Содержание

Дети с ОНР

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение детей с ОНР. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!


Общее недоразвитие речи (ОНР) – одна из наиболее распространенных речевых патологий у детей дошкольного возраста. Характеризуется стойкими нарушениями в развитии почти всех речевых функций. Страдает понимание речи окружающих. Однако ребенок при этом обладает сформировавшимся интеллектом, соответствующим возрасту, и не имеет проблем со слухом. Точно диагностировать ОНР возможно детям в возрасте 3-5 лет, пройдя полное логопедическое обследование.


Довольно часто на фоне общего недоразвития речи ребенок имеет ряд сопутствующих нарушений в мыслительной, познавательной, а также двигательной сфере. Он молчалив, не задает вопросов, не интересуется книгами или игрушками, не стремится к общению и играм со сверстниками, имеет трудности с запоминанием и концентрацией внимания.

Симптоматика детей с ОНР


Симптомы детей с ОНР отличаются большим разнообразием. Все дети развиваются в их собственном, индивидуальном темпе. Степень выраженности и способы коррекции детей с ОНР сможет выявить только специалист.


Если у ребенка обнаружились следующие проявления – не откладывая, проконсультируйтесь с квалифицированным логопедом:

  • речь ребенка неразборчива, непонятна никому из взрослых;
  • ребенок все понимает, но не может правильно выразить и передать свои мысли;
  • речь не сформировалась к 4-5 годам;
  • несогласованность речи, ребенок не правильно употребляет и согласовывает словоформы, даже хорошо известные и самые простые слова.

Классификация у детей ОНР


Проявление у детей с ОНР принято классифицировать в зависимости от степени тяжести имеющегося недуга:


Уровень 1 – связная речь отсутствует полностью. Для общения ребенок использует отдельные звуки или звукоподражания, активно применяя жесты, мимику;


Уровень 2 – присутствуют фразы и словосочетания из 2-3 слов, однако речь слабая, словарный запас беден;


Уровень 3 – речь состоит из односложных предложений, грамматический строй речи не устойчив. Сохраняются проблемы со звуковой, а также смысловой стороной речи.


Уровень 4 – речь достаточно развита, словарный запас не плохо сформирован. Однако навык связной речи все еще развит слабо. Ребенку трудно усвоить новый материал, познавательная сторона и логическое мышление не достаточно развиты.

Причины ОНР у детей


Причин, способных негативно повлиять на развития речи малыша, довольно много. Однако большинство из них является следствием неблагоприятного течения беременности или родов:

  • инфекционные заболевания матери;
  • токсикоз;
  • стрессовые нагрузки во время беременности;
  • злоупотребление алкоголем и курением;
  • родовые травмы;
  • применение матерью опасных лекарств;
  • патологии нервной системы;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт матери и плода.


Дополнительными усугубляющими факторами, способными спровоцировать у детей с ОНР могут послужить частые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, а также неблагоприятная окружающая обстановка, недостаток внимания и общения, грубое обращение.


Родители должны понимать, что детям с ОНР без профессиональной помощи не обойтись. Полномасштабная коррекционная программа, систематические занятия с логопедом, а также совместная работа дефектологов, психологов, детских неврологов и, конечно же, родителей помогут ребенку скорректировать имеющиеся нарушения, максимально полно овладеть навыками речи, улучшить общее психическое и физическое здоровье.

Задержка речевого развития: что должен знать педагог?

Главная › Развитие и обучение детей › Задержка речевого развития: что должен знать педагог по раннему развитию

| Анна Новик 25 комментариевПедагогам в детских центрах всё чаще приходится сталкиваться с неговорящими или плохоговорящими детьми, и отвечать на вопросы встревоженных мам и пап.

В этой статье — основная информация о задержке речевого развития у детей и способах решения этой проблемы. В том числе памятка с рекомендациями для родителей — о том, развивать речь ребёнка в домашних условиях.

Для большинства педагогов, психологов и неврологов речь является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка.

  • Она является основным инструментом для коммуникации и социализации детей.
  • С помощью речи дети осваивают языковые структуры родного языка.
  • В процессе речевого общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития.

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития. 

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка.  У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

  • Неустойчивое внимание
  • Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
  • Трудности с выполнением словесных инструкции
  • Обидчивость, робость, замкнутость.

Причинами ЗРР (задержки речевого развития) и ОНР (общего недоразвития речи) являются:

  • Внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности
  • Наследственность —  нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба)
  • Родовые патологии — асфиксия, родовая травма
  • Заболевания первых лет жизни ребенка:
    • инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь)
    • травмы головного мозга
    • повреждения неба
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия —  недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой
  • Агрессивный информационный поток
  • Увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь в ближайшем окружении ребенка.

Симптомы общего недоразвития речи:

  • Позднее прорезывание и становление речи;
  • Бедный словарный запас;
  • Выражены дефекты произношения.

Возрастные нормы

Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

 1 год

  • Словарный запас — 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
  • Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
  • Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
  • Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
  • Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
  • Эмоционально откликается на речь.

 2 года

  • Словарный запас — около 100-200 слов.
  • Хорошо знает и произносит свое имя.
  • Умеет выражать простейшие просьбы словами.
  • Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
  • Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

3 года

  • Словарный запас 1000-1500 слов.
  • Часто задает вопросы.
  • Говорит предложениями, объединенными по смыслу.
  • Договаривает слоги и слова при чтении знакомых книг.
  • Высказывает свои мысли, делится впечатлениями.
  • Называет цвета, формы, размеры предметов, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
  • Может запоминать и пересказывать простые стихи и короткие сказки.
  • Согласует слова по родам, падежам и числам, хотя не всегда правильно.
  • Использует прилагательные, местоимения и предлоги.

В раннем возрасте речь несовершенна – это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возрастных особенностей речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует достаточно большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик, помогающих запустить речь и значительно улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста

  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
  • Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
  • Игры на развитие слухового восприятия
  • Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
  • Тренировка осознанного моторного планирования.

Рекомендации для родителей:

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

  • Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
  • Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
  • Не ограничивайте природную двигательную активность
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
  • Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
  • Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
  • Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
  • Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
  • Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого развития, которые можно использовать на занятиях с малышами в детском центре.


Часто ли вы сталкиваетесь по работе с детьми, у которых заметка задержка в развитии речи? Как вы ними работаете? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Рубрика: Развитие и обучение детей

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Конспекты, вебинары и тренинги Анны Новик →

Reader Interactions

Вехи развития — речь и не только педиатрическая терапия

Рецептивная речь

Понимает ли ваш ребенок?

12 месяцев

Ваш ребенок должен узнавать названия простых, обычных предметов, знакомых людей и глаголов действия.

18 месяцев

Ваш ребенок должен каждую неделю понимать новые слова, узнавать картинки в книге, знать несколько основных частей тела и определять некоторые обычные предметы.

2 года

Ваш ребенок должен узнавать многие обычные предметы и картинки, когда их называют. Они также должны быть в состоянии следовать нескольким простым направлениям.

3 года

Ваш ребенок должен уметь слушать простые истории, выполнять двухэтапную команду и понимать принцип чередования.

4 года

Ваш ребенок должен уметь правильно определять цвета, понимать «больше» и «большинство» и делать выводы.

5 лет

Ваш ребенок должен понимать понятия времени, понимать качественные понятия и понимать «-эр» как «тот, кто что-то делает».

6 лет

Ваш ребенок должен понимать время пассивного залога, определять ненужные предметы и уметь упорядочивать картинки от самой большой к самой маленькой.

Выразительная речь

Как ваш ребенок общается с помощью слов, жестов и т. д.

12 месяцев

Ваш ребенок должен использовать от одного до трех слов.

18 месяцев

Ваш ребенок должен повторить несколько услышанных слов и начать пытаться общаться с помощью слов, а не жестов.

2 года

Ваш ребенок должен соединять слова в такие фразы, как «больше мячей» или «пока, мама».

2,5 года

Ваш ребенок должен начать использовать короткие фразы длиной в 3-4 слова.

3 года

Словарный запас вашего ребенка должен составлять примерно 1000 слов, и он должен понимать примерно 75%.

3,5 года

Ваш ребенок должен уметь называть картинки в книге, рассказывать, как используется предмет, и использовать притяжательные формы.

4 года

Ваш ребенок должен быть понятен примерно на 95% даже незнакомым слушателям.

4,5 года

Ваш ребенок должен уметь отвечать на вопросы «где» и проводить аналогии.

5,5 лет

Ваш ребенок должен уметь повторять предложения, использовать прилагательные для описания объектов, использовать формы прошедшего времени глаголов (-ed) и описывать сходства.

6,5 лет

Ваш ребенок должен уметь определять слова, рифмовать слова и исправлять грамматические ошибки.

Звуки речи

В каком возрасте следует осваивать тот или иной звук?

3

года

м, н, з, р, е, ж, б, г

4 года

к, г, т

5 лет

к и в 70

7 0 9003

7 лет ing, l, s, r, ch, z, th, и sh

Развитие мелкой моторики

Используйте эту таблицу в качестве руководства. Если ваш ребенок не может выполнять несколько задач в своем возрастном диапазоне, может потребоваться направление к специалисту по трудотерапии.

7-12 месяцев

Способен брать мелкие предметы большим и указательным/пальцами

10 месяцев

Тыкает и/или указывает указательным пальцем

12-18 месяцев

Держит мел всей рукой, большим пальцем вверх

2 года

Держит мелок большим и всеми остальными пальцами, повернув предплечье таким образом, чтобы большой палец был направлен вниз
Надевает туфли, носки и шорты; снимает обувь и носки
Может самостоятельно пользоваться ложкой, держа ее вертикально
Может рисовать и копировать вертикальную линию

2,5–3 года

Нанизывать крупные бусины
Отрезать бумагу ножницами
Скатывать пластилин/пластилин в «змейку»
Может рисовать и копировать горизонтальную линию

3–3,5 года

Способен решать простые головоломки
Может построить башню из девяти маленьких блоков
Может самостоятельно одеваться/раздеваться; нужна помощь только с кнопками; по-прежнему путает переднюю/заднюю часть с одеждой и правую/слева с обувью
Можно есть самостоятельно, практически не проливая
Пьет из чашки/стакана одной рукой

3½-4 года

Может наливать себе напиток из кувшина (если он не слишком тяжелый)
Может вставлять маленькие колышки в маленькие отверстия
Умеет нанизывать маленькие бусины
Может держать карандаш со «треножным захватом» (3 пальца), но двигает предплечьем и запястьем, чтобы писать/рисовать/раскрашивать

4–4,5 года

Может использовать ножницы, чтобы следовать и вырезать как прямые, так и изогнутые линии
Может управлять пуговицами, молниями, и полностью защелкивается
Может рисовать и копировать крест (одна вертикальная и одна горизонтальная пересекающиеся линии)

4½-5 лет

Может держать вилку пальцами
Может сам накормить себя супом/хлопьями, практически не проливая или не проливая
Складывает бумагу пополам, убедившись, что края соприкасаются
Вставляет ключ в замок и открывает его

5 лет

Может полностью одеваться сам и обычно завязывает шнурки
Вырезает квадратные, треугольные, круговые и простые изображения ножницами
Использует нож для размазывания продуктов (желе, арахисовое масло, майонез и т. д.), использует тупой нож для нарезки мягких продуктов
Способен рисовать и копировать диагональную линию
Использует «штатив» для письменных принадлежностей (большой палец и кончики первых двух пальцев) и использует пальцы только для письма/рисования/раскрашивания

5½-6 лет

Может построить пятерку блок «мост»
Достаточная координация рук, чтобы вырезать сложные картинки, точно следуя контуру
Способность правильно копировать последовательность букв или цифр

6 лет

Способность собирать сложные головоломки типа

Музыкальные вехи для младенцев, малышей и дошкольников — Primrose Schools

Перейти к основному содержанию

Логотип школы Примула

Для поиска введите и нажмите Enter

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ?

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать советы и ресурсы по электронной почте.

Зарегистрироваться

От Primrose Schools 

Музыка — волшебный компонент развития детей младшего возраста. Музыка строит мозговые связи, которые помогают детям развивать навыки языка, математики, регулирования эмоций и социальной осведомленности. Вот почему музыка является краеугольным камнем нашей учебной программы Balanced Learning®, и поэтому семьям также полезно вместе слушать музыку дома.

Пока вы поете, танцуете и знакомите своего маленького ребенка с различными жанрами музыки, вы можете отметить основные вехи в его развитии. Это может показаться не таким уж большим, но такие мелочи, как улыбка в ответ на музыку, являются признаком того, что ваш малыш учится!

Младенцы  в первые несколько месяцев жизни заняты поглощением окружающих их звуков. Регулярное воздействие различных музыкальных звуков способствует развитию их мозга. Вы можете наблюдать за своим младенцем:

  • Зрительный контакт, когда они слышат музыку или когда кто-то поет им
  • Движение рук и ног или раскачивание тела в ответ на ритмичные звуки
  • Улыбка в ответ на музыку
  • Работа с инструментами шейкерного типа на короткое время
  • Бормотание в ответ на музыку

годовалые дети  занимаются музыкой гораздо больше, чем младенцы. Вы можете наблюдать за реакцией вашего ребенка по-новому:

  • Регулировка высоты тона вверх и вниз, не обязательно совпадающая с фактическими нотами
  • Изменение движения в зависимости от темпа музыки, быстрое или медленное
  • Движение тела в ответ на ритмичные звуки
  • Игра с колокольчиками, шейкерами, ритм-палочками и другим реквизитом в течение длительного времени, но обычно не синхронизированная с музыкой, если только это не случайно
  • Вокализ, от коротких лепетов до фраз со словами

2- и 3-летние  начнет создавать музыку с определенной точностью без живого или записанного музыкального сопровождения. Вы можете наблюдать, как ваш малыш проявляет новое поведение, например:

  • Поет короткие фразы песни в мелодии, а остальные ноты не в мелодии
  • Различение голосов и инструментов
  • Демонстрация ритма движениями тела, которые могут быть в темпе музыки
  • Наслаждение маршем, ходьбой, танцами, прыжками, бегом, вращением, прыжками, хождением на цыпочках, играми пальцами и другими физическими упражнениями во время прослушивания и создания музыки
  • Наслаждение игрой на различных ритм-инструментах, иногда в темпе музыки
  • Пение текстов со все возрастающей легкостью и удовольствием, а также пение всего, от коротких фраз до целых песен, с правильным текстом

4- и 5-летние дети начинают петь в унисон и двигаться в такт музыке.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *