Содержание
как стимулировать речь у малышей
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Родители всегда ждут первые слова своего малыша. Но бывает, что ожидание затягивается и даже к трем-четырем годам у ребенка не появляется речь. Педагог-дефектолог детского сада «Золотая рыбка» Людмила Вайс рассказала, почему дети не говорят, когда уже пора, и стоит ли родителям бить тревогу.
Откуда у детей задержка речевого развития
Задержка речевого развития (или ЗРР) у ребенка — это овладение устной речью позже возрастной нормы:
- в 11-14 месяцев ребенок должен начать говорить первые простые слова «мама», «папа», «баба», «дядя».
- к 2 годам словарный запас малыша должен увеличиться до 100-200 слов.
Причин для возникновения ЗРР много, и иногда бывает сложно понять, что повлияло на задержку речи в конкретном случае. Негативные факторы, которые провоцируют речевое отставание, бывают органические и социальные.
Органические факторы
К органическим факторам, прежде всего, относится перинатальное повреждение центральной нервной системы, которое может возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни малыша. Причины повреждения следующие:
- Внутриутробная гипоксия — состояние, при котором ребенок испытывает кислородное голодание в животе у мамы. Недостаток кислорода вызывает повреждение всех систем и органов, включая головной мозг.
- Внутриутробные инфекции — это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции.
- Родовые травмы — травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения. Риск родовой травмы увеличивается при использовании в родах сложных манипуляций — вакуумной экстракции и наложения щипцов.
- Недоношенность и переношенность.
Спровоцировать отставание речевого развития также могут:
- заболевания, перенесенные в раннем возрасте — менингоэнцефалит или энцефалопатия различного происхождения;
- нарушение слуха;
- наследственные факторы (если в детстве нарушением устной речи страдали один или нескольких ближайших родственников ребенка).
Социальные факторы
- Отсутствие общения.
Абсолютно здоровый малыш может не начинать говорить из-за того, что с ним попросту никто разговаривает. Родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы понимать речь, а значит, и общаться с ним нет необходимости.
- Переизбыток мультиков и гаджетов.
Современные дети вместо здорового общения с родителями подолгу «залипают» в экран телевизора или телефона. От этого начинают отключаться от реальности, видят мелькание каких-то картинок, слышат поток бессмысленных звуков. Это тормозит формирование речевой функции, ведь без правильной речевой среды развитие речи почти невозможно.
- Гиперопека со стороны родителей.
Ребенку буквально и слова не дают сказать: родители по жесту и взгляду распознают все его желания и потребности и бросаются их удовлетворять.
Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!
Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.
А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.
Доступна рассрочка.
Узнать подробнее
Как врачи распознают и классифицируют ЗРР
Понять, что есть проблемы с речью, можно довольно рано. Если ребенок в год не говорит десяток простых слов — это уже признак ЗРР.
Предварительный диагноз ставит врач-невролог ребенку до трех-четырех лет на основании соответствия возрастным нормам. После четырех лет детям неврологический диагноз уточняют. Для диагностирования нужно провести медицинские обследования, проанализировать речь и поведение ребенка.
Врачи выделяют несколько видов задержки речи:
- Темповая задержка речевого развития.
У малыша отстают сроки говорения при полностью сохранном интеллекте и хорошем понимании речи окружающих. Такая задержка возникает, если ребенок ослаблен, много болел или свою роль сыграли неблагоприятные социальные факторы.
- Алалия.
Полное или частичное отсутствие речи. Если ребенок понимает обращенную к нему речь, использует жесты, но молчит, то это моторная алалия. Если ребенок не говорит и при этом не понимает, о чем с ним говорят, то можно говорить о сенсорной алалии.
- Задержка речевого развития, обусловленная снижением слуха.
До года ребенок может не отличаться от сверстников: он будет также «гулить», издавать звуки. Проблемы проявляются к концу первого года жизни: ребенок замолкает, исчезает лепет и гуление.
- Аутизм.
Задержка речи при аутизме отличается от других видов отставаний. Проблемы у ребенка с аутизмом возникают из-за нарушения коммуникации, что в принципе влияет на его социальное взаимодействие. Такие дети не проявляют интереса к речевому общению, так как им это неинтересно.
Важно, как можно раньше распознать проблему, назначить лечение и педагогическую коррекцию у специалистов:
- логопеда;
- дефектолога;
- психолога;
- нейропсихолога.
Поэтому при любых подозрениях на ЗРР родителям нужно посетить врача, а не ждать, когда ребенок сам «разговорится».
Как устранить задержку речевого развития
-
Формируем правильную речевую среду
Если основания для постановки диагноза нет и проблемы носят временный характер, родителям нужно внимательно подойти к формированию правильной речевой среды — естественной обстановки вокруг ребенка, которая оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие речи.
Правильная речевая среда рационально организована и наполнена различными сенсорными раздражителями, в ней развита вербальная и невербальная коммуникация.
Важно:
- как можно больше общаться с ребенком, используя разные интонации;
- читать книжки и стихи вслух;
- минимизировать взаимодействие с гаджетами;
- обеспечить физическое развитие ребенка;
- отказаться от гиперопеки и стимулировать ребенка на самостоятельную речевую активность;
- проконсультироваться с логопедами.
-
Стимулируем речь через игру и повседневную деятельность
Даже в животе у мамы ребенок способен слышать и узнавать знакомые ему голоса, реагировать на мелодии. Поэтому важно начать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время гигиенических процедур.
После шести месяцев родители должны играть с ребенком в ладушки, сороку-белобоку, козу рогатую, показывать и называть части тела, просить повторять звуки и простые слова.
Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в этот период стоит больше стимулировать двигательную активность и внедрять игры на развитие крупной моторики.
Ближе к году, когда малыш научился ходить, у него начинается активная фаза исследования окружающего мира. И задача родителей — не мешать в этом. Бегать, прыгать и разбрасывать игрушки — абсолютно нормально для здорового ребенка.
На втором году жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать малыша к бытовым процессам — к приготовлению пищи или уборке дома, ребенок с удовольствием будет повторять за взрослым.
-
Выбираем правильные игрушки для развития речи
Не стоит покупать для малыша дорогие разрекламированные игрушки. Лучшими помощниками в игре станут:
- кубики;
- пирамидки;
- книжки с большими картинками;
- обычные бытовые предметы.
Дети любят пакетики, фольгу, все, что мама держала в руках. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой — пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.
Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребенка с мамой и папой, общение и обмен эмоциями — это основные факторы здорового развития малыша и его речи.
Материалы по теме:
- Людмила Вайс: «В работе логопедов всё перевернулось с ног на голову»
- Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Что делать, если ваш ребенок не говорит?
- Галерея
- Отзывы
- Статьи
- Лицензии
- Вакансии
- Страховые партнеры
- Партнёры
- Контролирующие организации
- График приема граждан по личным обращениям
- Онлайн консультация врача
- Документы
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Причины возникновения
- Здоровье (патология беременности и родов)
- Билингвизм (в детском саду говорят с ребенком на русском языке, а в семье — на другом)
- Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми, наличие няни, говорящей на другом языке, педагогическая запущенность и т. д.)
- Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок (проживание с глухими родителями, у «неговорящих» родителей и дети неговорящие)
Основные признаки общего недоразвития речи:
- позднее начало развития речи;
- замедленный темп речевого развития;
- ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас;
- нарушение формирования грамматического строя речи;
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;
Характеристики детей с ОНР
Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей с ОНР наблюдаются типичные проявления:
- ребенок понимает речь окружающих, но не может сам сформулировать свои мысли;
- наблюдается отставание в развитие логического мышления;
- дети заметно отстают в развитии двигательной сферы;
- отмечается недостаточно устойчивое внимание;
- снижение вербальной памяти;
- речь малопонятна, аграмматична, недостаточно фонетична;
- первые слова появляются ближе к 3-4 годам.
4 уровня общего недоразвития речи
- 1 уровень – у детей полностью речь отсутствует, а словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
- 2 уровень – к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы.
- 3 уровень – уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
- 4 уровень – наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают слоги и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена. Речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений, общей, тонкой и речевой моторики.
Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.
Логопедическая работа должна быть построена комплексно, тоесть должна включать:
- лечение лекарственными препаратами;
- занятия с логопедом;
- работу с психотерапевтом;
- активное участие родителей.
Нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.
Запись на прием
Фамилия имя и отчество полностью: *
Номер пропуска или медкарты:
Контактный телефон: *
Выберите день приема:
Дополнительная информация:
Нажимая кнопку «Отправить заявку» вы соглашаетесь с условиями
Политики конфиденциальности и Пользовательского соглашения
Пожалуйста, оставьте свои контактные данные, чтобы наш специалист смог связаться с вами для уточнения даты и времени вашего приема.
Ваше имя
Ваш телефон
Нажимая кнопку «Отправить заявку» вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности и Пользовательского соглашения
Помощь детям, которые поздно начинают говорить
Если кажется, что ваш ребенок поздно начинает говорить, когда пора обратиться за помощью? Что нормально?
Автор Ричард Трубо
«Мама. Папа.»
Часто это первые слова, которые произносит малыш, и они могут превратить обычный день в незабываемый для родителей.
Но если кажется, что дети отстают от своих сверстников в разговорной речи, это может вызвать у родителей тревогу и множество бессонных ночей, а также, возможно, привести к беспокойным звонкам педиатру с вопросом: «Почему мой ребенок не разговариваешь?» Родители могут помнить, что старший брат или сестра был намного дальше в своем языковом развитии в том же возрасте, возможно, с легкостью говорил предложениями из двух или трех слов в возрасте 2 лет. И со временем их опасения могут превратиться в панику.
Однако в большинстве случаев в тревоге нет необходимости. Большинство детей развивают речь в своем собственном темпе, и существует широкий диапазон нормальных показателей, говорит Дайан Пол-Браун, доктор медицинских наук, директор по клиническим вопросам Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA). «У некоторых детей язык развивается быстрее, чем у других», — говорит она. Тем не менее, бывают случаи, когда нужно оценивать речь и язык ребенка.
Вехи речи/языка
Около 15–25 % детей младшего возраста имеют какие-либо коммуникативные расстройства. У мальчиков, как правило, языковые навыки развиваются немного позже, чем у девочек, но в целом детей можно назвать «поздно заговорившими детьми», если они говорят менее 10 слов в возрасте от 18 до 20 месяцев или менее 50 слов в возрасте от 21 до 20 месяцев. 30 месяцев.
Большинство экспертов говорят, что в возрасте 12 месяцев дети должны произносить отдельные слова и, возможно, уметь произносить слова «мама» и «папа». Они также должны уметь понимать и выполнять простые просьбы («Дай мне игрушку»).
Американская академия педиатрии перечисляет следующие вехи для первых пяти лет:
- К концу второго года ваш малыш должен говорить предложениями из двух-трех слов. Они должны уметь следовать простым инструкциям и повторять слова, услышанные в разговоре.
- К концу третьего года ваш ребенок должен быть в состоянии следовать инструкции, состоящей из двух или трех шагов, распознавать и определять практически все обычные предметы и картинки и понимать большую часть того, что ему говорят. Они должны говорить достаточно хорошо, чтобы их понимали люди за пределами семьи.
- К концу четвертого года жизни ваш ребенок должен задавать абстрактные (почему?) вопросы и понимать понятия одинакового и разного. Они должны усвоить основные правила грамматики, поскольку они слышат ее вокруг себя. Хотя к 4 годам ваш ребенок должен говорить четко, он может неправильно произносить до половины основных звуков; это не повод для беспокойства.
- К 5 годам ваш ребенок должен уметь пересказывать историю своими словами и использовать более пяти слов в предложении.
Хотя некоторые дети немного отстают в разговорной (или «экспрессивной») речи, их «рецептивная» речь может быть лучше, т. сказал им. «Когда ребенок не использует много слов, но, кажется, понимает, что вы говорите, и может выполнять команды, причин для беспокойства меньше, чем если ребенок отстает как в экспрессивной, так и в рецептивной речи», — говорит Пол-Браун, исследователь. логопед. «Рецептивный язык — полезный предиктор, позволяющий отличить поздно говорящих от детей с задержкой развития».
Растущее число
Число случаев позднего начала разговора среди детей, по-видимому, растет, говорит Мэрилин Эгин, доктор медицинских наук, педиатр из Нью-Йорка и соавтор книги «Поздний говорящий: что делать». Если ваш ребенок еще не говорит . Это увеличение происходит параллельно росту заболеваемости хроническими инфекциями уха, которые могут ухудшить слух и, в свою очередь, способствовать задержке речи. По словам педиатров, по мере того, как все больше детей проводят время в детских учреждениях, они подвержены заболеваниям товарищей по играм, которые могут привести к большему количеству проблем с ушами.
«Хронические ушные инфекции могут отрицательно сказаться на раннем обучении, особенно при наличии других факторов риска», — говорит Пол-Браун. «Дошкольные годы являются критическим периодом для развития речи и языка».
Хотя многие дети генетически предрасположены к более позднему развитию речи, факторы окружающей среды также могут играть роль в том, что дети начинают говорить поздно. Например, в настоящее время проводятся исследования о том, может ли воздействие таких веществ, как ртуть, вызывать неврологические повреждения, которые, в свою очередь, могут повлиять на речь и речь, говорит Агин.
Чего ожидать
Хотя дети развивают языковые навыки с разной скоростью, важно, чтобы их прогресс был устойчивым и чтобы они достигали определенных этапов в установленные промежутки времени. Вот несколько индикаторов того, что является нормальным, а что должно вызывать опасения:
- Большинство детей начинают ворковать и лепетать в первый год жизни. «Они должны бормотать все согласные звуки, но если они ограничены в этом отношении, это может быть тревожным сигналом», — говорит Агин.
- Младенцы должны начать имитировать звуки, которые произносят их родители. Когда мама или папа говорят «мама» или «папа», а ребенок не имитирует это, это тревожный знак, говорит Агин.
- Не слишком беспокойтесь, если маленький ребенок не может четко произнести звуки «л», «р» и «с». Способность формировать эти конкретные звуки имеет тенденцию развиваться со временем, хотя у некоторых детей, возможно, только в возрасте 7 лет, говорит Дебора Дауни, MS, речевой патолог из Центра инвалидов и развития Университета Айовы. Как правило, речевая терапия не требуется, хотя может быть исключение, если эти звуки произносятся в собственном имени ребенка (например, Роберт или Ронда). «Эти дети могут стать застенчивыми, могут не захотеть называть вам свое имя и могут замкнуться в себе», — говорит Дауни.
Обращение за советом
Если вы беспокоитесь о том, что ваши дети поздно начинают говорить, обратитесь к педиатру или обратитесь к логопеду (многие из них сертифицированы ASHA). Логопед может проводить тесты, анализировать разговорные способности ребенка и консультировать родителей о способах стимулирования языкового развития. Эти виды услуг могут быть бесплатными или недорогими в соответствии с положениями Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями.
При подозрении на проблемы со слухом ваши поздно заговорившие дети могут быть направлены к аудиологу (многие из них сертифицированы ASHA) для проверки слуха. Около 1 миллиона детей в США имеют тот или иной тип потери слуха.
Насколько важно правильное вмешательство? По словам Дауни, у детей, поздно заговоривших, могут быть проблемы с речью, и у них могут развиться трудности с обучением в школе. «Устная речь является основой для всех академических областей, включая чтение, письмо и математику», — говорит она, и чем больше времени проходит до того, как будет запрошена и оказана помощь, тем слабее фундамент, на котором будет основываться будущее обучение. Она сравнивает это с попыткой построить дом без каркаса, поддерживающего стены.
В 2002 году исследователи колледжа Брин-Мор пришли к выводу, что дети, у которых в возрасте от 24 до 31 месяца было обнаружено, что они поздно начинают говорить, как правило, плохо читают и пишут, а также имеют более слабый словарный запас в первые годы обучения в начальной школе. школа.
«Я съеживаюсь, когда слышу, как люди говорят: «Не волнуйтесь, он это перерастет», — говорит Пол-Браун. «Если ваш ребенок не прошел обследование у сертифицированного ASHA логопеда, вы не знаете, так ли это на самом деле».
Поощрение нормальной речи
Для поддержки нормального развития речи и языка у вашего ребенка:
- Разговаривайте со своим младенцем и маленьким ребенком в течение дня, в том числе во время купания, смены подгузников и во время еды. Например, привлеките внимание ребенка, а затем расскажите о том, что вы делаете («Смотрите, я открываю холодильник и достаю еду»).
- Когда вы разговариваете со своим ребенком, говорите на уровне выше его собственного. «Если он использует три слова за раз, вы не должны использовать только предложения из трех слов», — говорит Пол-Браун. «Но в то же время не перегружайте его очень сложными предложениями».
- «Младенцы, кажется, обращают больше внимания и больше имитируют, когда их родители говорят на так называемом «материнском языке», то есть на более высоком, похожем на детский, голосе», — говорит Эджин.
- Пойте своему ребенку и читайте ему, начиная с самого раннего возраста.
За дополнительной информацией о нормальном развитии речи у детей, а также за направлениями к сертифицированным ASHA логопедам в вашем районе обращайтесь в ASHA (www.asha.org).
Когда беспокоиться, если ваш ребенок не говорит
Ключевые слова
Вам трудно понять своего малыша? Возможно, вы даже задавались вопросом, стоит ли вам начать думать о логопедии. Ведь речь вашего ребенка повлияет на всю его жизнь, верно? Плохие языковые навыки могут вызвать трудности в школе, способствовать травле и даже повлиять на способность вашего ребенка когда-нибудь найти работу. Умение хорошо говорить важно для продолжительности их жизни.
Как логопед может помочь вашему ребенку?
Логопед или логопед сертифицирован Американской ассоциацией по изучению речи, языка и слуха (ASHA), прошел клиническую подготовку и имеет как минимум степень магистра. По данным ASHA, логопед обучен помогать в следующих вопросах:
- Нарушения речи (произношение или артикуляция)
- Речевые расстройства (понимание и использование письменной и устной речи в словах и предложениях)
- Расстройства социальной коммуникации (понимание социальных компонентов вербальной и невербальной коммуникации)
- Когнитивно-коммуникативные расстройства (концентрация внимания, планирование и решение проблем)
- Нарушения глотания (дисфагия)
Каждый раз, когда у вас возникают опасения по поводу речи или языкового развития вашего ребенка, рекомендуется отвести его к логопеду. Все еще не уверены, стоит ли вам беспокоиться? Вот некоторая информация о предупредительных признаках задержки речи или проблемы.
Предупреждающие знаки задержки речи
От самых первых звуков воркования до полностью сформированных предложений языковые навыки каждого ребенка будут развиваться с разной скоростью. Даже у братьев и сестер речь развивается по-разному. Однако по мере того, как ваш ребенок растет и развивается, его речь должна постоянно улучшаться.
К 2 годам ваш ребенок должен начать складывать два слова, например, «мой мячик» или «больше печенья». Незнакомые слушатели должны быть в состоянии понять примерно половину того, что говорит ваш ребенок, а в возрасте трех лет большинство людей должны быть в состоянии их понять. Если ваш ребенок борется с чем-либо из следующего, возможно, пришло время записаться на прием к логопеду.
Проблема, которая может повлиять на речь или язык (потеря слуха, нарушение слуховой обработки, задержка развития или расстройства аутистического спектра).
- Трудно следовать указаниям
- Использует меньше слов, чем другие дети их возраста
- Заикание
- Трудности при чтении или письме
- Если вам или другим людям трудно понять вашего ребенка
- Поддразнивание со стороны других или разочарование из-за того, как ваш ребенок говорит
- Взаимодействия или игра, которые кажутся необычными
- Другие думают, что ваш ребенок младше их из-за его речи
Причины задержки речи
Существует несколько факторов, которые могут вызвать задержку речи, например, потеря слуха, физические проблемы с небом, трудности в обучении или определенные диагностируемые состояния, такие как расстройство аутистического спектра или церебральный паралич. Также возможно, что задержка речи может возникать изолированно без какого-либо другого медицинского диагноза. В логопедии часто говорят, что мы лечим симптомы. То есть формальный диагноз или конкретная причина не требуются для лечения проблем, связанных с речью.