Всё молчит и молчит. Откуда у ребёнка задержка речи и что с ней делать? | Здоровье ребенка | Здоровье

Наталья Кожина

Примерное время чтения: 5 минут

13404

АиФ Здоровье №43. Как бесплатно отдохнуть в санатории 23/10/2018

Shutterstock.com

Наш эксперт – логопед-дефектолог Татьяна Грузинова. 

Нормы устарели?

Если следовать классическим нормам, то в идеале у ребёнка уже в 2 года должна быть фразовая речь, в которой могут присутствовать лепетные слова. Но эти нормы были разработаны много лет назад и, по мнению многих специалистов, давно устарели. Причин несколько – увлечение детей телевизором и компьютером (речь с экрана может восприниматься ребёнком как фоновый шум, а не отдельные слова, поэтому учиться говорить на мультфильмах бесполезно), увеличившееся количество неврологических нарушений у малышей.

Но даже у современных детей в 3 года фразовая речь уже должна присутст­вовать. При этом многие считают, что это касается только девочек, а мальчики начинают говорить позже. Это действительно так, но к трёхлетнему возрасту, когда формируется центр активной речи, дети независимо от пола должны говорить одинаково. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу.

При этом родителям не стоит пугаться и считать своего ребёнка недоразвитым. Если ребёнок заговорил позже 3 лет, это не значит, что у него потом возникнут какие-то серьёзные проблемы. Скорее всего, он догонит своих сверстников. Но только в том случае, если ему быстро помочь. Ведь после 3 лет счёт идёт уже на месяцы, и каждый из них – серьёзное упущение.

Пальцем покажи!

Нынешние дети начинают говорить намного позже своих сверстников, которые жили каких-то тридцать лет назад. Связано это в том числе с тем, что сейчас в мире преобладает зрительная информация, поэтому ребёнок поневоле начинает воспринимать скорее образы, а не речь. Малышу гораздо проще обозначить вещь картинкой или жестом, а не набором звуков, поэтому, вместо того чтобы говорить, он на  всё показывает пальцем. Оградить ребёнка от потока визуальной информации невозможно – даже если ограничить просмотр мультиков, то от рекламы на улицах, ярких журналов и даже упаковок никуда не убежишь.

Но что же делать родителям в ситуации, когда относительно взрослый ребёнок общается жестами, а разговаривать отказывается? Типичный, обывательский совет, который дают мамам и папам: «А вы не понимайте его», – ошибочен. Так делать категорически нельзя. Речь – это функция, которая появляется не потому, что надо говорить, а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека – выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает – значит, он не может это делать, и пытаться заставить его – как говорить безногому: «А ну-ка станцуй!» Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

Ещё одна ошибка родителей – отказ от сюсюканья. Многие мамы и папы считают, что «детский» язык только портит речь малыша. Но на самом деле от сюсюканья больше пользы, чем вреда. Оно способствует тому, чтобы ребёнок быстрее научился повторять и произносить различные слоги.

Поиграем?

Лучший способ научить ребёнка говорить – игра. Например, можно читать стихи и петь песенки, не договаривая концовки. Но перед этим придётся не раз спеть песню или прочитать стишок целиком, чтобы ребёнок их усвоил, запомнил. И только после этого можно приступать к игре «закончи фразу». Чем хороши такие игры? Когда вы не договариваете последний слог, у малыша есть большая потребность закончить стишок. Наш мозг устроен таким образом, что всегда стремится завершить мелодию или стихотворение, если те заканчиваются на неустойчивой ноте. Очень полезны для развития речи мелодии, заканчивающиеся на открытых слогах. Например, детская песенка «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко…», где родитель будет петь начало куплета, а ребёнок – заканчивать.

А вот другое упражнение – по дороге в садик называйте ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук в начале, и просите его повторить. Покажите, что можно поменять звук и получится совершенно другое слово: например, «рак» и «мак». Вместе вспоминайте слова, начинающиеся на один и тот же звук. Потом делайте то же самое со звуком на конце слова, потом – в середине. Постепенно у ребёнка сформируется понимание звукового образа. Тогда уже можно будет спокойно учить его слоговому чтению.

Важно

Несмотря на то, что центры понимания и активной речи у детей формируются неодинаково, нормы у речевого развития всё же есть. В среднем активный словарь ребёнка должен составлять:

  • к году – около 8–12 слов;
  • к двум годам – около 300 слов;
  • к трём годам – около 1000 слов;
  • к пяти годам – около 2,5–3 тысяч слов.

Смотрите также:

  • Из лучших побуждений. Психолог о том, как родители убивают в ребёнке творца →
  • 5 фактов о развитии речи. Правда и мифы →
  • Шесть вопросов логопеду →

развитие детейздоровье ребенкаразвитие речи

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Мой ребенок до сих пор не говорит

К 4 годам большинство малышей уже говорят довольно хорошо… иногда даже слишком много! Многие родители приветствуют время отхода ко сну, когда постоянное чириканье маленьких голосов, наконец, стихает.

Но когда ваш ребенок совсем не говорит или если вы единственный, кто понимает его «язык», это может вызывать беспокойство. Особенно, когда вы видите, как другие дети их возраста болтают без остановки.

Умение говорить — важный коммуникативный навык, и родители меньше всего хотят, чтобы их малыш отставал в школе или не участвовал во время игр!

Если вас немного беспокоит развитие речи вашего ребенка, визит к логопеду может дать вам ответы, которые вы ищете.

 

Как узнать, нуждается ли мой ребенок в логопедии?

Типичные сроки развития речи выглядят примерно так:

  • В 1 год большинство детей произносят свои первые слова
  • К 2 годам у большинства детей словарный запас превышает 50 слов, и они начинают комбинировать их в речи (например: «хочу печенье», «пока-пока»)
  • В 4 года дети обычно знают сотни слов и могут составить предложения из 5-6 слов. Другие люди тоже могут ясно их понять.

Важно помнить, что дети бывают разных форм и размеров и развиваются в своем собственном темпе. Если ваш ребенок еще не достиг этих вех, возможно, он просто поздно заговорил. Но их развитие — это не то, чем вы хотите рисковать. Если у вас есть опасения,
только выиграют от визита к логопеду для оценки — они сообщат вам, на каком этапе развития речи находится ваш ребенок, и предложат вам некоторые стратегии для продолжения развития его речи дома или порекомендуют варианты терапии.

 

Чем может помочь SpeechEase?

В SpeechEase Speech Therapy наши логопеды используют доказательную логопедическую терапию, которая предназначена для стимуляции и ускорения языковых и коммуникативных навыков вашего ребенка. Мы любим помогать детям развивать их способность говорить и быть понятыми, и мы увлечены тем, что мы делаем!

Мы предлагаем бесплатную консультацию по телефону, чтобы узнать, может ли логопед помочь вашему ребенку.

 

Нужно ли направление?

Вам не нужно направление, чтобы увидеть нас. При этом направление от вашего врача общей практики может дать вам право на скидку Medicare, чтобы помочь покрыть часть стоимости до 5 сеансов с использованием плана расширенной первичной медицинской помощи / ведения хронических заболеваний.

Мы также зарегистрированы в Национальной программе страхования на случай инвалидности. Владельцам частных медицинских страховок мы предлагаем HICAPS на месте для получения соответствующих скидок.

 

Почему SpeechEase?

Мы являемся страстной, дружелюбной и ориентированной на семью практикой патологии речи с отделениями в Таунсвилле, Маккее и Мэнсфилде. Мы также посещаем Эйр и Чартерс Тауэрс и при необходимости предоставляем услуги удаленным сообществам.

Мы работаем вместе с вами, вашим ребенком и вашей семьей для достижения ваших целей. В конце концов, вы являетесь экспертом № 1 по своему ребенку, поэтому ваше мнение приветствуется и поощряется!

Заботливые логопеды SpeechEase обучены оценивать сильные и слабые стороны речи, языка и грамотности, используя ряд формальных и неформальных оценок. Мы лечим любые проблемы, используя ряд подходов, адаптируя наше лечение в соответствии с потребностями вашего ребенка. Вместе мы сможем помочь вашему ребенку развиваться!

 

Что происходит во время первичной консультации?

Первой задачей вашего логопеда является оценка речи и языка вашего ребенка. Мы делаем это, разговаривая с вами, родителем, и задавая вопросы, которые помогают нам лучше понять вашего ребенка. Будут обсуждаться семейная история, здоровье, развитие и образование. Мы также поговорим о ваших текущих проблемах и постараемся понять ваши цели в отношении вашего ребенка.

Далее мы понаблюдаем за вашим ребенком во время структурированного игрового сеанса. Это выглядит весело — и это так! – но во время нашего сеанса мы тщательно ищем ключевые сигналы, которые помогают нам решить возможные проблемы, а также узнать об уникальной личности вашего ребенка. Мы также используем это время, чтобы определить, какие формальные оценки, если таковые имеются, необходимы, а также установить прочные отношения с ребенком, чтобы он хотел продолжать возвращаться к терапии!

 

Что входит в занятия с логопедом?

Не бывает двух одинаковых детей, поэтому методы лечения могут сильно отличаться от ребенка к ребенку. Наша работа заключается в том, чтобы найти наилучший подход, соответствующий предпочтениям, сильным сторонам и проблемам вашего малыша.

Лечение может включать непосредственную работу с ребенком или использование непрямых подходов, таких как обучение через игру. Мы тщательно разрабатываем план, основанный на индивидуальных потребностях вашего ребенка, и включаем ряд методов лечения — универсального подхода не существует.

Занятия могут быть 1:1 или групповыми – мы снова определяем наш подход в соответствии с тем, что лучше всего подходит для вашего ребенка.

Мы также предлагаем стратегии, которые родители могут применять дома. Ведь мы с вашим ребенком всего на час или два, поэтому очень важно, чтобы работа, которую мы делаем вместе, продолжалась и дома.

Чтобы помочь родителям понять ребенка и помочь ему в развитии речи, мы регулярно проводим информационные занятия, на которых обучаем приемам, помогающим развить коммуникативные навыки.

 

Что делать дальше

Позвоните нам по телефону 1300 773 273, чтобы конфиденциально поговорить о развитии речи вашего ребенка. Вы можете зарегистрироваться на наши услуги за 15 минут, заполнив эту форму. Мы с нетерпением ждем встречи с вами обоими!

Что делать — Речевые и языковые дети

Перейти к содержимому

 

Многие родители переживают, когда их ребенок не отзывается на свое имя. Дети со значительной социальной задержкой, например, дети с аутизмом, часто не реагируют на свое имя, когда его зовут. Из-за этого взрослым трудно привлечь их внимание или отвлечь их от того, что они делают. Это также мешает им участвовать в социальных взаимодействиях со сверстниками, поскольку они могут не знать, что с ними разговаривает кто-то другой.

Имейте в виду, что если ребенок не откликается на свое имя, это не обязательно означает, что у него аутизм. Есть много симптомов аутизма, которые должны присутствовать, прежде чем можно будет поставить этот диагноз. Дети без аутизма также могут испытывать трудности с этим, особенно если у них наблюдаются значительные задержки в общении или когнитивные задержки. Эти шаги помогут вам повысить способность вашего ребенка отзываться на свое имя.

1. Реагировать в изолированной обстановке

Первое, что мы должны сделать, это научить вашего ребенка отзываться на свое имя, когда мало отвлекающих факторов. Для этого вам нужно будет пойти в область с немногими отвлекающими факторами для вашего ребенка. Это может быть за кухонным столом или в комнате, где не так много игрушек или забавных вещей.

Посидите с ребенком в изолированной среде. Убедитесь, что у вас есть чем вознаградить ребенка, например, любимой игрушкой, любимой едой или объятиями и щекотками, если вашему ребенку это нравится. Подождите, пока ваш ребенок отвернется от вас, и произнесите его имя. Если он посмотрит на вас, вознаградите его тем, что вы выбрали. Если он не смотрит на вас, еще раз произнесите его имя громче и устройте какой-нибудь переполох, например, помашите рукой или постучите по столу. Продолжайте делать это, пока он не посмотрит на вас. Наградите его тем, что вы выбрали. Каждый раз, когда вы вознаграждаете его, обязательно говорите ему, за что вы его награждаете. Скажите: «Вы слышали свое имя, красавчик!». Продолжайте делать это и убедитесь, что вы сначала просто произносите его имя, а затем прибегаете к маханию или постукиванию только в том случае, если он не отвечает.

Продолжайте делать это до тех пор, пока ваш ребенок не будет смотреть на вас, когда вы произносите его имя, примерно в 80% случаев в этой изолированной обстановке (мало отвлекающих факторов). В этот момент вы будете готовы перейти к следующему шагу. Имейте в виду, что более короткие и частые сеансы лучше всего подходят для развития этого навыка, так как он может быстро устать смотреть на вас каждый раз, когда слышит свое имя.

2. Отвечать в структурированной обстановке

Теперь, когда ваш ребенок может отзываться на свое имя, не отвлекаясь, мы хотим немного увеличить количество отвлекающих факторов и посмотреть, как он это сделает.

В следующий раз, когда вы будете готовы поработать над этим навыком, сядьте с ребенком в месте, где больше отвлекающих факторов, чем в прошлый раз. Зайдите в его комнату, где больше игрушек, или в гостиную, где есть телевизор. Выполните то же действие, что и в предыдущем шаге, где вы произносите его имя и вознаграждаете его, если он смотрит на вас. Если он не смотрит на вас, снова произнесите его имя громче и поднимите шум, чтобы привлечь его внимание. Затем вознаградите его, когда он посмотрит на вас. Это может быть труднее для него сейчас, когда есть больше отвлекающих факторов. Убедитесь, что вы даете ему время, чтобы поиграть между каждым разом, когда вы пытаетесь это сделать. Вы хотите убедиться, что он сосредоточен на чем-то другом, когда вы зовете его по имени, чтобы он действительно практиковался в том, чтобы отвлечься от того, что он делает, вместо того, чтобы просто продолжать смотреть на вас, когда его внимание уже сосредоточено на вас.

Продолжайте делать это до тех пор, пока ваш ребенок не будет смотреть на вас, когда вы произносите его имя примерно в 80% случаев. К тому времени, когда вы будете готовы двигаться дальше, вам не нужно будет махать руками и поднимать шум, чтобы привлечь внимание вашего ребенка. Он должен уметь отзываться только на свое имя.

3. Отвечать в неструктурированной обстановке

Как только ваш ребенок сможет отвечать вам, когда садится за работу, мы хотим увеличить его способность отзываться на свое имя в любое время.

Подождите, пока ваш ребенок чем-то занят, например, поиграет с игрушкой или почитает книгу. Встаньте относительно близко к ребенку и произнесите его имя. Остановитесь на мгновение, чтобы увидеть, смотрит ли он на вас. Если он это сделает, продолжайте и вознаградите его так же, как вы делали это на последних шагах. Убедитесь, что вы сказали ему «красивый», чтобы он понял, за что его вознаграждают. Если он не смотрит на вас, продолжайте говорить громче и противнее, пока он не посмотрит на вас. Давай, вознагради его за поиск. Продолжайте делать это, пока не сможете отступить от того, насколько громко и противно вы это делаете. В конце концов мы хотим, чтобы он откликался только на свое имя, не требуя, чтобы вы сначала привлекли его внимание. Имейте в виду, что мы не ожидаем совершенства, и даже дети без языковых проблем не реагируют на свое имя каждый раз, когда его зовут. По мере того, как ваш ребенок научится это делать, начинайте звать его по имени все дальше и дальше. В конце концов, ваш ребенок должен быть в состоянии ответить, даже если вы произносите его имя из другой комнаты. Однако для этого вам нужно будет увеличить громкость.

Продолжайте делать это в разных условиях и с разными людьми, пока ваш ребенок не начнет чаще откликаться на свое имя. Имейте в виду, что даже дети, у которых нет проблем с социальными навыками, иногда не откликаются на собственное имя, особенно если они очень увлечены тем, чем занимаются, поэтому не ждите от ребенка совершенства.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *