Что должен уметь ребенок в 4 месяца, как помочь ему развиваться?

Содержание статьи

  • Я многого достиг
  • Двигательные навыки
  • Восприятие
  • Интеллектуальное развитие
  • Психоэмоциональное и речевое развитие
  • Поиграйте с малышом
  • Как ухаживать за карапузом?

Итак, позади еще один месяц жизни крохи вне маминого животика. Он постепенно приспосабливается к новым условиям жизни, ищет доступные ему способы взаимодействия с окружающим миром, осваивает все новые навыки, крепнет физически. Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Как развивать его навыки? Такие вопросы часто возникают у неопытных родителей.

Я многого достиг

Пожалуй, так бы ответил малыш, если бы к этому возрасту умел говорить. Если разобраться, то по сравнению с предыдущим месяцем ребенок сделал большой шаг вперед в развитии всех сфер жизни.

Двигательные навыки

В физическом плане кроха явно прибавил за месяц.

  • Ребенок в 4 месяца уже уверенно держит голову как лежа на животике, так и находясь в вертикальном положении.
  • Умеет переворачиваться на бочок (некоторые даже умеют сами ложиться на животик).
  • Лежа на животе, кроха может довольно долго рассматривать предметы, поднимаясь на ладошках. А если сзади упереться в его ступни ладонью или валиком, он начнет отталкиваться. Это начальный этап освоения навыка ползания.
  • В положении на спине он приподнимается, если потянуть за ручки. Таким образом малыша можно даже перевести в сидячее положение. Однако важно помнить: по-настоящему высаживать ребенка в этом возрасте еще рано!
  • 4-месячный малыш может брать предметы и удерживать около 30 секунд.
  • Умеет складывать вместе свои ладошки, хлопать ладошками по поверхности.
  • При поддержке под мышки кроха пытается отталкиваться ножками от опоры, словно шагая. Но ни в коем случае не стоит сейчас переносить его всем весом на неокрепшие ножки – их косточки и мышцы еще не готовы к этому!

Восприятие

Тактильные ощущения грудничка, его зрение и слух в этом возрасте продолжают «учиться» совместной работе.

  • Кроха этого возраста понимает и любит яркие, чистые оттенки: красный, желтый, зеленый, синий. Полутона он пока не воспринимает, поэтому игрушки или одежки пастельных приглушенных оттенков его не заинтересуют.
  • Грудничок научился фокусировать взгляд на предметах, причем находящихся от него на довольно приличном расстоянии (до 3,5 м), поэтому начинает рассматривать окружающую обстановку. Он может следить за перемещением игрушки перед глазами как вправо-влево, так и вверх-вниз, чего до этого делать не умел. Сейчас он видит предметы объемно, может рассматривать их детально.
  • У него почти получается точно рассчитать расстояние до игрушки, чтобы дотянуться и схватить ее.
  • При возникновении звука кроха 4 – 5 месяцев от роду несколько секунд прислушивается, а затем начинает поворачивать голову и туловище в ту сторону, откуда слышится звук, находит глазами его источник и старается рассмотреть. Зрительное и слуховое восприятие уже дополняют друг друга.
  • Младенец сейчас может идентифицировать голоса людей, звуки мелодии или погремушки. Он уже любит слушать музыку и по-разному реагирует на различные темпы мелодий: под быстрые начинает ритмично двигаться, медленные слушает спокойно.
  • Сейчас он подолгу и увлеченно не только рассматривает, но и ощупывает предмет, пытаясь соотносить восприятие зрительное и тактильное.

Интеллектуальное развитие

Память, мыслительные и познавательные процессы пока что весьма слабо развиты, но уже сейчас можно просмотреть наметившуюся динамику в развитии новых навыков.

  • Долговременная память пока практически не развита, узнает ребенок только тех людей, которые находятся рядом постоянно (чаще всего это мама). Поэтому все, кто бывают в доме раз в несколько дней, автоматом попадают в список чужаков. А их от родных малыш сейчас отделяет очень четко, реакция на чужих в этом возрасте варьируется от настороженности и затихания до истошного плача.
  • Ребенок уже не просто слышит свое имя, но и понимает, что обращаются именно к нему, поворачиваясь и реагируя на обращение комплексом оживления.
  • Кроха ищет новые способы использования предметов. Поэтому может не только рассматривать игрушки, тянуть их в рот (слизистая более чувствительная, чем кожа), но и двигать их, трясти, цеплять ручкой (особенно если они висят перед ним и при толкании издают какие-либо звуки, подпрыгивают, раскачиваются), нажимать, если игрушка при этом пищит. Также малыш может взять и выпустить игрушку из ручек или бросить ее специально.
  • На 5-м месяце жизни ребенку становится интересно рассматривать себя в зеркале.

Психоэмоциональное и речевое развитие

Сейчас у малыша заметно активизировался комплекс оживления, мимика и жесты стали ярко выраженными, появились новые эмоции.

  • Он уже должен уметь звонко смеяться, если его развлекают или щекочут.
  • Ярко выражает как радость, так и недовольство, обиду, скуку.
  • В этом возрасте ребенок, конечно, не разговаривает в прямом смысле слова, но умеет активно общаться с родителями при помощи разных интонаций, агуканья и первых лепетных звуков.
  • С радостью повторяет посильные звукосочетания за взрослыми, подражая их интонации, мимике, артикуляции.

Поиграйте с малышом

Конечно, в арсенале 4-месячного ребенка уже есть несколько простейших игр, которыми он любит себя занимать: рассматривать ручки или игрушки, «пританцовывать» под веселую музыку, «общаться» с родителями, гулить в хорошем настроении, разглядывать себя в зеркале, затрагивать ручками мобиль, чтобы игрушки начали двигаться, бить по игрушкам. Однако для дальнейшего полноценного развития ребенку необходимо внимание родителей. Есть несколько несложных игр для этого возраста, которые помогут развивать двигательные, речевые и другие навыки.

  • Для тренировки мышц и подготовки ребенка к ползанию полезно укреплять мышцы спины и живота крохи, побуждая его часто переворачиваться. Стимулировать его интерес можно с помощью яркой игрушки, которую нужно перемещать перед глазами малыша так, чтобы он тянулся за ней, изменяя положение.
  • Также готовиться к ползанию можно, обучая ребенка умению брать игрушку из разных положений – тянуться за ней, лежа на животике, на боку. Пусть тянется как следует, это поможет укрепить нужные для ползания мышцы!
  • Подготовкой к навыку сидения на четвертом месяце может стать притягивание младенца за ручки до положения сидя. После этого нужно вернуть малыша на спинку. Если в это время с ним радостно агукать, петь веселую песенку, такое занятие принесет ему не только практическую пользу, но и массу удовольствия.
  • Укрепить мышцы ног (что в дальнейшем поможет крохе научиться вставать, стоять и ходить) можно с помощью такого упражнения. Под веселую потешку малыш пружинит ножками, отталкиваясь от поверхности, поддерживаемый мамой за подмышки (не опираясь на ножки полностью!).

Выполняйте упражнения на развитие двигательной активности на полу, подстелив теплое одеяло. Так вы будете спокойны: кроха точно не упадет с высоты  и не ушибется.

Следующий блок игр-упражнений направлен на развитие восприятия малыша.

  • Нужно вложить в ручку ребенка подходящую по размеру резиновую «пищалку». Если он не понял сам, для чего она нужна, взрослые показывают ему, сжимая своей рукой его кулачок. Как только появился звук, карапуз начнет сам сжимать-разжимать игрушку. Когда он это делает, он развивает моторику, хватательные движения, тактильные ощущения.
  • Можно с пользой применять и способность ощупывать предметы. Например, предлагать ребенку игрушки или предметы разной формы из разных материалов – дерева, резины, пластика, металла, разных тканей (шелка, льна, бархата), меха. Пусть ощупывает и трогает каждый, пока не утратит интерес. Так активируется тактильное восприятие.
  • Слуховое можно развивать, знакомя грудничка со звучанием различных музыкальных инструментов (колокольчик, бубен, металлофон, барабан и т. д.). Их звуки не должны быть слишком резкими, чтобы не испугать малыша. Пусть сначала рассмотрит эти предметы, услышит, как они называются, а затем увидит, как они «работают». После этого пусть попробует извлечь звук самостоятельно. Если в это время ему подбадривающее улыбается мама, агукает, ласково хвалит, называя по имени, маленький музыкант будет прилагать все усилия, чтобы инструмент зазвучал! Повторяя такие игры раз за разом, малыш постепенно научится соотносить то, как выглядит предмет, с его названием и звучанием.
    Также слуховое восприятие тренируют различная музыка (лучше, конечно, классическая), записи детских песенок, мамино пение.
  • Зрение стимулируется при рассматривании ярких, контрастных предметов. Можно «путешествовать» вместе с ребенком по соседним комнатам, разглядывая их обстановку, позволяя ему трогать заинтересовавшие предметы, дотягиваться до них. В этом возрасте малышу полезно поваляться на животике на ярком одеяле или детском коврике с крупным рисунком (аппликацией) – это также тренирует зрение. А возможность потрогать поверхность также синхронизирует восприятие зрительного и тактильного.
  • Ну а речь на данном этапе пока развивается исключительно в «общении» с родителями, подражании им. Так что полезно постоянно эмоционально говорить с малышом, медленно и четко произнося звуки, читать ему забавные потешки, петь песенки (кроха с удовольствием «подпоет»), менять интонацию, силу голоса. Можно показывать ребенку звуки, которые произносят разные птицы или животные (медведь, кошка, собака, мышь, гусь, утка, курица, петух, цыпленок, корова, лошадь и т. д.).

Как ухаживать за карапузом?

В вопросе ухода нового немного. В частности нужно внимательнее следить, чтобы ребенок, умеющий переворачиваться, не упал. Все остальное остается прежним: закаливаем, соблюдаем режим, много гуляем, устраиваем воздушные ванны, делаем массаж. Единственное, о чем хотелось бы напомнить, – разный подход к купанию мальчиков и девочек. Кстати, процедура эта по-прежнему остается ежедневной, мыло используется в минимальном количестве, не чаще 2 раз в неделю.

Купая мальчишку, важно отодвигать крайнюю плоть и смывать все, что под ней накопилось за день (прежде всего, это микробы из-за остатков мочи). А после каждого опорожнения кишечника малыша можно подмывать под краном в проточной воде.

Девочке такая процедура может сильно навредить, поскольку во влагалище при этом способе легко попадает инфекция. Малышку нужно подмывать только спереди назад. А купая, раздвигать половые губы, аккуратно смывая с них остатки мочи.

Итак, малыш уже преодолел рубеж 4 месяца. Дальше его развитие будет продвигаться все более интенсивными темпами. Родители сами не заметят, как подойдут к его первому юбилею. Но сколько этот период подарит трогательных воспоминаний!

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Комментарии

Похожие статьи

Больше статей

Новое видео на канале!

Развитие по возрасту

0-6 мес.

6-12 мес.

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

НИИ Эврика. Ребёнку 4 месяца, что он должен уметь?

Приветствуем вас, дорогие читатели сайта! В этом материале мы поговорим о четырёхмесячном малыше и его развитии. Чем старше становится кроха, тем чаще родители волнуются, насколько здоров их младенец, не требует ли он дополнительного осмотра или лечения. Если вашему ребёнку 4 месяца, что он должен уметь, вы можете узнать и сами, прочитав статью на нашем сайте. А после делайте выводы, стоит ли вам обращаться за помощью к специалистам. Итак, продолжаем наблюдать за своим крохой!

Физиологическое развитие

В 4 месяца малыш очень отличается от того комочка, который вы принесли из роддома. Его вес составляет около 7 кг, а рост — около 60 см. Основные рефлексы грудничка, которые явно прослеживались после родов, продолжают угасать, зато появляются новые навыки. Что же малыш умеет делать к этому возрасту?

  • Живо, без посторонней помощи переворачиваться с живота на бок или на спину.
  • Если положить кроху на животик, он приподнимется на ладонях и сможет без труда держать головку.
  • Из положения лёжа садится, если взять малыша за ладошки и потянуть. Однако присаживать ребёнка ещё рано: опорно-двигательный аппарат ещё недостаточно окреп.
  • Если младенец страдал гипертонусом, проблема начнёт исчезать сама, но в ногах мышечное напряжение может сохраняться.
  • Ладошки больше не сомкнуты в кулачки. Если вы похлопаете в ладоши, грудничок с радостью повторит за вами.
  • Малыш может держать в ручке предмет, правда, пока недолго, всего полминуты. Зато как громко он звенит погремушкой — заслушаешься!
  • Когда мама кормит, может сам поддерживать грудь.
  • Засовывает палец в рот и сосёт его.

В 4 месяца стоит особенно внимательно отнестись к тому, как видит и слышит кроха. От сенсорного развития во многом зависит совершенствование и других навыков. Покажите ребёнку две игрушки: одну блёклую, другую яркую (красную или жёлтую). Он наверняка выберет красную: четырёхмесячные малыши неравнодушны ко всему броскому, красочному. Так что покупайте ребёнку именно такие игрушки, но не переборщите, иначе слишком агрессивная цветовая гамма может навредить зрению.

Обязательно проверьте слух малыша. Сделать это дома несложно. Включите какой-нибудь громкий источник звука и понаблюдайте за ребёнком. При нормальном развитии он должен повернуть голову в ту сторону, откуда исходит раздражитель. Если этого не произошло, поспешите показать кроху врачу. Возможно, имеет место глухота или недоразвитость слуха.

Если вы любите музыку и хотите приучить к ней грудничка, подбирайте ритмичные мелодии, исполняемые на одном инструменте. В 4 месяца кроха способен пока отличать всего несколько тонов. Хлопайте в ритм, танцуйте: вскоре вы увидите, как и малыш начинает оживлённо двигаться, услышав знакомую музыку. Читайте стихи, потешки, сказки: своими действиями вы закладываете основу совершенной речи.

Как выглядит и ведёт себя четырёхмесячный ребёнок, можно посмотреть на видео.

Эмоции и речь

Если вы думаете, что кроха в 4 месяца не испытывает никаких эмоций и не говорит, то вы глубоко ошибаетесь. В душе малыша бушует настоящая буря, но заметить перемены могут только самые внимательные и заботливые родители:

  • Когда мама обращается к грудничку, он радостно шевелит ножками и ручками.
  • Кроха эмоционально реагирует на новое лицо, а когда называют его имя, поворачивает голову в сторону звука.
  • Иногда ребёнок произносит отдельные согласные или гласные звуки, например, «а», «у», «п», «б», лепечет.
  • Развиваются элементарные логические связи. Так, заметив мамину грудь, малыш замолкает: он понимает, что сейчас ожидается кормление.
  • Обратите внимание на мимику: в ней можно прочитать и страх, и волнение, и радость. Все зависит от ситуации, в которой находится ребёнок.
  • Собственное тело становится весьма привлекательным. Кроха осматривает ножки и ручки, трогает лицо. А если ему поднести зеркало, он долго будет себя лицезреть.
  • Малыш уже хорошо знает близких. Он радуется их приходу, но дороже всех для него остается мама. Ребёнок чувствует себя буквально слитым с нею. Но что удивительно: если мама наденет шляпу или пальто и предстанет в таком виде перед крохой, он может не узнать её и испугаться. Если хотите провести дома такой эксперимент, не переборщите, поскольку вы можете нанести психологическую травму грудничку.
  • Ребёнок внимательно следит за перемещением предмета в пространстве. Однако его память ещё не может долго хранить информацию об увиденном. Если предмет исчезнет, кроха сразу забудет о нём и вспомнит, только когда вещь снова появится перед глазами.

Дорогие родители, очень важно в четырёхмесячном возрасте, наблюдая за младенцем, сделать для себя вывод, нормально ли развивается ваш кроха. Нужно срочно обратиться к врачу, если:

  • Малыш не может держать предмет в руке.
  • Не переворачивается и не приподнимается на ручках, если положить его на животик.
  • Если приподнять кроху из положения лёжа за руки, голова окажется запрокинутой назад.
  • Ребёнок не проявляет эмоций, не лепечет, равнодушно относится к окружающим.

Всё это — сигналы патологий, физических или нервных. Конечно, личный вывод — ещё не показатель, но кто лучше родителей почувствует, что нужно крохе?

Режим дня

Сон и питание — две важных составляющих здоровья малыша. Распорядку дня родителям стоит уделить особое внимание: дети очень чувствительны ко всяким переменам.

Если кроха находится на грудном вскармливании, вопрос, что кушать, решается сам собой. Пока ребёнок получает материнское молоко и воду, для него это единственные источники питательных веществ.

Для малышей-искусственников сегодня выпускается много витаминизированных смесей. Мамочке остаётся только подобрать питание по возрасту и проследить, чтобы у грудничка не было аллергии. Однако к 4 месяцам проблема обычно оказывается решённой, поскольку чаще всего дети находятся на искусственном вскармливании с самого рождения.

На форумах мамочки малышей, которые питаются искусственными смесями, задают вопрос, чем кормить кроху. Дело в том, что таким ребятам ВОЗ рекомендует вводить в этом возрасте фруктовые соки или пюре. Лучше всего начинать с яблочного или бананового: эти продукты гипоаллергенны. Однако к советам педиатров стоит относиться избирательно: если мама чувствует, что для соков ещё не пришло время, или у ребёнка есть проблемы с ЖКТ, ничего не мешает вам повременить с прикормом и обратиться к нему, когда грудничку исполнится 6 месяцев.

Регулярные прогулки не менее важны, чем полноценное питание и сон. Выбирайте тёплую, безветренную погоду. Лучше всего выходить, когда кроха спит: моцион будет более спокойным и длительным, так как малыши отлично спят на свежем воздухе.

Итак, подведём итоги. Чему научился грудничок в первые 4 месяца своей жизни?

  • Переворачиваться и вставать на руки, лёжа на животе.
  • Брать игрушку руками, трясти ею.
  • Говорить отдельные звуки.
  • Проявлять эмоции по отношению к окружающим.
  • Следить взглядом за перемещением предмета.

Дорогие читатели, может быть, у вас есть опыт собственных наблюдений? Тогда поделитесь им в комментариях. Ваши замечания могут оказаться ценными для других читателей!

 


Понравился материал?


Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

от рождения до года

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам

[en Español]

Как ваш ребенок слышит и говорит? | От одного до двух лет | От двух до трех лет |
От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет | Изучение двух языков |
Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?

Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.

Что должен уметь делать мой ребенок?

Слух и понимание Разговор

Рождение – 3 месяца

  • Вздрагивает от громких звуков.
  • Молчит или улыбается, когда вы говорите.
  • Кажется, узнал ваш голос. Замолкает, если плачет.

Рождение – 3 месяца

  • Издает воркующие звуки.
  • Крики меняются для разных нужд.
  • Улыбается людям.

4–6 месяцев

  • Смотрит в сторону звуков.
  • Реагирует на изменение тона вашего голоса.
  • Замечает игрушки, которые издают звуки.
  • Обращает внимание на музыку.

4–6 месяцев

  • Воркует и болтает, играя в одиночку или с вами.  
  • Издает бормочущие звуки, похожие на речь, например pa , ba и mi .
  • Хихиканье и смех.
  • Издает звуки, когда счастлив или расстроен.

7 месяцев–1 год

  • Поворачивается и смотрит в сторону звуков.
  • Смотрит, когда ты указываешь.
  • Поворачивается, когда вы зовете ее по имени.
  • Понимает такие слова, обозначающие обычные предметы и людей, как чашка , грузовик , сок и папа .
  • Начинает реагировать на простые слова и фразы, такие как «Нет», «Иди сюда» и «Хочешь еще?»
  • Играет с вами в такие игры, как прятки и лепешки.
  • Кратковременно слушает песни и рассказы.

7 месяцев–1 год

  • Лепечет длинные цепочки звуков, например мими упап бабабаба .
  • Использует звуки и жесты, чтобы привлечь и удержать внимание.
  • Указывает на предметы и показывает их другим.
  • Использует такие жесты, как машет на прощание, тянется к «вверх» и качает головой «нет».
  • Имитирует различные звуки речи.
  • Говорит 1 или 2 слова, например привет , собака , папа , мама , или эээ . Это произойдет в районе его первого дня рождения, но звуки могут быть нечеткими.

Чем я могу помочь?

    • Проверьте, слышит ли ваш ребенок. Посмотрите, поворачивается ли она к шуму или смотрит на вас, когда вы говорите. Обратите внимание на проблемы с ушами и инфекции и обратитесь к врачу.
    • Ответьте своему ребенку. Посмотрите на него, когда он издает звуки. Поговори с ним. Имитируйте звуки, которые он издает.
    • Смейтесь, когда она это делает. Имитируйте рожи, которые она делает.
    • Научите ребенка имитировать действия, такие как ку-ку, хлопки, воздушные поцелуи и махание руками на прощание. Это учит его, как по очереди. Мы по очереди, когда мы говорим.
    • Расскажите о том, что вы делаете в течение дня. Говорите что-то вроде «Мама моет тебе голову»; «Вы едите горох»; и «О, этот горох хорош!»
    • Расскажи о том, куда ты идешь, что ты там делаешь, кого и что ты видишь. Скажите что-то вроде: «Мы идем к бабушке. У бабушки есть собака. Ты можешь погладить собаку».
    • Научите животных издавать звуки, например «Корова говорит «муу».
    • Читайте своему ребенку каждый день.
    • Говорите с ребенком на том языке, который вам наиболее удобен.

Корпоративные партнеры ASHA

Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха

Младенческое зрение: от рождения до 24-месячного возраста

Младенцы учатся видеть в течение определенного периода времени, подобно тому, как они учатся ходить и говорить. Они не рождаются со всеми зрительными способностями, которые им необходимы в жизни. Умению фокусировать глаза, точно двигать ими и использовать их вместе как команду необходимо научиться. Кроме того, им необходимо научиться использовать визуальную информацию, которую глаза посылают в мозг, чтобы понимать окружающий мир и правильно взаимодействовать с ним.

С самого рождения дети начинают исследовать чудеса мира глазами. Еще до того, как они научатся тянуться и хватать руками или ползать и садиться, их глаза дают информацию и стимуляцию, важные для их развития.

Проблемы с глазами и зрением у младенцев могут вызвать задержку развития. Важно выявить любые проблемы на ранней стадии, чтобы у детей была возможность развивать зрительные способности, необходимые им для роста и обучения. Родители играют важную роль в обеспечении правильного развития глаз и зрения их ребенка.

Первый осмотр глаз у ребенка

Даже если нет явных проблем с глазами или зрением, примерно в возрасте 6 месяцев вам следует отвести ребенка к врачу-офтальмологу для первого тщательного осмотра глаз. Ваш врач-оптометрист проверит вас на многие вещи, в том числе на близорукость, дальнозоркость или астигматизм, а также на способность к движению глаз и выравнивание глаз. Ваш врач также проверит общее состояние глаз. Проблемы со здоровьем глаз встречаются нечасто, но, если они есть, раннее выявление и лечение предлагают наилучший вариант.

InfantSEE ® под управлением Optometry Cares ® — Фонд AOA — это программа общественного здравоохранения Американской оптометрической ассоциации, разработанная для обеспечения того, чтобы уход за глазами и зрением стал неотъемлемой частью оздоровительного ухода за младенцами для улучшения качества жизни ребенка. . В рамках этой программы участвующие в ней врачи-оптометристы проводят всестороннюю оценку состояния глаз младенцев в возрасте от 6 до 12 месяцев в качестве бесплатной государственной услуги. Посетите веб-сайт InfantSEE, чтобы узнать больше и найти врача в вашем районе, который может предоставить бесплатную оценку младенца.

Этапы развития зрения у младенцев

При рождении младенцы не могут видеть так же хорошо, как дети старшего возраста или взрослые. Их глаза и зрительная система не полностью развиты. Но значительное улучшение происходит в течение первых нескольких месяцев жизни. Ниже приведены некоторые вехи, на которые следует обратить внимание в развитии зрения и ребенка. Важно помнить, что не все дети одинаковы, и некоторые из них могут достичь определенных вех в разном возрасте.

От рождения до 4 месяцев

  • При рождении зрение младенцев гудит от всех видов зрительной стимуляции. Хотя они могут пристально смотреть на сильно контрастирующую цель, дети еще не развили способность легко различать две цели или перемещать глаза между двумя изображениями. Их основное внимание сосредоточено на объектах на расстоянии от 8 до 10 дюймов от их лица или на расстоянии до лица родителя.
  • В первые месяцы жизни глаза начинают работать сообща, и зрение быстро улучшается. Координация глаз-рука начинает развиваться, когда младенец начинает отслеживать движущиеся объекты глазами и тянуться к ним. К восьми неделям младенцы начинают легче фокусировать взгляд на лицах родителей или других людей рядом с ними.
  • В течение первых двух месяцев жизни глаза младенца плохо координируются и могут казаться блуждающими или скрещенными. Обычно это нормально. Однако, если кажется, что глаз постоянно поворачивается внутрь или наружу, необходима оценка.
  • Младенцы должны начинать следить глазами за движущимися объектами и тянуться к предметам примерно в трехмесячном возрасте.

От 5 до 8 месяцев

  • В течение этих месяцев продолжают улучшаться навыки контроля движений глаз и координации движений глаз и тела.
  • Восприятие глубины, то есть способность судить, находятся ли объекты ближе или дальше, чем другие объекты, отсутствует при рождении. Только примерно к пятому месяцу глаза способны работать вместе, чтобы сформировать трехмерное представление о мире и начать видеть в глубину.
  • Хотя цветовое зрение младенцев не такое чувствительное, как у взрослых, считается, что младенцы хорошо различают цвета к 5-месячному возрасту.
  • Большинство детей начинают ползать примерно в 8 месяцев, что способствует дальнейшему развитию координации движений глаз, рук, ног и тела. Первые ходоки, которые мало ползали, могут не научиться пользоваться глазами вместе, как дети, которые много ползают.

от 9 до 12 месяцев

  • Примерно в 9-месячном возрасте дети начинают подтягиваться до положения стоя. К 10 месяцам ребенок должен уметь хватать предметы большим и указательным пальцами.
  • К двенадцати месяцам большинство младенцев уже ползают и пытаются ходить. Родители должны поощрять ползание, а не раннюю ходьбу, чтобы помочь ребенку улучшить зрительно-моторную координацию. • Младенцы теперь могут довольно хорошо оценивать расстояние и точно бросать предметы.

от 1 до 2 лет

  • К 2 годам у ребенка должны быть хорошо развиты зрительно-моторная координация и восприятие глубины.
  • Дети этого возраста очень заинтересованы в изучении окружающего мира, а также в том, чтобы смотреть и слушать. Они узнают знакомые предметы и картинки в книгах и могут рисовать мелками или карандашами.

Признаки проблем с глазами и зрением

Наличие проблем с глазами и зрением у младенцев встречается редко. Большинство детей начинают жизнь со здоровыми глазами и без труда начинают развивать зрительные способности, которые им понадобятся на протяжении всей жизни. Но иногда могут развиваться проблемы со здоровьем глаз и зрением. Родители должны обращать внимание на следующие признаки, которые могут свидетельствовать о проблемах с глазами и зрением:

  • Чрезмерное слезотечение может указывать на закупорку слезных протоков.
  • Красные или покрытые коркой веки могут быть признаком глазной инфекции.
  • Постоянный поворот глаз может сигнализировать о проблеме с контролем мышц глаз.
  • Крайняя чувствительность к свету может указывать на повышенное внутриглазное давление.
  • Внешний вид белого зрачка может указывать на наличие рака глаза.

Появление любого из этих признаков требует немедленного обращения к врачу-офтальмологу.

Что родители могут сделать, чтобы помочь развитию зрения

Родители могут многое сделать, чтобы помочь правильному развитию зрения своего ребенка. Ниже приведены некоторые примеры соответствующих возрасту занятий, которые могут помочь в развитии зрения младенца.

От рождения до 4 месяцев

  • Используйте в детской комнате ночник или другую тусклую лампу.
  • Чаще меняйте положение кроватки и ребенка в ней.
  • Держите игрушки, которые можно трогать, в пределах внимания ребенка, примерно от восьми до двенадцати дюймов.
  • Поговорите с малышом, пока ходите по комнате.
  • Чередуйте правую и левую стороны при каждом кормлении.

от 5 до 8 месяцев

  • Повесьте на кроватку мобильный телефон, детскую кроватку или различные предметы, чтобы ребенок мог их хватать, тянуть и пинать.
  • Дайте ребенку достаточно времени, чтобы поиграть и исследовать пол.
  • Подготовьте пластиковые или деревянные блоки, которые можно держать в руках.
  • Играйте в пирожные и другие игры, совершая движения руками ребенка и произнося слова вслух.

от 9 до 12 месяцев

  • Играйте в прятки с игрушками или своим лицом, чтобы помочь ребенку развить зрительную память.
  • Называйте предметы во время разговора, чтобы поощрять словесные ассоциации ребенка и навыки развития словарного запаса.
  • Поощряйте ползание и ползание.

от 1 до 2 лет

  • Катайте мяч вперед и назад, чтобы помочь ребенку визуально отслеживать предметы глазами.
  • Дайте ребенку кубики и мячи всех форм и размеров, чтобы они могли играть с ними, чтобы улучшить мелкую моторику и развить мелкие мышцы.
  • Читайте или рассказывайте истории, чтобы стимулировать способность ребенка визуализировать и прокладывать путь к обучению и навыкам чтения.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *