Что должен уметь ребенок в 4 месяца

С наступлением четвертого месяца жизни многие проблемы, беспокоящие малыша, проходят, и он становится полноценным членом семьи. Он уже спокойно узнает маму и папу, активно общается с ними, дарит им улыбки. Кроха уже прекрасно понимает обращенную к нему речь, поворачивает головку на звуки собственного голоса. В этот период в его жизнь входят активные игры с родителями и игрушками, появляются новые эмоции и переживания, которые малыш активно демонстрирует.

Главной жизненной задачей на этот период становится общение с близкими людьми. Малышу необходимо освоить большое количество звуков и слогов, в чем ему могут помочь мама и папа, предлагая различные подражательны игры.

Содержание

  1. Таблица развития
  2. Как спят дети на 4 месяце жизни?
  3. Развитие органов чувств в этом возрасте.
  4. Зрение
  5. Слух
  6. Тактильные ощущения
  7. Движения и действия малыша на 4 месяце жизни
  8. Как играть с ребенком этого возраста?

Таблица развития

Как спят дети на 4 месяце жизни?

Общее количество сна в сутки уменьшается до пятнадцати часов. Из них на ночной сон приходится 10 часов, в которых есть два – три перерыва на кормление. А остальное время разделяется на три дневных сна.

Пришла пора установить четкие периоды сна – бодрствования. Теперь малышу проще организовать полноценный режим дня, это нужно еще и для того, чтобы впоследствии ему было проще ориентироваться во времени.

Развитие органов чувств в этом возрасте.

Зрение

Зрение малыша становится более восприимчивым к яркости и цвету изображения. Яркие цвета по-прежнему привлекают его внимание, но нужно помнить, что обилие контрастных цветов в игрушках может негативно сказываться на утомляемости. Ограничьтесь игрушками с преобладанием одного – трех различных цветов.

Педиатры рекомендуют полностью заменить яркие игрушки, на более спокойные и природные цвета. Особенно это касается игрушек в виде животных или людей. Чем реалистичнее будет выглядеть картинка, тем проще ребенку будет ориентироваться в реальном мире.

Слух

Слух для малыша сейчас является основным проводником в большом мире. Он прекрасно справляется как со своими основными задачами по поиску источника шума, так и с построением связей с внешним миром. То, насколько качественно ребенок справляется с этими задачами можно оценить по его реакции на различные звуковые сигналы. Так, при раздражающих или мешающих звуках малыш может начать отворачиваться или плакать, а при звуках маминого голоса или веселой песенки улыбаться и махать ручками.

Теперь малыш становится активным собеседником в разговорах с родителями. Он научился подпевать маме, строить диалоги, правда пока еще на своем языке, и громко и весело смеяться.

Есть полезное упражнение для развития речи ребенка: сядьте рядом и, заглядывая ему в глаза, повторяйте за ним все звуки. Через небольшой промежуток времени малыш начнет повторять звуки за вами.

Чаще разговаривайте с крохой, так вы поможете ему быстрее освоиться с первыми звуками. Если уделять ему достаточно внимания, то уже сейчас можно услышать различные слоги типа «ма», «гу», «па» и так далее.

Тактильные ощущения

Развитие ребенка в четыре месяца пока еще напрямую зависит от контакта с матерью. Чем чаще мама берет его на ручки, поглаживает, делает легкий массажик и играет с малышом, тем быстрее он осваивает новые действия и тем здоровее и крепче становится его психика.

К четырем месяцам психическое развитие ребенка достигает того момента, когда боль, страх, радость, обида или любопытство переживаются особенно остро. Поэтому контакты с мамой должны быть максимально продолжительны и продуктивны.

Движения и действия малыша на 4 месяце жизни

Мам, разумеется, интересует, что делают дети в этом возрасте? Малыш уже уверенно переворачивается, меняет позы во время сна и бодрствования. Попытки приподняться на ручках, опираясь только на ладошки, становятся все более успешными. Некоторые детки в этом возрасте уже вполне способны самостоятельно встать на четвереньки, правда, совсем на короткое время.

Крайняя заинтересованность в изучении собственного тела выражается в постоянном разглядывании своих ручек и ножек, и попытками управлять ими по собственной инициативе. Также малыш охотно трогает ручками лицо мамы или папы, хватает маму за волосы.

Активно формируются причинно-следственные связи, так, увидев мамину грудь или бутылочку, крошка перестает плакать и ждет, когда его покормят.

Если потянуть ребенка, лежащего на спинке, за ручки, то он спокойно садится. Только не стоит пока слишком нагружать его этим навыком, потому что его позвоночник еще очень слабенький и слишком частые и усердные присаживания могут вызвать различные неприятные заболевания.

Большой плюс этого периода – это тот факт, что малыш на короткое время может занять себя сам. Если предложить ему новую веселую и пищащую игрушку, он будет достаточно долго вертеть ее в ручках, а это даст маме небольшой пятнадцати – двадцати минутный перерыв.

Как играть с ребенком этого возраста?

Малыш уже не просто рассматривает игрушки, предложенные мамой. Он прекрасно знает, как правильно взять погремушку, и с какой силой потрясти, чтобы она издала звук. Если у игрушек предусмотрены кнопки для извлечения звуков, малыш охотно будет нажимать их.

Так же пробуждается своеобразный интерес к физике тел: ребенок может кидать игрушки на пол или в воде и наблюдать за тем, как они падают и булькают.

  • Игры в воде тоже становятся другими. Теперь малышу необходим целый арсенал игрушек, пузырьков и ведерок для купания.
  • Игра в «Ку-ку» развивает поисковые навыки. Накройте себя или ребенка одеяльцем, а затем с возгласом «Ку-ку, кто это тут» снимите одеяльце. Если игра ему нравится, то малыш будет громко хохотать и сучить ручками.
  • Игра в «Ладушки» способствует раскрытию ладошки и ускоряет развитие моторики и полушарий мозга.
  • «Сорока – ворона» помогает наладить работу желудочно-кишечного тракта. Осторожно и плавно массируйте ручки ребенка, начиная с ладошки и постепенно переходя к пальчикам. При этом приговаривайте «Сорока-ворона, кашку варила и т. д.».
  • Выделите малышу небольшое зеркало в твердой пластиковой рамке. Он с радостью будет рассматривать свое отражение и улыбаться.

В этом возрасте рекомендуется увеличить продолжительность прогулок на свежем воздухе. Пусть малыш не просто пассивно лежит в коляске, а рассматривает все вокруг. Повесьте на коляску погремушек и новых игрушек, чтобы ребенок мог хвататься за них ручками.

Продолжайте делать ребенку ежедневный массаж и гимнастику. Гармоничное физическое развитие гарантируют и быстрое развитие психики и мозга.

Правильное развитие малыша: что должен уметь ребенок в 4 месяца

В первый год жизни малыша важно показывать педиатру каждый месяц. Регулярные осмотры помогут вовремя выявить и решить проблемы со здоровьем младенца. Но у родителей всегда остается много вопросов о развитии ребенка, и врач часто не успевает отвечать на все. В этой статье вы узнаете, что должен уметь малыш в 4 месяца. 

Показатели правильного физического развития в 4 месяца

• Вес. В норме четырехмесячный малыш должен весить примерно вдвое больше, чем новорожденный. Соответственно вес ребенка на четвертом месяце жизни составит примерно 6 – 6,5 кг.

• Рост. В первом квартале малыш прибавляет в росте около 3 сантиметров ежемесячно.

То есть за 4 месяца он должен вырасти на 12 см.

Считаем: если при рождении рост ребенка составлял 50 см, то к 4 месяцам он будет уже 62-65.

• Голова и грудь. К возрасту 4 месяцев окружность груди младенца должна увеличиться на 8 см и составлять примерно 42-43. А окружность головы четырехмесячного малыша примерно такая же, как и окружность груди, – 40-42 см.

• Волосы. Часто близкие гадают: какие волосы унаследовал малыш – милые кудряшки, как у мамы, или густые гладкие, как у папы?

Пока ребенку всего 4 месяца, не стоит спешить с выводами. В этом возрасте у многих детей волосы мягкие и пушковые, и этот «пушок» сменится только после 6 месяцев. Придется подождать!

• Глаза. Наверняка многие родители замечали, как «блуждают» глаза у грудного ребенка. Это связано с тем, что у новорожденных глазное яблоко маленькое, а зрение слабое.

Не стоит паниковать, если такое «косоглазие» малыша полностью не прошло к 4 месяцам. У многих детей оно может сохраняться до 1 года.

Слюнные железы. Многие родители переживают, что у малыша постоянно текут слюни в то время, как у других детей такой «проблемы» вроде бы нет. Дело в том, навык заглатывания слюны приходит ко всем детям по-разному: кто-то учится этому быстро, а кто-то справляется с задачей только к 1 году. Так что, если к четырем месяцам ребенок не научился глотать слюну – не переживайте, это норма.

• Зубы. Очень скоро у ребенка полезут первые зубки. Это может сопровождаться небольшим дискомфортом, зудом в деснах, увеличением слюноотделения. Вы можете заметить короткие периоды беспокойства у крохи.

Но в целом, если зубы еще не лезут, нет нарушений по питанию и заболеваний, дети в этом возрасте часто бывают в хорошем настроении и много интересуются тем, что происходит вокруг.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В 4 месяца у малыша уже есть много маленьких достижений, которые изо дня в день радуют родителей. Итак, что должен уметь четырехмесячный ребенок?

• Переворачиваться и держать голову. В 4 месяца малыш умеет переворачиваться со спины на живот. А к 5-6 месяцам он научится делать это в обратном порядке – с живота на спину.

Сейчас ребенок уверенно держит голову лежа на животе с упором на руки.

• Захватывать предметы и рассматривать их. Физиологический гипертонус полностью проходит в три месяца. И сейчас ребенок уже умеет щупать предметы и перекладывать игрушки из руки в руку. Он с любопытством рассматривает все, что его заинтересовало, – будь то новая игрушка или мамина рука.

Во время кормления малыш придерживает ручкой бутылочку или грудь матери.

• Узнавать близких и смеяться. В 4 месяца малыш узнает маму, радуется при ее появлении, реагирует на звучание знакомого голоса. При общении со взрослыми он оживляется – продолжительно и певуче гулит.

А еще в этом возрасте ребенок уже смеется в голос.

• Фиксировать взгляд на своем отражении. Малыша привлекает его образ в зеркале, но узнает ли он себя – наука пока не в состоянии однозначно ответить на этот вопрос.

В 4 месяца малыш может реагировать на свое отражение в зеркале, а вот осознанно воспринимать его начинает только после 7 месяцев.

• Пытаться ползать. К 4 месяцам ребенок интересуется всем, всем что происходит вокруг. Именно сейчас – в возрасте от 3 до 5 месяцев – он совершает свои первые попытки ползать. Начинает свое движение малыш с положения лежа на животике, при этом пытаясь отталкиваться руками. Создается впечатление, будто он двигается назад, поочередно приподнимаясь на ручках.

Уже совсем скоро – в 5-6 месяцев – ребенок начнет вовлекать в этот процесс и ножки, а его движения станут более скоординированными.

Этапы развития ребенка в первый год: месяц за месяцем

Пристегнитесь, родители! Первый год жизни вашего ребенка — это вихрь важных событий. Вы уже видели, как они сделали свой первый вдох, услышали их первый вопль и сменили свой первый грязный подгузник. (Осталось всего пару тысяч, только в этом году!)

Так что же дальше?

Вехи развития — это поведение и физические навыки, которых дети достигают и осваивают по мере взросления. Некоторые физические вехи первого года жизни включают:

  • переворачиваться
  • тянуться к предметам
  • сидеть
  • ползать

Поведенческие/социальные вехи включают в себя подражание вашим выражениям лица и плач или смех, чтобы показать эмоции.

Итак, приготовьте свои камеры — вот основные вехи, которых вы можете ожидать в течение волшебного первого года жизни вашего ребенка!

Может показаться, что ваш ребенок сейчас просто машина для еды, какания и сна. Но многое происходит в этом маленьком теле. Вехи, за которыми нужно следить, включают:

  • поднесение рук и кулаков ко рту (хотя и не всегда с большой точностью)
  • выработка рефлексов — вздрагивание при громких звуках, закрытие глаз при ярком свете
  • фокусировка на предметах, находящихся в пределах 12 футов от лица
  • поворот на знакомые звуки и голоса — как у вас!

Ваш ребенок начинает вести себя, ну, как ребенок. К концу 2 месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:

  • булькать/ворковать
  • пытаются следить глазами за движениями (так называемое отслеживание), хотя это может показаться не очень скоординированным
  • держит голову и толкает вверх руками, лежа на животе

Ваш ребенок превращается из зависимого новорожденного в более самостоятельного ребенка (ура — вы могли бы найти эти 5 минут, чтобы принять душ!). В этот момент начинают проявляться некоторые из этих перегрузок привлекательности. Следите за:

  • улыбкой на звук вашего голоса (совет для профессионалов: запишите это и пересмотрите через 15 лет, чтобы доказать, что когда-то вы нравились вашему ребенку)
  • держать голову и грудь вверх и пинать ногами, лежа на животе
  • хватать игрушки
  • с большей точностью класть руку в рот
  • произносить больше гласных звуков (ох и ах)
  • узнавать знакомые лица и предметы на расстоянии
  • пытаясь имитировать выражение вашего лица

На этом этапе ваш ребенок берет уже достигнутые вехи и совершенствует их. Например, они могут держать голову более последовательно и дольше, хватать игрушки с большей координацией и более точно копировать ваши выражения. Другие вехи:

  • держит погремушку и одновременно трясет ею
  • возможно, начинает переворачиваться с живота на спину
  • более плавно отслеживает движения
  • нажимает на ножки, когда его держат в положении стоя

Ваш ребенок продолжает расти, исследовать , и мастер. По мере увеличения их силы и координации вы можете заметить, что ваш ребенок:

  • перекатывается с живота на спину, а затем обратно на живот
  • хватает свои ножки и, возможно, даже вставляет их в рот
  • перемещение предметов из одной руки в другую
  • проявление интереса к еде, которую вы едите, знак того, что они готовятся к твердой пище

Ваш ребенок растет! Теперь они могут быть:

  • сидеть на короткое время без какой-либо поддержки
  • произносить согласные (мммм) и гласные (ееее, ооооо) звуки
  • играть и выражать недовольство, когда игра заканчивается вещи вне досягаемости
  • распознавание своего имени
  • выражение эмоций (плач или нытье, когда они грустят или злятся, и смех или визг, когда они счастливы)

Учитывая, что в настоящее время они все лучше и лучше схватывают и удерживают предметы, Американская академия педиатрии говорит, что 6 месяцев — это самое время начать поощрять ребенка пользоваться ложками и руками, чтобы есть самостоятельно. (Предупреждаем: это будет некрасиво.) Вы даже можете ввести чашку-непроливайку или обычную чашку с помощью.

Ваш ребенок продолжает развивать то, что он уже изучил. Вехи включают в себя:

  • длительное сидение без опоры
  • реакция на слово «нет»
  • распознавание эмоций (радостных, суровых и т. д.) по вашему тону
  • реагировать на мимику — улыбаться улыбающемуся лицу, неуверенно смотреть на испуганное лицо
  • класть предметы в рот, чтобы исследовать их (совет для родителей № 204: держите все мусорные баки — и, ради всего святого священные вещи, ведерки для подгузников! — в закрытом положении, потом скажете спасибо)
  • более плавное отслеживание объектов
  • соединение большего количества согласных во время лепета

Вы могли заметить, что ваш малыш теперь может переворачиваться, садиться и перекладывать предметы из рук в руки или из рук в рот, как профессионал. Вы также можете начать видеть своего ребенка:

  • раскачивание взад-вперед на руках и коленях или бегание по полу (предшественники ползания)
  • подтягивание до положения стоя примерно в этом возрасте прорезаются первые зубы)
  • продолжая бормотать (это случайное мама-ма или да-да вы только что слышали?!) родители или основные опекуны

Не беспокойтесь — тревога разлуки проходит. Мы обещаем, что со временем вы снова сможете ходить в туалет в одиночестве.

Ваш ребенок двигается! Это могут быть:

  • ползание
  • более уверенное подтягивание до положения стоя
  • игра в прятки или поиск спрятанного предмета
  • использование щипцового захвата (что включает удерживание небольшого предмета, например, кусочка хлопьев или макарон, между указательным и большим пальцем)
  • указание на то, что он хочет

Ваш ребенок продолжает исследовать и экспериментировать. Наблюдайте за своим ребенком, когда он:

  • переходит от тянущего движения к стоянию или ползанию к «движению» или ходьбе, держась за мебель или предметы по комнате
  • сталкивание предметов друг с другом только для того, чтобы услышать звук, который они издают — своего рода слуховое нападение, с которым может сравниться только оркестр вашего соседа в гараже
  • тыкание предметами
  • складывание предметов в контейнер, а затем их извлечение
  • кормление руками
  • встряхивание головой говорит «нет» и машет рукой «пока-пока»

Помимо того, что ваш ребенок может тянуться, ползать и кружить, он может:

  • продолжать изучать язык, давая вам больше мам , дадас , а может быть даже случайный о-о-о! использование правильного наклонения
  • понимание простых декларативных утверждений, таких как «не трогай»
  • копирование вашего поведения, например нажатие кнопок на игровом телефоне и бормотание для имитации разговора

Поздравляем! У вас официально есть малыш, и вы не хуже изнашиваетесь — за исключением, может быть, того случая, когда ваш ребенок сильно дернул вашу серьгу-кольцо, и… ну, мы отвлеклись.

В течение двенадцати месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:

  • ходить, некоторое время стоять без поддержки и, возможно, даже делать шаг или два
  • исследовать предметы, ударяя, бросая и роняя их
  • произнося одно или два простых слова, например, hi , no , и bye
  • используя предметы правильно, если не неуклюже (например, используя ложку для еды и расческу для расчесывания волос)
  • глядя на нужный предмет, когда вы говорите, — Где собака? или «Где бабушка?»

В то время как большинство детей достигают вех примерно в одном и том же возрасте (и примерно здесь ключевое слово) существует широкий диапазон «нормальных».

Ребенок вашей сестры ходил в 10 месяцев, а ваш еще ползает в 13 месяцев? Обычный. Ваш 9-месячный ребенок может собирать Cheerios как пылесос, но ребенок вашего соседа того же возраста продолжает бороться? Ага, это тоже нормально.

Младенцам, рожденным недоношенными или имеющим проблемы со здоровьем или врожденные пороки, также может потребоваться больше времени для достижения основных этапов. А одно исследование 2018 года показало, что девочки, как правило, достигают определенных успехов раньше мальчиков (хотя различия невелики).

На протяжении всего пути педиатр вашего ребенка будет отслеживать вехи и следить за прогрессом вашего ребенка. Если лечащий врач вашего ребенка сочтет необходимым вмешательство (например, скрининг, тестирование или лечение), он сообщит вам об этом. И не сбрасывайте со счетов собственную интуицию. Если вы чувствуете, что что-то нуждается в расследовании, говорите.

Ходите на приемы к своему ребенку (обычно от 5 до 6 в первый год) и рассматривайте их как возможность поговорить с педиатром о том, что происходит.

Помните, что средний возраст для достижения определенных вех — всего лишь средние значения. Некоторые младенцы будут делать что-то раньше, а другие — позже — и все это обычно нормально.

На самом деле, одно швейцарское исследование, опубликованное в 2013 году, показало, что дети, которые рано начали ходить (младше, чем средний показатель исследования, равный 12 месяцам), не были ни более умными, ни более скоординированными в своем позднем подростковом возрасте, чем дети, которые ходили позже (последним было 20 лет). месяцы).

Но, как всегда, поговорите с врачом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо опасения.

Вехи развития: 0-4 месяца | Bard & Didriksen Pediatrics

С того момента, как ваш ребенок родится, с ним произойдет много изменений, он будет расти и развивать новые навыки, личностные качества и многое другое. Один из способов помочь отследить развитие вашего ребенка — обращать внимание на различные вехи. Конечно, у разных детей эти изменения происходят в разное время, поэтому их не следует рассматривать как «правило», указывающее на правильный рост, и их не следует сравнивать между детьми. Кроме того, дети, рожденные раньше срока, могут достичь вехи немного позже, чем те, кто родился в срок. Не говоря уже о том, что эти навыки не навсегда овладевают после их выполнения. У большинства детей в какой-то момент наблюдается регресс навыков, например, регресс сна, когда они могут переходить от сна всю ночь к ночному пробуждению, когда начинают прорезаться зубы.

Ниже приведен список общих изменений, которые можно наблюдать в течение первых 4 месяцев жизни вашего ребенка:

От рождения до 1 месяца

  • Физическое развитие
    • Развивайте основные рефлексы выживания, такие как сосание, глотание, кашель, рвотные позывы, выделение, хватание, моргание и вздрагивание.
    • Руки большую часть времени сжаты в кулаки
    • Глаза все еще не скоординированы и могут казаться пересекающимися
  • Когнитивные разработки
    • Ребенок наблюдает за объектом, находящимся на расстоянии около 12-15 дюймов, особенно если объект медленно перемещается из стороны в сторону в поле зрения
    • Исследование собственных рук и пальцев
    • Отдать предпочтение голосу собственной матери
    • Может различать запахи и вкусы (т.е. предпочитает сладкие на вкус жидкости и отталкивается от неприятных запахов)
  • Языковые разработки
    • Общается в основном плачем, но может издавать и другие звуки
    • Предпочтение определенных звуков, таких как музыка или знакомые голоса
    • Повернуться в сторону знакомого голоса
  • Социальное и эмоциональное развитие
    • Спите в среднем 17-19 часов в день в течение нескольких коротких периодов сна
    • Наслаждайтесь тем, что вас держат на руках и покачивают
    • Ранние характеристики личности могут показать
    • Начните признавать основных опекунов

От 1 до 4 месяцев

  • Физические разработки
    • Способен поднять голову и грудь и смотреть в обе стороны, когда лежит лицом вниз
    • Начните держать руки открытыми
    • Фокусировка глаз и отслеживание движущихся объектов или лица, осуществляющего уход
    • Обхват пальцами предмета, когда он находится в руке
    • Двигать руками и ногами «извиваясь» и выбрасывать ноги
  • Когнитивное развитие
    • Движение головы в сторону разных цветов и изменений освещения
    • Влечение к голосам людей
    • Исследуйте их окружение, кладя предметы им в рот
    • Дотянитесь до шумящих игрушек
  • Языковые разработки
    • Издавать воркующие и булькающие звуки, особенно когда с ними разговаривают или улыбаются
    • Плакать, когда что-то нужно
    • Смеется, иногда громко
    • Свяжите звуки с определенными объектами или деятельностью
  • Социальное и эмоциональное развитие
    • Отвечать улыбкой, когда кто-то улыбается ему
    • Может играть в игры, например, в прятки
    • Наслаждайтесь нежной щекоткой или подпрыгиванием
    • Способен успокоить, когда расстроен знакомым голосом

Опять же, эти вехи следует использовать в качестве руководства, а не конкретного контрольного списка для определения надлежащего развития. Не имеет значения, достигает ли ваш ребенок их рано или немного поздно, главное, чтобы они стабильно прогрессировали. Вполне возможно, что ваш ребенок не будет демонстрировать все вышеперечисленное поведение в течение первых четырех месяцев жизни.

Однако есть некоторые признаки того, что может потребоваться профессиональная помощь. Если ваш ребенок не достигает хотя бы большинства из вышеупомянутых вех в течение разумного периода времени после окончания стадии или он внезапно перестает прогрессировать в течение нескольких недель, обратитесь к своему педиатру для оценки. Если подозреваются какие-либо задержки в развитии, раннее вмешательство поможет улучшить общий результат по мере их роста.

Наблюдать за ребенком и помогать ему узнавать новое — это уникальный и увлекательный опыт, который не следует отягощать заботой о выполнении всех пунктов в списке этапов. Во время осмотра здоровья вашего ребенка мы обсудим его прогресс, а также любые проблемы, которые могут возникнуть у вас, чтобы обеспечить развитие вашего ребенка в соответствии с потребностями.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *