Содержание
Как понимать рисунки детей – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 15 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Родители с умилением смотрят, как малыш малюет на листе кисточкой, чиркает фломастером, выводит карандашом ручки-ножки-огуречик. Детские рисунки фотографируют, с гордостью вывешивают в блогах, а оригиналы складывают в папочку на долгую память. Между тем рисунок ребенка — это не только его первый шедевр. Это еще и возможная информация, маркер, указатель, по которому психиатры, психологи, педагоги могут сделать выводы о здоровье юного художника, о его психическом и эмоциональном состоянии, о благополучии его семьи. Как понимать рисунки детей? Несколько рекомендаций для родителей — в нашем материале.
Что почитать по теме и что иметь в виду?
Все написанное ниже — не домыслы и фантазии. Это обобщенное мнение современных детских психологов, основанное на многолетних исследованиях. Если вы хотите глубже вникнуть в тему, узнать подробности, которые не вместила эта статья, рекомендуем книги:
- Алла Баркан «О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов»;
- Джозеф Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»;
- Марина Озерова «О детском рисовании».
И еще — об этом мы будем упоминать здесь не раз: предлагаемые в статье интерпретации рисунка не окончательные диагнозы, а лишь предположения об эмоциональном состоянии ребенка. Рисуночные тесты не могут заменить собой другие формы диагностики, а используются только как дополнение, поскольку вероятность погрешностей довольно велика. Изображение все же вторично, а первичны слова ребенка, как он сам объясняет то, что изобразил. И не нужно делать выводы, основываясь на одном-единственном рисунке: перед обращением к психологу, неврологу, психиатру понаблюдайте за ребенком в динамике, наберите статистику!
С какого возраста рисунки можно оценивать?
Принято считать, что до пяти лет детские рисунки малоинформативны. Малыш пока учится удерживать в пальцах карандаш и кисточку, экспериментирует с нажимом, учится координировать движения, знакомится с цветами. Если мы в этот период просто обеспечим ребенка всем необходимым — чем рисовать, на чем рисовать, временем, доброжелательной атмосферой, — этого будет достаточно. Разве что можно почаще подбадривать и хвалить юного творца и изредка подсказывать: «Смотри, а можно еще и так…» Напомним: речь идет о ребенке до пяти лет. Конечно, в каждом конкретном случае это может быть и чуть меньше пяти, и чуть больше.
Но вот примерно с пяти лет рисунки детей можно уже рассматривать предметно и целенаправленно. И больше не надо подсказывать, что рисовать.
Какой рисунок расскажет о ребенке больше?
Повторим и запомним: по одному рисунку никаких «диагнозов» не ставят. Вчера дочь рисовала усталая и сонная, сегодня взялась за карандаши после просмотра веселых мультиков, завтра у нее во время рисования побаливал живот — в каждый момент времени один и тот же цветочек получится разным, в зависимости от состояния. А вот собрав пять-шесть образцов, мы уже сможем определить какую-то тенденцию.
Допустим, наше чадо в данный момент пребывает в благодушном настроении, время подходящее, и мы предлагаем ему изобразить… что? Обычно психологи просят детей нарисовать человека, дом, дерево и свою семью.
Больше всего информации для психологического тестирования содержат рисунки с изображением людей — себя, своей семьи, различных жанровых сценок с другими людьми… Хорошо, если ребенок сам, по своей инициативе рисует человечков и животных. Если нет, если он предпочитает абстрактные орнаменты или неодушевленные предметы, это может свидетельствовать о сложностях в социализации, общении, выстраивании отношений. В крайних случаях полное отсутствие живых существ на рисунках — признак неврологических нарушений, возможно, даже аутизма.
Опять же, оговоримся, если сын рисует сплошь танки, самолеты, машинки без человечков, это не значит, что сразу нужно впадать в панику: «Аутист! Невроз!..» Может быть, он просто сейчас в этой теме, и самолетик для него не менее живой, чем летчик. Но за тенденцией мы следим…
Можно дать ребенку простое задание: «Нарисуй человека, похожего на тебя!», «Нарисуй нашу семью!», «Нарисуй садик!», «Нарисуй то, что мы сегодня делали, куда ходили, что ты видел!..» Только, если мы хотим объективности в оценках, не надо конкретизировать: «Нарисуй маму, папу, брата Толика, тетю Зину и бабушку Клаву! А дядю Петю не рисуй — он злой!» И не подсказываем: «А что ж ты уши не нарисовал? И вот здесь на руках не три пальца нужно, а пять! А дереву еще веточек добавь!» Пусть отобразит то, что считает нужным. Не изображенное на рисунке — это тоже важная для нас информация.
Если мы хотим протестировать рисунок, тогда в качестве инструмента лучше дать юному живописцу не краски, а карандаши. Так можно будет оценить силу нажима, она тоже маркер, дополнительная характеристика.
Если ребенок нарисует ситуацию — себя в гостях, визит к доктору, прогулку, школу или садик, — надо попросить его прокомментировать свое произведение. Можно поинтересоваться, где он изобразил себя, что происходит на рисунке, что делает он сам и другие люди на картине, какое у него-нарисованного настроение — веселое или грустное и почему. .. Таким образом для самого ребенка рисунок станет подспорьем не только в описании ситуации, но и в формулировке своего состояния, называния эмоций. Это полезное упражнение.
О чем расскажет рисунок семьи?
Сын или дочка нарисовали свою семью. На что имеет смысл обратить внимание нам, родителям, в первую очередь?
- Все члены семьи изображены или кого-то «забыли»?
- Кого ребенок нарисовал первым?
- Кто оказался выше и крупнее всех?
- Кто — в центре, а кто — сбоку?
Понятно, что все эти признаки указывают на иерархию в семье с точки зрения ребенка. Если папа — высокий «по жизни» — это одно. Если же его рост сопоставим с маминым, а на рисунке папа занял пол-листа, у него гигантская голова и неестественно богатырская комплекция — это другое! Значит, для ребенка папа в семье не просто главный, а более значимый, чем все остальные.
Если мама изображена в центре рисунка, яркая, красивая, хорошо прорисованная, а остальные члены семьи дорисованы не до конца, фигуры их мельче и деталей в них меньше, значит мама для ребенка — «пуп земли», самая-самая важная и любимая, а остальные домочадцы остаются пока «в тени».
«В центре вселенной» на рисунке может оказаться и сам художник. Значит, по его мироощущению, все должно крутиться вокруг него, он — главный и самый значимый. Это нормально для ребенка. А вот младшую сестренку художник вдруг почему-то не нарисовал. Или наоборот, изобразил гигантом, нависающим над другими фигурами. Что за этим кроется? Может быть, просто забыл — бывает. А возможно, так проявляется ревность к сестре — она появилась в семье, и все внимание мамы с папой переключилось на нее. Или это, наоборот, гипертрофированное чувство ответственности старшего за младшую — ребенку кажется, что за младшего братика или сестричку отвечает теперь он, старший, и ему очень страшно не справиться с тяжелой ношей. Все очень индивидуально. Нам важно отметить эту деталь в рисунке, а уже потом оценить в зависимости от конкретной ситуации в конкретной семье. Понятно, что никаких замечаний, а тем более упреков, самому рисовавшему мы не делаем. Просто спрашиваем. Интерпретация автора важнее изображения.
Рассматриваем рисунок дальше
Как члены семьи расположены друг относительно друга? Они взаимодействуют, стоят рядом, держатся за руки? Если так — хорошо: семья в сборе, ребенок эмоционально связан с каждым. Домочадцы отвернулись друг от друга, разобщены, каждый сам по себе? Ребенок изобразил, как близкие ругаются, или «разбежались» по разным углам листа? Тогда есть повод задуматься над «погодой в доме», которая, как мы помним, важней всего. Например, если члены семьи заштрихованы или разбросаны по разным краям листа это может говорить о тревожности ребенка. Стоит расспросить художника, что он нарисовал и почему именно так.
Бывают случаи, когда на просьбу изобразить семью ребенок ограничивается изображением кого-то одного — только мамы, только бабушки… Значит, этот человек в сознании ребенка в данный момент заслонил собой всех других членов семьи. Может быть, ребенок скучает по нему. Или это единственный человек, которого ребенок считает своей семьей, кому доверяет.
Крайний случай — людей на рисунке нет вообще. Есть, например, один домик. О чем это может говорить? Похоже, что родные маленького живописца не понимают. Они — где-то там, «в домике», а он — снаружи на домик смотрит. Обстановка в семье кажется ребенку напряженной, враждебной, ему в домик заходить не очень хочется. Или наоборот, очень хочется — малыш мечтает о границах семьи, о ее безопасности, — а почему-то не получается…
Нарисованный дом, кстати, тоже может быть разным и содержать в себе много информации. Скажем, количество окон в доме часто соответствует количеству членов семьи. А если окон нет вообще, и дверей тоже нет, вероятно, в данный момент у автора есть желание уединиться, потребность в закрытии своих границ. Он сейчас не очень хочет общаться, не хочет на что-то смотреть…
О чем расскажет автопортрет?
Очень интересно проследить, как ребенок воспринимает самого себя и изображает то, каким бы хотел быть. Попросим его нарисовать свой портрет.
Внимание! Ко всем дальнейшим характеристикам мы добавляем слова «возможно», «в некоторых случаях», «как вариант», и так далее. То есть везде — «не всё так однозначно…». И опять — обязательно просим ребенка объяснить нарисованное.
Итак, какова поза изображенной фигуры? Например, наклоненная фигура в некоторых случаях является признаком психологической неуравновешенности и нестабильности.
Если ребенок изобразил себя как на египетской фреске — тело развернуто «на зрителя», а голова повернута в профиль — возможно, он испытывает напряженность в отношениях с другими детьми. «Возможно», но не обязательно: может быть, он просто научился изображать профиль и гордо демонстрирует свои достижения в этом.
Тело, повернутое на три четверти, демонстрирует творческую направленность ребенка.
Если фигура нарисована в движении или в момент выполнения какой-то работы, вероятно, рисовал ее ребенок активный, энергичный.
Художник изобразил себя сидячим или лежачим, руки безвольно опущены — возможный признак пассивности, вялости.
Если впереди себя малыш изобразил какой-то предмет — стол, табурет, большую игрушку, — это может говорить о сложностях в общении, проблемах социализации, негативизме, желании оградиться от других.
Обратите внимание: нарисовал ребенок себя «просто так» или в какой-то роли? Например, «Я — принцесса!» «Я — спортсмен!» «Я — артист!»… Если художник выбрал себе персонажа, он явно нуждается во внимании, восхищении, похвале, он — чувствительный и любит произвести впечатление.
У психологов есть даже интерпретации конкретных ролей.
Клоун, шут — заниженная самооценка. Возможно, этот ребенок сознательно нарушает нормы и правила, чтобы его заметили.
Царь — царица, принц — принцесса — высокий уровень притязаний.
Солдат, военный, генерал — демонстрация силы, способности защищать, показать, что он взрослый и сильный.
Любой «плохой» персонаж — Карабас-Барабас, Бармалей, жулик, Кощей, пьяница, Баба Яга — асоциальность, негативное самопредъявление, антисоциальность. Сюда же, как ни удивительно, относятся роли «я — полицейский», «я — омоновец». Впрочем, иногда полицейский — это просто полицейский. Особенно если ребенок рисует по горячим следам: видел полицейского, слушал рассказы о нем… Мы помним, что рисунок вторичен, а первичны комменарии ребенка.
- «Я — старичок», «я — бабушка» — депрессия, плохое настроение.
- «Я — богач», «я — нищий» — недовольство своим материальным положением.
- «Я — робот», «я — инопланетянин» — одиночество, замкнутость, закрытость, интровертность.
Вновь обратимся к автопортрету и рассмотрим подробно главную его часть — голову.
С головы дети, как правило, начинают рисовать человека и прорисовывают ее наиболее подробно. Это норма: голова — вместилище собственого «я», своих мыслей, убеждений. Шляпа, очки, усы и борода, прически и украшения на голове — это хорошо, но слишком сильная зацикленность ребенка на прорисовывании разных деталей головы, по мнению психологов, демонстрирует ослабление умственных способностей или самоконтроля. Но вот небрежно нарисованная голова без всяких деталей может свидетельствовать о плохой социальной адаптации ребенка.
Соотношение головы и туловища — демонстрация соотношения духовного и физического начала в авторе рисунка.
Слишком большая голова — берем на заметку, может быть, ребенок страдает головным болями? У него была травма, и он подсознательно пытается указать нам на место дискомфорта? Часто при большой голове рисуется треугольная шея. Это признак проблем в шейном отделе и плохого снабжения головы кровью. Иногда непропорциональную голову рисуют дети, отстающие в психическом или умственном развитии.
Маленькая голова на большом мускулистом теле — показатель агрессивности.
Если девочка «залипает» на вырисовывании локонов, кудрей, пышных и вычурных причесок, это свидетельствует о начале ее сексуального созревания.
Черты лица, прорисованные слабо и нечетко, могут говорить о робости, сложностях в общении, проблемах с социализацией.
Лица вообще не видно, оно не прорисовано, человек изображен со спины, в профиль — вероятный показатель негативизма.
Наоборот, черты лица подчеркнуты, слишком сильно прорисованы, нарочиты — ребенок пытается выглядеть успешным, общительным, примерным, возможно, компенсируя тем самым реальное не самое радужное свое состояние.
Выражение лица имеет значение. Какое оно?
Грустное. Возможно, ваш ребенок чувствует одиночество, он устал, ослаблен. Не исключена депрессия.
Растерянное. Это свидетельство неуверенности, ощущения бессилия, тревоги, невротического состояния.
Отстраненное. Малыш, желая защититься от не слишком дружелюбного мира, погружается в свой мир, мир фантазий. Возможно, он интроверт.
Мрачное. Может быть, у ребенка депрессия, болезненно-пониженное настроение. Он не может приспособиться к реальности, которая слишком часто и резко меняется. Понаблюдайте за ним — он излишне раздражителен, часто злится, слишком педантичен, зацикливается на чем-то… Или просто очень не хочет рисовать.
Злое, неприятное, отталкивающее. Это признак негативизма, агрессивности, импульсивности. Иногда даже психопатии. Если рисовал подросток — подростковый кризис. Или, опять же, отрицательное отношение к самому процессу рисования.
Тревожным знаком считают лицо, которое вообще ничего не выражает, обезличенное.
Лоб на нарисованном лице символизирует самоконтроль, область социальных контактов. Если лба нет, ребенок сознательно игнорирует интеллектуальную сферу.
Глаза дети, как правило, рисуют со зрачками и смотрят они прямо на зрителя. Если зрачков нет, можно предполагать проблемы в общении, внутренние страхи, фобии и даже признаки аутизма у рисовавшего.
Широко открытые глаза рисуют дети любознательные, а маленькие глазки — скрытные, поглощенные собственными переживаниями. Закрытые глаза — художник хочет отгородиться от внешнего мира, ограничить контакты с окружающими.
Взгляд прямой, но пронизывающий, не дружелюбный — агрессия, склонность к демонстративному вызывающему поведению.
Брови. Ребенок, который обращает внимание на свою внешность, нарисует брови аккуратные и ровные. Строптивый, грубый, резкий изобразит густые брови. Высокомерный высоко поднимет брови своему нарисованному герою.
Если носа на лице нет, это может свидетельствовать о некоторой интеллектуальной незрелости. Если нос, наоборот, слишком большой, а художнику уже больше семи лет, возможно, ребенок недоволен своей внешностью.
На автопортрете оскаленные зубы или, наоборот, маленькие поджатые губы — автор рисунка настроен к миру агрессивно и враждебно. Юный художник очень тщательно вырисовывает зубы или открывает своему нарисованному герою рот — это признак речевой активности.
Если девочка замалевывает себе красным карандашом на рисунке губы — это хорошо: губы — символ сексуальной сферы, ребенок верно идентифицирует себя по половому признаку. Хотя все может быть проще: у нее очень яркий красный карандаш, цвет которого ей нравится.
Подбородок — символ упорства, воли, властности. Выделение подбородка на рисунке, корректирование этой части лица, перерисовывание ее — либо попытка справиться со своей нерешительностью, либо открытое стремление к превосходству над окружающими, либо развитая волевая сфера.
Шея — связь физического начала, тела, с интеллектуальным центром, головой. Сильный акцент на шее — свидетельство неуверенности в себе. Длинная шея — чрезмерный самоконтроль, скованность, зажатость. Короткая шея — прямолинейность. Вообще нет шеи — признак незрелости. Вообще необычная шея на рисунке может свидетельствовать об особенностях кровоснабжения головы, о травмах шеи или головы и так далее.
Кратко — о теле нарисованного человечка.
Обратим внимание на, кажется, несущественные мелочи: как человечек «собран». Руки и ноги присоединены к туловищу? Хорошо. Нет? Человечек «рассыпается»? Тревожно. Сигнал о возможной личностной дезорганизации или психических нарушениях у автора рисунка.
Ребенок изобразил себя с длинными и большими руками — он уверен, что физически развит, силен и ловок. А вот если чувствует свою слабость, руки на рисунке будут маленькими. Если руки спрятаны за спину или в карманы — автор рисунка не уверен в себе. Об агрессии свидетельствуют руки, поднятые вверх, о желании действовать — широко раскинутые руки.
Ноги — символ опоры в реальной жизни. Длинные ноги на рисунке — ребенок мечтает о независимости. Ноги широко расставлены — художник в себе уверен.
О мужественности говорит квадратное или угловатое туловище, нарисованное мальчиком. Туловище маленькое, непропорциональное — ребенок чувствует себя униженным.
Что означают цвета на рисунке?
Цветов на рисунке может быть много, но какие-то карандаши юный живописец выбирал особенно часто — мы это сразу заметим. Определим, какого оттенка больше всего, и узнаем, как интерпретируют цвета на детских рисунках психологи.
Много голубого, розового, лилового и других пастельных оттенков. Автор — гармоничная свободная личность. Очень любит обнимашки, поглаживания, поцелуи, любые приятные тактильные ощущения.
Много красного. Автор открыт, активен, непоседлив, возбудим, бывает непослушным от переизбытка энергии. Такие дети вырастают успешными, пробивными, многого добиваются в жизни.
Много синего. Автор уравновешен, спокоен, нетороплив.
Много зеленого (говорим о случаях, когда на рисунке изображены люди, а не лес или луг, где зеленый цвет необходим). Автор упрям и настойчив. При этом оттенки имеют значение: светло-зеленый преобладает — ребенку необходима защита. Темно-зеленый — ребенку не хватает любви и внимания, он замкнут, его нужно поддержать, похвалить…
Много желтого. Автор — фантазер, у него отличное воображение, любит мечтать и играть в одиночестве. Для игры достаточно палочек, камешков, песка и воды.
Много оранжевого. Оранжевый — цвет жизнерадостных людей. Автор фонтанирует энергией, перевозбужден, ищем достойный, интересный и безопасный канал для выхода этой неуемной энергии.
Много фиолетового. Автор — чувствительная, творческая, ранимая натура с богатым внутренним миром. Таким детямнеобходима не просто поддержка, а восхищение их творчеством, поощрение всего, что они делают.
А вот дальше — цвета, которые должны заставить нас насторожиться и обеспокоиться.
Много коричневого. Возможно, автор болезненно переживает семейные неурядицы. Возможно, у него проблемы со здоровьем или слишком много отрицательных эмоций в последнее время.
Много серого. Если автор упорно выбирает простой карандаш, ему не хватает положительных эмоций. Он замкнут, отторгает мир вокруг себя, ощущает себя бедным и несчастным.
Много черного. Автор чувствует угрозу, пережил стресс или даже психологическую травму.
Много темно-красного, бордового. Автор в тревожном состоянии, возможно, у него депрессия.
Если названные цвета преобладают в рисунках, причем на протяжении долгого времени, это достаточный повод, чтобы обратиться к психологу для уточнения состояния ребенка.
Сильный нажим и слабый нажим — что за признак?
Выше мы говорили, почему для тестирования по рисунку стоит предпочесть краскам карандаши. Нажим — это тоже характеристика.
Очень слабый нажим, нечеткие линии, постоянное обращение к ластику: нарисовал — стер — перерисовал, могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, робости, пассивности, неуверенности, тревожности. А могут указывать на патологию зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Заметили такое за ребенком — можно подумать об обращении к педиатру и неврологу.
С другой стороны, если художник в процессе создания произведения так сильно давит на карандаш, что ломает грифель и продырявливает лист, это признак переполняющих его эмоций, гиперактивности.
* * *
О том, как понимать рисунки детей, написаны тома. Имеют значение и положение, и размер рисунка, и его структура, и общее впечатление… Арт-терапевты, социальные работники, психологи, нейропсихологи, психиатры, педагоги, воспитатели — специалисты многих направлений, знающие специфические нюансы, о которых родители не догадываются, могут помочь мамам и папам верно интерпретировать детские рисунки. Главное — не спешим делать выводы, ставить диагнозы и паниковать. Детей любим, о детях заботимся, к детям проявляем внимание… Ну, и в блоги не забываем очередных нарисованных чадом человечков запостить!
Что значит детский рисунок? — Азбука воспитания
Оглавление
- Рисуя — играем…
- Рисуя — учимся…
- Рисуя — чувствуем…
- От теории к практике
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. В рисунках отражаются все проблемы и еще не заданные вопросы детей. Рисует ребенок так, как он видит и цвет, и форму предметов, и их отношения, а это и позволяет нам, взрослым, извлечь полезный урок. Научившись «читать» рисунки своего ребенка, мы сможем понять, где и когда допустили ошибку в его воспитании и можно ли ее исправить.
Рисуя — играем…
Психологи утверждают, что рисунок для ребенка — не искусство, а его речь: он «говорит» о вещах, ситуациях с помощью картинок, пока его речь — и устная и письменная ‑еще бедна и несовершенна. И эта роль рисунка сохраняется лет до десяти, пока не появится ряд иных средств выражения, а собственные рисунки не покажутся ребенку смешными и неуклюжими. Но от пяти до десяти лет — это «золотой век» детского рисунка, подготовка к которому начинается с двух лет. «Настоящий» же рисунок появляется года в четыре. В это время уже каждый рисунок можно рассматривать с точки зрения освоения ребенком основных графических факторов: пространства, линии, цвета.
Обычно рисунок занимает все пространство бумаги. Часто замыслам ребенка становится тесно на листе, и они выходят за его пределы на стол, стену, пол. Только со временем — лет в пять — научится ребенок придерживаться границ листа. Если же этого не произошло, полезно обратиться к рисованию с помощью метода разделения пространства на квадраты. Потренируйте ребенка в копировании рисунков. Самое главное в таком упражнении — обратить его внимание на пересекающиеся линии как на образце для копирования, так и на чистом листе бумаги: это те «опоры», которые должны помочь удержать изображение в определенном, указанном месте листа.
Считается, что до четырех лет ребенок может рисовать, как ему заблагорассудится: человеческие фигурки и предметы могут быть увеличенными или уменьшенными, дорисованными или недорисованными, расположенными в любом месте на листе бумаги — внимание маленького рисовальщика еще очень рассеянно и перескакивает с одного предмета на другой. Поэтому появляется множество незаконченных рисунков или таких, где одни каракули «налезают» на другие. Не огорчайтесь: рисовать для ребенка — значит говорить: сразу и обо всем.
Но вот ребенку исполняется четыре года, и его рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник. Помните, самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка, все остальное вращается вокруг него, и это может быть все, что угодно.
Иногда родители сетуют на такое несовершенство детских рисунков: на них представлено то, чего, по нашему взрослому разумению, просто не может быть. Типичный пример — эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно на изображении (пример — дом с предметами внутри). В этом нет ничего «ненормального», напротив, порадуйтесь тому, что ваш малыш знает и как устроен дом, и какие вещи скрываются за его непроницаемыми для взгляда стенами.
Рисуя — учимся…
Чаще всего в рисунке ребенок использует линию. Она появляется уже в «мараниях» двухлетнего художника, становясь со временем более совершенной основой настоящего рисунка.
Рисование — сложная работа для малыша: надо научиться передвигать карандаш в нужном направлении пока еще непослушными пальчиками под контролем глаз, тоже не до конца усвоивших важность своей роли — контролировать движения руки. И это помимо чисто «художественных» задач: «нарисовать кота Ваську, у которого пушистый хвост, острые когти и который бегает так быстро, как ракета, — не догонишь ни за что».
Рисование — очень серьезная работа: развивая руку, мы развиваем мозг. Загляните в любой учебник по психологии и убедитесь в их нерушимой нервно-психической связи. Поэтому помогите своему малышу освоиться с карандашами и фломастерами. Существует много хороших книг и альбомов для раскрашивания, в которых, проводя разнообразные линии, ребенок учится психомоторной координации.
Если вашему ребенку уже исполнилось четыре года, обратите внимание на то, какие линии составляют его рисунки. Степень нажима, умение провести линию под разным углом могут говорить и о развитии ручных навыков, и об эмоциональном самочувствии. Неровные прерывистые, спускающиеся линии подскажут внимательным родителям, что ребенка что-то беспокоит или вызывает неуверенность в себе. «Колючие, агрессивные» линии могут появиться в ответ на ваше излишне жесткое «управление» и т.д. Помните: особенности рисунков вашего ребенка — это повод задуматься над своей стратегией воспитания, а не стимул к директивному указанию «не смей проводить такую линию!». Нельзя воздействовать на результат — уже готовый рисунок — это своеобразный экран, отражающий мысли и переживания вашего ребенка.
Рисуя — чувствуем…
Отношение к цвету — объект многочисленных исследований психологов. Ограничимся некоторыми замечаниями, необходимыми для понимания того, что чувствует и думает ребенок, рисуя. Считают, что человек обладает врожденным чувством цвета. Одни предпочитают оттенки красного, другие — синего. Большую роль играют и условия жизни ребенка (сельская местность или город), и принадлежность к определенной культуре. Психологи установили, что каждый цвет несет в себе определенный символ: страха, горя, гнева, любви. Однако, не все однозначно — в разных культурах один и тот же цвет имеет разное значение: в Китае, например, цвет траура и печали — белый, а лиловый цвет во многих странах является символом любви и счастья.
Вначале ребенок использует небольшой набор карандашей или красок — это основные цвета: красный, синий, зеленый. Причем каждый цвет, каждый оттенок — открытие, которое завораживает, новый цвет кажется самым красивым, самым привлекательным. Один трехлетний мальчик, открывший для себя оранжевый цвет, на вопрос: «Какие глазки у твоей маленькой сестрички?» убежденно отвечал «оранжевые».
Постепенно выбор цвета при рисовании будет все более осознанным, подчиняясь задачам художественного изображения. Не стоит, однако, ждать, когда чувство цвета спонтанно разовьется у ребенка, ему можно в этом помочь: как можно раньше дайте наборы разноцветных карандашей, фломастеров, обращая его внимание на оттенки. Поощряйте желание ребенка экспериментировать с цветом. Дайте ему почувствовать разницу между красным и зеленым яблоком, между ласковым и бурным морем и т.д., но делайте это ненавязчиво, не директивно и наберитесь терпения, если богатство цветовой палитры появится не сразу. Если ребенок рисует синего кота, возможно, он просто развлекается, а не сочетает выбранный им цвет с рисуемым объектом, так как сочетаемость цвета с объектом его пока совсем не интересует. Если ребенок окрашивает человеческую фигурку красным, это может означать — в зависимости от обстоятельств — как агрессивность, страх, так и хорошее настроение, праздник. Строго установленных закономерностей здесь нет — их вам может заменить ваше знание своего ребенка.
Попросите ребенка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его собственных рисунков (или иллюстраций в книгах и журналах). Когда он раскрашивает рисунок, поинтересуйтесь, какой запах у этого предмета, горячий он или холодный, шероховатый или гладкий, с чем еще его можно сравнить? Или, наоборот, попросите ребенка нарисовать что-то блестящее, холодное, прозрачное. Пусть ребенок попробует передать все эти характеристики предмета с помощью своего рисунка, используя соответствующий цвет, линии, расположение на листе…. Отметьте для себя постоянные сочетания цвета и чувства вашего ребенка — вот вы и получили своеобразное пособие для уточнения переживаний малыша. Только учтите, язык цвета очень переменчив.
Во время занятий с ребенком не проявляйте излишней настойчивости, обучая тому, «как надо». Объясняйте так, чтобы ребенок больше спрашивал. Приходится иногда сожалеть, что современным мамам и папам частично известны некоторые психологические тайны — что-то рассказали знакомые, что-то прочитали сами, а в результате: «Почему ты рисуешь такие руки и зубы? Психолог сказал, что это нехорошо!».
Или известен случай, когда педагог, своеобразно понимая свои профессиональные задачи, запретил своему ученику использовать черную краску в акварелях, а мальчик, проведя фиолетовую линию, подписал под ней: черная!
От теории к практике
Начнем с самого главного в рисунках детей. Человеческая фигура — один из излюбленных объектов детского творчества. Примерно в 70 случаях из 100 она будет в центре внимания маленького рисовальщика. «Виноват» в этом современный уклад жизни: пока не полностью и не во всем, к счастью, человека заменили машины, пока еще ребенок с рождения окружен любящими мамой, папой, бабушками и т. д. Уже с первой улыбкой, обращенной к вам, малыш не только обожаемое всеми домашними существо, его улыбка — первый успешно сданный экзамен на готовность к общению.
Теперь от вас во многом зависит, чтобы интерес к людям у него не ослабевал. Это очень важно для социализации ребенка, да и просто потому, что по-настоящему человек бывает счастлив только когда любит и любим, когда его понимают и он понимает, сочувствует людям. А это своего рода талант и развивать его нужно как можно раньше. О неблагополучии в его развитии вам могут рассказать рисунки, где изображение всевозможных машин оттеснит или полностью затмит портреты членов семьи, которые, в лучшем случае, будут выступать как незначительные придатки к ним.
Если вы собираете и храните рисунки своего малыша, вы можете заметить, как меняется с возрастом изображение человека: от круга или овала, представляющего голову с присоединенными к ней руками и ногами (такие рисунки 3–4‑летних детей получили название «головоногов») к выделению и правильному прорисовыванию отдельных частей тела — рук, ног и деталей одежды. Как правило, к шести годам ребенок, уже вполне овладев навыками изображения человеческой фигуры в довольно сложных пространственных ракурсах, переходит к сложным рисункам, с максимально насыщенным разнообразным фоном: машинами, животными, вещами, передавая с их помощью профессию или занятие персонажа.
С возрастом совершенствуется не только техника изображения фигуры человека. Все чаще ребенок, неосознанно или вполне сознавая, выражает свое отношение к нему. Маленький художник пристально всматривается в людей и в самого себя.
А какую пищу для воображения дают автопортреты, постегивая прогнозы родителей в отношении будущих профессиональных увлечений ребенка или черт его характера. Чрезвычайно интересно следить за эволюцией автопортретов ребенка: как постепенно с возрастом меняются его вкусы и пристрастия, что главное выделяет он в себе в тот или иной период жизни.
И здесь стоит упомянуть о первой влюбленности старших дошкольников, весьма сведущих в этом возрасте в вопросах симпатии и антипатии. Шестилетние дети могут использовать богатейшую палитру изобразительных средств для выражения своего особого отношения. Девочки, как правило, рисуют необыкновенные наряды и букеты цветов, а мальчики, не могут устоять перед искушением приукрасить образ техническими атрибутами.
Иногда дети рисуют людей абсолютно одинаковыми. Это может быть связано с некоторой задержкой эмоционального развития, но чаще объясняется одинаковостью социальных ролей изображаемых людей. Так, например, младшие школьники нередко изображают одинаковыми ребят своего класса: все они ученики и это в них самое главное на этот момент.
Об особом отношении ребенка к изображенным людям говорит, помимо цвета, и внимание к таким деталям, как украшения, бантики, рюшечки, оборочки, пуговицы, карманы, медали и т.д. Таких подробностей одежды, украшений на изображении любимого человека больше, чем у нелюбимого.
Немало полезной информации об отношениях в семье можно почерпнуть из детских рисунков. Обилие мам, готовящих обед, накрывающих на стол или убирающих квартиру и пап, читающих на диване, ремонтирующих машину, говорит о современном обществе и распределении ролей в нем не меньше, чем картины «взрослых» художников. Представ в роли «заядлых реалистов», дети не перестают быть фантазерами. Им очень нравятся задания, в которых нужно изобразить себя и своих близких в виде каких-либо животных. Предложив ребенку такое задание, будьте мудры и терпимы, даже если он изобразил вас в облике животного, совершенно вам не симпатичного. Одна мама обиделась и не стала выяснять, почему сынишка изобразил ее в виде змеи. А ведь стоило бы расспросить его: может быть, своим рисунком он хотел подчеркнуть мудрость мамы или ее грациозность. Ну а если пояснения малыша вас не обрадуют лестными сравнениями, задумайтесь над причинами этого: может быть, где-то вы допустили ошибку, были чересчур, по его мнению, жестки и несправедливы. Попытайтесь понять, стать чуточку терпимее, мягче, и тогда вы не получите рисунок своей семьи, в центре которого не кто-то из родных а, например, громадных размеров попугай или собака, ибо именно они, а не вы занимают центральное место в жизни ребенка.
Как часто мы, не задумываясь, говорим: «кручусь, как белка», «устал, как собака», «тружусь, как пчелка». Удивительно ли после этого появление таких рисунков: трудяга-мама в виде лошадки с притороченной к седлу метлой, мечется по дому, папа пчелкой улетает куда-то прочь, младший брат в виде каркающий вороны, летает возле мамы, а сам автор рисунка в образе жалящей кобры подползает к ней за своей порцией внимания.
Иногда в рисунках детей кто-то из близких или он сам отсутствует, а ребенок поясняет это таким образом «мама гуляет с сестренкой» или «я — у бабушки». Так реагируют старшие сестренки или братишки на появление в семье младших. Это тревожный сигнал для родителей: ребенок чувствует себя обделенным, изолированным от замечательного события, свершившегося в семье — появления в ней «новенького». Смелее включайте старшего в свои заботы о малыше, пусть он убедиться, что ваша любовь не разделилась, а усилилась.
На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков — не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущимися простотой и изяществом метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!
Автор: Ганошенко Наталья Ивановна, кандидат психологических наук
Источник: Журнал “Виноград”
Как воспитать ребенка, который любит рисовать
В наши дни все в возрасте от 9 месяцев до 99 лет рисуют пальцами, и наши малыши растут в обществе, которое предпочитает технологии традициям. Искусство стало цифровым во многих отношениях, но рисование ручкой и бумагой по-прежнему имеет большую ценность.
Рисование по старинке — отличная платформа для развития навыков решения задач у ваших детей ( Как я могу создать изображение, чтобы представить то, о чем я думаю ?) и улучшить мелкую моторику. Возможность выразить себя через свое искусство также помогает им лучше осознавать свои мысли и чувствовать себя более уверенно, вынося наружу то, что у них внутри.
Хотя большинству детей в той или иной степени нравится искусство и ремесла, не всем рисование может показаться таким же интересным или приятным, как пинание мяча в поле. Мы попросили экспертов HeART Studio рассказать, как родители могут создать благоприятную среду для того, чтобы их дети полюбили искусство рисования.
1. Дайте им много времени и возможностей для рисования
Дайте детям много возможностей свободно рисовать, без давления или направления. Иногда дети могут уклоняться от рисования, потому что они обеспокоены тем, что они не могут «сделать это правильно», поэтому будьте внимательны и не ожидайте, что ваши дети будут рисовать определенным образом (например, у всех животных должно быть четыре ноги). Вместо этого дайте им возможность экспериментировать, рисовать то, что они хотят, и делать ошибки. Делайте это о процессе, а не о продукте.
2. Предлагайте различные материалы для рисования
Не все рисунки нужно выполнять ручкой/карандашом/мелками/маркерами и бумагой. Попробуйте использовать мягкую меловую пастель, уголь, акварельную краску, пухлую краску и так далее. А вместо бумаги попробуйте рисовать на бумажных салфетках, фольге, картоне, стекле, дереве, воздушных шарах и даже на коже!
⇒ Читайте по теме: Как сделать красивый венок из бумаги
3. Предложите интересные сюжеты для рисования
Пусть они выберут что-то, что их касается. Если у вас в доме есть любитель LEGO, устройте LEGO-сценку и попросите ребенка нарисовать ее. Или пригласите детей на этюдную прогулку по городу и попросите их нарисовать что-нибудь интересное, что бросится в глаза. Супермаркет — отличное место для них, чтобы черпать вдохновение для своего искусства. Наша местная библиотека — еще одно прекрасное место, где можно насладиться многими достопримечательностями, звуками и необходимыми ресурсами. Музеи, мероприятия и фестивали также являются прекрасным способом поощрения творческого роста и развития.
4. Найдите осмысленные причины для рисования
Целеустремленное искусство несет в себе глубину смысла, чем простое бесцельное рисование или каракули. Дайте вашим детям повод порисовать, например:
- Отправьте письмо или поздравительную открытку члену семьи
- Рисовать свои открытки
- Нарисуйте список вещей, которые они хотели бы получить на день рождения или Рождество
- Вместе написать и проиллюстрировать книгу или комикс
- Создание листа оберточной бумаги для подарка
Дайте своим детям карандаш или ручку и предоставьте им пространство для творчества и самовыражения в рисовании. Подайте пример сами, сделав рисование частью своей повседневной жизни и выделив время для рисования вместе с детьми.
Доротея Чоу .
Это часть серии «Как воспитать ребенка» от The New Age Parents. Другие части серии читайте здесь:
▪ Как воспитать ребенка, любящего природу
▪ Как воспитать ребенка, который любит читать
▪ Как воспитать ребенка, который любит писать
▪ Как воспитать ребенка, который любит школу
▪ Как воспитать ребенка, который любит своего брата или сестру
▪ Как воспитать ребенка, который любит Обучение
▪ Как воспитать ребенка, любящего питательную пищу
* * * * *
Нравится то, что вы здесь видите? Получайте советы и истории для родителей прямо на почту! Присоединяйтесь к нашему списку рассылки здесь.
Хотите, чтобы вас услышали и увидели более 100 000 родителей в Сингапуре? Мы можем помочь! Оставьте свой контакт здесь, и мы свяжемся с вами.
Простые идеи рисования для детей 4 лет
Рисование
Здравствуйте, мои дорогие друзья, я надеюсь, что у вас все хорошо. В этом разделе представлены различные сложные эскизы по рисованию и раскрашиванию для детей. Если вашему малышу нужны идеи для набросков, то эта статья очень полезна. Эскизы на воздушных шарах, динозаврах, белках, слонах и многом другом. Просмотрите каждое из изображений, приведенных ниже, и попробуйте их со своими детьми. Поддержите свой дух обучения с помощью нашего кураторского списка простых идей для рисования для детей, чтобы улучшить навыки, такие как легкие воздушные шары, колючий пустынный кактус, женщины в традиционной китайской одежде, люблю вас тоже, новорожденный ребенок, игривый слоненок, балерина, обнадеживающий кролик, тенистый белка и кудрявый воздух.
Подробнее: Творческие занятия по рисованию и раскрашиванию для детей
Зажигалки
Давайте начнем с простой картинки, которую ваш ребенок сможет без труда нарисовать. Этот очень легкий и простой набросок воздушного шара станет хорошим началом. Три воздушных шара очень красочные, первый с желтыми пятнами, второй с розовыми полосками, а третий с голубыми звездами, которые дети могут легко сделать. Воздушный шар летает за счет воздуха, который находится внутри него. Газообразный гелий используется для наполнения воздушного шара, потому что он легко воспламеняется. Детям нравится играть с воздушными шарами, и я уверен, что им также понравится их рисовать.
Колючий пустынный кактус
Бесцветный пустынный кактус — то, что нужно вашему ребенку для занятий. У этого кактуса красивая улыбка. Несмотря на то, что он находится посреди жаркой пустыни, у этого кактуса красивая счастливая улыбка, он может вырастить красивый цветок. Кактус учит нас быть счастливыми и полными надежды в самых плохих ситуациях, потому что есть кто-то, кто заботится о нас и держит последние ворота открытыми, когда все закрывается. Кактус является источником жизни в пустыне, его большой стебель может хранить галлоны воды. Заставьте детей адаптироваться к знаниям, которые мы получаем от этого смелого кактуса. Они также могут раскрасить эскиз после рисования в цвет по своему выбору.
Женщины в традиционной китайской одежде
Настоящий рисунок начинается здесь, и этот набросок требует концентрации и сосредоточенности. На эскизе изображена китаянка в традиционной одежде, известной как ханьфу. Ханьфу — одна из старейших традиционных китайских одежд. Говорят, что его история насчитывает более 4000 лет, и он был знаменитой одеждой династии Хань. Эскиз бесцветный, но выглядит хорошо. Женщина изображена в чистом китайском образе, с прической и макияжем, полностью китайскими. Эскиз формальный, и дети узнают о традиционной китайской одежде.
Тоже люблю тебя
Это китайский способ сказать «Я люблю тебя». «520» зародилось как сленговое слово китайцев как сокращение, чтобы сказать, что я люблю тебя. Числа в этом эскизе представлены творчески, и дети могут очень легко их нарисовать. Единственными требованиями являются линейки и ручки для рисования, чтобы сделать этот эскиз. Эскиз может научить детей проявлять творческий подход во всем, что они делают, и давать наилучшие результаты. Этот эскиз можно использовать в различных местах, таких как подарочные карты, фоторамки, цветочные горшки и т. д.
Новорожденный ребенок
Этот набросок новорожденного динозавра — комочек радости и счастья. На эскизе изображен детёныш динозавра, появляющийся из яйца. У эскиза есть много вещей для ребенка, чтобы научить. Этот эскиз учит детей рисовать треснутое яйцо, эти зигзагообразные узоры яйца можно нарисовать с помощью этого изображения. Милого маленького динозавра легко нарисовать, динозавр очень рад видеть окружающий мир. Он благодарен за то, что родился в этом прекрасном мире. В тот момент, когда он увидел мир, он влюбился в прекрасную природу матери-земли. Пусть ваш ребенок нарисует этот мирный эскиз, чтобы добавить его в свою коллекцию произведений искусства.
Подробнее: Творческие способы обучения с помощью рисунков
Игривый слоненок
Нарисовать слона стало проще простого. Глядя на приведенный выше эскиз, ваш ребенок может нарисовать этого милого слоненка, который играет в воде. Слоны очень миролюбивые существа, у них очень острая память и они никогда не забывают случай в своей жизни. Они очень радостные, игривые, социальные и жизнерадостные существа. Люди сделали свою жизнь несчастной, захватив их земли, разрушив их дома и вырубив их поселения, и из-за безжалостных действий людей по отношению к ним они становятся свирепыми и нападают на человеческие поселения, чтобы защитить свою жизнь, свою семью и свою жизнь. дети. Этот красочный набросок маленького слоненка очень умиротворяющий и вызывает позитивные мысли. Если ребенок сможет раскрасить этот рисунок, то это будет считаться вкладом в его мир.
Балерина
Танцы улучшают наш метаболизм, повышают иммунитет, поднимают настроение и в конечном итоге делают нас счастливыми. На этом эскизе изображена маленькая девочка, исполняющая балетный танец. Девушка милая и красивая. Платье, которое она носит, — это профессиональное балетное платье, которое носят профессиональные балерины. Эскиз бесцветный, но хороший. Техника пуантов — это тип техники, при которой танцор балета поддерживает весь вес тела на кончиках полностью вытянутых ног. Думаю, девушка тоже в понтовом положении. Пусть ваши дети нарисуют этот эскиз и раскрасят его соответствующим образом.
Обнадеживающий кролик
Эскиз милого зайчика — то, что нужно вашему ребенку в альбоме по искусству. У этого кролика улыбка вечности и непревзойденная привлекательность. Кролик любит есть морковь, поэтому в большинстве эскизов, где нарисован кролик, он нарисован с морковкой, чтобы оживить эскиз. Этот простой набросок может вызвать волнение, радость и обучение у вашего ребенка. Благодаря своим большим ушам кролик слышит практически любой отдаленный шум, а его уши могут поворачиваться на 180 градусов, разве это не шокирует. Эти пушистые животные слишком чувствительны, поэтому их нужно носить с осторожностью. Пусть ваш ребенок нарисует этот красивый эскиз милого зайчика и получится отлично.
Тенистая белка
Набросок этой белки очень простой и понятный. Ваш ребенок может использовать этот эскиз в качестве образца, чтобы сделать белку и раскрасить ее. Белки — это очень маленькие грызуны с пушистыми хвостами, которые живут на деревьях, и их можно увидеть на заднем дворе. Они любят фрукты и орехи, и они могут чувствовать запах орехов, таких как миндаль, кешью, фисташки и грецкие орехи, хранящиеся на вашей кухне. Летом они закапывают пищу глубоко под землю, чтобы иметь запас еды на зиму. Это означает, что они очень умны и сообразительны. Пусть ваши дети нарисуют эту маленькую белку и раскрасят ее.
Кудрявый воздух
Этот простой набросок в конце этой статьи изображает дующий ветер. Ветер дует из-за разницы давлений воздуха на суше и на море. Земля нагревается быстрее, поэтому воздух над землей становится легче и поднимается выше, а его место занимает более прохладный воздух над морем, так дует ветер. Этот эскиз может быть полезен в ситуациях, когда необходимо показать дующий ветер. В конце концов, эскиз прост и точен, что его можно легко нарисовать. Ваш ребенок должен нарисовать его.
Медведь
Медведя называют диким животным, но вы хотите знать забавный факт: большинство медведей не охотятся на людей, и у них есть склонность к человеческому поведению. Это означает, что медведи в чем-то связаны с людьми. Медведи составляют основную часть начальной школы ребенка и очень хорошо знакомы с детьми.
Этот простой рисунок медведя для детей — хороший выбор для занятий рисованием вашего ребенка. Вашим малышам понравится делать этого несложного зверька, потому что это легко и весело. Все, что вам нужно сделать, это сделать большие и маленькие круги, чтобы получить этого собственного медведя. Дети могут воспользоваться помощью собственного плюшевого мишки, который хранится в их комнатах.
Руки
Дети, вы помните все части своего тела? Ну и самое главное это руки. Мы все можем выполнять все наши повседневные действия, используя наши руки. Играть, есть, пить, рисовать, писать и т.д. можно только руками. Руки состоят из двух важных частей: ладони и пальцев. Руки – это благословение, данное нам нашим Богом. Поэтому мы должны быть благодарны Богу за такое благословение. Вы можете нарисовать свою руку на своих альбомах для рисования. Вышеупомянутая рука на изображении представляет «Победу». Эту руку очень легко нарисовать, она подходит для детей от 6 лет.
Распространяйте положительную энергию
В детстве мы проявляем интерес к каким-то предметам или к тому, кто вдохновляет нас на постановку целей. На пути к успеху мы должны стремиться и вкладывать в него свою энергию. На наш успех влияет множество факторов. В этом процессе мы должны вдохновляться нашими идеальными мыслителями, развивать положительную энергию и идти их путем. Мы должны научиться уважать старших, поскольку они являются нашей моральной опорой, и нам есть чему поучиться на их опыте.
Симпатичные парочки
Привет, друзья, в этом разделе я рассказываю о том, как детям очень красиво нарисовать изображение этой милой парочки, дети получили удовольствие, рисуя это изображение, более того, для рисования этого изображения было использовано всего четыре цвета, как дети чувствуют себя милыми переживаниями двух парочек. очень рад нарисовать это изображение, и было использовано меньше цветов, и между парами красный цвет — красивая комбинация. И они смотрят друг на друга с такой любовью, что дети тоже очень рады рисовать, и это изображение легко нарисовать.
Сезон дождей
У нас есть много сезонов, таких как лето, зима, сезон дождей или сезон дождей, осень, весна и т. д. Эта картина связана с сезоном дождей. Сезон дождей также известен как сезон муссонов. В разных регионах мира сезон дождей приходится на разное время года. В сезон дождей нам нужны плащи, резиновые сапоги, зонтики и т. д. На изображении выше вы можете видеть двух человек, идущих под дождем, и один из них держит зонтик под дождем. Вы можете легко нарисовать вышеуказанную картину. Вам понадобятся карандаш, бумага, ластик и несколько цветов. Уровень сложности для этого типа рисования средний. Этот рисунок подходит для детей возрастной группы 9+.
Пара роботов
Дети, возможно, вы смотрели несколько мультфильмов о роботах. Робот — это машина, созданная человеком для выполнения ряда действий, которые помогут нам в нашей повседневной работе. В настоящее время на рынке доступно множество игрушек-роботов, и дети любят играть с ними. Вам нужно вставить в него батарею, и тогда ваш робот готов к работе. Дети называют роботов роботами. На приведенном выше рисунке вы можете видеть двух роботов. Один робот-мужчина, а другой-женщина, и вместе они составляют пару. Они выглядят энергичными и готовыми к работе. Вы можете нарисовать этих роботов в своем творчестве или книгах по рисованию. Этот рисунок подходит для детей возрастной группы девять плюс.
Симпатичные персонажи-растения
Растения — наши зеленые друзья, и мы никогда не должны причинять им вред. Вы всегда должны пытаться защитить их. Растения — живые существа, так как им нужна пища, вода, чтобы расти, а также они размножаются. Нам следует избегать рубки деревьев, поскольку они живые существа и помогают нам во многих отношениях. На приведенном выше изображении вы можете видеть, что даны два персонажа-растения, и они играют друг с другом. Просто понаблюдайте за их головой, там вы можете увидеть несколько веток и листьев. Это означает, что это растительные персонажи. Вы можете проследить этот рисунок в своих альбомах по искусству. Уровень сложности для этого очень легкий. Этот рисунок подходит для детей старше шести лет.
Отец и ребенок
Дети хорошо связаны со своими отцами. Они любят переезжать со своим героем. Они любят веселиться с ним. Каждый ребенок хорошо проводит время со своим отцом. У некоторых детей хорошая привязанность к отцу, и они не будут играть без него. На приведенной выше картинке мальчик сидит на плечах у отца и оба куда-то продвигаются. По лицу мальчика видно, что он кажется счастливым и взволнованным. Эта сцена выглядит очень мило. Вы можете нарисовать эту картину на своих рисунках или альбомах по искусству. Уровень сложности для этого средний, и эта часть работы подходит для детей возрастной группы девять плюс.