мир будет ему понятнее, и он сможет быстрее научиться объяснять то, что происходит.
8. Давайте то, что он хочет, но на ваших условиях. Например, ребёнок схватил большой пакет сока и хочет отпить из него. Аккуратно возьмите пакет из рук, скажите, что сейчас вы вместе нальёте сок в кружку. Или он достаёт из шкафа игрушку, вываливая все на пол: помогите ему достать нужное, сложите с ним игрушки на место. Так дети понимают, что можно просить помощи, когда у них возникают проблемы, вместо того, чтобы пытаться сделать совсем самостоятельно и создавать беспорядок. Но если вы вообще не хотите, чтобы у малыша был в руках этот предмет, мягко объясните, почему вы его забираете, и предложите замену.
9. Предлагайте выбор: позвольте ребенку контролировать происходящее. Например, так: «Ты наденешь брюки и свитер или комбинезон? Эти туфли или те сапожки?» Если вы не хотите, чтобы ребёнок надевал что-то не по сезону или не по обстоятельствам, уберите лишнее от его глаз. Взрослым-то трудно разобраться с полным шкафом одежды и обуви, детям тем более. Повесьте 2−3 комплекта — одевание сильно упростится.
10. Если вы не хотите, чтобы ребенок во что-то вмешивался, по возможности не держите это на виду. Нормально, если он хочет участвовать во всем, что видит.
11. Твердость правил — лучшее лекарство. Установите правила и будьте последовательны. Если у ребёнка истерика потому, что вы не купили новую игрушку, просто переждите, пока он успокоится (можете взять на руки, если он позволяет). Расскажите ребёнку, что поняли, как он расстроился, когда не купили игрушку, когда истерика закончится, и пожалейте его. Ему трудно принимать реальность, да и нам не просто.
12. Думайте, как ваш малыш. Он хочет исследовать и развиваться, рисовать на стенах — это весело, высыпать игрушки из ящиков — очень интересно. Ваша задача — перенаправлять их интерес на то, что безопасно для него и для пространства. Стены можно заклеить листами бумаги или разложить рулон бумаги на полу, можно разрешить высыпать игрушки из какого-то ящика, но собирать их с ними вместе (он две, вы все остальное, на что его терпения не хватит).
13. Спокойствие, только спокойствие. Ваш ребенок будет заражаться от вашего волнения и тревоги. Сосчитайте до 10, сделайте глубокий вдох, спойте про себя песню — сделайте все, что поможет вам сейчас сохранить спокойствие. Вы — источник успокоения не только для себя, но и для малыша. А это огромная и непростая работа!
14. Ищите возможности для своего восстановления. Зовите других взрослых, выходите погулять, хотя бы выходите в другую комнату на 15 минут, а лучше полчаса. Ребёнку будет лучше с отдохнувшим родителем. И родителям легче выдерживать накал детских переживаний, когда у них есть хоть какие-то внутренние ресурсы.
Читайте также:
4 детских кризиса, о которых важно знать родителям
Детская истерика: как она устроена и как на нее правильно реагировать
«Говорю-говорю, а он не делает»: как помочь ребенку делать то, что вы от него хотите
Фото: Africa Studio, Sunny studio, Krakenimages.com, Christin Lola, Red pepper/Shuttestock
психологиявоспитание
Развитие вашего трехлетнего ребенка
Поскольку они быстро растут, вот что следует ожидать от развития вашего трехлетнего ребенка
Все дошкольники — личности, и, хотя мы можем поощрять их, они будут делать что-то в своем собственном темпе и в свое время. Вот чего ожидать в ближайшие полгода.
С первого взгляда
- Подружиться
- Изучение алфавита
- Уловки и навыки
Прыжки и балансировка
Ваш малыш определенно ушел, и его заменила более физически уверенная в себе модель. Многие трехлетние дети смогут поймать отскочивший мяч (иногда), крутить педали трехколесного велосипеда — с переменным успехом на рулевом колесе в течение еще одного года — и любят карабкаться по действительно довольно авантюрному игровому оборудованию в парке. Они также могут прыгать на одной ноге и балансировать в течение нескольких секунд, хотя некоторые дошкольники не могут сделать это до четырех лет.
Друзья наконец-то
После того, как вы всю жизнь игнорировали своих маленьких друзей или, в лучшем случае, играли вместе с ними, занимаясь своими делами, наконец-то ваш трехлетний ребенок действительно играет с друзьями и взаимодействует с ними напрямую. Это прекрасный момент, когда они начинают понимать, как играть вместе, узнают, как совместное использование игрушек может быть положительным моментом (возможно), и пытаются понять, что заставляет их маленьких друзей тикать. В этом возрасте вполне нормально иметь воображаемого друга, хотя и не у всех детей. В конце концов, им нужен кто-то, кто примет на себя удар, когда что-то пойдет не так…
Азбука
Если вашему малышу интересно, будет интересно научить его песенке «Азбука» и указать слова на странице или дорожный знак. Некоторые трехлетние дети узнают свое имя по форме букв, но не настаивайте на нем, если им это неинтересно. Позже для этого будет достаточно времени. На этом этапе очень важно показать им, как весело читать, читать стихи и книги — это лучшая основа для «официального» изучения фонетики, которое происходит позже, около четырех часов. Пение детских песенок — лучший способ дать им возможность услышать звуки в словах, что является важной частью обучения чтению в дальнейшем. Держите это весело на данный момент.
Новые трюки
Возможно, сейчас ваш малыш раздевается (надеюсь, в удобное для вас время), но одевание занимает немного больше времени, возможно, еще от шести месяцев до года. Возможно, сейчас они смогут надеть свою собственную шляпу и пальто, но какое-то время не будут застегивать их. Это хорошая идея, чтобы дать им немного времени, чтобы разобраться, прежде чем вмешаться и спасти их. Или застегните молнию и дайте им дотянуть ее. Учитель вашего дошкольника поблагодарит вас за это через несколько месяцев…
Как помочь
- Объяснение того, почему у вас есть определенные правила, например, держаться за руки, чтобы перейти дорогу, может побудить его следовать им. Хвалите их, когда они делают это правильно.
- Их пространственное восприятие сейчас улучшается — самое время для игрушки для катания, если ваши плинтусы могут выдержать боль.
- Классики — отличный способ научить балансу и координации.
- Присоединяйтесь к игровым группам, чтобы поощрять их новые социальные навыки.
- Сейчас их речь действительно начинается, и они, возможно, смогут назвать вам свое полное имя и возраст.
- Если их речь по-прежнему непонятна всем, кроме вас, стоит получить совет от патронажной сестры или логопеда.
- Семейные обеды — это отличная привычка, чтобы они могли практиковать манеры за столом, а также слушать и говорить. На самом деле немногие родители могут делать это каждый день, но один или два раза в неделю — это все же здорово.
- Примерно сейчас вы можете начать делать первые базовые рисунки людей, так как они могут рисовать круги примерно к трем часам. Заслуживает огромной похвалы.
Узнайте больше о беспокойстве дошкольного развития и ознакомьтесь с нашим руководством по вехам здесь.
Рекламное объявление
Ваш ребенок в возрасте 4 лет
То, как ваш ребенок играет, учится, говорит, действует и двигается, дает важные сведения о развитии вашего ребенка. Вехи развития — это то, что большинство детей (75% и более) могут делать к определенному возрасту.
Проверьте этапы, которых достиг ваш ребенок к 4 годам, и при каждом посещении обсуждайте с лечащим врачом вашего ребенка этапы, которых достиг ваш ребенок, и что ожидать дальше.
Социальные/эмоциональные вехи
- Социальные/эмоциональные вехи
- Во время игры притворяется кем-то другим (учителем, супергероем, собакой)
- Просит пойти поиграть с детьми, если их нет рядом, например: «Можно поиграть с Алексом?»
- Утешает других, которые обижены или грустят, например, обнимает плачущего друга
- Избегает опасности, например, не прыгает с большой высоты на игровой площадке
- Любит быть «помощником»
- Меняет поведение в зависимости от того, где она находится (место поклонения, библиотека, игровая площадка)
Язык/коммуникация
- Говорит предложения из четырех и более слов
- Произносит несколько слов из песни, сказки или потешки
- Рассказывает как минимум об одном событии, произошедшем с ним в течение дня, например: «Я играл в футбол».
- Отвечает на простые вопросы, например «Для чего нужно пальто?» или «Для чего мелок?»
Когнитивные (обучение, мышление, решение проблем)
- Называет предметы нескольких цветов
- Рассказывает, что будет дальше в известной истории
- Рисует человека с тремя и более частями тела
Движение/физическое развитие
- Большую часть времени ловит большой мяч
- Подает себе еду или наливает воду под присмотром взрослых
- Расстегивает некоторые пуговицы
- Держит мелок или карандаш между пальцами и большим пальцем (не в кулаке)
| ||
Вы лучше всех знаете своего ребенка. Не ждите. Если ваш ребенок не достигает одного или нескольких этапов, потерял навыки, которые у него когда-то были, или у вас есть другие проблемы, действуйте как можно раньше. Поговорите с врачом вашего ребенка, поделитесь своими опасениями и спросите о скрининге развития.
Если вы или врач по-прежнему обеспокоены:
- Попросите направление к специалисту, который может более тщательно обследовать вашего ребенка; и
- Позвоните в программу раннего вмешательства вашего штата или территории, чтобы узнать, может ли ваш ребенок получить помощь. Узнайте больше и найдите номер на сайте cdc.gov/FindEI.
Чтобы узнать больше о том, как помочь вашему ребенку, посетите сайт cdc.gov/Concerned.
Что вы можете сделать для своего 4-летнего ребенка
Как первый учитель вашего ребенка, вы можете помочь ему в обучении и развитии мозга. Попробуйте эти простые советы и действия безопасным способом. Поговорите с врачом и учителями вашего ребенка, если у вас есть вопросы или дополнительные идеи о том, как помочь развитию вашего ребенка.
- Помогите ребенку подготовиться к новым местам и новым знакомствам. Например, вы можете читать истории или играть в ролевые игры (воображаемые игры), чтобы помочь ему чувствовать себя комфортно.
- Читайте вместе с ребенком. Спросите его, что происходит в рассказе и что, по его мнению, может произойти дальше. Помогите ребенку узнать о цветах, формах и размерах. Например, спросите о цвете, форме и размере вещей, которые она видит в течение дня.
- Поощряйте ребенка использовать «свои слова», чтобы спрашивать о вещах и решать проблемы, но покажите ему, как это сделать. Он может не знать нужных ему слов. Например, помогите ребенку сказать: «Можно мне по очереди?» вместо того, чтобы брать что-то у кого-то.
- Помогите своему ребенку узнать о чувствах других и о том, как реагировать на них позитивно. Например, когда он увидит грустного ребенка, скажите: «Он выглядит грустным. Давай принесем ему мишку».
- Используйте позитивные слова и обращайте внимание на поведение, которое вы хотите видеть («желаемое поведение»). Например, скажите: «Ты так мило делишься этой игрушкой!» Уделяйте меньше внимания тем, кого вы не хотите видеть.
- Просто объясните ребенку, почему он не может делать то, чего вы не хотите («нежелательное поведение»). Дайте ей выбор, что она может делать вместо этого. Например: «Нельзя прыгать на кровати. Хочешь выйти на улицу и поиграть или поставить музыку и потанцевать?»
- Разрешайте ребенку играть с другими детьми, например, в парке или библиотеке. Спросите о местных игровых группах и дошкольных программах. Играя с другими, ребенок учится ценить общение и дружбу.
- Ешьте вместе с ребенком, когда это возможно. Пусть она увидит, как вы наслаждаетесь здоровой пищей, такой как фрукты, овощи и цельнозерновые продукты, а также пьете молоко или воду.
- Создайте спокойный и тихий режим сна. Избегайте экранного времени (телевизора, телефона, планшета и т. д.) за 1–2 часа до сна и не устанавливайте никаких экранов в спальне вашего ребенка. Детям этого возраста необходимо от 10 до 13 часов сна в сутки (включая дневной сон).