Содержание
Что должен уметь делать подросток по дому: важные навыки
Что тинейджеры должны уметь делать по дому сами, без помощи родителей? Можно ли поручать им регулярно выносить мусор? Стирать свою одежду? А готовить еду? Мы собрали хорошую памятку из 10 пунктов.
Анна Степцюра
Photo by Sheri Hooley on Unsplash
Ребенок вырос — и чем более самостоятельным он будет, тем проще всей семье.
Следить за порядком в комнате, мыть посуду, помнить об уроках — это не только прихоть родителей, это навыки, которые в будущем облегчат ребенку переход к самостоятельной жизни. Готовить детей к выполнению «взрослых» дел можно начинать уже в 3 года — с навыков зашнуровывания ботинок и застегивания куртки.
Если родители все делают правильно, то к подростковому периоду их ребенок уже умеет:
1. Готовить одежду для стирки
Достать из шкафа все грязное, отсортировать по цветам и степени загрязнения, загрузить стиральную машину — в 12−13 лет дети вполне могут справиться с этими задачами.
2. Следить за деньгами
Ответственный расход карманных расходов — это то, чему все родители должны научить своих детей. Ребенок должен понимать, что деньги не появляются просто так — вы их зарабатываете. Поэтому за тратами нужно следить: научите вести простейшую бухгалтерию с указанием статей расходов. Хорошая практика – почаще посылать в магазин за семейными покупками, учить делать выбор (но не критикуйте слишком часто).
3. Готовить простые блюда
Каша на завтрак, бутерброд к чаю, да и сам чай заварить — это ведь несложно, правда? Научите этому детей. Посылая в магазин за продуктами, напомните, что он сам любит из блюд, что нужно для них купить.
4. Помнить и выполнять школьные домашние задания
Без напоминаний родителей и их постоянного контроля. И пусть без вас ребенок напишет чуть более слабое сочинение или совершит ошибку в задаче по математике — зато это будет его честная работа. Дети, чьи родители делают все за них, во взрослой жизни часто оказываются сбиты с толку — они не привыкли думать, делать и планировать самостоятельно.
Другой случай, если у ребенка особые образовательные возможности и потребности. Тогда, возможно, ему требуется больше вашей помощи. Но не выполняйте все задания за него, старайтесь давать больше места для самостоятельности.
5. Вежливо разговаривать со взрослыми
Учитель в школе, тренер в секции, сосед по лестничной площадке, друзья родителей — ребенок регулярно сталкивается с самыми разными людьми, и к подростковому возрасту уже должен уметь поприветствовать человека и поддержать вежливый разговор.
Важный нюанс: научите ребенка, в каких случаях этого делать не нужно — когда на беседу набивается незнакомец, а рядом нет ни одного знакомого взрослого.
6. Действовать в чрезвычайной ситуации
Важно, чтобы ребенок умел позвонить в полицию, скорую или пожарную службу. Знал, где в доме аптечка, и правила оказания первой помощи.
7. Ориентироваться в городе или своем микрорайоне
Рано или поздно все дети покидают родительский дом, некоторые — сразу после школы, переехав учиться в другой город. Научите ребенка пользоваться общественным транспортом, безопасно переходить дорогу, пользоваться картами в смартфоне.
8. Благодарить за работу
У подростков уже появляются компании, с которыми они ходят в кафе. Чаевые официанту — это не только общепринятая практика, но и осознание того, что за каждую работу нужно благодарить.
9. Самостоятельно просыпаться утром
Поверьте, ваш соня вполне на это способен — если достаточно замотивирован и понимает, что никто не будет тратить 40 минут на долгие подъемы.
10. Убирать в доме
Домашние обязанности принесут пользу и ребенку, и вашему дому. Это отличный способ делегировать часть ответственности и обучить полезным навыкам. А для подростка — возможность почувствовать, что он вносит свой вклад в жизнь семьи.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 7 лет
Многим знаниям вашего малыша научат уже в школе, но ему самому будет проще, если он овладеет большинством навыков заранее. Домашняя обстановка более спокойная, уютная и располагает к неторопливому обучению. За партой же ребёнок будет вынужден подчиняться временным рамкам, торопиться или отставать, если что-то не успевает. Всё это, скорее всего, будет сопряжено с беспокойством, нервным напряжением, снижением самооценки. Крайнее проявление – отказ от уроков, нежелание посещать школу. Будьте внимательны к своему ребёнку и обязательно проверьте уровень его подготовленности перед собеседованием в первый класс.
Так что же должен знать и уметь ребенок к моменту поступления в школу
Общение и коммуникативные навыки
НУЖНО:
• уметь вполне хорошо изъясняться,
• описывать свои ощущения, впечатления, переживания.
• словарный запас семилетки составляет около 4 тысяч слов
Объем лексических знаний семилетнего ребенка зависит от того, насколько часто: занимаются и общаются с ребенком его родители, члены семьи, родственники, а также что он читает и какую именно литературу.
• уметь заводить новых друзей, находя с ними общий язык, увлечения и интересы
Некоторые дети делают это с опаской; некоторые – с охотой. Родителям нужно способствовать расширению круга общения ребьенка, но нельзя принуждать к тому, чтобы он общался с другими ребятами, которых школьник по каким-либо причинам избегает.
Если в своем классе семилетка не смог обзавестись хорошими приятелями, то расширить круг его общения позволит любой детский кружок, спортивная или другая секция, где первокласснику будет не только интересно, но ион сможет проще отыскать для себя друга по интересам.
• знать общие правила поведения
Но помимо общих правил необходимо формировать также и поведение, характерные для мальчиков и девочек. Нередко, например, случается, что мальчикам труднее поддерживать свою опрятность и следить за внешним видом, чем девочкам. Кроме того, подрастающему джентельмену следует прививать правила мужского поведения: защищать слабых, помогать девочкам, уступать место пожилым людям и женщинам. В идеале ребёнок должен иметь перед глазами соответствующий образ, отвечающий этим требованиям. Конечно же, это фигура отца. Но что же делать в тех случаях, когда отца нет, или вместе с ребенком не проживает? Есть такое понятие как «значимый взрослый»; в случае отсутствия отца, таким значимым взрослым может стать другой родственник мужского пола, тренер в секции, духовный наставник и др. А отцам важно участвовать в воспитании как мальчиков, так и девочек, и особенно в подростковом возрасте.
Грамота
НУЖНО:
• обязательно знать алфавит
• научиться писать печатные буквы
• определять количество слогов
• определять количество звуков
• определять места ударений
• различать мягкие и твердые согласные
• отличать друг от друга гласные и согласные звуки
• использовать имеющийся запас лексики
• формулировать несложные предложения из 2-5 слов
• выстраивая фразу, понимать, что все слова в предложении идут друг за другом в определенной последовательности (не «Гулять пошел на улицу я», а «Я пошел гулять на улицу»)
Математические знания
НУЖНО:
• назвать последовательно числа от 1 до 10 и перечислить их в обратном порядке
• решать простые арифметические задачи в одно действие (сложение или вычитание)
• правильно пользоваться измерительными приборами (линейкой, угольником)
• понимать, какое из представленных чисел больше, а какое – меньше
• правильно соотносить количество предметов с определенной цифрой
• ориентироваться в пространстве и направлении (внизу, вверху, выше, ниже, впереди, сзади, между и пр. )
• ориентироваться во времени, определяя его по часам
• называть геометрические фигуры;
• Знать знаки плюс и минус, как ими пользоваться;
Рисование и художественные способности
НУЖНО:
• уметь аккуратно рисовать
• пользоваться карандашами, ручкой, фломастерами, кисточкой и акварельными либо
гуашевыми красками
• при работе с листом бумаги ориентироваться в его свободном пространстве, помещая картинку ближе к центральной части листа или же полностью отводя лист под изображение, например, при изображении пейзажей.
• раскрашивая черно-белую картинку, не выступать за обозначенные контуры
• правильно подбирать цвета: трава зеленая, солнце желтое, дом коричневый или черный
• раскрашенный рисунок опрятный и соответствующий действительности.
• знать цвета и оттенки
• знать обозначение направлений и сторон
Знания об окружающем мире
НУЖНО ЗНАТЬ:
• своё полное имя, возраст, дату рождения, адрес, город, страну, планету
• полные имена родителей, близких родственников, их дни рождения и профессии
• дни недели, месяцы, времена года
• диких и домашних животных, насекомых, птиц, водных обитателей
• овощи, фрукты, ягоды, растения, деревья, цветы
• правила дорожного движения.
Концентрация внимания
НУЖНО УМЕТЬ:
• быть усидчивым
• сосредоточенно выполнять определенное задание (раскрашивать рисунок, разгадывать настольную головоломку) в течение 20-25 минут (для гиперактивных детей 15 минут)
• уметь находить различия на двух похожих картинках (задачки на внимательность)
• находить лишний предмет среди нескольких, объединенных общим признаком (например, в ряду «картошка-капуста-морковь-помидор-яблоко» ребенок вычеркнет яблоко, которое не относится к овощам)
• находить отличия и сходства между разными предметами (стул-стол, чашка-чайник)
• выполнять задания по предложенному образцу, например, копирование узора, буквы, символа, геометрической фигуры
• находить одинаковые предметы на картинке
• уметь удерживать в поле зрения, не поворачивая головы, около 10 предметов сразу (Попросите ребенка посмотреть прямо перед собой, и назвать те предметы, которые охватывает его взгляд)
Учитывая, что в начальной школе ребенку придется выдерживать отведенную продолжительность уроков, с очень подвижными и неусидчивыми малышами, с ним предварительно надо заниматься, тренируя и вырабатывая у него терпение и умение концентрировать свое внимание.
Главное условие – это наличие у ребенка интереса к тому, чем ему предстоит заниматься. Опираясь на это условие, родители, пытающиеся добиться от ребенка сосредоточенности, должны в первую очередь заинтересовать его тем или иным заданием. Угрозы и крики в этой ситуации инструменты не только неэффективные, но и даже опасные: так навсегда закрепляется стойкое неприятие к любой деятельности, где требуется сосредоточенность и скрупулезность.
Речевое развитие, мышление, память
НУЖНО:
• уметь самостоятельно составлять небольшие рассказы из 6-10 предложений (на основании его личного опыта, пережитых ситуаций и впечатлений)
• в рассказе должна наблюдаться логическая последовательность событий
Можно использовать следующие способы и упражнения:
— Чтобы сопоставить имеющиеся у ребенка знания и навыки с тем, что должен знать ребенок в 7 лет, попросите его описать в устной форме пережитый день. Что он видел, где был, с кем встретился?
— Мягко поправляйте допущенные ошибки в рассказе, задавайте наводящие вопросы, чтобы повествование приобрело более детализированный и четкий характер.
— Сделайте такие рассказы ежедневной вечерней традицией: это поможет и в развитии речи и мышления, и в умении разобраться с психоэмоциональным состоянием прошедшего дня.
— Читайте небольшие сюжетные истории с последующим пересказом. Чем больше деталей в сюжете запомнит семилетка, тем лучше.
— Поиграйте в подбор синонимов и антонимов к словам (хороший — плохой, добрый — злой и пр.).
— Совместно планируйте события следующего дня – это очень полезный способ научить ребенка ориентироваться во времени и программировать свои действия. Вопросы: Что будем делать утром, днем, вечером? Как долго будем делать то-то и то-то? Что будем делать на прогулке, куда пойдем, в парк или в сквер?
— Совместно разгадывайте загадки, головоломки, ребусы, пазлы.
Чтение
НУЖНО:
• уметь читать разносторонние книги
• полностью понимать описываемые в книге события
• отвечать на вопросы по содержанию и теме прочитенного
• скорость чтения к семи годам у разных детей может сильно варьироваться
• заучивать сказки, песни, стихи наизусть
Для развития навыков чтения у ребенка следует использовать произведения, различающиеся по объему (большие и маленькие), по содержанию (рассказы о природе, животных, о мире растений), по жанру (рассказы, басни, поэзия)
Бытовые навыки
НУЖНО:
• уметь полностью способны обслуживать себя
• самостоятельно кушать
• убирать за собой, наводить порядок в комнате среди вещей, книг и игрушек
• охотно помогать маме по хозяйству, выполняя несложную работу по дому
• самостоятельно одеться и раздеться
• сложить вещи на полку или повесить на вешалку
• без помощи взрослых разбирать кровать перед сном и заправлять ее по пробуждении
Если родители видят, что ребенок стремится к самостоятельности, это следует поощрять. Не выполняйте за малыша ту работу, с которой он, очевидно, прекрасно справляется и сам. Даже если вам хочется его пожалеть.
По материалам работ Гуткиной Н.И., Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А., личной практики и по материалам интернета
Вехи развития: 4 года — The Tech Edvocate
Распространяйте любовь
Ранние годы вашего ребенка полны чудес и быстрого роста во всех аспектах его существования. Родители хотят гарантировать, что их дети достигнут всех этапов развития в соответствии с графиком. В преддверии дошкольного образования для многих детей родители должны потратить несколько секунд, чтобы подумать, действительно ли их ребенок готов.
Сколько из этих вех ваш ребенок уже начал преодолевать?
Язык
Язык — это один из самых важных талантов, который ваш ребенок все еще развивает в возрасте четырех лет. К этому возрасту они должны уметь произносить свое имя и адрес, а также рассказывать свои собственные истории. Они также могут разучивать и исполнять юмористические стихи или детские песенки, такие как «Колеса в автобусе».
Они также должны закрепить свое понимание будущего времени и определить некоторые очень основные грамматические понятия (например, использование местоимений). Предложения должны состоять не менее чем из пяти слов.
Физические достижения
В возрасте около четырех лет родителям легче всего судить о физических достижениях. Их крупная моторика должна развиваться быстро. В целом, растущие физические способности вашего ребенка ежедневно предоставляют ему больше свободы. К четырем годам большинство детей могут:
- Наступать на одну ногу
- Балансировать на одной ноге не менее двух секунд.
- Подъем или раскачивание
- Большую часть времени вы можете поймать прыгающий мяч.
- Под присмотром они разминают еду.
Более целеустремленные дети могут начать самостоятельно осваивать более сложные навыки, например прыгать по лестнице или подниматься по ней. Родители должны оценить мотивацию своих детей к развитию этих способностей. Эксперты призывают их проводить достаточно времени, играя с другими детьми, и избегать чрезмерного количества игрушек. Это поможет физическому развитию вашего ребенка.
Эмоциональный и социальный
В возрасте четырех лет многие дети быстро обретают способность заводить друзей и налаживать отношения со сверстниками. Они приобретают сильное желание угодить своим сверстникам и подражать поведению других. Когда дело доходит до игры, вот несколько типичных вех, которых большинство детей достигают в этом возрасте:
- Взаимодействие с правилами и другими детьми во время игры
- Ролевая или творческая игра
- Предпочтение играть с другими, а не в одиночку
- Раскрытие своих интересов, симпатий и антипатий
- Отличие фантазии от реальности
- Страсть к пению и танцам
Познавательный
Родители часто беспокоятся о том, что их дети должны знать к четырем годам. Отслеживание и запись навыков, приобретенных вашим ребенком, позволяет вам лучше подготовить его к успеху в учебе. По данным CDC, к четырем годам большинство детей будут в состоянии интеллектуально выполнять следующие действия:
- Цвета, цифры и формы названы впервые.
- Некоторое понимание времени
- Вспомнить конкретные детали из сказки
- Нарисуйте человека с двумя-четырьмя частями тела.
- Играйте в простые настольные или карточные игры.
- Начать классифицировать вещи (одинаковые и разные вещи)
Задержка в развитии
Согласно критериям обучения, это лишь некоторые из стандартных способностей четырехлетнего ребенка. Проконсультируйтесь с вашим педиатром, если вы считаете, что ваш ребенок не достигает определенных этапов развития.
Многие предупреждающие признаки задержки развития в возрасте четырех лет связаны с проблемами независимости и навыков повседневной жизни. Они могут включать в себя трудности с одеванием или раздеванием, неспособность чистить зубы или мыть руки, а также проблемы с приучением к туалету. Если ваш ребенок постоянно отстает во многих из этих областей, вам следует обратиться к заслуживающему доверия педиатру, чтобы исключить какие-либо основные причины.
На четвертом году жизни вашего ребенка произойдет значительное улучшение его когнитивных, социальных и физических способностей. Подумайте о невероятных путях развития их разума и тела. Вы можете использовать этот контрольный список, чтобы увидеть, достигает ли ваш ребенок своих целей в развитии и готов ли он к дошкольному обучению.
Способности раннего развития детей по возрасту
Перейти к разделу
О наших способностях
Способности 0-3 месяца
Способности 4-6 месяцев
Способности 7-9 месяцев
Способности 10-12 месяцев
13-18 месяцев Способности
19- Способности на 24 месяца
Способности 2-3 года
Способности 4-6 лет
Способности на 6+ лет
О наших способностях
Способности — это дополнительные навыки, которые должен развивать ваш ребенок. Это важные навыки, которые учитывают общее поведение вашего ребенка, чтобы оценить его прогресс.
Обязательно сделайте поправку на недоношенность. Отсутствие одной или двух способностей не должно вызывать тревогу, так как каждый ребенок развивается по-своему. Однако, если им не хватает нескольких способностей, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.
Способности в возрасте 0–3 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Любит игривое общение с людьми лицом к лицу
- Замечает звуки и реагирует на них
Координация
- Использует зрение, чтобы следить за черно-белыми или ярко окрашенными объектами
- Может ненадолго лежать на животе
Повседневная деятельность
- Способен успокоиться во время поездки на автомобиле, когда он не устал и не голоден
- наслаждается купанием
- Обычно может переносить смену подгузника без плача
Самовыражение
- Может утешаться объятиями или прикосновением родителей
- Не расстраивается на повседневные звуки
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Не проявляет частых или продолжительных приступов расстройства
Способности в возрасте 4-6 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Получает удовольствие от игрового взаимодействия с другими людьми, например. прятки
- Вопит в ответ на игровое взаимодействие
- Поворачивает голову на звуки
- Поддерживает зрительный контакт со знакомыми людьми во время игрового взаимодействия
- Любит играть с игрушками разной текстуры
- Любит музыкальные игрушки
- Поднимает руки, чтобы их подняли
- Любит различные движения, например, легкие покачивания
Координация
- Способен поднять голову вперед при подтягивании в положение сидя, из положения лежа на спине
- Может играть на животике короткие промежутки времени
- Может поднимать голову и опираться на локти во время живота
- Играет руками и исследует игрушки
- Может поворачивать голову, чтобы визуально следить за движущимися игрушками и людьми
Ежедневная активность
- Может брать грудь во время кормления грудью или из бутылочки
- Способен сохранять спокойствие во время автомобильных поездок, когда он не устал и не голоден
- наслаждается купанием
- Обычно может переносить смену подгузника без плача
- Не боится лежать на спине при смене подгузника
Самовыражение
- Может утешаться объятиями или прикосновением родителей
7-9Месяц Способности
Игровые и социальные навыки
- Заинтересован во взаимодействии с другими, напр. прятки
- Любит играть с игрушками разной текстуры
- Любит играть с музыкальными игрушками
- Интересуется игрой с разноцветными предметами
- Поднимает руки к взрослому, чтобы его взяли на руки
- Поддерживает зрительный контакт с людьми во время игрового взаимодействия
- Любит двигаться, чтобы исследовать окружающую среду, когда находится на 9 этаже.0024
Координация
- Способен переносить вес через ноги при поддержке в положении стоя
- Может поднимать голову и отталкиваться локтями во время живота
- Держит голову вперед, когда его тянут в сидячее положение из положения лежа на спине
- Может играть на животике
- Передвигается по полу, чтобы достать желанную игрушку
- Входит и выходит из различных положений, напр. сидя, животик, руки и колени
- Может поворачивать голову, чтобы визуально следить за движущимися игрушками и людьми
- Сохраняет равновесие, сидя и используя две руки вместе, чтобы исследовать игрушки
- одинаково использует обе руки для игры с игрушками
Ежедневная активность
- Может брать грудь во время кормления грудью или из бутылочки
- наслаждается купанием
- Способен успокаиваться в машине, когда не устал и не голоден
- Обычно переносит смену подгузника без плача
- Не боится запрокидывать голову назад при переходе из положения сидя в положение лежа во время занятий, таких как смена подгузника
- Возможность перехода с молока или смеси на детские каши
Самовыражение
- Может утешаться объятиями или прикосновением родителей
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Способен успокаивать с помощью таких переживаний, как качание, прикосновение и успокаивающие звуки
- Не боится повседневных звуков
- Имеет установленный и надежный график сна
Способности в возрасте 10-12 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Интересуется общением с другими людьми, например прятки
- Поддерживает зрительный контакт с людьми во время игрового взаимодействия
- Поворачивает голову в ответ на обращение по имени
- Указывает на интересующие объекты к 12 месяцам
- Любит играть с игрушками разной текстуры
- Любит играть и стучать музыкальными игрушками
- Любит различные движения, например, когда родители мягко покачивают его в воздухе
- Часто исследует окружающую среду при размещении на 9 этаже.