Возрастные и психологические особенности детей 3-4 лет

Возрастные и
психологические
особенности детей
3-4 лет
Младший дошкольный возраст –
это важнейший период в развитии
ребенка.
Именно в этом возрасте происходит
переход малыша к новым
отношениям со взрослыми,
сверстниками и предметным миром.
Развитие психических процессов в норме
Показатели
3-4 года
Мышление
Наглядно-образное
Речь
Начинает формироваться связная речь
Произвольность
Внимание и память непроизвольные
Физиологическая
чувствительность
Высокая чувствительность к дискомфорту
Объект познания
Окружающие предметы, их свойства, назначение
Способ познания
Экспериментирование, конструирование
Условия
успешности
Развивающая среда, партнерские отношения со
взрослыми
Отношения со
сверстниками
Мало интересен
Отношения со
взрослыми
Источник способов деятельности, партнер по игре
Наличие
конфликтов
Со взрослыми как продолжение «Я-сам»
Эмоции
Сильной модальности, резкие переключения
«Кризис трех лет»
— определение условное, так как временные рамки
кризиса гораздо шире. У одних детей он может
начаться в 2 года 10 месяцев, а у других в 3,5 года.
К трем годам у ребенка формируется характер, свое
индивидуальное отношение к миру, у него
складывается определенное отношение к себе.
Ребенок начинает проявлять нетерпимость к опеке
взрослого, стремится настоять на своем
требовании.
Основные симптомы кризиса
Негативизм;
Упрямство;
Строптивость;
Своеволие;
Протест-бунт;
Симптом обесценивания;
Деспотизм;
Посткризисное развитие ребенка зависит от
того как он взаимодействовал со взрослыми.
2 возможных варианта:
1. если взрослый в целом позитивно оценивал личность
ребенка, тактично и аргументировано указывал на
недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить
за старание и инициативность, то ребенок научится
гордиться собой и своими успехами;
2. если взрослый стремился добиться подчинения
любой ценой, наказывал за своеволие, стремился
подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка
разовьется желание противостояния взрослому,
победить его и ответно добиться своего.
Во втором случае гневливость, раздражительность и
упрямство укореняются, становятся чертами
характера.
Основная задача взрослого
– поддержать стремление к самостоятельности, не
погасить его критикой неумелых действий
ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные
силы;
Поэтому следует просто предоставить ребенку
сферу деятельности, где бы он мог проявлять
самостоятельность.
Эта сфера деятельности – в игре.
На этом этапе взросления будет полезна ролевая
игра с ее особыми правилами и нормами, которые
отражают социальные связи, она и послужит для
ребенка тем «безопасным островом, где он может
развивать и апробировать свою независимость,
самостоятельность» (Э.Эриксон).

9. Что должен уметь ребенок 3-4 лет

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать
соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный,
желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические
фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по
величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество
предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с
заданным признаком.
1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на
рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему
он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между
предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый
повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые
показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак
предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять
задание.
10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы
предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки
предметов, находить сходства и различия между предметами.
1. Ребенок должен уметь не только зрительно
воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения,
постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по
группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку
каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий
людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки
и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса,
говорить громко – тихо.
1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать
домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д.)
и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей,
ласточка, ворона) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка,
пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений:
3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов
(ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты,
ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о
материалах, из которых изготовлены окружающие
предметы.
6. Ребенок должен знать части суток — утро, день,
вечер, ночь.
7. Ребенок должен уметь называть явления природы дождь, снег, ветер.
1.Ребенок должен уметь самостоятельно
одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами
бумагу.
3. Ребенок должен уметь пользоваться
карандашами, фломастерами, ручками и т.д.
Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок должен уметь обводить и
раскрашивать картинки.
5. Ребенок должен знать основные правила
гигиены.
Играйте чаще и будьте
терпимее к своим
любимым ангелочкам!

Маленький почемучка:особенности развития ребенка 3 лет

Дата публикации: 18.12.2019

Трехлетний возраст в развитии ребенка многие опытные родители по праву считают самым интересным и, несомненно, наиболее ответственным в жизни человека. Только подумайте: еще совсем недавно ваше любимое чадо лишь училось держать головку и переворачиваться на бочок, а сейчас оно уже вовсю носится по квартире и задает кучу вопросов. «Мама, а о чем поют птицы?», «Папа, почему колеса у машин круглые» — эти и многие другие вопросы десятками слетают с уст крохи, которому интересно абсолютно все в окружающем мире.

 

Любящие мамы и папы нередко задаются вопросом о том, что должен уметь ребенок в 3 года, и сегодня мы постараемся в этом разобраться.

 

Моторная сфера

 

Трехлетки – настоящие, как сейчас принято говорить, «шилопопы». Они редко сидят на месте, постоянно осваивают новые движения. Дети в этом возрасте умеют бегать и прыгать, легко держат равновесие, стоя на одной ноге, могут и даже стремятся (помните бесконечное «Я сам!»?) самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице. Многие малыши именно в 3 года осваивают езду на трехколесных велосипедах, учатся плавать. С 3 лет начинается знакомство детей со спортом – именно этот возраст является той нижней границей, с которой возможен прием в различные кружки и секции.

 

Мелкая моторика достигает той степени развития, когда кроха уже может самостоятельно умываться и чистить зубы, расстегивать и застегивать пуговицы, пользоваться столовыми приборами.

 

Социальная сфера

 

Согласно календарю развития, в трехлетнем возрасте ребенок проявляет активный интерес к общению, он учится искать партнеров по играм, обретает первые навыки работы в команде и впервые пытается самостоятельно разрешать конфликты. 3 года специалисты называют первым критическим возрастом в развитии малыша. Он становится более тверд в общении с окружающими, упорно отстаивает свои интересы и даже показывает характер.

 

Умственное развитие и творческие способности

 

Задаваясь вопросом о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители чаще всего имеют в виду именно когнитивное развитие. В трехлетнем возрасте дети уже должны различать цвета и называть их, ориентироваться в форме предметов, сравнивать картинки, находя в них общее и разное. Также трехлетки умеют выстраивать логические цепочки, правильно строить предложения, оперируя местоимениями и предлогами («под», «над», «перед» и т.д.).

 

Три года – оптимальный возраст для развития творческих способностей ребенка, поэтому сейчас, как никогда, важно заниматься с малышом, вместе с ним рисовать, сочинять первые сказки и стишки, изготавливать аппликации, лепить из пластилина и т.д.

 

Однако любящие родители должны понимать, что хоть календарь развития и важен, в процессе воспитания необходимо учитывать и индивидуальные особенности крохи, его характер, темперамент, природные склонности и таланты.

Сотрудники «Продленки» — грамотные специалисты, лучшие педагоги региона, обладающие огромным опытом  работы с детьми дошкольного возраста. Мы любим свою работу, с максимальной внимательностью и высочайшей степенью ответственности относимся к каждому ребенку. Как детский сад «Продленка» располагает всей необходимой разрешительной документацией, имеет лицензию на дошкольное образование и действует в полном соответствии с образовательным стандартом ФГОС. Каждое занятие мы проводим с учетом возрастных и индивидуальных особенностей наших воспитанников и гарантируем полностью безопасное и комфортное развитие малышей. Приходите к нам, наблюдайте, задавайте вопросы – и вместе мы взрастим счастливых и здоровых деток!

​6 способов помочь вашим детям жить в соответствии со Словом Божьим


​Доктор Джош Малвихилл

ЖИЗНЬ, ОСНОВАННАЯ НА БИБЛИИ, чрезвычайно важна в жизни наших детей. Родители, бабушки и дедушки и педагоги несут ответственность за то, чтобы учить детей любить Библию и жить в соответствии со Словом Божьим. Большинство родителей учат детей ездить на велосипеде, обслуживать автомобиль и распоряжаться деньгами, но лишь немногие родители учат детей ежедневно читать Божье Слово и размышлять над ним.
Как пастор я встречаю большое количество христиан, которых никогда не учили, как проводить время в тишине и не читать Библию. В результате высока библейская безграмотность, распространен моральный релятивизм и широко распространена доктринальная путаница.

Откройте Божье Слово и будьте благословлены истиной и красотой, погрузитесь в его глубины и высоты и будьте пленены славным Богом на его страницах. Радостный опыт чтения Божьего Слова — это то, с чего начинается великое воспитание и обучение.

Бог говорит нам «ежедневно размышлять» над Его Словом (Пс. 1:2), а также «скрывать Слово Божье в сердце нашем» (Пс. 119:11). Эти команды применимы к взрослым и детям. Дети не могут жить Божьими путями, если они не знают Божьих слов. Вот шесть способов помочь своим детям развить любовь к Слову Божьему.

  1.           Выработайте привычку читать Библию
Ваша первоочередная задача – ежедневно уделять время чтению Божьего Слова. Во Второзаконии 6:6—7 говорится: «Эти заповеди, которые я даю вам сегодня, должны быть в сердцах ваших. Внушите их своим детям». Развитие Бога в этом отрывке важно. Слово Божье должно быть в вашем сердце, и тогда ему можно будет учить детей.
Пустые сосуды отдавать нечего. Нельзя передать детям то, чего у тебя нет. Вы не передадите страсть к Писанию, если сами не будете дорожить им. Вы не можете научить детей развивать навыки изучения Божьего Слова, если вы не развиваете его в своей жизни. Если вы педагог-христианин, убедитесь, что выполнение Божьей работы не ограничивает ваше время в Божьем Слове. Ежедневно проводить время в Слове Божьем должно быть вашим наивысшим приоритетом.

2.            Практикуйте семейное поклонение
Семейное поклонение – это средство ознакомления детей с истинами Писания и подготовки детей к христианской жизни. Практика состоит из чтения Писания всей семьей, молитвы и хвалы Богу, часто под музыку. Бог дал отцу роль духовного лидера, но и мать, и отец должны участвовать в библейском наставлении детей (Еф. 6:4; Притч. 1:8).
Подумайте над несколькими практическими мыслями:

•             Читайте Библию , а не чьи-то мысли о Библии. Наставления полезны, но основным источником должна быть Библия. Мы с женой часто читаем детям Псалмы и Притчи. Мы выбираем отрывки, основываясь на том, чему мы их стратегически учим. Притчи — это единственная книга Библии, написанная для молодежи, и ей следует уделить особое внимание дома или в классе.

•             Прочитайте детям всю Библию. Образцом Священного Писания является обучение детей глубоким истинам Священного Писания. Детей не прощали, когда трудные темы обсуждались в Колосской или Ефесской церкви. Присутствовали дети, которым велели подчиняться родителям; и поэтому их учили всему, что содержится в этих двух книгах.

•             Прочтите кратко. Помните, они дети. Чем младше ребенок, тем короче его продолжительность концентрации внимания. Не ожидайте, что ваш ребенок будет изучать Библию, как взрослый. Старайтесь, чтобы ваша семья читала кратко и по делу, но осмысленно. Десять минут — хороший срок для начала. Отличным ресурсом является The Long Story Short Марти Маховски.

•             Привлекайте детей к чтению и обсуждению. Ваша цель — ясно и по-библейски объяснить библейский отрывок, вовлечь в процесс детей и помочь им применять Божью истину в жизни.
Если семейное поклонение не является обычной привычкой в ​​вашем доме, не расстраивайтесь из-за ребенка, который жалуется, не отвечает на вопросы или пытается растянуть время. Как только ребенок узнает, что вы серьезно относитесь к регулярному чтению Библии, он войдет в привычку слушать и отвечать.

3.            Обучайте детей основным доктринам христианства    Молодые люди вряд ли сохранят верность вере, которую они не понимают и не могут защитить. Родители и христианские школы должны обучать детей всех возрастов основным доктринам христианской веры с рвением и последовательностью, следуя библейскому образцу. Во 2 Тимофею 3:15 мы читаем о Тимофее: «Ты с детства знаком со священными писаниями, которые могут тебя умудрить».0003 для спасения через веру во Христа Иисуса». В Псалме 71:17 говорится: «От юности моей, Боже, Ты учил меня, и до сего дня я возвещаю о Твоих чудесах».

 Образец Писания предназначен для обучения детей всех возрастов основным истинам Библии, чтобы они твердо укоренились во Христе и утвердились в своей вере (Кол. 2:7). Библия ясно говорит о том, что произойдет с детьми, если они плохо усвоят Слово Божье. Вот три примера:
1.            Дети пленены человеческими идеями и обмануты человеческими традициями (Кол. 2:8).
2.            Дети становятся непослушными и живут безбожной, неверной жизнью (Пс. 78:8).
3.            Дети растут, не зная Бога или Его великих дел (Судья 2:10).

Следующие темы следует преподавать детям всех возрастов:

Евангелие

Евангелие – это благая весть, потому что оно решает нашу самую серьезную проблему. Евангелие резюмировало: мы восстали против святого Бога, сотворившего нас. Бог действовал в Иисусе, чтобы спасти нас, и мы обретаем это спасение через покаяние во грехах через веру в Иисуса. Что касается Евангелия, у вас должна быть тройная цель, чтобы ваши дети: (1) ясно понимали его, (2) кратко объясняли его и (3) уверенно провозглашали его.

Большая картина Библии

Библия — это не случайный набор людей или событий. Это единое целое с одной основной сюжетной линией, указывающей на Иисуса, вращающейся вокруг него и исполненной в Иисусе. Библия состоит из четырех основных частей: сотворение (Бытие 1-2), грехопадение (Бытие 3), спасение (Бытие 4 — Откровение 20) и воссоздание (Откровение 21-22). Читая Ветхий Завет, помогите детям увидеть, как он указывает на Иисуса и Его завет спасения. Сам Иисус делал это: «И, начав с Моисея и со всеми пророками, Он объяснял им о Себе во всех Писаниях» (Лк. 24:27).
Основная цель Библии — прославить Бога, и это происходит в спасении и суде, которые можно найти на каждой странице Библии. Помня об этом, читайте и перечитывайте библейские истории своим детям. Познакомьте их с основными историями, людьми и событиями Библии, но не таким образом, чтобы это отделяло их от общей сюжетной линии Писания. Мы должны призывать наших детей к послушанию Иисусу Христу и можем использовать героев веры в качестве образцов для подражания, но не позволяйте нашему учению превращаться в моралистические наставления, отделенные от Евангелия Иисуса или славы Божьей.
 
«Дети не могут жить по Божьим путям, если они не знают Божьих слов».

Доктрина

Доктрина — это просто слово, описывающее то, чему учит Библия. Павел призывает молодого Тимофея «внимательно следить за своей жизнью и своим учением» (1 Тим. 4:16). Каждому ребенку необходимо понять основные доктрины христианской веры, чтобы вырасти мужчиной или женщиной с убеждениями следовать за Богом.
Две наиболее важные доктрины для изучения детьми сосредоточены на Слове Божьем и Сыне Божьем. Научить детей безошибочности, авторитету и достаточности Библии является признаком успешного образования. Великие школы учат детей принимать превосходство, исключительность, божественность и господство Иисуса Христа.
Кроме того, мы должны постоянно, с большей глубиной по мере взросления детей, преподавать такие темы, как: сотворение для противодействия эволюции, Божий замысел брака между одним мужчиной и одной женщиной для противодействия гомосексуализму, реальность рая и ада для противодействия утверждают, что смерть — это конец всего существования, искупительная работа Иисуса, чтобы опровергнуть утверждение, что все религии ведут к одному и тому же Богу, Троице и характеру Бога, и это лишь некоторые из них.

4.            Дайте ребенку Библию
Когда моя мать умирала от амиотрофического склероза, она спросила меня, что мне нужно от ее вещей, чтобы помнить о ней. У моей мамы были дорогие украшения, деньги и вещи, имеющие мирскую ценность, но больше всего я хотел ее Библию. Библия моей мамы — это физическое выражение величайшего дара, который она когда-либо давала мне: любви к Слову Божьему. Ее Библия изодрана и порвана. Его страницы желтые и размечены. Его хорошо использовали и очень любили. Я хочу, чтобы вы сделали такой же подарок своим детям.
Купите высококачественную кожаную Библию и персонализируйте ее для каждого ребенка. Выберите полнотекстовую удобочитаемую версию, которую ребенок сможет использовать по мере взросления. Хороший возраст, чтобы давать это ребенку, — средний возраст начальной школы, от 8 до 10 лет.
Запланируйте особую церемонию или ужин в связи с этим событием. Прежде чем давать Библию своему ребенку, подчеркните или выделите отрывки, которые вы хотите подчеркнуть. Делайте пометки на полях и пишите короткие заметки ободрения и одобрения. Пусть ваш дар поможет вашему ребенку полюбить Слово Божье и вторить псалмопевцу: «Как сладки слова Твои для моего вкуса, слаще меда» (Пс. 119:103).

5.            Научите детей изучать Библию
В первые годы жизни ребенка духовно питать его должны родители. Но постепенно эту ответственность следует перекладывать на ребенка. Для этого родители должны научить своего ребенка читать Библию. Детей следует обучать основным методам изучения Библии, которые включают наблюдение, толкование и применение. Это называется индуктивным изучением Библии.

Наблюдение : «О чем говорится в этом отрывке?»
Наблюдение – это внимательное изучение того, что происходит в отрывке из Писания. Правильные наблюдения являются ключом к пониманию смысла текста. Нам нужно читать Библию тщательно, медленно и с молитвой, чтобы понять, что говорит Бог.

Интерпретация : «Что это значит?»
Интерпретация пытается понять замысел автора. На интерпретацию влияет культура, в которой автор писал, предубеждения, которые мы привносим в текст, и контекст, в котором находится отрывок. Мы не можем понять стих, не поняв главы. Мы не можем понять главу, не поняв всей книги. Мы должны учить детей толковать Писание с помощью Писания и обращаться к источникам, таким как комментарии, чтобы лучше понять отрывок.

Заявка : «Что от меня требует этот проход?»
Мы обращаемся к Библии за преображением, а не просто за информацией. Божье Слово имеет право указывать нам, как жить.
 Мы учим детей подчиняться всем заповедям Бога, а не только тем, которые им нравятся. Научите детей тому, что послушание необходимо, а не обязательно.

6.            Предоставьте детям инструменты для изучения Библии
Каждый ребенок должен понимать, как пользоваться следующими инструментами для изучения Библии, которые станут отличным подарком.

Комментарии
Комментарии просто объясняют смысл и применение Писания. Ученые тратят много времени на изучение Библии. О своих открытиях они пишут в комментариях. Священное Писание может быть трудным для понимания, поэтому молодым людям полезно иметь хорошие комментарии.

Библейский словарь
Библейский словарь содержит список статей по темам. С помощью этого инструмента молодых людей научат искать людей, места и темы в Писании. Библейские словари помогают человеку быстро узнать о важных и малоизвестных людях Библии или значении слова. Дети также могут найти такие темы, как вера, и узнать больше об этой теме.

Конкорданс
Конкорданс — это каталог Библии. Он перечисляет каждое слово в алфавитном порядке и сообщает, где найти каждое слово, перечисляя ссылки. Чрезвычайно полезно, если молодой человек хочет выучить конкретное слово или помнит слово в отрывке, но не может вспомнить ссылку.

Библейский атлас
Библейский атлас расскажет о географии Библии, расположении городов и важных событиях. Например, есть ветхозаветный Иерихон и новозаветный Иерихон. Это полезно понять. Авторы Священного Писания намеренно пишут, что Иисус подошел к определенному месту. Это географическая справка. Полезно знать, где находится город, чтобы лучше понять текст.

Если вы хотите существенно повлиять на веру детей, то сделайте своим приоритетом научить их изучать и запоминать Библию. Научить ребенка развивать духовную привычку читать Писание — это непреходящее наследие.

Первоначально эта статья была опубликована в журнале The Renewanation Review ®  . Все права защищены. Перепечатано здесь с разрешения Renewanation. Для получения дополнительной информации о продлении посетите веб-сайт renewanation.org .

Nostra aetate


[AR — BE — CS — DE — EN — ES — FR — IT — HE — HU — LA — LV —
ПТ — ЮЗ — Ж]

ДЕКЛАРАЦИЯ
ОБ ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ К НЕХРИСТИАНСКИМ РЕЛИГИЯМ

 

1. В наше время, когда человечество день ото дня сближается, а связи между разными народами крепнут, Церковь более внимательно рассматривает свое отношение к нехристианским религиям. В своей задаче поощрения единства и любви между людьми, да и между народами, она прежде всего рассматривает в этой декларации, что общего у людей и что привлекает их к общению.

Едина общность всех народов, едино их происхождение, ибо Бог сотворил весь человеческий род для жизни на лице земли. (1) Един и их конечная цель, Бог. Его провидение, Его проявления благости, Его спасительный замысел распространяются на всех людей, (2) до того времени, когда избранные будут соединены в Святом Граде, городе, пылающем славой Божией, где народы будут ходить во свете Его. .(3)

Люди ждут от различных религий ответов на неразгаданные загадки человеческого бытия, которые сегодня, как и в прежние времена, глубоко волнуют сердца людей: Что такое человек? В чем смысл, цель нашей жизни? Что такое нравственное добро, что такое грех? Откуда страдание и какой цели оно служит? Каков путь к истинному счастью? Что такое смерть, суд и возмездие после смерти? Что, наконец, является той последней невыразимой тайной, которая объемлет наше существование: откуда мы пришли и куда мы идем?

2. С древнейших времен и до настоящего времени у разных народов встречается известное восприятие той скрытой силы, которая витает над ходом вещей и над событиями человеческой истории; временами некоторые действительно приходили к признанию Высшего Существа или даже Отца. Это восприятие и узнавание проникает в их жизнь глубоким религиозным смыслом.

Однако религии, связанные с развитой культурой, пытались ответить на те же вопросы с помощью более утонченных концепций и более развитого языка. Таким образом, в индуизме люди созерцают божественную тайну и выражают ее через неисчерпаемое изобилие мифов и через поиск философских изысканий. Они ищут свободы от страданий нашего человеческого состояния либо через аскетические практики, либо через глубокую медитацию, либо через полет к Богу с любовью и доверием. Опять же, буддизм в его различных формах осознает радикальную недостаточность этого изменчивого мира; она учит тому, как люди в благочестивом и уверенном духе могут либо обрести состояние совершенного освобождения, либо достичь, своими собственными усилиями или с помощью высшей помощи, высшего просветления. Точно так же и другие религии, встречающиеся повсюду, пытаются противостоять беспокойству человеческого сердца, каждая по-своему, предлагая «пути», включающие учения, правила жизни и священные обряды. Католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого в этих религиях. Она с искренним благоговением относится к тем образам поведения и жизни, к тем заповедям и учениям, которые, хотя и отличаются во многом от тех, которых она придерживается и излагает, тем не менее часто отражают луч той Истины, которая просвещает всех людей. Действительно, она провозглашает и всегда должна провозглашать Христа «путь и истину и жизнь» (Ин. 14:6), в ком люди могут найти полноту религиозной жизни, в ком Бог примирил с Собою все. 4)

Поэтому Церковь увещевает своих сыновей, чтобы посредством диалога и сотрудничества с последователями других религий, осуществляемого с благоразумием и любовью и свидетельствуя о христианской вере и жизни, они признавали, сохраняли и продвигали блага, духовные и моральные, а также социально-культурные ценности, присущие этим мужчинам.

3. Церковь с уважением относится и к мусульманам. Они поклоняются единому Богу, живущему и существующему в Себе; милостивый и всемогущий, Творец неба и земли, (5) говоривший с людьми; они прилагают все усилия, чтобы всем сердцем подчиниться даже Его непостижимым указам, точно так же, как Авраам, с которым исламская вера с удовольствием связывает себя, подчинился Богу. Хотя они не признают Иисуса Богом, они почитают Его как пророка. Они также чтят Марию, Его девственную Мать; иногда они даже взывают к ней с преданностью. Кроме того, они ждут судного дня, когда Бог воздаст их заслуги всем тем, кто воскрес из мертвых. Наконец, они ценят нравственную жизнь и поклоняются Богу, особенно через молитву, милостыню и пост.

Поскольку на протяжении веков между христианами и мусульманами возникало немало ссор и вражды, этот священный синод призывает всех забыть прошлое и искренне трудиться для взаимопонимания и сохранять, а также содействовать вместе на благо социальной справедливости и нравственного благополучия всего человечества, а также мира и свободы.

4. Когда Священный синод исследует тайну Церкви, он помнит об узах, которые духовно связывают людей Нового Завета с родом Авраама.

Так Церковь Христова признает, что, по спасительному замыслу Божию, начала ее веры и ее избрания находятся уже у Патриархов, Моисея и пророков. Она исповедует, что все верующие во Христа — сыны Авраама по вере (6) — входят в один и тот же Патриарший призыв, а также что спасение Церкви таинственным образом предвещается исходом избранного народа из земли рабства. Поэтому Церковь не может забыть, что она получила откровение Ветхого Завета через людей, с которыми Бог по Своей неизреченной милости заключил Ветхий Завет. Не может она также забыть, что черпает пропитание из корня той хорошо возделываемой маслины, к которой привиты дикие побеги, язычники. (7) Действительно, Церковь верит, что Своим крестом Христос, Наш Мир, примирил евреев и неевреи. делая обоих одним в Себе. (8)

Церковь всегда помнит слова Апостола о своих соплеменниках: «их сыновство и слава, и заветы, и закон, и поклонение, и обетования; их отцы и от них Христос по плоть» (Рим. 9:4-5), Сын Девы Марии. Она также напоминает, что Апостолы, опора и столпы Церкви, а также большинство первых учеников, возвещавших миру Христово Евангелие, произошли от еврейского народа.

Как свидетельствует Священное Писание, Иерусалим не узнал времени своего посещения,(9) и иудеи в большом количестве не приняли Евангелия; действительно, немало выступило против его распространения. (10) Тем не менее, Бог очень дорожит евреями ради их отцов; Он не раскаивается ни в дарах, которые Он делает, ни в призывах, которые Он издает, — таково свидетельство Апостола. (11) Вместе с пророками и тем же Апостолом Церковь ожидает того дня, известного одному Богу, в который все народы будут обращаться к Господу в один голос и «служить Ему плечом к плечу» (Соф. 3:9).).(12)

Поскольку духовное наследие, общее для христиан и иудеев, столь велико, этот Священный Синод хочет поощрять и рекомендовать это взаимопонимание и уважение, которые являются плодом, прежде всего, библейских и богословских исследований, а также братских диалогов.

Правда, иудейские власти и те, кто следовал их примеру, настаивали на смерти Христа;(13) тем не менее, то, что произошло в Его страстях, не может быть предъявлено обвинение ни всем евреям без различия, жившим тогда, ни нынешним евреям . Хотя Церковь есть новый народ Божий, но иудеев не следует представлять отверженными или проклятыми Богом, как будто это следует из Священного Писания. Итак, все должны следить за тем, чтобы в катехизической работе или в проповеди слова Божия не учили ничему, что не соответствует истине Евангелия и духу Христову.

Кроме того, отвергая всякое гонение на любого человека, Церковь, помня о наследстве, которое она разделяет с евреями, и движимая не политическими мотивами, а евангельской духовной любовью, порицает ненависть, гонения, проявления антисемитизма, направлены против евреев в любое время и кем бы то ни было.

Кроме того, как всегда считала и считает Церковь, Христос претерпел Свои страдания и смерть добровольно, из-за грехов человеческих и из бесконечной любви, чтобы все могли достичь спасения. Поэтому бремя проповеди Церкви состоит в том, чтобы провозглашать крест Христов как знамение всеобъемлющей любви Божией и как источник, из которого течет всякая благодать.

5. Мы не можем истинно взывать к Богу, Отцу всего, если отказываемся относиться по-братски к любому человеку, созданному таким, какой он есть, по образу Божию. Отношение человека к Богу-Отцу и его отношение к людям своим братьям настолько связаны между собой, что Писание говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога» (1 Ин. 4:8).

Таким образом, не остается никаких оснований ни для какой теории или практики, которые ведут к дискриминации между человеком и человеком или людьми и людьми в той мере, в какой это касается их человеческого достоинства и вытекающих из него прав.

Церковь порицает, как чуждое разуму Христа, любую дискриминацию мужчин или притеснение их из-за их расы, цвета кожи, положения жизни или религии. Наоборот, идя по стопам святых апостолов Петра и Павла, этот Священный Синод горячо умоляет верных христиан «сохранять доброе общение между народами» (1 Петра 2:12) и, если возможно, жить для своих разделитесь в мире со всеми людьми (14), да будут воистину сынами Отца Небесного. (15)


ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. Деяния 17:26

2. Ср. Вис . 8:1; Деяния 14:17; Ром . 2:6-7; 1 Тим . 2:4

3. Ср. Апок . 21:23ф.

4. См. 2 Кор . 5:18-19

5. См. Св. Григорий VII, , письмо XXI Анзиру (Нациру), королю Мавритании (табл.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *