Как понимать рисунки детей – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 15 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Родители с умилением смотрят, как малыш малюет на листе кисточкой, чиркает фломастером, выводит карандашом ручки-ножки-огуречик. Детские рисунки фотографируют, с гордостью вывешивают в блогах, а оригиналы складывают в папочку на долгую память. Между тем рисунок ребенка — это не только его первый шедевр. Это еще и возможная информация, маркер, указатель, по которому психиатры, психологи, педагоги могут сделать выводы о здоровье юного художника, о его психическом и эмоциональном состоянии, о благополучии его семьи. Как понимать рисунки детей? Несколько рекомендаций для родителей — в нашем материале.

Что почитать по теме и что иметь в виду?

Все написанное ниже — не домыслы и фантазии. Это обобщенное мнение современных детских психологов, основанное на многолетних исследованиях. Если вы хотите глубже вникнуть в тему, узнать подробности, которые не вместила эта статья, рекомендуем книги:

  • Алла Баркан «О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов»;
  • Джозеф Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»;
  • Марина Озерова «О детском рисовании».

И еще — об этом мы будем упоминать здесь не раз: предлагаемые в статье интерпретации рисунка не окончательные диагнозы, а лишь предположения об эмоциональном состоянии ребенка. Рисуночные тесты не могут заменить собой другие формы диагностики, а используются только как дополнение, поскольку вероятность погрешностей довольно велика. Изображение все же вторично, а первичны слова ребенка, как он сам объясняет то, что изобразил. И не нужно делать выводы, основываясь на одном-единственном рисунке: перед обращением к психологу, неврологу, психиатру понаблюдайте за ребенком в динамике, наберите статистику!

С какого возраста рисунки можно оценивать?

Принято считать, что до пяти лет детские рисунки малоинформативны. Малыш пока учится удерживать в пальцах карандаш и кисточку, экспериментирует с нажимом, учится координировать движения, знакомится с цветами. Если мы в этот период просто обеспечим ребенка всем необходимым — чем рисовать, на чем рисовать, временем, доброжелательной атмосферой, — этого будет достаточно. Разве что можно почаще подбадривать и хвалить юного творца и изредка подсказывать: «Смотри, а можно еще и так…» Напомним: речь идет о ребенке до пяти лет. Конечно, в каждом конкретном случае это может быть и чуть меньше пяти, и чуть больше.

Но вот примерно с пяти лет рисунки детей можно уже рассматривать предметно и целенаправленно. И больше не надо подсказывать, что рисовать.

Какой рисунок расскажет о ребенке больше?

Повторим и запомним: по одному рисунку никаких «диагнозов» не ставят. Вчера дочь рисовала усталая и сонная, сегодня взялась за карандаши после просмотра веселых мультиков, завтра у нее во время рисования побаливал живот — в каждый момент времени один и тот же цветочек получится разным, в зависимости от состояния. А вот собрав пять-шесть образцов, мы уже сможем определить какую-то тенденцию.

Допустим, наше чадо в данный момент пребывает в благодушном настроении, время подходящее, и мы предлагаем ему изобразить… что? Обычно психологи просят детей нарисовать человека, дом, дерево и свою семью.

Больше всего информации для психологического тестирования содержат рисунки с изображением людей — себя, своей семьи, различных жанровых сценок с другими людьми… Хорошо, если ребенок сам, по своей инициативе рисует человечков и животных. Если нет, если он предпочитает абстрактные орнаменты или неодушевленные предметы, это может свидетельствовать о сложностях в социализации, общении, выстраивании отношений. В крайних случаях полное отсутствие живых существ на рисунках — признак неврологических нарушений, возможно, даже аутизма.

Опять же, оговоримся, если сын рисует сплошь танки, самолеты, машинки без человечков, это не значит, что сразу нужно впадать в панику: «Аутист! Невроз!..» Может быть, он просто сейчас в этой теме, и самолетик для него не менее живой, чем летчик. Но за тенденцией мы следим…

Можно дать ребенку простое задание: «Нарисуй человека, похожего на тебя!», «Нарисуй нашу семью!», «Нарисуй садик!», «Нарисуй то, что мы сегодня делали, куда ходили, что ты видел!..» Только, если мы хотим объективности в оценках, не надо конкретизировать: «Нарисуй маму, папу, брата Толика, тетю Зину и бабушку Клаву! А дядю Петю не рисуй — он злой!» И не подсказываем: «А что ж ты уши не нарисовал? И вот здесь на руках не три пальца нужно, а пять! А дереву еще веточек добавь!» Пусть отобразит то, что считает нужным. Не изображенное на рисунке — это тоже важная для нас информация.

Если мы хотим протестировать рисунок, тогда в качестве инструмента лучше дать юному живописцу не краски, а карандаши. Так можно будет оценить силу нажима, она тоже маркер, дополнительная характеристика.

Если ребенок нарисует ситуацию — себя в гостях, визит к доктору, прогулку, школу или садик, — надо попросить его прокомментировать свое произведение. Можно поинтересоваться, где он изобразил себя, что происходит на рисунке, что делает он сам и другие люди на картине, какое у него-нарисованного настроение — веселое или грустное и почему. .. Таким образом для самого ребенка рисунок станет подспорьем не только в описании ситуации, но и в формулировке своего состояния, называния эмоций. Это полезное упражнение.

О чем расскажет рисунок семьи?

Сын или дочка нарисовали свою семью. На что имеет смысл обратить внимание нам, родителям, в первую очередь?

  • Все члены семьи изображены или кого-то «забыли»?
  • Кого ребенок нарисовал первым?
  • Кто оказался выше и крупнее всех?
  • Кто — в центре, а кто — сбоку?

Понятно, что все эти признаки указывают на иерархию в семье с точки зрения ребенка. Если папа — высокий «по жизни» — это одно. Если же его рост сопоставим с маминым, а на рисунке папа занял пол-листа, у него гигантская голова и неестественно богатырская комплекция — это другое! Значит, для ребенка папа в семье не просто главный, а более значимый, чем все остальные.

Если мама изображена в центре рисунка, яркая, красивая, хорошо прорисованная, а остальные члены семьи дорисованы не до конца, фигуры их мельче и деталей в них меньше, значит мама для ребенка — «пуп земли», самая-самая важная и любимая, а остальные домочадцы остаются пока «в тени».

«В центре вселенной» на рисунке может оказаться и сам художник. Значит, по его мироощущению, все должно крутиться вокруг него, он — главный и самый значимый. Это нормально для ребенка. А вот младшую сестренку художник вдруг почему-то не нарисовал. Или наоборот, изобразил гигантом, нависающим над другими фигурами. Что за этим кроется? Может быть, просто забыл — бывает. А возможно, так проявляется ревность к сестре — она появилась в семье, и все внимание мамы с папой переключилось на нее. Или это, наоборот, гипертрофированное чувство ответственности старшего за младшую — ребенку кажется, что за младшего братика или сестричку отвечает теперь он, старший, и ему очень страшно не справиться с тяжелой ношей. Все очень индивидуально. Нам важно отметить эту деталь в рисунке, а уже потом оценить в зависимости от конкретной ситуации в конкретной семье. Понятно, что никаких замечаний, а тем более упреков, самому рисовавшему мы не делаем. Просто спрашиваем. Интерпретация автора важнее изображения.

Рассматриваем рисунок дальше

Как члены семьи расположены друг относительно друга? Они взаимодействуют, стоят рядом, держатся за руки? Если так — хорошо: семья в сборе, ребенок эмоционально связан с каждым. Домочадцы отвернулись друг от друга, разобщены, каждый сам по себе? Ребенок изобразил, как близкие ругаются, или «разбежались» по разным углам листа? Тогда есть повод задуматься над «погодой в доме», которая, как мы помним, важней всего. Например, если члены семьи заштрихованы или разбросаны по разным краям листа это может говорить о тревожности ребенка. Стоит расспросить художника, что он нарисовал и почему именно так.

Бывают случаи, когда на просьбу изобразить семью ребенок ограничивается изображением кого-то одного — только мамы, только бабушки… Значит, этот человек в сознании ребенка в данный момент заслонил собой всех других членов семьи. Может быть, ребенок скучает по нему. Или это единственный человек, которого ребенок считает своей семьей, кому доверяет.

Крайний случай — людей на рисунке нет вообще. Есть, например, один домик. О чем это может говорить? Похоже, что родные маленького живописца не понимают. Они — где-то там, «в домике», а он — снаружи на домик смотрит. Обстановка в семье кажется ребенку напряженной, враждебной, ему в домик заходить не очень хочется. Или наоборот, очень хочется — малыш мечтает о границах семьи, о ее безопасности, — а почему-то не получается…

Нарисованный дом, кстати, тоже может быть разным и содержать в себе много информации. Скажем, количество окон в доме часто соответствует количеству членов семьи. А если окон нет вообще, и дверей тоже нет, вероятно, в данный момент у автора есть желание уединиться, потребность в закрытии своих границ. Он сейчас не очень хочет общаться, не хочет на что-то смотреть…

О чем расскажет автопортрет?

Очень интересно проследить, как ребенок воспринимает самого себя и изображает то, каким бы хотел быть. Попросим его нарисовать свой портрет.

Внимание! Ко всем дальнейшим характеристикам мы добавляем слова «возможно», «в некоторых случаях», «как вариант», и так далее. То есть везде — «не всё так однозначно…». И опять — обязательно просим ребенка объяснить нарисованное.

Итак, какова поза изображенной фигуры? Например, наклоненная фигура в некоторых случаях является признаком психологической неуравновешенности и нестабильности.

Если ребенок изобразил себя как на египетской фреске — тело развернуто «на зрителя», а голова повернута в профиль — возможно, он испытывает напряженность в отношениях с другими детьми. «Возможно», но не обязательно: может быть, он просто научился изображать профиль и гордо демонстрирует свои достижения в этом.

Тело, повернутое на три четверти, демонстрирует творческую направленность ребенка.

Если фигура нарисована в движении или в момент выполнения какой-то работы, вероятно, рисовал ее ребенок активный, энергичный.

Художник изобразил себя сидячим или лежачим, руки безвольно опущены — возможный признак пассивности, вялости.

Если впереди себя малыш изобразил какой-то предмет — стол, табурет, большую игрушку, — это может говорить о сложностях в общении, проблемах социализации, негативизме, желании оградиться от других.

Обратите внимание: нарисовал ребенок себя «просто так» или в какой-то роли? Например, «Я — принцесса!» «Я — спортсмен!» «Я — артист!»… Если художник выбрал себе персонажа, он явно нуждается во внимании, восхищении, похвале, он — чувствительный и любит произвести впечатление.

У психологов есть даже интерпретации конкретных ролей.

Клоун, шут — заниженная самооценка. Возможно, этот ребенок сознательно нарушает нормы и правила, чтобы его заметили.

Царь — царица, принц — принцесса — высокий уровень притязаний.

Солдат, военный, генерал — демонстрация силы, способности защищать, показать, что он взрослый и сильный.

Любой «плохой» персонаж — Карабас-Барабас, Бармалей, жулик, Кощей, пьяница, Баба Яга — асоциальность, негативное самопредъявление, антисоциальность. Сюда же, как ни удивительно, относятся роли «я — полицейский», «я — омоновец». Впрочем, иногда полицейский — это просто полицейский. Особенно если ребенок рисует по горячим следам: видел полицейского, слушал рассказы о нем… Мы помним, что рисунок вторичен, а первичны комменарии ребенка.

  • «Я — старичок», «я — бабушка» — депрессия, плохое настроение.
  • «Я — богач», «я — нищий» — недовольство своим материальным положением.
  • «Я — робот», «я — инопланетянин» — одиночество, замкнутость, закрытость, интровертность.

Вновь обратимся к автопортрету и рассмотрим подробно главную его часть — голову.

С головы дети, как правило, начинают рисовать человека и прорисовывают ее наиболее подробно. Это норма: голова — вместилище собственого «я», своих мыслей, убеждений. Шляпа, очки, усы и борода, прически и украшения на голове — это хорошо, но слишком сильная зацикленность ребенка на прорисовывании разных деталей головы, по мнению психологов, демонстрирует ослабление умственных способностей или самоконтроля. Но вот небрежно нарисованная голова без всяких деталей может свидетельствовать о плохой социальной адаптации ребенка.

Соотношение головы и туловища — демонстрация соотношения духовного и физического начала в авторе рисунка.

Слишком большая голова — берем на заметку, может быть, ребенок страдает головным болями? У него была травма, и он подсознательно пытается указать нам на место дискомфорта? Часто при большой голове рисуется треугольная шея. Это признак проблем в шейном отделе и плохого снабжения головы кровью. Иногда непропорциональную голову рисуют дети, отстающие в психическом или умственном развитии.

Маленькая голова на большом мускулистом теле — показатель агрессивности.

Если девочка «залипает» на вырисовывании локонов, кудрей, пышных и вычурных причесок, это свидетельствует о начале ее сексуального созревания.

Черты лица, прорисованные слабо и нечетко, могут говорить о робости, сложностях в общении, проблемах с социализацией.

Лица вообще не видно, оно не прорисовано, человек изображен со спины, в профиль — вероятный показатель негативизма.

Наоборот, черты лица подчеркнуты, слишком сильно прорисованы, нарочиты — ребенок пытается выглядеть успешным, общительным, примерным, возможно, компенсируя тем самым реальное не самое радужное свое состояние.

Выражение лица имеет значение. Какое оно?

Грустное. Возможно, ваш ребенок чувствует одиночество, он устал, ослаблен. Не исключена депрессия.

Растерянное. Это свидетельство неуверенности, ощущения бессилия, тревоги, невротического состояния.

Отстраненное. Малыш, желая защититься от не слишком дружелюбного мира, погружается в свой мир, мир фантазий. Возможно, он интроверт.

Мрачное. Может быть, у ребенка депрессия, болезненно-пониженное настроение. Он не может приспособиться к реальности, которая слишком часто и резко меняется. Понаблюдайте за ним — он излишне раздражителен, часто злится, слишком педантичен, зацикливается на чем-то… Или просто очень не хочет рисовать.

Злое, неприятное, отталкивающее. Это признак негативизма, агрессивности, импульсивности. Иногда даже психопатии. Если рисовал подросток — подростковый кризис. Или, опять же, отрицательное отношение к самому процессу рисования.

Тревожным знаком считают лицо, которое вообще ничего не выражает, обезличенное.

Лоб на нарисованном лице символизирует самоконтроль, область социальных контактов. Если лба нет, ребенок сознательно игнорирует интеллектуальную сферу.

Глаза дети, как правило, рисуют со зрачками и смотрят они прямо на зрителя. Если зрачков нет, можно предполагать проблемы в общении, внутренние страхи, фобии и даже признаки аутизма у рисовавшего.

