Содержание

Развитие речи у детей по возрастам

Овладение речевой функцией – сложный процесс. Он заключается в умении с помощью слов выражать свои эмоции, желания и мысли. Также необходимо освоить правильную дикцию, научиться грамотно строить предложения, и понимать смысл произносимых фраз.

Первый этап развития речи начинается еще в младенчестве. Успех этого начинания определяется особенностями окружающей среды, характером воспитания дома, в детском саду и школе. Рассмотрим подробнее, как формируется речевой аппарат, от каких факторов зависит его развитие и как стимулировать процесс.

Содержание статьи:

  • Когда развивается речь ребенка?
  • Что влияет на развитие речи?
  • Как стимулировать речь ребенка?
  • Правила развития речи
  • Особенности возраста
  • Вывод

Когда развивается речь ребенка?

Речевое развитие каждого малыша глубоко индивидуально. Поэтому специалисты в данном случае не устанавливают строгих норм. Для определения уровня развития принимается во внимание количество слов, используемых малышом для общения и его пассивный словарный запас. Речь идет о словах, которые знает ребенок. Если он не разговаривает, но при этом понимает речь взрослых, то нет причин беспокоиться.

Условные стандарты, разработанные для раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривают следующее:

  • Крик в возрасте от одного до трех месяцев.
  • Протяжные звуки и смех в период от 3 месяцев до полугода.
  • Лепет (произношение простых слогов) – 6 месяцев.
  • Подражание звукам – 7-8 месяцев.
  • Первое слово – 9-11 месяцев. Как правило, это сочетание простых звуков, например, ма-ма или ба-ба. Первое слово необязательно будет узнаваемым. Нередко оно представляет собой набор звуков. Но от обычного лепета его отличает повторение малышом при схожих обстоятельствах. Так, заведя собаку ребенок может сказать «бака». В раннем возрасте допускается такое сокращение привычного слова. Главное – чтобы малыш использовал его для обозначения конкретного объекта. Для ускорения развития родителям нужно избегать применения «детского» языка. Так, вместо «бибики» нужно говорить машина.
  • Составление первых фраз в возрасте от 1 года до 1,5 лет. Это следующий этап психоречевого развития. В возрасте 1-2 лет ребенок использует уже несколько слов. Еще через год он добавляет глаголы и предлоги.
  • Увеличение длины фраз. В возрасте от 2 до 3 лет малыш начинает употреблять вопросительные слова. Он уже способен запомнить простой стишок или потешку.
  • Появление внятной речи, которую способен понять посторонний человек, происходит в 3-4 года. Фразы увеличиваются, в среднем они состоят из 2-4 слов.
  • Пятилетних детей называют почемучками за их активное желание познать мир, из-за чего они постоянно задают множество вопросов. При отсутствии фразовой речи желательно проконсультироваться с профессионалом. Специальные занятия позволят скорректировать имеющиеся недочеты и заложат фундамент для полноценного развития речевого аппарата.

❗ О возможной задержке психоречевого развития говорят следующие обстоятельства:

  • сложности с пережевыванием пищи;
  • отсутствие визуального контакта;
  • невнятная речь;
  • обильное выделение слюны;
  • отсутствие адекватной реакции на высказанную взрослыми просьбу из-за ее непонимания.

При наличии таких симптомов или значительном расхождении с приведенными выше нормативами желательно проконсультироваться со специалистом. Он поможет определиться с причинами задержки развития и составит план действий на будущее. Проблемами нарушения речевого аппарата занимаются психологи, логопеды и неврологи.

Что влияет на развитие речи?

Развитие речи у детей зависит от следующих факторов:

  • Слуховое внимание. Существует несколько видов слуха, в том числе, речевой и музыкальный. Слишком стремительное развитие первого замедляет формирование второго. Для достижения баланса родителям нужно петь малышу и включать музыку.
  • Моторное развитие. Оно напрямую связано с языковым развитием. Поэтому игры должны задействовать тело, в особенности мелкие мышцы и органы чувств. Это поможет ребенку быстрее освоить речевую функцию.
  • Интеллектуальный рост. Часто малыш произносит фразы, не имеющие смысла для родителей. Не стоит воспринимать их как свидетельство невысокого интеллекта. Ребенок пытается выразить свои эмоции и желания, используя имеющийся словарный запас. Специалисты не рекомендуют помогать ему, исправляя ошибки, ведь это препятствует естественному развитию речевого аппарата.
  • Эмоциональная составляющая. Процесс развития речи во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми. Если контакт есть, малыш старательно повторяет слова и действия родителей, что способствует раннему формированию речевой функции. Дети, лишенные эмоциональной взаимосвязи, значительно отстают в этом вопросе.
  • Общение. Речь – это не только выражение эмоций и желаний. Чтобы развивать ее, малыш должен постоянно общаться. Именно так он увеличивает словарный запас и совершенствует речевые функции.

Как стимулировать речь ребенка?

Для развития речи необходимо:

  • Читать малышу книги. Они должны подходить его возрасту, иначе такое занятие покажется ребенку слишком скучным.
  • Изучать картинки. Сначала маме нужно описать словами изображения, а затем передать инициативу малышу.
  • Слушать песни и вместе танцевать.
  • Поддерживать исследовательский интерес ребенка. Для этого нужно не отмахиваться на его многочисленные вопросы, а стараться подробно на них отвечать.
  • Обеспечивать малышу новые впечатления, а затем вместе обсуждать эмоции от увиденного.

⛔Родители должны контролировать собственную речь, не допуская грубых и нецензурных выражений.

✅Отличные результаты дают занятия пальчиковой или артикуляционной гимнастикой. Также существуют разнообразные игры для развития мелкой моторики. Преимущество такого подхода – возможность заниматься в домашних условиях.

Правила развития речи

Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:

  • Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.
  • Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.
  • Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.
  • Развитие моторики. Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики. Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.
  • Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.
  • Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.
  • Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.
  • Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала. Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.

Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.

Особенности возраста

Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.

Развитие речи у детей 1-2 лет

Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.

Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года

Развитие речи у детей 2-3 лет

В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Развитие речи у детей 3-4 лет

В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.

В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет

Развитие речи у детей 4-5 лет

Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет

Развитие речи у детей 5-7 лет

Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.

Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет

Вывод

Сформированный речевой аппарат – залог правильного становления и полноценного развития психики. Не менее важно создать атмосферу любви между всеми членами семьи. Квалифицированные педагоги в детских центрах и садах Бэби-клуб помогут с развитием речи вашего малыша.

Развитие речи по возрастам | Детская Академия Речи

Развитие речи ребенка — процесс, который заложен природой. Ведь речь — основное средство коммуникации человека с миром. С помощью вербальной речи ребенок познает мир, учится, дружит, выражает чувства.

В этой статье мы будем обсуждать речевое развитие. Об общем психо-физическом развитии можно почитать здесь: от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет.

Кратко можно выделить следующую схему развития речи по возрастам:

  • Новорожденный ребенок реагирует на интонацию родителя
  • У малыша от 1 до 3 месяцев активно развито гуление (а-а-а, о-о-о, м-м-м)
  • Карапуз 3-6 месяцев много и с удовольствием лепечет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.)
  • С 5 месяцев ребенок начинает подражать речи взрослого
  • В 6-9 месяцев  продолжается подражание произношению слогов (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т. п)
  • Развитие детей раннего возраста 1 — 1,3 года в норме, если ребенок активно повторяет за взрослыми слова, допустимы искажения или путаница звуков или слов
  • В 1,5 года словарный запас ребенка составляет примерно 100 слов, ребенок может использовать в речи простые предложения («Мама, дай!»)
  • В 1 год и 10 месяцев словарный запас составляет уже 150 слов
  • В 2 года появляется фразовая речь (из 2-3 слов)
  • В 3 года словарный запас увеличивается до 1500 слов. У многих детей присутствуют недостатки произношения, это нормально. Если в активном словаре ребенка 100 и менее слов, включая звукоподражания, это свидетельствует о задержке речевого развития.
  • Речевое развитие детей 4 лет заметно отличается от уровня, который был у ребенка ещё год назад. Словарный запас увеличивается каждый день. Ребенок говорит полноценными сложными фразами, рассказывает истории, может кратко перессказать сюжет. Если есть нарушения звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
  • В 5 лет ребенок уже может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. Это время, когда формируется произвольность и самоконтроль, поэтому пора отдавать ребенка на занятия по обучению основам грамоты и математическому счету. Если у ребенка были логопедические сложности, то заниматься следует с логопедом, который предотвратит нарушения письменной речи.
  • В 6 лет ребенок должен произность без искажений все звуки, полноценно перессказывать, выделять четвертый лишний и считать в пределах 10.
  • К 7 годам ребенок умеет строить любые предложения, пишет и читает по слогам.
  • Развитие речи 7 лет характеризуется тем, что у ребенка появляется письменная речь, а начиная с подросткового возраста – литературная.

Если в перинатальном или неонатальном периоде были сложности: мама болела во время беременности, принимала антибиотики, роды были долгими, в родах у ребенка была гипоксия, невролог на первом году жизни ставил диагноз ПЭП, ММД, сосудистые нарушения, поражения ЦНС и другие, помните: чем раньше вы обратитесь к специалистам: неврологу и нейропсихологу, тем быстрее ваш ребенок справится с задержкой речевого развития или психоречевого развития.

 

 

 

Языковое и речевое развитие с рождения до 8 лет

Языковое и речевое развитие: с рождения до 8 лет

Языковое развитие детей проходит ряд определенных этапов, как указано в приведенных ниже таблицах языкового развития.

Не все дети будут следовать приведенной ниже последовательности. Это представлено для того, чтобы вы знали, чего ожидать от своего ребенка, поскольку дети различаются по скорости, с которой они достигают этих вех.

Вам следует обратиться за консультацией к языковому и логопеду вашего ребенка, если вам кажется, что он значительно отстает в развитии речи.

Доязыковая стадия: от 0 до 12 месяцев

Первой стадией развития в процессе обучения детей использованию языка является доязыковая стадия . Младенцы используют эту стадию, чтобы научиться общаться с другими.

На первом этапе жизни дети быстро учатся общаться со своими опекунами, так что к 12 месяцам большинство детей понимают, что им говорят, и начинают сообщать о своих потребностях, указывая или показывая свои предметы ухода.

Таблица развития языка и речи: от 0 до 12 месяцев

от 0 до 3 месяцев
    • Распознает разные оттенки голоса
  • воркует и булькает, когда доволен
  • Плачет, чтобы показать голод, усталость и бедствие
  • Улыбается в ответ на лица других
  • Распознает голос опекуна.
6 месяцев
    • Болтовня и болтовня
  • Болтовня состоит из коротких звуков, напр. ‘да да, мама ма’
  • Смех, хихиканье и визг
  • Плачет, чтобы показать бедствие
  • Начните понимать эмоции по голосу родителя или опекуна
  • Начните получать удовольствие от музыки и стихов, сопровождаемых действиями.
9 месяцев
    • Болтовня продолжается
  • Начать узнавать собственное имя
  • Имитировать простые слова
  • Наведение начинается. Это часто сопровождается звуком или началом слова. Это свидетельствует о растущем осознании того, что слова связаны с людьми и объектами 90 034.
  • Лепестки начинают отражать интонацию речи
  • Может понимать простые отдельные слова, например. пока-пока.
12 месяцев
    • Лепестки становятся более мелодичными и изобретательными
  • Соединяет гласные и согласные вместе, чтобы получились повторяющиеся звуки
  • Используйте жесты, чтобы попросить вещи
  • Наслаждайтесь играми, например, прятки
  • Понимают больше, чем могут сказать
  • Начните реагировать на простые инструкции, например, «иди сюда», «хлопай в ладоши» .

Лингвистическая стадия: от 15 месяцев до 8 лет

Дети начинают использовать слова примерно в двенадцать месяцев, а к пятнадцати месяцам у них вырабатывается собственное слово для обозначения предмета или человека, и они постоянно его используют. Затем они продолжают использовать голофразы — используя одно слово для выражения нескольких значений, изменяя звук и используя жесты. По мере взросления дети постепенно объединяют два слова в мини-предложение.

Таблица развития языка и речи: от 15 месяцев до 8 лет

15 месяцев
    • Иметь около десяти слов, понятных опекунам
  • Слова используются для обозначения нескольких вещей в зависимости от интонации, которую использует ребенок
  • Указание сопровождается одним словом.
18 месяцев
    • Два слова составлены вместе, например. «До свидания, собака»
  • Появляется телеграфная речь, дети используют ключевые слова грамматически, например, ‘Дада, приди’
  • Словарный запас увеличивается, когда дети изучают 10-30 слов в месяц
  • Повтор слов и предложений
  • Используйте язык, чтобы называть вещи и указывать на названные предметы.
2 года
    • Быстро запоминает новые слова
  • Используйте множественное число, например. «собаки»
  • Делает ошибки, например. «рисованные», «овцы»
  • Начинает использовать отрицательные падежи, например. «Кошек нет»
  • Активный и пассивный словари продолжают увеличиваться
  • Предложения становятся длиннее, хотя они, как правило, в телеграфной речи
  • Часто задают вопросы, Что? И почему?
3 года
    • Речь понимается незнакомцами
  • Предложения содержат четыре или более слов
  • Точно имитирует взрослую речь
  • Знает и понимает детские стишки
  • Любит задавать вопросы
  • Разговаривайте сами с собой во время игры
  • Местоимения обычно используются правильно
  • Рифмы и мелодия привлекательны.
4 года
    • Словарь теперь обширен
  • Используются более длинные и сложные предложения
  • Может рассказывать длинные истории, включая последовательность событий
  • Игра включает в себя запуск комментариев
  • Может использовать язык, чтобы делиться, по очереди, спорить, сотрудничать и т. д.
  • Начните описывать, что чувствуют другие люди
  • Допросы в самом разгаре
  • Речь полностью разборчива с небольшим количеством неправильных употреблений.
5 лет
    • Предложения обычно имеют правильную структуру, хотя неправильная грамматика все еще может быть использована
  • Произношение все еще может быть детским
  • Иметь большой словарный запас и уметь правильно его использовать
  • Словарь может включать формы, цвета, числа и т. д.
  • Вопросы становятся более точными
  • Предложите свое мнение в обсуждении.
6 лет
    • Понимает 13 000 слов
  • Понимает противоположности
  • Классифицируется по форме, цвету и использованию
  • Правильно использует все местоимения.
7 лет
    • Понимать 20 000–26 000 слов
  • Понимает интервалы времени и времена года
  • Знает ошибки в речи других людей.
8 лет
    • Гораздо легче составлять сложные и составные предложения и меньше грамматических ошибок
  • Ведите осмысленные разговоры со взрослыми и выполняйте довольно сложные инструкции практически без повторений
  • Способность легко читать соответствующие возрасту тексты и начать демонстрировать компетентность в написании простых сочинений
  • Приобрели различные социальные блага общего пользования, такие как «пожалуйста» и «спасибо» , и будут знать, когда и где их использовать.
Как способствовать развитию языка и речи вашего ребенка
    • Пойте детские песенки с такими действиями, как Инси-Винси-паук, играйте в такие игры, как прятки и прятки. Они связывают язык с действиями и помогают вашему ребенку понимать и запоминать.
  • Играйте в игры с участием «больше» или «снова» , которые также могут помочь развить внимание и поддерживать речь.
  • Игрушки, предметы и книги, которые производят шум, могут быть использованы для поощрения внимания и навыков слушания вашего ребенка.
  • Говорить о повседневных делах, т.е. отложить покупки. Это поможет вашему ребенку связать язык с окружающим миром.
  • Используйте предметы и жесты, чтобы помочь вашему ребенку понять инструкции и вопросы, например. Укажите на их пальто, когда говорите «Наденьте пальто, пожалуйста» .
  • Предложите ребенку выбор, показав ему два предмета и назвав их, например. «тедди или машинку?», «молоко или сок?»
  • Книги – хороший способ способствовать развитию речи – вместе рассматривайте картинки и описывайте, что они видят. Не бойтесь рассказывать историю более одного раза, повторение помогает вашему ребенку понять и запомнить язык, который он слышит. Книги «Поднимите клапан» также помогают сосредоточиться.
  • Дети усваивают звуки речи постепенно. Возвращая ребенку все слова целиком, вы лучше всего поощряете языковое и речевое развитие, а не исправляете их. Для вашего ребенка также полезно, если он может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете — это помогает вашему ребенку наблюдать и копировать движения ваших губ, когда вы произносите звуки и слова.
  • Часто дети могут расстраиваться, когда взрослые их не понимают – это может привести к истерикам. Поощрение вашего ребенка использовать жесты для объектов или действий также может быть полезным. Будьте терпеливы, подождите, пока они закончат то, что говорят или пытаются вам показать.
  • Иногда кажется, что дети заикаются, пытаясь поделиться всеми своими идеями, прежде чем их языковые навыки будут готовы! Это совершенно нормально — просто покажите, что вы слушаете, и дайте ребенку достаточно времени.

 

Развитие речи и языка для детей от 2 до 4 лет | Развитие речи и языка для детей в возрасте от 2 до 4 лет

Это информация о том, какой язык понимает ваш ребенок и что он может сказать в возрасте от двух до четырех лет. Есть также несколько идей и занятий, которые помогут вам стимулировать языковое развитие вашего ребенка.

Вся эта информация очень общая; Пожалуйста, помните, что все дети развиваются по-разному. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу речи и языкового развития вашего ребенка, поговорите со своей патронажной медсестрой или логопедом.

Многие детские центры в Вустершире организуют «разговорные встречи», которые проводятся для обсуждения любых проблем, связанных с речью и языковым развитием вашего ребенка, со специалистом. Найдите ближайшее к вам заведение на странице Детские центры .

Теперь, когда мне два года

я начинаю понимать:

  • две основные идеи в предложении например. «отдай яблоко Тедди»
  • основные действия
  • простые истории с картинками
  • Вопросы «кто, что, где», используемые в повседневных ситуациях

Я начну:

  • использовать фразы из двух слов
  • использовать не менее 50 слов (предметы, действия, люди)
  • использовать свое имя
  • спросить «что это?», «где это?»

В данный момент моя речь все еще может быть очень неясной.

Теперь, когда мне два года шесть месяцев

Я начну понимать:

  • простые представления о времени, месте и цвете
  • самых повседневных слов и действий
  • какие объекты используются, например. «Что летает в небе?»

Я начну:

  • использовать фразы из трех-четырех слов
  • использовать слова, связанные с прошлыми событиями, например. «Я упал»
  • используйте следующие звуки: p m b n d t w

Моя речь по-прежнему может быть нечеткой, и я могу пропускать звуки в конце слов.

Теперь, когда мне три года

я начинаю понимать:

  • три основные идеи в предложении например. «дай папе мячик»
  • слов типа «в, на, под, большой и маленький»
  • несколько вопросов «почему»

Я начну:

  • использовать четыре или более слов в предложении
  • используйте такие слова, как «и», чтобы связать слова вместе
  • использовать такие слова, как «я, он, она» (когда мне почти три с половиной года)
  • используйте слова во множественном числе, например.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *