Основные этапы развития ребенка в 24 месяца

Экспертиза

1

Ключевые вехи развития

2

Когнитивное развитие

3

Эмоциональное развитие

4

Мелкая моторика

5

Развитие речи

6

Социальное развитие

Что должен уметь делать ребенок к двухлетнему возрасту?


Крупная моторика

  • Ходит самостоятельно.

  • Во время ходьбы тянет за собой игрушки.

  • Во время ходьбы может нести в руках большую игрушку или несколько игрушек.

  • Начинает бегать.

  • Стоит на цыпочках.

  • Ударяет ногой по мячу.

  • Забирается на предметы мебели и слезает с них самостоятельно.

  • Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой.

Мелкая моторика

  • Рисует каляки-маляки по своей инициативе.

  • Переворачивает емкость, чтобы вылить содержимое.

  • Строит башни из четырех и более кубиков.

  • Возможно, пользуется одной рукой чаще, чем другой.

Речь

  • Указывает на предмет или картинку, когда их называют.

  • Знает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела.

  • Произносит несколько отдельных слов (к пятнадцати-восемнадцати месяцам).

  • Использует простые фразы (к восемнадцати-двадцати четырем месяцам).

  • Использует предложения, состоящие из двух-четырех слов.

  • Выполняет простые указания.

  • Повторяет слова, услышанные в разговоре.

Когнитивное развитие

  • Находит предметы, даже если они спрятаны под двумя или тремя слоями ткани.

  • Начинает сортировать предметы по формам и цветам.

  • Начинает играть, используя свое воображение.

Социальное и эмоциональное развитие

  • Имитирует поведение других людей, особенно взрослых и более старших детей.

  • Все больше понимает, что является отдельной от других личностью.

  • Все больше любит играть в компании других детей.

  • Проявляет растущую независимость.

  • Начинает демонстрировать непослушание.

  • К середине года все чаще ощущает страх разлуки, а затем этот страх ослабевает.

Наблюдение за развитием ребенка


Поскольку все дети развиваются своими темпами, невозможно точно сказать, когда ваш ребенок освоит тот или иной навык. Описанные этапы развития дадут вам общее представление об изменени-ях, которых можно ожидать по мере взросления ребенка, но не следует переживать, если он развива-ется немного по-другому. Тем не менее, если вы заметите у своего ребенка любые из указанных ниже признаков возможного отставания в развитии для данного возрастного диапазона, сообщите об этом педиатру.

  • К восемнадцати месяцам не ходит.

  • Через несколько месяцев после начала хождения характер походки не стал зрелым (перекат с пятки на носок) либо ходит только на цыпочках.

  • К восемнадцати месяцам не говорит как минимум пятнадцать слов.

  • К двум годам не использует предложения, состоящие из двух слов.

  • К пятнадцати месяцам не знает назначение обычных предметов домашнего обихода (расческа, теле-фон, колокольчик, вилка, ложка).

  • К концу рассматриваемого периода не имитирует действия или слова.

  • К двум годам не выполняет простые указания.

  • К двум годам не может толкать игрушку на колесиках.


В двухлетнем возрасте процесс познания становится более вдумчивым. Ребенок все лучше понимает речь, и у него начинают формироваться мысленные образы вещей, действий и понятий. Кроме того, он уже может решать некоторые задачи в уме, мысленно применяя метод проб и ошибок, вместо того чтобы манипулировать предметами в реальности. А поскольку его память и интеллектуальные способности также развиваются, он начнет понимать простые временные связи, как, например, во фразе: «Ты сможешь поиграть, после того как закончишь есть».


Помимо этого, ребенок начинает понимать взаимосвязи между предметами. Благодаря этому он сможет сортировать предметы по форме и собирать простые пазлы. Он также начнет понимать назначение цифр при счете предметов — особенно цифры два. Ребенок будет с бóльшим интересом играть с заводными игрушками, а также включать и выключать свет и бытовые приборы. 


Вы также заметите, что игры ребенка, научившегося ходить, становятся все более сложными. Наиболее примечательно то, что он начнет соединять разные виды деятельности, создавая логическую последовательность. Вместо беспорядочного перебора игрушек ребенок сначала положит куклу в кровать, а затем укроет ее одеялом. На протяжении ближайших нескольких лет придуманные ребенком игры будут становиться все продолжительнее и сложнее: он будет проигрывать значительную часть своих повседневных дел от утреннего подъема до купания и укладывания спать вечером.


Двухлетнего ребенка обычно сложно убедить в чем-то, рассуждая логически, ведь его представления о мире пока очень просты. Он по-прежнему часто путает вымысел и реальность, если только он уже не начал активно играть в ролевые игры. Поэтому на данном этапе очень тщательно выбирайте слова: комментарии, которые вам могут показаться забавными или веселыми (например: «Если ты съешь еще каши, ты лопнешь»), могут напугать ребенка, поскольку он не поймет, что вы шутите.


Настроение двухлетнего ребенка так резко меняется: вот он улыбчив и дружелюбен, а мгновение спустя печален и готов расплакаться, причем зачастую без какой бы то ни было очевидной причины. Но такая неустойчивость эмоций — признак изменений, происходящих в тот момент, когда ребенок пытается взять под контроль свои действия, желания, чувства и свое тело.


В этом возрасте ребенок хочет исследовать мир и искать приключения. Поэтому большую часть времени он будет проверять границы — свои собственные, ваши и границы среды. К сожалению, у него пока не развиты многие навыки, необходимые для безопасного выполнения всех стоящих перед ним задач, и он часто будет нуждаться в вашей защите.


Когда ребенок переступает границу и ему делают замечание, его частая реакция — злость и недовольство, которые могут сопровождаться истерикой или вспышкой гнева. Он даже может вас ударить, укусить или пнуть ногой в ответ. В этом возрасте он просто не способен контролировать свои эмоциональные порывы, поэтому его злость и недовольство, как правило, находят свой выход в форме плача, ударов или крика. Для ребенка это единственный способ преодоления сложностей, возникающих в реальной действительности. Под влиянием захлестнувших его эмоций он даже может непреднамеренно причинить вред себе или другим. Все это типично для двухлетних детей.


Няня или родственники никогда вам не говорили, что с ними ваш ребенок никогда не ведет себя плохо? Двухлетние дети нередко ведут себя идеально, когда вас нет поблизости, потому что они не настолько хорошо доверяют другим взрослым, чтобы проверять границы их терпения. Но с вами ребенок захочет испробовать те вещи, которые могут быть опасны или сложны, поскольку он знает, что вы спасете его, если он попадет в беду.


Каким бы ни было поведение ребенка, постарайтесь не реагировать слишком остро, не ругать и не наказывать его. Лучшая тактика — перед уходом заверить ребенка, что вы вернетесь, а по возвращении похвалить его за то, что он так терпеливо ждал вас. Утешайте себя тем, что к трем годам ему должно стать значительно легче расставаться с вами.


Чем увереннее и безопаснее чувствует себя ваш двухлетний малыш, тем более независимым и послушным он будет. Всегда устанавливайте разумные границы, позволяющие ребенку исследовать окружающий мир и проявлять любознательность, но не допускающие опасного или антисоциального поведения. Благодаря этим рамкам он начнет понимать, что приемлемо, а что нет. Помните, главное — последовательность. Хвалите малыша каждый раз, когда он хорошо играет с другим ребенком, или когда он ест, одевается или раздевается без вашей помощи. Вскоре он и сам начнет радоваться подобным достижениям.


Тем не менее, если ваш ребенок кажется вам очень пассивным или замкнутым, постоянно грустным или очень требовательным и недовольным большую часть времени, проконсультируйтесь по этому поводу с педиатром. Это могут быть признаки депрессии, вызванной либо каким-то скрытым стрессом, либо биологическими проблемами. 


В возрасте двух лет ваш ребенок сможет легко обращаться с мелкими предметами. Он будет переворачивать страницы книги, строить башни из шести кубиков, снимать обувь и расстегивать большую молнию. Кроме того, он настолько хорошо будет координировать движения запястья, пальцев и ладони, что он сможет повернуть дверную ручку, открутить крышку банки, пить из чашки, держа ее одной рукой, и разворачивать фантик от конфеты. 


Одним из важнейших достижений этого года будет приобретение умения «рисовать». Его захват карандаша может показаться неуклюжим, однако малыш будет достаточно хорошо его контролировать для создания своих первых художественных шедевров, нарисованных размашистыми вертикальными и круговыми линиями.


К счастью, спокойные игры вашего ребенка в этом возрасте будут намного более сосредоточенными, чем они были в восемнадцать месяцев, когда ребенок очень быстро переключался с одного вида деятельности на другой. У него улучшилась концентрация внимания, и теперь, когда малыш научился переворачивать страницы, он будет принимать активное участие в совместном просматривании с вами книг или журналов. Его также будут интересовать такие виды деятельности, как рисование, строительство или манипулирование предметами, поэтому наборы конструкторов с соединяющимися деталями могут занять его надолго. А если вы дадите ему коробку карандашей или набор пальчиковых красок, он сможет реализовать свои творческие порывы.


Ваш двухлетний ребенок не только понимает большую часть из того, что вы ему говорите, но и говорит сам, используя быстро расширяющийся словарный запас, состоящий из пятидесяти или более слов. На протяжении этого года он перейдет от предложений, состоящих из двух или трех слов («Пить сок», «Мама хочет печенье»), к предложениям из четырех, пяти или даже шести слов («Где мой мяч, папа?», «Кукла сидит у меня на коленках»). В этом возрасте он также начинает использовать местоимения («я», «ты», «мне», «мы», «они») и понимает значение слова «мой» («Я хочу мою чашку», «Это моя мама»).


Людям свойственно оценивать речевые возможности ребенка в сравнении с другими детьми того же возраста, однако в этот период особенности развития речи варьируются больше, чем особенности развития любой другой сферы. Тогда как у некоторых детей навыки речи развиваются равномерно, другие осваивают новые слова скачкообразно. При этом некоторые дети от природы более разговорчивы, чем другие. Это вовсе не значит, что более разговорчивые дети умнее или развитее более молчаливых, и это даже не говорит о том, что у них более богатый словарный запас. 


Вы можете помочь своему ребенку в расширении словарного запаса, включив в распорядок дня ежедневное чтение. В этом возрасте ребенок способен следить за сюжетом, он поймет и запомнит многие идеи. Ему пока сложно сидеть спокойно слишком долго, поэтому выбирайте для чтения короткие книжки. Чтобы дольше удерживать внимание ребенка, выбирайте книжки, побуждающие его трогать, показывать пальцем или называть предметы либо повторять определенные фразы. К концу этого года, когда речевые навыки ребенка станут более развитыми, ему понравятся стихи, каламбуры или шутки.


Однако для некоторых детей этот процесс речевого развития проходит не так гладко. На самом деле примерно один из десяти-пятнадцати детей имеет сложности с пониманием речи и (или) говорением. Для некоторых детей проблема обусловлена нарушением слуха, низким уровнем интеллектуальных способностей, отсутствием вербальной стимуляции дома или генетической предрасположенностью к задержке речевого развития. Однако в большинстве случаев причины неизвестны. Если педиатр предполагает, что у вашего ребенка есть трудности с освоением речи, он проведет тщательный осмотр и проверку остроты слуха и при необходимости направит вас к логопеду-дефектологу или специалисту по развитию детей раннего возраста для проведения дальнейшей оценки. Очень важно как можно раньше выявить задержку речевого развития или нарушение слуха, чтобы начать лечение до того, как эта проблема начнет мешать обучению и развитию в других сферах. Если вы или ваш педиатр не выявите проблему и не предпримете необходимые меры, у вашего ребенка могут быть сложности с учебой в школе.


В период между годом и двумя большинство детей:

  • Выполняют простые команды, сначала подаваемые взрослым словами и жестами, а позднее только словами.
  • Приносят предметы из другой комнаты по просьбе взрослого.
  • Показывают несколько частей тела по просьбе взрослого.
  • Показывают пальцем на интересные предметы или события, чтобы вы тоже на них посмотрели.
  • Приносят предметы, чтобы показать их вам.
  • Показывают предметы, чтобы вы их называли.
  • Называют несколько простых предметов и картинок по просьбе взрослого.
  • Любят играть, изображая воображаемые ситуации (например делают вид, что готовят еду). Общаются с помощью жестов и слов с вами или с любимой мягкой игрушкой либо куклой.
  • В период между 1,5 и 2 годами учат 1 новое слово в неделю.


К двум годам большинство детей:

  • Показывают многие части тела и простые предметы.
  • Показывают некоторые картинки в книжках.
  • Выполняют одноступенчатые команды, поданные без жестов, например: «Поставь чашку на стол».
  • Говорят около 50-100 слов.
  • Произносят несколько фраз, состоящих из двух слов, например: «Папа идет», «Кукла моя», «Все ушли».
  • Возможно, произносят несколько предложений из трех слов, например: «Я хочу сок», «Ты иди бай-бай».
  • Говорят так, что другие (или взрослые) понимают их примерно половину времени.


От природы дети этого возраста могут быть больше озабочены своими собственными потребностями и даже поступать эгоистично. Часто они отказываются делиться чем-то, что их интересует, и им нелегко взаимодействовать с другими детьми, даже когда они играют рядом. Порой поведение вашего ребенка может вас расстраивать, но если вы присмотритесь внимательнее, вы заметите, что все другие дети этого возраста на детской площадке, вероятно, ведут себя точно так же.


В возрасте двух лет дети смотрят на мир почти исключительно через призму своих собственных потребностей и желаний. Поскольку они пока не способны понять, как могут чувствовать себя другие в той же самой ситуации, они считают, что все думают и чувствуют точно так же, как они сами. А в тех случаях, когда они понимают, что ведут себя не очень хорошо, они не могут себя контролировать. Поэтому бесполезно пытаться повлиять на поведение ребенка словами типа: «Тебе бы понравилось, если бы эта девочка поступила с тобой так же?» Оставьте подобные комментарии на более поздний возраст, когда ребенок сможет по-настоящему понять, что думают и чувствуют другие люди.


Иногда складывается впечатление, что двухлетний ребенок руководствуется только своими желаниями, и у вас может возникнуть тревожная мысль, что он избалован или неуправляем. Скорее всего, ваши опасения беспочвенны, и со временем этот период останется позади. Активные, напористые дети, которые пихаются и толкаются, обычно такие же «нормальные», как и тихие, застенчивые малыши, которым чуждо бурное выражение мыслей и чувств.


И как это ни странно, несмотря на повышенный интерес ребенка к самому себе, значительная часть его игр будет связана с имитированием манер и действий других людей. Подражание другим людям и действия с воображаемыми объектами — любимые игры детей в этом возрасте. Поэтому, когда ваш двухлетний ребенок кладет мишку в кроватку или кормит куклу, вы можете услышать, что он использует точно такие же слова и интонации, которые используете вы, когда говорите ему, что пора идти спать или обедать. Эти репетиции подготовят ребенка к взаимодействию с другими людьми в будущем и помогут вам осознать, как важно быть хорошим образцом для подражания, поскольку дети часто поступают так, как поступаем мы.


Чтобы двухлетний ребенок научился вести себя в обществе других людей, ему нужны многочисленные тренировки. Поначалу, возможно, стоит позаботиться о том, чтобы в совместных играх участвовало не больше двух-трех детей. И хотя вам придется внимательно следить за их игрой, чтобы никого не обидели и никто сильно не расстроился, дайте детям возможность проявлять как можно больше самостоятельности. Они должны научиться играть друг с другом, а не с родителями других детей.

Этот веб-сайт использует файлы Cookies и интернет-сервис Google Analytics, чтобы обеспечить индивидуальный подход и функциональные возможности сайта. Используя этот веб-сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies и интернет-сервиса
Google Analytics в соответствии с Заявлением программы «Уверенное начало» о соблюдении конфиденциальности.

6 мифов о подростках

Настя Иванова

не согласна с популярными мифами о подростках

Профиль автора

Подростковый период — непростое время, связанное с изменениями и противоречиями.

Ребенок чувствует, что меняется сам — внутри и снаружи, и начинает искать свое место среди других. В этот период важно проверять свои и чужие границы, чтобы понимать принципы жизни и каких правил придерживаться, а какие можно проигнорировать.

Я работаю редактором в благотворительном фонде «Шалаш» с 2021 года. Мы с 2017 года проводим занятия для приемных детей, а в 2019 году зарегистрировали НКО. Сейчас системно решаем проблему трудного поведения у подростков: обучаем учителей, делимся проверенными инструментами и рекомендациями с родителями, занимаемся с детьми.

Согласно нашей статистике, в России ежегодно около 4,5 млн детей 7—18 лет сталкиваются с различными проявлениями трудного поведения. Они могут агрессивно себя вести, кричать, драться, воровать, попасть в зависимость, заниматься самоповреждением, думать о самоубийстве или стать жертвой травли.

В обществе часто предвзято относятся к детям и особенно подросткам: существует множество мифов о том, почему они ведут себя не так, как ждут окружающие. Мы уверены: не бывает трудных детей, есть дети, которым трудно, — поэтому хотим развеять эти предубеждения. В написании текста мне помогали исследовательница фонда Маша Терк и руководительница направления «Дети» в организации Надя Матюхина.

Какие мифы опровергнем

  • Подростки не понимают по-хорошему — надо быть с ними строже
  • «Трудных» детей нужно изолировать от остальных
  • Подростки ведут себя плохо назло взрослым
  • Подростковый возраст сложный из-за гормонов
  • Подростки должны разбираться с проблемами сами, иначе не научатся жить в жестоком мире
  • В поведении ребенка виноваты гены — все идет от родителей

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

МИФ № 1

Подростки не понимают по-хорошему — надо быть с ними строже

Некоторые уверены, что подростки пользуются добротой окружающих и плохо себя ведут из-за слишком мягкого отношения к ним. Поэтому якобы надо установить строгие запреты и наказания за их нарушение.

Такой подход может сработать, и на время ребенок станет послушным. Это происходит не из-за изменения его поведения, а потому, что он боится гнева взрослых: подросток будет прикладывать все усилия, чтобы родители не узнали о провинности. Но в долгосрочной перспективе строгий подход усугубляет проблему, а не решает ее.

Дети проявляют трудное поведение не потому, что им так хочется. Просто они не умеют и не знают, как поступить иначе. Например, подросток может употреблять алкоголь, чтобы отвлечься от проблем в школе или сложных эмоций, которые не может пережить по-другому из-за нехватки опыта. Запреты не учат другому поведению и не помогают найти новые способы справиться с переживаниями. Поэтому подросток продолжает делать запрещенное и испытывать страх перед наказанием.

Получается, что строгое воспитание может стать дополнительным источником стресса для ребенка. Это отнимает ресурсы психики и не оставляет сил, чтобы учиться новым навыкам — например, в школе или социуме при общении с другими людьми.

/list/teen-spirit/

Как жить с подростками: 10 вопросов психологу

У человеческого мозга есть три основные реакции на стресс — бей, беги и замри, которые становятся источником трудного поведения. Например, при замирании ребенок может стать замкнутым, молчаливым, не отвечать на вопросы взрослого. Реакция «беги» проявляется в избегании стрессовых ситуаций: например, подросток может прогуливать занятия, на которых не получается наладить общение с учителем. Реакция «бей» может побуждать проявлять агрессию и идти в наступление первым в сложной ситуации — обзываться, кричать, кусаться и драться.

Чтобы помочь ребенку учиться новому и лучше понимать себя, нужно снижать уровень стресса. Активисты «Шалаша» с 2017 года проводят для детей в Москве бесплатные занятия по развитию эмоционального интеллекта и учебных навыков. На них мы учим безопасно понимать и выражать свои эмоции, договариваться и работать в команде, брать ответственность и доводить начатое до конца, анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи, планировать время.

У нас есть правила и последствия вместо запретов и наказаний — это делает взаимодействие понятным и прозрачным для подростка. Он знает, что можно делать на занятиях, а что нельзя, и понимает, какие последствия ждут при нарушении.

Подростки занимаются в группах по 10—12 человек, разделенных по возрасту: 7—9, 9—11 и 11—13 лет. Набор обычно проходит в начале учебного года.

На сайте фонда можно записаться в лист ожидания в группы

На первое и последнее занятия дети приходят с родителями или опекунами. На первом занятии это важно, чтобы познакомиться с новой средой и процессами: ребенку легче включиться, когда рядом близкий взрослый Ведущая фонда Вита Хан рассказывает участникам о плане занятия

МИФ № 2

«Трудных» детей нужно изолировать от остальных

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был в безопасности: не подвергался травле и общался только с «хорошими» ребятами. Есть предубеждение, что дурной пример заразителен и дети подпадут под влияние «трудного» ребенка. Поэтому считается, что таких подростков лучше изолировать от остальных: например, отправить учиться в специальные коррекционные школы, где их исправят и сделают «нормальными». На самом деле это работает не так.

Ребенку легче научиться новым навыкам в здоровой среде, где дети следуют правилам, а взрослые помогают и поддерживают. Изоляция не помогает получить эти знания и опыт, а только укрепляет поведение, за которое подростка отделили от остальных.

/guide/bullying/

Что такое буллинг в школе и как с ним бороться

Обучение в специальных учреждениях, попадание на учет в комиссии по делам несовершеннолетних влияют на то, как окружающие воспринимают детей: от них ждут чего-то плохого. Со временем из-за такого отношения подростки сами могут начать считать себя «плохими» и «неправильными», испытывать чувство вины и действовать так, как от них ожидают.

Отстранение от учебы в качестве наказания тоже не помогает ребенку, а усугубляет проблему. Термин school-to-prison pipeline связан с ситуациями, когда отстранение от занятий или исключение мешало изменить поведение детей. Так, отстраненные от учебы школьники в восемь раз чаще попадали в тюрьму, чем сверстники, которые тоже нарушали правила и законы, но продолжали учиться.

«Нарушение школьных правил»: общегосударственное исследование того, как школьная дисциплина связана с успехами учащихся и участием в системе правосудия по делам несовершеннолетних в СШАPDF, 2,1 МБ

Часто в изоляции подростки попадают в «круг неуспешности» — когда ребенок боится пробовать новое и ошибаться. Их опыт подсказывает, что взрослые накажут за ошибку или отчитают за недостаточно высокий результат.

На занятиях в фонде мы помогаем сформировать опыт успешности — замечаем и озвучиваем результаты стараний детей. Наши ведущие пользуются системой поощрений и мотивации и внимательно отслеживают, как развиваются навыки у каждого участника. Это позволяет поддерживать ребят и отмечать конкретные результаты — например, хвалить, если у ребенка получается на десять минут дольше не отвлекаться и фокусироваться на задании, чем три занятия назад.

Благодаря обратной связи дети понимают, что любые старания не напрасны. Это влияет на то, какое поведение ребенок выберет в дальнейшем: зная, что за старания похвалят, а за ошибку не накажут, ему легче решиться на новое задание.

В мае 2021 года мы открыли «Шалаш.Спот» — дружелюбное пространство для подростков 13—17 лет. Это специальная площадка, на которой можно общаться, играть в настольные игры и участвовать в активностях — их проводит команда ведущих и волонтеров. Также дети могут не делать ничего и просто наблюдать за другими. В этом месте есть четкие правила: нельзя обижать друг друга, использовать мат и грубые слова.

Один из инструментов управления мотивацией — банка с шариками. На занятии группа получает шарики за присутствие и активность и теряет их при нарушении правил. Когда банка заполняется, группа выбирает сюрприз

МИФ № 3

Подростки ведут себя плохо назло взрослым

Взрослые продолжают относиться к подросткам как к детям — ставить запреты и ограничения. Но одновременно предъявляют «взрослые» требования: быть рассудительными, принимать решения, проявлять самостоятельность.

Например, от подростков часто ждут, что они сумеют грамотно разрешить конфликты в школе, выберут профессию и вуз, самостоятельно заработают деньги на карманные расходы. Это создает ситуацию, в которой ребенку сложно предугадать реакцию взрослых и понять, как себя вести.

В общении подростка и взрослого есть три основные причины, по которым первые не делают то, что от них ожидают:

  1. Подростки не понимают, о чем их просят. В мире подростка нет ничего очевидного — он только изучает, как устроены отношения людей и мир вокруг. Но признать это и попросить о помощи бывает сложно по разным причинам: страшно, что накажут, стыдно или просто мысли заняты чем-то другим. Непонимание становится привычным, и чем его больше, тем сложнее сосредоточиться и услышать, что говорит взрослый. В такие моменты важно, чтобы взрослый остановился и помог ребенку разобраться в том, что непонятно.
  2. Подросток не верит взрослым, поскольку они бывают непоследовательными. Например, пугают суровыми наказаниями, но не выполняют их или, наоборот, делают резкий выговор без предупреждения. Они могут устанавливать правила, но не соблюдать их сами. В таких условиях ребенок понимает, что слова и действия взрослых часто не соотносятся друг с другом, поэтому положиться на них нельзя. Приходится приспосабливаться — это может выражаться через трудное поведение.
  3. Подросток не может сделать то, чего от него ждут. Взрослые не всегда могут представить, насколько сложными бывают их просьбы. Вещи, которые кажутся простыми, например не кричать, когда злишься, бывают непосильны для детей из-за отсутствия опыта или навыков.

/list/not-a-phase/

Что мне помогает понять подростка: 8 подкастов и ютуб-каналов

Подростки склонны проверять границы — это их способ понять, как устроен мир, а не разозлить взрослого. Часто, когда ребенок ведет себя «плохо», он сам с трудом понимает, что с ним происходит и как себе помочь. Под воздействиями эмоций, в которых трудно разобраться и которые сложно объяснить окружающим, подростки могут проявлять агрессию, замкнутость и нарушать правила.

Задача взрослого — помочь ребенку разобраться в эмоциях и показать, как их выражать. Из-за нехватки знаний, опыта и навыков общения ребенок не всегда может открыто заявить о потребности в поддержке. Например, подойти к маме и сказать: «Мне сейчас тяжело, я не понимаю, что я чувствую. Помоги мне, пожалуйста».

Помощь и поддержка значимого взрослого — психологическая потребность любого ребенка. Если родители игнорируют проблемы, то они пренебрегают потребностями подростка. Это учит не тому, как себя вести, а тому, что положиться на взрослых нельзя и помощи ждать неоткуда.

Такой опыт может привести к развитию поведенческих и психологических проблем в зрелом возрасте — например, к эмоциональному избеганию, низкой самооценке и излишней самокритике, невозможности построить близкие и доверительные отношения с людьми или замкнутости. Именно поэтому в фонде мы делаем упор на работу по развитию социально-эмоционального интеллекта.

/psy-rough-childhood/

Как психотерапия открыла мне глаза на семью

МИФ № 4

Подростковый возраст сложный из-за гормонов

В подростковом возрасте действительно начинается выработка гормонов, но это не основная причина, по которой ребенок проявляет трудное поведение. В жизни детей происходит много изменений, к которым нужно привыкнуть: меняются тело, голос, интересы, круг общения, ценности, отношения и ожидания окружающих.

Изменения вызывают сложные переживания и могут стать проблемой для подростка — например, когда он растет не так быстро, как остальные, или, наоборот, быстрее сверстников. Это может стать поводом для сравнения себя и других, сомнений и самокритики.

/list/coming-of-age-movies/

Любовь, смерть и подростки: 8 фильмов о взрослении

Часто подросток оказывается не готов к тому, что все так быстро меняется. Ему может быть страшно, грустно и тревожно, он может не понимать, как себя вести и нормально ли то, что с ним происходит. Чтобы принять эти изменения, нужна помощь взрослого, который выслушает, поддержит, объяснит происходящее и научит справляться со стрессом и переменами. Например, расскажет, что просить помощи — нормально, и поделится способами, как это можно сделать. А еще объяснит, что не бывает плохих или хороших эмоций, и вспомнит, как сам учился их выражать и с какими сложностями сталкивался.

Многое, что тревожит человека в подростковом возрасте, переходит и во взрослую жизнь. Поэтому «пережидание» сложного периода может привести к тому, что трудности со временем будут только расти.

Осенью 2022 года мы запустили в Москве занятия для учащихся 8—11 классов по развитию навыков эмоциональной регуляции и стрессоустойчивости. Полный курс состоит из 12 еженедельных встреч в офисе фонда. Мы учим старшеклассников предлагать и принимать помощь, понимать свои и чужие эмоции, справляться со стрессом, поддерживать себя и регулировать свое эмоциональное состояние. Эти занятия нужны для профилактики крайнего последствия сильного стресса у подростков — саморазрушающего поведения: употребления психоактивных веществ, самоповреждения, рискованного сексуального поведения.

В начале занятия ведущие проводят вступительный круг, а в конце — заключительный, чтобы все участники поделились своими эмоциями. Когда детям сложно назвать эмоцию, они могут обратиться к азбуке

МИФ № 5

Подростки должны разбираться с проблемами сами, иначе не научатся жить в жестоком мире

Есть разница между принятием решения за подростка и поддержкой в сложные моменты. В жизни ребенка есть вопросы и проблемы, которые невозможно решить без помощи взрослого: например, ситуации насилия со стороны окружающих.

Чтобы адаптироваться к жестокому миру, ребенку нужно быть устойчивым, сильным и уверенным в себе. Нужно уметь вовремя обращаться за помощью, заявлять о своих правах и отстаивать границы. Этим навыкам дети учатся у значимых взрослых — родителей, опекунов, учителей.

Что делать, если ребенок столкнулся с буллингом

Строгие рамки, наказания, жестокое обращение не закаляют подростка и не делают его сильным и стойким. Они, наоборот, погружают в состояние стресса и страха и мешают развиваться и общаться с другими людьми.

Наша образовательная программа основана на концепции «4К»: коммуникация, креативность, командная работа и критическое мышление. Эти навыки необходимы в информационном обществе 21 века.

/protect-kids-pros-cons/

За и против: должны ли родители вмешиваться в школьные дела ребенка

Все занятия объединены в курсы, каждый из которых развивает от двух до четырех навыков одной из компетенций «4К». Например, на курсе читательской грамотности подопечные учатся навыкам критического мышления, креативности и работы с информацией. На каждом занятии есть упражнения и активности, с помощью которых участники учатся анализировать текст, разделять фактическую и выдуманную информацию, обобщать прочитанное и придумывать собственные сюжеты и названия к ним.

На занятии «Работа с сюжетом» участники делают комиксы для практики навыков выстраивания последовательности событий Дети выполняют задание на занятии курса «Сравнение и сопоставление: история Древней Греции». На курсе участники учатся сравнивать древнюю историю с современностью, объяснять критерии и обобщать через сравнение

МИФ № 6

В поведении подростка виноваты гены — все идет от родителей

Трудное поведение могут проявлять все дети — из благополучных и неблагополучных семей, кровные и приемные, девочки и мальчики. Для этого есть много предпосылок, которые зачастую не связаны с семьей. Вот основные:

  • проблемы в коммуникации со взрослыми, когда ребенок не верит, не понимает или не может сделать то, чего от него просят;
  • климат в среде, где находится ребенок. Например, если в школе поощряется решение конфликтов силой, это может стать причиной травли;
  • травматический опыт в жизни ребенка. Например, переезд, болезнь или смерть близкого, развод, пережитое насилие, эмоциональное или физическое пренебрежение со стороны взрослых;
  • неблагополучная ситуация в семье: нехватка денег, применение насилия к членам семьи;
  • особенности здоровья ребенка: например, психические болезни.

Какой бы ни была причина, ребенка можно научить новому поведению.

За это отвечают не гены или судьба родителей, а навыки и опыт, пользуясь которыми ребенок может выбрать, как себя вести. В фонде мы помогаем подросткам создать новый опыт общения со взрослыми, которые поддерживают, когда сложно, и создают безопасное пространство, где все участники равны.

Проблему трудного поведения невозможно решить без участия взрослых. Поэтому мы работаем не только с детьми и подростками, но и с людьми, которые их окружают. Так, «Шалаш» ежегодно проводит тренинги для волонтеров и ведущих и обучает проверенным методикам работы с трудным поведением. Эти ведущие и волонтеры затем проводят занятия для детей, где выстраивают безопасную и открытую среду, отслеживают развитие навыков и обучают им. Для записи в волонтеры заполните анкету.

/list/sos-dd/

9 неудобных вопросов про детей-сирот

В каждом курсе есть командные задания, которые участники выполняют вместе. Это помогает закрепить навыки коммуникации и попрактиковаться в разрешении споров и взаимопомощи

Также мы делимся знаниями и опытом с учителями — публикуем полезные материалы на нашем портале «Метод», проводим вебинары и пишем статьи для педагогических медиа. Например, мы делали подборку советов педагогу по работе с мотивацией, рассказывали о сострадательном подходе и зачем он нужен в школе, делились, как управлять классом, чтобы сохранить дисциплину.

Также мы поддерживаем родителей, показываем им инструменты и практики, которые помогают справляться с трудным поведением и лучше понимать своих детей. В 2022 году мы запустили бесплатные консультации для семей в кризисной ситуации в Москве, где родители могут получить помощь при трудном поведении у ребенка.

Как помочь подросткам

«Шалаш» — единственный в России фонд, который системно решает проблему трудного поведения: дает учителям и родителям конкретные и проверенные инструменты по работе с таким поведением, а также помогает самим подросткам. Вы можете поддержать работу организации, оформив регулярное пожертвование:

  • на сайте фонда «Шалаш»;
  • на платформе «Нужна помощь»;
  • в сервисе «Добро Mail.ru»;
  • через мобильное приложение Тинькофф и сервис Тинькофф «Кэшбэк во благо».

Занятия для 4-месячного ребенка

Быть родителем — это действительно благословение, и это осознание станет совершенно очевидным, когда ваш ребенок вступит в свой четвертый насыщенный событиями месяц. Обезоруживающая улыбка и бессвязная болтовня сделают ваш мир прекраснее! Ознакомьтесь с этим подробным руководством по развитию ребенка в возрасте 4 месяцев, в котором подробно описаны все важные для вас аспекты.

Кто бы мог подумать, что за эти несколько месяцев он сможет стать тем маленьким человеком? С каждым днем ​​он становится все более общительным, и игровое время становится все лучше. Здесь вы можете узнать, как максимально эффективно использовать игровое время с четырехмесячным ребенком.

Дайте им

T oy s

Дайте ему игрушку, которая гремит или скрипит, и наблюдайте за его реакцией, когда он ее берет. Передавать игрушку из стороны в сторону весело. Когда она говорит с ней об игрушках и игре, она слышит больше слов. Вы помните, как впервые улыбнулись месяц или два назад? Теперь он начинает смеяться, что намного лучше!

Поиграй

Мыльные пузыри очаровательны для малышей. Летайте на них вокруг своего ребенка, и он будет бесконечно развлекаться.
Поиграй с поросенком, пока будешь его наряжать. Ей понравится, когда ее щекочут и стимулируют, а еще это хорошее отвлечение, когда вы пытаетесь надеть носки!

Настройка времени игры

Пригласите двух или более подруг мам, у которых есть дети одного возраста, вы можете положить своих детей на пол с игрушками и посмотреть, что произойдет. Вам понравится наблюдать за тем, как ваш ребенок тусуется со своими новыми друзьями, и вы, возможно, сами подружитесь. Играть с ребенком и создавать веселую и активную среду жизненно важно в раннем детстве. Держите их активными, и вы вырастите счастливого, здорового и хорошо приспособленного ребенка.

Ниже перечислены важные вехи, которых достигнет ваш ребенок в течение четвертого месяца:

  • Реакция на беспокойство и любовь: как только вы проявите любовь и привязанность к своему ребенку, ваш ребенок ответит на это улыбкой или веселым жест. Ваш крошечный малыш теперь знает, что поцелуи и ласки подобны любви, и может реагировать соответствующим образом, когда вы любовно принимаете его душ. Ваш четырехмесячный ребенок теперь готов понять любовь, особенно когда она исходит от родителей, братьев и сестер.
  • Показывает улучшение памяти: Ваш ребенок лучше всего распознает в течение четвертого месяца и может реагировать на определенные игрушки и других людей. Он может проявлять свои симпатии и антипатии в определенной манере, когда он может любить компанию своего дедушки или сопротивляться тому, чтобы его удерживала тетя. Он будет готов выбрать любимую игрушку или яркий мяч из огромной и растущей коллекции.
  • Проявление эмоций: Несмотря на то, что ваш ребенок понимает любовь, он также готов выразить печаль, когда ему исполнится четвертый месяц. Он будет плакать, когда не увидит вас рядом или увидит, что вы выходите из комнаты. Он перестанет плакать, когда увидит, что вы приближаетесь. Вопль печали будет отличаться от крика голода, и вы будете готовы различать их.
  • Мягко держит головку: как только вы возьмете ребенка на руки, он будет готов держать голову без поддержки. Это происходит потому, что мышцы его шеи намного сильнее, благодаря чему он готов совершать естественные движения. Также обратите внимание, как он держит голову, когда вы поднимаете его из горизонтального положения.
  • Развивает сильные мышцы: как только вы положите ребенка на живот, он попытается опустить локти вниз. У вашего ребенка развиваются более сильные мышцы верхней части рук, а затем задние и плечевые мышцы, которые помогают ему делать это.
  • Может переворачиваться: Теперь ваш малыш имеет в своем распоряжении увеличенный диапазон движений, что позволяет ему переворачиваться с живота на спину. часто это огромный шаг в его физическом развитии, что обычно происходит благодаря растущей силе в области плеч и спины.
  • Будет смеяться и улыбаться: Четвертый месяц принес массу хихиканья и смеха, которые сопровождаются шквалом движений рук и ног. Все, что вашему ребенку покажется забавным и интересным, например, внезапное движение или забавный звук, вызовет смех и бульканье.

Советы для родителей:

Вот несколько советов для родителей, которые помогут укрепить опыт воспитания 4-месячного ребенка:

  • Положите ребенка на колени и положите книгу, которую вы хотите прочитать. впереди вас. Яркая книга — лучший способ заинтересовать вашу занятую пчелу, потому что она привлекает и помогает развивать его зрение.
  • Дайте имя или личность каждой игрушке, предмету и человеку, которого видит ваш ребенок. Когда придет его папа, скажите «Привет папе» или познакомьте его с игрушкой, сказав: «Вот этот мяч». часто это прекрасный способ научить его ассоциации имя-объект и новым словам.
  • Говорите как можно больше своему комку радости. таким образом он проглотит пару слов, хотя может и не понять их. Простые слова, такие как «папа», «мама» или «баба», легко повторить ребенку, если вы повторяете их в ежедневном разговоре с ним.
  • Поощряйте ребенка лежать на животе и позволяйте ему в этот момент дотягиваться до согнутых игрушек и других интересных предметов. это позволяет ему тренироваться и развивать мышцы шеи и спины. Поместите игрушки в поле его зрения, чтобы он мог отслеживать их, двигая шеей и головой.
  • Чтобы помочь ребенку лучше контролировать свои движения, выполняйте действия, обеспечивающие свободное движение его рук и локтевых суставов. Держите его за руки, когда читаете стихотворение или поете песню, и покачивайте ими из одного конца в другой. вы также сделаете это, держа игрушку и позволяя ему схватиться за противоположный конец.

Занятия для ребенка в возрасте 4 месяцев

Выберите одно из следующих занятий, которое поможет вашему ребенку развиваться и поддерживать интерес. Эти занятия для детей в возрасте 4 месяцев идеально подходят для того, чтобы дать ребенку возможность побыть одному, а также могут дать возможность вам.

  • Положите маленькую мягкую игрушку на грудь ребенка и наблюдайте за его реакцией. Игрушка будет удерживать его внимание в течение длительного времени, хотя иногда она будет падать. Оставайтесь рядом и верните игрушку на место.
  • Наденьте на ножки малыша разноцветные носки или используйте погремушки для ног, если хотите. Подложите под его бедра небольшое свернутое полотенце или салфетку, чтобы немного приподнять его положение, чтобы он мог легко видеть свои ноги.
  • Чтение с наклоном может быть проверенным способом развития его когнитивных способностей. Приобретайте крепкие книги, содержащие много картинок и рисунков. Ваш малыш захочет потрогать, ощупать и попробовать книги, поэтому позвольте ему прикоснуться к страницам и персонажам.
  • Когда ваш ребенок проснется, он будет постоянно двигать руками и ногами. Дайте ему дополнительную нагрузку, поднимая его, лежа на спине. Обеспечьте его игрушками, которые окружают его, чтобы он мог поворачиваться в нескольких направлениях.
  • Мячи вызывают восхищение у многих малышей, когда они приходят и удивляются, как это происходит. Подбрасывайте мяч, аккуратно отбивайте его о стену, чтобы помочь малышу понять, на что способен мяч.

Искать…

Пакет «Первые пять месяцев» | Берем малышей Кара

Онлайн-курс и электронная книга для детей в возрасте от 0 до 4 месяцев, которые помогут вам заложить основу для здорового сна, настроить свои дни и ночи на успех и полюбить этот этап.

(отзывы)

Посмотреть цены

Онлайн-курс для новорожденных

Смогу ли я когда-нибудь снова уснуть?

Позвольте мне познакомить вас с щадящими стратегиями, чтобы заложить основу для здорового сна в первые несколько месяцев. Я хочу, чтобы у вас были инструменты и уверенность, чтобы ПОЛЮБИТЬ стадию новорожденных.

Охватываемые темы включают:

  • Чтение сигналов вашего ребенка, чтобы вы знали, когда он готов ко сну

  • Успокоить капризного ребенка

  • Пеленание, звуковые машины и другие приспособления для сна

  • Сигналы сна и окна пробуждения

  • Здоровый сон и гибкий распорядок дня

  • Как помочь ребенку научиться засыпать самостоятельно

  • Увеличение продолжительности ночного сна

  • Еще больше помощи с днем, ночью и другими распространенными проблемами новорожденных

  • Увидеть все это в действии с реальными семьями

Посмотреть цены

Бесплатный образец

Электронная книга по устранению регрессии сна

Навигация по месяцам 3 и 4

Беспокоитесь о страшной 4-месячной регрессии сна? Позвольте мне показать вам, как понять, что происходит, пройти через захватывающие этапы развития вашего ребенка и на самом деле добиться прогресса в сне вашего ребенка на этом сложном этапе.

Эта 50-страничная электронная книга поможет вам:

  • Понимание четырехмесячной регрессии сна

  • Отказ от ненужных ночных кормлений

  • Как помочь ребенку заснуть более самостоятельно

  • Уменьшение ночных пробуждений

  • Создание реалистичного гибкого графика

  • Обработка дневного сна

  • Освобождение реквизита для сна

Посмотреть цены

Скачать бесплатную предварительную версию
(Открывается в новом окне)

Я хочу, чтобы у вас были инструменты, чтобы любить этот этап и процветать в эти первые месяцы с вашим ребенком. Позвольте мне научить вас целостному и мягкому подходу, чтобы уверенно заложить основу для здорового сна вашего малыша.

Кара Думаплин

Основатель компании Take Cara Babies

Подход, проверенный на работу

Ресурсы Take Cara Babies сочетают в себе опыт педиатрической медсестры и сердце мамы.

Исследования и фактические данные

Будьте уверены, что вы используете стратегии, подтвержденные рецензируемыми исследованиями, педиатрами и экспертами по всему миру. Смогу ли я когда-нибудь снова уснуть? — класс сна №1 для беременных и новорожденных в мире.

Эмоционально связан

Мой подход ко сну новорожденных «без плача» поощряет прижиматься, носить ребенка или укачивать его, пока вы закладываете прочную основу для сна.

Гибкость и настраиваемость

Ваш ребенок уникален, как и вы! Вместо строгих правил и расписаний вы найдете дорожную карту, полную практических советов, которые будут способствовать прогрессу, а не совершенствованию.

Простой в использовании подход

Используйте простые практические советы, чтобы установить реалистичный, гибкий распорядок дня, а не жесткое расписание сна и дневного сна.

Простое ценообразование без обмана

Покупка в подарок? Ознакомьтесь с нашими подарочными картами. На все занятия по программе Take Cara Babies распространяется наша 30-дневная гарантия возврата денег.

Получить оба ресурса

Самый популярный

Пакет «Первые пять месяцев»

$
99
доллар США

  • Полный набор Смогу ли я когда-нибудь снова уснуть? серия видео

  • Полная версия Навигация по месяцам 3 и 4 Электронная книга

  • 6 месяцев доступа по запросу

  • 5+ часов видеоуроков

  • Электронная книга на 50 страниц (PDF)

  • Образцы графиков, процедур и контрольных списков для удобства

  • Подробные часто задаваемые вопросы для решения любых нерешенных вопросов или проблем

Смогу ли я когда-нибудь снова уснуть?

Новорожденные (0–12 недель)

$
79

  • долларов США

    5+ часов онлайн-уроков

  • Доступ по запросу на 4 месяца

  • Образцы расписаний, процедур и контрольных списков

Навигация по месяцам 3 и 4

3–4-месячные дети

$
39

долларов США

Общие вопросы

disclosure()»>

Если вашему малышу меньше 12 недель — даже если ему 10–12 недель — тогда да!

Если вашему ребенку 5 месяцев или больше, рассмотрите вариант Сбора для 5–24 месяцев, чтобы получить помощь в установлении 10–12 часов самостоятельного сна.

Комплект «Первые пять месяцев» поставляется с 6-месячным доступом по требованию, так что вы можете смотреть его прямо сейчас и по каждому вопросу, беспокойству или икоте на пути, пока вашему ребенку не исполнится 5 месяцев.

org/Answer»>

Когда родители задают этот вопрос, они обычно интересуются, когда их ребенок может спать всю ночь. Мой честный ответ: «Все дети разные».

Таким образом, хотя я не могу обещать, что ваш ребенок будет спать 10 часов в 3 месяца, я могу обещать, что этот класс поможет вашему ребенку достичь того уровня развития, на котором он находится, и поможет ему двигаться в своем собственном темпе к лучшему сну и более длительным ночным промежуткам. .

Это щадящий метод, поэтому он потребует практики и терпения. Цель состоит в том, чтобы добиться прогресса в направлении независимого сна, избегая при этом любых препятствий на этом пути.

Нет!! Набор «Первые пять месяцев» не требует тренировки сна или плача; Эти занятия предназначены для того, чтобы помочь вам выработать привычки здорового сна с помощью бережной практики.

Вы будете много обниматься, прижиматься, укачиваться и носить ребенка, и вы установите гибкий распорядок дня, а не жесткий график.

Я знаю, что каждый ребенок и семья немного разные! Могу сказать, что наши занятия помогли тысячам семей с малышами, которые:

  • не спали всю ночь.
  • нужно подпрыгивать, кормить или укладывать спать.
  • не любит, когда его пеленают.
  • находятся исключительно на грудном вскармливании, исключительно на искусственном вскармливании или на их комбинации.
  • посещают детский сад.
  • кратны.
  • имеют кислотный рефлюкс и другие проблемы со здоровьем.
  • и многое другое.

На все занятия по программе Take Cara Babies распространяется наша 30-дневная гарантия возврата денег.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *