ребенок в 3,4 года говорит только слогами – Детский сад и ребенок
Рубрика — Детская психология
Вопрос: Мой сын, ему 3,4 года, до сих пор говорит только слогами единственное слово «папа». Это поправимо?
Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:
Конечно! Безусловно, да. И идти можно несколькими путями.
Во-первых, можно обратиться к логопеду, и тот будет предлагать ребенку разные упражнения для развития речи, артикуляции, а заодно и для правильного выговаривания всех букв алфавита.
Во-вторых, больше разговаривать с ребенком, а если он увлекается компьютером или телевизором, сократить время, проводимое возле них, в пользу прямого общения с людьми.
В-третьих, стимулировать разговор своими действиями. Для этого можно вести себя более естественно. Может быть, звучит странно, тем не менее… Какие чувства у вас возникают, когда ребенок вместо слова или фразы говорит вам всего один слог? Понимаете ли вы его? Понимают ли его другие люди? Как они на это реагируют? А теперь подумайте и ответьте себе честно: ведете ли вы себя в согласии со своими чувствами, когда слышите очень краткие сообщения своего малыша? Если ваша цель – во что бы то ни стало разобраться в том, что зашифровал маленький человечек в своем высказывании – вы будете стараться все понять по двум буквам. И поймете! А ему не нужно будет ничего менять в своей речи – меня и так понимают.
Если же вы хотите понимать его без особых усилий, просто будьте собой. Это пойдет на пользу не только малышу, но и вам. Не играйте роль мудрого и всезнающего взрослого, не стесняйтесь того, что вы не понимаете, что хочет сказать ребенок, не переводите за него кодовые слоги на нормальный язык. Это его работа, а не ваша. Если со слухом у него все в порядке (проверяли?), он давным-давно запомнил полное звучание всех нужных ему слов. А значит, как только сам захочет их произносить, начнет это делать. Вкратце можно сказать так: не делайте за ребенка его дела и не решайте за него задачи, которые перед ним стоят.
В-четвертых, следить за своей речью, хотя бы некоторое время стараться выговаривать все слова как можно четче, говорить не очень быстро, с достаточной громкостью. Короче, побудьте некоторое время диктором телевидения.
В-пятых, не делать из речи ребенка проблему, расслабиться по поводу темпов речевого развития и спокойно и уверенно двигаться к результату. Спокойствие и уверенность в том, что все идет, как надо, является обязательным условием. Я ничего не знаю о том, какой именно вундеркинд растет в вашей семье, но, судя по всему, у него уходит очень много энергии на развитие каких-то способностей, и развиваются они просто немыслимыми темпами. Этим способностям нужны и время, и внимание малыша, потому даже развитие речи пришлось немного растянуть. Может быть, вы уже видите проявление этих неординарных способностей, но скромно о них умолчали в письме, а может, они проявятся позже. Предвкушаю…. И даже завидую).
Трехлетний ребенок не разговаривает — FamilyEducation
Задержки речи следует исследовать как можно раньше.
Q
У меня есть трехлетний племянник, который до сих пор не разговаривает. У него было два специализированных слуховых аппарата, оба из которых пришли в норму. Похоже, он не понимает, что вы говорите, или просто игнорирует вас. Он начинает логопедическую терапию; однако моя семья хотела бы знать, какие возможные диагнозы мы могли бы начать исследовать. Любые идеи?
A
Важно отметить, что некоторые одаренные и талантливые дети мало говорят в детстве, а затем начинают говорить предложениями. Как будто они настолько сосредоточены на изучении своего мира, что у них просто не остается времени на разговоры, особенно когда их общение недостаточно развито для «зрелого» общения. Когда эти дети начнут говорить, берегитесь! (На самом деле, это довольно замечательное явление.) Близнецы часто не разговаривают и не используют «нормальный» язык, потому что у них такие напряженные отношения с братом или сестрой, и потому что нет реальной необходимости разговаривать со взрослыми. Живет ли ваш племянник в семье, где старшие братья и сестры говорят за него или делают что-то до того, как он действительно спросит, так что ему, возможно, на самом деле не нужно использовать язык? Это были бы нормальные и более здоровые интерпретации описанных вами задержек речи.
Однако задержки в общении (неспособность понимать или использовать разговорную речь) могут сигнализировать о более серьезных проблемах. Так как я не знаю этого ребенка, я, конечно, не могу поставить диагноз, но могу предложить некоторые варианты для рассмотрения. Эта проблема с общением может быть проявлением серьезной ранней неспособности к обучению на основе языка. Это также может свидетельствовать о значительной задержке развития (интеллектуального). Ваш племянник осмысленно взаимодействует с людьми и предметами в своем мире? Использует ли он соответствующие жесты, чтобы заставить людей делать то, что он хочет, или сообщить о своих потребностях? Использует ли он предметы надлежащим образом (учитывая его юный возраст)? Точно ли он копирует или подражает действиям других людей? В противном случае он может быть интеллектуально ограничен, а задержка речи является лишь одним из аспектов общей задержки или отставания в развитии.
Дети с аутизмом часто имеют в анамнезе задержку речи или ухудшение коммуникативных навыков после того, как казалось, что они развиваются нормально. Если ваш племянник проявляет странные манеры (повторяющиеся движения или самостимулирующее поведение, например, повторяющиеся игры с колесами игрушечных грузовиков, раскачивание, вращение или взмахи руками), то важно рассмотреть этот диагноз.