Содержание
Дети с ОНР
Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение детей с ОНР. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!
Общее недоразвитие речи (ОНР) – одна из наиболее распространенных речевых патологий у детей дошкольного возраста. Характеризуется стойкими нарушениями в развитии почти всех речевых функций. Страдает понимание речи окружающих. Однако ребенок при этом обладает сформировавшимся интеллектом, соответствующим возрасту, и не имеет проблем со слухом. Точно диагностировать ОНР возможно детям в возрасте 3-5 лет, пройдя полное логопедическое обследование.
Довольно часто на фоне общего недоразвития речи ребенок имеет ряд сопутствующих нарушений в мыслительной, познавательной, а также двигательной сфере. Он молчалив, не задает вопросов, не интересуется книгами или игрушками, не стремится к общению и играм со сверстниками, имеет трудности с запоминанием и концентрацией внимания.
Симптоматика детей с ОНР
Симптомы детей с ОНР отличаются большим разнообразием. Все дети развиваются в их собственном, индивидуальном темпе. Степень выраженности и способы коррекции детей с ОНР сможет выявить только специалист.
Если у ребенка обнаружились следующие проявления – не откладывая, проконсультируйтесь с квалифицированным логопедом:
- речь ребенка неразборчива, непонятна никому из взрослых;
- ребенок все понимает, но не может правильно выразить и передать свои мысли;
- речь не сформировалась к 4-5 годам;
- несогласованность речи, ребенок не правильно употребляет и согласовывает словоформы, даже хорошо известные и самые простые слова.
Классификация у детей ОНР
Проявление у детей с ОНР принято классифицировать в зависимости от степени тяжести имеющегося недуга:
Уровень 1 – связная речь отсутствует полностью. Для общения ребенок использует отдельные звуки или звукоподражания, активно применяя жесты, мимику;
Уровень 2 – присутствуют фразы и словосочетания из 2-3 слов, однако речь слабая, словарный запас беден;
Уровень 3 – речь состоит из односложных предложений, грамматический строй речи не устойчив. Сохраняются проблемы со звуковой, а также смысловой стороной речи.
Уровень 4 – речь достаточно развита, словарный запас не плохо сформирован. Однако навык связной речи все еще развит слабо. Ребенку трудно усвоить новый материал, познавательная сторона и логическое мышление не достаточно развиты.
Причины ОНР у детей
Причин, способных негативно повлиять на развития речи малыша, довольно много. Однако большинство из них является следствием неблагоприятного течения беременности или родов:
- инфекционные заболевания матери;
- токсикоз;
- стрессовые нагрузки во время беременности;
- злоупотребление алкоголем и курением;
- родовые травмы;
- применение матерью опасных лекарств;
- патологии нервной системы;
- гипоксия плода;
- резус-конфликт матери и плода.
Дополнительными усугубляющими факторами, способными спровоцировать у детей с ОНР могут послужить частые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, а также неблагоприятная окружающая обстановка, недостаток внимания и общения, грубое обращение.
Родители должны понимать, что детям с ОНР без профессиональной помощи не обойтись. Полномасштабная коррекционная программа, систематические занятия с логопедом, а также совместная работа дефектологов, психологов, детских неврологов и, конечно же, родителей помогут ребенку скорректировать имеющиеся нарушения, максимально полно овладеть навыками речи, улучшить общее психическое и физическое здоровье.
Задержка речевого развития: что должен знать педагог?
Главная › Развитие и обучение детей › Задержка речевого развития: что должен знать педагог по раннему развитию
| Анна Новик 25 комментариевПедагогам в детских центрах всё чаще приходится сталкиваться с неговорящими или плохоговорящими детьми, и отвечать на вопросы встревоженных мам и пап.
В этой статье — основная информация о задержке речевого развития у детей и способах решения этой проблемы. В том числе памятка с рекомендациями для родителей — о том, развивать речь ребёнка в домашних условиях.
Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.
- Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
- С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
- В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.
Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.
В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:
- Неустойчивое внимание
- Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
- Трудности с выполнением словесных инструкции
- Обидчивость, робость, замкнутость.
Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:
- Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
- Наследственность — нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
- Родовые патологии — асфиксия, родовая травма
- Заболевания первых лет жизни ребенка:
- инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
- травмы головного мозга
- повреждения неба
- Неблагоприятные социально-бытовые условия — недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
- Агрессивный информационный поток
- Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.
Симптомы общего недоразвития речи:
- Позднее прорезывание и становление речи;
- Бедный словарный запас;
- Выражены дефекты произношения.
Возрастные нормы
Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
1 год
- Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
- Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
- Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
- Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
- Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
- Эмоционально откликается на речь.
2 года
- Словарный запас — около 100-200 слов.
- Хорошо знает и произносит свое имя.
- Умеет выражать простейшие просьбы словами.
- Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
- Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.
3 года
- Словарный запас 1000-1500 слов.
- Часто задает вопросы.
- Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
- Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
- Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
- Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
- Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
- Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
- Использует прилагательные, местоимения и предлоги.
В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста
- Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
- Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
- Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
- Игры на развитие слухового восприятия
- Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
- Тренировка осознанного моторного планирования.
Рекомендации для родителей:
Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.
- Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
- Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
- Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
- Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
- Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
- Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
- Не ограничивайте природную двигательную активность
- Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
- Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
- Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
- Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
- Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
- Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
- Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
- Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
- Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
- Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
- Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.
В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого развития, которые можно использовать на занятиях с малышами в детском центре.
Часто ли вы сталкиваетесь по работе с детьми, у которых заметка задержка в развитии речи? Как вы ними работаете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Рубрика: Развитие и обучение детей
Об авторе: Анна Новик
Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.
В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.
Конспекты, вебинары и тренинги Анны Новик →
Reader Interactions
Вехи развития — речь и не только педиатрическая терапия
Рецептивная речь
Понимает ли ваш ребенок?
12 месяцев
Ваш ребенок должен узнавать названия простых, обычных предметов, знакомых людей и глаголов действия.
18 месяцев
Ваш ребенок должен каждую неделю понимать новые слова, узнавать картинки в книге, знать несколько основных частей тела и определять некоторые обычные предметы.
2 года
Ваш ребенок должен узнавать многие обычные предметы и картинки, когда их называют. Они также должны быть в состоянии следовать нескольким простым направлениям.
3 года
Ваш ребенок должен уметь слушать простые истории, выполнять двухэтапную команду и понимать принцип чередования.
4 года
Ваш ребенок должен уметь правильно определять цвета, понимать «больше» и «большинство» и делать выводы.
5 лет
Ваш ребенок должен понимать понятия времени, понимать качественные понятия и понимать «-эр» как «тот, кто что-то делает».
6 лет
Ваш ребенок должен понимать время пассивного залога, определять ненужные предметы и уметь упорядочивать картинки от самой большой к самой маленькой.
Выразительная речь
Как ваш ребенок общается с помощью слов, жестов и т. д.
12 месяцев
Ваш ребенок должен использовать от одного до трех слов.
18 месяцев
Ваш ребенок должен повторить несколько услышанных слов и начать пытаться общаться с помощью слов, а не жестов.
2 года
Ваш ребенок должен соединять слова в такие фразы, как «больше мячей» или «пока, мама».
2,5 года
Ваш ребенок должен начать использовать короткие фразы длиной в 3-4 слова.
3 года
Словарный запас вашего ребенка должен составлять примерно 1000 слов, и он должен понимать примерно 75%.
3,5 года
Ваш ребенок должен уметь называть картинки в книге, рассказывать, как используется предмет, и использовать притяжательные формы.
4 года
Ваш ребенок должен быть понятен примерно на 95% даже незнакомым слушателям.
4,5 года
Ваш ребенок должен уметь отвечать на вопросы «где» и проводить аналогии.
5,5 лет
Ваш ребенок должен уметь повторять предложения, использовать прилагательные для описания объектов, использовать формы прошедшего времени глаголов (-ed) и описывать сходства.
6,5 лет
Ваш ребенок должен уметь определять слова, рифмовать слова и исправлять грамматические ошибки.
Звуки речи
В каком возрасте следует осваивать тот или иной звук?
3
года
м, н, з, р, е, ж, б, г
4 года
к, г, т
5 лет
к и в 70
7 0 9003
7 лет ing, l, s, r, ch, z, th, и sh
Развитие мелкой моторики
Используйте эту таблицу в качестве руководства. Если ваш ребенок не может выполнять несколько задач в своем возрастном диапазоне, может потребоваться направление к специалисту по трудотерапии.
7-12 месяцев
Способен брать мелкие предметы большим и указательным/пальцами
10 месяцев
Тыкает и/или указывает указательным пальцем
12-18 месяцев
Держит мел всей рукой, большим пальцем вверх
2 года
Держит мелок большим и всеми остальными пальцами, повернув предплечье таким образом, чтобы большой палец был направлен вниз
Надевает туфли, носки и шорты; снимает обувь и носки
Может самостоятельно пользоваться ложкой, держа ее вертикально
Может рисовать и копировать вертикальную линию
2,5–3 года
Нанизывать крупные бусины
Отрезать бумагу ножницами
Скатывать пластилин/пластилин в «змейку»
Может рисовать и копировать горизонтальную линию
3–3,5 года
Способен решать простые головоломки
Может построить башню из девяти маленьких блоков
Может самостоятельно одеваться/раздеваться; нужна помощь только с кнопками; по-прежнему путает переднюю/заднюю часть с одеждой и правую/слева с обувью
Можно есть самостоятельно, практически не проливая
Пьет из чашки/стакана одной рукой
3½-4 года
Может наливать себе напиток из кувшина (если он не слишком тяжелый)
Может вставлять маленькие колышки в маленькие отверстия
Умеет нанизывать маленькие бусины
Может держать карандаш со «треножным захватом» (3 пальца), но двигает предплечьем и запястьем, чтобы писать/рисовать/раскрашивать
4–4,5 года
Может использовать ножницы, чтобы следовать и вырезать как прямые, так и изогнутые линии
Может управлять пуговицами, молниями, и полностью защелкивается
Может рисовать и копировать крест (одна вертикальная и одна горизонтальная пересекающиеся линии)
4½-5 лет
Может держать вилку пальцами
Может сам накормить себя супом/хлопьями, практически не проливая или не проливая
Складывает бумагу пополам, убедившись, что края соприкасаются
Вставляет ключ в замок и открывает его
5 лет
Может полностью одеваться сам и обычно завязывает шнурки
Вырезает квадратные, треугольные, круговые и простые изображения ножницами
Использует нож для размазывания продуктов (желе, арахисовое масло, майонез и т. д.), использует тупой нож для нарезки мягких продуктов
Способен рисовать и копировать диагональную линию
Использует «штатив» для письменных принадлежностей (большой палец и кончики первых двух пальцев) и использует пальцы только для письма/рисования/раскрашивания
5½-6 лет
Может построить пятерку блок «мост»
Достаточная координация рук, чтобы вырезать сложные картинки, точно следуя контуру
Способность правильно копировать последовательность букв или цифр
6 лет
Способность собирать сложные головоломки типа
Музыкальные вехи для младенцев, малышей и дошкольников — Primrose Schools
Перейти к основному содержанию
Логотип школы Примула
Для поиска введите и нажмите Enter
ХОТИТЕ БОЛЬШЕ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ?
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать советы и ресурсы по электронной почте.
Зарегистрироваться
От Primrose Schools
Музыка — волшебный компонент развития детей младшего возраста. Музыка строит мозговые связи, которые помогают детям развивать навыки языка, математики, регулирования эмоций и социальной осведомленности. Вот почему музыка является краеугольным камнем нашей учебной программы Balanced Learning®, и поэтому семьям также полезно вместе слушать музыку дома.
Пока вы поете, танцуете и знакомите своего маленького ребенка с различными жанрами музыки, вы можете отметить основные вехи в его развитии. Это может показаться не таким уж большим, но такие мелочи, как улыбка в ответ на музыку, являются признаком того, что ваш малыш учится!
Младенцы в первые несколько месяцев жизни заняты поглощением окружающих их звуков. Регулярное воздействие различных музыкальных звуков способствует развитию их мозга. Вы можете наблюдать за своим младенцем:
- Зрительный контакт, когда они слышат музыку или когда кто-то поет им
- Движение рук и ног или раскачивание тела в ответ на ритмичные звуки
- Улыбка в ответ на музыку
- Работа с инструментами шейкерного типа на короткое время
- Бормотание в ответ на музыку
годовалые дети занимаются музыкой гораздо больше, чем младенцы. Вы можете наблюдать за реакцией вашего ребенка по-новому:
- Регулировка высоты тона вверх и вниз, не обязательно совпадающая с фактическими нотами
- Изменение движения в зависимости от темпа музыки, быстрое или медленное
- Движение тела в ответ на ритмичные звуки
- Игра с колокольчиками, шейкерами, ритм-палочками и другим реквизитом в течение длительного времени, но обычно не синхронизированная с музыкой, если только это не случайно
- Вокализ, от коротких лепетов до фраз со словами
2- и 3-летние начнет создавать музыку с определенной точностью без живого или записанного музыкального сопровождения. Вы можете наблюдать, как ваш малыш проявляет новое поведение, например:
- Поет короткие фразы песни в мелодии, а остальные ноты не в мелодии
- Различение голосов и инструментов
- Демонстрация ритма движениями тела, которые могут быть в темпе музыки
- Наслаждение маршем, ходьбой, танцами, прыжками, бегом, вращением, прыжками, хождением на цыпочках, играми пальцами и другими физическими упражнениями во время прослушивания и создания музыки
- Наслаждение игрой на различных ритм-инструментах, иногда в темпе музыки
- Пение текстов со все возрастающей легкостью и удовольствием, а также пение всего, от коротких фраз до целых песен, с правильным текстом
4- и 5-летние дети начинают петь в унисон и двигаться в такт музыке.