как пандемия влияет на детский мозг?

Как и многие педиатры, Дани Думитриу готовилась к воздействию коронавируса SARS-CoV-2, когда он впервые появился в ее палатах. Она почувствовала облегчение, когда большинство новорожденных в ее больнице, подвергшихся воздействию COVID-19, казалось, чувствовали себя прекрасно. Знание о воздействии вируса Зика и других вирусов, которые могут вызывать врожденные дефекты, означало, что врачи искали проблемы.

Но намеки на более тонкую и коварную тенденцию последовали за ним. Думитриу и ее команда из Нью-Йоркской пресвитерианской детской больницы Морган Стэнли в Нью-Йорке располагали данными о развитии младенцев более чем за два года — с конца 2017 года они анализировали коммуникативные и моторные навыки младенцев в возрасте до шести месяцев. Дмитрий подумал, что было бы интересно сравнить результаты детей, рожденных до и во время пандемии. Она попросила своего коллегу Моргана Файрштейна, научного сотрудника Колумбийского университета в Нью-Йорке, оценить, существуют ли различия в развитии нервной системы между двумя группами.

Через несколько дней Файрштейн в панике позвонил Думитриу. «Она такая: «У нас кризис, я не знаю, что делать, потому что у нас не просто влияние пандемии, а значительное», — вспоминает Думитриу. Она не спала большую часть той ночи, изучая данные. Младенцы, рожденные во время пандемии, в среднем набрали более низкие баллы по тестам крупной моторики, мелкой моторики и коммуникативных навыков по сравнению с детьми, родившимися до нее (обе группы оценивались родителями с помощью установленного опросника) 1 . Не имело значения, был ли их биологический родитель заражен вирусом или нет; казалось, что-то было в окружающей среде самой пандемии.

Дмитрий был ошеломлен. «Мы были такие, о, Боже мой», — вспоминает она. «Мы говорим о сотнях миллионов младенцев».

Хотя дети обычно хорошо себя чувствуют при заражении SARS-CoV-2, предварительные исследования показывают, что связанный с пандемией стресс во время беременности может негативно влиять на развитие мозга плода у некоторых детей. Более того, измученные родители и опекуны могут по-другому или меньше взаимодействовать со своими маленькими детьми таким образом, что это может повлиять на физические и умственные способности ребенка.

Изоляция, которая сыграла решающую роль в борьбе с распространением коронавируса, изолировала многие молодые семьи, лишив их возможности играть и общаться. Из-за стресса и истощения многие лица, осуществляющие уход, также не смогли обеспечить то индивидуальное время, в котором нуждаются младенцы и дети ясельного возраста.

Как COVID меняет изучение человеческого поведения

«Все хотят задокументировать, как это влияет на развитие ребенка, а также на отношения между родителями и детьми и отношения со сверстниками», — говорит Джеймс Гриффин, руководитель отдела детского развития и поведения в Национальном институте детского здоровья и человеческого развития им. Юнис Кеннеди Шрайвер в США. Бетесда, Мэриленд. «У всех есть опасения».

Некоторые команды, изучающие эти проблемы по всему миру, начинают публиковать свои выводы. Начались новые исследования. Трудно найти точные ответы, не в последнюю очередь потому, что многие исследовательские лаборатории детского развития закрылись во время пандемии.

У некоторых детей, родившихся в течение последних двух лет, может быть отставание в развитии, в то время как другие могли бы хорошо развиваться, если бы опекуны находились дома в течение длительного времени и у братьев и сестер было больше возможностей для общения. Как и во многих аспектах здоровья во время пандемии, социальное и экономическое неравенство играет четкую роль в том, кто больше всего страдает. Ранние данные свидетельствуют о том, что использование масок не оказывает негативного влияния на эмоциональное развитие детей. Но пренатальный стресс может способствовать некоторым изменениям в связях мозга. Картина развивается, и многие исследования еще не прошли рецензирование.

Некоторые исследователи предполагают, что многие дети, отстающие в развитии, смогут наверстать упущенное без длительных последствий. «Я не ожидаю, что мы обнаружим, что есть поколение, которое пострадало от этой пандемии», — говорит Мориа Томасон, детский и подростковый психолог из Медицинской школы Гроссмана Нью-Йоркского университета.

Резкое падение игры

Одной из лабораторий, которой удалось остаться открытой во время пандемии COVID-19, была Лаборатория передовой детской визуализации Университета Брауна в Провиденсе, штат Род-Айленд. В нем Шон Деони, медицинский биофизик, и его коллеги используют магнитно-резонансную томографию (МРТ) и другие методы для изучения того, как факторы окружающей среды влияют на развитие мозга у младенцев.

Хотя пандемия изменила то, как они проводили свои исследования — меньше посетителей и больше уборки — они продолжали приглашать детей в свою лабораторию, чтобы отслеживать двигательные, визуальные и языковые навыки в рамках семилетнего исследования Национального института здравоохранения по развитию детей в раннем возрасте. и его последствия для последующего здоровья.

Однако по мере развития пандемии Деони начал слышать тревожные комментарии от своих коллег. «Наши сотрудники начали рассказывать мне анекдотично: «Чувак, этим детям требуется намного больше времени, чтобы пройти эти оценки», — вспоминает Деони.

Он был озадачен, поэтому попросил своих исследователей нанести на график и сравнить среднегодовые показатели и отклонения от показателей нервно-психического развития младенцев. Именно тогда они обнаружили, что показатели во время пандемии были намного хуже, чем в предыдущие годы (см. «Падение развития»). «В конце прошлого года и в начале этого года все начало как бы рушиться», — сказал он в конце 2021 года. те, кто родился до него, проходят набор тестов, которые измеряют развитие аналогично тестам IQ. Они также обнаружили, что дети из семей с низким доходом испытали самые большие падения, что мальчики пострадали больше, чем девочки 2 и что больше всего пострадала крупная моторика.

Источник: Реф. 2

Поначалу Деони предположил, что сыграло роль предвзятость отбора: возможно, семьи, которые приложили усилия, чтобы пройти тестирование во время пандемии, были теми, чьи дети подвергались риску проблем в развитии или уже проявляли их. Но со временем он пришел к убеждению, что предвзятость отбора не объясняет результаты, потому что приходящие дети не имели другого происхождения, исхода рождения или социально-экономического статуса по сравнению с предыдущими участниками.

Эти эффекты кажутся резкими, но некоторые исследователи утверждают, что они не обязательно предсказывают долгосрочные проблемы. «IQ младенцев мало что предсказывает», — говорит Марион ван ден Хеувел, нейропсихолог развития из Тилбургского университета в Нидерландах. «Очень сложно что-либо сказать о том, что это будет означать для их будущего». Она указывает на исследование 3 , показывающее, что румынские девочки, которые начали жизнь в детских домах, но затем были усыновлены приемными семьями до 2,5 лет, реже имели психические проблемы в возрасте 4,5 лет, чем девочки, которые оставались в интернатах. Эта ситуация отличается от пандемии, но предполагает, что дети могут компенсировать трудности после снятия ограничений.

Дети и COVID: почему иммунная система молодых людей по-прежнему на высоте

К сожалению, Деони обнаружил, что чем дольше продолжается пандемия, тем больше у детей накапливается дефицит. «Масштабы огромны — это просто поразительно», — говорит Деони об открытиях, которые сейчас пересматриваются в JAMA Pediatrics .

Когда Деони впервые разместил свои результаты на сервере препринтов 2 , это вызвало бурю беспокойства в СМИ и негативную реакцию со стороны исследовательского сообщества. «Было серьезное беспокойство по поводу того, что эти результаты были опубликованы без надлежащей экспертной оценки», — говорит Гриффин.

Но если предположить, что результаты действительно заслуживают внимания, почему дети, рожденные во время пандемии COVID-19, могут испытывать значительный когнитивный и особенно двигательный дефицит? Деони подозревает, что проблемы связаны с отсутствием взаимодействия между людьми. В последующем исследовании, которое еще не было опубликовано, он и его команда зафиксировали общение родителей и детей дома и обнаружили, что количество слов, сказанных родителями своим детям и наоборот, за последние два года было ниже. чем в предыдущие годы. Он также подозревает, что младенцы и дети младшего возраста не получают столько практики крупной моторики, как обычно, потому что они не играют регулярно с другими детьми или не ходят на игровые площадки. «К сожалению, эти навыки как бы закладывают основу для всех остальных навыков», — говорит он.

Другие недавние исследования подтверждают идею о том, что отсутствие общения со сверстниками может сдерживать некоторых детей. В исследовании, опубликованном ранее в этом году, исследователи из Соединенного Королевства опросили 189 родителей детей в возрасте от 8 месяцев до 3 лет, спрашивая, посещали ли их дети детский сад или дошкольное учреждение во время пандемии, и оценивая языковые и исполнительные навыки. Авторы обнаружили, что навыки детей были сильнее, если они получали групповой уход во время пандемии, и что эти преимущества были более выражены среди детей из малообеспеченных семей 4 .

COVID и школы: доказательства безопасного открытия

Наиболее подвержены риску цветные дети или дети из малообеспеченных семей. Например, все больше исследований показывают, что среди детей школьного возраста дистанционное обучение может увеличивать и без того большой разрыв в обучении и развитии между детьми из богатых и малообеспеченных семей, а также между белыми и цветными детьми. В Нидерландах исследователи обнаружили, что в 2020 году дети показали худшие результаты по общенациональным оценкам — по сравнению с тремя предыдущими годами — и что потери в обучении были на 60% больше у детей из менее образованных семей 5 .

В некоторых частях Африки к югу от Сахары, включая Эфиопию, Кению, Либерию, Танзанию и Уганду, исследования показывают, что некоторые дети потеряли целый год обучения 6 . А в Соединенных Штатах, после первого карантина, отчет консалтинговой фирмы McKinsey показал, что цветные учащиеся поступают в школу осенью с отставанием в обучении на три-пять месяцев, в то время как белые ученики отстают всего на один-три месяца (go.nature. com/3fauntp).

Маскированные эффекты

Дети, которые посещали школу или другие групповые учреждения во время пандемии, обычно общались с другими людьми, которые носили маски. Один важный вопрос заключается в том, могут ли маски, которые скрывают части лица, важные для выражения эмоций и речи, также влиять на эмоциональное и языковое развитие детей.

Мать в маске общается со своей дочерью в ожидании результатов ПЦР в Хьюстоне, штат Техас. Фото: Брэндон Белл/Getty

Эдвард Троник, психолог из Массачусетского университета в Бостоне, был засыпан электронными письмами от родителей и педиатров, обеспокоенных потенциальными последствиями маскировки для развития. Троник известен своим экспериментом 1975 года «Неподвижное лицо», который показал, что когда биологические родители внезапно оставались невозмутимыми при общении со своими младенцами, их дети сначала пытались привлечь их внимание, а затем постепенно отстранялись и становились все более расстроенными и настороженными . 7 .

Троник решил проверить, имеют ли маски подобный эффект. Вместе со своей коллегой, психологом Нэнси Снидман, он провел эксперимент (который еще не прошел экспертную оценку), в котором родители использовали смартфоны для записи взаимодействия со своими детьми до, во время и после того, как они надевали маски. Хотя младенцы замечали, когда их родители надевали маски — они ненадолго меняли выражение лица, отворачивались или указывали на маску — затем они продолжали взаимодействовать со своими родителями, как и до 9 лет.0007 8 . По словам Троника, маска блокирует только один канал связи. «Родитель в маске все еще говорит: «Я взаимодействую с вами, я все еще здесь для вас, я все еще на связи с вами».

Маски, похоже, не сильно мешают эмоциональное или языковое восприятие. Исследование, опубликованное в мае, показало, что двухлетние дети все еще могут понимать слова, произносимые взрослыми в непрозрачных масках для лица 9 . Дети «компенсируют дефицит информации с большей готовностью, чем мы думаем», — говорит ведущий автор исследования Лехер Сингх, психолог из Национального университета Сингапура. Исследователи в Соединенных Штатах обнаружили, что, несмотря на то, что в масках для лица детям школьного возраста было труднее воспринимать эмоции взрослых — примерно так же сложно, как когда взрослые носили солнцезащитные очки, — дети по большей части все же могли делать точные выводы. 10 .

«Существует множество других сигналов, которые дети могут использовать для анализа чувств других людей, таких как голосовые выражения, мимика тела, контекст», — говорит автор исследования Эшли Руба, научный сотрудник Университета Висконсин-Мэдисон.

Беременные и находящиеся в состоянии стресса

Другие исследователи хотят знать, может ли пандемия повлиять на развитие детей до их рождения. Кэтрин Лебель, психолог, которая руководит лабораторией нейровизуализации развития в Университете Калгари в Канаде, и ее коллеги опросили более 8000 беременных женщин во время пандемии. Почти половина сообщила о симптомах тревоги, а у одной трети были симптомы депрессии — это гораздо более высокий процент, чем в допандемические годы. Как этот стресс влиял на младенцев в утробе матери?

Чтобы выяснить это, исследователи использовали МРТ для сканирования мозга 75 младенцев через 3 месяца после рождения. В препринте, опубликованном в октябре, они обнаружили, что дети, рожденные людьми, которые сообщали о большем пренатальном дистрессе — о большем количестве симптомов тревоги или депрессии — демонстрировали различные структурные связи между их миндалевидным телом, областью мозга, участвующей в обработке эмоций, и их префронтальной корой, областью, ответственной за это. для исполнительных навыков 11 .

Сканирование головного мозга, показывающее средние модели связи между миндалевидным телом и другими областями у младенцев. Связанный с пандемией стресс во время беременности ослабил связи у некоторых детей. Фото: Кэтрин Мэннинг

В предыдущем небольшом исследовании Лебель и ее команда установили связь между пренатальной депрессией и различиями в связях мозга в тех же областях и предположили, что у мальчиков эти изменения мозга коррелируют с агрессивным и гиперактивным поведением в дошкольном возрасте 12 . Другие команды обнаружили, что изменения в связности между этими областями у взрослых являются факторами риска депрессии и тревоги 13 . «Это области, которые участвуют в обработке эмоций и множестве различных поведенческих реакций», — говорит Лебель.

Другие исследования выявили аналогичную связь между внутриутробным пандемическим стрессом и развитием ребенка. Ливио Провенци, психолог из Фонда IRCCS Mondino в Павии, Италия, и его коллеги заметили, что трехмесячные дети людей, которые сообщали о том, что во время беременности испытывали больше стресса и беспокойства, имели больше проблем с регулированием своих эмоций и внимания — они были менее способны например, удерживать внимание на социальных раздражителях, и их было труднее успокоить, чем детей людей, которые меньше подвергались стрессу и беспокойству во время беременности 14 .

Томасон проводит собственное исследование, чтобы оценить влияние материнских стрессоров на мозг и поведение детей. Она отмечает, что, хотя существует большое беспокойство по поводу того, как пренатальный стресс может повлиять на детей с пандемией, ранние выводы, такие как эти, не означают, что дети будут бороться до конца своей жизни. «Дети такие адаптивные и эластичные. И мы ожидаем, что ситуация улучшится и что они смогут быть устойчивыми ко многому из того, что произошло», — говорит она.

Действительно, исследования исторических бедствий показывают, что, хотя стресс в утробе матери может быть вредным для младенцев, он не всегда имеет длительные последствия. У детей, рожденных людьми, которые испытали значительный стресс в результате наводнения 2011 года в Квинсленде, Австралия, в возрасте шести месяцев наблюдался дефицит навыков решения проблем и социальных навыков по сравнению с детьми, рожденными людьми, которые испытывали меньше стресса 15 . Однако к 30 месяцам эти результаты больше не коррелировали со стрессом, и чем более чутко родители реагировали на потребности своих младенцев и малышей после рождения, тем лучше малыши справлялись со стрессом. 0007 16 .

Осторожность и действие

Исследования детей с пандемией представляют собой неоднозначную картину, и ученые говорят, что еще слишком рано делать осмысленные интерпретации. Во-первых, некоторые из этих ранних, часто неопубликованных результатов могут не отражать реальность, говорит Кэтрин Монк, медицинский психолог, работающая с Дмитриу в NewYork-Presbyterian.

Родители, которые решили участвовать в некоторых ранних исследованиях, например, могут быть нерепрезентативной выборкой, говорит Монк. Возможно, они уже беспокоились о своих детях из-за наблюдаемого поведения. Кроме того, по ее словам, на результаты личных исследований, таких как исследование Деони, может повлиять ношение лицевых масок — возможно, не сильно, но достаточно, чтобы исказить результаты.

Как писал Томасон в прошлом году в комментарии 17 в JAMA Pediatrics , стимул к публикации интересных результатов может также формировать эти ранние исследования. «Ученые быстро отправляются на поиски вредной разницы. Это то, что привлечет внимание средств массовой информации; это то, что будет опубликовано в авторитетном журнале», — говорит она.

Исследователи и спонсоры запускают крупные исследования и сотрудничество, которые могут помочь составить более четкую картину. Национальный институт США по борьбе со злоупотреблением наркотиками финансирует несколько исследований в рамках своего исследования «Здоровый мозг и развитие ребенка». В них будет рассмотрено, как материнский стресс и употребление психоактивных веществ во время пандемии влияют на развитие ребенка. Кроме того, были сформированы союзы и конференции для объединения исследователей и обмена новыми данными. В марте 2020 года Томасон запустил международный Исследовательский альянс поколений COVID, который объединяет исследователей из 14 стран, изучающих семьи с маленькими детьми во время пандемии. В альянс, который провел исследовательский саммит в ноябре 2021 года, входят исследователи из Северной и Южной Америки, Европы, Австралии, Азии, Ближнего Востока и Африки.

Даже если мозг детей действительно страдает от пандемии, еще есть время, чтобы вернуть их на правильный путь, отмечает Думитриу. «Мы можем полностью опередить то, что это станет чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения», — говорит она. «Мозг шестимесячных очень пластичен, и мы можем проникнуть туда и изменить его траекторию».

Родители могут добиться прогресса, регулярно играя и разговаривая со своими маленькими детьми и предоставляя им возможность играть с другими в безопасной обстановке. Изменения в политике, направленные на поддержку семей и детей, также могут иметь значение. Исследования Лебеля 11 обнаружили, что значимая социальная поддержка, например, от партнера или близкого друга, во время беременности привела к гораздо меньшему пренатальному дистрессу. «Мы могли бы сделать гораздо больше в экосистеме дородового ухода», — говорит Монк. Исследователи также выступают за вмешательства, которые поддерживают семьи сразу после рождения. Исследование Provenzi 14 показало, что женщины, которые только что родили и которых посещали дома медсестры и неонатологи, испытывали меньше стресса и беспокойства, чем те, кого эти визиты не посещали.

В целом, исследователи утверждают, что у большинства детей, вероятно, все будет в порядке, но в настоящее время у них может быть больше проблем, чем обычно. И если мы хотим поддержать тех, кто отстает, в идеале мы должны вмешаться в ближайшее время. «Дети, безусловно, очень выносливы, — говорит Деони. «Но в то же время мы также признаем важность первых 1000 дней жизни ребенка как решающую раннюю основу». Первым детям, родившимся в марте 2020 года, вызванным пандемией, на данный момент более 650 дней.

Дети «являются продуктом своего окружения», говорит Деони. «Чем больше мы можем стимулировать их, играть с ними, читать им и любить их — вот что для этого потребуется».

Преждевременные роды. Симптомы и причины

Обзор

Преждевременные роды — это роды, которые происходят более чем за три недели до предполагаемой даты родов. Другими словами, преждевременные роды — это те, которые происходят до начала 37-й недели беременности.

Недоношенные дети, особенно рожденные очень рано, часто имеют сложные медицинские проблемы. Как правило, осложнения недоношенности различаются. Но чем раньше родится ваш малыш, тем выше риск осложнений.

В зависимости от того, насколько рано родился ребенок, он или она может быть:

  • Поздним недоношенным, рожденным между 34 и 36 полными неделями беременности
  • Умеренно недоношенные, родившиеся между 32 и 34 неделями беременности
  • Глубоко недоношенные, рожденные на сроке менее 32 недель беременности
  • Чрезвычайно недоношенные, рожденные в срок 25 недель беременности или ранее

Большинство преждевременных родов происходит на поздней стадии недоношенности.

Товары и услуги

  • Книга: Руководство клиники Майо по здоровой беременности
  • Книга: Руководство клиники Майо по первым годам жизни вашего ребенка

Симптомы

У вашего ребенка могут быть очень легкие симптомы преждевременных родов или их может быть больше — явные осложнения.

Некоторые признаки недоношенности включают следующее:

  • Маленький размер, с непропорционально большой головой
  • Более острые, менее округлые черты лица, чем у доношенного ребенка, из-за отсутствия жировых запасов
  • Тонкие волосы (лануго), покрывающие большую часть тела
  • Низкая температура тела, особенно сразу после родов в родильном зале, из-за недостатка жировых отложений
  • Затрудненное дыхание или респираторный дистресс
  • Отсутствие рефлексов сосания и глотания, приводящее к трудностям при кормлении

В следующих таблицах показаны медианный вес при рождении, длина тела и окружность головы недоношенных детей в разном гестационном возрасте для каждого пола.

Масса тела, длина тела и окружность головы в зависимости от гестационного возраста для мальчиков
Гестационный возраст Вес Длина Окружность головы
40 недель 7 фунтов, 15 унций.
(3,6 кг)
20 дюймов (51 см) 13,8 дюйма (35 см)
35 недель 5 фунтов, 8 унций.
(2,5 кг)
18,1 дюйма (46 см) 12,6 дюйма (32 см)
32 недели 3 фунта, 15,5 унций.
(1,8 кг)
16,5 дюймов (42 см) 11,6 дюйма (29,5 см)
28 недель 2 фунта, 6,8 унции.
(1,1 кг)
14,4 дюйма (36,5 см) 10,2 дюйма (26 см)
24 недели 1 фунт, 6,9 унции.
(0,65 кг)
12,2 дюйма (31 см) 8,7 дюйма (22 см)
Масса тела, длина тела и окружность головы в зависимости от гестационного возраста для девочек
Гестационный возраст Вес Длина Окружность головы
40 недель 7 фунтов, 7,9 унций.
(3,4 кг)
20 дюймов (51 см) 13,8 дюйма (35 см)
35 недель 5 фунтов, 4,7 унции.
(2,4 кг)
17,7 дюйма (45 см) 12,4 дюйма (31,5 см)
32 недели 3 фунта, 12 унций.
(1,7 кг)
16,5 дюймов (42 см) 11,4 дюйма (29 см)
28 недель 2 фунта, 3,3 унции.
(1,0 кг)
14,1 дюйма (36 см) 9,8 дюйма (25 см)
24 недели 1 фунт, 5,2 унции.
(0,60 кг)
12,6 дюйма (32 см) 8,3 дюйма (21 см)

Особый уход

Если вы родите недоношенного ребенка, вашему ребенку, вероятно, потребуется более длительное пребывание в больнице в специальном дошкольном отделении. В зависимости от того, какой уход требуется вашему ребенку, его или ее могут поместить в ясли промежуточного ухода или в отделение интенсивной терапии новорожденных (ОИТН). Врачи и специализированная бригада, прошедшие подготовку по уходу за недоношенными детьми, будут готовы помочь в уходе за вашим ребенком. Не стесняйтесь задавать вопросы.

Вашему ребенку может потребоваться дополнительная помощь при кормлении и адаптации сразу после родов. Ваша медицинская бригада может помочь вам понять, что необходимо и каков будет план ухода за вашим ребенком.

Записаться на прием в клинику Майо

Факторы риска

Часто конкретная причина преждевременных родов неясна. Однако известны факторы риска преждевременных родов, в том числе:

  • Наличие преждевременных родов в анамнезе
  • Беременность двойней, тройней или другой многоплодной беременностью
  • Интервал между беременностями менее шести месяцев
  • Зачатие в результате экстракорпорального оплодотворения
  • Проблемы с маткой, шейкой матки или плацентой
  • Курение сигарет или употребление запрещенных наркотиков
  • Некоторые инфекции, особенно амниотической жидкости и нижних отделов половых путей
  • Некоторые хронические состояния, такие как высокое кровяное давление и диабет
  • Низкий или избыточный вес до беременности
  • Стрессовые жизненные события, такие как смерть близкого человека или насилие в семье
  • Многократные выкидыши или аборты
  • Телесное повреждение или травма

По неизвестным причинам у чернокожих женщин чаще случаются преждевременные роды, чем у женщин других рас. Но преждевременные роды могут случиться с каждым. На самом деле, многие женщины, у которых были преждевременные роды, не имеют известных факторов риска.

Осложнения

Хотя не у всех недоношенных детей возникают осложнения, слишком раннее рождение может вызвать краткосрочные и долгосрочные проблемы со здоровьем. Как правило, чем раньше рождается ребенок, тем выше риск осложнений. Вес при рождении тоже играет важную роль.

Некоторые проблемы могут проявляться при рождении, тогда как другие могут развиться позже.

Кратковременные осложнения

В первые недели к осложнениям преждевременных родов могут относиться:

  • Проблемы с дыханием. У недоношенного ребенка могут быть проблемы с дыханием из-за незрелой дыхательной системы. Если в легких ребенка не хватает сурфактанта — вещества, которое позволяет легким расширяться, — у него может развиться респираторный дистресс-синдром, поскольку легкие не могут нормально расширяться и сокращаться.

    У недоношенных детей также может развиться заболевание легких, известное как бронхолегочная дисплазия. Кроме того, у некоторых недоношенных детей могут возникать длительные паузы в дыхании, известные как апноэ.

  • Проблемы с сердцем. Наиболее распространенными проблемами с сердцем у недоношенных детей являются открытый артериальный проток (ОАП) и низкое кровяное давление (гипотония). ПДА представляет собой стойкое отверстие между аортой и легочной артерией. Хотя этот порок сердца часто закрывается сам по себе, без лечения он может привести к шуму в сердце, сердечной недостаточности, а также к другим осложнениям. Низкое кровяное давление может потребовать корректировки внутривенных жидкостей, лекарств и иногда переливания крови.
  • Проблемы с мозгом. Чем раньше рождается ребенок, тем выше риск кровоизлияния в мозг, известного как внутрижелудочковое кровоизлияние. Большинство кровоизлияний легкие и проходят с небольшим кратковременным воздействием. Но у некоторых детей может быть более сильное кровоизлияние в мозг, которое вызывает необратимое повреждение головного мозга.
  • Проблемы с контролем температуры. Недоношенные дети могут быстро терять тепло тела. У них нет накопленного жира, как у доношенного младенца, и они не могут генерировать достаточно тепла, чтобы компенсировать то, что теряется через поверхность их тел. Если температура тела падает слишком низко, это может привести к аномально низкой внутренней температуре тела (гипотермии).

    Гипотермия у недоношенного ребенка может привести к проблемам с дыханием и снижению уровня сахара в крови. Кроме того, недоношенный ребенок может расходовать всю энергию, полученную от кормления, только на то, чтобы согреться. Вот почему маленьким недоношенным детям требуется дополнительное тепло от обогревателя или инкубатора, пока они не подрастут и не смогут поддерживать температуру тела без посторонней помощи.

  • Заболевания желудочно-кишечного тракта. Недоношенные дети чаще имеют незрелую желудочно-кишечную систему, что приводит к таким осложнениям, как некротизирующий энтероколит (НЭК). Это потенциально серьезное состояние, при котором клетки, выстилающие стенку кишечника, повреждаются, может возникнуть у недоношенных детей после того, как они начнут есть. У недоношенных детей, получающих только грудное молоко, риск развития НЭК .
  • Проблемы с кровью. Недоношенные дети подвержены риску возникновения проблем с кровью, таких как анемия и желтуха новорожденных. Анемия — это распространенное состояние, при котором в организме недостаточно эритроцитов. В то время как у всех новорожденных наблюдается медленное снижение количества эритроцитов в течение первых месяцев жизни, у недоношенных детей это снижение может быть более значительным.

    Желтуха новорожденных — это изменение цвета кожи и глаз ребенка на желтый, возникающее из-за того, что в крови ребенка содержится избыток билирубина, вещества желтого цвета, поступающего из печени или эритроцитов. Хотя существует множество причин желтухи, она чаще встречается у недоношенных детей.

  • Проблемы с обменом веществ. У недоношенных детей часто возникают проблемы с обменом веществ. У некоторых недоношенных детей может развиться аномально низкий уровень сахара в крови (гипогликемия). Это может произойти из-за того, что недоношенные дети обычно имеют меньшие запасы глюкозы, чем доношенные дети. У недоношенных детей также больше проблем с преобразованием накопленной глюкозы в более пригодные для использования активные формы глюкозы.
  • Проблемы с иммунной системой. Недостаточно развитая иммунная система, характерная для недоношенных детей, может привести к более высокому риску заражения. Инфекция у недоношенного ребенка может быстро распространиться в кровоток, вызывая сепсис, инфекцию, которая распространяется в кровоток.

Отдаленные осложнения

В отдаленном периоде преждевременные роды могут привести к следующим осложнениям:

  • Детский церебральный паралич. Церебральный паралич — это нарушение движения, мышечного тонуса или осанки, которое может быть вызвано инфекцией, неадекватным кровотоком или повреждением развивающегося мозга новорожденного либо на ранних сроках беременности, либо когда ребенок еще мал и незрел.
  • Нарушение обучаемости. Недоношенные дети чаще отстают от своих доношенных сверстников на различных этапах развития. В школьном возрасте у недоношенного ребенка может быть больше шансов иметь проблемы с обучением.
  • Проблемы со зрением. У недоношенных детей может развиться ретинопатия недоношенных, заболевание, которое возникает, когда кровеносные сосуды набухают и разрастаются в светочувствительном слое нервов в задней части глаза (сетчатке). Иногда аномальные сосуды сетчатки постепенно рубцуют сетчатку, смещая ее с места. Когда сетчатка отрывается от задней части глаза, это называется отслойкой сетчатки, состоянием, которое, если его не обнаружить, может ухудшить зрение и вызвать слепоту.
  • Проблемы со слухом. Недоношенные дети подвергаются повышенному риску некоторой степени потери слуха. Перед отъездом домой всем младенцам проверят слух.
  • Проблемы с зубами. Недоношенные дети, находящиеся в критическом состоянии, подвергаются повышенному риску развития проблем с зубами, таких как задержка прорезывания зубов, изменение цвета зубов и неправильное положение зубов.
  • Поведенческие и психологические проблемы. Дети, перенесшие преждевременные роды, могут с большей вероятностью, чем доношенные дети, иметь определенные поведенческие или психологические проблемы, а также задержки в развитии.
  • Хронические проблемы со здоровьем. У недоношенных детей больше шансов иметь хронические проблемы со здоровьем, некоторые из которых могут потребовать стационарного лечения, чем у доношенных детей. Инфекции, астма и проблемы с кормлением чаще развиваются или сохраняются. Недоношенные дети также подвержены повышенному риску синдрома внезапной детской смерти (СВДС).

Профилактика

Хотя точная причина преждевременных родов часто неизвестна, есть некоторые меры, которые можно предпринять, чтобы помочь женщинам, особенно женщинам с повышенным риском, снизить риск преждевременных родов, в том числе:

  • Добавки прогестерона. Женщины, у которых в анамнезе были преждевременные роды, короткая шейка матки или оба фактора, могут снизить риск преждевременных родов с помощью добавок прогестерона.
  • Шейный серкляж. Это хирургическая процедура, выполняемая во время беременности у женщин с короткой шейкой матки или укорочением шейки матки в анамнезе, которое привело к преждевременным родам.

    Во время этой процедуры шейка матки зашивается прочными швами, которые могут обеспечить дополнительную поддержку матки. Швы снимаются, когда приходит время родов. Спросите своего врача, нужно ли вам избегать активной деятельности в течение оставшейся части беременности.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *