Содержание
Что делать, если ребенок не говорит в 3 года
Воспитание
- Фото
- Getty Images/Image Source
Во время прогулок с малышом вы наблюдаете, как хорошо говорит соседская девочка, а мальчик — ровесник сына, хотя и не выговаривает многие звуки, но тоже прилично изъясняется. А ваш ребенок все еще изъясняется на одному ему понятном языке, используя мимику, жесты, что угодно, только не слова.
И вы все чаще с тревогой задумываетесь, все ли с ним в порядке, почему он не хочет говорить. Неприятное чувство, правда? И родительские истории про то, как чей-то ребенок-молчун вдруг заговорил сразу целыми предложениями, не успокаивают. Эти опасения оправданны: речь связана с развитием мышления, а ее нарушения могут указывать на проблемы со здоровьем малыша. Поэтому самое верное решение — обратиться с проблемой задержки речевого развития к специалистам.
учитель-логопед, руководитель обучающего центра «ЛогоКласс»
Развитие ребенка хотя и естественный процесс, но очень сложный, за которым стоит огромная работа всех систем организма. Это касается и формирования речи. Взрослые вряд ли догадываются, как трудно освоить ее малышу и пройти путь от повторения звуков до связной речи. Сбой коммуникативных функций может появиться на любом этапе, но родители не всегда обращают на это внимание.
Как правило, мамы больше озабочены физическим развитием младенца: если он плохо держит головку, ему делают специальный массаж, если появилась аллергия, идут на прием к врачу. А когда ребенку больше трех лет и он не говорит ни слова, то… слушают советы бабушек, подруг, соседок, теряя время.
Между тем каждому возрастному периоду соответствует определенные нормы голосовой активности малыша. Показатели усредненные, но все равно они дают представление о том, каким образом идет детское развитие.
Когда дети начинают говорить
0-6 месяцев — плач, крик, гуление, с 3-х месяцев начинают появляться первые звуки «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», «о-у-а», с 5 месяцев — лепет с согласными «агу», «бу-бу», это первый речевой опыт, считается, что за первый год жизни малыш пробует произнести все звуки родного языка.
6-12 месяцев — отдельные звуки, с полугода — попытки произношения, имитация звуков «на-на-на», «да-да-да», в 7 месяцев ребенок понимает смысл некоторых слов, ждет голосовой реакции от мамы, с 8 месяцев — чаще повторяет за взрослыми звуки, после 9 месяцев — первые слоги-повторения: «ма-ма», «ба-ба», «па-па». К году ребенок понимает не меньше 20 слов, все больше повторяет услышанных звуков.
12-24 месяца — период появления первых слов (после 1 года 3 мес.) и простых предложений. Хотя этот процесс тоже индивидуальный. Увеличивается словарный запас, появляется пассивная форма коммуникации — ребенок понимает слова, мимикой объясняет свои просьбы.
2-2,5 года — кроха вполне понятно объясняется с родителями с помощью глаголов повелительного наклонения (дай, пойдем, есть, спать, гулять), начинает говорить простыми предложениями, знает и понимает много слов из домашнего обихода, повторяет услышанное
Важный рубеж
К 3 годам заканчивается анатомическое созревание речевой области мозга, завершается благоприятный период в речевом развитии. Ребенок уже свободно выражает свое желание, например, может сказать: «Мама, пойдем гулять», «Я не люблю есть кашу». В этот период не столько важно звукопроизношение, как правило, все дети допускают фонетические оплошности: меняют буквы, смягчают твердые звуки, пропускают слоги, могут придумать свое название предметам и явлениям. Вспомните, с каким умилением мы слушаем маленького человека со смешным произношением, не всегда понимая его лепет. Сейчас он только учится, он в начале большого пути.
Но бывает и наоборот — ребенок упорно молчит. В этом случае необходимо понять, что лежит в основе этого — он не понимает речь или понимает, но не хочет или не может произносить. Или ему проще добиваться желаемого невербальными способами: плачем, указывая пальчиком, мимикой. В любом случае при задержке речевого развития ребенка нужно показать специалистам, потому что с запаздыванием речи может отставать и развитие мышления.
- Фото
- Getty Images/Westend61
Прежде всего нужно получить консультацию невролога, лора/сурдолога, логопеда и остеопата (если малыш родился путем кесарева сечения), нейропсихолога.
Следующий шаг: по направлению врачей нужно пройти обследование и сдать анализы. Список такой:
проверить на подвывих позвонка в шейном отделе,
сделать УЗИ сосудов шеи и головы или допплер сосудов,
проверить кровь на дефицит витаминов и микроэлементов, особенно если у малыша в анамнезе аллергия.
Если у ребенка обнаружатся проблемы со здоровьем, специалисты назначат так называемый коррекционный маршрут — специализированное лечение.
Причины молчания
Они могут быть физиологическими (патологии развития органов или нарушение функций), психологическими и социальными.
Одна из причин — глухота полная или частичная.
Неврологические проблемы.
Патология развития речевого аппарата.
Последствия стресса или испуга.
Недостаточное внимание родителей, они мало занимаются своим сыном или дочкой; ребенок не получает речевого опыта; если мама молчаливая, то и ребенок будет неразговорчив. Малышу необходима речевая среда.
Психические заболевания.
Как помочь малышу заговорить
Родители очень много могут сделать в домашних условиях для развития речи ребенка.
Больше играйте с ребенком. Только делайте это с удовольствием в хорошем настроении. Ребенок тоже должен с желанием участвовать в развивающих занятиях. Используйте простые игры, чтобы малыш мог легко освоить их и выигрывал, находился в состоянии постоянного успеха. Это могут быть:
игры с мячом на ловкость (кати мячик-поймай-кидай в корзинку),
игры на звукоподражания (давай вместе назовем изображенных на картинках животных, «Кто это? Это собачка, ав-ав).
игры со словами-действиями. Играем с куклой Катей. (Катя, иди, Катя, сиди).
- Фото
- Getty Images
Правильно разговаривайте с малышом. Задавайте вопросы так, чтобы у ребенка был выбор при ответе, а не просто односложные «да» или «нет». («Что ты хочешь скушать на завтрак: кашу или супчик?») и обязательно дождитесь ответа, как бы долго ни пришлось это делать.
Следите за темпом и тоном своей речи. С малышом нужно говорить медленно, четко, не искажать звуки, не «сюсюкать», делать паузы, акцентировать внимание на своей артикуляции, новые слова повторяйте несколько раз. Когда обращаетесь к малышу, смотрите на него, озвучивайте все, что делаете.
Развивайте ребенку общую моторику, то есть тренируйте скоординированные движения всего тела: пусть прыгает (на двух ножках, попеременно на одной/другой), ползает на четвереньках, катается на беговеле, велосипеде — этим навыком у малыша будет совершенствоваться проприоцепция (ощущение движения), а вот самокат нужно убрать.
Делайте с малышом упражнения на развитие мелкой моторики: сортируйте крупные пуговицы по цвету, попросите его найти спрятанный в фасоли/гречке предмет и тд.
Включайте записи со звуками природы и животных. Слушайте вместе музыку.
Разучивайте с ребенком стишки с договариванием.
Больше гуляйте с малышом, а во время прогулки старайтесь меньше его ограничивать. Контролировать поведение ребенка на улице, безусловно, необходимо, но не стоит превращать игру в муштру. Позвольте крохе измерить лужи, поиграть в песке, побегать вволю. Ребенок развивается через движение. А гиперопека только вредит воспитанию.
К 3 годам малыш уже может свободно решать конфликтные задачи, появляются произвольные предметные действия, то есть «я решил и сделал». Речь становится более развернутой, чем в 2-2,5 года. Речь — это высшая психическая функция. Речь — это отражение мышления! Поэтому не надо себя убеждать в том, что неговорящий 3-летний малыш «догонит» своих сверстников, просто надо подождать. Не бывает так, что у ребенка все хорошо, но он не говорит.