Содержание
Что должен уметь ребенок в год? Советы и рекомендации.
Новорожденный ребёнок – самое незащищенное существо. С самых первых дней жизни он нуждается в заботе и защите. Родители обеспечивают младенцу комфорт, уют, питание и занимаются его развитием. Чтобы делать это правильно, желательно знать, что должен уметь ребенок в год, полгода, в месяц. Соответствие нормам всегда относительное, но значительные отклонения настораживают и помогают вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Нормы развития ребенка до года
За год младенец преодолевает огромный путь, формируясь из беспомощного малыша во вполне осознанного человека. Постепенно познает мир и учится управлять своими движениями, эмоциями, физиологией. Важную роль в правильности развития играют родители. Именно благодаря маме и папе ребенок быстрее узнает, какие формы и цвета его окружают, учится сидеть и ходить, познает дом, в котором живет и пространство, окружающее его вне квартиры. Для развития используются как окружающие предметы, так и игрушки.
При выборе игровых предметов желательно учитывать возраст новорожденного, его потребности, психофизические особенности. Именно поэтому необходимо знать, что заинтересует младенца, что будет способствовать стимуляции интереса и формирования новых способностей. Специалисты разделяют соответствие нормам по месяцам, но следует учитывать то, что уже с рождения каждый ребенок – отдельная личность с индивидуальными особенностями.
Младенец от рождения до 1 месяца
Всё, что нужно младенцу в первые дни жизни – это сон и еда. Нахождение рядом с мамой вполне удовлетворяет все потребности маленького человека. Но буквально через пять дней после рождения можно заметить колоссальные изменения в развитии ребенка.
Физиология
При рождении ребенок попадает из привычной водной среды в мир со свободным движением. К такому состоянию привыкают все системы организма:
- легкие учатся дышать;
- регулируется система теплообмена;
- растет желудок, адаптируясь под грудное молоко;
- формируется бактериальная среда в кишечнике;
- постепенно проходит тонус мышц, появляются свободные движения руками и ногами.
Основа первого месяца жизни – рефлексы. Благодаря глотательному и сосательному рефлексу ребенок ест, хватательный помогает вовремя задержать предметы, поисковый – находить пищу. Постепенно врожденные рефлексы угасают, остаются базовые, присущие и взрослым людям – чихание, моргание, вздрагивание при резких звуках и ярком свете.
Психоэмоциональные особенности
В первые недели жизни младенец не демонстрирует особенных эмоциональных способностей. Но некоторые родители могут отметить появление физиологической улыбки. Помочь развитию малыша можно с помощью ярких погремушек – их водят перед глазами из стороны в сторону, стимулируя фиксацию взгляда.
Особенности развития от 1 до 3 месяцев
Месячные дети уже начинают взаимодействовать с родителями – узнают маму, следят за ней взглядом, рассматривают свои ручки. В этот период малыш меньше спит, постепенно учится гулять и всё больше стремиться узнать окружающий мир.
Физиология
Физическое развитие младенца после месяца значительно ускоряется. Согласно нормам врачей-педиатров, в 2 месяца ребенок должен уметь:
- удерживать голову, лежа на животе, под углом в 45 градусов;
- переворачиваться на спину с бока;
- следить глазами за движущимися объектами;
- поворачивать голову в сторону громких звуков.
Постепенно формируется режим отдыха и бодрствования. Малыш подстраивается под маму, просыпается вместе с ней, определяется период дневного сна. Уже становятся более длительными интервалы в кормлении. При кормлении малыш старается занять более удобную позицию, поэтому маме целесообразно использовать специальные подушки.
Психоэмоциональные особенности
Именно в этот период родители начинают получать эмоциональный отклик от ребенка. Появляется первая осознанная улыбка, гуканье, смех. «Комплекс оживления» чаще всего демонстрируется для мамы, но в дальнейшем громкий смех и улыбку видят уже и другие близкие родственники, ухаживающие за новорожденным.
Ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром – прислушивается к новым звукам, с интересом рассматривает новые предметы. Поэтому для игр следует использовать погремушки с разными наполнителями, издающие различные звуки. Для стимуляции развития мышления и восприятия форм и цвета – игрушки квадратной, круглой, треугольной формы с яркими, но естественными цветами. Оптимальный вариант – приобрести игровой коврик (один из вариантов — Tiny Love Сказочный лес), на котором малыш также получит новые тактильные ощущения.
Развитие от 3 до 4 месяцев
В этот период родителей ждет длительное гуканье – малыш вовсю разговаривает. Выделяет близких, радуется родителям. Всё длительнее период активности, ночной сон – крепче.
Физиология
Практически все родители знают, что в 3 месяца ребенок должен уметь переворачиваться с бока на живот и наоборот. Учитывая то, что дети весьма непредсказуемы, можно ожидать и небольших попыток ползать. Поэтому родителям трехмесячного младенца уже понадобится игровой манеж.
В три месяца ребенок уверенно держит предметы в руках и старательно их рассматривает. Сделать ручки более сильными и развить внимательность можно, вкладывая в ручку погремушки с разной толщиной ручки, ярких расцветок, различной текстуры и формы.
Психоэмоциональные особенности
Плач ребенка уже становится выраженно требовательным, расстроенным или испуганным – малыш умеет передавать эмоции. Положительные эмоции также становятся более яркими, кроме широкой улыбки появляется громкий смех, визг от радости. Младенец начинает реагировать на своё имя, поворачивает голову, когда его зовут.
Как развивается ребенок от 4 до 5 месяцев
Это период, когда за младенцем нужно очень тщательно следить – он начинает двигаться всё более активно. Ему становится тесно в кроватке, мягкий коврик на полу идеально подходит для исследований.
Физиология
Педиатры отмечают, что в 4 месяца ребенок должен уметь:
- переворачиваться со спины на живот;
- лежа на животе опираться на вытянутые руки долгий период времени;
- играть с ножками и ручками;
- тянуться за предметами, хватать их и держать.
Иногда четырехмесячные дети уже пытаются сидеть. Для правильного развития осанки лучше использовать специальные шезлонги или коляски с регулируемым наклоном спинки.
Психоэмоциональные особенности
В четыре месяца ребенок узнает голоса близких людей, выделяя голос мамы. Малыш может пугаться незнакомых, так как хорошо запоминает лица (особенно, если родные с ним часто играют, используя погремушки). Дети в 4-5 месяцев активно стремятся к общению: гуляют, тянут ручки, по-разному реагируют на строгий и ласковый тон.
Особенности развития малыша от 5 до 6 месяцев
Пятимесячный ребенок – уже заметно сформировавшийся маленький человек. У него появляются любимые игрушки, повышается физическая активность. Малыш хочет сидеть, раскачиваться, переворачиваться. Задачей родителей становится направлять и поддерживать подвижность, используя специальные игры.
Физиология
Специалисты, рассказывая о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, особенно отмечают именно физические достижения.
Для пятимесячного младенца характерны:
- попытки ползать по-пластунски;
- уверенные перевороты со спины на живот и наоборот;
- захват выбранных предметов;
- дотягивание до объектов с упором на ноги.
Постепенно ребенок становится на вытянутые ручки, вначале опираясь на локти. В таком положении он может провести достаточно много времени. У некоторых деток начинают резаться зубки, поэтому им понадобятся игрушки-прорезыватели (Vulli Жирафик Софи), силиконовые грызунки.
Психоэмоциональные особенности
Для некоторых пятимесячных детей проблемой становится нарушение режима дня, когда крохи «путают» день с ночью. Причиной может стать очень длительный дневной сон или поздние подъемы. Педиатры рекомендуют вводить таким малышам ритуалы сна: использовать при засыпании ночник с мягким светом, модули для кроватки с подвижными игрушками.
Развитие психики и физиологии от 6 до 7 месяцев
Полгода – рубеж, на котором родители отмечают, как заметно подрос их крошечный человечек. Казалось, совсем недавно в кроватке лежал несмышленыш, который даже не смотрел на маму. А тут из манежа тянет ручки малыш, готовый целый день общаться, изучать пространство вокруг и узнавать что-то новое.
Физиология
Впереди у родителей еще больше приятных забот и труда над воспитанием и развитием чада. Нужно помнить, что в 6 месяцев ребенок должен уметь:
- из положения на четвереньках – садиться;
- раскачиваться вперед-назад, стоя на четвереньках;
- следить за движущейся игрушкой и пытаться до нее дотянуться;
- пробовать всё «на зуб».
В этот период дети проявляют пищевой интерес – пробуют не только материнское молоко, но и всё, что находится в зоне доступа. Полугодовалым малышам начинают вводить педиатрический прикорм.
Психоэмоциональные особенности
Познавательный интерес растет день ото дня. Стоит подкреплять его развивающими играми с конструктором, первыми интерактивными игрушками (Alilo Малышарики Нюшенька R1). Малыш будет с удовольствием заниматься с одной игрушкой – облизывать и грызть ее, перекладывать с одной руки во вторую, трясти, стучать ей. Особенно важно в этот период заниматься развитием речевого аппарата: учить ребенка повторять слоги и звуки, разговаривать с различной интонацией, читать книжки, подражая сказочным героям.
Развитие ребенка от 7 до 8 месяцев
Период с семи до восьми месяцев требует от родителей повышенного внимания к безопасности. Именно сейчас малыш активно исследует мир, находящийся на уровне его глаз. Розетки закрываются заглушками, углы – накладками, двери фиксируются блокаторами.
Физиология
Ребенок уже сидит и ползает, начинает подтягиваться, держась за бортик кровати или руки родителей. В этот период малыши начинают учиться ходить и даже могут сделать несколько шагов, держась за ручку мамы. Активным детям можно приобрести ходунки. Они помогут ограничить перемещение непоседы, помочь быстрее и увереннее стать на ножки.
Психоэмоциональные особенности
Уже хорошо сформированы нервные структуры, поэтому улучшены связи, отвечающие за качество ощущений. Поэтому на первый план выходит сенсорное развитие.
Что умеет семимесячный малыш:
- искать названный предмет взглядом и находить его;
- рассматривать объекты на рисунках;
- играет с различными игрушками долгое время;
- повторяет простые слоги «ба-ба», «ма-ма», «па-па» с определенной интонацией.
Дети проявляют интерес к своему отражению в зеркале: тянутся к нему, дотрагиваются, улыбаются. Поэтому желательно дополнить игровую малыша предметами с зеркальным отражением.
Особенности развития в период от 8 до 9 месяцев
В 8 месяцев ребенок уже может научиться ходить (приставным шагом), держась за бортик кроватки, руки мамы. Восьмимесячные дети пугаются незнакомых людей, так как хорошо помнят, как выглядит мама и близкие люди.
Физиология и психоэмоциональные особенности
Ребенок встает у опоры и умеет садиться, уверенно ползает, особенно в привычных местах. Большими темпами начинает развиваться мелкая моторика рук, так как появляется «пинцетный» захват. Целесообразно в этот период использовать для игр мозаики, конструкторы, кинетический песок (Kinetic Sand Wabafun), но только под присмотром взрослых, дети всё ещё едят всё, что попадается им в руки.
Дети в восемь месяцев:
- ярко проявляют недовольство, восторг, удивление, демонстрируя широкий диапазон эмоций;
- повторяют отдельные слоги, проговоренные взрослыми;
- хорошо ориентируются в пространстве знакомых помещений;
- контролируют громкость голоса.
Важно! Мимикой дети проявляют эмоции, настороженно и аккуратно относясь к новым предметам. В это период можно использовать для игр музыкальные игрушки, интерактивные модели, объекты с различными текстурами.
Как проходит развитие от 9 до 10 месяцев
За девять месяцев малыш существенно вырастает как в физическом, так и в эмоциональном плане. Если в 1 месяц ребенок должен уметь фокусировать взгляд и ненадолго удерживать голову, то в 9 – немного ходить с поддержкой и эмоционально взаимодействовать с окружающими людьми. С маленьким человеком всё интереснее проводить время, он с удовольствием познает новое.
Физиология
Малыш в 9 месяцев умеет:
- уверенно переступать ногами боком и прямо, держась за опору;
- активно ползать, может залезть на стульчик, подушку, диван;
- из положения лежа – садиться, сидя – ложиться;
- играть с мелкими предметами.
Для развития внимательности и логического мышления у девятимесячного ребенка необходимо использовать сортеры и пирамидки с кольцами различной формы.
Психоэмоциональные особенности
Период с 9 до 10 месяцев – самый разговорчивый. Дети разговаривают сами с собой, с родными, повторяют слоги и громко эмоционально сказанные слова. Родители могут способствовать развитию словарного запаса постоянно общаясь с малышом. Это должны быть эмоциональные просьбы, пожелания, рассказы, беседы. Хорошо помогают стимуляции речевого аппарата книжки и игрушки со звукоподражающими мелодиями (как говорит кошка, какие звуки издает пароход), телефоны с песенками, сказками и мелодиями.
Изменения в период от 10 до 11 месяцев
Уже после 9 месяцев существенно сдвигается акцент с физиологического на психическое развитие. В 10 месяцев ребенок заметно проявляет индивидуальные черты характера, стремится к социализации.
Психоэмоциональные особенности и физиология
Десятимесячный ребенок активно демонстрирует эмоции – радуется не только появлению близких людей, но и личным достижениям (достал игрушку, получилось пристроить колечко на пирамиду). Малыш уже вполне осознанно выполняет простые инструкции, может подойти, если его зовут, подать или положить названный предмет.
Возможности детей в этот период:
- ходят прямо с поддержкой за руки;
- используют одну руку для манипуляций с предметами;
- машут «пока» по просьбе или примеру взрослых;
- запоминают места расположения предметов и кладут их туда;
- осознают, когда их хвалят или ругают.
В это период у детей формируется свой собственный язык, понятный только взрослым. Малыши называют одним слогом знакомые предметы и животных.
Психика и физиология ребенка от 11 до 12 месяцев
Рассматривая развитие ребенка по месяцам до года, специалисты отмечают значительный прогресс у тех малышей, с которыми часто занимаются родители.
Есть дети, в год, а то и к 11 месяцам, уже делающие первые шаги. Помочь придать уверенности ходьбе могут игрушки-толокары. Развитие психоэмоциональных способностей продолжается, углубляется и требует такой же внимательности родителей.
Годовалый малыш может:
- говорить первые слова: мама, папа, баба;
- показывать части тела;
- мимикой передавать удивление, восхищение, вопрос;
- уже демонстрирует любовь и неприятие каких-либо занятий.
Главное, у детей годовалого возраста появляется любимая игрушка, с которой комфортно спать (ZAZU Кролик Бо). Подбирая игрушку, стоит отдавать предпочтение товарам из натуральных тканей, с приятным естественным оформлением. Помочь с подбором игрушек для детей разного возраста могут менеджеры магазина. Звоните: +375 (29) 652-50-08.
особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров
В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.
Важно!
В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
Средний рост | 75-79 см |
Средний вес | 9,6-10,5 кг |
Средняя окружность головы | 45-47 см |
Количество зубов | 8 |
Кризис 1 года | В 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1). |
Гармоничное развитие | Многие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2). |
Взаимосвязь физического и психического развития | В раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем.
Развитие тела
У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.
Двигательные навыки
Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.
Общение
Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).
Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».
Психомоторные навыки
Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.
Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».
Социальное развитие ребенка в год
Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери.
У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.
В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.
Речевое развитие ребенка в 1 год
Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.
Словарный запас
Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки.
Автономная речь
Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash.com
Как развивать речь
Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.
Здоровье ребенка в 1 год
Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Узнать больше
Часто встречающиеся болезни
Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Узнать больше
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.
А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.
Взаимодействие с одеждой
Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.
В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.com
В этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа.
Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает.
Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность.
Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.
Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг.
Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.
На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.
Популярные вопросы и ответы
Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.
Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?
Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит.
Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему.
Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?
Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?
Что понимает ребенок в 1 год?
Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.
Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf
Вашему 4-летнему: Добро пожаловать в 4
Вашему 4-летнему сейчас
Добро пожаловать в год, который полон развития старых навыков и приобретения совершенно новых с головокружительной скоростью. Четыре обычно живой, энергичный и общительный год. Уверенный в базовых навыках, таких как речь, бег, рисование и строительство, ваш ребенок готов использовать эти навыки в полной мере. Еще более сдержанные 4-летние дети, как правило, наслаждаются обществом взрослых и детей всех возрастов, от самых маленьких младенцев (рядом с которыми они чувствуют себя «такими большими») до самых старших прабабушек и дедушек (с которыми они часто могут общаться на простой уровень наслаждения моментом вместе). Теперь все кажутся очаровательными, от почтальона до двоюродных братьев и случайных новых лиц на детской площадке.
Ваша жизнь сейчас
День рождения вашего ребенка, вероятно, принес в ваш дом несколько (или больше) новых игрушек. Время чистки после дня рождения. Просмотрите игрушки вашего ребенка, чтобы выяснить, какие из них не использовались какое-то время и могут быть расходными. Легче всего раздавать игрушки тайком. Если вы спросите разрешения, ваш ребенок будет настаивать на сохранении всего, но в этом возрасте он вряд ли заметит исчезновение, если об этом не упомянуть. (Если вы беспокоитесь, вы можете положить игрушки в чистилище в гараже на неделю или около того, чтобы убедиться, что они не пропущены, прежде чем выбросить их навсегда.) Благотворительные организации, такие как Goodwill, семейные приюты, детские сады (особенно в религиозных центры или другие некоммерческие организации), а благотворительные базары могут приветствовать игрушки в хорошем состоянии. И вы будете рады иметь меньше беспорядка вокруг дома.
Также разумно начать прятать некоторые игрушки, которые вы решили оставить, и периодически доставать их по очереди. Ребенку, у которого вокруг слишком много игрушек, может быть трудно сосредоточиться на чем-либо в течение очень долгого времени. Меньшее количество игрушек помогает создать ощущение порядка, которое успокаивает вас обоих.
Источники
Редакция BabyCenter стремится предоставлять самую полезную и достоверную информацию о беременности и воспитании детей в мире. При создании и обновлении контента мы полагаемся на надежные источники: уважаемые организации здравоохранения, профессиональные группы врачей и других экспертов, а также на опубликованные исследования в рецензируемых журналах. Мы считаем, что вы всегда должны знать источник информации, которую вы видите. Узнайте больше о наших правилах в отношении редакционных и медицинских обзоров.
ААП. 2015а. Вехи развития: от 4 до 5 лет. Американская академия педиатрии. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/preschool/Pages/Developmental-Milestones-4-to-5-Year-Olds.aspx [По состоянию на июль 2017 г.]
AAP. 2015б. Эмоциональное развитие дошкольников. Американская академия педиатрии. https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/preschool/Pages/Emotional-Development-in-Preschoolers.aspx [По состоянию на июль 2017 г.]
CDC. 2016. Важные вехи: Ваш ребенок к четырем годам. Центры по контролю и профилактике заболеваний. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/milestones-4yr.html [По состоянию на июль 2017 г.]
Медлайн Плюс (АДАМ). 2016. Развитие дошкольника. https://medlineplus.gov/ency/article/002013.htm [По состоянию на июль 2017 г.]
Реклама
ПредыдущийСледующий
Что должен знать 4-летний ребенок перед поступлением в школу?
Распознавание букв и цифр
Академические занятия являются наиболее неотъемлемой частью раннего обучения. Хотя к концу школы ваш ребенок будет знать алфавиты от A до Z и считать до 50, помогите ему распознавать вещи заранее. Это поможет им начать свое обучение.
Всякий раз, когда вы смотрите телевизор, играете в игры или читаете с ними книгу, указывайте на случайные буквы и смотрите, сможет ли ваш ребенок их угадать. Им не обязательно знать счет или азбуку по порядку; это будет сделано в школе, но они должны быть в состоянии распознать некоторые из них.
В Интернете есть много интерактивных игр, и вы также можете купить несколько таблиц, чтобы облегчить вашему ребенку обучение до того, как он пойдет в дошкольное учреждение. Это гарантирует, что они не останутся позади в классе.
Еда и манеры за столом
Даже если ваш 4-летний ребенок не будет есть в школе, есть шанс, что ему подадут закуски. Вы же не хотите, чтобы они потеряли чувство собственного достоинства, когда не могут правильно держать вилку, в то время как их одноклассники с легкостью все едят.
Итак, научите некоторых основам, таким как использование ложки, пластиковой вилки, складывание соломинки в коробку с соком, открывание пакетов с закусками, использование салфетки для вытирания лица и рук и так далее.
Идентификация и сортировка объектов, форм и цветов
Ваш ребенок должен уметь сортировать, различать и упорядочивать различные объекты, формы и цвета. Они не должны быть очень точными каждый раз, но достаточно знакомы, чтобы понять большинство вещей правильно. Это важнейшие базовые навыки, которые ваш ребенок должен преуспеть в классе, особенно когда играют в различные игры с раскрашиванием и сортировкой.
Если они знакомы с концепцией, они быстрее пройдут обучение и разовьют интерес к дополнительным знаниям. Вы можете помочь своему ребенку в этом, спросив его о форме различных предметов вокруг вас или когда вы находитесь на улице. Сделайте то же самое с цветами, но также дайте им наборы красок и книжки-раскраски, чтобы они могли экспериментировать и учиться самостоятельно.
Использование горшка
Хотя это зависит от дошкольного учреждения, поскольку в некоторых даже не требуется приучать ребенка к горшку, вы должны делать это для своего ребенка, а не для требований школы. Это спасет их от смущения и убережет от обзывания за то, что они однажды справились в штаны.
Во-первых, научите ребенка общаться с учителем, когда ему нужно идти, дайте понять, что в этом нет ничего стыдного. Затем научите их убираться самостоятельно и не полагаться ни на кого другого.
Тем не менее, приучайте их к горшку с осторожностью и терпением, не торопите их, иначе они могут начать беспокоиться, когда им нужно идти, что может привести к тому, что они будут скрывать это от учителей.
Напутствие:
Мы уверены, что вы не знаете ответа на вопрос «Что должен знать четырехлетний ребенок перед тем, как пойти в школу?» Просто не забудьте начать процесс ухода за собой и обучения за несколько месяцев до дошкольного учреждения.