Содержание
Календарь развития ребёнка с двух месяцев до двух лет
Исследование ВШЭ показало, что родители маленьких детей задают больше всего вопросов о детях и их развитии (странно, если бы было иначе). В числе самых популярных — нормы по месяцам и возможные отклонения. «Мел» вместе со специалистами Городского психолого-педагогического центра рассказывает, что и во сколько месяцев обычно умеет делать ребёнок и как ему можно помочь развиваться.
Разумеется, как и в случае с любым другим справочником, нужно помнить, что все дети разные. Каждый ребёнок развивается со своими особенностями, а все данные носят усреднённый, статистический характер. У каждого ребёнка есть свои слабые и сильные стороны, поэтому одно или два несоответствия нормативам очень редко указывают на проблему.
Ещё стоит помнить, на что надо обращать внимание родителям, которые очень внимательно следят за развитием ребёнка «по нормам». Если ребёнок не улыбнулся вам ровно в два месяца, это не повод для паники, но если вы всё же чувствуете, что тревожность становится частью вашей жизни, то стоит показать ребёнка специалисту (а если вы тревожитесь слишком часто, то неплохо было бы и самому обратиться за консультацией).
1. Социальное и эмоциональное развитие
- Может ненадолго успокоить сам себя (например, положить руку в рот и начать её посасывать).
- Начинает улыбаться людям.
- Пытается смотреть на родителей.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
- Гулит, булькает.
- Поворачивает голову в сторону источника звука.
3. Познавательное развитие (обучение, мышление, решение проблем)
- Внимательно разглядывает лица.
- Следит за игрушками.
- Начинает следить глазами и узнавать людей на расстоянии.
4. Двигательное и физическое развитие
- Может держать голову и начинает отталкиваться, если лежит на животе.
- Начинает двигать руками и ногами более плавно.
Причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
- Никак не реагирует на громкие звуки.
- Не смотрит на движущиеся предметы.
- Не улыбается людям.
- Не может поднять голову, когда отталкивается из положения лёжа на животе.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
- Обнимайте ребёнка, разговаривайте, играйте, пойте, читайте.
- Соблюдайте распорядок дня: спать ночью больше, чем днём, иметь регулярное расписание.
- Радуйтесь и улыбайтесь, когда ребёнок издаёт звуки.
- Обращайте внимание на разные виды плача: так вы сможете научиться понимать, чего он хочет.
- Играйте в «ку-ку» (да, мы понимаем, как это звучит, но можно попробовать).
- Когда ребёнок не спит, кладите его на живот, а рядом с ним — игрушки.
- Стимулируйте поднимать голову — помещайте перед ним игрушки на уровне глаз.
1. Социальное и эмоциональное развитие
- Знает знакомые лица и начинает отличать их от незнакомых.
- Любит играть с другими людьми, особенно с родителями.
- Реагирует на эмоции других людей и часто выглядит счастливым.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
- Отвечает звуками на звуки.
- Чередует гласные, когда лепечет («а», «э», «о»), и любит издавать звуки со взрослыми по очереди.
- Откликается на имя.
- Издаёт звуки, чтобы показать радость и недовольство.
- Начинает произносить согласные звуки (включает в лепет «м», «б»).
3. Познавательное развитие (обучение, мышление, решение проблем)
- Рассматривает расположенные поблизости вещи.
- Интересуется окружающими вещами и пытается заполучить те, которые находятся вне зоны доступа.
- Тянет предметы в рот.
- Начинает перекладывать предметы из руки в руку.
4. Двигательное и физическое развитие
- Переворачивается в обоих направлениях — с живота на спину и обратно.
- Когда стоит, упирается ногами и может ими пружинить.
- Начинает сидеть без поддержки.
- Покачивается вперёд и назад, иногда ползёт назад, прежде чем начать двигаться вперёд.
Причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
- Не пытается дотянуться до вещей, которые находятся поблизости.
- Не демонстрирует никакой привязанности к тем, кто о нём заботится.
- Не реагирует на звуки.
- Он ничего не тянет в рот, или ему трудно тянуть что-то в рот.
- Постоянно вялый.
- Не произносит гласные («а», «э», «о»).
- Не переворачивается в обоих направлениях.
- Не смеётся и не повизгивает.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
- Каждый день играйте с ребёнком на полу.
- Научитесь считывать настроение вашего ребёнка. Если он радуется, продолжайте делать то, что делали. Если расстроен, прервитесь и успокойте.
- Играйте «взаимно»: когда ребёнок улыбается, улыбайтесь сами; когда он издаёт звуки, повторяйте их. Говорите простые слова с этими звуками. Например, если ребёнок говорит «ма», говорите «мяч» или «мышь».
- Когда ребёнок на что-то смотрит, показывайте этот предмет и рассказывайте про него.
- Если ребёнок роняет игрушку на пол, поднимайте и давайте обратно. Эта игра помогает понять причинно-следственные связи.
- Показывайте на новые предметы в окружении и называйте их, называйте предметы на картинках в книжках.
- Кладите ребёнка на живот или на спину, а игрушки — немного подальше. Стимулируйте ребёнка двигаться, чтобы дотянуться до игрушек.
- Подстраивайтесь под то, что вашему ребёнку нравится и не нравится: это поможет вам чувствовать себя более комфортно и придаст уверенности в своих силах.
1. Социальное и эмоциональное развитие
- Может бояться незнакомых людей.
- Может липнуть к знакомым взрослым.
- Есть любимые игрушки.
- Любит смотреть на себя в зеркале.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
- Понимает слово «нет».
- Издаёт множество различных звуков, например «мамамама» и «папапапа».
- Подражает звукам и жестам других людей.
- Показывает пальцами на предметы.
3. Познавательное развитие
- Следит за траекторией падающих предметов.
- Если увидел, что вы что-то спрятали, ищет этот предмет.
- Играет в «ку-ку».
- Тянет предметы в рот.
- Плавно перекладывает предметы из руки в руку.
- Поднимает небольшие вещи, зажав их между указательным и большим пальцем.
4. Двигательное и физическое развитие
- Стоит, держится.
- Сидит без поддержки.
- Ползает.
- Может сам сесть.
- Цепляется, чтобы встать.
Возможные причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
- Не переносит вес на ноги (когда его поддерживают).
- Не сидит (даже с помощью других людей).
- Не лепечет (например, «мама», «баба», «дада»).
- Не играет в игры, предполагающие взаимодействие.
- Не откликается на своё имя.
- Не показывает, что узнаёт знакомых людей.
- Не смотрит, куда вы показываете.
- Не перекладывает игрушку из руки в руку.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
- Обращайте внимание на то, как ребёнок реагирует на новые ситуации и людей; попробуйте почаще заниматься тем, что делает его счастливым и спокойным.
- Продолжайте поддерживать режим и регулярное расписание (сейчас это особенно важно), читать, разговаривать, называть и описывать предметы.
- Играйте в игры, где нужно что-то делать по очереди.
- Называйте те чувства, которые, как вам кажется, ребёнок сейчас испытывает. Например, можно сказать: «Тебе грустно. Давай подумаем, как можно тебя развеселить».
- Просите ребёнка делать то, что вы хотите, чтобы он делал. Например, вместо того чтобы говорить: «Хватит стоять» можно сказать: «Пора садиться».
- Учите ребёнка причинно-следственным связям, катая мячики вперёд и назад, толкая игрушечные машинки и грузовики, доставая кубики из контейнера и помещая их обратно.
- Играйте в «ку-ку» и в прятки.
- Дайте ребёнку как можно больше безопасного пространства — пусть ползает и исследует.
1. Социальное и эмоциональное развитие
- Стесняется или нервничает при общении с незнакомыми людьми.
- Плачет, когда мама или папа уходят.
- Есть любимые вещи и люди.
- В некоторых ситуациях демонстрирует страх.
- Даёт вам книжку, когда хочет услышать историю.
- Повторяет звуки или действия, чтобы привлечь к себе внимание.
- Вытягивает руку или ногу, чтобы помочь с одеванием.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
- Реагирует на простые просьбы.
- Использует простые жесты (покачать головой — «нет», помахать рукой — «пока-пока»).
- Произносит звуки, меняя высоту (больше похоже на речь).
- Говорит «мама», «папа» и междометия вроде «ах-ох!».
- Пытается повторять то, что вы говорите.
3. Познавательное развитие
- Исследует предметы различными способами: трясёт, стучит, кидает.
- Легко находит спрятанное.
- Смотрит на картинку или предмет, когда его называют, повторяет жесты.
- Кладёт предметы в контейнер и достаёт их оттуда.
- Начинает использовать предметы по их назначению: к примеру, пьёт из чашки, причёсывает волосы расчёской.
- Показывает указательным пальцем.
- Выполняет простые инструкции, такие как «подними игрушку».
4. Двигательное и физическое развитие
- Самостоятельно садится.
- Цепляется, чтобы встать, ходит, держась за что-либо.
- Может сделать несколько шагов, не опираясь ни обо что.
- Может стоять самостоятельно.
Возможные причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
- Не ползает.
- Не умеет стоять с поддержкой.
- Не ищет предметы, которые вы спрятали у него на глазах.
- Не учит такие жесты, как махать рукой и трясти головой.
- Не говорит отдельные слова, например «мама» и «папа».
- Теряет навыки, которые у него раньше были.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
- Если с ребёнком будет регулярно проводить время кто-то новый (бабушка, няня), дайте ребёнку время на знакомство, а ещё — любимую игрушку или одеялко, чтобы помочь расслабиться.
- В ответ на нежелательное поведение твёрдо говорите «нет». Не кричите, не шлёпайте ребёнка и не пускайтесь в длительные разъяснения. Пауза на 30 секунд — минуту поможет ребёнку переключиться.
- Активно поощряйте вашего ребёнка за хорошее поведение: обнимайте, целуйте, хвалите.
- Рассказывайте ребёнку, что вы делаете. К примеру: «Мама моет тебе ручки с мылом».
- Читайте вместе, пусть ребёнок переворачивает сам страницы.
- Завершайте то, что ребёнок пытается сказать, или называйте то, на что он показывает. Например, если он показывает на грузовик и говорит «г» или «грузовик», скажите: «Да, это гигантский голубой грузовик».
- Дайте ему мелки и бумагу и позвольте рисовать свободно. Покажите, как рисовать линии вверх и вниз. Хвалите!
- Прячьте маленькие игрушки и другие вещи, просите ребёнка найти их.
- Пойте песенки с действиями, такие как «У жирафов пятна-пятна».
- Дайте ребёнку контейнеры и миски или маленькие музыкальные инструменты (например, барабан или тарелочки). Пусть шумит!
- Организуйте для ребёнка как можно больше безопасного пространства, которое можно было бы исследовать (заприте все принадлежности для чистки, стирки, ухода за машиной и растениями. Используйте воротца безопасности и заприте внешние двери и проход в подвал, если вы живёте в доме, где есть лестницы или опасные зоны).
1. Социальное и эмоциональное развитие
- Любит протягивать предметы другим в качестве игры.
- Может испытывать вспышки гнева.
- Может бояться незнакомых людей.
- Демонстрирует привязанность к знакомым людям.
- Играет в простые символические игры.
- Может льнуть к сопровождающим (родителям, бабушкам, няням) в новых ситуациях.
- Указывает на что-то интересное, чтобы показать это окружающим.
- Исследует окружающий мир самостоятельно, но при этом кто-то из родителей должен находиться поблизости.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
- Говорит несколько отдельных слов.
- Говорит «нет» и делает соответствующий жест головой.
- Показывает окружающим на то, что хочет получить.
3. Познавательное развитие
- Знает назначение обычных предметов — к примеру, телефона, щётки, ложки.
- Показывает части тела.
- Привлекает внимание других при помощи указательных жестов.
- Калякает сам по себе.
- Может выполнять односоставные вербальные команды без жестов — к примеру, садится, когда вы говорите: «Садись, пожалуйста».
4. Двигательное и физическое развитие
- Ходит самостоятельно.
- Может подниматься по ступенькам и бегать.
- Несёт игрушки, когда идёт.
- Может помочь раздеть себя.
- Пьёт из чашки.
- Ест при помощи ложки.
Возможные причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
- Не указывает на предметы, чтобы привлечь к ним внимание окружающих.
- Не ходит.
- Не знает назначения простых знакомых предметов.
- Не подражает окружающим.
- Не учит новые слова.
- В словарном запасе меньше шести слов.
- Не замечает, когда сопровождающий человек (родитель, бабушка, няня) уходит и возвращается.
- Теряет ранее приобретённые навыки.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
- Хвалите ребёнка за хорошее поведение, описывайте его эмоции. К примеру, можно сказать: «Ты радуешься, когда мы читаем эту книгу». Используйте слова, которые описывают чувства и эмоции.
- Поощряйте проявления эмпатии. Например, когда малыш видит, что другому ребёнку грустно, похвалите, если он обнимет или погладит этого ребёнка.
- Читайте книжки и обсуждайте картинки, используя простые слова.
- Прячьте предметы под одеялом или подушками, просите ребёнка найти их.
- Играйте с кубиками, мячами, пазлами, книжками и игрушками, которые помогают понимать причинно-следственные связи и учат решать задачи.
- Называйте картинки в книжках и части тела.
- Поощряйте символическую игру. Давайте игрушки, которые будут её стимулировать, к примеру куклы, игрушечные телефоны.
- Организуйте для ребёнка безопасные пространства, где он может ходить и перемещаться.
- Давайте ребёнку игрушки, которые можно безопасно толкать и тянуть, пинать, катать и кидать.
- Поощряйте его пить из своей чашки, пользоваться ложкой (неважно, насколько аккуратно у него всё получится).
- Надувайте пузыри и давайте ребёнку лопать их.
1. Социальное и эмоциональное развитие
- Подражает окружающим, особенно взрослым и детям постарше.
- Получает удовольствие от компании других детей.
- Становится всё более и более независимым.
- Иногда ведёт себя «вызывающее»: может сделать не то, что ему сказали.
- В основном играет отдельно от других детей, но начинает включать их в свои игры — такие, например, как догонялки.
2. Развитие речи и коммуникативных навыков
- Показывает на вещи или картинки, когда слышит их названия.
- Знает имена близких людей и части тела.
- Говорит предложения из 2–4 слов.
- Выполняет простые инструкции.
- Повторяет слова, услышанные в разговоре.
- Показывает предметы в книжке.
3. Познавательное развитие
- Находит предметы, спрятанные даже под двумя или тремя другими.
- Начинает сортировать формы и цвета.
- Завершает предложения и стишки в знакомых книгах.
- Играет в простые игры «понарошку».
- Строит башни из четырёх и более кубиков.
- Может использовать одну руку чаще другой.
- Выполняет двухкомпонентные инструкции, такие как «Возьми, пожалуйста, туфли и поставь их в шкаф».
- Называет знакомые предметы в книжке с картинками.
4. Двигательное и физическое развитие
- Встаёт на цыпочки.
- Пинает мяч.
- Начинает бегать.
- Поднимается и спускается по лестнице (с опорой).
- Залезает на мебель и слезает с неё без посторонней помощи.
- Бросает мяч сверху.
- Рисует сам или копирует прямые линии и круги.
Возможные причины для беспокойства (имеет смысл проконсультироваться со специалистом, если вы замечаете что-то из этого списка)
- Не знает назначения простых предметов, таких как щётка, телефон, вилка, ложка.
- Не подражает действиям и словам.
- Не выполняет простые инструкции.
- Не использует предложения из двух слов (к примеру, «пить молоко»).
- Не ходит уверенно.
- Теряет ранее приобретённые навыки.
Как в этом возрасте можно помочь ребёнку развиваться
- Поощряйте ребёнка помогать с простой работой по дому — к примеру, подметать или готовить ужин. Хвалите за это.
- В этом возрасте дети играют рядом друг с другом (но не вместе) и не умеют как следуют делиться. Если ваш ребёнок играет рядом с другим, убедитесь, что вокруг достаточно игрушек.
- Когда ребёнок выполняет просьбы, снова хвалите! И не надо уделять слишком много внимания нежелательному поведению. Следите за тем, чтобы хвалить за хорошее поведение намного чаще, чем сосредотачиваться на плохом.
- Учите ребёнка называть регулярно встречающиеся вещи, предметы, явления.
- Не указывайте ребёнку на ошибки, если он произносит слова неправильно. Вместо этого просто скажите их правильно. Например: «Это мяч».
- Поощряйте ребёнка говорить словами вместо того, чтобы показывать. Если ребёнок не может сказать целое слово («молоко»), произнесите первый звук («м») в качестве подсказки. Со временем можно начать подсказывать ребёнку, как произнести целое предложение: «Я хочу молоко».
- Помогайте ребёнку складывать пазлы с фигурами, цветами или домашними животными.
- Стимулируйте ребёнка играть с кубиками. Стройте вместе башни и не стесняйтесь ломать, это тоже важно.
- Творчество — наше все. Давайте мелки, бумагу, хвалите за результат.
- Просите ребёнка помогать открывать двери и ящики, переворачивать страницы в книгах и журналах.
- Если ваш ребёнок начал хорошо ходить, просите приносить вам маленькие предметы.
- Пинайте мяч туда-сюда вместе с ребёнком. Когда малыш научится хорошо это делать, поощряйте его бежать и бить по мячу.
- Гуляйте вместе!
Благодарим за помощь в подготовке материала С. Ермакову, учителя-дефектолога Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ), Н. Шалаеву, педагога-психолога ГППЦ, А. Статникова, методиста ГППЦ. При подготовке статьи были использованы материалы «Learn the Signs. Act Early», подготовленные Центрами по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention).
Фото: Unsplash, Shutterstock. Иллюстрации: Shutterstock
Как успокоить ребёнка быстро — Лайфхакер
9 октября 2019ЛикбезСоветы
Лайфхакер собрал только работающие способы для разных возрастов.
Поделиться
0
Как успокоить новорождённого
1. Возьмите на руки, прижмите к груди
Универсальный способ, который работает для детей всех возрастов и даже для взрослых. Объятия успокаивают, дают чувство безопасности, убеждают, что ты не один в этом суровом и страшном мире. А ещё они увеличивают выработку гормона окситоцина (не зря его иногда называют «гормоном объятий»), который повышает уровень удовлетворённости жизнью и снижает боль.
В общем, берите младенца на руки, не забывая поддерживать ладонью головку в районе затылка, и прижимайте к себе. Плач, если не прекратится сразу же, наверняка станет тише. А там и до того, чтобы ребёнок успокоился, недалеко.
2. Запеленайте или, наоборот, распеленайте
У новорождённых еще сильны физические воспоминания о том времени, когда они были у мамы в животе. Поэтому, возможно, ребёнку надо ощутить, что он находится в безопасном, ограничивающем движения коконе. Спеленайте его.
Другой вариант (если плач начался уже в пелёнках) — освободите руки и ноги младенца от ткани. Может, его обернули слишком туго и он испытывает дискомфорт.
3. Дайте грудь, бутылочку или соску
Даже если малыш не голоден, сосание поможет ему успокоиться.
4. Покачивайте ребёнка под белый шум
Идеально, если у вас есть генератор белого шума. Тогда просто включите его и покачивайте младенца под эти успокаивающие звуки.
Впрочем, если специального прибора под рукой нет, не беда. Воспользуйтесь старым бабушкиным методом. Возьмите ребёнка на руки, ритмично покачивайте его и негромко монотонно шипите у него над ухом: «Ш‑ш‑ш‑ш».
5. Воспользуйтесь 5‑секундной методикой доктора Гамильтона
Видео, которое калифорнийский педиатр Роберт Гамильтон опубликовал на YouTube, уже собрало свыше 36 миллионов просмотров. И неудивительно — оно содержит в себе практически волшебный способ моментально успокоить плачущего младенца.
«Родители миллион раз просили меня поделиться этим рецептом», — так пояснил появление ролика сам педиатр. Роберт Гамильтон работает детским врачом в калифорнийской Санта‑Монике уже 30 лет, и описанный им способ — выжимка из многолетнего опыта.
Предложенную технику Гамильтон называет «удержанием». Она состоит всего из четырёх шагов, выполнение которых можно уложить буквально в 5 секунд.
- Возьмите младенца на руки и скрестите его ручки на груди.
- Прижмите скрещенные ручки левой ладонью к его груди и уложите ребёнка на эту же ладонь — под углом 45 градусов к полу. Пальцами той же, левой руки придерживайте за подбородок, чтобы головка не падала.
- Правой ладонью поддерживайте новорождённого под памперс.
- Удерживая ребёнка под углом 45 градусов, начинайте аккуратно его покачивать. Это может быть движение вверх‑вниз или из стороны в сторону. Выбирайте наиболее комфортный для вас вариант. Главное, чтобы движения были мягкими и плавными. Буквально через пару‑тройку секунд младенец замолчит.
Подробности смотрите в видео доктора Гамильтона:
Педиатр предупреждает: эта техника подходит для детей в возрасте до 3 месяцев. Позже они становятся слишком тяжёлыми, чтобы безопасно удерживать их в такой позиции.
И ещё одно замечание. Если ребёнок не успокаивается, значит, для плача есть серьёзные причины. Возможно, младенец голоден, ему жарко, а может, у него просто мокрый подгузник. Помогите новорождённому избавиться от физического дискомфорта, и он одарит вас долгожданными улыбкой и тишиной.
Как успокоить ребёнка в возрасте от 4 месяцев до года
К этому времени младенец окреп и начинает осознавать себя, поэтому простые физические методы уже не столь эффективны. Чтобы успокоить ребёнка, придётся подключать фантазию. Но начнём с классики.
1. Возьмите на руки
Снова напомним, что этот вариант подходит для всех возрастов. Используйте его как можно чаще. Прижимая ребёнка к себе, нашёптывайте ему что‑то успокаивающее ласковым негромким голосом.
2. Переключите внимание
Возьмите ребёнка на руки и подойдите с ним к окну, восторженно рассказывая что‑то вроде «Ух ты, посмотри, какой большой самосвал поехал!» или «Гляди, какая милая пушистая кошка во дворе!». Включите телевизор с мультиками. Поставьте любимые детские песенки и начните танцевать с ребёнком на руках.
Ваша цель — переключить внимание младенца с той ситуации, которая его обеспокоила и вызвала плач, на нечто новое и интересное.
3. Заместите эмоциональную активность физической
Возьмите ребёнка под мышками и позвольте ему попрыгать на кровати. Или сделайте гимнастику. Или подбросьте в воздух (невысоко). Необходимость сосредоточиться, чтобы скоординировать мышечную активность, заставит младенца прекратить плач.
Внимание! Этот способ не подходит, если есть хоть малейшее подозрение, что плач вызван падением или болью.
4. Переведите плач во что‑то смешное
Например, пощекочите ребёнка. Или возьмите его игрушку и устройте маленький кукольный театр. Говорите за неё смешным театральным голосом: «Ой, кто тут плачет? Тише, тише, я же боюсь!» — и прячьте её за спину. Цель — вызвать у младенца улыбку. Детский плач, если постараться, достаточно легко переходит в смех.
Как успокоить ребёнка от года до 3–4 лет
В этом возрасте большинство детей уже хорошо понимают взрослых, умеют и любят общаться. На этом и основаны наиболее эффективные способы успокоения.
1. Возьмите на руки и посочувствуйте
Прижмите плачущего ребёнка к себе, скажите ему что‑то вроде «Ты плачешь. Наверное, ты чем‑то расстроен. Скажи мне, что случилось, чем я могу тебе помочь?». С большой вероятностью он расскажет вам, что его тревожит. Это поможет решить проблему плача.
2. Добавьте осознанности
Попросите ребёнка плакать потише (например, чтобы не разбудить отдыхающую маму) или более низким голосом, «как медведь». Если он послушается, вы выиграли. Плач превратится в осознанные вокальные упражнения, от которых ребёнок быстро устанет.
3. Напомните о важном деле, ради которого стоит отложить плач
Это может выглядеть так: «Давай ты позже поплачешь, а то скоро станет темно и, если будешь долго рыдать, мы не успеем погулять». Таким образом вы не отнимаете у ребёнка право на слёзы. Просто просите перенести их на более удобный момент.
4. Найдите способ выместить распирающие ребёнка эмоции
Предложите ему, например, подушку: «Давай, чтобы не плакать, мы её побьём!» И вместе с ребёнком начинайте стучать по мягкой вещи кулаками. Можно вручить также надувной молоток или предложить побросаться пластиковыми шариками в стену. Подойдёт любой вид активности, который поможет избавиться от негатива.
5. Создайте смешной ритуал
Например, как только ребёнок начинает плакать, бегите за феном, чтобы срочно высушить слёзы. «Так, где же наш фен, где же я его потерял? О, а давай подуем на кота?» Это поможет переключить детское внимание и, возможно, даже рассмешит ребёнка.
6. Придумайте «таблетки от плохого настроения»
Это могут быть желейные мармеладки в виде мишек, шоколадные драже, любая другая маленькая сладость. «Кто тут у нас плачет? Срочно вызываем скорую, она везёт нам таблетки от плохого настроения! Съешь — и слёзы высохнут!» Основные правила при этом: «таблетка» должна быть одна, и, если ребёнок от неё отказывается, в этот раз её больше не предложат.
Как успокоить ребёнка 3–4 лет и старше
К этому возрасту дети уже полноценные личности. И причины для слёз у них гораздо разнообразнее, чем у младенцев. С каждой из них надо работать индивидуально. К счастью, ребёнок уже может чётко озвучить, что именно заставило его плакать, а это облегчает задачу.
Неизменным остаётся лишь одно: взять на руки, прижать к себе, поцеловать, сказать, как вы ребёнка любите и как ему сочувствуете. Сопереживание и поддержка помогают людям взять себя в руки в любом возрасте — и в 4 года, и в 15, и в 45.
Читайте также 👶😭🌼
- 3 фразы, которые стоит говорить вместо «Не переживай»
- Что делать, если болит ухо у ребёнка
- ТЕСТ: Можно ли вам доверить ребёнка?
- Как без истерик уложить ребёнка спать: 7 советов родителям
- Что делать, если у ребёнка температура
Вехи 3-месячного ребенка — Материнство
По
Материнский
Обновлено 13 декабря 2021 г.
Ваш трехмесячный малыш познает мир. Насколько это удивительно? По мере того, как ваш малыш становится более увлеченным во время игры, вы можете вдохновиться на то, чтобы повеселиться, и вы должны это сделать! Тем не менее, не беспокойтесь о том, чтобы дать вашему трехмесячному ребенку немного времени для самостоятельной игры (но под присмотром), когда он может исследовать игрушки, наблюдать за окружающей их средой и практиковать свои постоянно развивающиеся навыки.
Обладая базовым пониманием основных этапов развития трехмесячного ребенка, вы можете отслеживать прогресс и консультироваться со своим педиатром, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения. И, помните, даже когда кажется, что вы сидите в стороне, у вас есть большая роль. В конце концов, кто бы не хотел, чтобы там был личный чирлидер, который поддерживал бы вехи развития?
Вехи трехмесячного ребенка
В трехмесячном возрасте многие дети, пережившие колики, выходят из него. Да, мы будем этому аплодировать! В результате вы можете получить больше качественного времени для общения и по-настоящему начать ценить их личность.
Вот что Американская академия педиатрии говорит о вехах развития трехмесячного ребенка.
Чувства:
- Зрение вашего трехмесячного ребенка прошло долгий путь с рождения! Теперь им нравится внимательно наблюдать за лицами. Если у вас возникает ощущение, что за вами наблюдают, возможно, это потому, что вы принадлежите вашему драгоценному маленькому поклоннику!
- Ваш ребенок с острым слухом может не любить громкие, неожиданные звуки, но ему определенно нравится звук вашего голоса. Они повернут к вам голову, когда услышат, что вы говорите.
Общая моторика:
- Ваш ребенок может принять позу кобры, поддерживая верхнюю часть тела на руках во время тренировки на животе.
- До ходьбы еще далеко, но ваш трехмесячный ребенок готов заставить эти мышцы работать, сильно отталкиваясь от земли, когда его держат вертикально над поверхностью.
Мелкая моторика:
- Улучшенные навыки зрительно-моторной координации помогают малышу точно дотягиваться и хватать предметы, находящиеся вокруг него. (Это ваша подсказка, чтобы на какое-то время не носить висячие серьги.)
- Ваш ребенок может брать и трясти игрушки в руках. Они также любят подносить предметы ко рту, поэтому будьте осторожны, они не могут схватить что-то настолько маленькое, что может вызвать удушье.
Связанные : Справочники и расписания сна для младенцев
Как поддержать развитие вашего трехмесячного ребенка в этом месяце
Готовы к небольшому домашнему заданию, мама? Вот несколько занятий для трехмесячного ребенка, которые помогут развитию вашей милашки.
- Успокойте своего трехмесячного ребенка, прижавшись друг к другу и проведя время вместе. Может показаться заманчивым пойти-пойти-пойти, пока они не спят, но иногда это может помочь вам обоим притормозить.
- Поиграйте с трехмесячным ребенком, предложив несколько новых игрушек, которые он может бить, хватать или играть с ним. Интерактивный игровой тренажерный зал — хороший выбор!
- Задействуйте чувства вашего трехмесячного ребенка с помощью «разговоров», даже если они односторонние. Давая ребенку возможность ответить, а затем притворяясь, как вы, он учится общению.
Связанные с : Руководства и графики кормления ребенка
Это наука: невозможно «избаловать» своего ребенка
Ваш трехмесячный ребенок прошел долгий путь. Но на самом деле они еще дети. Совсем юный малыш! А это значит, что их главным приоритетом в жизни является удовлетворение своих потребностей и ощущение комфорта.
Как сказал д-р Дэвид Мразек, заведующий кафедрой психиатрии и психологии в клинике Майо, «в течение первых шести месяцев действительно невозможно избаловать ребенка. Удовлетворение потребности младенца в том, чтобы его утешали, держали на руках и кормили предсказуемым образом, помогает ему чувствовать себя в безопасности и строит любящие отношения между родителем и ребенком. Это не приводит к порче».
Ваш трехмесячный малыш познает мир. Насколько это удивительно? По мере того, как ваш малыш становится более увлеченным во время игры, вы можете вдохновиться на то, чтобы повеселиться, и вы должны это сделать! Тем не менее, не беспокойтесь о том, чтобы дать вашему трехмесячному ребенку немного времени для самостоятельной игры (но под присмотром), когда он может исследовать игрушки, наблюдать за окружающей их средой и практиковать свои постоянно развивающиеся навыки.
Обладая базовым пониманием основных этапов развития трехмесячного ребенка, вы можете отслеживать прогресс и консультироваться со своим педиатром, если у вас есть какие-либо вопросы или опасения. И, помните, даже когда кажется, что вы сидите в стороне, у вас есть большая роль. В конце концов, кто бы не хотел, чтобы там был личный чирлидер, который поддерживал бы вехи развития?
Мы считаем, что «мама знает лучше». По мере того, как вы продолжаете узнавать своего ребенка, его личность и его интересы, вы можете поддерживать его, а также учитесь своей интуиции, когда дело доходит до того, чтобы помочь ему достичь вех своего детства.
Трехмесячный ребенок 101:
- Послеродовой оздоровительный курс, которого заслуживает каждая мама
- «Я не была готова» — откровенный пост этой мамы о декретном отпуске так актуален
- Сколько сна нужно 12-недельному ребенку?
- 12-недельный график кормления и объемы кормления
- Загляните вперед: вехи 4-месячного ребенка: что должен делать мой 4-месячный ребенок?
Развитие ребенка (1) — от новорожденного до трех месяцев
Действия для этой страницы
Резюме
Читать полный информационный бюллетень
- Даже с самого рождения дети могут общаться с вами.
- Новорожденный не осознает, что он отдельная личность.
- Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер.
Появление на свет — большое и страшное приключение для малышей. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить и заботиться о них — они знают только тогда, когда чувствуют себя комфортно и в безопасности, или иначе. Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или проснулись и насторожились. Они постоянно учатся, и задача родителей состоит в том, чтобы помочь им понять, что мир — гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.
Даже застенчивые и сонные дети проявляют интерес к вашему голосу и лицу. Большая часть мозга отвечает за понимание и запоминание лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей. Чтобы «влюбиться», необходимо смотреть в чьи-то глаза, поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и поговорите с ним успокаивающе. Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные дети часто устают, когда они общаются.
Новорожденных:
- Не понимают, что с ними происходит, или не осознают, что они отдельная личность
- Не знают, кто их кормит или кто помогает им, когда они плачут
- Плачут, когда голодны или устали, но не не знают, что о них заботятся
- Не могут плакать «для привлечения внимания» или «достучаться» до родителей — новорожденный не способен реагировать на вас с какой-либо сознательной целью
- Может чувствовать, но не думать
- Улыбайтесь к пяти-семи неделям
- Смеяться вслух к трем месяцам.
Физическое развитие
Общие характеристики включают:
- Многие дети в возрасте до трех месяцев много плачут, особенно ближе к вечеру или вечером. («Покачивание» младенцев — не лучший способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если он перестанет плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
- Ваш ребенок подвергается бомбардировке внешние раздражители (формы, звуки, цвета) и может легко чувствовать себя подавленным.
Слух и зрение
Новорожденные могут слышать и слышат звуки задолго до своего рождения. У новорожденных незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно вблизи), они не могут организовать визуальные образы в осмысленные формы.
Характеристики развития включают:
- В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
- Глаза двигаются в унисон большую часть времени к шести неделям.
- Человеческое лицо — это первый «объект», который они узнают.
- В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие предметы (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.
Использование собственного тела
Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер. Они двигают своим телом во время бодрствования, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, и даже не знают, что все части принадлежат им.
Характеристики развития включают:
- Сосание, хватание, вздрагивание и подтягивание, чтобы встать — все это рефлексы.
- Примерно к восьми неделям они начинают тренироваться, как поднимать голову, лежа на животе, и пинать ногами.
- На третьем месяце они начинают смотреть, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать этим кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.
Речь и язык
Для новорожденных единственным средством общения является плач. Важно реагировать на вашего ребенка как можно скорее, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:
- К семи или восьми неделям они начинают открывать для себя свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
- Даже примерно к восьми неделям они будут слушать, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, когда они «разговаривают» с вами.
Предлагаемые занятия
Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:
- Сделайте мобиль и повесьте его лицом к ребенку над кроваткой
- Погладьте разные части его тела, чтобы увидеть, как ему нравится, когда к нему прикасаются
- Говорите с ними ласково и используйте их имена
- Включите им музыку
- Пойте им
- Держите их подольше
- Позвольте им смотреть на ваше лицо, когда вы говорите с ними
- Копируйте их маленькие жесты
- Качайте их.
Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает всего, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что он работает в какой-то другой области обучения и развития. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы обеспокоены его развитием, или вам кажется, что оно отстает, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.
Признаки, указывающие на проблемы развития, включают:
- Необычно вялое или жесткое тело
- Рука или нога с одной стороны явно отличаются по мышечному тонусу или силе от другой
- Пальцы всегда сжаты в кулак
- Отсутствие наблюдения за лицами в течение двух-трех месяцев
- Не вздрагивание от шума
- Трудности с кормлением за пределами «нормального» диапазона
- Длительные периоды плача и постоянные трудности с укладыванием
- Ребенок исключительно тихий и спокойный.
Где можно получить помощь
- Ваш врач
- Медицинская сестра матери и ребенка
- Горячая линия здоровья матери и ребенка работает круглосуточно Тел. 132 229
Что нужно помнить
- Даже с самого рождения дети могут общаться с вами.
- Новорожденный не осознает, что он отдельная личность.
- Младенцы в первые восемь недель не контролируют свои движения, и вся их физическая активность носит непроизвольный или рефлекторный характер.
- Гринспен, С., 1991, Психопатология и адаптация в младенчестве и раннем детстве, International Universities Press.
- Лингхэм, С. и Харви, Д., 1988 г., Руководство по развитию ребенка, Черчилль Ливингстон.
- Аллен, К. и Маротц, Л., 1999, Профили развития, Delmar Publishers.
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена
по:
Эта страница была подготовлена в консультации с и одобрена
по:
Оставить отзыв об этой странице
Была ли эта страница полезной?
Дополнительная информация
Отказ от ответственности за содержание
Содержание этого веб-сайта предоставляется только в информационных целях.