Четвертый месяц жизни ребенка. Нормы развития и средние показатели

Четвертый месяц жизни ребенка открывает новый этап его развития.

Четвертый месяц жизни ребенка открывает новый этап его развития. По сравнению с первыми месяцами малыш проявляет активность не только в движениях, но и в общении, а также в стремлении побольше увидеть, услышать и почувствовать. Умения и навыки четырехмесячного ребенка уже позволяют изучать окружающий мир со многих сторон.

С четвертого месяца ежемесячная прибавка в весе немного уменьшается за счет нарастающей активности ребенка, а вот показатели роста увеличиваются с прежним интервалом (примерно по 2 см в месяц) вплоть до девятого месяца. Меняются пропорции тела, и ребенок все больше приобретает формы младенца, чем новорожденного ребенка.
За четвертый месяц вес ребенка в среднем возрастает на 750 г, окружности головы и груди увеличиваются на 1,5 – 2,0 см.
Таким образом, средние показатели по данным ВОЗ для мальчиков и девочек четырех месяцев следующие.
Для мальчиков:
• вес – от 5,6 до 8,7 кг;
• рост – от 59,7 до 68,0 см;
• окружность головы – от 39,2 до 44,0 см;
• окружность грудной клетки – от 38,6 до 44,6 см.
Для девочек:
• вес – от 5,0 до 8,2 кг;
• рост – от 57,8 до 66,4 см;
• окружность головы – от 38,1 до 43,1 см;
• окружность грудной клетки – от 38,9 до 43,0 см.

Нормы развития

Самая главная развивающая игрушка четырехмесячного младенца – он сам. Ребенок изучает себя, свои ручки, ножки, личико, пальчики, волосы. Он сопоставляет то, что чувствует, слышит и видит с объектом ощущений.

 

В этом возрасте родителям очень увлекательно наблюдать за своим малышом и тем, какие новые навыки он приобретает прямо на глазах.

 

В 4 месяца ребенок в норме своего развития обязательно проявляет следующие умения;

1) хватает и держит длительное время предметы. Малыша этого возраста уместно назвать «хватайкой», так как он уже осознанно и более совершенно использует свои ручки для того, чтобы дотянуться до предмета, схватить, пощупать, потянуть в рот для дальнейшего изучения и даже бросить. Ребенок со знанием дела может ударить по подвеске над кроваткой и наблюдать, что происходит. А потом снова ударить, но уже с применением большей силы;

2) самостоятельно переворачивается на животик из положения лежа на спине;

3) в положении лежа н животе приподнимается на ручках;

4) различает знакомых и незнакомых людей, проявляет различные реакции при встрече с теми и другими;

5) повышается эмоциональная активность: малыш улыбается и ярко смеется, удивляется, злится и сердится.

 

В 4 месяца ребенок не только хорошо различает цвета, но и может отдавать свое предпочтение какому-то определенному цвету. Яркие игрушки в этом возрасте очень актуальны, но не следует выбирать их многоцветными, достаточно для восприятия нескольких основных цветов.

 

Зрение продолжает тесно переплетаться с мыслительной активностью. Ребенок может узнавать свое отражение в зеркале и улыбаться ему, следит за вашими движениями и мимикой, пытается повторять артикуляцию. Поэтому уже сейчас важно зарождение речевых навыков.

 

Слух четырехмесячного малыша уже определяет любимые мелодии, под которые ребенок даже может с радостью проявлять двигательную активность ручками, ножками или головой. То, что ребенок будет слышать, как много родители будут с ним общаться и рассказывать про все вокруг, определит его дальнейшее умственное и речевое развитие на значительном уровне.

 

Сон младенца в 4 месяца сокращается до 15 часов в сутки. Ночью ребенок может просыпаться 2 – 3 раза или спать без пробуждений до утра, а днем малыш спит до 3 раз.

 

Эмоциональный уровень четырехмесячных малышей развивается до того, что ребенок чувствует настроение взрослых, поэтому родителям следует контролировать свои негативные эмоции и волнения в присутствии младенца.

 

В речи ребенка помимо гласных звуков появляются согласные «м», «б», «п». Поэтому первым приятным лепетом для близких станут «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и «па-па-па».

 

Не оставляйте развитие речевого аппарата малышу на самостоятельное изучение, разговаривайте с ним, показывайте, как проговариваются простые звуки, короткие слова. Ежедневные занятия в общении и играх обязательно дадут свой положительный результат в развитии ранней речи. А как бонус – формирование еще более тесной эмоциональной связи между малышом и взрослым.

 

В уходе малыша появляется достаточно частое подрезание ногтей (примерно раз в неделю), так как на таких маленьких пальчиках они быстро отрастают и могут служить причиной для царапин слизистых оболочек, кожных покровов, а также хранением скопившихся под ногтями бактерий.

О чем думают младенцы?

Разработка

22 июля 2020 г.

  • Поделиться по электронной почте
  • Сравнить в WhatsApp

С самого рождения младенцы испытывают ощущения, которые заставляют их реагировать тем или иным образом. Однако, пока они не начинают говорить, родители понятия не имеют о том, о чем они думают. Например, они смеются без видимой причины или неоднократно бросают свои игрушки на пол.

Младенцы думают не так, как взрослые, так как их мозг все еще развивается до шестилетнего возраста. 90% нейронных связей формируются в возрасте до трех лет, а остальные 10% возникают в возрасте от трех до шести лет.

Однако, несмотря на то, что они могут думать не так, как пожилые люди, дети думают с момента своего рождения. Эти первые мысли, называемые протомыслями, основаны на ощущениях, так как дети в этом возрасте не способны описать все, что они воспринимают, словами или образами. Детский разум чувствителен к тому, что происходит вокруг него, но не сознателен, так как он еще не способен рассуждать или запоминать, как взрослый. Первые мысли, приходящие в голову младенца, связаны с телесными переживаниями: голодом, холодом, комфортом, сном и т. д.

С четвертого месяца младенцы начинают совершать произвольные движения и могут наблюдать за окружающей обстановкой с позиции чуть большего осознания. На этом этапе они начинают осознавать, на что способны их тела, и учатся использовать их в своих интересах. Этот новый интерес к движению запускает их когнитивное развитие. Другими словами, психологическое развитие детей развивается параллельно с их биологическим развитием, и одно необходимо для оптимального развития младенцев.

Умственные способности младенцев увеличиваются при сенсорной стимуляции и переживаниях, которым подвергается их тело. Чем больше они узнают о мире, тем больше увеличивается их жизненный опыт.

Люди рождаются с очень небольшими навыками и в первые месяцы жизни полностью зависят от своих родителей. Однако их мозг обладает большой способностью реагировать на раздражители окружающей среды. Мозги младенцев подобны губкам, и между четырьмя и пятью месяцами они уже усвоили причинно-следственную связь.

Между шестью и семью месяцами их память начинает развиваться, и они начинают осознавать результаты своих действий. Они начинают ассоциировать определенные действия с приятными ощущениями или с вещами, которые им не нравятся. Например, когда они играют, им хорошо, а когда они голодны, им некомфортно. Они начинают вспоминать разные переживания, которые заставляют их чувствовать себя так же.

С годовалого возраста дети начинают учиться говорить. По мере роста их языковых способностей формируются нейронные связи между словами и объектами. Они начинают исследовать причинно-следственные связи своих действий и начинают действовать преднамеренно. Они будут бросать игрушки на пол несколько раз, чтобы увидеть, как они падают, и трясти погремушкой, чтобы услышать шум, который она издает. Это поведение, которое включает в себя действие, которое они теперь узнают, и они повторяют его снова и снова, чтобы убедиться, что оно каждый раз происходит одинаково.

Примерно в полтора года у них начинает развиваться способность к репрезентации или символической функции. К настоящему времени они связывают слова с определенными объектами. Например, они будут говорить «гав-вау», чтобы обозначить собаку, и будут имитировать поведение, которое они видят, например, укладывать плюшевого мишку спать. На этом этапе они начинают проявлять симпатию и проявлять сочувствие к другим.

С трехлетнего возраста они знают некоторые основные правила и могут делать то, что им говорят. Они продолжают воспринимать вещи своими чувствами, но еще не начали мыслить логически, потому что не знают, как понять, почему что-то происходит. Они мыслят символически, основываясь на творчестве и фантазии.

В возрасте от пяти до шести лет дети развивают способность рассуждать так же, как и взрослые.

Как развиваются дети в первые два года жизни?

© 2019 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены


Моторные вехи отмечают захватывающие переходы в жизни ребенка, но не существует единого универсального графика, которому следуют все дети.

Например, к 6 неделям большинство детей могут поднимать голову, лежа на животе.

К 3 месяцам большинство младенцев также могут поднимать грудь, опираясь на руки.

В возрасте от 4 до 5 месяцев средний ребенок может переворачиваться со спины на живот (Nelson et al 2004).

Но точное время меняется. Некоторые младенцы научились переворачиваться к двум месяцам! И то же самое верно для других моторных вех.

Например, исследования показывают, что более 50% младенцев могут

  • сидеть без поддержки к 6 месяцам,
  • ползать на четвереньках к 8 с половиной месяцам,
  • стоять без посторонней помощи к 10 с половиной месяцам и
  • ходить без посторонней помощи к 12 месяцам.

Тем не менее, многие дети достигают этих вех на несколько месяцев раньше или на несколько месяцев позже.

Чтобы знать, идет ли речь о вашем ребенке, вам нужно знать диапазон нормальных значений.

В какой самый ранний срок вы можете ожидать, что ваш ребенок начнет ходить?

Если ваш ребенок медлительный, когда вам следует беспокоиться о возможной задержке развития?

И могут ли родители поддерживать здоровое развитие?

Как мы увидим, окружающая среда ребенка — и личные причуды — влияют на сроки моторных вех. Младенцы развивают навыки быстрее, когда мы поощряем их практиковать возможности для практики.

Вот обзор основных этапов моторики ребенка, включая развитие крупной и мелкой моторики. Повсюду я отмечаю, как родители могут влиять на развитие, и заканчиваю некоторыми советами, основанными на фактических данных.

Вехи крупной моторики

Навыки крупной моторики задействуют крупные мышцы ног, туловища и рук. А когда речь идет о младенцах, педиатры и специалисты по развитию обращают особое внимание на шесть из этих навыков:

  • сидение без поддержки
  • ползание
  • стояние с посторонней помощью
  • ходьба с посторонней помощью
  • стояние без поддержки
  • ходьба без поддержки

Когда вы можете ожидать, что ваш ребенок достигнет этих моторных вех?

Все дети разные.

Некоторые младенцы могут сидеть без посторонней помощи в возрасте 4 месяцев. Более половины всех детей понимают это к 6 месяцам. И около 10% младенцев не достигают этой конкретной вехи, пока им не исполнится 7,5 месяцев.

Другие моторные вехи представляют еще более широкий временной диапазон. Например, в то время как средний возраст для обучения ходьбе (без посторонней помощи) составляет около 12 месяцев, некоторые дети достигают этого рубежа в возрасте до 9 месяцев, и примерно 10% детей не начинают ходить без поддержки, пока им не исполнится более 10 лет. 14,5 месяцев.

Так что, если кто-то попытается продать вам график развития ребенка «по месяцам», бегите в другую сторону. Это просто не так.

Лучший способ визуализировать развитие двигательных навыков — это представить себе окна развития — периоды времени, в течение которых примерно 9Можно ожидать, что 8% детей достигнут определенного рубежа. Вот инфографика, которую я сделал для иллюстрации, адаптированную из рисунка, опубликованного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ, 2006b).

Как видите, некоторые этапы крупной моторики, как правило, наступают раньше, чем другие, но окна широкие и перекрывают друг друга. Полученная картина не предсказывает, когда ваш ребенок достигнет какой-либо конкретной вехи — ни в каком точном смысле. Но это дает нам реалистичный временной диапазон.

Если развитие ребенка кажется медленным, когда вам следует беспокоиться?

Во-первых, доверься своей интуиции. Если по какой-либо причине вы понимаете, что вас это беспокоит, независимо от того, думаете ли вы, что «должны» быть обеспокоены, поговорите со своим педиатром. Если выяснится, что у вашего ребенка есть проблемы, раннее вмешательство может иметь большое значение.

Во-вторых, если вас интересуют крайние сроки достижения определенной вехи, имейте в виду: это зависит от обстоятельств. Это зависит от того, какие другие признаки проявляет ваш ребенок, и есть ли у вашего ребенка какие-либо известные факторы риска проблем развития.

Но при отсутствии каких-либо других опасений рекомендуется обращать внимание на 90-й процентиль — возраст, к которому 90% детей достигают определенного рубежа (Sice 2007).

Если к этой дате ваш ребенок не достиг определенного возраста, проконсультируйтесь с педиатром. То, что вы медленнее, не означает, что у вашего ребенка отставание в развитии. Но это признак того, что прогресс вашего ребенка следует пересматривать и контролировать.

На предыдущей диаграмме нет информации о процентилях, поэтому я добавлю ее сюда:

Как насчет порядка моторных вех? Что-то не так, если кажется, что ребенок пропускает шаг или переворачивается?

Не обязательно. Младенцы не всегда проходят эти вехи в одном и том же порядке, а одна из вех — ползание — даже не универсальна.

Если вы посмотрите на нашу диаграмму, вы можете обоснованно предположить, что ваш ребенок достигнет основных этапов моторики в следующей последовательности:

(1) сидение без поддержки; (2) ползание на руках и коленях; (3) стояние с посторонней помощью; (4) ходьба с посторонней помощью; (5) стоя без поддержки; и (6) ходьба без поддержки.

И действительно, когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отслеживала развитие младенцев в 5 странах (Гана, Индия, Норвегия, Оман и США), эта закономерность была обнаружена у наибольшего процента младенцев – около 42% из них .

Но более трети младенцев достигли вехи № 3 (стояние с посторонней помощью), прежде чем они начали ползать. Почти 9% младенцев также достигли вехи № 4 (ходьба с посторонней помощью), прежде чем начать ползать.

Еще 10% младенцев перепутали порядок еще более экзотическим образом, и примерно 4% младенцев никогда не ползали на четвереньках (ВОЗ, 2006a).

В других исследованиях сообщалось о еще большем количестве младенцев, которые никогда не ползали, — младенцев, которые были здоровы и продолжали ходить в обычное временное окно.

Таким образом, не существует основной последовательности этапов моторного развития, которой следуют все дети. Как поясняют эксперты по моторному развитию Карен Адольф и Джон Франчак (2016):

«Веховые таблицы предполагают упорядоченный, связанный с возрастом марш через ряд стадий, но пути развития могут различаться, и отдельные младенцы не строго придерживаются нормативной последовательности. исходя из среднего возраста начала заболевания. Младенцы могут приобретать навыки в разном порядке, пропускать этапы и возвращаться к более ранним формам».

Почему так много различий?

Некоторые из них относятся к культуре.

Например, в некоторых африканских странах родители активно учат своих детей сидеть, стоять и ходить. Они дают младенцам много практики, и это, по-видимому, ускоряет развитие прямохождения (Super, 1976; Bril and Sabatier, 1986; Karasik et al, 2015; Adolph and Robinson, 2015).

Идея подтверждается экспериментальной работой.

У новорожденных есть «шаговый рефлекс»: если вы держите ребенка так, что подошвы его ног касаются земли, ребенок начнет спонтанно делать шаги — задолго до того, как ребенок сможет стоять под собственным весом.

Рефлекс обычно исчезает со временем, но не в том случае, если младенцам ежедневно предоставляется возможность практиковать действие, и такие дети достигли вехи ходьбы (без посторонней помощи) в более раннем возрасте (Zelazo 1983).

Итак, у нас есть доказательства того, что методы воспитания могут ускорить темпы развития моторики. Верно и обратное: воспитание может замедлить его.

В местах, где родители придерживаются принципа невмешательства или активно запрещают младенцам двигаться в течение дня, младенцам требуется больше времени для достижения определенных двигательных вех (WHO 2006b; Mei 19).94; Адольф и Робинсон 2015; Адольф и др., 2018).

Как насчет ползания? Факторы окружающей среды также играют здесь большую роль.

В таких странах, как США, родители ожидают, что дети будут ползать, и они дают им возможность это делать. Но это верно не везде, и, вероятно, не было верно для наших предков-охотников-собирателей.

Ползание на открытом воздухе — в мире, населенном хищниками — не было бы хорошей идеей, и действительно, современные охотники-собиратели не поощряют ползание своих младенцев.

Как я объясняю в этом руководстве по развитию ползания, младенцы нередко отказываются от ползания на руках и коленях в пользу других способов передвижения, таких как ползание на ягодицах или перекатывание с места на место.

И ясно, что на моторные вехи влияет генетика.

Когда исследователи контролировали влияние культуры и воспитания, они обнаружили, что генетические факторы оказывают важное влияние на сроки двигательных вех (Smith et al 2017).

Братья и сестры не достигают моторных вех в одно и то же время, даже если они выросли в одинаковых условиях. Индивидуальные различия в темпераменте, составе жировых отложений и других характеристиках — характеристиках, на которые влияют гены, — могут влиять на модели активности ребенка, заставляя некоторых детей тратить больше времени на развитие двигательных навыков.

А как насчет других моторных вех?

Предметы для удержания

Двухмесячные дети могут держаться за мелкие предметы, если мы поместим эти предметы прямо в их руки. И они, вероятно, подносят предметы ко рту для исследования (Rochat 1989).

Но хватка маленького младенца не очень надежна и надежна. Когда младенцы размахивают ручками, они, скорее всего, потеряют контроль над тем, что держат.

Учимся тянуться и крепко сжимать предметы

В возрасте от 4 до 6 месяцев у большинства детей развивается ловкость рук, позволяющая держать игрушку и трясти ее. Они также развивают способность перемещать предметы между руками.

Младенцы могут успешно тянуться к неподвижному объекту, но их движения отрывочны, и дети еще не умеют ловить движущийся объект. Младенцы еще не понимают, как эффективно хватать большие предметы — они не предпочитают делать это обеими руками.

В возрасте от 6 до 9 месяцев эти навыки значительно улучшаются. Младенцы учатся ловить движущиеся предметы. Например, они могут хватать катящиеся мячи и определять, когда некоторые мячи катятся слишком быстро, чтобы их можно было поймать (ван Хоф и др., 2008). К 11 месяцам младенцы также лучше планируют брать большие предметы — они постоянно тянутся обеими руками одновременно (Fagard and Jacquet, 1996).

Мелкая моторика и использование инструментов

К 8–10 месяцам большинство детей могут демонстрировать мелкую моторику. У них развивается способность захватывать мелкие предметы между большим и указательным пальцами. Младенцы обычно могут пить из чашки и выясняют, как есть ложкой.

Но их попытки неуклюжи. Если вы дадите им наполненную ложку, они, скорее всего, возьмут ее за конец чаши, а не за ручку (McCarty et al 2001; van Roon et al 2003). Более того, они будут держать ложку кулаком, а не точным (большой палец к указательному).

К 14 месяцам дети становятся более способными. Они могут по-прежнему держать ложку в кулаке, но уже научились держать ее за ручку (van Roon et al 2003).

Примерно в это же время – начиная с 12 месяцев – дети могут использовать письменные принадлежности для рисования случайных меток и точек.

К 18 месяцам эти усилия могут стать более контролируемыми и организованными и могут включать прямые линии и зигзаги (Dunst and Gorman 2009). Более сложные рисунки — геометрические фигуры и фигуры с узнаваемыми чертами (например, существо-капля с ногами) — развиваются медленно и могут не появляться, пока ребенку не исполнится три года (Данст и Горман, 2009).

Дайте вашему ребенку много времени на животик.

Как я отметил в этой статье, ясно, что «время на животе» важно. Младенцы лучше контролируют мышцы, когда проводят время на животе под присмотром. Это полезно для развития силы шеи и помогает детям развивать способность переворачиваться, ползать и садиться из положения лежа (Kuo et al 2008).

Помогите детям научиться прямоходить.

Мы также видели, как родители могут поддерживать развитие навыков сидения и стояния. Практические занятия, когда вы помогаете ребенку принять вертикальное положение, поддерживая его руками, могут ускорить его развитие.

Помогите малышам дотянуться и схватить.

Неудивительно, что дети учатся быстрее, когда мы даем им возможность трогать, держать и тянуться к предметам.

Например, в экспериментах с использованием варежек и игрушек, покрытых липучкой®, дети в возрасте 3 месяцев получили дополнительную практику обращения с предметами, которые обычно трудно схватить. Когда родители поощряют своих детей исследовать объекты с помощью таких «липких варежек», дети демонстрируют долгосрочные преимущества в развитии (Needham et al, 2017; Libertus et al, 2015).

Пусть дети трещат.

Это шумно и неприятно, но исследователи считают, что у младенцев развиваются важные моторные навыки, когда они хватаются за предмет и ударяют его (Kahrs et al 2012). Просто убедитесь, что объект безопасен для вашего ребенка!

Поощряйте свободную игру и станьте заметным, отзывчивым и не властным товарищем по играм.

Младенцы больше тренируются и проводят больше времени, взаимодействуя с объектами, когда мы предоставляем им время и пространство для свободной игры (Адольф и Кох, 2019 г.).). И детям полезно, когда мы опускаемся на пол, чтобы пообщаться с ними.

Подробнее

Для получения дополнительной информации о развитии ребенка см. указатель к статьям Parenting Science.


Ссылки: Моторные вехи

Адольф К. 2008. Моторное и физическое развитие: Локомоция. В М.М. Хейт и Дж. Б. Бенсон (редакторы), Энциклопедия развития младенцев и детей раннего возраста, М.М. Хейт и Дж. Б. Бенсон (редакторы), Сан-Диего: Academic Press, стр. 359–373.

Адольф К.Е. и Робинсон С.Р. 2015. Развитие моторики. В Р. М. Лернер (серия ред.) и Л. Либен и У. Мюллер (ред.), Справочник по детской психологии и науке о развитии: Vol. 2: Когнитивные процессы (7-е изд.), Нью-Йорк: Wiley, стр. 114–157

, Адольф К.Е. и Хох Дж. Э., 2019. Двигательное развитие: воплощенное, встроенное, окультуренное и обеспечивающее. Ежегодный обзор психологии, 70, 141-164.

Адольф К.Е., Хох Дж.Е., Коул В.Г. 2018. Развитие (ходьбы): 15 предложений. Тенденции Cogn Sci. 22(8):699-711.

Брил Б., Сабатье С. Культурный контекст моторного развития: Постуральные манипуляции в повседневной жизни младенцев бамбара (Мали) Международный журнал поведенческого развития. 1986; 9: 439–453.

Данст К., Горман Э. (2009). Развитие навыков рисования и каракулей у младенцев и малышей. цент. Раннее обучение. лит. Откр. 2, 1–16.

Фагар Дж., Жаке А.Ю. Изменения в дотягивании и схватывании предметов разного размера в возрасте от 7 до 13 месяцев. Британский журнал психологии развития. 1996;14:65–78.

Карс Б.А., Юнг В.П., Локман Дж.Дж. 2012. Какова роль ударов младенцев в развитии использования инструментов? Опыт Мозг Res. 218(2):315-20.

Куо Ю.Л., Ляо Х.Ф., Чен П.С., Се В.С., Хван А.В. 2008. Влияние положения лежа в состоянии бодрствования на моторное развитие в раннем возрасте. Джей Дев Бехав Педиатр. 29(5):367-76.

Либертус К., Джо А.С., Нидхэм А.В. 2016. Двигательная тренировка в 3 месяца влияет на исследование объекта через 12 месяцев. Dev Sci. 19(6):1058-1066.

Маккарти М.Э., Клифтон Р.К. и Коллард Р.Р. 2001. Начало использования инструментов младенцами и детьми ясельного возраста. Младенчество 2: 233-56.

Мэй, Дж. 1994. Северный китайский обычай выращивать детей в мешках с песком: значение для двигательного и интеллектуального развития. В: ван Россум, Дж.; Ласло, Дж., редакторы. Моторное развитие: аспекты нормального и задержанного развития. Амстердам: VU Uitgeverij.

Needham AW, Wiesen SE, Hejazi JN, Libertus K, Christopher C. 2017. Характеристики коротких тренировок с липкими варежками, которые приводят к улучшению исследования объектов. J Exp Детская психология. 164:209-224

Нельсон Э.А.1, Ю. Л.М., Вонг Д., Вонг Х.И., Йим Л. 2004. Переворачивание у младенцев: возраст, этническая принадлежность и культурные различия. Dev Med Child Neurol. 46(10):706-9.

Rochat R. 1989 Манипулирование и исследование объектов у младенцев в возрасте от 2 до 5 месяцев Психология развития 25 (6): 871-884

Sices L. 2007. Использование вех развития в педиатрической ординатуре и практике: время переосмыслить смысл среднего. Джей Дев Бехав Педиатр. 28(1):47-52.

Smith L, van Jaarsveld CHM, Llewellyn CH, Filedes A, López Sánchez GF, Wardle J, Fisher A. 2017. Генетическое и экологическое влияние на этапы развития и движения: результаты когортного исследования Близнецов. Res Q Exerc Sport. 88(4):401-407.

Супер СМ. 1976. Воздействие окружающей среды на двигательное развитие: случай «раннего развития африканских младенцев». Dev Med Child Neurol. 18(5):561-7.

Вам Хоф П., Камп Дж., Савелсберг GJP. 2002. Отношение одноручного и бимануального достижения к пересечению средней линии. Детский Дев. 73:1353–1362.

van Roon D, van der Kamp J, Steenbergen B 2003. Ограничения в обучении детей пользоваться ложками. В: Савелсберг Г., Дэвидс К., ван дер Камп Дж., Беннетт С.Дж., ред. Развитие координации движений у детей: приложения в области эргономики, медицинских наук и спорта. Рутледж, Лондон: 75-93.

Многоцентровая исследовательская группа ВОЗ по эталонным показателям роста. 2006а. Оценка половых различий и неоднородности в достижении моторных вех среди населения в многоцентровом эталонном исследовании роста ВОЗ. Приложение Acta Pediatr. 450:66-75.

Многоцентровая группа ВОЗ по эталонным исследованиям роста. 2006б. Исследование ВОЗ по моторному развитию: окна достижения шести основных этапов развития крупной моторики.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *