Содержание
Что должен уметь ребёнок в 4 года? Развитие, навыки и умения
Накопленный опыт — это не только про умудрённых жизнью взрослых. У четырёхлетнего ребёнка тоже есть свой — пусть небольшой, но заметный по сравнению с предыдущими периодами развития — жизненный опыт. В 4 года ребёнок всё ещё малыш, особенно в глазах своих родителей: он забавно рассуждает, удивляется новому и задаёт много вопросов. Но взросление заметно даже по внешнему виду четырёхлетки. Сглаживается детская припухлость, и ребёнок начинает походить на маленького взрослого.
Если нормы развития для трёхлетних детей более вариативные, то для четырёхлетних — эти нормы уже очерчены достаточно чётко. Зная, что должен уметь ребёнок в 4 года, родители смогут отследить и исправить возможные отклонения.
Содержание:
- Основные знания и умения в 4 года
- Нормы физического развития
- Различия между мальчиками и девочками
- Вес и рост
- Физические навыки
- Двигательные навыки
- Мелкая моторика
- Развитие органов чувств и уход за зубами
- Речь ребёнка в 4 года
- Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
- Изучение второго языка
- Социализация: общение, эмоции
- Психологическое состояние
- Интеллектуальное развитие
- Когнитивное развитие
- Навыки в быту
- Режим дня и уход за ребёнком
- Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
- Как помочь развитию ребёнка?
Основные знания и умения в 4 года
Prostock-studio/Shutterstock. com
Что должен уметь ребёнок в четыре года — базовые знания и навыки:
- хорошо владеть своим телом: уверенно двигаться и ориентироваться в пространстве;
- уметь считать до пяти и знать, как выглядят цифры до пяти;
- достаточно хорошо говорить: речь должна стать чище по сравнению с трёхлетним возрастом;
- владеть навыками самообслуживания;
- понимать некоторые социальные нормы: например, отличать хорошие поступки от плохих.
Нормы физического развития
В период между тремя и четырьмя годами ребёнок растёт не так быстро, как в более раннем возрасте. Зато оттачиваются приобретённые физические и двигательные навыки, а также появляются новые. В возрасте четырёх лет становятся заметны различия в физических способностях мальчиков и девочек.
Различия между мальчиками и девочками
Prostock-studio/Shutterstock.com
Хотя вес и рост четырёхлетних детей разного пола в среднем ещё одинаковый, разница в физическом развитии уже хорошо видна:
- Мальчики в 4 года быстрее бегают, превосходят сверстниц в подвижных играх, раньше учатся хорошо ездить на велосипеде.
- Девочки в возрасте четырёх лет обгоняют ровесников в интеллектуальном развитии: строят сложные предложения, правильно решают логические задачки, легко запоминают стихи.
Исследователи, изучавшие особенности мышления детей дошкольного возраста, выяснили, что такая разница в развитии у мальчиков и девочек связана со строением головного мозга. У четырёхлетних девочек хорошо развито левое полушарие мозга, отвечающее за развитый интеллект и беглую речь.
С возрастом интеллектуальные различия между разнополыми детьми стираются, а физические различия становятся ещё заметнее.
Вес и рост
Prostock-studio/Shutterstock.com
Средний рост детей в четыре года — 102-103 сантиметра. Средний вес — 16-18 килограммов. Возможны отклонения в большую или меньшую сторону от средних показателей роста и веса в зависимости от наследственных факторов и образа жизни конкретного ребёнка.
Если рост вашего малыша в 4 года меньше 94 сантиметров, или он весит меньше 12 или больше 25 килограммов, возможно, стоит изменить режим дня и питания после консультации у педиатра.
Норму веса и роста именно для вашего сына или дочери можно вычислить так: в промежутке между тремя и четырьмя годами ребёнок должен вырасти на 6-7 сантиметров, а вес должен увеличиться на 1-3 килограмма.
Физические навыки
Физические навыки, которыми владеют большинство четырёхлетних детей:
- уверенно обращаются с трёхколесным велосипедом, самокатом;
- едят полностью самостоятельно, используя столовые приборы ловко и по назначению;
- умеют обращаться с маленькими деталями предметов: правильно составляют многоуровневые пирамиды, собирают конструкторы и пазлы по инструкции или с помощью взрослого.
Двигательные навыки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Координация четырёхлетки развивается всё лучше, закрепляются приобретённые двигательные навыки и появляются новые:
- умеет высоко и далеко прыгать, умеет кувыркаться;
- старается попасть мячом в цель, ловит и удерживает мяч двумя руками;
- стоя на одной ноге, держит равновесие не меньше 10 секунд, делает несколько прыжков на одной ноге;
- становится достаточно гибким, легко наклоняя корпус из положения стоя или сидя, например, для того, чтобы обуться;
- умеет ходить на цыпочках;
- одевается и раздевается без помощи взрослых, или с небольшой помощью, если нужно справиться со сложной застёжкой или со шнурками.
Мелкая моторика
Prostock-studio/Shutterstock.com
От хорошо развитой мелкой моторики зависит становление речи малыша, правильное развития мышления и памяти. Хорошо, если к четырём годам ребёнок владеет такими навыками мелкой моторики:
- раскрашивает картинки, не выходя за контур;
- старается вести карандаш ровно, когда рисует по точкам, не отрывает руку от листа бумаги;
- обводит карандашом образцы, трафареты;
- запускает юлу;
- складывает пальцы, показывая фигуры, например, «фонарик»;
- сам шнурует обувь или хотя бы пробует справиться со шнурками;
- нанизывает на нить пуговицы или бусины с крупными отверстиями;
- достаточно ровно вырезает ножницами бумажные фигуры.
Если ваш ребёнок пока не владеет каждым из этих навыков — ему легко помочь: вместе поучиться завязывать шнурки, поиграть с бусинами, показать, как складываются фигурки из пальцев.
Развитие органов чувств и уход за зубами
Prostock-studio/Shutterstock. com
В 4 года у ребёнка формируется почти такое же острое зрение, как у взрослых людей. Четырёхлетки ещё редко готовы к чтению, но знакомить малыша с буквами уже можно. Главное, выбирать книги, карточки и другие пособия, где буквы напечатаны крупным шрифтом — так детское зрение не будет слишком напрягаться.
Слух ребёнка в четыре года уже полностью сформирован. Совершенствуется обоняние: ребёнок чувствует и определяет сложные запахи. Кожа сохраняет чувствительность к холоду, тепло малыш ощущает так же, как взрослые люди. Дети в возрасте четырёх лет чувствуют вкус еды почти как взрослые, но с небольшим отличием: в многокомпонентном блюде ребёнок в основном различает главный компонент, плохо распознавая оттенки вкуса остальных компонентов.
У четырёхлетних детей уже есть 16-20 молочных зубов. В связи с тем, что молочные зубы гораздо уязвимее постоянных — следить за гигиеной ротовой полости ребёнка нужно тщательно: приучать малыша регулярно чистить зубы, вовремя лечить проблемные зубки. Сохранить молочные зубы здоровыми — очень важно: рано удалённые молочные зубки могут стать причиной неправильного формирования челюсти и привести к другим проблемам. Так, у детей, рано потерявших молочные зубы, могут исказиться черты лица.
Читайте также Почему так важно беречь молочные зубы? Всё о зубных проблемах детей.
Речь ребёнка в 4 года
Prostock-studio/Shutterstock.com
Пассивный словарный запас ребёнка в 4 года — 3000 слов: сюда входят и те слова, которые малыш активно использует в речи, и те, чьё значение он знает, но в речи использует редко. К пассивному словарному запасу можно отнести, например, устаревшие слова, которые часто встречаются в сказках: соха, горница, ступа и подобные.
В активный словарный запас четырёхлетки входит столько слов, сколько ему требуется для общения с окружающими — обычно около 1000 слов.
Если ребёнок не говорит или плохо говорит?
Малыш в возрасте четырёх лет может связно рассказать, как прошёл день, использует в речи предложения из восьми слов и длиннее, понятно описывает увиденные предметы.
Развитие речи у четырёхлетних детей может отличаться — девочки обычно говорят бойко, мальчикам сложнее подбирать нужные слова. Но если ребёнок совсем не говорит или сильно коверкает слова, стоит обратиться к детским врачам.
Отсутствие связной речи в 4 года может указывать на задержку психического развития, проблемы со слухом, сильный стресс. Помогут родителям разобраться с причиной молчания ребёнка детский невролог, отоларинголог и логопед.
Изучение второго языка
Prostock-studio/Shutterstock.com
Курсы изучения английского или другого иностранного языка предлагают начинать обучение второму языку именно с четырёх лет. В этом возрасте дети легко запоминают иностранные названия предметов и явлений и не стесняются допускать ошибки.
Но желательно, чтобы ребёнок уже достаточно хорошо владел русской речью, прежде чем начать учить второй язык — иначе неизбежны серьёзные проблемы с произношением иностранных слов, которые позже будет сложно исправить.
Социализация: общение, эмоции
Prostock-studio/Shutterstock. com
В 4 года малыш знает и принимает нормы поведения в обществе. В общении со сверстниками четырёхлетка учится делиться, исполнять свою роль в игре, распознавать хорошие и плохие поступки. Ребёнок всё больше стремится к общению со сверстниками, постепенно отделяясь от родителей. Правда, бывают исключения: когда малыш не хочет играть с другими детьми и ему интереснее проводить время одному. Такое поведение — вариант нормы и указывает на особенности характера ребёнка.
В общении со взрослыми хорошо социализированный ребёнок в 4 года соблюдает правила этикета: обращается на «вы» и по имени-отчеству, выполняет правила поведения в детском саду или в другом учреждении. Малыш к четырём годам должен знать, что доверять можно только знакомым взрослым, а с незнакомцами не следует разговаривать и куда-то идти.
Спектр эмоций четырёхлетних детей достаточно широк: они умеют распознавать эмоции других людей, сдерживают собственные эмоции, активно используют мимику и жесты для выражения чувств.
Четырёхлетка нуждается в личном пространстве — это может быть отдельная комната или игровой уголок — где он чувствует себя хозяином. Вторжение в личное пространство без разрешения даже со стороны близких людей ребёнок может воспринимать болезненно.
Психологическое состояние
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети плохо чувствуют страх — задача родителей рассказать сыну или дочери о возможных опасностях: о потенциально опасных бытовых приборах, о бездомных животных, о прогулках в одиночестве.
В норме психологически развитый малыш в возрасте четырёх лет должен:
- учитывать оценку своего поведения значимыми взрослыми: родителями, воспитателями;
- быть по возможности самостоятельным;
- уметь себя обслужить в соответствии с возрастом.
Интеллектуальное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
Интеллектуальное развитие можно считать соответствующим четырёхлетнему возрасту, если ребёнок владеет следующими навыками:
- знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес;
- концентрируется на одном и том же занятии в течение 10 минут и дольше;
- знает и называет не меньше семи цветов;
- запоминает общий сюжет и детали рассказа или сказки, может пересказать небольшой текст;
- различает и называет времена года и времена суток.
У четырёхлетних детей, если с ними занимаются взрослые, уже есть познания из области окружающего мира, элементарной математики, музыки, рисования, конструирования.
Окружающий мир
Prostock-studio/Shutterstock.com
Из области окружающего мира ребёнок в 4 года знает:
- названия бытовых предметов, деталей этих предметов, их предназначение, например: чашка – ручка чашки – из чашки пьют;
- названия некоторых домашних и диких животных, деревьев и цветов, находит их на картинках;
- особенности распространённых профессий: учителя, врача, продавца;
- названия и отличия вкусов: сладкого, солёного, горького, кислого;
- как называются другие близкие родственники, помимо мамы и папы: дедушка, бабушка, сестра, брат.
Математика
Prostock-studio/Shutterstock.com
Знания четырёхлетки в области элементарной математики:
- различает понятия «много» и «мало»;
- знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- различает правую и левую сторону;
- ориентируется в пространстве: знает где верх, где низ, а где края;
- сравнивает размеры разных предметов.
Музыка
Prostock-studio/Shutterstock.com
Развитие ребёнка в 4 года в сфере музыкального творчества:
- отстукивает ритм в такт любимым мелодиям;
- пробует исполнять детские песни;
- определяет настроение и темп музыки: радостная или грустная, быстрая или медленная.
Рисование
Prostock-studio/Shutterstock.com
В области изобразительного искусства четырёхлетние дети умеют:
- аккуратно раскрашивать раскраски;
- использовать разные инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, кисточки;
- схематично изображать людей, животных, растения.
Конструирование
Prostock-studio/Shutterstock.com
В четыре года воображение уже хорошо развито, и дети осваивают некоторые навыки конструирования:
- сами придумывают форму постройки и строят задуманное из кубиков или других материалов;
- умеют аккуратно вырезать ножницами;
- учатся работать с природными материалами.
Когнитивное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
В 4 года малыш стремится многое делать сам, благодаря чему его когнитивные способности интенсивно развиваются. Способности детей, посещающих детский сад или другое дошкольное учреждение, обычно развиваются немного быстрее, чем у домашних детей — общение с ровесниками и регулярные занятия с педагогами положительно влияют на формирование основных когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления.
Читайте также Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.
Память
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети постепенно учатся «управлять» своей памятью. Они уже умеют запоминать не только то, что интересно, но и то, что важно запомнить: например, домашний адрес, стих к празднику в детском саду.
На правильное развитие памяти указывает умение ребёнка описать прошедший день, начиная с утра. Если во время такого рассказа ребёнка попросить детальнее описать конкретное событие прошедшего дня — малыш вспомнит это событие и расскажет о нём подробнее.
Внимание
Prostock-studio/Shutterstock.com
Детское внимание тесно связано с памятью. В 4 года дети могут направлять внимание на неинтересные им предметы по просьбе взрослого — так формируется произвольное внимание. Четырёхлетнему малышу ещё трудно сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно, но иногда ему это удаётся. Внимание становится цепким: ребёнок может посвятить увлекательному занятию довольно много времени, не отвлекаясь.
Мышление
Prostock-studio/Shutterstock.com
Процесс мышления у четырёхлеток происходит уже не только через действия, как в более раннем возрасте, но и через образы. Малыш начинает делать выводы о предметах и явлениях, не взаимодействуя с ними напрямую, а, например, увидев на картинке.
Мышление в четыре года развивается нормально, если умеет:
- находить отличия на двух похожих изображениях;
- находить лишний предмет среди предметов, объединённых общим признаком: например, дикое животное среди домашних, дерево среди цветов;
- по описанию рассказчика угадывать загаданный им предмет или явление.
Навыки в быту
Prostock-studio/Shutterstock.com
Четырёхлетние дети частично могут себя обслужить: одеваются и раздеваются, аккуратно пользуются туалетом, умываются и чистят зубы. Хорошо ориентируются в своём доме, знают, где должны находиться конкретные вещи.
В 4 года ребёнок сам стремится овладеть новыми навыками, и родители могут научить его новым навыкам в быту:
- заправлять кровать;
- уносить грязные вещи в стирку;
- следить за порядком на небольшом участке дома, например, в ванной комнате.
Режим дня и уход за ребёнком
Prostock-studio/Shutterstock.com
Примерный режим дня ребёнка в возрасте четырёх лет:
07.00 | Подъём, гигиена |
08.00 | Завтрак |
09.00 | Спокойные игры, развивающие занятия |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
13.00 | Дневной сон |
15. 00 | Полдник |
16.00 | Активные игры или прогулка |
18.00 | Ужин |
19.00 | Общение с родными, развивающие занятия |
20.30 | Гигиена |
21.00 | Отход ко сну |
⠀
Если ребёнок не посещает детский сад — в 4 года он может отказаться от дневного сна.
Четырёхлетки нуждаются в определённом уходе со стороны взрослых:
- напоминайте малышу о важности личной гигиены;
- подольше гуляйте в хорошую погоду;
- включайте в режим дня закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, обтирания.
Когда стоит беспокоиться за развитие ребёнка?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Особенности ребёнка, которые в четырёхлетнем возрасте могут указывать на задержку развития:
- не может сосредоточиться на одном занятии даже на несколько минут;
- не контролирует эмоции, случаются вспышки агрессии;
- не играет с игрушками и не интересуется ими;
- не использует в речи сложные предложения, вообще затрудняется с устным изложением мыслей;
- слишком подвижен или, наоборот, очень медлителен.
Заметив подобные симптомы у ребёнка, посоветуйтесь с участковым педиатром.
Как помочь развитию ребёнка?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Занятия, которые помогут малышу в 4 года развиваться правильно:
- Простые физические и химические опыты. Например, с замерзающей на морозе водой, со смешением отстоявшейся воды с чернилами.
- Изучение новых математических понятий: «поровну», «широкий-узкий», «низкий-высокий».
- Чтение детских книг, пересказы их фрагментов. Пересказы можно начинать с одного абзаца, со временем малыш сумеет пересказать целую главу.
- Аппликации и лепка.
- Соответствующий возрасту спорт: катание на лыжах, плавание, бег.
Игры
Prostock-studio/Shutterstock.com
Игры для развития памяти, внимания и мышления четырёхлетних детей:
- Любые сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям включить воображение и представить себя в новой роли. Такие игры могут быть импровизированными или организованными: дети могут сами поиграть в классические «дочки-матери» или под руководством взрослого сыграть по заранее продуманному сюжету, например в «Один день в школе» или «На приёме у врача».
- Игры на развитие эмоционального интеллекта. Попросите ребёнка эмоционально изобразить разные настроения: показать очень уставшего человека, хмурую тучу, улыбчивое солнышко.
- Игра «Придумай другое название» отлично развивает детскую фантазию. Предложите малышу придумать другие названия для привычных предметов: ложка — «набиратель каши», ботинки — «доспехи от грязи», тряпочки для вытирания пыли — «оружие для наведения чистоты».
- Дидактические игры, соответствующие возрасту: сортеры, пазлы, развивающие карточки.
- Рисование вслепую. Ребёнок рисует, не открывая глаз, а потом придумывает, что бы могла означать получившаяся неразбериха.
Несмотря на заметное взросление, главным занятием для четырёхлетнего малыша остаётся игра. Попробуйте включать игровые моменты в разные жизненные ситуации — даже процесс одевания можно обставить как весёлую игру. Не чувствуя давления и требований, ваш ребёнок будет развиваться вовремя и в комфортном именно для него темпе!
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 4. 4 / 5. Подсчет голосов: 5
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
/>
Развитие детей от 1 года до 2 лет
Читателям → Читателям от 0 до 3-х лет → Календарь развития малыша → Развитие детей от 1 года до 2 лет
Возрастные особенности ребенка от года до 2-х лет.
К 1 году и 3-м месяцам, ребёнок самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнить простые просьбы взрослого (накормить куклу, построить домик и т.п.), правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их.
Начинает активно употреблять облегчённые слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и т.д.), может перешагивать через предметы, лежащие на полу, бегать, держать чашку при питье, более умело пользуется ложкой.
Полуторагодовалый малыш нанизывает кольца пирамидки, складывает башню из кубиков, знает почти все свои игрушки и подаёт их по просьбе. Родители должны регулярно высаживать ребёнка на горшок – каждый раз перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё. За успех можно похвалить, но делать строгий выговор за мокрые штанишки, настойчиво удерживать на горшке, требуя результата, и гневиться за его отсутствие, не следует. Это вызывает у ребёнка негативную реакцию и может способствовать развитию упрямства.
На втором году жизни у ребёнка заметно меняется характер. Он начинает проявлять повышенный интерес к окружающим предметам, старается заглянуть во все уголки квартиры, залезть в ящики стола или шкаф. Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Это вызвано тем, что у ребёнка ещё не выработались определённые модели поведения и в некоторых случаях, когда ему говорят слово «нельзя», он просто не знает как нужно себя повести, поэтому продолжает шкодить.
В 1 год и 9 месяцев ребёнок толкает мяч ногой, поднимается по лестнице, отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. В его словаре около 20 слов. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.
В 2 года ребёнок бросает мяч из-за головы, использует короткие предложения, понимает определяющие предлоги (на, под, рядом, сзади). Может называть своё имя, говоря о себе. Ребёнок умеет самостоятельно есть, расстёгивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чистит зубы. На этом этапе развития нужно обогатить мир ребёнка развивающими игрушками, они способствуют развитию интеллекта, творческих задатков и абстрактного мышления.
Не буду, не хочу! Послушание – одно из слагаемых воспитания. С его помощью взрослые пытаются уберечь ребенка от ошибок, передают собственный жизненный опыт, помогают избежать опасных поворотов. И нередко отказы малыша подчиняться взрослые воспринимают как «вызов». Но период отрицания – неизбежная фаза развития крохи: от нее зависят будущие его волевые качества.
Сто раз «нет»!
«В полтора года Гера превратился в «нехочуху». Я предлагаю ему банан, любимое лакомство, − он убегает с криком: «Не хочу!». Пытаюсь умыть − вырывается, упорно твердя: «Неть-неть!». Даже на утреннее приветствие отвечает недовольным отрицанием». (Галина, мама Германа 1 г. 7 мес.)
Комментарий психолога
В возрасте 1,5−2 лет происходит скачок в физическом и умственном развитии ребенка. Малыш уже понимает значение многих слов, учится говорить, объясняться с окружающими. Одним из первых в словарном запасе ребенка появляется слово «нет», имеющее ярко выраженную отрицательную окраску. Дети рано осознают, что с помощью этого короткого слова, несущего сильный эмоциональный заряд, способны донести до взрослых свое мнение. Примерно в этот же период у детей (у некоторых позже – около 3 лет) наступает так называемый «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или желанной игрушки. Иногда складывается впечатление, будто ребенок больше не нуждается в одобрении родных, а, наоборот, всячески пытается рассердить родителей, делает все наперекор, провоцируя конфликт: мама предлагает почитать книжку − кроха кричит: «Гулять!», но стоит маме убрать книгу и начать собираться, как ребенок кидается с криками: «Почитай!». Родители нередко списывают такие проявления на «испортившийся характер», «дурную наследственность», «плохое воспитание».
Отказы ребенка нужно воспринимать спокойно: нервная реакция усугубляет ситуацию. Однако дело в том, что примерно в 2−3 года у детей формируются волевые качества, стремление к независимости, самостоятельности, которое знаменитый психолог Эрик Эриксон назвал «автономией». Дети перестают нуждаться в чрезмерной заботе со стороны взрослых и хотят сами делать выбор. Зачастую ребенок еще не способен грамотно выразить свои желания и, чаще всего, даже не может разобраться в своих чувствах и переживаниях и потому, раздираемый противоречиями, начинает все отрицать, от всего отказываться. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Ребенок по-прежнему нуждается в признании взрослых, хочет заслужить похвалу, но при этом стремится выделиться, обрести собственное «я». Поэтому родителям не стоит сердиться на малыша, а следует «расширить жизненное пространство», предоставить возможность выбора.
Уроки дипломатии
Чрезмерные ограничения, постоянные запреты, пренебрежение к достижениям ребенка лишь закрепляют строптивое поведение. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу. Разумеется, при этом взрослые могут (и должны) направлять ребенка, но аккуратно, незаметно, без давления.
Источник: психолог Лариса Захарова
Журнал «Счастливые родители», №135.
http://www.parents-online.ru/
Список использованной литературы:
1. Ахмылова, Н. Сыпь песочек, лей водичку / Н. Ахмылова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 8. – С.66-68.
2. Забегайлова, С. Какую книжку купить ребенку? / С. Забегайлова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 1. – С.70-71.
3. Карельская, Е. Г. Речистые наши малыши / Е. Г. Карельская // Лиза. Мой ребенок. –2007. – N 9. – С. 134-136.
4. Матушкина, О. Я – знайка! / О. Я. Матушкина // Лиза. Мой ребенок. – 2008. – N 5. – С. 118-123.
5. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : девятый месяц / Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 9. – С.90-98.
6. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : восьмой месяц /Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 8. – С.82-87.
7. Смирнова, Е. Мария Монтессори : система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 2. – C. 110-114.
8. Шибанова, А. Ай да наши пальчики! / А. Шибанова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 7. – С.142-144.
9. Я хочу быть умницей // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 2. – С.86-91.
вех развития для 4-летних | Понятно
Если вы думаете, что за 4-летними сложно угнаться, возможно, это потому, что в этом году они очень быстро осваивают множество новых навыков. Тем не менее, вы можете задаться вопросом, на что способен типичный 4-летний ребенок.
У Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) есть список вех, который он обновил со многими изменениями в 2022 году. Агентство перенесло некоторые вехи в разные возрастные диапазоны, что вызывает сомнения у некоторых экспертов.
Приведенные ниже вехи CDC помогут вам узнать, чего ожидать. Если ваш ребенок не достигает этих вех, это может указывать на возможные задержки в развитии. Поговорите с врачом вашего ребенка или другим поставщиком медицинских услуг. А если ваш ребенок ходит в дошкольное учреждение, поделитесь своими опасениями с учителем.
Вы также можете узнать больше о:
- Как развиваются координация и двигательные навыки в разном возрасте
- Как развиваются социально-эмоциональные навыки в разном возрасте
Социальные/эмоциональные вехи
- Во время игры притворяется кем-то другим (учителем, супергероем, собакой)
- Просит пойти поиграть с детьми, если их нет рядом, например: «Могу я поиграть с Алексом?»
- Утешает других, которым больно или грустно, например, обнимает плачущего друга
- Умеет избегать опасности, например, не прыгает с большой высоты на игровой площадке
- Любит быть «помощником»
- продуктовый магазин против детской площадки)
Вехи языка/общения
- Говорит предложения из четырех или более слов
- Говорит несколько слов из песни, рассказа или потешки играл в футбол. »
- Отвечает на простые вопросы, например «Для чего нужно пальто?» или «Где собака?»
Когнитивные этапы (обучение, мышление, решение проблем)
- Правильно называет цвета предметов
- Рассказывает, что будет дальше в известной истории
- Рисует человека с тремя или более частями тела
Вехи движения/физического развития
- Чаще всего ловит большой мяч
- Обливает водой или подает сам кушает под присмотром взрослых
- Расстегивает некоторые пуговицы
- Держит мелок или карандаш между пальцами и большим пальцем (не в кулаке)
Не все дети развиваются с одинаковой скоростью. Некоторые 4-летние дети немного отстают от своих сверстников, а некоторые опережают график. Но если ваш ребенок не достиг многих из этих этапов, важно выяснить, почему.
Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка о том, что может помочь вашему ребенку наверстать упущенное. Обязательно спросите о возможностях оценки поддержки специального образования в вашей местной школе.
Взгляните на этапы развития пятилетних детей.
Основные выводы
Четырехлетние дети обычно используют предложения из четырех или более слов.
Им нравится быть помощниками и утешать расстроенных людей.
Недостижение многих вех может быть признаком задержки развития.
Похожие темы
Признаки и симптомы так что продолжайте внимательно следить за ней. Ее языковые навыки улучшаются, в том числе ее произношение, грамматика и способность следовать многоэтапным инструкциям. Моделируйте здоровые привычки в еде и будьте активны вместе. Пока она все еще находится в центре своей вселенной, учите ее быть щедрой своим примером, ободрением и похвалой. Свидания могут проходить лучше, чем когда-либо, хотя вам все еще нужно к ним готовиться и судить. Продолжайте предлагать новые продукты и не будьте слишком строги к ней, если она рассказывает небылицы. Скорее всего, это ее воображение работает.
Попадание в передряги
Некоторые 4-летние дети, кажется, делают все на гипердрайве, исследуя свой мир смело, любопытно и быстро. Посмотрите на 4-летнюю девочку на игровой площадке, и вы увидите кого-то, кто еще больше уверен в своем теле и движениях. Она прыгает через предметы, увереннее поднимается по лестнице, точнее ловит и бросает.
Обратной стороной этой вновь обретенной уверенности является то, что она сочетается с не совсем зрелым мозгом. Чистый результат: много рискованных ходов. Четверки любят трюки и трюки, и их здравый смысл не соответствует их новым физическим навыкам. И хотя им легче следовать указаниям, они не всегда их помнят.
Вот почему играющие 4-летние дети все еще нуждаются в присмотре, а также в большом количестве напоминаний. Поскольку они не видят опасностей, о которых знают взрослые, важно установить ограничения и говорить о безопасности в очень конкретных, конкретных терминах. Подчеркните важность шлемов, когда они ездят на велосипеде. Повторяйте правила безопасности на воде каждый раз, когда заходите в бассейн. Вы не хотите останавливать любую игру, которая кажется «дикой». Просто имейте в виду, что это опасное время, так что будьте начеку.
Совместное приготовление еды
Вы когда-нибудь сталкивались с трудностями в приготовлении питательных блюд из-за дефицита времени? Заручитесь помощью вашего ребенка! Может показаться, что из-за ребенка под ногами приготовление еды займет больше времени, и поначалу так оно и было. Но ваш четырехлетний ребенок все лучше справляется с простыми делами, такими как разрывание салата, перемешивание или замешивание теста.
Дети, которые занимаются приготовлением пищи, как правило, открыты для самых разных продуктов, потому что они испытывают гордость и интерес к процессу подачи их на стол. Попробуйте приготовить дополнительные блюда вечером, чтобы ускорить приготовление ужина на следующий день — это тоже отличный способ провести время с ребенком с пользой!
Языковые навыки
Языковые навыки приближаются к школьному уровню. Среди основных:
- Четырехлетние дети каждый день учат от четырех до шести новых слов.
- Предложения длиннее и сложнее, содержат несколько предложений, а также наречия и прилагательные.
- Четырехлетние дети могут рассуждать в гипотетических ситуациях, например: «Если бы это случилось, что бы вы сделали?»
- Они учатся определять значение слов и постигать идею противоположностей.
- Они более искусные рассказчики и могут рассказывать истории с началом, серединой и концом.
- Теперь ваш ребенок может адаптировать свою речь к текущей ситуации. Младшему ребенку она может сказать: «Мама, иди-пока», по сравнению с «Мама пошла в магазин за молоком», когда разговаривает с бабушкой.
- Ваш ребенок также может лучше выполнять несколько шагов: «Сначала отрежьте по этой линии. Затем приклейте сюда бумагу». Следование двум или более несвязанным направлениям — еще одно развитие событий: «Пожалуйста, принесите мне мою сумочку, а затем дайте собаке немного воды».
- Вы заметите улучшение произношения и грамматики, хотя речь по-прежнему не лишена ошибок. Четырехлетние дети должны понимать незнакомцев практически все время, хотя некоторые звуки еще не совершенны.
Моделирование здоровых пищевых привычек
Лучший способ привить своему ребенку здоровые привычки — выработать их самостоятельно. Трудно запретить пить газировку, если вы пьете диетическую колу на завтрак. Не разделяйте «еду для мамы», «еду для папы» и «еду для детей» и не называйте еду таким образом.
Собираемся вместе
Четырехлетние дети — вечные двигатели: бегают, прыгают, прыгают, извиваются, карабкаются. Но эта естественная склонность к активности не обязательно будет длиться вечно. Воспользуйтесь этим, пока у вас есть, чтобы выработать здоровые привычки на всю жизнь всей семьей. Присоединяйтесь к веселью, оставайтесь активными со своими детьми, и они с большей вероятностью будут продолжать двигаться, когда вырастут.
Когда у вас есть время для семьи, выберите то, что заставляет вас двигаться, а не сидеть, когда это возможно. Подумайте о прогулках или импровизированных футбольных матчах вместо фильмов. Вечерняя семейная прогулка по окрестностям лучше телевизора или компьютерных игр.
Даже совместная работа по дому, например, сгребание листьев или мытье окон, может вызвать у вас бурную реакцию. Главное, чтобы ребенку было весело. Например, на прогулке занимайте его, играя в «Я шпионю» или позволяя ему выбирать, в какую сторону идти, когда вы подходите к углу.
Также старайтесь не использовать еду в качестве награды. Используйте что-то веселое, но физическое в качестве стимула — поход в боулинг, если она не будет загромождать пол своей комнаты игрушками, скажем, в течение недели.
У вас сейчас много интересного: вашему ребенку нравится прыгать и проводить с вами время. И это еще больше, чем хорошее здоровье.
Поделитесь своим молодым собой
Как давно вы делали отметки в детской книжке вашего ребенка? Большинство родителей перестают даже пытаться продолжать в том же духе по мере того, как повседневная жизнь становится все более напряженной, а вехи отстают, или, если они делают это для первого ребенка, второй и третий остаются незарегистрированными.
Сегодня вечером, когда ваш ребенок попросит книгу, достаньте его книгу для малышей или альбом с фотографиями младенцев или посетите веб-страницу, которую вы создали о ней так давно. Четырехлетние дети зачарованы тем, что видят, какими они были младенцами или малышами. Это заставляет их гордиться тем, насколько они велики и успешны сейчас. Возможно, вам захочется написать несколько строк о ее недавних изменениях или забавных вещах, которые она говорит.
Художник за работой
Благодаря улучшенному управлению карандашами и цветными мелками ваш ребенок теперь может делать понятные картинки без подсказок. Ее работы становятся все более узнаваемыми и детализированными. Кроме того, она, вероятно, начинает с того, что точно знает, что хочет нарисовать: «Я собираюсь нарисовать наш дом».
Люди также являются любимой темой для 4-летних детей, особенно те, которые являются самыми важными в их жизни. (Да, это означает, что вы.) Ваш ребенок, вероятно, начнет с большой круглой головы. Конечности могут быть простыми линиями, торчащими из тела, возможно, в неправильном положении. Рисунки будут развиваться по мере того, как она взрослеет и выясняет, куда все положить.
В 4 года дети обычно показывают не менее трех частей тела, а то и восемь. И не удивляйтесь, если ваш ребенок также нарисует гениталии, часто замаскированные под пупок, так как они представляют большой интерес. Вещи или люди, которые наиболее важны для ребенка, часто крупнее, центральнее или показаны более подробно. Это означает, что ребенок, скорее всего, нарисует себя самой большой фигурой на странице и ляжет в середину.
Храните припасы под рукой и в доступном месте. Предложите ребенку смесь акварели, мелков, мела, стираемых фломастеров — чем больше, тем веселее. Обеспечить цветную бумагу, а также белую и листы разных размеров.
Бонус: как поощрить вашего начинающего художника.
Предупреждения
Четырехлетние дети могут любить правила и порядок, но иногда родителям приходится отклоняться от предсказуемого. Предупредите ребенка как можно раньше: «Мама не сможет сегодня прочитать сказку, потому что ей нужно идти на собрание. Мы прочитаем еще раз завтра после твоего купания».
Четырехлетние дети лучше справляются с переменами, когда их предупреждают заранее. Десятиминутное предупреждение о любом переходе, запланированном или нет, уменьшит истерики и сопротивление.
Обучение щедрости
Ваш ребенок постепенно становится менее эгоистичным, но для его развития все еще нормально думать в первую очередь о себе. Как научить его великодушию? Вот несколько идей:
- Подайте хороший пример. Предложите перекусить и найдите другие способы вставить слово «поделиться» в разговор. «Хотели бы вы разделить это место со мной?»
- Говорите о желаниях и потребностях других людей. Например, в продуктовом магазине спросите: «Как ты думаешь, что папа хотел бы съесть на десерт?»
- Выразите неприязнь к эгоизму. «Мне не нравится, когда один человек забирает все мелки и не делится».
- Хвалите щедрость, которую вы видите. «Я так счастлив, что ты делил свои машины со своим двоюродным братом, когда он приезжал».
- Делайте различия, которые помогут ему почувствовать себя более щедрым. Если набор поездов для вашего ребенка особенно дорог, объясните, что он может убрать его перед приездом друга, но все остальные игрушки можно будет разделить с ним.
Сдержанность
Возможно, вы обнаружите, что вопросы о дне вашего ребенка не дают вам много информации. Если ваш ребенок возвращается с игрового дня и вы спрашиваете, что он делал, он может просто сказать: «Мы играли». Попробуйте переформулировать вопрос, чтобы исследовать его глубже: «Что вам понравилось больше всего? Что вам понравилось меньше всего? Что вы хотели бы сделать вместо этого?»
Но будьте готовы: вы все равно можете получить пустое лицо. Как бы мы ни жаждали подробностей, иногда все, что делает 4-летний ребенок, — это играет, и он действительно не может быть более конкретным, чем это.
Судейство игр
Игры должны проходить более гладко, чем даже шесть месяцев назад. Четырехлетние дети более склонны к сотрудничеству и более самодостаточны. Теперь они начинают свою собственную игру, с большей готовностью делятся и начинают сопереживать чувствам своих друзей. Это означает, что вы тратите меньше времени на обсуждение конфликтов или придумывание того, что им делать.
Это не значит, что вы не нужны. Будут разгораться конфликты. Игрушки будут схвачены. В этом возрасте дети любят менять правила друг на друга, поэтому вы можете услышать крики «Это несправедливо».
Чтобы свидания проходили более гладко, заранее установите несколько основных правил. Прежде чем дети соберутся вместе, поговорите со своим ребенком о том, как делиться друг с другом, о вежливости, о том, как быть хорошим хозяином или гостем, и о том, какое поведение приемлемо. Установите ограничение по времени в час или два — достаточно времени для здорового общения, но не достаточно, чтобы они устали друг от друга.
Если возникнут конфликты, постарайтесь, чтобы дети урегулировали их сами, насколько это возможно. Им нужно научиться управлять отношениями. Если вам нужно вмешаться, направляйте их, а не отдавайте приказы. Задавайте наводящие вопросы, побуждающие к решению проблем, например: «Вы оба хотите одну и ту же игрушку. Как вы можете чередоваться, чтобы это было справедливо для вас обоих?»
Знакомство с новыми продуктами
Теперь, когда ваш ребенок может ясно дать понять, что ему не нравится какое-либо блюдо, возникает соблазн отказаться от новых блюд, которые, вы уверены, он никогда не попробует. Однако разумно продолжать. Большинству детей нужно предлагать новую пищу несколько раз — до десяти или двадцати, — прежде чем они ее примут.
Если сейчас ребенок узнает, что можно даже не пробовать то, что ему предлагают, он отправится в школьные годы, отказываясь пробовать новые продукты, которые попадаются ему на пути в столовой и в гостях у друзей. Ей будет труднее получать сбалансированное питание, и у нее будет более скучная диета.
Еще не поздно развить вкус к приключениям. Начинайте с небольших порций и не лезьте в бой. Прежде всего, не становитесь поваром быстрого приготовления, готовящим отдельные блюда для каждого вкуса за столом. Вот несколько способов заставить вашего ребенка есть больше здоровой пищи.
Формирование здоровых привычек
Ваш 4-летний ребенок впитывает от вас всевозможные сообщения о питании. Вот несколько способов закрепить хорошие привычки:
- Если ваш ребенок пьет молоко или сок по желанию, отучите его от этой привычки. Фруктовый сок не содержит клетчатки цельных фруктов и часто содержит добавленный сахар, который не нужен вашему ребенку. Если вы даете ребенку сок, ограничьте его до 1/2–¾ чашки в день. В противном случае давайте ребенку молоко во время еды и воду между приемами пищи. Ограничьте употребление молока не более чем 2 1/2 стакана в день. Молоко богато кальцием и витамином D, но мало железа. Поэтому, если ваш ребенок пьет слишком много молока, он не получит всех необходимых ему питательных веществ. Подавайте обезжиренное или обезжиренное молоко во время еды. (Таким образом, ваш ребенок все еще получает кальций и витамины без жира).
- Готовьте чипсы и сладости в качестве особого лакомства вместо обычных закусок. Вместо этого всегда имейте при себе запас здоровых закусок, таких как нарезанные фрукты (есть в чистом виде или в йогурте), цельнозерновые крекеры и сыр или лаваш со шпинатным соусом или хумусом.
- Не рассчитывайте, что ваш ребенок будет сидеть за столом более 30 минут. Не заставляйте его доедать овощи или мыть тарелку. Помогите ему ассоциировать прием пищи с общением с хорошей едой и приятными ощущениями, а не с напряженными пищевыми баталиями.
- Приготовьте и предложите питательные блюда и закуски, а ваш ребенок сам решит, что и в каком количестве он будет есть. Если он пропускает перекус или отказывается от еды, позвольте ему подождать до следующего запланированного времени приема пищи вместо того, чтобы потакать его прихотям. Он не будет голодать.
Цените свою няню
Хотите расположить к себе любимую няню? Быть справедливым. Не предлагайте более низкую ставку за часы, когда ваш ребенок спит; время няни стоит одинаково, играет ли она в настольную игру с вашим ребенком или делает домашнее задание после сна.
Будьте конкретны в своих ожиданиях и скажите ей, как сильно вы цените ее помощь. Округлите ее гонорар до следующего полного часа. Предлагайте бонусы за работу в праздничные дни. Оставьте хорошие закуски. И не оставайся дома позже, чем обещал, не позвонив ей, чтобы предупредить.
Небылицы
Соедините гиперактивное воображение вашего ребенка с его взрывными языковыми навыками, и вы получите одни из самых причудливых сказок, которые вы когда-либо слышали. Он убедительно расскажет вам все подробности о своем путешествии в тропический лес или о том, как он летал в пустыню, чтобы выкопать динозавров. Возможно, вы захотите записать несколько его любимых историй или попросить его рассказать их на видеокамеру, чтобы вы могли как-нибудь вместе похихикать над ними.
Некоторые истории переходят в вымысел — например, тот громадный рассказ о шаловливом лепреконе, который разбил вашу любимую вазу. В этом возрасте небылицы в основном безобидны. В данном случае он использует свое воображение, чтобы защитить себя от боли вины и страха наказания. Он знает, что у него неприятности, он нервничает и не знает, как прямо смотреть ей в лицо. Мягко скажите ему, что вы знаете, что произошло на самом деле, попросите его помочь разобраться и покончить с этим. Если вы противостоите ему, он, скорее всего, почувствует себя загнанным в угол и будет продолжать отрицать какие-либо нарушения. Вместо этого дайте ему возможность справляться с проступками.
Звонок по номеру 911
Еще не рано научить ребенка пользоваться телефоном. Хотя вы не хотите поощрять случайные звонки, знание того, как набрать 911 в экстренной ситуации, является важным навыком безопасности. Теперь он может последовательно запомнить три цифры (но, вероятно, не больше — ваш номер телефона для него длинноват).
Покажи ему, как включить телефон и как набрать 9-1-1. Объясните, что ему, вероятно, никогда не понадобится звонить в 911, потому что там будете вы или другой взрослый, но если с вами что-то случится и вам понадобится помощь, можно будет позвонить. Подчеркните, почему он никогда не должен играть или тренироваться 911 звонков.
Некоторые родители 4-летних детей задаются вопросом, должен ли их ребенок иметь собственный мобильный телефон, и ответ отрицательный. В этом возрасте он всегда будет на чьей-то опеке, поэтому ему не нужно регистрироваться, а исходящие телефонные звонки всегда должны быть под вашим контролем.
Борьба с шепелявостью
Проблемы с произношением все еще распространены в четыре года. Например, ваш ребенок все еще говорит «торри» вместо «извини»? Многие дети не осваивают начальные , и 9.0262 z звучит до 7 или 8 лет. Другие звуки, которые могут вызвать проблемы: f , v , l , r и sh . Обычно виновником является незрелый контроль над мышцами, используемыми для образования звуков.
Хотя его детская речь может показаться вам милой, не говорите об этом своему ребенку и не имитируйте его произношение. Он может придерживаться этого даже после того, как ему это не нужно. Не поправляйте и его слов. Вы не хотите, чтобы он стал более застенчивым, чем он уже может быть. Просто моделируйте правильную речь.
Шепелявость возникает, когда дети высовывают язык при формировании s вместо того, чтобы оставить язык за зубами. Большинство детей рано или поздно перерастают шепелявость. Но если речь вашего ребенка делает его неразборчивым или побуждает к насмешкам со стороны других детей, вы можете обратиться к логопеду. В целом, чем младше ребенок начинает заниматься с логопедом, тем лучше результат.
Мамин тайм-аут
Если вы слишком давно не проводили вечер с подругами, отправьте электронное письмо и запишите его в свой календарь сегодня. И если есть какое-то занятие, будь то поход по магазинам, пробежка или посещение книжного клуба, которое вы когда-то любили, но забросили, пришло время вернуть его в свою жизнь. Старая поговорка верна: сначала вы должны заполнить свой собственный бак.
Избиение властности
Ваш ребенок впитывает и повторяет все виды поведения взрослых. Периодическая властность является одним из них. (Не то чтобы вы обязательно отдавали свои команды настолько грубо, насколько ваш ребенок может воспроизводить их в ответ.) В четыре года дети начинают экспериментировать с силой и тем, как слова могут манипулировать людьми. Объедините это с любовью к правилам и порядку, и вы можете найти маленького диктатора в ваших руках, который будет править как своими друзьями, так и вашей семьей.
Борьба с таким поведением требует терпения и последовательности. указать на властное поведение; не вознаграждайте его. Если ваш ребенок требует обеда или помощи с чем-то, настаивайте на том, чтобы он попросил вас еще раз вежливо. «Я с большей вероятностью сделаю это, если вы меня хорошо попросите». Подсказка для слов типа «пожалуйста». Если ваш ребенок плохо относится к друзьям, поменяйтесь местами и спросите, как бы он себя чувствовал, если бы друг так с ним обращался.
Иногда властное поведение проистекает из того, что вы всегда чувствуете себя неудачником, поэтому отказывайтесь от власти там, где это возможно. Пусть ваш 4-летний ребенок держит за руку младшего брата или сестру, когда вы гуляете. Предложение выбора помогает ей почувствовать, что она все контролирует: «Ты можешь сначала принять ванну, а потом мы можем читать. Или мы можем сначала читать. Ты выбираешь».
Подарок на день рождения
Покупая подарки на день рождения для друзей вашего ребенка, постарайтесь не переусердствовать. Самый большой и лучший подарок не сделает таких друзей, как ваш ребенок, лучше.
Дублировать что-то, что нравится вашему ребенку, всегда хорошая идея (и, в качестве бонуса, это с меньшей вероятностью вызовет ревность у вашего ребенка). Также идеально: расходные материалы (например, большое ведро тротуарного мела, принадлежности для рисования, мыльные пузыри или билеты в кино), которые не будут накапливаться в коробке с игрушками.
Растущая концентрация внимания
Некоторые 4-летние дети проводят заметно больше времени за играми и головоломками, чем год назад. Они реже встают после игры и могут настолько увлечься, что вам придется их перебивать.
Но не завышайте свои ожидания. Продолжительность концентрации внимания среднего 4-летнего ребенка составляет от пяти до десяти минут. Это может показаться не таким уж большим, но сравните это с тремя или четырьмя минутами год или два назад. Помните об этих цифрах, когда планируете проекты или групповые мероприятия, например вечеринки по случаю дня рождения. Даже если ваш ребенок может заниматься игрой в течение получаса, в среднем вы должны ожидать меньшего.
Исключение: ваш ребенок может дольше концентрировать внимание на компьютерных играх. Из-за их постоянных «наград» им трудно сопротивляться. Из-за этого сейчас разумно установить довольно строгие ограничения на время игры. Приучите ребенка играть только определенное время. Не держите игровые системы в комнате вашего ребенка. Всегда проверяйте, чтобы игры, в которые играет ваш ребенок, соответствовали его возрасту — ищите контент с рейтингом «EC» для раннего детства или «E» для всех.
Установка ограничений
Не чувствуйте себя виноватым из-за того, что вам приходится говорить «нет» или «стоп» вашему ребенку. Устанавливать ограничения — ваша работа. Вы не обязаны постоянно следить за тем, чтобы ваш ребенок был счастлив. Это не только невозможная цель, это нежелательно. Детям никогда не нравится, когда им говорят «нет», но еще не родился ни один человек, которому не нужно было бы это слышать. Дисциплина так же важна, как и любовь в воспитании ребенка.
Развитие математических навыков
В среднем 4-летний ребенок может считать до десяти, хотя он может не каждый раз считать числа в правильном порядке. Одно большое зависание в движении выше? Эти надоедливые числа, такие как 11 и 20. Нерегулярность их имен не имеет особого смысла для 4-летнего ребенка.
Не пытайтесь сейчас убедить ребенка считать больше десяти или двадцати. Большинство четверок не могут полностью понять, как большие числа соответствуют фактическому количеству. Обычно они правильно считают от четырех до десяти предметов. Ребенок этого возраста, который отбарабанивает числа в последовательности выше 20, обычно делает это просто благодаря запоминанию.
Самое главное сейчас — потренироваться с меньшими числами, с которыми может справиться ваш ребенок. «Вы бы предпочли тарелку с четырьмя крекерами или с шестью? Что произойдет, если мы смешаем их вместе? Получится ли больше?» Сантиметровая лента — еще один наглядный способ показать ребенку, насколько десять больше четырех. Дайте ему много практики оценки, измерения и счета во время случайных встреч за едой или во время игры.
Бонус: веселые занятия для развития математических навыков
Не только детская музыка
Что вы слушаете в машине? Некоторые семьи начинают включать детскую музыку еще в раннем детстве, а затем никогда не отказываются от этой привычки. Но жизнь слишком коротка, чтобы проводить все время за рулем, слушая песни, которые вы не можете вынести еще раз. Это и твоя машина!
Некоторые родители просто слушают то, что им нравится, но не вся музыка или радиопрограммы подходят для маленьких ушей.