Содержание
Центр образования — Адаптация детей в детском саду
Итак, настало время отдавать ребёнка в детский сад. Многие родители думают о надвигающихся переменах , а больше всего пугает неизвестность. Как правило у родителей о детских садах нет никаких представлений, кроме смутных воспоминаний из детства. Что-же происходит сегодня? Как проходит адаптация ребёнка в детском саду?
Не все дети приходят в детский сад сразу. Поступление малышей осу-ществляется постепенно. Делается это в целях лучшей адаптации детей к дет-скому саду.
Первые дни родители приводят малыша в сад всего на 1-2 часа. В это время ребёнок успеет позавтракать и поиграть. Не нужно кормить ребёнка дома, пусть он привыкает есть в саду. Затем ребёнок будет оставаться до сна(до 12:00)!В это время малыш успеет сделать зарядку, позавтракать, поиграть, сходить на прогулку, пообедать. Может быть не всё у ребёнка будет получаться, не стоит расстраиваться ,ведь ему нужно время, чтобы адаптироваться к новой обстановке. Затем ребёнок будет оставаться до 16:00.Ему необходимо привыкнуть спать с остальными детьми. Первое время ребёнок, скорее всего, будет плакать, ведь он не привык спать без мамы. Всё это со временем пройдёт и ребёнок привыкнет жить в коллективе и освоит необходимые навыки и умения. Адаптация каждого ребёнка индивидуальна. Воспитатели сами посоветуют, когда оставить ребёнка до обеда, на сон. Обязательно прислушивайтесь к их советам. Конечно,в основном дети первые недели плачут и родителям приходится уходить от рыдающего ребёнка, но постарайтесь не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют состояние взрослых, особенно мамы. Воспитатели всегда смогут позаботиться о вашем малыше: и обнимут, и пожалеют, и на руки возьмут.
Самый драматичный момент-это расставание с мамой. Тяжело его переносит как ребёнок, так и мама. Идя в детский сад, ребёнок должен знать, что идёт не по прихоти родителей, а по очень веской причине. Ребёнок должен понимать значимость своей неоценимой помощи близким. Но хотя малыш теперь понимает, что его не бросают на произвол судьбы, а возлагают на него ответственную задачу, расставаться с родителями всё равно не хочется. Чтобы облегчить этот процесс, придумайте с ребёнком ритуал прощания. Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребёнком время с запасом. Чтобы не нервничали вы, опаздывая на работу, и не волновался ваш ребёнок. Сложнее тем родителям, чей малыш начинает плакать заблаговременно. Что делать в такой ситуации? Самое главное-не ругайте ребёнка, а попробуйте отвлечь его. Задача родителей-сохранять спокойствие, держать себя руках. А вот идти на поводу у ребёнка нельзя. Если ребёнок поймёт, что слёза-это верный способ не ходить в детский сад, то плач прекратится очень не скоро.
Примеры облегчающие ребёнку утренние расставания:
1.Научитесь прощаться с ребёнком быстро.
2.Положите в карман памятную вещицу, которая будет напоминать о вас.
3.Никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.
4.Придумайте ритуал прощания и строго придерживайтесь его.
5.Не пытайтесь подкупить ребёнка
6.Чётко давайте понять ребёнку, на какие бы ухищрения он не шёл, всё равно пойдёт в детский сад.
Родителей всегда интересует вопрос о сроках адаптации. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взрос-ления детей. Длительность адаптации так же зависит и от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то с таким уровнем развития привыкнет к детском саду в течении 10-12 дней. Ребёнок, находящийся дома на попечении родителей, фактически переходит из рук в руки-от мамы к воспитателю и наоборот. Адаптация такого ребёнка, может длиться 3 месяца, а то и больше. Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка. Очень многие дети испытывают трудности в привыкании к детскому саду.
Причины:
1.Нарушения режима дня (домашний режим сильно отличается от режима детского сада)
2.Проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания(не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, сам- но есть и т.п.)
3.Отсутсвие речи.
4.Отсутсвие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Если взрослым удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и есть эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем и со сверстниками, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1.Возраст.
2.Состояние здоровья.
3.Уровень развития.
4.Умение общаться с окружающими.
5.Сформированность предметной и игровой деятельности.
6.Соответствие режима дня дома и в детском саду.
Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду. Гото-вить буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ре-бёнка и приучать его заранее к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с дет-ским садом.
1.Устранить факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
2.В детский сад отправлять только здорового ребёнка.
3.Не отдавать ребёнка в детский сад в кризис трёх лет.
4.Заранее узнать режим дня в детском саду и соблюдать его дома.
5.Повысить роль закаливающих мероприятий.
6.Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы.
7.Стараться отдать его в группу детского сада, где у ребёнка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
8.Настроить малыша на положительный лад.
9.Раскрыть секреты ребёнку возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
10.Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
11. Не угрожать ребёнку детским садом ,как наказанием за детские грехи, а так же за непослушание.
12.Готовить ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.
13.Не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.
14.Планировать время так, чтобы при поступлении в детский сад была бы возможность оставлять его там не на целый день.
15.Всё время говорить ребёнку, что вы его по-прежнему любите.
16.Настроить ребёнка на мажорный лад.
17.Не оставлять в дошкольном коллективе на целый день.
18.Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
19.Щадить его ослабленную нервную систему.
20.Уменьшить нагрузку на нервную систему (на время прекратить посещение развлекательных мероприятий, походы в гости, сократить просмотр телепередач).
21.Сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.
22.Одежда ребёнка должна соответствовать температуре.
23.В воскресные дни режим должен быть как в детском саду.
24.Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать за детские капризы.
25.При выраженных невротических реакциях, оставить малыша на не-сколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
26.Научите ребёнка играть.
27.Разработайте с ребёнком систему прощальных знаков.
28.Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.
29.Ребёнок привыкает тем быстрее, ++чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.
Помогайте ему в этом.
30.В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес до-школьного учреждения.
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ.
1.Расширить круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми.
2.Развивать у ребёнка игровые навыки: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
3.Развивать подражательность в действиях:”полетаем, как воробуш-ки”,”летаем как самолёт”.
4.Учить общаться со взрослыми и со сверстниками, делиться игрушками, жалеть других детей.
5.Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребёнка в детский сад.
6.Приучать к самообслуживанию.
Ребёнок должен уметь:
— самостоятельно кушать, пользоваться столовыми приборами.
-самостоятельно садиться на стул.
-самостоятельно одеваться, раздеваться.
-самостоятельно умываться.
Наглядным примером для детей всегда служат родители.
Важно постоянно поощрять ребёнка и давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребёнка.
Как быть, если ребёнок уже начал ходить в детский сад?
1.Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2.Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.
3.Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.
4.Сообщите воспитателю о привычках и склонностях ребёнка, об индивидуальных особенностях развития.
5.С 4-ого по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
6.Поддерживайте дома спокойную обстановку.
7.Не перегружайте ребёнка игровой информацией.
8.Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
Итак, теперь вы имеете хотя бы малейшее представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации в детском саду. Теперь вы знаете, что всё то, что видите вы — это всего-навсего издержки адаптации, её “цена” и “плата” для ребёнка. От вас зависит, чтобы эта “плата” была минимальной.
Адаптация в детском саду
Елена Бурьевая
детский психолог
Профиль автора
Юлия Скопич
задавала вопросы
Профиль автора
64,5% дошкольников в России посещают детские сады: при этом процесс адаптации не у всех из них проходит гладко.
Поговорили с детским психологом Еленой Бурьевой о том, как помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке, что делать, если возникают конфликты, и как реагировать, если после детского сада ребенок ведет себя хуже, чем обычно.
Что вы узнаете
- Изменилась ли атмосфера в детских садах
- Как понять, что ребенок готов к детскому саду
- Как проходит нормальная адаптация
- Как облегчить адаптацию
- Как помочь проживать утреннее расставание с мамой
- Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется
- Можно ли делать сюрпризы после возвращения
- Как узнать, что было в садике
- Что не стоит говорить
- Как реагировать, если ребенка обижают
- Что делать, если агрессором является ваш ребенок
- Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад
Изменилась ли атмосфера в детских садах
Изменился мир. Мы стали больше думать, как не травмировать детей и как правильно их воспитать.
В государственных садах группы, как правило, большие, поэтому речи об индивидуальном отношении к каждому ребенку не идет. Однако и там воспитатели относятся к детям гуманно. Бывают случаи некорректного поведения, но они единичны.
Родители могут снизить риски того, что это произойдет с их детьми. Когда они приводят ребенка в детский сад, им было бы неплохо пообщаться с воспитателем. Узнать, как у него настроение, возможно, сделать комплимент или рассказать какую-то веселую историю про ребенка. Такой разговор поможет понять, не выгорел ли воспитатель.
/list/security-rebenok/
Что должно быть в безопасном детском саду и школе
Человек с эмоциональным выгоранием по-другому общается, не радостен, раздражен, апатичен. Заметив подобные признаки, стоит пойти к заведующей. Ни один руководитель не заинтересован, чтобы с детьми что-то случилось, и, скорее всего, на подобный сигнал отреагируют. Воспитателя как минимум направят к психологу.
Но, к сожалению, в наше время родители не всегда находят время на общение с воспитателем.
Как понять, что ребенок готов к детскому саду?
Детский сад — это услуга, но необязательная, в отличие от школы. Родители должны четко понимать, для чего им надо водить туда ребенка. Если семье необходимо, чтобы мама и папа работали, бабушка далеко, а нанять няню невозможно, детский сад — это неплохой вариант. Тогда он подходит в любом возрасте.
Родителям важно избавиться от своих страхов. Если мама не хочет выходить на работу и ждет, что ребенок плохо отреагирует на сад или будет часто болеть, — тогда возникнут проблемы. То, насколько адаптация будет успешной, во многом зависит от настроя родителей.
До трех лет на нее также влияет то, насколько удачно у ребенка выстраиваются взаимоотношения со взрослыми, поэтому важно наладить контакт с воспитателем. В этом возрасте дети не умеют играть вместе, у них идет параллельное взаимодействие, которое продолжается, пока интересы не сойдутся на одном объекте. Дальше в силу своего развития дети не смогут решить конфликт и начнут проявлять агрессию, а взрослый, который находится рядом, учит их разбираться экологичным и социально приемлемым способом.
/montessori/
Как устроены монтессори-сады для детей
Ребенок психологически готов к отделению от мамы, когда он может самостоятельно придумывать сюжетно-ролевые игры, когда ему интересны сверстники, то есть в три с половиной-четыре года. При необходимости можно отдавать в сад и раньше, но именно в этом возрасте можно говорить о важности социализации.
Если родители понимают, что детский сад неизбежен, а у ребенка задержка развития, хорошо бы научить его каким-то сигналам — например, имитировать снятие штанов, когда хочется в туалет. И, конечно, рассказать воспитателям о подобных сигналах. Тогда воспитатель и ребенок смогут понимать друг друга, и в целом адаптация будет проходить нормально. Конечно, будет немного сложнее, но использование подгузников или плохая речь — это не те факторы, которые сильно ее усугубят и из-за которых стоит отказываться от детского сада.
Единственное: если детский сад запланирован из-за переезда, рождения другого ребенка или, к примеру, развода, желательно пройти адаптацию заранее, чтобы избежать наложения стрессов друг на друга.
Как проходит нормальная адаптация?
Поход в садик для ребенка — стресс, так как его привычный образ жизни кардинально меняется. Он должен много времени проводить без мамы, его окружает много детей, а еще нужно жить по распорядку и определенным правилам.
Во время адаптации организм приспосабливается к меняющимся условиям, и у ребенка могут появиться следующие признаки:
- нарушение сна;
- снижение аппетита;
- регресс умений;
- отсутствие познавательного интереса;
- апатия или агрессия;
- резкие перемены настроения;
- частые респираторные заболевания или обострение хронических.
Адаптационный процесс запускается не в первые дни, а через 3—5 недель после того, как ребенок пошел в сад. Если за это время родители не заметили существенных изменений и ребенок ведет себя в саду как дома, у него легкая адаптация. Она длится 2—4 недели и встречается у многих.
/topotushki-net/
Как я помогла своему ребенку адаптироваться в детском саду
При адаптации средней тяжести ребенок играет со сверстниками, ест, спит, ходит в туалет, но с трудом расстается с мамой по утрам. Главное правило: важнее то, как ребенок уходит из детского сада, чем то, с каким настроением туда идет. Как правило, по вечерам дети со средней адаптацией прощаются и говорят, что завтра снова придут, или вовсе не хотят домой. Такая адаптация считается самой распространенной. Она длится до двух месяцев.
Если через месяц у ребенка не наступает никакого прогресса — он не хочет ходить в сад, плохо спит, ест, появляется заикание, рвота, нервный тик, — вероятно, у него тяжелая адаптация. Она может длиться до нескольких лет и является единичной. Здесь важно приостановить хождение в детский сад и обратиться к неврологу и психологу: возможно, не была пройдена сепарация с мамой или есть особенности развития.
Но не стоит все списывать на адаптацию. На протяжении жизни ребенок растет, меняется, и на адаптацию к детскому саду вполне могут наложиться другие факторы.
Как облегчить адаптацию?
Подготавливать к детскому саду лучше заранее, примерно за год. Вот что советую делать.
Общаться со сверстниками. Мы существа социальные, и даже с учетом того, что до трех лет дети не умеют играть вместе, им важно видеть друг друга, чтобы привыкать к реакциям и эмоциям других детей, взрослых. Если пропустить этап параллельного взаимодействия, ребенку будет сложнее влиться в коллектив.
Иногда расставаться с ребенком. Ребенка надо периодически оставлять с родственниками или аниматорами в игровой комнате, потому что дети, у которых был опыт расставания с мамой, легче адаптируются к детскому саду. Главное — перед уходом сказать, что обязательно придете и заберете его.
Научить самостоятельности или определенным сигналам и предупредить о них воспитателя. Важно показывать ребенку, как одеваться и раздеваться, держать ложку, и давать возможность самостоятельно это делать, не торопя и не критикуя. А еще обязательно научить просить помощи воспитателей и ждать.
Подстроиться под режим садика. Если ребенок днем засыпает в разное время, в саду ему может быть тяжело. Сложнее будет и в том случае, если он привык питаться пиццей и бутербродами. Лучше предварительно разнообразить домашнее меню наиболее распространенными блюдами из детского сада, приготовив с ребенком запеканку или омлет.
Рассказывать о детском саде: подходить к нему во время прогулок, знакомиться с помещением, территорией. Можно показывать мультфильмы, читать сказки о детском саде, то есть ребенок должен знать о нем как можно больше. Вот книги, которые я советую:
- Анна Дьюдни, «Лама в садике без мамы».
- Татьяна Рабцева, «Вовка идет в детский сад».
- С. Петрова, А. Ласточкина, «Зайчик Сева не хочет идти в детский сад!».
- Ирина Зартайская, «Енотик идет в детский сад».
- Елена Бурьевая, «Легкая адаптация ребенка к садику за 30 дней».
- Бет Шошен, «Всегда вместе».
- Сэм Макбратни, «Знаешь, как я тебя люблю?».
- Деби Глиори, «Что бы ни случилось».
- Пржемислав Вехтерович, «Мамина улыбка».
- Одри Пенн, «Поцелуй в ладошке».
/mannaya-kasha/
Что не так с питанием в детских садах
Еще рекомендую посмотреть на сайте «Сказки».
А вот мультфильмы, которые можно посмотреть:
- «Пеппа идет в садик».
- «Дед Мороз и лето».
- «Как Петя Пяточкин слоников считал».
- «Про Веру и Анфису».
- «Жила-была Царевна — не хочу в садик!».
Когда родители пойдут в детский сад, чтобы отнести заведующей документы, стоит взять с собой ребенка. На территории детского сада вести себя спокойно, обратить внимание на выставку поделок и рисунков.
Можно сделать фотографии, а потом распечатать их и составить план-схему территории, куда наклеить снимки. Пусть ребенок покажет другому взрослому эту карту — это поможет ему настроиться на новый жизненный этап. Чем чаще ребенок будет видеть, вспоминать то место, куда ему предстоит ходить, тем быстрее к нему привыкнет. Рисовать план-схемы, карты, распечатывать фотографии, просматривать видео помещения — это все про помощь в привыкании.
Поговорить с заведующей и воспитателем. Чтобы снизить свою тревогу в отношении детского сада, когда принесете документы, поинтересуйтесь у заведующей режимом, меню, альтернативой дневному сну, нормативами, если ребенок заболеет или в группе с ним случится чрезвычайное происшествие. У каждого родителя список вопросов может отличаться в зависимости от того, что важно лично для него.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться, я предлагаю родителям рассказать воспитателю об особенностях ребенка: его привычках, умениях, страхах, о том, как его лучше утешать и какие блюда не ест. Расскажу, что стоит делать, когда ребенок уже пошел в сад.
Помочь подружиться. В современном мире родители несут ответственность за друзей сверстников-детей, потому что дети дошкольного возраста редко гуляют одни. Как правило, в детских садах есть чаты родителей, их можно использовать, чтобы узнать, кто, где, когда и с кем гуляет, и присоединиться. Так дети смогут ближе познакомиться и, возможно, подружиться. Если у ребенка будет друг в саду, адаптация пройдет легче.
Адаптировать постепенно. Сначала ребенка стоит оставлять на несколько часов в день, затем — до обеда, через 2—4 недели забирать сразу после сна и только потом оставлять на весь день. Если оставить сразу на день, могут появиться сложности. Ребенок, который раньше нормально отходил от мамы, вдруг начнет цепляться за нее, бояться, что его бросят.
Как помочь проживать утреннее расставание с мамой?
Вот несколько способов, которые в этом помогут.
Доверить проводы другому взрослому. Если ребенок плачет только с мамой, возможно, он будет менее эмоционально реагировать на расставание с папой.
Посочувствовать. Стоит сказать примерно следующее: «Ты не хочешь ходить в детский сад, так как надо рано вставать. Но идти туда надо, потому что маленькие дети не могут находиться дома одни, а взрослые должны ходить на работу. В детском саду следят за маленькими детками».
Многие родители боятся подобных фраз, но если семья точно знает, что сад нужен, важно научиться отражать чувства ребенка, сочувствовать ему.
Расставаться максимально быстро. Говорить что-то вроде этого: «Тебе грустно, ты не хочешь расставаться, но маме нужно идти на работу. Давай я поставлю будильник, мы обнимаемся, прощаемся еще минуту, а когда будильник прозвенит, ты пойдешь в игровую, а я — на работу».
Когда время вышло, важно не убегать незаметно, а попрощаться. Иначе у ребенка появится недоверие, ощущение того, что его могут бросить.
Дать с собой вещь из дома: футболку с фотографией мамы, фотографию семьи, любимую игрушку или книжку. Когда ребенок начнет скучать, это поможет ему справиться с тем, что мамы нет рядом.
Попросить воспитателя позвонить, если ребенок будет плакать дольше обычного. Как правило, воспитатели исполняют эту просьбу, так как никому не хочется слушать плач весь день. Если приходите за ребенком раньше по причине его продолжительного плача, важно сказать: «Я все сделала и пришла». Для этого желательно, чтобы в период адаптации у мамы была возможность при необходимости прийти посреди рабочего дня.
Как вести себя, если после сада поведение ребенка меняется?
Когда ребенок идет в детский сад, в его жизни наступают большие перемены, которые сказываются на эмоциональной и нервной системах. Эмоциональная система — это то, как человек реагирует на какую-то ситуацию. У каждого эта реакция будет своей. Дома ребенок снимает накопившееся за день напряжение — это говорит лишь о доверии к родителям.
Остается посочувствовать ему и проявить заботу, например помочь обуться и одеться. Часто стремление к самостоятельности доводится до фанатизма. Но если ребенок научился обуваться и мама один раз поможет надеть сандалии, то ничего страшного не произойдет.
После сада лучше всего снимают напряжение физическая нагрузка и арт-терапия. Можно вместе поиграть с водой, манкой, песком, полепить, порисовать, сделать ребенку массаж. Телевизор советую включать не сразу: за гаджетами эмоции на какуе-то время забываются, но позже всплывают опять. Лучше дать ребенку их пережить и не бояться плача. Помните: у детей только формируется эмоциональная и нервная системы. Задача родителей — быть заботливыми взрослыми, которые всегда рядом.
/list/atypical-kindergarten/
Английский с носителем и ранняя профориентация: 10 детских садов Москвы с нетипичной программой
Можно ли делать сюрпризы после возвращения?
Если материальное положение семьи позволяет, почему бы нет? Главное — не попрекать потом ребенка и не ожидать, что он будет вести себя определенным образом, так как в этом случае родители утрачивают умение договариваться, которое пригодится в дальнейшем.
Но лучше после детского сада не идти в магазин за новой игрушкой, а погулять или сделать ребенку массаж. В процессе адаптации важно минимизировать любые эмоции, в том числе положительные. Нервной системе все равно, от чего перевозбуждаться.
Бывает и такое, что раньше семья могла себе позволить каждый день покупать игрушку, но потом ситуация изменилась. Тогда важно сказать ребенку правду, принять его грусть. Да, он поплачет, но это никак не травмирует его и не значит, что вы плохие родители. Так бывает.
Как узнать, что происходит с ребенком в садике?
Примерно до шести лет каждый ребенок думает, что все видят мир так, как он, поэтому рассказы о происходившем чаще всего невнятные, невпопад.
Узнать о взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями можно с помощью диагностики, о которой я рассказывала ранее. Детям старше четырех лет можно предложить нарисовать себя в детском саду, а когда рисунок будет готов, спросить, кто на нем изображен, что каждый персонаж делает и так далее.
Еще советую задавать вопросы с выбором ответа: «Вы вечером пили молоко или чай? На ужин ели гречку или капусту?»
Надо понимать, что в силу своего развития ребенок в одну единицу времени сопоставляет абсолютно все происходящее. Например, в саду рассказывали сказку про волка, который укусил за бочок, воспитательница сказала: «Соня, прекрати», — а Вася толкнул Мишу. На вопрос, что было в саду, ребенок может ответить, что воспитатель укусила Соню, то есть рассказать такую небылицу, которая испугает. Главное правило взаимоотношений: реакция родителей всегда закрепляет поведение ребенка.
Услышав, что кто-то кому-то сделал больно, родитель цепляется за эти слова и начинает расспрашивать дальше. Ребенку приходится фантазировать, хотя, скорее всего, история даже произошла не с ним. Потом его рассказы будут становиться еще фантастичнее, поэтому реакция родителей должна быть ровной. А если какая-то информация насторожила, имеет смысл уточнить ее у воспитателя — разумеется, без ребенка.
По вечерам я бы сместила фокус с детского сада. Когда взрослые приходят с работы, не каждый готов ее обсуждать — то же самое и с детьми. Рекомендую сконцентрироваться на взаимоотношениях с ребенком здесь и сейчас, найти точки соприкосновения вне детского сада: вместе поиграть, полепить, порисовать.
Как понять, что ребенку плохо?
Заведите дневник поведения, в который будете записывать тревожные симптомы. Допустим, раньше ребенок спал хорошо, но, когда пошел в сад, стал засыпать поздно и спит беспокойно — записали, сколько ночей так продолжается. Или начал заикаться, стал более капризный. Возможно, вам нечего будет писать, симптомы будут наблюдаться по одному дню, но так проще отследить изменения в состоянии ребенка.
Проведите самостоятельную диагностику. Вот какие есть варианты:
- поиграйте с мягкими игрушками в детский сад, обратив внимание на ход игры. Скорее всего, если волк-воспитатель постоянно говорит детям-животным замолчать, «Марь Ивановна» тоже так делает;
- сделайте аппликации, предложив ребенку вырезать на каждого ребенка и воспитателя по персонажу. Это могут быть мишка, машинка, цветок, Человек-паук и так далее. Затем дайте ватман и попросите прикрепить всех по очереди. Если ребенок, к примеру, прикрепит всех животных рядом, а себя представит маленькой серой мышью и приклеит ее в стороне, вероятно, у него не складываются отношения со сверстниками — нужна ваша помощь.
Чего не стоит говорить ребенку, который ходит в детский сад?
Иногда родители сами создают у ребенка негативный образ сада — даже неосознанно. Вот некоторые фразы, которые так работают.
«Тебе нравится в детском саду?» Родителям, которые с первых дней задают такой вопрос, стоит спросить себя: «Что вы хотите услышать?» Вам важно услышать «Нет, не нравится» и подкрепить свою значимость? Это вопрос о родительской тревожности, о недоверии к системе, которого быть не должно.
«Я не любила ходить в детский сад». Услышав нечто подобное, ребенок вряд ли будет посещать это место с удовольствием. Если мама не любила, почему он должен?
/roditeli-kotorye-smogli/
4 проблемы в детских садах и школах, с которыми могут справиться родители
«Марь Ивановна, наверное, злая». Нельзя обсуждать воспитателей и других детей в присутствии ребенка, так как предполагается, что ему должно быть с ними комфортно.
«Будешь плохо себя вести, пойдешь в сад». Желательно не запугивать ребенка тем, что, предположительно, он должен любить, доверять этому. К тому же отношения между родителями и детьми должны оставаться честными. Вы говорите правду, когда угрожаете, что при плохом поведении в понедельник утром ребенок пойдет в сад?
Как реагировать, если ребенка обижают?
Обнаружив на теле синяк, можно спросить причину его появления у ребенка — желательно без трагической интонации, — но лучше уточнить у воспитателя. Стоит иметь в виду, что если ребенок дома бегает, падает, бьется, то, скорее всего, в саду он ведет себя так же. Воспитатели, конечно, следят за поведением, но иногда происходят падения и драки.
Если у ребенка действительно есть конфликт с кем-то и он возникает регулярно, можно поговорить с мамой драчуна, предложив запретить детям общаться. Причин детской агрессии много, и это наиболее простой способ решения проблемы.
В крайнем случае есть вариант перевести ребенка в другую группу или другой детский сад, сделать это можно даже при адаптации средней тяжести. Большую роль играет отношение родителей к той или иной ситуации. Если они думают, что во всем виноват воспитатель или другой конкретный ребенок, возможно, перемена пойдет на пользу.
Что делать, если агрессором является ваш ребенок?
На детской площадке ребенок учится различать, какие игрушки его, какие — чужие, какие — общие. В саду он должен понимать, что там почти все общее и что кто первый взял, тот и играет, надо ждать своей очереди. Если ребенок не знает этих правил, он будет отбирать силой. Рассказать о них можно, к примеру, разыгрывая сценки с мягкими игрушками. Ребенка можно обучать ждать, просить, предлагать поменяться, играть вместе.
Еще ребенок часто кусается, толкается, дерется, когда кто-то другой нарушает его границы, а отстоять их иначе он не может. Родители должны этому научить.
У меня есть своя методика борьбы с агрессией — «гога». Вот что означает каждая буква:
- «Г» — границы: ребенок бьет и кусает вас, ломает мебель, тянет шторы и так далее.
- «О» — отражение, озвучивание: «Ты злишься, поэтому бьешь меня».
- «Г» — границы правил: «Меня нельзя бить» или «Людей не бьют».
- «А» — альтернатива: «Можно бить подушку».
Так ребенок учится экологично проживать эмоции. Желательно, чтобы воспитатель тоже отслеживал эти моменты и реагировал подобным образом, потому что научить чему-то задним числом сложно.
Еще иногда бывает, что родители дома позволяют ребенку себя кусать и бить, переводя это в игру. Потом он пытается вести себя аналогичным образом в саду, не понимая, почему папу бить можно, а мальчика — нельзя. В идеале не нужно разрешать подобное поведение дома.
Как помочь адаптироваться при переводе в другую группу или другой детский сад?
Здесь советы почти такие же, как при первичной адаптации.
Адаптировать постепенно. В идеале — одну неделю оставлять ребенка на два часа и дальше постепенно увеличивать время его пребывания в саду.
Использовать родительские чаты. Спросить, кто, где и когда гуляет, и присоединиться, чтобы дети познакомились поближе. Если ребенок скучает по старым друзьям, желательно поддерживать отношения и с ними. Чем старше ребенок, тем сильнее он может привязываться к сверстникам.
Вовлекаться в жизнь группы. В некоторых садах есть специальные дни, когда родители приходят и рассказывают что-то про свою профессию. Можно узнать, есть ли у вас нечто подобное, и, если есть, принять участие. Так ребенок будет в центре внимания, и это тоже поможет ему быстрее влиться в коллектив.
Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety.
О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.
8 этапов развития, которых должен достичь ваш ребенок до поступления в детский сад
Посещение детского сада — это большое дело. Независимо от того, прошел ли ваш ребенок школу в течение многих лет к этому моменту или будет входить в школьную среду впервые, это знаменует собой важный переход. Если ваш ребенок приближается к детсадовскому возрасту, важно определить, готов ли он, или ему может быть полезно подождать еще год.
Чтобы помочь вам понять, готов ли ваш ребенок к детскому саду, мы собрали восемь этапов развития, которые дети должны пройти, прежде чем они сделают следующий шаг в своем образовании. Читая их, имейте в виду, что, хотя большинство детей достигают определенных вех примерно с одинаковой скоростью развития, каждый отдельный ребенок достигает некоторых вех раньше, а некоторых позже. Обратите внимание на то, в чем ваш ребенок преуспевает, и где он может использовать небольшое дополнительное руководство.
8 этапов развития, которых должен достичь ваш ребенок до поступления в детский сад
Когда ваш ребенок находится на пороге поступления в детский сад, он должен уметь:
1.
Говорить ясно
владение речью (или использование альтернативной формы общения, например, языка жестов). Дети, которые эффективно общаются в общении, чувствуют себя более уверенно, говоря в школе, что помогает учителям лучше понимать, когда они понимают концепцию, и определять, когда этому ребенку требуется дополнительное руководство. Навыки общения также помогают детям в социальном плане, укрепляя их связи со сверстниками и помогая им стать частью школьного учебного сообщества.
Если ваш ребенок приближается к детскому саду и испытывает трудности с произношением звуков или слов, кажется сбитым с толку, когда ему дают указания, не задает вопросов, как другие дети его возраста, или иным образом кажется, что он задерживается, не паникуйте. По данным Американской ассоциации речи, языка и слуха, дошкольные языковые расстройства довольно распространены. Просто обязательно поговорите с логопедом, чтобы получить совет, как помочь вашему ребенку вернуться в нужное русло.
2.
Понимание вопросов
Вопросы составляют основу обучения в процессе обучения, основанного на запросах, и имеют решающее значение для стимулирования творчества. В результате важно, чтобы дети понимали, как отвечать на вопросы и задавать их самостоятельно, прежде чем они пойдут в детский сад. Следите за тем, чтобы ваш ребенок начал задавать простые, подпитываемые любопытством вопросы об окружающем мире в возрасте от двух до четырех лет. Они также должны начать отвечать на ваши вопросы (и на вопросы неродственных взрослых, таких как учителя) и понимать значение основных вопросительных слов: Кто? Какие? Когда? Почему? Где? и как?
Многие дети в этом возрасте спрашивают «Почему» обо всем, но если ваш ребенок менее выразительный, мягко поощряйте его задавать вопросы. Подскажите им, сказав что-то вроде: «Вы хотите что-то спросить об этом?» или «Есть вопросы?» Иногда дети полны скрытых вопросов, и им просто нужно немного поощрения, чтобы высказаться.
3. Распознавание цифр и букв
Хотя детям не нужно осваивать алфавит при поступлении в детский сад, они должны быть в состоянии самостоятельно выбирать большинство букв. Многие детсадовцы также смогут ассоциировать с ними звуки, хотя это навык, над которым учителя будут работать с учениками на протяжении всего детского сада и в ближайшие годы. Числа также имеют решающее значение. К тому времени, когда они пойдут в детский сад, дети должны уметь считать до 10 большую часть времени. К трем или четырем годам ваш ребенок должен быть в состоянии соединить письменную форму чисел от одного до пяти с правильным количеством предметов.
Чтобы помочь ребенку развить навыки распознавания цифр и букв, придумайте игру. Попросите их указать конкретные буквы на знаках и предложите им определить однозначные числа, когда они увидят цифры на часах или даже на табло.
4. Понять понятие «время»
Многие родители ошибочно думают, что « понимание времени» означает, что их дети должны уметь говорить время. На самом деле это не так. Когда детям четыре или пять лет, они должны понимать, что время идет, и понимать такие понятия, как «сейчас», «до», «скоро», «позже», «вчера», «завтра» и так далее. Многие дети также признают тот факт, что взрослые используют часы для определения времени, даже если они сами не знают, как определять время.
Имейте в виду, что в этом возрасте дети обычно используют события, чтобы отметить течение времени. В результате они могут быть не в состоянии сказать вам время на часах или запомнить дни недели. Однако они вспомнят, что завтра идут в зоопарк, на прошлой неделе навещали бабушку и сегодня вечером берут в парк свою собаку. Пока ваш ребенок топчется на месте значимым для него образом, он достиг этой вехи. Если они считают концепцию времени сложной задачей, помогите им, чаще упоминая время в своих беседах с ними.
5. Уметь рассказывать истории
К тому времени, когда ваш ребенок будет готов к детскому саду, он должен уметь рассказывать простую историю с узнаваемым началом, серединой и концом. Истории, которые рассказывает ваш дошкольник, не обязательно должны быть длинными или сложными, но их истории должны иметь узнаваемое начало, середину и отчетливый конец. Эта способность рассказать простой анекдот является важной вехой речи и языка, и вы можете помочь им развиться, просто поощряя их рассказывать вам о том, как прошел день.
Большинство детей начинают рассказ со слов «Сегодня я…», или «Вчера мы…», или «Угадай, что сделал дедушка?» или другой открыватель, который они слышали от своих родителей или пожилых людей. Затем они объяснят, что произошло, например, скажут: «Дедушка катался на американских горках!» Вы можете не всегда полностью понимать, что именно произошло, но суть должна быть там. Затем они должны отчетливо завершить историю: «Это было так весело!» или «Хотелось бы, чтобы мы снова поехали!»
6. Распознавание шаблонов
Умение распознавать закономерности имеет решающее значение для понимания детьми основных математических понятий. Для дошкольников распознавание образов может быть очень простым, например, распознавание двух повторяющихся фигур в последовательности. Дети также должны уметь распознавать закономерности в повседневной жизни, например знать, что они чистят зубы после завтрака, а затем отправляются в школу после чистки зубов.
Чтобы помочь вашему ребенку научиться распознавать закономерности, придерживайтесь последовательного режима дома и работайте с ним, если ему нужна дополнительная помощь в этой области. Например, вы можете попрактиковаться в создании этого простого повторяющегося рисунка с двумя разными типами блоков или форм.
7. Понимание основных математических навыков
Помимо шаблонов, дети, направляющиеся в детский сад, должны быть знакомы с несколькими другими базовыми математическими навыками. К ним относится понимание соотношения один к одному, что означает, что они могут видеть или слышать число пять и использовать эту информацию, чтобы выбрать пять объектов. Сортировка, способность различать разные типы объектов, является еще одним важным математическим навыком. Вы можете помочь своему ребенку попрактиковаться в этом, дав ему поиграть с математическими манипуляциями или даже попросив его рассортировать цветные предметы по разным контейнерам.
8. Навыки мелкой моторики
Вашему ребенку не обязательно уметь держать карандаш и писать к моменту поступления в детский сад, но ему необходимы навыки мелкой моторики, чтобы брать мелок или карандаш и надежно делать отметки на листе бумаги. Если ваш ребенок борется с этими навыками, Национальная ассоциация образования детей младшего возраста рекомендует поощрять его развивать мышечную координацию в повседневной деятельности. Помогите ребенку привыкнуть к использованию предметов в качестве инструментов, побуждая его выполнять основные действия, например, есть столовыми приборами или рисовать кистью. Выливание сока помогает детям научиться держать руку твердо, а пластилин Play-Doh и пластилин помогают детям укрепить мышцы рук.
Что делать, если моего ребенка еще нет?
Все дети развиваются с разной скоростью, и если ваш ребенок еще не достиг одной из этих вех, это нормально. Вы можете помочь своему ребенку ускорить его обучение, играя в игры со словами и числами, практикуясь в разговоре, читая книги и создавая богатую и стимулирующую среду обучения дома. Ищите игрушки Монтессори, которые побудят вашего ребенка тренировать моторику и развивать воображение.
Еще один способ обеспечить правильное развитие вашего ребенка — найти школу, в которой он будет получать непрерывный образовательный опыт. Вместо того, чтобы отправлять вашего ребенка в один детский сад, а затем в другой детский сад, поищите программу, в которой ваш ребенок будет находиться с одними и теми же воспитателями в эти решающие годы развития. Например, программа Whitby School от детского сада до восьмого класса помогает детям преуспеть, избавляя их от стресса, связанного с переходом в другую школу, и обеспечивая получение детьми образования, которое постоянно основывается на том, что учащиеся изучают каждый год.
Чтобы узнать о том, как дошкольное учреждение Монтессори может помочь вашему ребенку достичь определенных этапов развития, запланируйте экскурсию или загрузите наш справочник по детскому саду для школ 8 класса (N-8) ниже.
3 вехи, к которым нужно стремиться до поступления в детский сад
Исследования показывают, что дошкольный период является одним из наиболее важных периодов в развитии ребенка. Дошкольное образование необходимо для того, чтобы помочь детям вырасти в своих навыках социализации, а также начать развивать необходимую базу в математике и грамотности. Все дошкольные учреждения предназначены для того, чтобы помочь детям расти и особенно помочь их подготовке к школе в детском саду и за его пределами. Детский сад будет здесь, прежде чем вы это узнаете, поэтому, независимо от того, четыре месяца вашему ребенку или четыре года, важно знать некоторые важные вехи, которые нужно пройти, прежде чем начать следующую главу в своей жизни.
Распознавание печати
Чтение — это экстраординарный навык, и на его развитие уходят годы. К тому времени, когда учащийся поступит в детский сад, все в порядке, если он еще не умеет читать или писать по буквам. Однако понимание того, как работает печать, даст вашему ребенку огромное преимущество в детском саду. Зная, как держат книгу, и зная, что печать идет слева направо, сверху вниз, может показаться, что это не так уж много, но это отличный навык. Дошкольник, который рисует волнистые линии, чтобы притвориться, что пишет, также демонстрирует отличное понимание печати, потому что он понимает, что письмо может представлять собой слова.
Став взрослыми, мы можем легко забыть, что не всегда умели держать книгу! Умение воспринимать печатные тексты показывает, что ваш ребенок продвинулся дальше в обучении чтению. Укажите на слова, когда вы читаете вслух своему ребенку, или попросите его показать вместе с вами, чтобы упростить дальнейшее развитие этого навыка.
Распознавание букв
Помимо знания ориентации шрифта, распознавание букв, возможно, является одним из лучших способов подготовки вашего ребенка к детскому саду. Даже если учащиеся не узнают каждую букву, чем больше они узнают, тем лучше. Учащиеся, поступившие в детский сад, хотя бы немного распознающие буквы, быстрее начнут читать, что даст им такое преимущество перед школой в целом. Грамотность необходима для каждого предмета, поэтому их базовые знания в каждой предметной области будут продолжать расти.
Если вашего ребенка еще нет, то он будет! Не беспокойтесь о том, чтобы ускорить процесс чтения, путешествие, которое будет долгим, если оно богато украшено. Играйте с ребенком в игры с буквами (например, в поиске писем), тренируйтесь находить буквы, рассказывая сказки на ночь или в машине, или попробуйте любые другие способы, помогающие ребенку научиться распознавать буквы.
Представления о времени
Перед началом детского сада четырехлетние дети должны иметь базовые знания о том, как работает время. Знание дней недели, времен года и месяцев будет очень полезно для поступления в начальную школу. Если ваш ребенок еще не умеет определять время, не беда. На самом деле, многие школы начинают изучать, как читать и определять время в первом классе. Посещение дошкольного учреждения — отличный способ помочь учащимся продвигаться вперед, поскольку регулярно рассматриваются соответствующие концепции времени. Зарегистрируйтесь в The Cary School, чтобы направить вашего ребенка на лучший путь образования.
Развитие вашего ребенка такое же уникальное и особенное, как и они сами. Хотя все эти вехи важны, они служат общим ориентиром.