Широко открытые глаза рисуют дети любознательные, а маленькие глазки — скрытные, поглощенные собственными переживаниями. Закрытые глаза — художник хочет отгородиться от внешнего мира, ограничить контакты с окружающими.

Взгляд прямой, но пронизывающий, не дружелюбный — агрессия, склонность к демонстративному вызывающему поведению.

Брови. Ребенок, который обращает внимание на свою внешность, нарисует брови аккуратные и ровные. Строптивый, грубый, резкий изобразит густые брови. Высокомерный высоко поднимет брови своему нарисованному герою.

Если носа на лице нет, это может свидетельствовать о некоторой интеллектуальной незрелости. Если нос, наоборот, слишком большой, а художнику уже больше семи лет, возможно, ребенок недоволен своей внешностью.

На автопортрете оскаленные зубы или, наоборот, маленькие поджатые губы — автор рисунка настроен к миру агрессивно и враждебно. Юный художник очень тщательно вырисовывает зубы или открывает своему нарисованному герою рот — это признак речевой активности.

Если девочка замалевывает себе красным карандашом на рисунке губы — это хорошо: губы — символ сексуальной сферы, ребенок верно идентифицирует себя по половому признаку. Хотя все может быть проще: у нее очень яркий красный карандаш, цвет которого ей нравится.

Подбородок — символ упорства, воли, властности. Выделение подбородка на рисунке, корректирование этой части лица, перерисовывание ее — либо попытка справиться со своей нерешительностью, либо открытое стремление к превосходству над окружающими, либо развитая волевая сфера.

Шея — связь физического начала, тела, с интеллектуальным центром, головой. Сильный акцент на шее — свидетельство неуверенности в себе. Длинная шея — чрезмерный самоконтроль, скованность, зажатость. Короткая шея — прямолинейность. Вообще нет шеи — признак незрелости. Вообще необычная шея на рисунке может свидетельствовать об особенностях кровоснабжения головы, о травмах шеи или головы и так далее.

Кратко — о теле нарисованного человечка.

Обратим внимание на, кажется, несущественные мелочи: как человечек «собран». Руки и ноги присоединены к туловищу? Хорошо. Нет? Человечек «рассыпается»? Тревожно. Сигнал о возможной личностной дезорганизации или психических нарушениях у автора рисунка.

Ребенок изобразил себя с длинными и большими руками — он уверен, что физически развит, силен и ловок. А вот если чувствует свою слабость, руки на рисунке будут маленькими. Если руки спрятаны за спину или в карманы — автор рисунка не уверен в себе. Об агрессии свидетельствуют руки, поднятые вверх, о желании действовать — широко раскинутые руки.

Ноги — символ опоры в реальной жизни. Длинные ноги на рисунке — ребенок мечтает о независимости. Ноги широко расставлены — художник в себе уверен.

О мужественности говорит квадратное или угловатое туловище, нарисованное мальчиком. Туловище маленькое, непропорциональное — ребенок чувствует себя униженным.

Что означают цвета на рисунке?

Цветов на рисунке может быть много, но какие-то карандаши юный живописец выбирал особенно часто — мы это сразу заметим. Определим, какого оттенка больше всего, и узнаем, как интерпретируют цвета на детских рисунках психологи.

Много голубого, розового, лилового и других пастельных оттенков. Автор — гармоничная свободная личность. Очень любит обнимашки, поглаживания, поцелуи, любые приятные тактильные ощущения.

Много красного. Автор открыт, активен, непоседлив, возбудим, бывает непослушным от переизбытка энергии. Такие дети вырастают успешными, пробивными, многого добиваются в жизни.

Много синего. Автор уравновешен, спокоен, нетороплив.

Много зеленого (говорим о случаях, когда на рисунке изображены люди, а не лес или луг, где зеленый цвет необходим). Автор упрям и настойчив. При этом оттенки имеют значение: светло-зеленый преобладает — ребенку необходима защита. Темно-зеленый — ребенку не хватает любви и внимания, он замкнут, его нужно поддержать, похвалить…

Много желтого. Автор — фантазер, у него отличное воображение, любит мечтать и играть в одиночестве. Для игры достаточно палочек, камешков, песка и воды.

Много оранжевого. Оранжевый — цвет жизнерадостных людей. Автор фонтанирует энергией, перевозбужден, ищем достойный, интересный и безопасный канал для выхода этой неуемной энергии.

Много фиолетового. Автор — чувствительная, творческая, ранимая натура с богатым внутренним миром. Таким детямнеобходима не просто поддержка, а восхищение их творчеством, поощрение всего, что они делают.

А вот дальше — цвета, которые должны заставить нас насторожиться и обеспокоиться.

Много коричневого. Возможно, автор болезненно переживает семейные неурядицы. Возможно, у него проблемы со здоровьем или слишком много отрицательных эмоций в последнее время.

Много серого. Если автор упорно выбирает простой карандаш, ему не хватает положительных эмоций. Он замкнут, отторгает мир вокруг себя, ощущает себя бедным и несчастным.

Много черного. Автор чувствует угрозу, пережил стресс или даже психологическую травму.

Много темно-красного, бордового. Автор в тревожном состоянии, возможно, у него депрессия.

Если названные цвета преобладают в рисунках, причем на протяжении долгого времени, это достаточный повод, чтобы обратиться к психологу для уточнения состояния ребенка.

Сильный нажим и слабый нажим — что за признак?

Выше мы говорили, почему для тестирования по рисунку стоит предпочесть краскам карандаши. Нажим — это тоже характеристика.

Очень слабый нажим, нечеткие линии, постоянное обращение к ластику: нарисовал — стер — перерисовал, могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, робости, пассивности, неуверенности, тревожности. А могут указывать на патологию зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Заметили такое за ребенком — можно подумать об обращении к педиатру и неврологу.

С другой стороны, если художник в процессе создания произведения так сильно давит на карандаш, что ломает грифель и продырявливает лист, это признак переполняющих его эмоций, гиперактивности.

* * *

О том, как понимать рисунки детей, написаны тома. Имеют значение и положение, и размер рисунка, и его структура, и общее впечатление… Арт-терапевты, социальные работники, психологи, нейропсихологи, психиатры, педагоги, воспитатели — специалисты многих направлений, знающие специфические нюансы, о которых родители не догадываются, могут помочь мамам и папам верно интерпретировать детские рисунки. Главное — не спешим делать выводы, ставить диагнозы и паниковать. Детей любим, о детях заботимся, к детям проявляем внимание… Ну, и в блоги не забываем очередных нарисованных чадом человечков запостить!

Что значит детский рисунок? — Азбука воспитания

Оглав­ле­ние

  • Рисуя — играем…
  • Рисуя — учимся…
  • Рисуя — чувствуем…
  • От тео­рии к практике

Дети очень любят рисо­вать. Они изоб­ра­жают на бумаге все, что чув­ствуют и заме­чают вокруг. В рисун­ках отра­жа­ются все про­блемы и еще не задан­ные вопросы детей. Рисует ребе­нок так, как он видит и цвет, и форму пред­ме­тов, и их отно­ше­ния, а это и поз­во­ляет нам, взрос­лым, извлечь полез­ный урок. Научив­шись «читать» рисунки сво­его ребенка, мы смо­жем понять, где и когда допу­стили ошибку в его вос­пи­та­нии и можно ли ее исправить.

Рисуя — играем…

Пси­хо­логи утвер­ждают, что рису­нок для ребенка — не искус­ство, а его речь: он «гово­рит» о вещах, ситу­а­циях с помо­щью кар­ти­нок, пока его речь — и уст­ная и пись­мен­ная ‑еще бедна и несо­вер­шенна. И эта роль рисунка сохра­ня­ется лет до десяти, пока не появится ряд иных средств выра­же­ния, а соб­ствен­ные рисунки не пока­жутся ребенку смеш­ными и неук­лю­жими. Но от пяти до десяти лет — это «золо­той век» дет­ского рисунка, под­го­товка к кото­рому начи­на­ется с двух лет. «Насто­я­щий» же рису­нок появ­ля­ется года в четыре. В это время уже каж­дый рису­нок можно рас­смат­ри­вать с точки зре­ния осво­е­ния ребен­ком основ­ных гра­фи­че­ских фак­то­ров: про­стран­ства, линии, цвета.

Обычно рису­нок зани­мает все про­стран­ство бумаги. Часто замыс­лам ребенка ста­но­вится тесно на листе, и они выхо­дят за его пре­делы на стол, стену, пол. Только со вре­ме­нем — лет в пять — научится ребе­нок при­дер­жи­ваться гра­ниц листа. Если же этого не про­изо­шло, полезно обра­титься к рисо­ва­нию с помо­щью метода раз­де­ле­ния про­стран­ства на квад­раты. Потре­ни­руйте ребенка в копи­ро­ва­нии рисун­ков. Самое глав­ное в таком упраж­не­нии — обра­тить его вни­ма­ние на пере­се­ка­ю­щи­еся линии как на образце для копи­ро­ва­ния, так и на чистом листе бумаги: это те «опоры», кото­рые должны помочь удер­жать изоб­ра­же­ние в опре­де­лен­ном, ука­зан­ном месте листа.

Счи­та­ется, что до четы­рех лет ребе­нок может рисо­вать, как ему забла­го­рас­су­дится: чело­ве­че­ские фигурки и пред­меты могут быть уве­ли­чен­ными или умень­шен­ными, дори­со­ван­ными или недо­ри­со­ван­ными, рас­по­ло­жен­ными в любом месте на листе бумаги — вни­ма­ние малень­кого рисо­валь­щика еще очень рас­се­янно и пере­ска­ки­вает с одного пред­мета на дру­гой. Поэтому появ­ля­ется мно­же­ство неза­кон­чен­ных рисун­ков или таких, где одни кара­кули «нале­зают» на дру­гие. Не огор­чай­тесь: рисо­вать для ребенка — зна­чит гово­рить: сразу и обо всем.

Но вот ребенку испол­ня­ется четыре года, и его рисунки уже можно исполь­зо­вать как свое­об­раз­ный лич­ный днев­ник. Помните, самый важ­ный для малыша объ­ект, как пра­вило, рас­по­ла­га­ется в цен­тре рисунка, все осталь­ное вра­ща­ется вокруг него, и это может быть все, что угодно.

Ино­гда роди­тели сетуют на такое несо­вер­шен­ство дет­ских рисун­ков: на них пред­став­лено то, чего, по нашему взрос­лому разу­ме­нию, про­сто не может быть. Типич­ный при­мер — эффект «про­зрач­но­сти»: ребе­нок изоб­ра­жает то, что не может быть видно на изоб­ра­же­нии (при­мер — дом с пред­ме­тами внутри). В этом нет ничего «ненор­маль­ного», напро­тив, пора­дуй­тесь тому, что ваш малыш знает и как устроен дом, и какие вещи скры­ва­ются за его непро­ни­ца­е­мыми для взгляда стенами.

Рисуя — учимся…

Чаще всего в рисунке ребе­нок исполь­зует линию. Она появ­ля­ется уже в «мара­ниях» двух­лет­него худож­ника, ста­но­вясь со вре­ме­нем более совер­шен­ной осно­вой насто­я­щего рисунка.

Рисо­ва­ние — слож­ная работа для малыша: надо научиться пере­дви­гать каран­даш в нуж­ном направ­ле­нии пока еще непо­слуш­ными паль­чи­ками под кон­тро­лем глаз, тоже не до конца усво­ив­ших важ­ность своей роли — кон­тро­ли­ро­вать дви­же­ния руки. И это помимо чисто «худо­же­ствен­ных» задач: «нари­со­вать кота Ваську, у кото­рого пуши­стый хвост, ост­рые когти и кото­рый бегает так быстро, как ракета, — не дого­нишь ни за что».

Рисо­ва­ние — очень серьез­ная работа: раз­ви­вая руку, мы раз­ви­ваем мозг. Загля­ните в любой учеб­ник по пси­хо­ло­гии и убе­ди­тесь в их неру­ши­мой нервно-пси­хи­че­ской связи. Поэтому помо­гите сво­ему малышу осво­иться с каран­да­шами и фло­ма­сте­рами. Суще­ствует много хоро­ших книг и аль­бо­мов для рас­кра­ши­ва­ния, в кото­рых, про­водя раз­но­об­раз­ные линии, ребе­нок учится пси­хо­мо­тор­ной координации.

Если вашему ребенку уже испол­ни­лось четыре года, обра­тите вни­ма­ние на то, какие линии состав­ляют его рисунки. Сте­пень нажима, уме­ние про­ве­сти линию под раз­ным углом могут гово­рить и о раз­ви­тии руч­ных навы­ков, и об эмо­ци­о­наль­ном само­чув­ствии. Неров­ные пре­ры­ви­стые, спус­ка­ю­щи­еся линии под­ска­жут вни­ма­тель­ным роди­те­лям, что ребенка что-то бес­по­коит или вызы­вает неуве­рен­ность в себе. «Колю­чие, агрес­сив­ные» линии могут появиться в ответ на ваше излишне жест­кое «управ­ле­ние» и т.д. Помните: осо­бен­но­сти рисун­ков вашего ребенка — это повод заду­маться над своей стра­те­гией вос­пи­та­ния, а не сти­мул к дирек­тив­ному ука­за­нию «не смей про­во­дить такую линию!». Нельзя воз­дей­ство­вать на резуль­тат — уже гото­вый рису­нок — это свое­об­раз­ный экран, отра­жа­ю­щий мысли и пере­жи­ва­ния вашего ребенка.

Рисуя — чувствуем…

Отно­ше­ние к цвету — объ­ект мно­го­чис­лен­ных иссле­до­ва­ний пси­хо­ло­гов. Огра­ни­чимся неко­то­рыми заме­ча­ни­ями, необ­хо­ди­мыми для пони­ма­ния того, что чув­ствует и думает ребе­нок, рисуя. Счи­тают, что чело­век обла­дает врож­ден­ным чув­ством цвета. Одни пред­по­чи­тают оттенки крас­ного, дру­гие — синего. Боль­шую роль играют и усло­вия жизни ребенка (сель­ская мест­ность или город), и при­над­леж­ность к опре­де­лен­ной куль­туре. Пси­хо­логи уста­но­вили, что каж­дый цвет несет в себе опре­де­лен­ный сим­вол: страха, горя, гнева, любви. Однако, не все одно­значно — в раз­ных куль­ту­рах один и тот же цвет имеет раз­ное зна­че­ние: в Китае, напри­мер, цвет тра­ура и печали — белый, а лило­вый цвет во мно­гих стра­нах явля­ется сим­во­лом любви и счастья.

Вна­чале ребе­нок исполь­зует неболь­шой набор каран­да­шей или кра­сок — это основ­ные цвета: крас­ный, синий, зеле­ный. При­чем каж­дый цвет, каж­дый отте­нок — откры­тие, кото­рое заво­ра­жи­вает, новый цвет кажется самым кра­си­вым, самым при­вле­ка­тель­ным. Один трех­лет­ний маль­чик, открыв­ший для себя оран­же­вый цвет, на вопрос: «Какие глазки у твоей малень­кой сест­рички?» убеж­денно отве­чал «оран­же­вые».

Посте­пенно выбор цвета при рисо­ва­нии будет все более осо­знан­ным, под­чи­ня­ясь зада­чам худо­же­ствен­ного изоб­ра­же­ния. Не стоит, однако, ждать, когда чув­ство цвета спон­танно разо­вьется у ребенка, ему можно в этом помочь: как можно раньше дайте наборы раз­но­цвет­ных каран­да­шей, фло­ма­сте­ров, обра­щая его вни­ма­ние на оттенки. Поощ­ряйте жела­ние ребенка экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с цве­том. Дайте ему почув­ство­вать раз­ницу между крас­ным и зеле­ным ябло­ком, между лас­ко­вым и бур­ным морем и т.д., но делайте это нена­вяз­чиво, не дирек­тивно и набе­ри­тесь тер­пе­ния, если богат­ство цве­то­вой палитры появится не сразу. Если ребе­нок рисует синего кота, воз­можно, он про­сто раз­вле­ка­ется, а не соче­тает выбран­ный им цвет с рису­е­мым объ­ек­том, так как соче­та­е­мость цвета с объ­ек­том его пока совсем не инте­ре­сует. Если ребе­нок окра­ши­вает чело­ве­че­скую фигурку крас­ным, это может озна­чать — в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств — как агрес­сив­ность, страх, так и хоро­шее настро­е­ние, празд­ник. Строго уста­нов­лен­ных зако­но­мер­но­стей здесь нет — их вам может заме­нить ваше зна­ние сво­его ребенка.

Попро­сите ребенка рас­ска­зать, с какими чув­ствами ассо­ци­и­ру­ются цвета его соб­ствен­ных рисун­ков (или иллю­стра­ций в кни­гах и жур­на­лах). Когда он рас­кра­ши­вает рису­нок, поин­те­ре­суй­тесь, какой запах у этого пред­мета, горя­чий он или холод­ный, шеро­хо­ва­тый или глад­кий, с чем еще его можно срав­нить? Или, наобо­рот, попро­сите ребенка нари­со­вать что-то бле­стя­щее, холод­ное, про­зрач­ное. Пусть ребе­нок попро­бует пере­дать все эти харак­те­ри­стики пред­мета с помо­щью сво­его рисунка, исполь­зуя соот­вет­ству­ю­щий цвет, линии, рас­по­ло­же­ние на листе…. Отметьте для себя посто­ян­ные соче­та­ния цвета и чув­ства вашего ребенка — вот вы и полу­чили свое­об­раз­ное посо­бие для уточ­не­ния пере­жи­ва­ний малыша. Только учтите, язык цвета очень переменчив.

Во время заня­тий с ребен­ком не про­яв­ляйте излиш­ней настой­чи­во­сти, обу­чая тому, «как надо». Объ­яс­няйте так, чтобы ребе­нок больше спра­ши­вал. При­хо­дится ино­гда сожа­леть, что совре­мен­ным мамам и папам частично известны неко­то­рые пси­хо­ло­ги­че­ские тайны — что-то рас­ска­зали зна­ко­мые, что-то про­чи­тали сами, а в резуль­тате: «Почему ты рису­ешь такие руки и зубы? Пси­хо­лог ска­зал, что это нехорошо!».

Или изве­стен слу­чай, когда педа­гог, свое­об­разно пони­мая свои про­фес­си­о­наль­ные задачи, запре­тил сво­ему уче­нику исполь­зо­вать чер­ную краску в аква­ре­лях, а маль­чик, про­ведя фио­ле­то­вую линию, под­пи­сал под ней: черная!

От теории к практике

Нач­нем с самого глав­ного в рисун­ках детей. Чело­ве­че­ская фигура — один из излюб­лен­ных объ­ек­тов дет­ского твор­че­ства. При­мерно в 70 слу­чаях из 100 она будет в цен­тре вни­ма­ния малень­кого рисо­валь­щика. «Вино­ват» в этом совре­мен­ный уклад жизни: пока не пол­но­стью и не во всем, к сча­стью, чело­века заме­нили машины, пока еще ребе­нок с рож­де­ния окру­жен любя­щими мамой, папой, бабуш­ками и т. д. Уже с пер­вой улыб­кой, обра­щен­ной к вам, малыш не только обо­жа­е­мое всеми домаш­ними суще­ство, его улыбка — пер­вый успешно сдан­ный экза­мен на готов­ность к общению.

Теперь от вас во мно­гом зави­сит, чтобы инте­рес к людям у него не осла­бе­вал. Это очень важно для соци­а­ли­за­ции ребенка, да и про­сто потому, что по-насто­я­щему чело­век бывает счаст­лив только когда любит и любим, когда его пони­мают и он пони­мает, сочув­ствует людям. А это сво­его рода талант и раз­ви­вать его нужно как можно раньше. О небла­го­по­лу­чии в его раз­ви­тии вам могут рас­ска­зать рисунки, где изоб­ра­же­ние все­воз­мож­ных машин оттес­нит или пол­но­стью затмит порт­реты чле­нов семьи, кото­рые, в луч­шем слу­чае, будут высту­пать как незна­чи­тель­ные при­датки к ним.

Если вы соби­ра­ете и хра­ните рисунки сво­его малыша, вы можете заме­тить, как меня­ется с воз­рас­том изоб­ра­же­ние чело­века: от круга или овала, пред­став­ля­ю­щего голову с при­со­еди­нен­ными к ней руками и ногами (такие рисунки 3–4‑летних детей полу­чили назва­ние «голо­во­но­гов») к выде­ле­нию и пра­виль­ному про­ри­со­вы­ва­нию отдель­ных частей тела — рук, ног и дета­лей одежды. Как пра­вило, к шести годам ребе­нок, уже вполне овла­дев навы­ками изоб­ра­же­ния чело­ве­че­ской фигуры в довольно слож­ных про­стран­ствен­ных ракур­сах, пере­хо­дит к слож­ным рисун­кам, с мак­си­мально насы­щен­ным раз­но­об­раз­ным фоном: маши­нами, живот­ными, вещами, пере­да­вая с их помо­щью про­фес­сию или заня­тие персонажа.

С воз­рас­том совер­шен­ству­ется не только тех­ника изоб­ра­же­ния фигуры чело­века. Все чаще ребе­нок, неосо­знанно или вполне созна­вая, выра­жает свое отно­ше­ние к нему. Малень­кий худож­ник при­стально всмат­ри­ва­ется в людей и в самого себя.

А какую пищу для вооб­ра­же­ния дают авто­порт­реты, посте­ги­вая про­гнозы роди­те­лей в отно­ше­нии буду­щих про­фес­си­о­наль­ных увле­че­ний ребенка или черт его харак­тера. Чрез­вы­чайно инте­ресно сле­дить за эво­лю­цией авто­порт­ре­тов ребенка: как посте­пенно с воз­рас­том меня­ются его вкусы и при­стра­стия, что глав­ное выде­ляет он в себе в тот или иной период жизни.

И здесь стоит упо­мя­нуть о пер­вой влюб­лен­но­сти стар­ших дошколь­ни­ков, весьма све­ду­щих в этом воз­расте в вопро­сах сим­па­тии и анти­па­тии. Шести­лет­ние дети могут исполь­зо­вать бога­тей­шую палитру изоб­ра­зи­тель­ных средств для выра­же­ния сво­его осо­бого отно­ше­ния. Девочки, как пра­вило, рисуют необык­но­вен­ные наряды и букеты цве­тов, а маль­чики, не могут усто­ять перед иску­ше­нием при­укра­сить образ тех­ни­че­скими атрибутами.

Ино­гда дети рисуют людей абсо­лютно оди­на­ко­выми. Это может быть свя­зано с неко­то­рой задерж­кой эмо­ци­о­наль­ного раз­ви­тия, но чаще объ­яс­ня­ется оди­на­ко­во­стью соци­аль­ных ролей изоб­ра­жа­е­мых людей. Так, напри­мер, млад­шие школь­ники нередко изоб­ра­жают оди­на­ко­выми ребят сво­его класса: все они уче­ники и это в них самое глав­ное на этот момент.

Об осо­бом отно­ше­нии ребенка к изоб­ра­жен­ным людям гово­рит, помимо цвета, и вни­ма­ние к таким дета­лям, как укра­ше­ния, бан­тики, рюшечки, обо­рочки, пуго­вицы, кар­маны, медали и т.д. Таких подроб­но­стей одежды, укра­ше­ний на изоб­ра­же­нии люби­мого чело­века больше, чем у нелюбимого.

Немало полез­ной инфор­ма­ции об отно­ше­ниях в семье можно почерп­нуть из дет­ских рисун­ков. Оби­лие мам, гото­вя­щих обед, накры­ва­ю­щих на стол или уби­ра­ю­щих квар­тиру и пап, чита­ю­щих на диване, ремон­ти­ру­ю­щих машину, гово­рит о совре­мен­ном обще­стве и рас­пре­де­ле­нии ролей в нем не меньше, чем кар­тины «взрос­лых» худож­ни­ков. Пред­став в роли «заяд­лых реа­ли­стов», дети не пере­стают быть фан­та­зе­рами. Им очень нра­вятся зада­ния, в кото­рых нужно изоб­ра­зить себя и своих близ­ких в виде каких-либо живот­ных. Пред­ло­жив ребенку такое зада­ние, будьте мудры и тер­пимы, даже если он изоб­ра­зил вас в облике живот­ного, совер­шенно вам не сим­па­тич­ного. Одна мама оби­де­лась и не стала выяс­нять, почему сынишка изоб­ра­зил ее в виде змеи. А ведь сто­ило бы рас­спро­сить его: может быть, своим рисун­ком он хотел под­черк­нуть муд­рость мамы или ее гра­ци­оз­ность. Ну а если пояс­не­ния малыша вас не обра­дуют лест­ными срав­не­ни­ями, заду­май­тесь над при­чи­нами этого: может быть, где-то вы допу­стили ошибку, были черес­чур, по его мне­нию, жестки и неспра­вед­ливы. Попы­тай­тесь понять, стать чуточку тер­пи­мее, мягче, и тогда вы не полу­чите рису­нок своей семьи, в цен­тре кото­рого не кто-то из род­ных а, напри­мер, гро­мад­ных раз­ме­ров попу­гай или собака, ибо именно они, а не вы зани­мают цен­траль­ное место в жизни ребенка.

Как часто мы, не заду­мы­ва­ясь, гово­рим: «кру­чусь, как белка», «устал, как собака», «тру­жусь, как пчелка». Уди­ви­тельно ли после этого появ­ле­ние таких рисун­ков: тру­дяга-мама в виде лошадки с при­то­ро­чен­ной к седлу мет­лой, мечется по дому, папа пчел­кой уле­тает куда-то прочь, млад­ший брат в виде кар­ка­ю­щий вороны, летает возле мамы, а сам автор рисунка в образе жаля­щей кобры под­пол­зает к ней за своей пор­цией внимания.

Ино­гда в рисун­ках детей кто-то из близ­ких или он сам отсут­ствует, а ребе­нок пояс­няет это таким обра­зом «мама гуляет с сест­рен­кой» или «я — у бабушки». Так реа­ги­руют стар­шие сест­ренки или бра­тишки на появ­ле­ние в семье млад­ших. Это тре­вож­ный сиг­нал для роди­те­лей: ребе­нок чув­ствует себя обде­лен­ным, изо­ли­ро­ван­ным от заме­ча­тель­ного собы­тия, свер­шив­ше­гося в семье — появ­ле­ния в ней «новень­кого». Сме­лее вклю­чайте стар­шего в свои заботы о малыше, пусть он убе­диться, что ваша любовь не раз­де­ли­лась, а усилилась.

На пер­вый взгляд, может пока­заться, что ана­лиз дет­ских рисун­ков — не такая уж слож­ная задача. Однако хоте­лось бы предо­сте­речь роди­те­лей от жест­ких фор­му­ли­ро­вок и поста­новки пси­хо­ло­ги­че­ского диа­гноза. Ведь за кажу­щи­мися про­сто­той и изя­ще­ством метода стоит мно­же­ство нюан­сов, вза­и­мо­свя­зей отдель­ных про­яв­ле­ний и осо­бен­но­стей. Кроме того, чело­век, ана­ли­зи­ру­ю­щий рису­нок, рас­смат­ри­вает его через призму сво­его лич­ного опыта и состо­я­ния в дан­ный момент вре­мени. Поэтому не стоит само­сто­я­тельно делать далеко иду­щих выво­дов. А если что-то в рисунке ребенка насто­ро­жило или оза­да­чило роди­те­лей, лучше не откла­ды­вать визит к спе­ци­а­ли­сту. Пусть помо­жет разобраться!

Автор: Гано­шенко Ната­лья Ива­новна, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук

Источ­ник: Жур­нал “Вино­град”

Как воспитать ребенка, который любит рисовать

В наши дни все в возрасте от 9 месяцев до 99 лет рисуют пальцами, и наши малыши растут в обществе, которое предпочитает технологии традициям. Искусство стало цифровым во многих отношениях, но рисование ручкой и бумагой по-прежнему имеет большую ценность.

Рисование по старинке — отличная платформа для развития навыков решения задач у ваших детей ( Как я могу создать изображение, чтобы представить то, о чем я думаю ?) и улучшить мелкую моторику. Возможность выразить себя через свое искусство также помогает им лучше осознавать свои мысли и чувствовать себя более уверенно, вынося наружу то, что у них внутри.

Хотя большинству детей в той или иной степени нравится искусство и ремесла, не всем рисование может показаться таким же интересным или приятным, как пинание мяча в поле. Мы попросили экспертов HeART Studio рассказать, как родители могут создать благоприятную среду для того, чтобы их дети полюбили искусство рисования.

1. Дайте им много времени и возможностей для рисования

Дайте детям много возможностей свободно рисовать, без давления или направления. Иногда дети могут уклоняться от рисования, потому что они обеспокоены тем, что они не могут «сделать это правильно», поэтому будьте внимательны и не ожидайте, что ваши дети будут рисовать определенным образом (например, у всех животных должно быть четыре ноги). Вместо этого дайте им возможность экспериментировать, рисовать то, что они хотят, и делать ошибки. Делайте это о процессе, а не о продукте.

2. Предлагайте различные материалы для рисования

Не все рисунки нужно выполнять ручкой/карандашом/мелками/маркерами и бумагой. Попробуйте использовать мягкую меловую пастель, уголь, акварельную краску, пухлую краску и так далее. А вместо бумаги попробуйте рисовать на бумажных салфетках, фольге, картоне, стекле, дереве, воздушных шарах и даже на коже!

⇒ Читайте по теме: Как сделать красивый венок из бумаги

3. Предложите интересные сюжеты для рисования

Пусть они выберут что-то, что их касается. Если у вас в доме есть любитель LEGO, устройте LEGO-сценку и попросите ребенка нарисовать ее. Или пригласите детей на этюдную прогулку по городу и попросите их нарисовать что-нибудь интересное, что бросится в глаза. Супермаркет — отличное место для них, чтобы черпать вдохновение для своего искусства. Наша местная библиотека — еще одно прекрасное место, где можно насладиться многими достопримечательностями, звуками и необходимыми ресурсами. Музеи, мероприятия и фестивали также являются прекрасным способом поощрения творческого роста и развития.

4. Найдите осмысленные причины для рисования

Целеустремленное искусство несет в себе глубину смысла, чем простое бесцельное рисование или каракули. Дайте вашим детям повод порисовать, например:

  • Отправьте письмо или поздравительную открытку члену семьи
  • Рисовать свои открытки
  • Нарисуйте список вещей, которые они хотели бы получить на день рождения или Рождество
  • Вместе написать и проиллюстрировать книгу или комикс
  • Создание листа оберточной бумаги для подарка

Дайте своим детям карандаш или ручку и предоставьте им пространство для творчества и самовыражения в рисовании. Подайте пример сами, сделав рисование частью своей повседневной жизни и выделив время для рисования вместе с детьми.

Доротея Чоу .

Это часть серии «Как воспитать ребенка» от The New Age Parents. Другие части серии читайте здесь:

▪ Как воспитать ребенка, любящего природу
▪ Как воспитать ребенка, который любит читать
▪ Как воспитать ребенка, который любит писать
▪ Как воспитать ребенка, который любит школу
▪ Как воспитать ребенка, который любит своего брата или сестру
▪ Как воспитать ребенка, который любит Обучение
▪ Как воспитать ребенка, любящего питательную пищу

* * * * *

Нравится то, что вы здесь видите? Получайте советы и истории для родителей прямо на почту! Присоединяйтесь к нашему списку рассылки здесь.

Хотите, чтобы вас услышали и увидели более 100 000 родителей в Сингапуре? Мы можем помочь! Оставьте свой контакт здесь, и мы свяжемся с вами.

Простые идеи рисования для детей 4 лет

Рисование

Здравствуйте, мои дорогие друзья, я надеюсь, что у вас все хорошо. В этом разделе представлены различные сложные эскизы по рисованию и раскрашиванию для детей. Если вашему малышу нужны идеи для набросков, то эта статья очень полезна. Эскизы на воздушных шарах, динозаврах, белках, слонах и многом другом. Просмотрите каждое из изображений, приведенных ниже, и попробуйте их со своими детьми. Поддержите свой дух обучения с помощью нашего кураторского списка простых идей для рисования для детей, чтобы улучшить навыки, такие как легкие воздушные шары, колючий пустынный кактус, женщины в традиционной китайской одежде, люблю вас тоже, новорожденный ребенок, игривый слоненок, балерина, обнадеживающий кролик, тенистый белка и кудрявый воздух.

Подробнее: Творческие занятия по рисованию и раскрашиванию для детей

Зажигалки

Давайте начнем с простой картинки, которую ваш ребенок сможет без труда нарисовать. Этот очень легкий и простой набросок воздушного шара станет хорошим началом. Три воздушных шара очень красочные, первый с желтыми пятнами, второй с розовыми полосками, а третий с голубыми звездами, которые дети могут легко сделать. Воздушный шар летает за счет воздуха, который находится внутри него. Газообразный гелий используется для наполнения воздушного шара, потому что он легко воспламеняется. Детям нравится играть с воздушными шарами, и я уверен, что им также понравится их рисовать.

Колючий пустынный кактус

Бесцветный пустынный кактус — то, что нужно вашему ребенку для занятий. У этого кактуса красивая улыбка. Несмотря на то, что он находится посреди жаркой пустыни, у этого кактуса красивая счастливая улыбка, он может вырастить красивый цветок. Кактус учит нас быть счастливыми и полными надежды в самых плохих ситуациях, потому что есть кто-то, кто заботится о нас и держит последние ворота открытыми, когда все закрывается. Кактус является источником жизни в пустыне, его большой стебель может хранить галлоны воды. Заставьте детей адаптироваться к знаниям, которые мы получаем от этого смелого кактуса. Они также могут раскрасить эскиз после рисования в цвет по своему выбору.

Женщины в традиционной китайской одежде

Настоящий рисунок начинается здесь, и этот набросок требует концентрации и сосредоточенности. На эскизе изображена китаянка в традиционной одежде, известной как ханьфу. Ханьфу — одна из старейших традиционных китайских одежд. Говорят, что его история насчитывает более 4000 лет, и он был знаменитой одеждой династии Хань. Эскиз бесцветный, но выглядит хорошо. Женщина изображена в чистом китайском образе, с прической и макияжем, полностью китайскими. Эскиз формальный, и дети узнают о традиционной китайской одежде.

Тоже люблю тебя

Это китайский способ сказать «Я люблю тебя». «520» зародилось как сленговое слово китайцев как сокращение, чтобы сказать, что я люблю тебя. Числа в этом эскизе представлены творчески, и дети могут очень легко их нарисовать. Единственными требованиями являются линейки и ручки для рисования, чтобы сделать этот эскиз. Эскиз может научить детей проявлять творческий подход во всем, что они делают, и давать наилучшие результаты. Этот эскиз можно использовать в различных местах, таких как подарочные карты, фоторамки, цветочные горшки и т. д.

Новорожденный ребенок

Этот набросок новорожденного динозавра — комочек радости и счастья. На эскизе изображен детёныш динозавра, появляющийся из яйца. У эскиза есть много вещей для ребенка, чтобы научить. Этот эскиз учит детей рисовать треснутое яйцо, эти зигзагообразные узоры яйца можно нарисовать с помощью этого изображения. Милого маленького динозавра легко нарисовать, динозавр очень рад видеть окружающий мир. Он благодарен за то, что родился в этом прекрасном мире. В тот момент, когда он увидел мир, он влюбился в прекрасную природу матери-земли. Пусть ваш ребенок нарисует этот мирный эскиз, чтобы добавить его в свою коллекцию произведений искусства.

Подробнее: Творческие способы обучения с помощью рисунков

Игривый слоненок

Нарисовать слона стало проще простого. Глядя на приведенный выше эскиз, ваш ребенок может нарисовать этого милого слоненка, который играет в воде. Слоны очень миролюбивые существа, у них очень острая память и они никогда не забывают случай в своей жизни. Они очень радостные, игривые, социальные и жизнерадостные существа. Люди сделали свою жизнь несчастной, захватив их земли, разрушив их дома и вырубив их поселения, и из-за безжалостных действий людей по отношению к ним они становятся свирепыми и нападают на человеческие поселения, чтобы защитить свою жизнь, свою семью и свою жизнь. дети. Этот красочный набросок маленького слоненка очень умиротворяющий и вызывает позитивные мысли. Если ребенок сможет раскрасить этот рисунок, то это будет считаться вкладом в его мир.

Балерина

Танцы улучшают наш метаболизм, повышают иммунитет, поднимают настроение и в конечном итоге делают нас счастливыми. На этом эскизе изображена маленькая девочка, исполняющая балетный танец. Девушка милая и красивая. Платье, которое она носит, — это профессиональное балетное платье, которое носят профессиональные балерины. Эскиз бесцветный, но хороший. Техника пуантов — это тип техники, при которой танцор балета поддерживает весь вес тела на кончиках полностью вытянутых ног. Думаю, девушка тоже в понтовом положении. Пусть ваши дети нарисуют этот эскиз и раскрасят его соответствующим образом.

Обнадеживающий кролик

Эскиз милого зайчика — то, что нужно вашему ребенку в альбоме по искусству. У этого кролика улыбка вечности и непревзойденная привлекательность. Кролик любит есть морковь, поэтому в большинстве эскизов, где нарисован кролик, он нарисован с морковкой, чтобы оживить эскиз. Этот простой набросок может вызвать волнение, радость и обучение у вашего ребенка. Благодаря своим большим ушам кролик слышит практически любой отдаленный шум, а его уши могут поворачиваться на 180 градусов, разве это не шокирует. Эти пушистые животные слишком чувствительны, поэтому их нужно носить с осторожностью. Пусть ваш ребенок нарисует этот красивый эскиз милого зайчика и получится отлично.

Тенистая белка

Набросок этой белки очень простой и понятный. Ваш ребенок может использовать этот эскиз в качестве образца, чтобы сделать белку и раскрасить ее. Белки — это очень маленькие грызуны с пушистыми хвостами, которые живут на деревьях, и их можно увидеть на заднем дворе. Они любят фрукты и орехи, и они могут чувствовать запах орехов, таких как миндаль, кешью, фисташки и грецкие орехи, хранящиеся на вашей кухне. Летом они закапывают пищу глубоко под землю, чтобы иметь запас еды на зиму. Это означает, что они очень умны и сообразительны. Пусть ваши дети нарисуют эту маленькую белку и раскрасят ее.

Кудрявый воздух

Этот простой набросок в конце этой статьи изображает дующий ветер. Ветер дует из-за разницы давлений воздуха на суше и на море. Земля нагревается быстрее, поэтому воздух над землей становится легче и поднимается выше, а его место занимает более прохладный воздух над морем, так дует ветер. Этот эскиз может быть полезен в ситуациях, когда необходимо показать дующий ветер. В конце концов, эскиз прост и точен, что его можно легко нарисовать. Ваш ребенок должен нарисовать его.

Медведь

Медведя называют диким животным, но вы хотите знать забавный факт: большинство медведей не охотятся на людей, и у них есть склонность к человеческому поведению. Это означает, что медведи в чем-то связаны с людьми. Медведи составляют основную часть начальной школы ребенка и очень хорошо знакомы с детьми.

Этот простой рисунок медведя для детей — хороший выбор для занятий рисованием вашего ребенка. Вашим малышам понравится делать этого несложного зверька, потому что это легко и весело. Все, что вам нужно сделать, это сделать большие и маленькие круги, чтобы получить этого собственного медведя. Дети могут воспользоваться помощью собственного плюшевого мишки, который хранится в их комнатах.

Руки

Дети, вы помните все части своего тела? Ну и самое главное это руки. Мы все можем выполнять все наши повседневные действия, используя наши руки. Играть, есть, пить, рисовать, писать и т.д. можно только руками. Руки состоят из двух важных частей: ладони и пальцев. Руки – это благословение, данное нам нашим Богом. Поэтому мы должны быть благодарны Богу за такое благословение. Вы можете нарисовать свою руку на своих альбомах для рисования. Вышеупомянутая рука на изображении представляет «Победу». Эту руку очень легко нарисовать, она подходит для детей от 6 лет.

Распространяйте положительную энергию

В детстве мы проявляем интерес к каким-то предметам или к тому, кто вдохновляет нас на постановку целей. На пути к успеху мы должны стремиться и вкладывать в него свою энергию. На наш успех влияет множество факторов. В этом процессе мы должны вдохновляться нашими идеальными мыслителями, развивать положительную энергию и идти их путем. Мы должны научиться уважать старших, поскольку они являются нашей моральной опорой, и нам есть чему поучиться на их опыте.

Симпатичные парочки

Привет, друзья, в этом разделе я рассказываю о том, как детям очень красиво нарисовать изображение этой милой парочки, дети получили удовольствие, рисуя это изображение, более того, для рисования этого изображения было использовано всего четыре цвета, как дети чувствуют себя милыми переживаниями двух парочек. очень рад нарисовать это изображение, и было использовано меньше цветов, и между парами красный цвет — красивая комбинация. И они смотрят друг на друга с такой любовью, что дети тоже очень рады рисовать, и это изображение легко нарисовать.

Сезон дождей

У нас есть много сезонов, таких как лето, зима, сезон дождей или сезон дождей, осень, весна и т. д. Эта картина связана с сезоном дождей. Сезон дождей также известен как сезон муссонов. В разных регионах мира сезон дождей приходится на разное время года. В сезон дождей нам нужны плащи, резиновые сапоги, зонтики и т. д. На изображении выше вы можете видеть двух человек, идущих под дождем, и один из них держит зонтик под дождем. Вы можете легко нарисовать вышеуказанную картину. Вам понадобятся карандаш, бумага, ластик и несколько цветов. Уровень сложности для этого типа рисования средний. Этот рисунок подходит для детей возрастной группы 9+.

Пара роботов

Дети, возможно, вы смотрели несколько мультфильмов о роботах. Робот — это машина, созданная человеком для выполнения ряда действий, которые помогут нам в нашей повседневной работе. В настоящее время на рынке доступно множество игрушек-роботов, и дети любят играть с ними. Вам нужно вставить в него батарею, и тогда ваш робот готов к работе. Дети называют роботов роботами. На приведенном выше рисунке вы можете видеть двух роботов. Один робот-мужчина, а другой-женщина, и вместе они составляют пару. Они выглядят энергичными и готовыми к работе. Вы можете нарисовать этих роботов в своем творчестве или книгах по рисованию. Этот рисунок подходит для детей возрастной группы девять плюс.

Симпатичные персонажи-растения

Растения — наши зеленые друзья, и мы никогда не должны причинять им вред. Вы всегда должны пытаться защитить их. Растения — живые существа, так как им нужна пища, вода, чтобы расти, а также они размножаются. Нам следует избегать рубки деревьев, поскольку они живые существа и помогают нам во многих отношениях. На приведенном выше изображении вы можете видеть, что даны два персонажа-растения, и они играют друг с другом. Просто понаблюдайте за их головой, там вы можете увидеть несколько веток и листьев. Это означает, что это растительные персонажи. Вы можете проследить этот рисунок в своих альбомах по искусству. Уровень сложности для этого очень легкий. Этот рисунок подходит для детей старше шести лет.

Отец и ребенок

Дети хорошо связаны со своими отцами. Они любят переезжать со своим героем. Они любят веселиться с ним. Каждый ребенок хорошо проводит время со своим отцом. У некоторых детей хорошая привязанность к отцу, и они не будут играть без него. На приведенной выше картинке мальчик сидит на плечах у отца и оба куда-то продвигаются. По лицу мальчика видно, что он кажется счастливым и взволнованным. Эта сцена выглядит очень мило. Вы можете нарисовать эту картину на своих рисунках или альбомах по искусству. Уровень сложности для этого средний, и эта часть работы подходит для детей возрастной группы девять плюс.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *