Содержание

Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог

Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.

В каракулях скрываются эмоции

«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.

Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?

  • Рисунок семьи. Расскажет о взаимоотношениях внутри семьи. Попросите ребенка нарисовать свою семью.
    На что следует обратить внимание: кто входит в состав семьи, кого рисует или кого «забыл» нарисовать ребенок? Хорошо, если вся семья в сборе. Но бывает так, что ребенок вместо семьи рисует просто дом, где не видно ни одного человека. Это значит, что общение с родными не дает ему необходимого понимания. Более того, обстановка в семье настолько напряженная, что малыш считает ее враждебной по отношению к себе.
    Второй момент — какое настроение у членов семьи? Они дружат, ругаются, спорят?
    Рост и размер членов семьи — очень интересный показатель. Он может быть реальный (например, папа в реальности выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный.
    Как расположены фигуры на листе? Фигуры могут быть расположены далеко, каждый «сам по себе». Хорошо, если вся семья «в сборе». Здесь мы можем увидеть эмоциональные связи ребенка с членами семьи, близкие или разобщенные. Потребность в общении и во внимании со стороны тех, кого нарисовал «поодаль».
  • Рисунок человека. Попросите ребенка нарисовать человека, похожего на себя.
    Данный продукт творчества покажет, как ребенок воспринимает себя: о чем мечтает, каким хочет быть. Обратите внимание на то, каким он себя изображает, насколько прорисованы части тела, одежда.
    Как ребенок располагает себя в группе людей: если он меньше других и находится в стороне, то это может говорить о сложностях в общении. Также следует обратить внимание на настроение человека на рисунке.
  • Рисунки-ситуации: «Я в детском саду», «Я в гостях», «Я на приеме у врача» или «Я в школе» и так далее.
    Рисунок ситуации — это прекрасный повод узнать, как ваш ребенок чувствует себя в детском саду, в гостях, в школе, у врача, и что с ним происходит в этот момент. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через рисунок вы узнаете много интересных подробностей. Спросите ребенка, где он на рисунке, что он чувствует, какой он — веселый или грустный — и почему? Что делают и что говорят другие люди на рисунке (друзья, воспитатели, учителя, врачи)?

Когда нужна помощь специалиста

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.

  • Очень слабый нажим на карандаш. Нечеткость линий. У детей старше 5-6 лет — неспособность закрасить область внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за область контура или значительно не доходит до контура).
    О чем это может говорить? Эти проявления могут указывать на неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Стоит обратиться к педиатру и неврологу.
  • На рисунке присутствуют изображения внутренних органов. Тут мы не берем в расчет изображения «сердечек» для принцессы или доктора Айболита.
    Однако если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, стоит проконсультироваться у психиатра.
  • Разрозненность частей тела на рисунке. Руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях.
  • Множество повторений одного и того же рисунка с одинаковым расположением, цветом и одинаковыми элементами. Это может быть признаком психологической травмы. Для ребенка что-то является очень важным, он пытается прожить какую-то тревожную и непонятную для него ситуацию. В этих многократных зарисовках так защищается его психика.
  • На рисунках полностью отсутствуют люди и животные. Ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.
  • Сильный акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую (или открытую) агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. Поговорите с ребенком спокойно, спросите, что изображено и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему. И как он себя чувствует после рисунка. Что его пугает или злит. И, конечно, проконсультируйтесь у детского психолога.
  • Травмы у людей. Это может быть актуальная физическая боль, о которой он боится сказать. Внимательно посмотрите, где расположены травмы у людей или зверей, куда наложен пластырь на рисунках. Спросите ребенка или осмотрите это место, быть может, он ушибся или у него ссадина и т. п.
  • Полный отказ рисовать. Причиной полного отказа от рисования может быть как недоразвитая мелкая моторика, так и скрытые психологические проблемы. Возможно, ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или, быть может, он пережил психотравмирующую ситуацию и боится проявлять свои чувства. В этом случае также стоит обратиться к детскому психологу.

Общее впечатление

Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.

«Детский рисунок — это хороший повод для теплой беседы. Почаще говорите с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от нас, дорогие родители, зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире», — говорит специалист.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

что должен уметь рисовать ребёнок в 5 лет?

что должен уметь …

23 ответа

Последний —
Перейти

#1

#2

#3

#4

Гость

Девочку шести лет приводят в школу. На собеседовании её спрашивают, сколько она знает времен года… Девочка на минутку задумывается — и уверенно говорит:
— Шесть!..
Директор тактично ей намекает:
— А если подумать?.. Ну, подумай…
Девочка снова на мгновение зависает — и говорит:
— Честное слово, больше не помню… Шесть!..
Директор выразительно смотрит на побагровевшую мамашу девочки, покашливает и отправляет их на минуточку в коридор…
Там мама возмущенно спрашивает дочку :
— Ну, Лена, и что это было?!
— Мама, мама… — со слезами на глазах отвечает дочка, — я и правда не помню больше никаких «Времен года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!..
Мама:
–Лена! А Десятников, а Кейдж!?

#5

Гость

А писать на заборе он уже научился?

#6

Родители ему должны заботу, внимание, безответную любовь

#7

Гость

пятилетнинй ребёнок никому ничего НЕ должен

Родители ему должны заботу, внимание, безответную любовь

#8

Гость

пятилетнинй ребёнок никому ничего НЕ должен

Родители ему должны заботу, внимание, безответную любовь

#9

Гость

Люблю.
Но помимо любви, думаю может научить чему-то было бы неплохо

книга Марины Мелия «Отстаньте от ребёнка»

#10

#11

Гость

В школу пойдет в 22-м году? Ещё очень много времени. Для школы не важно, как рисует, всё-таки к рисованию нужно иметь способности и желание рисовать. Важно подготовить к школе руку. Научить правильно(!) держать карандаш и ручку, иметь крепкую спину, которая не поедет вбок после первого месяца обучения. Руки готовьте при помощи раскрасок (каждый день по картинке раскрасить), при помощи обведения точек — тысячи пособий. И нужно научить за год правильно писать печатные буквы. Письменным научат в школе.

#12

Гость

это тебе надо, а ему нет

книга Марины Мелия «Отстаньте от ребёнка»

#13

#14

#15

Гость

Зависит от того, на сколько родители заинтересованы в развитии ребенка, бывает, что в 5 лет знает 15 языков, а бывает что и букву П с трудом получается нарисовать.
Трудно запомнить, прислани рисунок к окну а на рисунок белый лист бумаги, или положи на прозрачный стол рисунок, под стол светильник, поверх картинки чистый лист, и пусть себе обводит рисунок.

#16

Гость

Как развитие и языки связаны с рисованием? Я лично в жизни часто замечала, что очень умные люди вообще нихрена не умеют делать руками — ремонты, поделки, готовка, рисование и т.д. А главное нафига это уметь, если мозги нормальные и ты способен купить услуги профессионала? Рисовать вообще не понимаю кому в этой жизни уперлось кроме проф. дизайнеров.

#17

Гость

Зависит от того, на сколько родители заинтересованы в развитии ребенка, бывает, что в 5 лет знает 15 языков, а бывает что и букву П с трудом получается нарисовать.
Трудно запомнить, прислани рисунок к окну а на рисунок белый лист бумаги, или положи на прозрачный стол рисунок, под стол светильник, поверх картинки чистый лист, и пусть себе обводит рисунок.

#18

Гость

Как развитие и языки связаны с рисованием? Я лично в жизни часто замечала, что очень умные люди вообще нихрена не умеют делать руками — ремонты, поделки, готовка, рисование и т.д. А главное нафига это уметь, если мозги нормальные и ты способен купить услуги профессионала? Рисовать вообще не понимаю кому в этой жизни уперлось кроме проф. дизайнеров.

#19

Гость

В следующем учебном, стало быть в 21

#20

Гость

А как так, если ему сейчас 5? Вы в России? В России не ранее, чем с 6,5 лет берут. Если вы не в РФ, то нужно указывать страну. У вас может к школе требуется иная подготовка.

#21

Леди Адвокат 🧑‍💼

Ребёнку через пару месяцев 6.

#22

Эксперты Woman.ru

  • Галимов Ильдар

    Психолог по семейным…

    88 ответов

  • Богат Вячеслав

    Дипломированный практикующий…

    310 ответов

  • Мария Бурлакова

    Психолог

    67 ответов

  • Никита Носов

    Практикующий психолог

    29 ответов

  • Ниделько Любовь Петровна

    Практикующий психолог

    227 ответов

  • Алла Бурая

    Психолог

    35 ответов

  • Никитина Анна Викторовна

    Специалист восточных практик

    31 ответ

  • Максим Сорокин

    Практикующий психолог

    616 ответов

  • Дарья Горбунова

    Практикующий психолог

    142 ответа

  • Новикова Ольга Дмитриевна

    Практикующий психолог по. ..

    13 ответов

#23

Новые темы за месяц:

  • Ребенок любит больше папу

    10 ответов

  • Как можно жалеть об отсутствии детей?

    46 ответов

  • А вы боитесь сглаза?

    6 ответов

  • Не могу отойти даже в туалет

    7 ответов

  • Счастье в маленьких орущих монстрах?

    20 ответов

  • Сбитые режимы сна и мамы и ребёнка

    13 ответов

  • Уход за новорожденным. Что сложного?

    245 ответов

  • Почему много детей рожают такие?

    10 ответов

  • Запор у новорождённого

    4 ответа

  • Режим сна ваших детей

    11 ответов

Популярные темы за месяц:

  • Уход за новорожденным.

    Что сложного?

    245 ответов

  • Как не раздражают собственные дети?

    121 ответ

  • Зачем люди рожают детей?

    67 ответов

  • Что думаете про экошных детей?

    59 ответов

  • Как можно жалеть об отсутствии детей?

    46 ответов

  • Есть ли вероятность, что и свой ребёнок будет также раздражать?

    45 ответов

  • Внука оставить свекрови. Сердце разрывается

    41 ответ

  • Мой ребёнок обижает кошку

    29 ответов

  • Почему никто не помогает с малышом?

    24 ответа

  • Счастье в маленьких орущих монстрах?

    20 ответов

Следующая тема

  • Семья и дети

    4 ответа

Предыдущая тема

  • Энурез и памперс.

    9 ответов

Этапы детского рисования и развитие

Детское общение через искусство

Большинство детей не могут общаться с помощью лексики и письменных слов, поэтому это выражается в искусстве. Для удовлетворения потребностей детей в раннем возрасте это означает, что педагоги должны использовать много художественной деятельности.

Одним из важных аспектов человеческой деятельности является общение. Дети общаются на многих различных «языках». Искусство является одним из тех, которые кажутся полезными и удобными в выражении своих чувств и идей. Выражая свои чувства и идеи через искусство, большинство детей чувствуют удовлетворение. Учась с помощью различных материалов, таких как краски, мелки и глина, они пытаются передать многие мысли, которые нельзя ни написать, ни произнести. Поэтому через его художественную символику большинство детей могут передать свои идеи, которые они не могут описать словами.

 

Этапы и развитие

 

Во всем мире принято считать, что характеристики детских рисунков развиваются поэтапно. Исследование Ловенфельда, которое, как считается, проложило путь для последующих исследований детского искусства, постепенно изучало детское искусство от рождения до семнадцатилетнего возраста. У нас есть четыре этапа развития детей в искусстве: письмо, досимволизм, символизм и реализм. Это не означает, что рисунки, которые дети обычно делают на ранних стадиях, менее желательны, чем рисунки, сделанные на более поздних стадиях. Напротив, часто некоторые из наиболее эстетически привлекательных произведений создаются детьми, которые только начали открывать для себя радости изобразительного искусства.
Детские этапы подразделяются на каракули, предварительные схемы, схемы, реализм рассвета и псевдонатуралистические. Разница только в пятой стадии. Последняя фаза, псевдонатуралистическая фаза, начинается в одиннадцать или двенадцать лет. Эта фаза характеризуется рассуждениями и самокритикой, когда ребенок осознает свое естественное окружение и начинает бессознательно заботиться о пропорциях и глубине и других основных принципах рисования.

Искусство начинается с писанины

 

Все дети любят водить карандашом по поверхности и оставлять следы. Эти знаки являются первым самостоятельным контактом детей с искусством. Малыши около полутора лет обычно начинают дышать. Некоторые взрослые считают, что дети больше занимаются каракулями, чем рисованием, и что они предпочитают двигать руками и делать отметки на поверхности. Почти несколько исследователей оспорили эту традиционную точку зрения, показав, что маленькие дети иногда экспериментируют с рисунками. Эта новая точка зрения предполагает, что самые ранние действия по маркировке детей могут быть более сложными, чем считалось ранее.

 

Случайные каракули

 

Когда дети впервые начинают рисовать, они часто делают хаотические каракули, размахивая руками взад-вперед по поверхности для рисования, и обычно не понимают, что могут заставить метки делать то, что им хочется. Линии, которые они делают, могут уйти с бумаги. Но детям не требуется много времени, чтобы понять взаимосвязь между их действиями и отметками на бумаге. Они могут даже отвести взгляд от страницы во время работы. Дети начинают контролировать свои каракули, изменяя свои движения и повторяя определенные строки, которые доставляют им особое удовольствие. Могут появиться продольные метки в одном или нескольких направлениях. Круглые узоры и геометрические формы начинают развиваться по мере роста перцептивных и двигательных способностей детей. Линии комбинируются с фигурами, образуя различные узоры и формы.

Роль взрослых

 

Выбор полезных художественных материалов, таких инструментов, как нетоксичные маркеры, шариковые ручки, цветные карандаши и карандаши, играет очень важную роль для родителей и учителей. Акварельные краски также отлично подходят для детей, но они требуют только подготовки в виде защиты от грязи. Дети могут рисовать на полу или любой другой горизонтальной поверхности.

Разговор

Когда ребенок начнет называть свои каракули, слушайте комментарии ребенка и используйте значения, предложенные ребенком, в качестве источника диалога. Поощряя ребенка выражать свои мысли, чувства и переживания индивидуально, вы показываете ребенку, что вы цените то, что он или она сделали.

Предварительный символизм: появляется фигура

Дети в возрасте 3–4 лет начинают соединять круг с одной или несколькими линиями, чтобы нарисовать человеческую фигуру. Эти фигуры обычно начинаются как символы «головастиков» или «голова-ноги». Нередко первые представления детей о фигуре бывают крайне нереалистичными или у них отсутствуют шея, тело, руки, пальцы, ступни или пальцы ног. Дети могут нарисовать две фигуры, похожие на головастиков, чтобы показать свою мать и отца, не делая видимых различий между двумя фигурами.

 

Семейный портрет, состоящий из нескольких фигурок головастиков

 

У нас есть несколько подходов к объяснению фигуры «головастика» и причин, по которым маленькие дети склонны рисовать нереалистичные или неполные человеческие формы. Некоторые эксперты предполагают, что дети пропускают черты тела из-за непонимания различных частей человеческого тела и того, как они формируются. Другие утверждают, что дети не смотрят на то, что рисуют. Однако другие считают, что дети просто выбирают и рисуют.

 

Автопортрет

 

Искусство и представление о себе

 

Чувствительный автопортрет, показанный на рисунке, был нарисован мальчиком четырех с половиной лет и является типичным представителем своего рода. рисунков, сделанных молодежью на этом этапе. Голова нарисована крупнее из-за ее важности для ребенка (там происходит еда и разговор), а предметом рисунка является сам ребенок. Рисуя или раскрашивая, ребенок может исследовать некоторые возможности себя, прежде чем прийти к удовлетворительному представлению о себе. В ходе этого процесса искусство играет решающую роль в процессе самоопределения.

Представление ребенка о пространстве

 

Вещи редко изображаются друг с другом по положению или размеру. Обычно они «плавают» на странице в рисунках и картинах, сделанных детьми дошкольного возраста.

Эпоха символизма

 

В возрасте 5 или 6 лет у большинства детей вырабатывается коллекционный символ для предметов в их окружении, включая дом, дерево, человека… Эти символы очень индивидуализированы, поскольку они от детского концептуального понимания, а не от наблюдения за окружающим миром. Например, символ каждого ребенка для человека будет полностью отличаться от любого другого ребенка, как показано на рисунке.

 

Семейный портрет

Введение базовой линии

Одним из наиболее узнаваемых изменений, происходящих в рисунках детей в возрасте 5–6 лет, является введение базовой линии для организации объектов в пространстве. Объекты больше не кажутся плавающими по всей странице, как это было в более ранних попытках детей изобразить. Теперь дети знают о сходстве между объектами, которые они создают, и осознают, что эти объекты занимают определенное место на земле.

 

Типичный базовый рисунок

 

Маленькие дети могут включать в свои рисунки культурные образы, но сила популярных средств массовой информации наиболее заметна у детей старшего возраста. Конечно, в типичном классе пятого класса можно найти много увлеченных художников комиксов, а также других детей, проявляющих большой интерес к рисованию спортивных героев, рок-звезд, самолетов и спортивных автомобилей. В то время как многие дети просто копируют своих любимых супергероев и персонажей комиксов, некоторые также создают своих персонажей и исторические сюжеты.

 

Детский рисунок

Кризис реализма

 

В возрасте 9 или 10 лет многие дети проявляют большее зрительное восприятие окружающих их вещей. Они все больше осознают детали и пропорции того, что рисуют. Обычно они включают в свои рисунки людей части тела, такие как губы, ногти, прически и суставы. Они также проявляют больший интерес, чем раньше, к рисованию людей в боевых позах и костюмах.

 

Портрет одноклассника, сделанный двенадцатилетним ребенком

Представление трехмерного пространства

 

Этот интерес к визуальному описанию обычно появляется в возрасте восьми или девяти лет, когда дети начинают усваивать принятые в их культуре условности для представления трехмерная сцена на двухмерной поверхности. Они начинают рисовать объекты, которые накладываются друг на друга и уменьшаются в размерах. Они также начинают использовать диагонали, чтобы показать перспективу или удаление плоскостей в пространстве.

 

Рисунок скотного двора, сделанный двенадцатилетним подростком, который использовал перспективу, перекрытие и уменьшение размера, чтобы показать глубину во всяком случае, можно наблюдать четыре отдельных этапа или движения. Во-первых, дети начинают писать примерно в пару лет. Во-вторых, аутентичные формы и фигуры появляются в возрасте трех-четырех лет. В-третьих, молодые люди создают и используют реалистичные образы, чтобы говорить о том, что они испытывают в своем состоянии. В конце концов, в возрасте девяти или десяти лет дети стремятся к оптической достоверности своих рисунков. Обратите внимание, что эти прогрессии не происходят внезапно; скорее, они регулярно разделены небольшими подэтапами или фокусами, на которых дети могут демонстрировать признаки двух фаз в одном рисунке.

То, что молодые люди обычно делают и что они могут делать, совершенно разные вещи. Педагоги, вероятно, обнаружат, что дублеры в их учебных залах находятся в колеблющемся фокусе в зависимости от их реалистичного поворота событий. У некоторых детей было богатое отношение к ремеслам, в то время как у других, возможно, были ограниченные изобретательские возможности. Следовательно, инструкторы должны держаться на стратегическом расстоянии от импульса помещать детей на определенный этап только из-за их возраста или уровня оценки. Дайте детям возможность регулярно рисовать и окажите им необходимую помощь и поддержку.

 

Источники: Young in Art, развивающий взгляд на детское искусство, Craig Roland 1990, 2006

Изучение общения детей с помощью искусства в раннем возрасте: роль учителя

Рисование людей | NHS GGC