Как понять, что ребенок отстает в развитии: 9 признаков, которые легко упустить

Здоровье

Фото
Getty Images

Наблюдая за развитием малыша, родители обращают внимание на его активность, игровой интерес, эмоциональные реакции — радость, восторг, недовольство и иногда явный протест. Если малыш радостный и счастливый, активно включается во взаимодействие с другими детьми и новыми людьми, спокойно воспринимает новые места, играет в игры по возрасту без особой застреваемости и увлеченности чем-либо одним, эмоционально позитивен, быстро засыпает  при укладывании — это отлично.

Если что-то из названного идет не так, как правило, родители видят эти проявления и иногда ждут, пока что-то изменится. Но подождать можно пару месяцев — не более, мучаясь сомнениями — все ли хорошо у нашего малыша?  Для собственного спокойствия и своевременного реагирования, стоит показаться специалисту, разбирающемуся в основных этапах детского развития — детскому неврологу. Какие проблемы ищем, «Доктору Питеру» рассказала ведущий невролог, врач высшей категории Euromed Kids Татьяна Белова.

Невролог, врач высшей категории

Почему именно невролог, а не педиатр?

Детский невролог сможет оценить психомоторное, психоэмоциональное и речевое развитие ребенка:

  • психоэмоциональное состояние — повышенную возбудимость или чувствительность к раздражителям, капризность или замкнутость, реакцию на все новое: место, человека, сенсорные раздражители, предъявляемые на осмотре игровые материалы, игрушки;

  • физическое развитие, моторные навыки: крупную и мелкую моторику, скоординированность движений;

  • речевое развитие — понимания обращенной речи и развития собственной активной  речи, а также, регуляцию и контроль своего поведения, формирование навыков самообслуживания, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, и других высших психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, общения в социуме.

Родители обычно внимательно относятся к ежемесячным осмотрам врачей на первом году, поэтому, в данный период любые проблемы выявляются и исправляются быстро.

Важен второй год жизни

Необходимо уточнить, какие нарушения могут отметить родители в самый сложный, по мнению невролога, возрастной период, а именно: в двухлетнем возрасте. В этот период важно не пропустить  недоразвитие психомоторных и речевых навыков, чтобы вовремя оказать квалифицированную помощь и не копить проблемы в будущее.

А пропустить проблемы можно в силу того, что:

  • осмотры врача становятся гораздо реже, чем на первом году жизни;

  • педагоги детского сада или центра развития еще не участвуют в оценке развития малыша;

  •  есть определенные физиологические особенности этого возраста — период развития протестов, истерик, сложности в поведении.

Фото
Getty Images

9 важных пунктов

Перечислим самые распространенные признаки, указывающие на отставание в развитии ребенка двухлетного возраста:

  1. Малыш неуверенно бегает, неловко совершает движения, не может научиться подпрыгивать. Не умеет пользоваться ложкой, предпочитает есть руками или сохраняется кормление с непосредственной помощью взрослых.  Такой ребенок, обычно, не умеет пить из чашки и/или через трубочку, не умеет жевать, может отмечаться избирательность в еде, трудности в расширении рациона питания.

  2. В игре ребенка может не появиться подражательная деятельность, его игра, по-прежнему, носит предметно-манипулятивный характер, а именно: ребенок берет игрушку, перекладывает, разбирает, ощупывает. При этом отсутствуют сюжетные, не развивается ролевые игры: (мишка-водитель никуда не едет, девочка-кукла не идет в гости, зайчики или строители не перевозят грузы — простой ролевой сюжет отсутствует!).

  3. Ребенок не слушает сказки, не рассматривает картинки, перелистывает и быстро закрывает книгу, не желая слушать или немного задержать внимание на сюжетных картинках.

  4. Ребенок не прислушивается к речевым заданиям, инструкциям, не воспринимает их, избирательно или фрагментарно выполняет задания, реагирует нежеланием на выполнение инструкции по образцу, затруднен переход от одного плана игрового действия к другому (застреваемость) или наоборот, слишком быстрая переключаемость  (не удерживает внимание на одной игре в течение 10-15 мин. )

  5. Словарный запас ребенка не пополняется, не расширяется, могут появиться вокализации или утрачиваются ранее произносимые слова (речевой регресс).

  6. При общении со взрослым ребенок берет его за руку и ведет, действует его руками в игре, рисовании, не устанавливает устойчивый зрительный контакт,предпочитая свою собственную игру (больше находится в своем игровом мире и редко нуждается в общении).

  7. У малыша не сформирован указательный жест, в речи появились эхолалии (повторение слов или фрагментов слов), часто вкрапляются фразы из мультфильмов и стойко закрепляются в речи ребенка.

  8. Ребенок быстро и чувствительно реагирует, иногда пугается на слабые раздражители, закрывает ушки руками на голоса других детей в детском саду, звук телефона, пылесоса, стиральной машинки. При нахождении в людных местах или после поездки в гости быстро истощается и выдает реакции агрессии, навязчивые движения, долго не может уснуть, спит беспокойно.

  9. Малышу не интересно рисовать, лепить. Вместо освоения новых навыков и подражания — берет в рот игрушки, разбрасывает вместо складывания или построения, кидает, разбивает (действия больше разрушительно-импульсивные, чем конструктивно-созидательные).

 — Будьте бдительны к этим проявлениям, не оставляйте их без внимания! Обращайтесь своевременно к специалистам — детскому неврологу, психологу, нейропсихологу, дефектологу, если вы наблюдаете подобное в поведении своего ребенка, — заключает врач.

Алена Парецкая

Что такое детский лепет? – MiBBmemima ▷➡️

Что такое детский лепет? Лепча или «бормотание» — это стадия доязыкового развития, которая следует за напеванием и предшествует первым словам и фразам. Появляется к концу первой или началу второй половины жизни ребенка и продолжается до конца первого года жизни.

Содержание

В каком возрасте ребенок лепечет?

6-9 месяцев – лепет, повторяет одни и те же слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»). 9-11 месяцев – Малыш начинает имитировать звуки взрослой речи. В 2 года словарный запас ребенка составляет от 100 до 200 слов.

В чем разница между напеванием и бормотанием?

В то время как жужжание представляет собой набор различных звуков, лепетание обычно представляет собой комбинацию согласных и гласных (мах-мах, ба-ба, та-та). Хотя первые лепетки похожи на слова (например, мама, баба), малыш не придает значения этим звукам.

В каком месяце ребенок начинает говорить?

Первое знаменательное слово появляется в онтогенезе речевого развития в возрасте 11–12 месяцев.

Что означает гудение?

Мычание (от глагола гул) — стадия развития речи, следующая за плачем и предшествующая бормотанию. Продолжается с 2-3 до 5-7 месячного возраста.

Как вы поощряете ребенка лепетать?

Сделайте паузу, чтобы ребенок мог повторить звуки. Используйте сочетание цепочек движений со цепочками слогов: произносите слоги, например ба-ба-ба, ма-ма-ма, подпрыгивайте вместе с ребенком. Вы можете сделать это, посадив ребенка на большой мяч, другую прыгающую поверхность или просто на колени.

Как ребенок может начать лепетать?

Бормотание и бормотание очень важны для дальнейшего развития речи. Если у вашего ребенка их нет, он пытается их стимулировать. Он держит вашего ребенка на руках, чтобы видеть, как двигаются ваши губы, повторяет разные слоги, поет ритмичные песенки, читает простые стишки и, самое главное, разговаривает с ним столько, сколько вы можете.

Почему младенцы жужжат?

В 3-месячном возрасте ваш малыш уже использует свой голос для общения с окружающими: он «мычит», затем замолкает, смотрит на взрослого и ждет ответа; когда взрослый отвечает, он ждет, пока ответ закончится, прежде чем вернуться к «мычанию».

Сколько этапов лепет?

Его можно разделить на следующие этапы: Первый (0-3 месяца) – развитие экспрессивных эмоциональных реакций; Второй (3-6 месяцев) – при появлении голосовых реакций (мурлыканье и бормотание); Третий (6-10 мес) – начало развития понимания речи, активное лепетание; Четвертый (10 месяцев) – развитие активного лепета.

В каком возрасте ребенок говорит мама?

В каком возрасте ребенок может говорить? Также малыш может попробовать образовать простые звуки в словах: «мама», «баба». 18-20 месяцев.

Что должен уметь ребенок в месяц, Комаровский?

Большинство малышей этого возраста уже способны самостоятельно переворачиваться, лежа на животе на локтях и предплечьях. Малыш тянется к интересующему его предмету и все, что у него есть в руках, кладет в рот. Он способен различать основные цвета, и его осязание активно улучшается.

В каком возрасте ребенок должен отзываться на свое имя?

В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок наиболее активно имитирует звуки речи взрослых. Малыши начнут лепетать и произносить одни и те же слоги, например, мама-мама, папа-папа, дум-да-да. Около десяти месяцев дети привыкают слышать свое имя.

В каком возрасте ребенок понимает, что его ругают?

Десятимесячная малышка любит флиртовать со взрослыми, подражая им, играя в «классики», «сороку, кукушку» и т.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *